Потом, поколику «хвалится милость на суде» (Иак.2:13), являет милосердие Его знаки, да мы, сие видя, покаемся и избежим тако казни. И сие означает Пророк Давид, говоря: «дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука» (Пс.59:6). Знамение же сие есть обличение совести, следствие болезни, действительность слова Божия, проницающего часто в недра сердец наших. Кто боится Бога и повинуется Ему, таковый зрит знамения и, обращаясь на покаяние, бежит от лица лука: то есть, избавляется от праведной казни, и спасается так, как были спасены от побиения громом скоты тех, которые поверили Моисейскому слову (Исх.9:20—21). Кто же не боится Бога и не повинуется, таковый не видит знамения; следственно ниже от лица лука отбегает, так, как не избежали от градного погубления не поверившие знамению, данному Моисеем.    Христиане! отчаяние есть глупость и безумие; почему, далеко отринув сие, положите на сердцах ваших упование на всемилосердого Бога, познав, что тот токмо есть отчаянный, который по жестокосердию своему хощет, и отчаивается. Вы же, которые, уповая на милосердие Божие, согрешаете нераскаянно, мыслите, что «нерадите о богатстве благости, и кротости, и долготерпении, не ведуще, яко благость Божия на покаяние ведет» (Рим.2:4). А я, полагая конец слову моему, дерзаю и говорю, что паче страшусь милосердия Божия, нежели правды Его. Ибо если погрешу против правды, имею прибежищем милосердие: если же погрешу против милосердия, не имею другого прибежища.    Смот. Диод. Сиц. кн. 1. Смот. Уал, Макс. кн. 6, гл. 5.    Смот. Злат. бесед. на Матф. Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать шестую (Лк...    Великий небесный Царь единым Своим словом изъяснил ныне чтенную Евангельскую притчу. Мы, исповедуя и охотно признаваясь, яко несмы достойны отрешить ремень сапог Сего премудрого, святейшего и богодухновенного Мужа, не осмелились бы другого предложить толкования, по толико премудром Его изъяснении: однако, во-первых, упование возлагая на Божественные Его обещания, во-вторых же, от истолкования сего заемля, сколько можно, дерзаем отверсти уста для объяснения сего предложения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

«Он (Лука) сглаживает подробности, стараясь согласить между собою различные рассказы». Доказательство – Лк.4, 16 . С этого стиха в Евангелии от Луки начинается подробное повествование об учении Иисуса Христа в синагоге назаретской. Ни в одном из прочих Евангелий нет этого повествования, есть только краткие указания на это событие ( Матф. 13:54 ; Марк. 6:1–2 ). Ренан говорит, что Лука сглаживает подробности: – что же это значит, и как назвать подобный прием ученого критика? «Он (Лука) смягчает места, которые сделались затруднинительными с точки зрения более восторженной идеи о Божестве Иисуса», т. е., сказать проще, Лука будто бы хочет умалить несколько понятие о Божесте Христа. Доказательство – Лк.3, 23 и замечание: «он опускает слова Матфея 24:36 ». В 23 стихе 3-й главы читается: и был (Иисус), как думали, сын Иосифов...; этими словами: «как думали», по мнению Ренана, Лука и смягчает или умаляет несколько понятие о Божестве Христовом. Неужели так? Но в этом же самом месте евангелист прямо говорит, что Христос – Сын Божий ( Лк.3:38 ); он излагает слова Ангела к Марии: «Дух Святый найдет на Тебя..., и рожденное свято наречется Сын Божий, Сын Вышняго» ( Лк.1:32,35 ); он приводит слова Христа, в которых Бога Он называет Отцом своим ( Лк.2, 49 ), и множество других мест в Евангелии, из которых вполне открывается Божество Иисуса Христа. – Что же после этого можно вывести в пользу мнения Ренана из слов: «как думали», сына Иосифов Иисус? Лука опускает слова Христовы, содержащиеся у Матфея 24:36 : «о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой един». Каким же образом чрез это опущение умаляется понятие о Божестве Христовом? Не напротив ли? Кажется ученый критик сам не знает, что говорит и пишет. «Она (Лука) преувеличивает чудесное». – И это нарекание написано у Ренана рядом с предшествующим! Казалось бы, если Лука хотел умалить понятие о Божества Христовом, то не должен бы преувеличивать чудесного, свидетельствующего о Божестве? Но у Ренана видно другая логика.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Не следует ли и вам позаботиться о том, чтобы употребить свое богатство для пользы вашей души, для приобретения себе вечного крова? Вот вам для сего способ: употребляйте его в пользу ближних, – бедных и неимущих, и эти бедные приготовят для вас вечные обители, подобно тому, как для приставника друзья его приготовили у себя временный кров – приют. Богатство Господь называет по-славянски мамоною неправды, а по-русски богатством неправедным. Что это значит? Мамона значит то же, что богатство. Мамона, это было сирийское божество, которое почитали, как бога – покровителя богатства (24 ст. 6 гл. Матф.). «Богатство Господь называет неправедным, потому что 1) приобретается оно весьма часто неправедными, т. е. не совсем чистыми, безукоризненными путями, напр, обманом, несправедливым ростом и т. п. как напр, у мытарей и неверного приставника; 2) употребляется неправильно, не как должно, – не во славу Божию, не на пользу ближних и не для спасения души, а к неправде. т. е. ко греху, словом, не к добродетели; 3) оно неправедно, потому что служит поводом ко многим грехам; и 4) потому что суетно, непрочно, обманчиво, не то, что богатство истинное, духовное, т. е. богатство добродетелей, богатство вечное и нетленное ( Мф.6:19, 31 .). «Господь, конечно, не без причины, пишет святит. Филарет, вместо простого названия богатства, употребил слово «мамона», в котором с понятием богатства соединяется понятие идолослужения; а причину сего не иную можно предположить, как ту, что хотел означить не просто богатство, но богатство, с пристрастием собираемое, с пристрастием обладаемое, делающееся идолом сердца.» Сотворите себе други от мамоны неправды (приобретайте себе друзей богатством неправедным). Оскудеете (обнищаете), т. е. умрете. Сказано так в соответствие с обнищанием управителя при отставке его от должности. И человек, умирая, обыкновенно лишается возможности пользоваться земными благами. В вечные кровы (обители), т. е. в царство небесное, где обитают ангелы и святые ( Ин.14:2 ). Кто же эти друзья, которые сами обитают и могут другим давать приют не в земных жилищах, а в вечных обителях на небесах, и каким образом мы можем сделать их своими друзьями? По общему мнению толкователей Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но спросят: почему же Господь выразился безусловно, сказав: не судите, и не осуждайте, – если Он имел в виду только осуждение без милости? Потому, что здесь, как и во всей нагорной беседе, Господь имел в виду фарисеев и книжников, которые постоянно судили без милости, е презрением к осужденному, которые, вообще, оставили вящшая в законе: суд и милость, т. е., и правосудие, и милосердие ( Матф. 23, 23 ). Таким образом, запрещение осуждать, имея по видимому значение неограниченное, по соображению с поводом к оному, значит: «не осуждайте по-фарисейски, презорливо, без милости.» Ст. 2. В нюже меру мерите, возмерится вам. Это выражение имело характер пословицы, прилагаемой к разным случаям и предметам. В ев. Матфея оно употреблено Господом с тою мыслию, что не должно без милости осуждать ближнего: в ев. Луки – с тою мыслию, что должно щедро подавать ближним (дайте и дастся вам; меру добру, наткану, потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше 6, 38): наконец в ев. Марка – с тою мыслию, что разумение духовных истин подастся по мере усердия, с коим его ищут (4, 24). Ст. 6. Запрещая без милосердия осуждать ближнего, Господь не запрещает иметь справедливое суждение об его свойствах, с целию правильного отношения к нему. Это особенно нужно было апостолам, чтобы, проповедуя слово Божие, они могли применяться к разумению и духовному возрасту каждого. При сем указывается им на случай, когда они должны удержаться от проповеди слова Божия при виде закоснелого неверия и враждебности к истине. Не давайте святая псом. «Святого учения вашего не предлагайте людям, явно и упорно ненавидящим все святое.» Не помешайте бисер ваших пред свиниями. „Царства небесного,» (Господь в другом месте уподобляет его жемчугу, 13, 45), «не отдавайте на попрание людям, которые враждебны свету вследствие злых своих дел”. Да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы: т. е., чтобы эти люди клеветой и злословием не оскорбили предлагаемой им благодати, а потом не обратили своей ярости и на самих проповедников ее. Так Господь, пред тем научавший апостолов ни во что вменять обиды, которые относились бы к лицу кого-либо из них, теперь научает их оберегать от всякого уничижения достоинство христианского учения и апостольского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

л. 294. Пасхалия с предисловием, на особой тетради. 308 . (841.) Псалтирь с возследованием неполная, напис. 1429 (?) года, в четверть, 284 листа. Рукопись весьма замечательная по каллиграфии: изобретательность писца в почерках удивительна, но чаще других встречается греческий; заставки и заглавные буквы с красками и золотом также разнообразны и изящны. Список, вероятно, подносный. – Слова, неразобранные в приписях, означены точками. В начале написаны греч. почерком чтения евангельские: л. 1. От Луки зач. 4. – об. От Матф. зач. 27. – об. От Марк. зач. 51. л. 2. От Лук. зач. 37. – „ От Лук. зач. 51. л. 3. От Лук. зач. 3. л. 5. Отрывки мелкою скорописью также на греч. вид: Григориа Синаита , что есть образ иноческаго житиа и что образование коегождо истина. Никиты Стифанта от глав его деятелных. Под строками синими чернилами: Милосерде помилуй мя падшаго окаяннаго… л. 6. Наказание Великаго Василиа о отвержении жития совершеннем и духовнем. См. 129 л. 176. Заглавие писано вязью, текст красивым полу-уставом. л. 18. Повесть отца Исаия. Из Патерика. См. 190 л. 340. л. 23 об. Полууст. мелким: Поучение препод. отца нашего Макариа. Нач. Аще кто изшед от своих и отрекся мира сего. За тем два отрывка Тогоже и Изосимино. На конце греч. скороп. почерком: Ведомо буди, ако проходяще божествная писания ползу приемлют. л. 26. Полууст. переходящим в скоропись: Наказание препод. Лариона к отрекшимся мнихом мира сего. Нач. Вси, иже мира сего отвргшеися и образ иноческы приемше. л. 38. Св. Василиа о постничестве, како подобает украшену быти иноку. См. 129 л. 175. л. 39 об. О различии безмолвиа, проходя среднее в посредних бых. Нач. Покровено сказует отець, яже в иступлении виде, на молитве сущу ему. С л. 41 начинается Псалтирь: Давида пророка и царе песнивець, поущение на благочестие и на отметание противных. Вместо заглавной буквы текста изображен царь Давид, в заставке над заглавием, вероятно, Соломон среди цветов, первые буквы прочих псалмов цветочные. Самые псалмы писаны разными почерками, особенно любопытны почсрки на л. 86, 100 и 128.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Ответ старца Вонифатия. Если желаешь приносить Богу молитву, то испытай прежде ум свой и устрой так, чтобы когда будем говорить: умилосердись надо мною, и ты был бы милосердым к умоляющим тебя; когда будешь говорить: не помяни моих согрешений, и ты не поминал бы согрешений ближнего своего; когда будешь говорить: не помяни моих грехопадений вольных и невольных, и ты не памятовал бы обид, которыми был огорчен. Если этого не сделаешь, то всуе будешь молиться. И Бог не услышит тебя, как свидетельствует святое Писание. Так, в Евангелии. Господь заповедует молиться таким образом: и остави нам долги наша, тоже и мы оставляем должником нашим. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный ( Матф. 6:12 ). И в Евангелии Луки говорит: отпущайте и отпустят вам ( Луки 6:37 ). И в другом месте научает учеников молиться так: и остави нам грехи наши, ибо и мы оставляем всякому должнику нашему ( Лук. 11:4 ). 10. Вопрос странника. Я не довольно понимаю силу покаяния, и желал бы выслушать твое, отче, наставление. Ответ старца Вонифатия. Покаяние есть врачевство, грех цотребляющее, оно есть дар небесный и сила чудесная, которая, – по милости Божией, силу возмездия за преступление закона превозмогает. Вот почему оно не отвергает блудника, не отгоняет прелюбодея, не отвергается пьяницы, не гнушается идолослужителя, не презирает укорителя, ни хульника, ни гордого, но всех переменяет: ибо покаяние есть горнило, всецело очищающее грех . Настоящая жизнь наша есть время покаяния. Великая опасность предстоит нам обремененным грехами, если покаянием не предотвратим вечного наказания, не предварим лице Его в исповедании ( Псал. 94:2 ), и не угасим пожар греховный слезами раскаяния и умиления. Велик огнь греха, но угашается слезами. 11. Вопрос посетителя. Что должно заставлять христианина исполнять обязанности своего гражданского звания? Ответ старца Вонифатия. В благоустроенном обществе различные звания и сословия существуют для того, чтобы члены общества носили тяготы других, т. е. помогали друг другу в достижении благоденствия внешнего и внутреннего, чтобы высшие заботились о мире и безопасности низших, а сии в свою очередь служили высшим по мере сил своих, по роду своих занятий. Посему, очевидно, не самолюбие, не своекорыстие должны руководить христианином в исполнении гражданских обязанностей, но желание блага ближнему, искренняя любовь к нему. Св. апостол Павел, научая христиан повиноваться гражданским властям и законам ( Рим. 13:1–18 ) и сообразно со степенью и значением начальств гражданского общества воздавать каждому из них должное, говорит: емуже убо урок, урок; а емуже дан, дан; а емуже страх, страх; а емуже честь – честь: все сии и подобные им обязанности гражданские соединяет в одну великую обязанность христианина: ни единому же должны бывайте, точию еже любити друг друга, любяй бо друга закон исполни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

34 Игнатий испрашивает у Магнезийцев молитв за себя и церковь сирскую. «Поминайте меня в молитвах ваших.... и церковь сирскую». (гл. ΧΙV ср. Трал. гл. ХШ; Puмл. III и IX). Правда, испрошение Игнатием молитвы за себя и свою церковь еще ничего не говорит о существовавшей обычной практики; но не следует забывать, что богослужение лишь формировалось в эту эпоху и частное испрошение Игнатия должно было послужить поводом к постоянному обычаю церкви молиться за епископа, если такого обычая не было раньше. 39 Сократ рассказывает, что Игнатий некогда видел ангелов, воспевших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал Антиохийской церкви. Н. E. lib. 6. с. 8. 41 1 Коринф, гл. слова: «какою мерою мерите, та кою отмерится вам» взяты или у Mamф. I, 2 . или у Луки VI, 38. – Гл. Приводятся слова Еванг. Иоанна 3. – Гл. XLVI. Климент напоминает слова Господа, находящиеся у Mamф. XVIII, 6. XXVI. 24 . Лук. 2. Марк. 12. – 2-е послание гл. Слова: «не пришел призвать праведников, но гршных» приводятся прямо как слова Писания, т. е Mamф. IX, 13 . Лyk. V, 32 . – Гл. Буквально повторяются слова Иисуса Христа: «Кто исповедаетъ Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцем Моим» Матф. Х, 32 . – Гл. IV. Слова: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется» взяты у Mamф. VII, 21 ; у Матф, же VII, 23 и у Лук. 27 заимствованы последние слова четвертой главы. – Гл. V. «Будете как агнцы посреди волков» слова Матф. Х, 16 .; равно как ниже приводится место, находящееся у Матф. Х, 28 и Лук. 4. 5: «не убойтесь убивающихъ тело» в измененной несколько форме. – Гл. Приводятся места изъ Матф. 24. XVI, 26 и Лук. 13.– Гл. «Верный в малом и во многом вернымъ будет» слова Лук. 10. 11. –Гл. IX. Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего –место Матф. 50. 43 Посл, к Eфec. V . Слова: «если молитва двоих имеет великую силу» указывают на Матф. XVIII, 19. – Гл. VI. Слова: «всякаго, кого посылает домовладыка наш должно принимать как самого пославшаго» напоминают Mamф. XXIV, 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

    Стихира в неделю Мясопустную.    Перед наступлением Великого Поста, в третью приготовительную неделю к нему, именуемую неделей Мясопустной, Св. Церковь живописует пред нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мipa, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Делает это она, как любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашем спасении, с целью дать нам сильнейшее побуждение к искреннему раскаянию в своих грехах в течение предстоящего Великого Поста.    В полном согласии с учением Слова Божия, изложенном в Евангелиях (см Евангелие от Матфея главы 24-я, 25-я, от Марка гл. 13, от Луки гл. 12, 35—59; 17, 22—37 и 21, 8—36 и Иоан. 14:3), в Апостольских Посланиях (см. 2 Петр. 3:1—18; 1 Иоан. 18—22:28; 4, 1—3; Иуд. 1:14—15; 1 Кор. 1:7—8; 3, 13—15; 15, 20—58; 2 Кор. 4:14; 5, 1—10; Колос. 3:4; 1 Солун. 4, 13—18; 5, 1—11; 2 Солун. 1, 5—10; 2, 1—15; Тит. 2:11—14; Евр. 10:30—37; 12, 26—29; 13, 14) и в Апокалипсисе, церковные песнопения недели Мясопустной внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого великого и страшного дня Господня и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступить еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно, — по образному выражение Слова Божия, «яко тать в нощи»  (Матф. 24:43; Лук. 12:39; 2 Петр. 3:10 и 1 Солун. 5, 2—4)..    Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелел нам, христианам, Сам Божественный Спаситель наш — Господь Иисус Христос, говоривший неоднократно: «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет»  (Матф. 24:42), «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет»  (Матф. 24:44). Говоря о неизвестности дня и часа Своего Второго Пришествия (Матф. 24:36), Господь Иисус Христос, тем не менее, учил распознавать «знамения времен»: указав целый ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, Он заключил:«егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»  (Матф. 24:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Патриарх александрийский Феофил посетил однажды Нитрийскую гору. Гора та была местопребыванием многочисленного иноческого общества, проводившего жительство безмолвников. Авва горы был муж великой святости. Архиепископ спросил его: " Что, отец, по твоему мнению всего важнее на пути монашества? " Авва отвечал: " Постоянное обвинение и осуждение самого себя " . Архиепископ на это сказал: " Так! нет иного пути, кроме этого " [ 30 ]. Заключу мое убогое учение о смирении прекрасным учением преподобного Иоанна Пророка об этой добродетели. " Смирение состоит в том, чтоб ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем, без смущения переносить то, что постигнет нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит места тщеславие. Смиренномудрый не должен выказывать свое смирение смиреннословием, но довольно для него говорить прости меня, или помолись о мне. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел: это, как и первое (то есть смиреннословие), ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием, – это приводит в преуспеяние " [ 31 ]. Матф. XI, 29. Слово 21, гл. 3. Филип. IV, 7. Слово 21, гл. III. Слово 38. Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. III. Поучение 2 о смиренномудрии. Блаженный Феофнлакт Болгарский на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. XVIII). Лука, XVIII. Матф. IX, 13. 1-я из утренних молитв преподобного Макария Великого. Каноник. Добротолюбие, ч. 3, книга 1, статья 1. Псал. CXLII, 10. Там же. О законе Духовном, гл. II. Добротолюбия, ч. 1. Матф. IX, 13. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, помысел гордостный. Алфавитный Патерик. Лествица. Слово 4, гл. 23, 24. Ответ 210. Поучение 2. Лук. XVI, 15. Матф. XII, 18, 19. Исаии XLII, 1, 2. 1 Петр. II, 21, 23. Слово 89. Матф. XV, 27 и след. 1 Цар. XXV, 24. Лук. XVI, 15. Алфавитный Патерик. Достопамятные сказания и Алфавитный Патерик. Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 275.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

(Матф. 12:9-14; Марк. 3:1-6; Луки 6:6-11). Этим исцелением Господь вновь возбудил негодование книжников и фарисеев, повсюду, видимо, сопровождавших Его с целью окончательно обличить Его в нарушении закона Моисея. Поставив фарисеям вопрос «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?» (Матф. 12:11), Господь показал, что, по Его мнению, дела милосердия гораздо важнее, чем соблюдение закона о субботнем покое, и что, вообще, ради дела благотворения покой этот прерывать не только дозволительно, но и необходимо. Господь избегает известности (Матф. 12:15-21; Марк 3:7-12). После удаления Господа из синагоги, в которой он исцелил сухорукого, за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи и даже из-за иорданских и языческих стран. Он совершил очень много чудесных исцелений, запрещая, однако, разглашать о Нем. В этом св. Матфей видит исполнение пророчества Исайи (42:1-4) о Возлюбленном Отроке Божием. В этом пророчестве, несомненно, относящемуся к Мессии, пророк прославляет кротость и смирение Христа. Приводя это пророчество, св. Матфей хочет показать евреям, что их представления о Мессии, как о земном царе-завоевателе, который возвеличит еврейское царство и будет внешним блеском и славой царствовать на престоле Давида, ложны, что ветхозаветные пророки возвещали о кротком и смиренном Мессии, Царство Которого будет не от мира сего, но Который, тем не менее, дарует закон язычникам и на Имя Которого будут уповать все народы. Избрание Апостолов (Матф. 10:2-4; Марк 3:13-19; Луки 6:12-19). Пробыв всю ночь на горе (по мнению древних на горе Фавор), в молитве, несомненно, об утверждении основываемой Им Церкви, Господь призвал учеников Своих и избрал из их числа двенадцать, чтобы они постоянно находились при Нем и могли бы потом свидетельствовать о Нем. Это были как бы начальники будущих двенадцати колен Нового Израиля. Число 12 имеет в Священном Писании знаменательное значение, как произведение 3 и 4; три — вечно не созданное Существо Божье, а четыре — число мира, четыре стороны света. 12 обозначает проникновение человеческого и мирового Божественным. Три первых Евангелиста и книга Деяний дают нам имена всех 12-ти Апостолов. В этом списке замечательно то, что Апостолы разделены везде на три группы по четыре человека в каждой, при этом во главе каждой группы стоят одни и те же имена, и в составе их — одни и те же лица.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010