Но это от человека зависит, потеряет он благоговение или нет, просто надо всегда готовиться и следить за собой. Например, Иоанн Кронштадтский причащался каждый день, хотя надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Неужели кто-то без частого причащения надеется достигнуть состояния как у Апостола Павла, когда он сказал про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова Христа «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48) обращены ко всем верующим. И совершенства можно достигать лишь пребывая во Христе для чего и нужны таинства исповеди и причастия. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни(Иоан.6:53) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан.6:56) Советую почитать книгу: «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский. Ceльckiй бригадиръ 18 сентября 2010, 12:54 Марине. В древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение Св. Дарами. Однако эта практика относится к периоду становления Церкви, характеризующемуся чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелениями, воскрешениями мертвых и т.п.). Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Была введена практика раздачи и вкушения антидора в конце литургии, вместо Св. Даров, для неподготовившихся к причастию. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Ап. прав. обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся.

http://pravoslavie.ru/39157.html

Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: " взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание " (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25). Так Иисус Христос, установив таинство причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: " сие творите в Мое воспоминание " . В беседе с народом, Иисус Христос сказал: " если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем " (Иоан. 6, 53-56). Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. " Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба " , говорит апостол Павел (1 Кор. 10, 17). Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако, св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - исповедью, т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Эта великая, Церковью прославляемая, всемирная семья или, лучше сказать: всемирное христово братство , свидетельствует и о том, что при внешнем физическом рабстве можно достигать внутреннего просветления, иначе говоря: что внешнее рабство вполне совместно с внутренней свободой нравственной. Для этого нужны лишь твердость христианских убеждений, твердость характера и внутреннее благочестие. Итак, дорогие во Христе братья и сестры, приложим и мы усилие к усилию, чтобы на всех путях жизни сохранить свободу, быть свободными от грехов, от всякой скверны, да и чрез нас прославится в мире сем Имя Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего и всего мира. Аминь. Неделя всех святых. Сегодня земная – воинствующая – Церковь прославляет Церковь Торжествующую, прославляем мы тех, «которых», как говорит ап. Павел, «мир был недостоин... которые верою побеждали царства, творили правду, получили обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, прогоняли полки чужих, испытывали поругания, побои, узы и темницу, были перепиливаемы, подвергались пыткам»... Нашим почитанием святых не умаляем ли мы величия Божия? О, нет! дорогие братья и сестры, мы во всем следуем учению и наставлениям Христа и Его Апостолов. Мы почитаем святых, как верных друзей и слуг Божиих. Они явили собой «храм Духа Святого» – «храм Божий» ( 1Кор. 6:11–19 ). Мы почитаем и прославляем их дела и подвиги, совершенные ими во славу Божию, совершенные силою благодати Божией, так что в с я честь, воздаваемая нами святым, относится к Богу. Прославляя святых, мы восклицаем: «Дивен Бог во святых Своих»! Да и Сам Иисус Христос, подтвердив закон: «Господу Богу покланяйся и Ему единому служи», сказал: «вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедаю вам» ( Иоан. 15: 14 ), и засвидетельствовал пред ними: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Матф. 10:40 ), показывая тем, что честь, воздаваемая слугам верным Его, относится к Нему. Посему-то, зная, что Христос есть «един (и единственный) посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:56 ), мы прославляем святых и призываем их в молитвах, как имеющих силу ходатайства от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Здесь употреблено выражение: πρς τος μαθητς, ατο (ко ученикам своим), следственно и проч. Но такое понимание указанных слов неверно. Выражение ο μαθητα ατο где бы, и как бы оно ни находилось, т. е. в прямом ли падеже или косвенном, с предлогами или без предлогов, в наибольшей части мест Евангельских, действительно, означает одних Апостолов: за всем тем, не мало есть мест, где оно же означает Апостолов не одних, а вместе и народ, ходивший за Спасителем, чтобы слушать Его; даже есть места где под выражением: ученики своя, разумеются одни последовали из народа без Апостолов. К первому роду мест принадлежат, например, Матф. 5:1 56 ; 12: 49; Лук. 6:17,20 и др., а к последнему: Лук. 6:13 ; Иоан. 6:60,61,66 . Таким образом, на основании выражения ко ученикам своим, без других данных, частнее определяющих его, вообще нельзя делать решительных выводов о том, кого разумеет под этой фразой. Что же касается до рассматриваемой притчи, то здесь это выражение еще менее может служить базисом заключения, которое выводят из него ограничивавшие личный предмет притчи одними Апостолами: потому что в некоторых древнейших кодексах, слова: своим (ατο) при слове ко ученикам, вовсе не находится 57 . Наконец, относящие притчу к одним Апостолам, упускают из виду, что тот же Евангелист, который перед притчей указывает на учеников Христовых, как на личный предмет ее, в конце притчи указывает и на фарисеев, как слышавших все, что было в притче и нравоучении: слышаху же сия вся и фарисее (ст. 14). А что фарисеи не веровали в Спасителя, не принимали его учения и даже смеялись над Ним, из сего не следует, что Спаситель не мог иметь их в виду. То самое, что фарисеи остались не равнодушными, по выслушании притчи, и выразили что-то в роде глумления над ней, приводит к мысли, что притча и к ним была направляема, и что они это видели и понимали. Подобный смех служит самым обыкновенным исходом дела в тех случаях, когда мы, слыша горькую для нас, но непререкаемую истину, не хотим принять ее, будет ли то по предзанятым понятиям, или просто, по упорству и ожесточению. Кроме того, фарисеи ни прежде, ни после, никогда лучше не относились к Пророку Галилейскому ( Иоан. 7:52 ); никогда не давали веры не только Его учению ( Иоан. 7:48 ), но и самим чудесам ( Иоан. 12:37 ): однако же Господь не преставал простирать к ним свое слово при всяком случае. Таким точно образом и здесь. Окончив притчу (ст. 13), Он обращается к фарисеям с обличением их высокоумия и лицемерия, и делает это конечно потому, что как эту притчу, так и прочие три, они слушали без внимания и даже с презорством. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

«Свод народов» в книге Бытия, гл. 10, представляет собой поразительно точный исторический рассказ. Согласно Олбрайту, «он занимает совершенно уникальное место в древней литературе, не имея себе и отдалённо равных даже в литературе древних греков... «Свод народов» остаётся поразительно точным документом... мы видим в нём такое удивительно «современное» понимание национального и лингвистического положения в мире, несмотря на всю его сложность, что знание автором своего предмета продолжает поражать нынешних учёных.» Герои Библии Льюис С. Чейфер, основатель и бывший президент Далласской богословской семинарии, заметил, что «Библия – это не такая книга, которую человек захотел бы написать, если бы мог, и смог, если бы захотел.» Библия не скрывает грехов своих героев. Почитайте современные биографии, и вы увидите, как они стараются затушевать, проглядеть или •игнорировать тёмные стороны людей. Большинство, скажем, гениальных писателей выводятся святыми. Библия поступает не так. Она просто повествует нам о том, как всё обстояло на самом деле: Осуждение грехов народа Израиля – ( Втор. 9:24 ) Грехи патриархов – ( Быт. 12:11–13 ); ( Быт. 49:5–7 ) Евангелисты пишут о своих грехах и о грехах апостолов – ( Матф. 8:10–26 ); ( Матф. 26:31–56 ); ( Мк. 6:52 ), ( Мк. 8:18 ); ( Лук. 8:24–25 ); ( Лук. 9:40–45 ); ( Иоан. 10:6 ); ( Иоан. 16:32 ) Беспорядок в церквах – ( 1Кор. 1:11 ); ( 1Кор. 5:1 ); ( 2Кор. 2:4 ) и т.д. Многие спрашивают, например: «Зачем в Библии рассказывается о Давиде и Вирсавии? Что поделать, у Библии есть привычка рассказывать обо всём чистую правду. Уникальность влияния Библии на мировую литературу В книге «Величайшее произведение английской классики» Клеланд Макафи пишет: «Если бы все экземпляры Библии в каком-нибудь крупном городе были уничтожены, эту Книгу можно было бы в значительной мере восстановить за счёт цитат на полках городской публичной библиотеки. Существуют монографии по практически всем крупным писателям, посвящённые тому, насколько на этих писателей повлияла Библия».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Душа моя, говорит, исполнилась зол, то есть, скорбей: ибо скорбит, говорит, душа Моя смертельно ( Матф. 26:38 ), где под адом должно понимать смерть (1). (1) Двоякое есть зло, одно естественное и собственное, каково грех, а другое по нашему чувству, каково всякое оскорбление. Афанасий говорит: Если Он понес грехи наши, и о нас скорбит; то справедливо, что и зол исполнился; а это говорит потому, что Он благодатью Божиею за всех вкусил смерти. Пс.87:5 .  Привменен бых с низходящими в ров Глагол: привменен значит, Я причислен к погребаемым, которых называют сходящими в ров. В другом месте мы сказали уже, что ров значит и гроб. Итак вышесказанные слова приличествуют предсмертному времени Спасителя; а сии слова относятся к погребении Его после смерти (1). (1) Евсевий под рвом разумел ад, в который сошла душа Господа по смерти. Бых, яко человек без помощи Не сказал: как человек, потому что Он был совершенный человек; но с прибавлением: был как человек беспомощный. Так и написано, что все (ученики), оставя Его разбежались ( Матф. 26:56 ). Итак Господь показался людям как бы беспомощным; так как Он сказал Петру: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, так что Он пошлет Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? ( Матф. 26:53 ). Пс.87:6 . В мертвых свободь говорит был свободный во гробе от тления и разрушения Моего тела. Или сие означает то, что Я один сошел добровольно в ад, а не низведен туда другими(1). И здесь должно подразумевать глагол: Я был в мертвых свободный, где не достает только члена, иначе сказать: Я, который был свободен, без вины Моей сошел к мертвым; ибо все другие люди имеют причину смерти своей во грехе; так как смерть есть наказание за грех; а один Христос был без вины и греха. Или Христос называется свободным по той причине, что все прочие люди умирали непременно, почему и были порабощены смерти и страху смерти, как говорит Павел: которые из страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству ( Евр. 2:15 ); а Христос умер добровольно, почему и говорит: власть имею положить душу мою ( Иоан. 10:18 ). Или еще иначе Христос почитается свободным потому, что не связан узами ада, но свободно и самовластно вселился в него: или лучше сказать, и других разрешил от уз. Притом Христос свободен и от мертвости и смерти, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Лук. 6, 32–34 на хвала е (ποα μν χρις στν). Так же четвертая редакция, – Библия 1499 г. (пятая ред.) в ст. 34-м имеет также: хвала, но в ст. 32 и .33 по нын. блгдть. 6, 49 сиже рка ( προσρηξεν ποταμς). Славянские списки четвертой и пятой редакций переводят по нынешнему: припаде. 7, 38 нача ноз его слезами (βρχειν). Так и четвертая редакция, но Библия 1499 г. мывати, Острож. Моск. и Киев. Библ. но нын. оумывати. 8, 56 оужасахоус (’εξστησαν). Четвертая и пятая редакция по нын. дивистас. 16, 14 i подражаху и (κα εξεμυκτριζον ατν). Четвертая ред. похоулхоу его, Библ. 1499 г. по нын. рхоус смоу. Иоанн. 3, 33 е свдтество заисчатл (’εσφργισεν). въ е. Так и в четвертой редакции. Но Библ. 1499 г. и печатн. по нын. врова (только в Моск. и Киев. библиях на поле напечатано оутверди, как и в нынешнем печатном тексте внизу). 11, 54 тоу жив (διτριβεν) со оучики Так и четвертая редакция, по Библ. 1499 г. и печ. но нын. хожаше. Заметим, что греч. διτριβεν перев. живше в всех рукописных Евангелиях и в нынешнем тексте, Иоан. 3, 22 . 2. Согласно с Мстиславовым Евангелием XII в. и другими списками Евангелия второй, древнерусской редакции, Алексеевский список Нового Завета представляет отличия текста от большинства списков первой редакции и от нынешнего печатного текста а) в вариантах: Матф. 26, 52 вс бо но ноже оумираю (ν μαχαρ, как читается в многих греч. списках, у Златоуста, Феофилакта, Евфимия и др.) В Галич. Ев. 1144 г., представителе списков первой редакции, чит. ножьмь (πολονται), как и в нынешнем печатном тексте. Лук. 13, 34 хот собрати чата же образо коко ско птенца под (в греч. списках содержится чтение τ αυτς νοσσα, – сд. Матф. 23, 37 ). Гал. Ев. и нынешний печ. текст имеют: гнездо свое, τν αυτς νοσσιν, каковое чтение принято большинством древних греческих кодексов. Иоан. 5. 28 грде В ню вси соущни в гроб оуслыша гла е (в древних греч. кодексах чит. κοσουσιν τς φωνς ατο). Гал. Ев. и нынеш. печ. текст: оуслашть гласъ сна В одном греч. списке XI в., по Тишендорфу, в Вульгате и у латинских писателей чит. το υο θεο, filii dei или filii hominis. Судя по согласию большинства древних списков первой редакции. (Ассем., Зогр., Тип. 1 и др.), представляющих, чтение Галичского Евангелия, можно думать, что это чтение, принятое и в нынешний печатный текст, есть в тоже время древнейшее славянское, первоначальное. Это, как и некоторые другие места, по-видимому, указывает па влияние латинских переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   Нельзя при этом не вспомнить, что ожидание какого-то ходатая, посредника между Богом и людьми, было у самых язычников, как то: у Египтян, Халдеев, Сабеев, Греков, Римлян и многих других, и доныне сохранилось у Индийцев, Китайцев, Японцев и некоторых Американцев. Распространение этого верования между язычниками можно объяснить только двояким образом: или оно перешло к ним по преданию от предков, живших ещё во времена патриархальные, когда обетования о Мессии были даваемы Богом для всего рода человеческого, или уже в последующее время — от Иудеев, при сношениях с ними. Но в том и другом случае, здесь новое, непререкаемое доказательство истины, что учение о Мессии было в Ветхом Завете.    В Новом Завете истина эта раскрыта весьма подробно: сам Спаситель свидетельствовал, что день Его видел Авраам (Иоан. 8:56), желали видеть мнози пророцы и праведницы (Матф. 13:17) и царю (Лук. 10:24); что о нём писал Моисей (Иоан. 5:46), в нём исполнились вся писанная пророки (Лук. 18:31), всё сказанное в законе Моисеове и пророцех и псалмех (Лук. 24:44). Св. Апостолы также проповедовали, что о Иисусе Моисей писа в законе и пророцы (Иоан. 1:45); что все пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни Иисуса Христа (Деян. 3:24); что Бог усты всех пророк своих возвести пострадати Христу (Деян. 3:18), и еси пророцы свидетельствуют оставление грехов прияти именем его (Деян. 10:43). В частности, Апостолы утверждали, что самый закон обрядовый ветхозаветный был пестун во Христа (Гал. 3:24), имел сень грядущих благ, а не самый образ вещий (Евр. 10:1), и окончился или исполнился во Христе (Рим. 10:4).    IV. Какие обязанности предписывала Израильтянам подзаконная Вера в отношении к Богу? Как основание всех этих обязанностей, она заповедовала любовь к Богу: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея (Втор. 6:5). Эту основную обязанность подробнее выражала она в первых четырёх заповедях десятословия, из которых первая повелевает познавать и чтить Бога истинного, вторая — убегать богопочтения ложного, третья — не нарушать истинного богопочтения даже словом, четвёртая — наблюдать порядок во времени и в делах истинного богопочтения (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Так как Господь дважды возвращался к ученикам, то, следовательно, трижды становился на молитву, трижды начинал крепкий вопль к Отцу Своему и вероятно только в последний раз, когда человечество Его изнемогло от борьбы, случилось то, что повествует ев. Лука: явися же ему с небесе ангел Господень, укрепляя его (43). Помощь служебного духа не то, конечно, что – помощь Божества, и слово, глаголанное ангелом ( Евр. 2, 2 ), ничтожно было по значению сравнительно со гласом Отца, неоднократно свидетельствовавшего о Христе и называвшего Его возлюбленным Сыном; но для покинутого всеми и оставленного) Богом Страдальца и утешение ангела было тем же, чем бывает прохладная роса для корня, жаждущего в земле безводной, тем более, что утешение ангела основано было на мысли, что Отец – и тогда, когда предает Сына на смерть, не отлучается от Него Своею любовию и отстоит от Него Своею помощию лишь на краткое время. Предание Иисуса Христа Матф. 26, 46–56 ; Марк. 14, 42–52 ; Лук. 22, 47–53 ; Иоан. 18, 2–12 . Что было плодом гефсиманского моления о чаше, видно из повествования о последующих событиях. Матф. гл. 26, ст. 45. Пришедши к ученикам в третий раз и снова нашедши их спящими, Господь говорит: спите прочее и почивайте, «Сколько раз говорено вам: бдите и молитеся, и каждый раз напрасно! Не одолеть вам своей немощи! Нет надежды возбудить вас! Продолжайте свой отдых и сон». В этих словах связывается глубокая грусть о беспечности и нерадении учеников; эта грусть выражается в форме до сурового укора, как ни заслуживали ученики чего-либо подобного, но, по милосердию Господа и снисхождению Его к немощи апостолов, грусть эта выражается в форме кроткой, любовию отца проникнутой иронии. Затем Он противополагает сон учеников важности момента. Се приближися час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Востаните (нельзя спать, можно было только иронически сказать, спите), идем. Зачем и куда? Второй раз в эту страшную ночь говорить Господь: востанише, идем: в первый раз пред выходом из сионской горницы в гефсиманский сад, второй раз – теперь. Тогда Он сказал: востаните, идем отсюда, да разумет мир, яко люблю Отца, и яко заповеда мне Отец, тако творю. И теперь, если Он говорит идем, то потому, что Он снова предался воле Божией и снова воспламенился желанием исполнить ее. Се приближися предаяй мя. «Встаньте, идем на встречу ему!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   Первое из этих событий есть чудная, внезапная перемена, происшедшая в апостолах. Смотрите, что — с ними. Еще так недавно они были людьми робкими, боязливыми и когда их Учитель был предан смерти, до того опасались за собственную участь, что собираясь вместе, заключались «страха ради иудейска» (Иоан. 20:19). А теперь? Вдруг они становятся смелыми, решительными; сами безбоязненно идут на сонмища иудеев, являются среди фарисеев и книжников, предстают пред лице синедриона и везде проповедуют о Христе воскресшем. Им запрещают, угрожают, их заключают в темницу. Напрасно: ничто их не удерживает. И прежде они были преданы своему Учителю и даже уверяли Его, что готовы умереть вместе с Ним; но едва Он был взят слугами архиерейскими, как «вси, оставльше его, бежаша» (Матф. 26:56), и сам Петр, казавшийся ревностнейшим из всех, трикраты отвергся Его. А теперь? Они вдруг делаются преданными своему Учителю до совершенного самопожертвования. Они оставляют жилища, родных, самое отечество, разсеиваются по всем странам мира, переносят всякого рода труды, лишения, преследования, муки, посвящают всю свою жизнь на проповедь о Христе распятом, но воскресшем, и наконец вкушают за Него насильственную смерть, запечатлевая собственною кровию истину своей проповеди. Как же могло все это случиться, если Христос не воскрес, — не воскрес вопреки своим предсказаниям и обетованиям апостолам, — если они не видели Его по воскресении, и не убедились решительно в Его воскресении и в Его Божестве? Если изумительна такая нравственная перемена, совершившаяся тогда в апостолах: то не менее изумительна и умственная. Они были простые рыбари, люди некнижные (Деян. 4:13), и прежде они многого не понимали в учении своего Учителя, как оно ни ясно и общедоступно, не могли освободиться от предразсудка своих соотечественников относительно царства Мессии. А теперь? Они вдруг являются величайшими мудрецами и проповедуют учение о Боге, мире и человеке самое совершенное, до какого никогда не доходил ни один из людей, раскрывают понятия о Мессии, чище и достойнее которых быть не может, возвещают нравственность такую возвышенную, какой никогда не слышало человечество. Если Христос не воскрес: то не было и не могло бы быть и сошествия Святого Духа на апостолов. Откуда ж эти рыбари могли получить уста и премудрость, которою они просветили, изумили, победили вселенную?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010