11 Петр – Симон ы Яков… – речь идет об эпизоде Преображения, когда апостолы Петр (Симон – его первое имя), Иаков и Иоанн были поражены и напуганы тем, что лик их учителя вдруг «просветися... яко солнце» (Матф., XVII:1–7). 12 ...чрез Иеремию… – Иеремия (ок. VI в. до н. э.) – ветхозаветный пророк (см.: Книга пророка Иеремии, VI:11). 13 ...Давид спивает: несть мира в костех твоих… – израильско-иудейскому царю Давиду (конец XI в.–ок. 950 г. до н. э.) богословская традиция приписывает религиозные гимны – псалмы, которые цитирует поэт в своих виршах. 14 Лазара вскресил ы вдовина... сына – о воскресении Лазаря «четырехдневного», т. е. бывшего мертвым четыре дня, рассказывает евангелист Иоанн (XI:1–45); рассказ о вдовьем сыне см. у Луки (VII:11–16). 15 ...дщер Саурову – упоминание о воскресении Иисусом Христом дочери «некоторого начальника» (Матф., IX:18–25). Стихи на Воскресение Христово (с. ...) Текст этой пасхальной декламации записан в оригинале латиницей. Публикуется (по списку ГИМ, Синод, собр., 731, л. 49 об.–56) впервые. 1 ...древо жизни по едемском краю... – согласно Библии, Бог за шесть дней создал мир, насадил райский сад «в Едеме на востоке» (предположительно в Мессапотамии, у истоков р. Евфрат), поместил там Адама и Еву и произрастил «древо жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Бытие, II:9). 2 Ящорка матце чрево прогризает, бы жила в свете… – источник данной сентенции – «Физиолог» (см.: А. Карнеев. Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога». – СПб., 1880). 3 ...арымафейчына зложеного рода… – Иосиф из иудейского города Аримафен захоронил тело Иисуса Христа в своей родовой усыпальнице (Матф., XXVII:57–60). 4 Трудно было Иова познати… – согласно Библии, Иов – праведник, безропотно вынесший все беды и страдания, ниспосланные ему Богом. Страдания Иова символизуют страсти Христовы. 5 Крест за «херсам», «слово» за титло – корона, тым способом ест «Христос» напис выражона – здесь «херс» («руки») представляет название греч. буквы «X», титло – надстрочный знак, означающий сокращение слова; «слово» – древнерусское название буквы «с»; Хс – сокращенно «Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Исцеляя его, Господь поступил так же, как при чуде исцеления глухого косноязычного: вывел его из селения, плюнул ему на глаза, и зрение вернулось к нему не сразу, а постепенно, после двукратного возложения рук Господа. Очевидно, Спаситель опять-таки возбуждал в нем своими действиями веру, необходимую для совершения чуда. Затем Господь послал исцеленного домой, веля не заходить в селение и не рассказывать там никому о совершенном чуде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим (Матф. 16:13-20; Марк. 8:27-30; Луки 9:18-21). Из Вифсаиды-Юлии Господь направился со Своими учениками в пределы Кесарии Филипповой. Город этот (называвшийся ранее Панеей и находившийся на северной границе колена Нефалимова, у истоков Иордана, у подошвы горы Ливан) был расширен и украшен четверовластником Филиппом и назван им Кесарией, в честь римского кесаря (Тиверия). В отличие от другой Кесарии, Палестинской, находившейся на берегу Средиземного моря, эта Кесария называлась Филипповой. Время земной жизни Господа приближалось к концу, а проповедники Его учения, избранные Им, были еще далеко не так хорошо подготовлены к несению своей великой миссии. Поэтому Господь все чаще искал возможности остаться с ними наедине. В беседах с ними старался Он приучить их к мысли, что Мессия — это не земной царь, который поможет евреям поработить все народы мира. А Мессия — это Царь, Царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир, будет распят и воскреснет. Так и во время этого дальнего путешествия, оставшись наедине с Апостолами, Господь спросил их, желая вызвать на такой разговор о Себе: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Матф. 16:13; ср. Марк. 8:27 и Луки 9:18). Апостолы ответили, что в народе существуют различные мнения о Нем: при дворе Ирода-Антипы, например, Его принимают за воскресшего Иоанна Крестителя, народ же считает, будто Он — один из великих ветхозаветных пророков (Илия или Иеремия, или же какой-либо другой пророк). В народе существовало мнение, будто явление Мессии будет предварено явлением одного из пророков, и, не считая Самого Иисуса за Мессию, полагали, что Он — лишь предтеча Мессии.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

е. исполнения воли Божией, и стремится к оному делом то сие угодно Богу и Он помогает нам в творении сего. Когда же, по безумию, желает противного воле Божией и старается о соделании сего, Бог, не связуя нашего самовластия, попускает быть сему, но за первое награждает, a за второе наказует; о чем в священном писании много упоминается; посему желание благого есть сродно нашему естеству и никак не погрешительно, и не только о желании, но даже и о старании к исполнению его, надобно иметь попечение; но только надобно желания свои и деяния сообразовать и согласовать с законом Божиим, предавать воле Его и просить Его содействия; то, когда усмотрит Бог, что нам это на пользу, и согласно с Его волею, пошлет и помощь Свою к содействию нам в оном деле; a когда не предвидит нам пользы и нет Его воли, то хотя и мним мы, что доброе дело желаем исполнить, по оное случается или по тщеславию, или по другим каким видам, – препятствует исполнению его, потому что мы просим Его: «да будет, Господи, воля Твоя». Но говорят, что всякое желание есть грех, и что ничего не надобно просить y Господа, но во всем положиться на волю Его: это совсем противно как разуму и естеству, так и священному писанию. Не всякое желание есть грех, но греховное желание действительно есть грех, a без доброго желания как бы человек мог назваться словесным и разумным, и где бы его было самовластие? A о прошении Спаситель в Евангелии учит, побуждая нас к оному. Просите и дастся вам: ищите и обрящете: толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Матф. 7:7. 8 ).Или кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему; или аще рыбы просит, еда змию подаст ему, еще убо вы лукави суще умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящым y Него ( Матф. 7:9–11 ). Еще y св. Луки, в 18 главе, в 1 стихе, в притче, учит, что должно просить Бога; когда уже неправедный судия просившей вдовице исполнил по ее прошению (за неотступность), кольми паче Бог не имать ли сотворити по прошению хотящих приближиться к Нему; – и когда в обыкновенных житейских делах нужно желание, труд и прошение Бога о помощи: кольми паче в делах судьбы и касающихся до спасения душевного.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

и написал свои воспоминания при римском епископе Елевеерие (175–189); ср. Ист. Ц. IV. 8. 1. Знакомство Егезиппа с посланием Климента к Коринфянам (IV. 22. 1. р. 187), – его показание, что ν καστ διαδοχ κα ν καστ πλει ντως χει ς νμος κηρσσει κα ο προφται κα κριος (IV. 22. 3. ρ. 187), – сообщение Евсевия, что Егезиппу было известно евангелие по евреям и Сирское евангелие (κ τε το καϑ’ βραους εαγγελου κα το συριακο κα δως κ τς βραδος διαλκτου τιν τϑησιν, μφανων ξ βραιων αυτν πεπιστευκναι κα λλα δ σν ξ ουδακς γρφου παραδσεως μνημονεει... IV. 22. 7. ρ. 189), – что ему по-видимому известен термин πκρυφα (ib. § 8, хотя этот термин в указанном месте быть может принадлежит Евсевию), – цитата Стефана Гобара у Фотия, в Библиотека, кодекс 232, ed Bekkeri, р. 288.б: γσιππος μντοι, ρχαος τε νρ κα ποστολικς, ν τ πμπτ τν πομνημτων, οκ οδ’ δ» τι κα παϑν, μτην μν ερσϑαι τατα λγει κα καταηιεδεσϑαι τος τατα (1Κορ.2:9) φαμνους τν τε ϑεων γραφν κα το Κυρου λγοντος «μακριοι ο φϑαλμο μν ο βλποντες κα τ τα μν τ κοοντα κα τ ξς. ( Мф.13:16 ); – встречающиеся в сообщении Егезиппа о родственниках Господа выражения ο π γνους το Κυρου ιωνο οδα, το κατ σρκα λεγομνου ατου δελφ ,ος δηλατρευσαν ς κ γνους ντας Δαβδ: τοτους δ’ ουυκατος γαγε πρς Δομετιανν κασαρα» φοβετο γρ τν παρουσαν το Χρστο ς κα ρδης (Евс. Ист. Ц. III. 20. 1–2. ρ. 119) предполагают повествования Матфея и Луки о безмужном рождении Христа и опасениях Ирода (Лук. и Матф. 1 и 2 глл., – сравнение Евс. Ист. Ц. IV. 22. 4. р. 187j μετ τ μαρτυρσαι ακβον τν δκαιον ς κα Κριος πι τ ατλγ с II. 23. 16. ρ. 91, где Иаков говорит пред смертью слова Господа Лк.23:34 ; ср. Евс. и Мф.16:27 ; Евс. II, 23 ср. Мф.21:9 ; ibid. ср. Мф22:16 ; ibid. ср. Мф.22:64 ; ibid. ср. Лк.23:34 : всё это ведёт к заключению, что Егезипп знал канонические евангелия. 2175 б) Осьмый епископ Антиохийский, кроме других сочинений, писал о евангелие по Петру (συντετγμνος ατ λγος περ το λεγομνου κατ Πτρον εαγγελου, δν πεποιηται πελγχων τ ψευδ ν ατ ιρημνα).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он оставил Иуду с прочими восемью учениками, чтоб трех прославить видением, а остальных сделать блаженными чрез веру слышанному, как говорит Господь: блажени не видевшие и уверовавшие. А кроме того троих Он взял для того, чтоб исполнилось слово: при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол (Матф. 18, 16. Вторз. 17, 6). Три были Петр, Иаков и Иоанн, а два Моисей и Илия, непоколебимые столпы закона. - Матфей не противоречит сказанию Луки, что после тех, происшествий до преображения прошло около восьми дней. Лука считает первый день и последний, в который Он взошел на гору, а Матфей - только средние между ними. Христос взял Петра потому, что Петр очень любил Его, Иоанна - потому, что Сам любил его, а Иакова - потому, что он, как и Иоанн, был ревнитель. - Ревность же его видна из того, что он хотел пить чашу, и из того, что Ирод убил Иакова мечем в угождение иудеям. И возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет. Возводит их на высокую на гору, дабы показать, что тот, кто не возвысится над земным, недостоин таких божественных созерцаний, - возводит одних, потому что Он имел обыкновение славнейшие чудеса совершать втайне, дабы, видя Его Божество, не подумали, что Он - человек только по привидению. - Когда же слышишь о Его преображении, не думай, что Он слагал с Себя тело; оно оставалось в своем виде; поелику ты слышишь и о лице Его и об одежде. Он только сделался светлее, когда в Нем несколько, - сколько возможно было видеть, - просияло Божество. Почему Он и назвал прежде преображение царством Божиим (16, 28), так как чрез неизреченное просветление лица Иисусова оно показало неизреченную власть Его и явило, что Он есть истинный Сын Отца и представило славу Его второго пришествия. И се явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща. О чем беседовали? О исходе, как говорит Лука (9, 31), егоже хотяше скончати в Иерусалиме, то есть о распятии. Для чего явились Моисей и Илия? Дабы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых; ибо Илия был пророк, и никогда не умирал, а Моисей был законодавец и умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

Прежде всего, приходится установить уже в этой основной римско-католической схеме ряд логических скачков. Если – скажем – Господь даже дал примат Петру, то дал ли Он его преемнику Петра? и совпадает ли этот “примат” со современным представлением римской Церкви о непогрешимости и неограниченном владычестве над Церковью Папы? И далее: кто – преемник Петра? почему именно епископ римской, а не древнейшей апостольской – т. е. иерусалимской (где сначала руководящую роль играл Петр, лишь потом перешла она к Иакову), или не антиохийской Церкви (тоже основанной, по древнему достоверному преданию, Петро 9 ); первая церковь , где верующие стали называться христианами). На это нет ответа. Сразу уже тут звенья аргумента не сходятся в твердую цепь « грозят рассыпаться. Но рассмотрим теперь, прежде всего слова Господа Петру: имеют ли они тот смысл, который придает им и выводит из них римский католицизм. Речь идет о трех евангельских текстах. Близ Кесарии Филипповой Господь спрашивает учеников: за кого почитают меня люди? и затем: а вы за кого почитаете меня? “Симон же Петр отвечая, сказал: Ты – Христос Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын, Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах” ( Матф. 16, 13–19 ). Это – основное место. Далее обычно приводится следующее место из Евангелия Луки (22, 31–32): “И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих”. Наконец, в последней главе Евангелия от Иоанна читаем: “Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня более, нежели они? Петр говорит ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Говорит ему: паси агнцев Моих”.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

напр. Марк. 4, 23 с Матф. 9, 18 . Марк. 1, 13 . с Матф. 4, 2 Марк. 6, 8 . с Матф. 10, 10 . Map. 10, 46. с Матф. 20:30 ), и это он делает без всякого объяснения; наконец Марк по местам более темен и неопределенен, чем Матфей (сюда принадлежит напр. опущение места из Матф. 28, 16 . в конце Евангелия Марка, несмотря на Марк. 14, 28 и 16:7). Умалчиваем уже о том, как произвольно обосновал свое мнение Гуг, когда он признал евангелие от Луки последним из трех евангелий (по Гугу, из трех синоптиков Лука писал последний, зная оба прежние евангелия и пользуясь ими, особенно же полагая в основу Марка, и если при этом всех почти повествований Марка 6, 4,5–8, 23 . у Луки нет, то для объяснении сего Гуг говорит, будто Лука перестал следовать Марку с повествования о насыщении 5000, а потом опять следовал ему с повествования о насыщении 4000; следовательно такой пропуск Луки основывается только на недосмотре! О многих разностях, даже кажущихся разногласиях между Лукою и Марком нечего и говорить. Ср. Bertholdt Einleit. III, 1170 ff.). He счастливее и Гризбахово предположение о заимствовании Маркон из Матфея и Луки вместе, потому что в таком случае Марк совершенно не освобождается от нарекания в отсутствия плана. Он следовал бы методу – многое из своих источников опускать, иное принимать, но представлять обстоятельнее, а иное принимать ее в обстоятельном виде (Ср. Eichorn Einl. Th. 1. s. 373. ff. Bertholdt Einl. Th. 111. s. 1146 f. 1158 ff.), не говоря уже о неверности и шаткости общего принципа. (С. Lachmann De ordine narrationum in evv. synopticis в Theolog. Studien 1835 Hft. 3. s. 570 ff. говорит «Multo minus probandi sunt, quibus placet Marcum esse ineptissimum desultorem, qui nunc taedio, modo cupiditate, turn negligentia, denique vecordi studio, inter evv. Matthaei et Lucae incertus feratur atque oberret. Nempe his quaedam Grisbachii disputatio sedulae subtilitatis specie illusit, cum tamen minime ingeniosa sit, sed frigida tota et jejuna.») Если Марк имел намерение сделать выбор из обоих предшественников: то остается совершенно непонятным, почему он иногда при согласии содержания допускает такое, часто малозначительное, различие в выражениях, которое однако ж имеет характеристическую особенность (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

(Луки 11:27-28, Матф. 12:46-50; Марк. 3:31-35; Луки 8:19-21). Одну женщину так поразила беседа Господа, что она не смогла удержать своего восторга и всенародно прославила Господа и Его Пречистую Матерь, Которая с названными братьями Его находилась тут же, только вне дома (см. Матф. 12:46 и Марк. 3:31). По преданию, этой женщиной была прислужница Марфы (Луки 10:38), Маркела, и поэтому на празднике Богородицы отрывок этот всегда присоединяется к Евангелию о посещении Господом Марии и Марфы и читается как одно Евангелие. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Луки 11:27), или иными словами: блаженна Та, Которая родила и воспитала такого учителя. Здесь начинается прославление Богоматери в исполнении Ее собственного предречения: «Отныне ублажат Мя ecu роди.» Святой Евангелист Матфей указывает, что именно в это самое время Матерь Господа и мнимые братья Его стояли вне дома и послали сказать Ему, что не в силах протиснуться из-за множества окружавших Его. Господь всегда питал нежные чувства к Матери Своей и даже, будучи распятым, беспокоился о Ней и поручил Ее заботам Своего возлюбленного ученика, апостола Иоанна. Но в этот момент, произнося поучения народу, Он показал всем, что исполнение воли Отца Небесного выше Его родственных чувств: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Матф. 12:50; ср. Марк. 3:35; ср. Луки 8:21). Упоминаемые здесь братья Иисуса в некоторых местах Евангелия называются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13:54-56). Сопоставляя повествования всех четырех Евангелий, можно увидеть, что матерью всех этих «братьев» Иисуса была Мария Клеопова, которую св. Иоанн называет «сестрой Матери Его» (Иоан. 19:25), Мария Клеопова считалась двоюродной сестрой Матери Господа, поскольку Богоматерь была единственной дочерью Иоакима и Анны. По одному преданию, та Мария была женой Клеопы, который и был отцом «братьев» Иисуса. По другому, эти «братья» были детьми Иосифа-обручника от его первого брака. Приводя два предания в согласие, вполне можно допустить, что «братья» были и детьми Иосифа, и (по закону родственных связей) жены брата его, умершего бездетным, или близкого родственника Марии Клеоповой. Во всяком случае, у евреев «братьями» назывались не только родные братья, но и двоюродные, и троюродные, и близкие родственники вообще. Учение Господа Иисуса Христа в притчах

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

34 Игнатий испрашивает у Магнезийцев молитв за себя и церковь сирскую. «Поминайте меня в молитвах ваших.... и церковь сирскую». (гл. ΧΙV ср. Трал. гл. ХШ; Puмл. III и IX). Правда, испрошение Игнатием молитвы за себя и свою церковь еще ничего не говорит о существовавшей обычной практики; но не следует забывать, что богослужение лишь формировалось в эту эпоху и частное испрошение Игнатия должно было послужить поводом к постоянному обычаю церкви молиться за епископа, если такого обычая не было раньше. 39 Сократ рассказывает, что Игнатий некогда видел ангелов, воспевших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал Антиохийской церкви. Н. E. lib. 6. с. 8. 41 1 Коринф, гл. слова: «какою мерою мерите, та кою отмерится вам» взяты или у Mamф. I, 2 . или у Луки VI, 38. – Гл. Приводятся слова Еванг. Иоанна 3. – Гл. XLVI. Климент напоминает слова Господа, находящиеся у Mamф. XVIII, 6. XXVI. 24 . Лук. 2. Марк. 12. – 2-е послание гл. Слова: «не пришел призвать праведников, но гршных» приводятся прямо как слова Писания, т. е Mamф. IX, 13 . Лyk. V, 32 . – Гл. Буквально повторяются слова Иисуса Христа: «Кто исповедаетъ Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцем Моим» Матф. Х, 32 . – Гл. IV. Слова: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется» взяты у Mamф. VII, 21 ; у Матф, же VII, 23 и у Лук. 27 заимствованы последние слова четвертой главы. – Гл. V. «Будете как агнцы посреди волков» слова Матф. Х, 16 .; равно как ниже приводится место, находящееся у Матф. Х, 28 и Лук. 4. 5: «не убойтесь убивающихъ тело» в измененной несколько форме. – Гл. Приводятся места изъ Матф. 24. XVI, 26 и Лук. 13.– Гл. «Верный в малом и во многом вернымъ будет» слова Лук. 10. 11. –Гл. IX. Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего –место Матф. 50. 43 Посл, к Eфec. V . Слова: «если молитва двоих имеет великую силу» указывают на Матф. XVIII, 19. – Гл. VI. Слова: «всякаго, кого посылает домовладыка наш должно принимать как самого пославшаго» напоминают Mamф. XXIV, 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

А то, что Евангелист Матфей говорит о Иосифе и Пресвятой Деве:  «И не знаяше Ея, Дóндеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус»  ( Матф. 1, 25 ), вовсе не значит, что он после «познал Ее» и стал жить с Ней, как с женой. Совершенно справедливо замечает св. Иоанн Златоуст , что такой праведник, как Иосиф (а что он был праведник, видно уже из Матф. 1, 19 ), не мог бы решиться познать Деву после того, как Она столь чудесно – по наитию Духа Святого – сделалась Матерью Самого Сына Божия. И тот же св. Златоуст приводит целый ряд мест из Священного Писания, где это же слово «дондеже», по-гречески «эос», имеет смысл совершенно противоположный тому, какой приписывают ему тут протестанты и сектанты. «Это слово», говорит он, «не полагает предела, дальше котораго действие не продолжалось, не означает никакого срока. Так, в повествовании книги Бытия о всемирном потопе сказано: «не возвратился ворон в ковчег,  доколе   («эос») не изсякла вода от земли» ( Быт. 8, 6 ), но он и после не возвратился». «Также о Боге Писание говорит: «от века и до («эос») века Ты еси» ( Пс. 89, 2 ), но тем не полагает пределов». Равным образом и в Псалма 109 читаем: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене,  дондеже   («эос») положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс. 109, 1 ), но и после покорения врагов Своих Сын Божий сидит одесную Бога Отца. У пророка Исаии находим. «Аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится,  дондеже   («эос») напоит землю» ( Ис. 55, 10 ), но очевидно, что и напоивши землю, дождь не возвратится. В притче о немилосердном должник говорится: «И прогневався господь его, предаде его мучителем,  дондеже   («эос») воздаст весь долг свой» ( Матф. 18, 34 ). То есть в сущности навсегда, ибо как и чем мог уплатить он свой долг, находясь в руках мучителей? Это же слово «эос» употреблено и в прощании Господа с учениками: «И се Аз с вами есмь во вся дни до  скончания века» ( Матф. 28, 20 ); ведь не значит же это, справедливо замечает блаж. Феофилакт, что после скончания века Христос уже не будет с нами? Нет! тогда-то именно тем более будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010