Под этим " духом " святые Отцы понимают тот дух пророческий, который находил на некоторых христиан во время их молитвенных собраний, и они начинали воодушевленно говорить на разные темы, а нередко и пророчествсвать, предрекая будущее. Но не всякая такая воодушевленная речь всегда от Духа Божьего. Может быть и естественное воодушевление. Апостол и предупреждает, чтобы не верили речам о близости Второго Пришествия Господня даже в том случае, если бы они исходили от лиц, известных своим пророческим даром. Это подобно тому, как он говорит Галатам: " Если бы даже Ангел с неба " . (1:8). Под " словом " здесь надо понимать, конечно, не слово Самого Господа, а слово, которое ложно приписывалось самому Павлу. Под " посланием " также разумеется какое-то послание, ложноприписанное святому Апостолу, на что он сам указывает, говоря: " как бы нами посланного " . " Будто уже наступает день Христов " , — грех Фессалоникийцев не в том, что они ожидали наступления " дня Христова: " ждать пришествия Господня надлежит всегда, по заповеди Самого Господа (см. Лук. 12:35-46 [ 1 ]). Но нельзя самим определять этого дня, момента наступления его, ибо это никому не известно, кроме одного Бога (Матф. 25:13 [ 2 ]; 24:36 [ 3 ]). " Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели " (2:3-5) — пока не придет отступление прежде и не откроется человек беззакония, сын погибели — антихрист, до тех пор и не наступит " день Господень " . Под " отступлением " здесь разумеется предсказанное Господом Иисусом Христом (Матф. 24:4-5 [ 4 ]; 11-15 [ 5 ]; 23-24 [ 6 ] и др.) великое всеобщее отпадение от веры и крайняя степень развращения, несмотря на распространение Евангелия между всеми народами. Об этом отступлении говорит Апостол Павел и в 1 Послании к Тимофею 4:1: " В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским " . Об этом же говорит он и во 2 послании к Тимофею 3:1-8 [ 7 ], а также и Апостол Иуда в ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» ( Притч.22:1 ). Поясняя Свое учение, Иисус Христос говорит людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Матф.6:19–20 ). Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку «не поможет богатство в день гнева» ( Притч.11:4 ). И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Матф.6:33 ). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» ( Лук.6:24 ). А Евангелист Марк, дополняя сказанное, говорит о том, что «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» ( Мар.10:24 ). В противоположность христианской морали, в языческом мире ложно ценились земные богатства. А люди ложно боготворили и поклонялись маммоне, не зная Истинного Бога и не ведая, что для спасения их душ нужны сокровища небесные. Однако с приходом в мир Спасителя, Иисуса Христа, и распространением Его Божественного учения, которое показало истинные ценности мира, многие люди продолжали выше всего на свете почитать земное богатство и поклоняться ему. В наше время таких людей можно разделить на четыре категории. К первой категории относятся люди, не имеющие надлежащих религиозно-нравственных знаний о сокровищах земных и небесных, и ошибочно считающие, что за богатство можно приобрести любые блага, земные и небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   Брак есть несомненно установление Божие, есть закон, положенный Творцем в самом устройстве человека, и потом утвержденный и раскрытый в сверхъестественном откровении. Свящ. бытописатель, излагая историю происхождения первых людей, свидетельствует: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1:27. 28). Говоря далее о происхождении, в частности, первой жены и о приведении ее к Адаму, повествует: и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам, просвещенный Духом Божиим (Матф. 19:4—6): се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину (2, 22—24). Все это было при самом начале мipa во дни невинности человека. После потопа, хотя род человеческий находился уже в состоянии падения, Бог однакож снова утвердил закон брака своим благословением точно так же, как и в начале: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся и множитеся и наполните землю (Быт. 9:1; снес. 7). В законе, данном чрез Моисея, находим строгие постановления, ограждающие неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом (Лев. 20:10; Втор. 7:14; 22, 22; 28, 11; снес. Малах. 2:14—16). В новом завете эту истину подтвердил сам Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, отвечал: несте ли чли, яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже к тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Матф. 19:4—6). И еще прежде — когда почтил своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и даже совершил здесь свое первое чудо (Иоан. 2, 1 и дал.). Ту же истину засвидетельствовали и св. Апостолы. Св. Павел в одном месте говорит: несоздан бысть муж жены ради… Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою: вся же от Бога (1 Кор. 11:9. 11. 12). В другом замечает: вдаяй браку свою деву, добре творит (- 7, 38). В третьем осуждает лжеучителей, которые из презрения к браку возбраняли женитися (1 Тим. 4:1—3). Вслед за св. Апостолами Божественное установление и святость брака проповедывали и защищали св. Отцы и учители Церкви: Ириней, Климент александрийский, Мефодий, Тертуллиан, Иоанн Златоустый, Августин и многие другие, против последователей Менандра, Сатурнина, Карпократа, Василида, Маркиона, против енкратитов, манихеев и других еретиков, отвергавших брак, производивших его от диавола и называвших состоянием, недостойным Христианина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

7. Итак, не будем сердиться и гневно относиться к ним, но будем кротко беседовать с ними; ибо нет ничего сильнее скромности и кротости. Посему и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: « рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем » 2 Тим. 2:24); не сказал: к братьям только, но: « ко всем ». И еще: кротость ваша да будет известна всем человекам », — не сказал: братьям, но — « всем человекам » (Филип. 4:5). Ибо, что пользы, говорит (Господь), « если вы будете любить любящих вас » (Матф. 5:46)? Если дружба с кем–нибудь вредит и влечет к участию в нечестии, то, хотя бы то были родители, удались от них; хотя бы то был глаз, исторгни его. « Если же », говорит Господь, « правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его » (Матф. 5:29); Он говорит не о теле: как это может быть? Если бы Он говорил о телесной природе, то вина падала бы на Создателя природы; притом надобно было бы исторгнуть не один глаз; потому что, если останется левый, то он также может соблазнять владеющего им. Но чтобы ты знал, что здесь речь не о глазе, Господь прибавил: « правый », указывая на то, что хотя бы кто был для тебя так дорог, как правый глаз, вырви его и расторгни свою дружбу с ним, если он соблазняет тебя. Что пользы иметь глаз, если погибнет целое тело? Итак, если дружба, как я сказал, причиняет вред, то будем избегать ее и удаляться; а если она нисколько не вредит нашему благочестию, то будем привлекать и привязывать к себе друзей; если же сам ты не приносишь пользы другу, а от него получаешь вред, то предпочитай оставаться невредимым в разлуке с ним, и избегай дружеских связей, если они вредят, — только избегай, а не ссорься и не враждуй. Так увещевает и Павел следующими словами: « если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми » (Римл. 12:18). Ты — раб Бога мира; Он, изгонявший бесов и совершавший множество добрых дел, когда называли Его беснующимся, не ниспослал молнии, не поразил поносителей, не сжег языка столь бесстыдного и неблагодарного, хотя мог сделать все это, а только отклонил укоризну, сказав: « во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего » (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Для того, чтобы покаяться по-настоящему, а не только на словах, нужно прежде всего ясно, без всяких самооправданий, осознать, чем именно и как мы согрешили, и найти правильные пути, идя которыми, мы могли бы загладить наши грехи, породившие столько страшных преступлений, и коренным образом исправить к лучшему всю нашу жизнь.    Главный наш грех, вокруг которого группируются и все остальные, заключается, конечно, в том, что мы вместо того, чтобы слушать наших подлинных духовных вождей и следовать их увещаниям и наставлениям, пошли за разного рода всевозможными лже-учителями, от которых так сильно и решительно предостерегал своих последователей еще Сам Господь наш Иисус Христос.    Вот, как неоднократно говорил Он во время Своей земной жизни:     «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые; не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак, по плодам их узнаете их» (Матф 7:15—18, 20).    В своей беседе, незадолго до Своих крестных страданий и смерти, Господь опять повторил подобное же предостережение:     «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить; я — Христос, и многих прельстят... и тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга; и многие лжепророки возстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»  (Матф. 24:4—5, 9—12).    Разве не такую именно картину наблюдали мы у нас на Родине в годы, предшествовавшие постигшей ее кровавой катастрофы?!    Плоды деятельности этих лже-пророков, приходивших к нам с отступившего от истинно-христианской веры Запада «в овечьих одеждах», оказались поистине ужасными, для многих тогда неожиданными, хотя и много было данных для того, чтобы распознать их «волчью» сущность. Но вот, что крайне печально, так это то, что и до сих пор далеко еще не все в нашей среде настолько прозрели духовно, дабы полностью по достоинству оценить все то зло, которое они принесли нам и со всей решительностью отвернуться от них и от их лживой клеветнической пропаганды, доведшей русский народ до такого массового духовного ослепления и безумного поругания и осквернения всех своих вековых святынь, — до закрытия и разрушения храмов, избиения священнослужителей и жесточайшего преследования всех искренно-верующих, не пожелавших отречься от своей веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Из Нового завета видно, что сам Иисус Христос производил суд над людьми и осуждал их. “Горе вам, книжники и фарисеи, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение” (Матф.23:14). “Как убежите вы от осуждения в геенну?” (Матф.23:33). Иисус Христос дал право и власть судить людей и Своим Апостолам, которые также вершили суд. “Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием” (2Тим.4:2). “Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью” (Тит.2:15) данной “Господом к созиданию, а не к разорению” (2Кор.13:10). Апостол Павел осудил коринфского прелюбодея (1Кор.5). А Апостол Петр осудил Ананию и Сапфиру. (Деян.5).    Из всего вышесказанного видно, что Иисус Христос не отменял суды человеческие, но учил как осуществлять суд, как личный, так и гражданский. “Судите судом праведным” (Иоан.7:24). Апостол Павел различает два вида судов. “Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог” (1Кор.5:12-13). Согласно этой цитате Апостол Павел указывает на наличие суда христианского и государственного. Под христианским судом понимается увещевание согрешившего ближнего и наставление его на путь истинный. Этот суд применим к тем людям, которые желают исправляться. А людей, упорствующих в своих грехах, будет судить Бог через карающее воздаяние, которое может выразиться и в наказании преступника через государственный суд.    Согласно взглядам Спасителя, суд между людьми, в виде замечаний, увещеваний нужен для того, чтобы указать на недостатки и ошибки согрешившему человеку и доброжелательно помочь их исправить. Но не нужно изобличать заблуждения с непримиримой враждой и язвительным злорадством, как это обычно делали фарисеи. Как гражданский, так и частный суд, судит ближнего нашего. Поэтому к ближнему нужно проявить чувство сострадания и милосердия. И нужно суметь не только указать ему на его ошибку (то есть изобличить грех), но и нужно суметь сделать это так, чтобы не обидеть согрешившего человека. И нужно суметь убедить грешника отказаться от его греховных действий, показать губительность греха. Поэтому суд, в виде осуждения греха, нужен для того, чтобы помочь грешнику исправиться и наставить грешного человека на путь истинный. И в конечном счете из грешника сделать праведника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Языческий храм маммоны посещали люди, чья душа была не равнодушна к приобретению богатства любым путем. И после совершения обряда поклонения маммоне усиливался контакт между душой человека, жаждущего приобретения богатств, и языческим божеством (злым духом), покровительствовавшим накоплению богатства неправедного.    В наше время, несмотря на то, что таких храмов нет, души людей продолжают стремиться к богатству. Используя эти стремления человеческой души, злой дух-маммона, присутствующий в нашем мире, разжигает эти желания и пагубно влияет на человека. Таким образом, и без поклонения в языческом храме, человек начинает служить маммоне. Сперва тем, что своими помыслами лелеет мысли о богатстве, а потом своими поступками продолжает это служение, приобретая неправедное богатство.    Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой “доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1). Поясняя Свое учение, Иисус Христос говорит людям: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф.6:19-20).    Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку “не поможет богатство в день гнева” (Притч.11:4). И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: “Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение” (Лук.6:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Здесь Он представляет Себя таки же Владыкою, как и Отец, потому что Он сам Пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к падению). Что же делает наемник? " Видит приходящего волка, и оставляет овец; и волк " приходит и " расхищает их " . Так поступили те, но Он – напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: " оставьте их, пусть идут, да сбудется слово " , что никто из них не погиб (Иоан.18:8,9). Но можно здесь разуметь и волка мысленного, – потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: " противник ваш диавол " , говорит Писание, " ходит, как рыкающий лев " (1Пет.5:8). Это змей и дракон: наступайте " на змей и скорпионов " (Лук.10:19). 4. Потому умоляю, будем всегда оставаться под руководством Пастыря. А мы останемся, когда будем слушать гласа Его, – когда будем послушны Ему, – когда не будем следовать за чужим. Какой же глас Его? " Блаженны нищие духом. Блаженны чистые сердцем. Блаженны милостивые " (Матф.5:3,7,8). Если будем исполнять это, – останемся под руководством Пастыря, и волк не в состоянии будет проникнуть к нам; а если и войдет, то сделает это на свою погибель. Мы имеем Пастыря, который столько любит нас, что положил за нас и душу Свою. Если же Он и могущ, и любит нас, то что может воспрепятствовать нам спастись? Ничто, если только мы сами не отступим от Него. А как мы можем отступить? Послушай, что говорит Он: " никто не может служить двум господам, Богу и маммоне " (Матф.6:24). Итак, если мы будет работать мамоне, то не будем уже оставаться под владычеством Божиим. Пристрастие к богатству хуже всякого тиранства: удовольствия не доставляет никакого, а порождает заботы, зависть, коварство, ненависть, наговоры и бесчисленные препятствия к добродетели, – беспечность, распутство, любостяжание, пьянство. А это и свободных делает рабами, и даже хуже рабов, рабами не людей, но ужаснейшей из страстей и болезней души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Или пусть они выслушают [сказанное] в Евангелии: оставится вам дом ваш пуст Матф. 23:38). И пошлет ей Господь не голод хлеба и не жажду воды, а жажду слышания слова Божия (Амос. гл. 8). Об этом и Исаия говорит: будут, яко вертоград, не имый воды (Исаии 1, 30). Если еретики, отверженные Господом, не возвратятся в прежний дом, то будут испытывать такой недостаток во всем, что будет уничтожено даже то, чем они по-видимому обладают.    Ст. 4—5. И детей ее не помилую, потому что они дети блудодеяний. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их, ибо говорила: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб, и воду мою, шерсть мою, лен мой, елей мой и питье мое. LXX: И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя родившая их, ибо говорила: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб мой, и воду мою, и одежды мои, и полотна мои, и елей мой и все необходимое для меня.    Это Я сделаю той, которой Я сказал: ты не жена Моя, и Я не муж твой, и обращу ее как бы в пустыню и сделаю ее как бы землею непроходимою. Ибо когда Я вывел ее из Египта, то, по умерщвлении родителей, дети их вошли в землю обетованную. Но теперь дети матери блудодействующей погибнут вместе с матерью блудницею, ибо они дети блуда и злые, родившиеся от злых. Им в Евангелии говорится: рождения ехиднова (Матф 3:7) Она дошла до такого бесстыдства, что услышала чрез Иеремию: «у тебя лице блудницы, ты отбросила стыд“ (Иерем. 3:3). Разве не служит доказательством упорства и свойственного блудницам бесстыдства то, что она хвалится своим преступлением и говорит: пойду за любовниками моими, пойду к идолам, доставившим мне необходимое для пищи и одежды? Все, описываемое в пророческой речи, иудеи в духовном смысле получили от Господа. И так как они отвергли Сына Божия, избрав себе Варавву, виновного в разбойничестве и возмущении (Лук. 24:19; Иоанн. 18, 40), и распяв Сына Божия, то до сего времени они следуют за демонами и относят благодеяния Божии к тем, которые погубили души своих почитателей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Какая нелепость! Какое нечестивое рассуждение! Они готовы унизить достоинство божества; а с другой стороны они не хотят и тела Господня признать телом истинным. Подводя разные места из Священного Писания, они воображают, что оно превратилось в божество и заключают отсюда, что естество (во Иисусе Христе) одно; между тем, какое это естество (божеское или человеческое), не находятся сказать]  , чтобы по необходимости вслед за Аполлинарием не приписать потом страдания божеству и не отлучить себя от обетованных благ. Неужели же они не вострепещут и не вспомнят о вечном суде, услышав, что говорит Господь: « Я — Господь, Я не изменяюсь » ( Аз есмь, и не изменяюся ) (Малах. 3:6)? « Дух бодр, плоть же немощна… Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия… душа Моя скорбит смертельно… (Матф. 26:41, 39 и 38). Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня » (Лук. 24:39). Разве все это приложимо к божеству? Пусть послушают они, что говорит также Петр: « Христос пострадал за нас плотию » (1 Петр. 4:1), а не сказал: «Божеством». Или еще: « Ты — Христос, Сын Бога Живого » (Матф. 16:16); сказал: «живого», а не «умирающего». И много подобных мест представляет нам Священное Писание; но еретики всегда превратно перетолковывают его. [Оставляя их пустословие, возвратимся, возлюбленный, к предмету нашей речи. Итак благочестиво, и весьма благочестиво исповедывать, что смертью пострадавший за нас Христос — совершен по Божеству, совершен и по человечеству, что Он есть — один Сын Единородный, не разделяемый на двоицу сынов, но вместе с тем носящий в себе неслитными особые свойства двух нераздельных естеств, — не тот и этот, отнюдь нет, но один и тот же Господь Иисус Христос. Слово Божие, плотью облекшееся, притом плотью не бездушной, как говорил нечестивый Аполлинарий. Этого будем держаться. Напротив, будем убегать разделяющих (Его): хотя в Нем и двойственно естество, тем не менее единение, которое мы исповедуем в едином лице сыновства, в единстве ипостаси, нераздельно и нерасторжимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010