Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно-верующие, пребывающие здесь на земле. О такой церкви – речь в послании к Римл. гл. XII, 4 – 5; 1 Кор. XII, 13, ср. ст. 2728; Еф. V:23 – 27; Кол. I:24 и др.    Далее церковию называется общество верующих одной какой-либо местности, града, даже дома или семейства. Так – в слове Божием упоминается церковь иерусалимская (Деян. VIII:1), антиохийская (Деян. XIII, 1), лаодикийская (Кол. IV:16), солунская (1 Сол. I:1; 2 Сол. I:1), домашняя церковь Акилы и Прискиллы (1 Кор. XVI:19), церковь Нимфана (Кол. 15) и др.    Иногда церковию именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово „церковь“ употреблено, напр,, в гл. XX „Деян. Апостольских “ (ст. 28), где ап. Павел увещевает ефесских епископов быть внимательными в деле спасения „церкви Господа Бога“ (Ср. 1 Тим. III:4 – 5).    Со вторым значением слово „церковь“ употреблено в XVIII гл. Ев. Мф. (ст. 17), в словах: „повеждь церкви: аще же и церковь преслушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь». „Повеждь церкви», сиречь – повеждь ее председящим, толкует слова Спасителя св. Златоуст (Бес. 50 на Ев. от Матф. ср. „Благовестник» зач. 75). У св. отцов церковию именуются иногда только не— которые свойства, принадлежащие церкви, как собранию верующих. В этом смысле св. Златоуст, напр., говорит: „церковь не стены и по— кров: но вера и житие“... „Церковь – не стены церковные, но законы церковные“ (Маргар. сл. 5, л. 519; Кн. о вере, л. 19). Словом „церковь“ определяется иногда богослужебное или молитвенное собрание верующих, как в Деян. XI:26; XIV, 27; 1 Кор. XI:22 ср. ст. 20 и др.    Наконец, церковию называется в слове Божием собрание и нечестивых людей: „Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду“, свидетельствует о себе псалмопевец, св. прор. Давид (Пс. XXV:5).    Кроме κκλησα, греческое νς (храм) часто переводится на славянский язык также словом „церковь». В этом, смысле церковию называется храм, т. е. дом молитвы и общественного богослужения, известным образом устроенный (Деян. III:2 – 3; XXII, 17; XXIV, 11 – 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Евангелие от Матфея появилось, по-видимому, где-то в районе сирийской Антиохии чуть позже 70 г. Им излагается существо апостольской проповеди, как оно зафиксировано Марком, расширенное за счет включения дополнительного повествовательного материала и дополняемое греческой редакцией Матфеевых Логий, наряду с изречениями Христа, заимствованными из других источников. Весь указанный материал организован таким образом, чтобы служить руководством учительства и управления в церкви. [К. Stendahl, " The School of St. Mattew " , 1954 r.] Изречения Христа излагаются так, что они складываются в пять больших тем: 1. закон Царства Божьего (главы 5-7), 2. проповедь Царства (10:5-42), 3. вырастание Царства (13:3-52), 4. приобщение к Царству (глава 18), 5. исполнение Царства (главы 24-25). Рассказ о миссии Христа построен так, что каждая его часть естественно переходит в беседу за ней следующую. Все целое предшествуется прологом, повествующим о рождении Царя (главы 1-2), и завершается эпилогом, сообщающем о страстях и триумфе (главы 26-28). Пятисложная структура этого Евангелия вероятно скопирована с подобной же структуры Ветхозаветного закона. Оно представлено как христианская Тора (слово, означающее скорее " путь " или " наставление " , нежели " закон " в более узком смысле слова). Евангелист прилагает также все усилия, чтобы показать, что миссия Христа является исполнением Ветхозаветного Писания и местами намекает даже, что его судьба воспроизводит историю народа Израиля в Ветхозаветные времена. Так, подобно тому, как дети Израилевы переселились в период национального младенчества в Египет и покинули его в Исходе, так и Христос в младенчестве Своем должен был быть отправлен в Египет и возвратиться оттуда, дабы могли сбыться слова пророка Осии (относящиеся разом к судьбе израильтян и " царя Израильского " ): " из Египта воззвал Я Сына Моего " (Матф. 2:15). Хотя некоторые из речений Христа, находимых у Луки, почти буквально совпадают с параллельными текстами Матфея (например, Лука 10:21 и далее, и Матфей, 11:25-27), а ряд других достаточно подобен, некоторые обнаруживают значительные расхождения, так что ничто не заставляет предполагать, что для этих последних первый и третий евангелисты черпали из одного и того же документального источника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Против еретиков, отвергающих закон и Пророков.   Глаголавшего Пророки .   Захария: «якоже глагола устами святых сущих от века Пророк Его, спасение от враг наших» (Лук. 1:70—71). Богородица: «якоже глагола ко отцем нашим» и проч. (Лук. 1:55). В Деяниях: «о сем вси Пророцы свидетельствуют оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в онь» (Деян. 10:43). Также: «егоже подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых Своих Пророк от века» (Деян. 3:21). В Евангелии: «Давид рече Духом Святым: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» (Мк. 12:36). В Деяниях: «и помолившимся им, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята, и глаголаху слово Божие со дерзновением» (Деян. 4:31). В книге Числ: «егда же препочи Дух на них, и пророчествоваша... в полце» (Числ. 11:25—26).   Против говорящих, что ветхозаветное противно евангельскому, и не принимающих пророческих видений:   Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь .   Павел: «сотворивый обоя едино» (Ефес. 2:14). «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4:5). «Братия святая...» (Евр. 3:1). «Наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» (Ефес. 2:20). «Вы есте тело Христово и уди от части» (1 Кор. 12:27). «Овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе Пророков, третие учителей» (1 Кор. 12:28). «Да Церковь созидание приемлет» (1 Кор. 14:5). «Вы храм Божий есте» (1 Кор. 3:16). «Яже к созиданию Церкве просите» (1 Кор. 14:12). «Сущу краеугольну самому Иисусу Христу... о Немже и вы созидаетеся» (Ефес. 2:20—21). «Той есть Глава телу Церкве» (Кол. 1:18). Притом, как семь соборных посланий названы так потому, что были написаны ко всем верным: так и совокупность всех православных названа в символе соборною Церковию.   Против богомилов и всех нечестивцев, не принимающих, или не уважающих крещения:   Исповедую едино крещение во оставление грехов .   Павел: «исповедал еси доброе исповедание» (1 Тим. 6:12). «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10). «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4:5). «Да крестится кийждо вас во оставление грехов» (Деян. 2:38). В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28:19).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

178 Приведем, наконец, как краткое выражение мыслей древних святых Отцов о рассмотренном нами догмате, слова святого Иоанна Дамаскина из первой главы его Точного изложения православной веры: “Божество неизреченно и непостижимо. Ибо никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Также и Дух Святой ведает Божие, подобно как дух человеческий знает то, что в человеке ( 1Кор. 2:11 ). Кроме же первого и блаженного Существа никто никогда не познал Бога, разве кому открыл сам Бог , – никто, не только из человеков, но даже из премирных сил, из Херувимов и Серафимов. Впрочем Бог не оставил нас в совершенном о Нем неведении. Ибо ведение о бытии Божием сам Бог насадил в природе каждого. И сама тварь, ее хранение и управление возвещают о величии ( Прем. 13:5 ) Божества. Сверх того, сначала чрез закон и Пророков, потом чрез единородного Сына сво­его Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Бог сообщил нам познание о Себе, поскольку вместить можем. Посему все, преданное нам законом. Пророками, Апостолами и Евангелиста­ми, мы принимаем, признаем и почитаем, и более ничего не доискиваемся. Итак Бог , яко всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл все, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить. Удовольствуемся сим, и будем сего держаться, не прелагая вечных пределов и не пре­ступая Божественного предания ( Притч. 22:28 )”. 179 § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Сущность всего того, что Бог благоволил открыть нам о самом Себе, без отношения Его к другим существам, право­славная Церковь выражает кратко в следующих словах символа Афанасиева: “Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу в единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще;” или еще короче – в словах Православного Исповедания: “Бог есть един в существе и троичен в Лицах” (ч. 1, отв. на вопр. 10). Таким образом все православное учение о Боге в самом Себе разделяется на две части: I) на учение о Боге, едином в существе, и – II) на уче­ние о Боге, троичном в Лицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Таким образом, повелевается мужьям, чтобы они ее только в отношении к чужим женам, но и в отношении также к своим, с которыми они по-видимому, законно вступают в супружеское соединение, как говорит Писание: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1:28), знали определенное время для соединения, когда следует соединяться, когда следует удаляться от жен. Это именно и апостол и Екклезиаст выражают: время обимати и время удалятися от обымания (Еккл. 3:5). Итак пусть остерегается и жена, вследствие желания соединения, обольщать мужа, и муж насиловать жену, полагая, что во всякое время она обязательно должна доставлять ему супружеское удовольствие. Поэтому и Павел говорит: ведети свой сосуд стяжавати во святыни и чести (1 Сол:4, 4). Прекрасно говорится в изреченьицах пифогорейца Ксиста: „прелюбодей жены своей тот, кто любит ее слишком горячо“. Некто, переводя эту книгу на латинский язык, хотел украсить ее именем мученика Ксиста, не приняв во внимание того, что во всей книге, которую он разделил на две части, совсем умалчивается об имени Христа и апостолов. И не удивительно, что языческого философа он обратил в мученика и епископа города Рима, когда первую книгу Евсевия Кесарийского в защиту Оригена он также смешал с именем мученика Памфила, чтобы чрез такого хвалителя легче расположить римлян к крайне нечестивым книгам περ πχν. Затем следует на седьмом месте: и человека не огорчал или, как перевели LXX, не притеснял силою. Я не знаю [никого], кто бы был чужд этого порока и греха. Ибо и египтяне притесняли евреев силою. Поэтому и Аввакум жалуется, что нечестивый притесняет праведного (Авв. гл. 1). И, о если бы это говорилось лишь о внешних, а не о внутренних! Ибо и предстоятели церквей обыкновенно притесняют народ чрез высокомерие, о которых написано: старейшину ли тя поставиша, не возносися, но буди в них яко един от них (Сир. 32:1). И Спаситель заповедал: иже аще хощет быти в вас первый да будет меньшим (или последним) из всех (Матф. 20:27). А что говорится по еврейскому [тексту]: и не огорчал человека, это согласно с апостольским свидетельством: не оскорбляйте Духа Святого, живущего в вас (Ефес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

27 Coteler. not. in Constjtut. L. V. с. 13. Напрасно некоторые из евангельской истории стараются доказывать, что Иисус Христос не мог родиться зимою: повествуемое в ней о народной переписи и о пастырях не противоречит сему времени. 28 Как не видно, почему бы пребывание Иисуса в Вифлееме должно было продолжаться долее сорока дней материнского очищения, то в сии самые дни должно полагать прибытие и поклонение волхвов, получивших первое откровение и вступивших в путь, вероятно, еще прежде рождения Его отшедшим же им, Матф IU, 13, и яко скончашася вся по закону Господнию, Лyku II, 29 , немедленно следует по намерению Иосифа возвращение в Назарет, но по нечаянному повелению Ангела, путешествие в Египет, а затем избиение младенцев. 29 К сему просшествию относят следующие слова Макровия об Августе: audisset, inter eos, quos in Syria Herodes rex Iudaeorum intra bimatum jussit interfici, filium quoque ejus occisum ail: melius est Herodis porcum esse, quam filium. L. Satur. It, 4. 30 Athan. L. de Incarnat. Сему преданию противополагают, что намерение бегства Иисуса было скрыться, а не прославиться; и что начало знамениям Он сотворил в Кане. Uoah. II, 11 . Однако в сем же случае приметить можно, что чудодейственная сила Его еще до претворения воды в вино была известна Его Матери, 3, 4, 5. 50 Лyku VI, 1 – 11 ; Mapk II, 23; III, 12 ; Mamф. XII, 1 – 21 . Повествование об учениках, обрывающих колосья, у Матфея и Марка начинается неопределенными словами, в то время и бысть; но у Луки определеннее говорится: бысть же в субботу второпервую. Означает ли сия суббота первую субботу от второго дня опресночного, замененную сим наименованием для исчисления дней пятидесятницы, как думает Скалигер, или субботу второго из праздников первого разряда, то есть, субботу, встретившуюся с великим Днем пятидесятницы, как полагает Гроций. И в том и в другом случае она показывает время, следующее за Пасхою, что подтверждают и упоминаемые в повествовании зрелые колосья. Пасха же сия есть вторая, потому что чудо пяти хлебов, которое Иоанн полагает перед третьей Пасхой, повествуется прочими тремя Евангелистами после приключения с колосьями. Из сего видно, почему сие приключение в порядке времени должно следовать за исцелением тридцативосьмилетнего недужного, и какие происшествия полагать должно между второй и третьей Пасхой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

от Матф. гл. 24, ст. 15); так действительно и совершилось все это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом. первым после царей Набонида и Валтасара. о пире Валтасара, о погибели его и падении царства Вавилонского находится в книге прор. Дан,, гл. 5. о чудесном спасении Даниила во рву львином находится в книге прор. Даниила, гл. 6. главный город Мидии и летняя резиденция персидских, а впоследствии парфянских царей. Город был очень древний, славился своим укрепленным замком и необыкновенною роскошью. или Бел — (финикийский Ваал) названия главного Вавилонского бога солнца. о Виле и драконе находится в 14 гл., ст. 3–23; сказание это относится к неканоническим местам книги. о 6-ти дневном пребывании Даниила во рву львином находится в 14 гл. кн. пророка, ст. 28–42. царь Персидский, сын Кира (529–522 г.), отличался жестокостью. гора в колене Ефремовом, на северной стороне города Сихема. свидетельству Евангелиста Матфея, при смерти Господа нашего Иисуса Христа «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. гл. 27:52–53). царица Елена принесла мощи прор. Даниила в Царьград и положила их близ церкви св. Романа. Их видели русские паломники Антоний в 1200 г., Стефан новгородец в 1342 г., дьяк Александр в XIV веке и иеродиакон Зосима в 1420 г. Гроб его доселе показывают в Сузах, столице Персидского царства; он чтится даже и язычниками. успех, подвиг. Память преподобного Даниила Исповедника Кадикс на юге Испании, близ Гибралтара. Лакапен — Византийский император с 917–944 г. Kohcmahmuh VII — Византийский император с 912–959 г., царствовавший одновременно с Романом. или Христодул был патриархом Иерусалимским с 947 по 967 г. Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины его ныне Нарбонна — цветущий, торговый город древних Галлов, впоследствии (в начале 2-го века) ставший римской колонией, в юго-восточной Галлии при реке Атаке; ныне довольно незначительный город Франции, недалеко от Лионского залива, на канале того же имени, соединяющем Средиземное море с Атлантическим океаном. ( < < back 1)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ими исполнена:    1) история Христа-Спасителя и    2) история всей Его Церкви.    Мы здесь ограничимся указанием только главнейших из этих признаков. Признаки из истории Христа Спасителя § 96. Исчисление их    История земной жизни Спасителя представляет доказательства непосредственно той истины, что Он есть истинный Мессия и истинный Сын Божий, как сам Он о Себе неоднократно свидетельствовал (Иоан. 6:38-40; 7, 28; 10, 30; 17, 5 и др.), а уже посредственно — и той, что принесённая Им на землю Вера есть Вера Божественная (Иоан. 7:16-17; 8, 26—28). Такими доказательствами служат:    а) самое время и обстоятельства пришествия на землю Христа-Спасителя,    б) Его характер,    в) Его чудеса,    г) пророчества и    д) в частности Его воскресение, как величайшее из Его чудес и пророчеств. § 97. Время и обстоятельства пришествия на землю Иисуса Христа.    I. Время пришествия на землю Иисуса Христа случилось именно тогда, когда и надлежало прийти Мессии, по древним пророчествам, и когда как Иудеи, так и язычники ожидали Его.    Справедливость первой мысли мы уже видели, рассматривая самые пророчества: Иакова о неоскудении князя от Иуды, и Даниила о седмидесяти седминах,— пророчества, которые со всей разительной точностью исполнились на нашем Спасителе. В подтверждение же второй, которой также мы не раз касались, представим здесь более полные доказательства.    Сначала об Иудеях. Что они, действительно, ожидали тогда явления Мессии, это известно из истории Евангельской, из свидетельства Иосифа Флавия и из сознания позднейших раввинов Иудейских. Евангелие, в подтверждение этого, представляет несколько случаев, например:    а) как только явился Иоанн Креститель на Иордане со своей проповедью, к нему прислали соотечественники спросить: не он ли Христос? (Иоан. 1:19-27).    б) когда Иоанн отвечал им, что нет, и, называя себя только предтечей Мессии, начал проповедовать: покайтеся, приближибося царствие небесное..., грядет креплий мене во след мене... (Матф. 3:2; Марк. 1:7), этой проповеди верили все, и исхождаше к Иоанну вся Иудейская страна, и Иерусалимляне: и крещахуся еси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя (Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Впрочем, все сказанное происходило не от недостаточности естества, но совершалось в показание бытия. Как же пишете вы, что Бог во плоти страдал и воскрес? Ибо если Бог во плоти страдал и воскрес, то удобостраждущим назовете и Отца и Утешителя; потому что одно есть имя и одно Божеское естество. 14) Из сего же изречения можно усмотреть вашу мысль, показывающую, что не боитесь Бога и не веруете божественным Писаниям. Моисей пишет о Боге: Бог наш огнь потребляяй есть (Втор. 4, 24), а о пришествш Его во плоти говорит: Пророка от братии вашей возставит Господь (Втор. 18, 15), и: живот на древе висящ (Втор. 28, 66), какбы разумея тело Господне, в котором наша жизнь. И Исаия взывает о Боге, говоря: Бог великий, вечный, устроивый концы земли не взалчет, ниже утрудится, и проч. (Ис. 40, 28), о страдании же говорит: человек в язве сый и ведый терпети болезнь (Ис. 53, 3). Что же значит сказанное: ведый терпети болезнь? То, что от страдавшаго явилось удобостраждущее. Посему–то и сказано: напиши писалом человеческим на свитке новом (Ис. 8, 1), а не писалом неимеющей вида плоти. И Апостол говорит: человек Христос Иисус, давый Себе за нас (1 Тим. 2, 5–6). Посему–то, сказав: по плоти (Рим. 9, 5), и воскресение приписывает Происшедшему от семени Давидова. О Божестве же Его говорит: живо бо Слово Божие и действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра (Евр. 4, 12). Да и сам Господь страдание относит к Сыну человеческому, показывая, еже по плоти; о Божестве же Своем говорит: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30), и: никтоже знает Сына, кто Он, токмо Отец (Матф. 11, 27). Писания нигде не предали нам о крови Божией без наименования плоти, или о том, что Бог пострадал и воскрес во плоти. Такия дерзкия мысли свойственны арианам, потому что они Сына Божия не признают истинным Богом; святыя же Писания проповедуют во плоти Божией о крови и страдании плоти Бога, соделавшагося человеком, также о воскресении Божия тела, и именно о воскресении из мертвых. Но вы утверждаете противное, как будто вы премудрее Апостолов, тайнозрительнее Пророков, полновластнее Евангелистов, или полномочнее самого Господа, лживым вашим благохвалением отрицаете истину и говорите против Божества, и на кресте ясно показавшаго домостроительство, когда излиянием крови утверждено бытие плоти, а произнесенныя слова, свидетельствовавшия о бытии души, не отлучение изобразили Божества но показали умерщвление плоти, и то, что Божество, как не оставило тела во гробе, так не отлучилось от души во аде. Ибо это значит сказанное Пророками: не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления (Псал. 15, 10). Потому и Господь сказал: никтоже возмет ю от Мене: но Аз полагаю ю о Седе (Иоан. 10, 18), т. е. показываю, предстоя Сам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Въ отъ пророчества словеснаго. 25 Буквально: вырастаетъ подъ закономъ незаметно. 26 Мощи св. въ времени изъ Халкидона перенесены были въ Константинополь въ церковь, где и находились до Императора Константина Копронима, который, воздвигши противъ иконопочитателей, и противъ иконъ и мощей, приказалъ потопить въ море мощи св. но оне были сохранены, и ныне находятся въ городе, лежащемъ на берегу Мраморнаго моря между Константинополемъ и (Prince Cantemir. Histoire de l’empire Otton. L. 3. cap. 1. 27 писали железными грифелями на досчечкахъ, покрытыхъ воскомъ. 28 То есть, Медею, которая, желая отмстить супругу своему Язону за неверность его къ ней, умертвила двухъ сыновъ своихъ отъ него. 29 креста. 30 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250:not. 37. 31 οιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: γενετς — от рождения. 32 Марк. 3:17. 33 Т. е. единоипостасности божества. 34 ψηλαμενος — букв.: будучи осязаем. 35 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?». 36 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 37 γνσει, Cod. Seg. προγνσει. 38 ατος, но Фотий читает; ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 39 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες. 40 α μ αινμενος; y Фотия: α αινμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: α μ βλεπμενος α αινμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовалъ). См. Исх. 3:4. 41 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 42 νϑρωπιο λγου, Фот. νϑρωπνης σοας — человеческую мудрость. 43 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повиненъ». 44 Ср. Иез: 18:20: сын не понесет вины отца, чему кажущееся противоречие представляет Втор. 5:9: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказывающий детей до третьяго и четвертого рода ненавидяших Меня, устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно–сознательное причастие детей унаследованным от отцев греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Матф. 23:29–35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцев своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010