Почему возвышенный Исаия говорит, что восходит жезл и цвет из корня (Ис. 11:1), указывая сим на явление Господа во плоти? Или какой имеют смысл, по буквальному значению, у великого Давида, «гора усыренная» (Псал. 67:16), или «колесница тмами тем» (Псал. 67:18), или «сонм юнец» , оставляемый «в юницах людских» (Псал. 67:31), или нога, омоченная «в крови» , или «языки псов» (Псал. 67:24), или Ливан, на подобие тельца, истниваемый с кедрами (Псал. 28:6)? И кроме сего можно, из остального пророчества собрав тысячи месть, научить необходимости такого взгляда на речения относительно к их смыслу, отвергнув который, как это некоторым угодно, по моему мнению, поступит всякий подобно тому, кто в снедь человеку на трапезе предложить хлебное произрастение, не обделав его, не обмолотив колоса, не отделив на веялке зерен от мякины, не измолов жита в муку и не приготовив хлеба по надлежащему способу печь хлебы. Посему, как необделанное произрастение составляет пищу скотов, а не людей; так иной может сказать, что составляют пищу скорее неразумных, нежели разумных людей и богодухновенные речения, не приуготовленные более тонким обозрением, и не только речения Ветхого Завета, но даже многие и в евангельском учении, как например: «лопата, отребляющая гумно» (Матф. 3:12), плевы, отвеваемые ветром, пшеница, остающаяся при ногах веющего, «огнь негасающий» , добрая житница, дерево, приносящее худые плоды, утроза секирою, грозно указующая на посечение дерев (Матф. 3:10), камни, претворяемые в естество человеческое (Матф. 3:9). Сие пусть будет у меня написано к твоему благоразумию, как некое письменное оправдание перед теми, которые поставляют в закон в Божественных речениях не искать ничего больше, кроме ближайшего буквального их значения. Если же и свой труд предать бумаге пожелали мы после Оригена, усердно потрудившегося над этою книгою, то никто да не обвиняет нас в этом, имея в виду Божественное изречение Апостола, который говорит: «кийждо свою мзду приимет по своему труду» (1 Кор. 3:8). Но сочинено это мною не напоказ; напротив того, поелику многое из сказанного в Церкви по любознательности замечено было некоторыми из окружающих нас, то, иное, именно все, что было связно в их замечании, взяв у них, а иное, что необходимо требовало дополнения, присовокупив от себя, составил я сие толкование, в виде бесед; в след за прочитанным местом предлагая обозрение сказанного, столько употребил на сие досуга, сколько в эти дни поста дозволили время и дела; потому что в продолжении их слово сие приготовлено было нами для народного слышания. Если же и продолжение жизни и мирное состояние дарует нам Податель жизни — Бог, то, может быть, простремся и до остального, потому что теперь наше слово и обозрение дошли уже до половины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

Необходимо соблюдение всех заповедей Божьих. Заповеди Божьи определяют основные критерии морально-нравственной и философско-духовной жизни человека. И если человек соблюдает все заповеди Божьи, то подчиняет свою жизнь определенной системе поведения угодной Богу. Нужно соблюдать все заповеди, потому что они многогранно и всесторонне формируют благочестивый образ жизни добропорядочного христианина. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Матф.19:17 ). Оставление всего, что препятствует прийти к Иисусу Христу. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Матф.19:29 ). На пути ко Христу человека подстерегает очень много соблазнов и чтобы показать первостепенность служения Богу, по сравнению со всем остальным в жизни, Спаситель изрек вышеприведенные слова. Необходимо слушать слова Спасителя и следовать Ему в своей жизни, потому что о людях, слушающих и исполняющих слова Спасителя, заботится Сам Бог, оберегает их от бедствий и невзгод и не даст таким людям погибнуть. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» ( Иоан.10:27–28 ). Необходимо достойно соблюдать Святое причастие. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. ... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:51–54 ). Необходимо приносить искреннее покаяние. «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» ( Иез.18:21 ). Через покаяние человек осознает свои ошибки и обращается к Богу с просьбой о прощении. Через искреннее покаяние человеку даруется очищение души и прощение грехов. «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы» ( Иез.18:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Как это понятно, как это логично, и как совершенно вразрез идет с этим ясным и определенным, чистым евангельским учением столь модная теперь пропаганда какой-то мнимо-христианской любви и безусловного всепрощения, слишком уж всеобъемлющаго — простирающегося якобы даже на врагов Христовой веры, вплоть до активно-борющихся со святой Церковью и самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста! Такие лже-проповедники модного мнимого «христианства» для подкрепления своих шатких позиций очень любят злоупотреблять известным изречением Господа: «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7, 1) — особенно излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое искажение евангельского учения — подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих. Дабы правильно понимать это изречение Господа, надо помнить, что ведь Тот же Самый Господь Иисус Христос, сказавший: «не судите, да не судимы будете», тут же, непосредственно вслед за этим, учил: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». (Мф. 7, 6) Кто же это такие эти «псы» и эти «свинии»? Под этими «псами» и «свиниями» Господь разумел нравственно-развращенных людей, неспособных к принятию евангельской Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цены его они не могут понять. Это — люди морально-падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ея, причинив им разные беды и даже смерть . Не ясно ли из этого, что словами: «Не судите, да не судимы будете» Господь вовсе не воспрещает давать нравственную оценку людям — проводить различие между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает, а как мы увидим далее, даже предписывает это делать. Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф. 18,15).

http://pravmir.ru/otpushhenie-grexov-i-m...

Только в очень редких случаях можно видеть стечение в храм богомольцев для поминовения уже погребенного человека. И тогда знай, что человек этот был особенный, - он был один из немногих мудрецов, исполнявших божественное слово: « Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают и крадут» (Матф. 6, 19-20). Завидна жизнь и кончина такого человека: он живет еще и по смерти, тогда как богатство и знатность и все прочее, чем дорожат люди, оканчивается вместе с их погребением, и души их, оставленные одинокими, оплакивают свое легкомыслие во время земной жизни. Ныне мы тоже совершаем заупокойную службу в этом переполненном молящимися, обширном храме, - но среди его не увидим мы пышного гроба, ни окружающих его суетных отличий знатности и богатства. Напротив, те, за которых мы молимся теперь, лишены были даже самого беднейшего гроба. Да, по мирскому рассуждению кончина самая бедственная, так как и самый последний нищий покидает этот мир, будучи положен в какой-нибудь, хотя бы и убогий гроб, устроенный усердием его присных, а если и тех у него нет, то об этом позаботятся блюстители общественного порядка; наши же безстрашные воины полегли телами своими на глубине морского дна, придавленные обломками корабля, между которыми пробираются к их останкам морские раки и другие страшные животные истребители. Итак, к их телам не прикоснется любящая рука родных или товарищей, но зато смотрите, какую огромную родню приобрели они заочно! Ни глубина моря, ни десятитысячное количество верст, отделяющее нас от места их кончины, не препятствуют нам считать их для себя столь присными, как самых кровных родных, и молиться об упокоении душ их, не ради соблюдения общественного приличия, но от всего сердца, о чем свидетельствуют лица ваши, орошенные слезами, которые более ценны для усопших, чем всякие алмазы, украшающие пышные праздники вельмож. И такое же одушевленное чувство, такая же усердная молитва за них в настоящие дни наполняют сердца всех русских людей, да и не русских только, но и греков, и заграничных славян, - словом, всех сынов Христовой Церкви, которой дал Господь дерзновение умолять Его благоутробие за преставшихся братьев. Его Пречистые уста сказали: « паки, аминь, глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех (Матф. 18, 19). Он ли не услышит умиленные молитвы миллионов, и могут ли быть грехи, превозмогающие этот могучий молитвенный вопль, отверзающий душам умерших врата небесного рая.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/12/...

Иными словами, в 18-м стихе говорится о том, что если злодей захочет сделать добро, то не сможет сразу его сделать, а должен сперва исправиться, духовно переродиться и стать добрым. Точно также и дикая яблоня, пока она не окультурена, не привита, просто не сможет давать вкусные и хорошие плоды, а будет плодоносить плохими плодами. То есть праведник, пока он является праведником, не совершит греха, а злодей, пока является злодеем, не совершит доброго поступка. Словами из 18-го стиха Спаситель указывает на то, что не может быть доброго злодея, или злого праведника, или истинных лжепророков так же, как «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые». Иными словами Спаситель отвергает двоякое плодоношение в отношении деревьев и совершение одновременно злых и добрых поступков в отношении людей. Об этом говорилось и в словах Спасителя о невозможном одновременном служении двум господам. «Не можете служить Богу и маммоне» ( Матф.6:24 ). Между 17-м и 18-м стихами нет повторения. В 17-м стихе высказано категорическое утверждение о том, что всякое дерево доброе приносит и плоды добрые. А под добрым деревом подразумевается человек, совершающий добрые дела. А худое дерево, как и худой человек, приносит плохие плоды. То есть плохой человек совершает плохие поступки. 18-й стих представляет собой доказательство этой мысли, содержит в себе обоснование и пояснение утверждения, высказанного в 17-м стихе. Доброе дерево не принесет плохого плода, пока не переродится. Так и человек, до тех пор, пока он является добродетельным, он будет делать добрые поступки, то есть приносить добрые плоды. Злодей, пока не стал добрым человеком, как и не привитая, не окультуренная яблоня, будет приносить плохие плоды, то есть совершать злые поступки. Для того чтобы злодею начать совершать добрые поступки, ему нужно духовно переродиться, как и худому дереву, например дикой яблоне, для того чтобы оно начало плодоносить добрыми плодами, надо пройти через прививку. Этой мыслью, представленной в 18-м стихе, и обосновывается, аргументируется утверждение, высказанное в 17-м стихе о худых и добрых деревьях и плодах. В свою очередь эта аллегория непосредственно относится к лжепророкам, их делам и теориям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием будем совершать благочестивый поступок, так как в этом мире нет ничего у нас своего, а все есть достояние Божие. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим.6:6–7 ). Согласно философско-нравственным представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» ( Лук.18:24–27 ). Богачу трудно попасть в Царство Божие по нескольким причинам. Во-первых богач уже получил все блага на земле, и пресытившись, уклонился от исполнения Закона Божьего, в том числе от подачи милостыни и заботы о ближних и нищих людях. Таких богачей ясно разоблачает Библия и осуждает их. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лук.6:24–25 ). Во-вторых, богатому трудно достичь спасения, потому что он, увлеченный богатством, не слушает и не исполняет слова Божьего. «Обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» ( Матф.13:22 ). В-третьих, часто богатые люди, вместо того чтобы исполнять заповеди Божии и прославлять Бога за дарованное им богатство, начинают ублажать себя, то есть тратят свою жизнь только на приобретение удовольствий. «А желающие обогащаться впадут в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ). В-четвертых, по меткому и образному выражению Апостола Павла, многие богатые люди, вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, погрязли в сребролюбии, то есть в накопительстве денег. Они видят смысл своей жизни не в служении Богу, а только в стяжательстве и приобретении денег, за которые они ложно надеются купить все блага. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Пс.2:6 . Аз же поставлен есмь Царь от Него Далее идет речь от лица Христа; ибо таково свойство пророчеств, что в них и предметы и лица меняются, как это часто можно встречать у пророков, которые не по своей воле пророчествовали, но по внушению Духа Святаго, выполняя свое служение не более – как живые орудия ( 2Пет.1:21 ). Предвозвещает же Христос царство, которое предано Ему Отцом, как человеку; о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, говоря: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» ( Матф. 28:18 ). Пс.2:6 . Над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне Под горою, называемою Сионом, разумеется вся Иудея, и слова текста получают смысл такой: Я поставлен Царем возвещать заповеди евангельские на горе Сионе, т.е. в Иерусалиме. «Повелением» же Господним ( προσταγμα – правила, наставление, учение) называет самые заповеди эти, показывая этим единство воли своей с волею Отца. «Не могу Аз о Себе творити ничесоже», говорил Он, проповедуя на земле учение евангельское; «якоже слышу, сужду; и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца. Аз от Себе не глаголах; но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю. Аз и Отец едино есма» ( Иоан. 5:30, 10:30, 12:49 ). Пс.2:7 . Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты: Аз днесь родих Тя Под этими словами разумеется здесь и предвечное рождение Бога – Сына от Бога – Отца и божественное домостроительство о воплощении Его во времени. Словом «днесь» выражается как бы грань между вечностию и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком, «предуведенный прежде сложения мира, явившийся же в последние времена, егда прииде кончина лета» (Пет. 1:20. Гал. 4:4 ); а словом «родих» обозначается самое исполнение домостроительства о воплощении Его. Ибо Бог Отец называется Творцом и Зиждителем всего. Пс.2:8 . Проси от Мене, и дам Ти языки достяние Твое Так как Христос по плоти принадлежал к роду Иудеев, и потому прежде всего обратился к ним с проповедью благовестия, как своим единоплеменникам; но когда они не приняли Его, то Он естественно обратился потом к племенам языческим, побуждаемый к тому и волею Отца, чтобы Он избрал Себе язычников в наследие. И действительно, Сыну Божию, как «приобщившемуся плоти и крови» человеческой ( Евр.2:14 ), подобало и в человечестве вообще принять участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Стр. 58 (16) 4. Должно ли гневаться на ближних за слова, произносимые ими безрассудно? Не будем гневаться на ближних за слова, произносимые ими безрассудно. Будучи не возделаны добродетелями, они чужды Богу, они -сосуды врага: окончится в свое время жизнь их, и они оставят поприще земной деятельности. ( Авва Исаия ). Стр. 215 (474 от слов «не будем гневаться») 5. Что значит гневаться на брата всуе? (Матф., 18–22). Брат вопросил отца Пимена: что значит гневаться на брата всуе? Старец отвечал ему: суетным (неправильным и неправедным) признается гнев за всякую обиду, какою бы ни обидел тебя брат твой, даже если бы он выколол у тебя правый глаз или отсеку тебя правую руку, и ты на него прогневался, то прогневался всуе. На того имеешь право разгневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога. Стр. 343 (87) 6. Что может служить поводом к появлению гнева и как с ним бороться? Передавал авва Евагрий изречение некоторого старца: отвергаю плотские наслаждения и для того, чтоб отсечь поводы к возмущению гневом. Заметил я, что гнев борет меня всегда по поводу наслаждения, возмущая ум мой и отъемля у меня рассуждение. Стр. 112 (4) 7. Что должно делать с появившимся внутри сердца гневом? Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла не нарушенною до конца. Умоляю как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою. ( Антоний Великий ). Стр. 28 (128) 8. Чем укрощается возмущение гнева? Парящий (находящийся в развлечении и рассеянности) ум приводится в состояние непарительности чтением, бдением и молитвою; разжение вожделения погашается постом, трудом и уединением; возмущение гнева укрощается псалмопением, долготерпением и милосердием. (Авва Евагрий). Стр. 113 (6) 9. Какие примеры борьбы с гневом показали святые Отцы в своей жизни? Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского: авва! отчего демоны так сильно боятся тебя? Старец отвечал: с того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей. Стр. 243 (2)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   1. Православный. Признаешь ли, что Сын и Слово Отца, после того, как соделался плотию, по плоти описуем, — по природе Божества оставаясь неописуемым?     Еретик. Соглашаюсь. Как же (не признавать), коль скоро это возвещают богословы-отцы. Так, Григорий говорит: «описуемый по телу, неописуем по духу». Афанасий говорит: «как Бог, Он невидимо созерцается разумом, и воистину есть; как человек, видимо осязается, и в действительности присутствует».    2. Православный. Не признаешь ли, вместе с тем, что этому описанию, или изображению Христа, должно быть воздаваемо поклонение?     Еретик. Конечно, нет, потому что ни у кого из богоносных (отцов) об этом не сказано. Но я тебя взаимно спрошу, ты же мне отвечай: где в Ветхом и Новом Завете написано, что иконе следует покланяться?    3. Православный. Везде, где только написано, что следует поклоняться ее первообразу.     Еретик. «Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши» (Матф. 4:10; ср. Втор. 6:13). Вот что написано. Этому и покланяться предписано, а совсем не первообразу, а тем более — не иконе, — как ты говоришь.    4. Православный. То, о чем ты говоришь, почтеннейший, не есть учение о Боге (в Самом Себе), относительно Которого невозможно наблюдение сходства и подобия, но — домостроительство, в котором можно видеть первообраз и подобие, если только ты признаешь, что Слово, принявши плоть, сделалось подобным нам.     Еретик. Когда Писание говорит: «Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши», то разве Слово (Божие) не предписывает нам воздавать поклонение совместно Отцу и Сыну?    5. Православный. Очевидно. Но древним было заповедано покланяться Сыну, как еще не облеченному плотию, ибо, по словам (Писания), «Бога никтоже виде нигдеже» (Иоан. 1:18). Но после того как Он сделался плотию, Он, неограниченный, оказался в пределах описуемости и стал доступен зрению, — неосязаемый и невидимый, Он по своему телесному виду сделался подлежащим осязанию и лицезрению. Он вместе с Отцом принимает поклонение, так как Он — равный с Ним Бог: но, с другой стороны, принимает поклонение и в собственном изображении, которого Он — первообраз, — как соделавшийся во всем, кроме греха, подобным нам человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Безусловно, я считаю, что нарушен закон. Мы будем сегодня обращаться в Прокуратуру и органы МВД с просьбой составить протокол об имеющемся правонарушении и требованием привлечь к ответственности саму певицу Чикконе, а также организаторов этого мероприятия. Так как они были неоднократно предупреждены, они знали о действующем в Санкт-Петербурге законодательстве, однако, они сделали все, чтобы не только не предотвратить, а, напротив, помочь Чикконе организовать пропаганду педерастии среди несовершеннолетних. Розовые браслеты, которые надевались на входе всем зрителям, выдавались со словами, что это есть пропуск на концерт - как это часто бывает в клубах, чтобы человек мог входить и выходить из зала, не предъявляя билета. Никакого предупреждения, что браслет является символом гомосексуальной ориентации (как это выяснилось из слов Чикконе позже) не было. Это мы тоже зафиксировали. Приехавшая в город святого Петра певица Чикконе несет в себе искушения для людей, особенно для детей, которые являются " малыми мира сего " , и это страшное преступление сбить с истинного пути ребенка, быть искусителем. Как сказано в Евангелии: " А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " (Матф.18:6). Эта цитата относится не к детям, а к взрослым людям. Но если преступление, связанное с искушением взрослого человека, сравнимо по тяжести с тем, что человеку-искусителю лучше было бы броситься в море, то преступление, совершенное в отношении ребенка, еще страшнее. Какое наказание ожидает такого человека?! Безусловно, для нас это сигнал, последнее предупреждение. Бесовская вакханалия, которую эта некающаяся блудница принесла в наш город, является последним предупреждением, что если мы и дальше будем демонстрировать толерантность к педерастии и пускать в свой дом людей, которые несут искушения, то вскоре мы сами окажемся без дома, потому что разврат сделает свое дело и нас уничтожит. Мы окажемся в меньшинстве в своей же стране, потому что мы не защищаем ее. А страну надо защищать не только силой оружия. Видя, что оружием нас не победить, те страны, которые ненавидят нас, применяют для войны с нами новые технологии. Именно поэтому турне Чикконе получило масштабную поддержку. Именно поэтому даже Генконсульство США участвовало в раскрутке ее гастролей. Они понимают, что их голос в нашем обществе неавторитетен, поэтому используют всяких популярных певичек-танцовщиц для того, чтобы воздействовать на умы несовершеннолетних пропагандой мировоззрения, разрушающего наши ценности».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/10/vi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010