Ст. 6. Аз же поставлен есмь и пр. Но ближе с подлинника: Я поставил царя моего над Сионом, горою святости Моея. Аз же. Единый противополагается множеству царей земных и почти всемирному восстанию (ст. 2). Я, коего весь совет стоит, и еже хощу, сотворю, ( Исх.46:10 ), Я поставил. Поставил. По переводу Симмаха, Шмида и указанию Св. Луки ( Деян.4:27 ): помазал. То и другое показывает 1) торжественность, 2) истину и 3) неизменяемость. 1) так как помазывание в царя и поставление на сей степень по большей части совершается пред лицом и в слух всего народа ( 2Цар.5:3 ); 2) Поставил не по своему желанию, как бы чуждому истине, и не по человеческим советам; так же и не сам поставляемый своею силою восхитил царское достоинство. Ибо Евр.5:4–5 : никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, тако и Христос и пр. 3) Я, неизменяемый, так положил, чтобы царство Его, при всех обуреваниях, было царство вечное и престол его неразрушимый ( Дан.2:44 ). Царя моего, того самого Мессию, против коего идолопоклонники и иудеи вооружаются (ст. 2), называет царем своим: а) по особенности царства, отдельного от царств мира сего ( Ин.18:36 ), или б) по свойству постановителя, который непосредственно есть Бог Отец, а не войско или народ, избирающие царей земных. Над Сионом, горою святости моея. Гора Сион первоначально есть местопребывание царствующего Давида, и называется градом Его и крепостию ( 2Цар.5:7, 9 ). Сию же гору, как царственное жилище, занимал и Соломон ( 3Цар.8:1 ). Гора сия называется 1) святою ( Иоил.2:1 ), 2) возлюбленною от Господа паче всех селений Иаковлих ( Пс.86:2 ); 3) горою Божиею и жилищем Божиим ( Пс.66:16–17 ), противополагается Синаю ( Евр.12:22, 5 ), изъясняется словами: свободь и мати всех верующих ( Гал.4:26 ), градом Бога живаго, Иерусалимом небесным и церковью первородных, на небесех написанных ( Евр.12:23 ). И так Сион, над коим поставлен царем Иисус Христос , означает а) Сион Небесный, церковь торжествующую, и б) Сион духовный на земле, церковь воинствующую; так как Иисусу Христу дадеся всяка власть на небеси и на земли. (Матф.). Таким образом, разум сего стиха, может быть, сей: с каким усилием ни вооружались на Мессию вы, перстные цари и народы, никогда не поколеблете царства Его. Не человеческими силами, не пременяемою волею, но Моим всемогуществом и по Моему предвечному совету утвержден престол Его. Я, объемлющий рукою моею вселенную всю, как гнездо, и крепостию ее отрясающий грады от земли как прах – я поставил Его царем. Безразсудные! Вы мечтаете разрушить царство Его на земле, но царство Его не земное и не от мира сего; Он царствует над Сионом духовным, который всегда пребудет славен, сколько бы не посрамляли его; не разрушим, сколько бы не силились разрушить его; высок, сколько бы ни унижали живущих на нем. Он царь в жилище святости своея, там, где царствуют с ним святые мои, царь по образу Давида, но над Сионом вечным. III

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Деян.16:10,11 ; снеси к Кол.4:14 ; к Флм.23,24 ; 2Тим.4:11. 5 ) Не есть самовидец, но евангельскую историю от апостолов Иисус Христовых слышал ( Лк.1:2,3 ); и сие своим свидетельством утверждают Евсевий Истор. Церк. в кн. 3, гл. 24; Тертуллиан в Толковании на Луку. Епифаний же в Ерес. 57, и Никифор в Истор. Церк. кн. 2, гл. 45, объявляют, что Лука один из 70 учеников Иисус Христовых был. 6) Из всех евангелистов в греческом языке был наискуснейший. Смотри Иеронимово письмо к Дамасу. 7) Слог употребляет, чистый, ясный, льющейся, витиеватый, изрядный и историка прямо достойный. Вмешивает такие речения, которые сирского писателя представляют, и многие употребляет наречия, 70 толковникам сродные, которых переводу везде следует. 8) Зачатие и рождение Иоанново, от прочих опущенное, объявляет, и зачатие и рождение Иисуса Христа пространнее, нежели прочее, описывает, 9) Признается в Лк.1:3 , что он порядок дел случившихся обстоятельно наблюл. 10) Более дел и чудес Христовых описывает, нежели прочие евангелисты, но не так полные поучения, как Матфей. III. Время и место Некоторые полагают лето по Вознесении Иисуса Христа 15, другие 22, иные 27; а прочее, да и весьма многие, то время, когда вместе с Павлом во Ахаии, смотри Иеронима предисл. на Матф., был; а может быть Лука сию евангельскую историю написал в Риме, в лето по Рождестве Христове 66 или 67. Ибо Деяния апостольские написал в лето по Рождестве Христове 68; а что незадолго прежде Евангелие свое издал, в том все согласны, поскольку он Деяния к Евангелию присоединяет. IV. Особа, для употребления которой наипаче написано Оная есть Феофил ( Лк.1:3 ), которой без сомнения был муж чиновный, и может быть градоначальник; поскольку от Луки Κρτιστος, державным или начальником называется, которое название бывало председателей римских. Деян.22:26; 24:3 . V. Случай Сей виден в Мк.1:3 . VI. Намерение особенное Феофилу и всей Церкви предать историю о Иисусе Христе, вероятия достойную и точным порядком расположенную, и показать, что Иисус Христос Сын Божий, есть Мессия и истинный человек, от праотцов произошедший. VII. Разделение Содержится в 24 главах. 1) Иоанново рождение. Лк.1 . 2) Христово рождение и юношество. Лк.2 . 3) Крещение и родословие. Лк.3 . 4) Искушение и деяния в Галилеи. Лк.4–9 . 5) Деяния на пути Иерусалимском. Лк.10–18 . 6) Деяния во Иудеи и Иерусалиме. Лк.19–21 . 7) Страдание и смерть. Лк.22,23 . 8) Воскресение и Вознесение на небо. Лк.24 . VIII. Места особливого примечания достойные . § 5. О Евангелии от Иоанна I. Место Евангелие Иоанново во всех книгах следует за Евангелиями, Матфеем, Маркою и Лукою написанными; поскольку Иоанн последний из всех оное написал. II. Надписание Τ κατ ωννην υαγγλιον, от Иоанна Евангелие. III. Писатель Что Иоанн сие Евангелие написал, то явствует из Ин.21:24 , сличи Ин.21:20 . Все до одного также отцы сие Евангелие Иоанну приписывают, и надписание, под числ. 2 имеющееся, во всех книгах и переводах самых древних находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

5. БОЛЬШОЕ СТЕЧЕНИЕ НАРОДА ВОКРУГ ГОСПОДА И ОБИЛЬНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ. ГОСПОДЬ ИЗБЕГАЕТ ИЗВЕСТНОСТИ И ПРОРОЧЕСТВО О СЕМ     (Мф. 12:15-21; Марк. 3:7-12)    По удалении Господа из синагоги, в которой Он исцелил сухорукого, за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи и даже из заиорданских и языческих стран, и Он совершил весьма много чудесных исцелений, запрещая, однако, разглашать о Нем. В этом св. Матфей видит исполнение пророчества Исайи гл. 42 ст. 1—4 о Возлюбленном Отроке Божием. В этом пророчестве, несомненно относящемся к Мессии, пророк прославляет кротость и смирение Христовы. Приводя это пророчество, св. Матфей хочет показать евреям, что их представления о Мессии, как о земном царе-завоевателе, который возвеличит еврейское царство и будет с внешним блеском и славою царствовать на престоле Давидовом, ложны, что ветхозаветные пророки возвещали о Мессии кротком и смиренном, Царство которого будет не от мира сего, но Который тем не менее дарует закон всем язычникам и на Имя Которого будут уповать народы. 6. ИЗБРАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ     (Матф. 10:2-4; Марк. 3:13-19 и Луки 6:12—16)    Пробыв всю ночь в молитве, несомненно об утверждении основываемой Им Церкви, на горе, по мнению древних, на Фаворе, Господь призвал учеников Своих и избрал из них 12, чтобы они постоянно были при Нем и могли потом свидетельствовать о Нем. Это были как бы начальники новых будущих 12 колен Нового Израиля. Число 12 имеет в Священном Писании знаменательное значение, как произведение 3 и 4: Три – вечное несозданное Существо Божие, четыре – число мира – 4 страны света. Число 12 обозначает проникновение человеческого и мирового Божественным. Три первых Евангелиста и кн. Деяний дают нам список имен 12 Апостолов. В этом списке замечательно то, что Апостолы разделены везде на три группы по 4 человека в каждой, причем во главе каждой группы стоят одни и те имена и в составе каждой группы одни и те же лица. Имена Апостолов следующие:1) Симон-Петр:2) Андрей, 3) Иаков, 4) Иоанн, 5) Филипп, б) Варфоломей, 7) Фома, 8) Матфей, 9) Иаков Алфеев, 10) Леввей или Фаддей, как называли Иуду Иаковлева, 11) Симон Кананит или Зилот и 12) Иуда Искариотский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Василия Великого пр. 1 (в книге Никона Черныя горы слово 63, на листе 562 об.): «Чистии и тии от раздорных суть... (Ниже:) а иже от Церкви отсовокуплени, не ктому имеша благодать Духа Святаго в себе, оскуде бо внегда пресецатися последованию... (Ниже:) ни руку возлагати имеша область, к тому бо не могуще благодати Святого Духа инем подати, от нея же и тии отпадоша». Матфей Правильник (в составе А, глава 2) то же правило Василия Великого сице сказует: «Смотряху бо, сице рекши, слагаху, аще и не о вере (раскольницы) погрешают: но понеже убо глава телесе церковнаго Христос, по божественному апостолу, от негоже уди вси живятся, и духовный возраст приемлют, сии же от составов удов телесных отторгшеся не ктому пребывающую в них имут благодать Святаго Духа: еже бо не имут сами, како инем преподадут?» Тожде подтверждает и святой Златоуст (в беседах на послание к Ефесеом, в нравоуч. 11), яко «в раздорвицех рукоположения исчезают». 53 Смотрительно действуется на основании правильного ответа Тимофея Александрийского. «Вопрос: почто обращающияся еретики к Соборной Церкви не покрещаем? Ответ: аще бы се было, не бы ся человек скоро обратил от ереси, покрещения стыдяся: обаче и возложением руку пресвитереву и молитвою весть приходити Дух Святый, якаже свидетельствуют деяния апостол» 54 О возвращении священства из плена Вавилонского зри в 1 кн. Ездры, гл. 2, ст. 36: Неемии, гл. 7, ст. 39. Об обновлении жертвенника священниками по избавлении от плена Антиохова – в 1 кн. Маккавейской, гл. 4, ст. 42. О пребывании священства до Христа – в Евангелии от Матф. зач. 3; от Луки зач. 2. 55 Если из этих слов и видно, что были грады, не имевшие епископа, то это еще не есть свидетельство о лишении в Соборной Церкви епископства (как иногда объясняют глаголемые старообрядцы), ибо и такой град должен подлежать иного града епископу или митрополиту. Толкование Вальсамона: «Этот Новат был пресвитер Римской Церкви, как повествует Евсевий -Панфил. Когда было гонение и многие пали по страху смерти, но потом покаялись, он, надмеваемый демоном, не хотел принимать их, и не имел общения с двубрачными, ревнуя будто бы о целомудрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

См. Валент. 26; Душ. 21. 284 Видимо, намек на стоического мудреца, в своей безмятежности подобного богу. 285 См. прим. 4 к трактату «О свидетельстве души». 286 Имеется в виду стоическое учение о телесности сущего, сформулированное, по–видимому, уже основателем школы Зеноном. Телесно–огненный бог–логос стоиков напоминал огненный логос Гераклита. 287 В тексте соответственно греч. νθμησις («мысль») и εκτρωμα (букв. «выкидыш»); так Валентин обозначал последний, тридцатый Эон, т. е. Христа (см. ниже, гл. 34; Валент. 9–11; Иероним. 1 Комментарий на кн. Амоса 3). 288 Quid ergo Athenis et Hierosolymis? quid Academiae et Ecclesiae? Букв.: «Так что же общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви?» Ср. Апол. 46. 289 Поначалу апостолы учили в так называемом Портике Соломона в Иерусалиме (Деян. 3:11). 290 Иоанн Креститель. Ср. Марк. IV 18; Крещ. 10.  291 Неточность: у Луки не упоминается Илия. 292 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.Oehl.: expedit de sensu certare cum interpretationis gubernaculo. 293 Эвион — имя, возможно, никогда не существовавшего ересиарха, которое Тертуллиан ошибочно выводит из названия иудео–христианской секты эвионитов (то же, что πτωχοι, «нищие» у Матф. 11:5; Галат. 2:10). Упоминаются со времен Иринея (Против ересей I 22), особое влияние имели в Иерусалиме. Вели аскетический образ жизни. От сочинений эвионитов сохранились лишь незначительные фрагменты. Известно, что у них было свое Евангелие (версия Евангелия от Матфея). Теоретические воззрения с трудом поддаются реконструкции из–за разноречивости источников. Обычно им инкриминируются христологические заблуждения — например, признание одного Христа до Его крещения, другого — после, отрицание рождения Христа от Марии (матери простого человека Иисуса) и т. п. (см. Пл. Христ. 24; Hilgenfeld, S. 421f). Под Симоном разумеется Симон Маг, самаритянин — чародей, упомянутый еще в «Деяниях» (8:9 — 24); с его именем связывают возникновение гностического учения. Ср. Идол. 9. 294 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig. — Oehl.: его itaque… dum ubique convenio… et velut si nusquam… Это чтение подкрепляется сходными местами (Напр., Марк. II 17); возможен и намек на фразу Сенеки (Письма 2:2): Nusquam est qui ubique est («Кто везде, — тот нигде»). Ср. Марциал VII 73.  Convenio можно понимать в значении arcesso («побуждаю»). 295

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Я начал ее изложением основных истин православного учения, требуя на них согласия от беспоповских наставников, чтобы таким образом признанные ими самими положения служили для нас уже непререкаемым основанием для рассмотрения частных мнений и предметов разногласия. Именно я предложил на рассуждение беспоповским наставникам следующие положения: 1. Каждому христианину необходимо должно веровать во Евангелие, а не веруяй во Евангелие осужден будет. В доказательство приведены были слова Спасителя: «покайтеся и веруйте во Евангелие» (от Марка зач. 2), и: «иже не имет веры (во Евангелие) осужден будет» (зач. 71), также свидетельство св. Златоуста, из бесед на послание к Колоссаем, яко христианин, не веруяй Христу, невернаго горше есть 114 . Наставники это положение подтвердили своим согласием. 2. Не части Евангелия христианин должен веровать, но всему всецело; в подтверждение приведены слова Спасителя: «учаще их (вся языки) блюсти вся, елика заповедах вам» (от Матф. зач. 116). Наставники подтвердили согласием и это положение. 3. Евангелие, или учение евангельское, должно существовать вечно и непреложно: «небо и земля мимоидет, а словеса Моя не имут прейти» (от Луки зач. 107). 4. Не слушающие Евавгелия не суть овцы господни; об иудеях, которые не послушали словес Христовых, сам Христос сказал: «несте от овец моих: овцы моя гласа моего слушают и по мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (от Иоан. зач. 37 и 38). 5. Праведный суд Божий над людьми произведен будет по Евангелию: «аще кто услышит глаголы моя и не верует, Аз не сужду ему; не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир: отметаяйся Мене и не приемляй глагол моих, имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (от Иоан. зач. 43). И эти все положения наставники утвердили своим согласием. 6. Церковь создана Христом, а не человеком, и пребудет неодоленна: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (от Мат. зач. 67). 7. Церковь , Христом созданная, будет существовать во веки: «тому слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веком, аминь» (к Ефесеом зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

—184— и слышать нас. Стало быть, чего же мы будем их призывать? Запрещение боготворить какие-либо вещественные предметы заключается во 2-й заповеди, в кн. Второзаконие (в гл. 4 ст. 13–21), в Евангелии Иоанна (гл. 4 ст. 21–24), в Деян. Апост. (гл. 17 ст. 24–31). Затем, поминовение усопших, молитвы об избавлении душ их и о даровании им царствия небесного, по нашему убеждению, несогласны с Божиим словом, как это можно видеть из Псалма 48 ст. 8–9, Еванг. Матф. гл. 16 ст. 26, гл. 20 ст. 28, Еванг. Луки гл. 16 ст. 25–26. В приведённом мною псалме прямо говорится, что человек никак, никакой ценой, следовательно никакими Молитвами, не может искупить своего брата и дать Богу выкуп за него. Единственная цена искупление заключается в крови Иисуса Христа. Так что, если в земной жизни человек не примет кровь Иисуса Христа за средство своего спасения, за единственный источник будущей жизни, то он лишается её навсегда, или, по слову Псалма (ст. 9) не будет того во век. Наконец, что касается праздников Пасхи и других, установленных православной Церковью , то мы признаём все их, так как все они совершаются в воспоминание тех или других событий из жизни Иисуса Христа, нашего Спасителя, но не проводим праздники эти так, как принято проводить их у людей, не познавших Господа, на что Он горько жаловался ещё в древние времена, как это видно у Пророка Исаии (гл. 1 ст. 12–20), у Пророка Амоса (гл. 5 ст. 21–24). В частности, день воскресный мы чтим как седьмой день, как день покоя от физических трудов, и посвящаем его на общение с „братьями“ посредством чтение слова Божия, беседы о нём и молитвы. – Главный пункт, на котором расходимся мы с православной Церковью , заключается в том, что мы основываем своё спасение единственно на искупительной жертве Иисуса Христа, Который Своей кровью приобрёл нам вечное искупление (Евр. гл. 9 ст. 12); считаем Его основанием и главой Церкви, краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает во святой храм в Господе (Посл. к Ефес. гл. 2 ст. 20 и 21), признаём, что нет ни в ком ином спасения, и нет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евангелие от Матфея появилось, по-видимому, где-то в районе сирийской Антиохии чуть позже 70 г. Им излагается существо апостольской проповеди, как оно зафиксировано Марком, расширенное за счет включения дополнительного повествовательного материала и дополняемое греческой редакцией Матфеевых Логий, наряду с изречениями Христа, заимствованными из других источников. Весь указанный материал организован таким образом, чтобы служить руководством учительства и управления в церкви. [К. Stendahl, " The School of St. Mattew " , 1954 r.] Изречения Христа излагаются так, что они складываются в пять больших тем: 1. закон Царства Божьего (главы 5-7), 2. проповедь Царства (10:5-42), 3. вырастание Царства (13:3-52), 4. приобщение к Царству (глава 18), 5. исполнение Царства (главы 24-25). Рассказ о миссии Христа построен так, что каждая его часть естественно переходит в беседу за ней следующую. Все целое предшествуется прологом, повествующим о рождении Царя (главы 1-2), и завершается эпилогом, сообщающем о страстях и триумфе (главы 26-28). Пятисложная структура этого Евангелия вероятно скопирована с подобной же структуры Ветхозаветного закона. Оно представлено как христианская Тора (слово, означающее скорее " путь " или " наставление " , нежели " закон " в более узком смысле слова). Евангелист прилагает также все усилия, чтобы показать, что миссия Христа является исполнением Ветхозаветного Писания и местами намекает даже, что его судьба воспроизводит историю народа Израиля в Ветхозаветные времена. Так, подобно тому, как дети Израилевы переселились в период национального младенчества в Египет и покинули его в Исходе, так и Христос в младенчестве Своем должен был быть отправлен в Египет и возвратиться оттуда, дабы могли сбыться слова пророка Осии (относящиеся разом к судьбе израильтян и " царя Израильского " ): " из Египта воззвал Я Сына Моего " (Матф. 2:15). Хотя некоторые из речений Христа, находимых у Луки, почти буквально совпадают с параллельными текстами Матфея (например, Лука 10:21 и далее, и Матфей, 11:25-27), а ряд других достаточно подобен, некоторые обнаруживают значительные расхождения, так что ничто не заставляет предполагать, что для этих последних первый и третий евангелисты черпали из одного и того же документального источника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Первоначально, в Ветхом Завете, при патриархах (Адам, Ной, Авраам и др.) богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом. Для жертвоприношения выбирались места, где Бог являлся человеку и где Он оказывал какое-либо благодеяние, или места, своим величием, таинственностью и красотой, невольно располагавшие человека к размышлению о Божией силе и Божией премудрости и т.д. По выходе Евреев из Египта, пророк Моисей во время Синайского законодательства получил от Бога повеление устроить переносный храм, который назван был скинией, делившейся на двор, святилище и Святое Святых. Храм у евреев был только один с целью поддержать в народе еврейском сознание «Единого» Бога. При царе Соломоне вместо скинии был построен каменный храм, имевший вид четырехугольника с полупокатой крышей, без окон, с двумя высокими колоннами около входа 4 и с большим двором вокруг храма (рис. 1, л. 1). Внутри храм Соломона был разделен, как и скиния, занавесом на две части: святилище и Святое Святых. Храм Соломонов был разрушен Навуходоносором перед вавилонским пленом. По возвращении из плена евреи построили второй храм по образцу и плану первого, но гораздо беднее по украшению. Незадолго до Рождества Иисуса Христа царь Ирод украсил этот храм и сделал некоторые дополнения по сравнению с первым храмом (рис. 2, л. 1). Во время Своей земной жизни Иисус Христос посещал этот храм, учил в нем, заботился о порядке в нем (двукратно изгнал торгующих из храма – Иоанна 2:13–20 и Мф.21:12–13 ) и благолепии его (Сам внес динарий на храм – Матф. 17:24–27 ; поставил в образец доброхотное пожертвование, лепту Евангельской вдовицы – Луки. 21:1–4 ). Своим примером Спаситель одобрил обычай совершать богослужение в храме, освятил самую мысль (или идею) храма и нужду в нем. Молился Иисус Христос еще и в других местах, и даже Тайную Вечерю, когда было установлено Таинство Св. Причащения, Он совершил в частном доме. В беседе же с самарянкою Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только храме Иерусалимском, но и в других местах ( Иоанна 4:21 ). 21. Внешний вид храма

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 1 Предисловие (1–3). Наставления и обетования Господа апостолам пред вознесением и вознесение Его (4–11 ст.). Первая речь апостола Петра – об избрании нового апостола на место Искариота и самое избрание (12–26 ст.) Деян.1:1 .  Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала «Первую книгу», – слав. «первое слово», – греч. τν μεν πρτον λγον – очевидное указание на св. Евангелие, написанное ранее Лукою для Феофила ( Лук. 1, 1–4 ). Поставляя новый свой труд в отношение к первому, как второй, св. Лука хочет показать, что и по внешнему, и по внутреннему существу повествуемых событий, эта вторая его книга есть прямое продолжение и развитие первой, давая вместе с нею возможно обстоятельную историю основания, распространения и утверждения Церкви Христовой на земле. «О всем, что Иисус делал». По объяснению Златоуста – «обо всем, что особенно важно и нужно», «не опустив ни одной из вещей существенных и необходимых, из которых познается божественность и истинность проповеди » (Феофилакт). Такие оговорки делаются святыми толкователями в виду того, что другой Евангелист, Иоанн, признал невозможным делом описать все события жизни Господа ( Иоан. 21, 25 ). Знаменателен буквальный смысл вышеприведенной фразы: «о всем, что начал Иисус творить и учить» ( ν ρξατο ο Ιησος ποιεν τι κα διδσκειν). Дееписатель как бы хочет сказать, что всею своею земною деятельностью Господь Иисус только еще начал, положил начало Своим делам и учению. Продолжением этого начала будет все дальнейшее в делах Его посланников и их преемников до скончания века ( Матф.28:20 ), составляя в целом завершение великого дела Христова, впрочем – не ограничиваемого никакими временами и сроками. Деян.1:2 .  до того дня, в который Он воз­несся, дав Святым Духом по­веле­ния Апостолам, которых Он избрал, «До того дня, в который Он вознесся». О вознесении Господа в Евангелии Луки лишь упоминается кратко ( Лк.24, 50–53 ). Это событие было концом Евангельской истории и началом апостольской. Посему св. Лука и предпочитает подробнее сообщить об этом событии в Деяниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010