Томится по Тебе плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя во веки» ( Пс.72:25,26 ). О разделении заповедей на две скрижали Что значить, что десять заповедей разделены были на две скрижали? Это означает, что в них заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписываются два рода должностей. Не говорит ли о сем чего Иисус Христос ? На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? Он ответствовал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Матф. 22:36,40 ). Кто наш ближний? Все люди: Господь показал нам это в притче о милосердном Самарянине. Для Самарянина Иудей, ограблений разбойниками, был чужой, даже враг; однако он не посмотрел на это, оказал ему свою помощь. Подобно сему мы должны любить всех, не исключая и врагов. Нет ли в числе ближних ближайших к нам людей, которым мы обязаны особенною любовью? Кроме одинаковой природы и общего происхождения, связывают людей еще некоторые особенные связи. Таковы узы, во-первых религиозные, во-вторых родственные. Какая особенная связь соединяет христиан между собою? Все христиане, по вере в Господа Иисуса Христа и по благодати возрождения, суть чада единого небесного Отца и члены единого тела – святой Церкви. " Все вы, – говорит Апостол, – одно во Христе Иисусе» (Галл. 3:28). В чем должна выражаться особенная любовь христиан между собою? В едино мысленном исповедании святой веры, в живом чувстве взаимного союза, связующего членов Церкви, и наконец, в готовности послужить всем ради Господа. «Дополните мою радость, – пишет св. Апостол Павел, – имейте одни мысли, имейте туже любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филл. 2:2). «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:26 ). «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал. 6:10 ). На чем основываются особенные родственные привязанности? Сама природа, по устроению Божию, обращает нашу любовь сначала к матери, отцу, братьям, сестрам, а потом уже к другим людям. С близкими родными нас связывает не одна кровная связь, но и духовное родство. В недрах семьи своей мы получаем жизнь, первоначальный уход, пособия в нуждах, воспитание: все это естественно располагаете нас к любви, преданности; доверию и благодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Что же является целью Иисуса? Куда Он приведет других Своих овец? Ответ мы находим в этом же стихе, Иисус говорит: «И будет одно стадо». Цель Иисуса – образовать одно стадо, объединив овец «сего двора» с другими овцами, которых Он приведет. И это будет Его стадо, единое стадо, с одним Пастырем ( Ин. 10:16 ). И это как осуществление обещания Господа, данного в Ветхом Завете ( Иез. 34:23 ). Это согласуется с другими текстами священного Писания о том, что Христос соединяет воедино евреев и язычников ( Еф. 2:11–22 ; Гал.3:26–28 ; Деян. 10:45 ; Рим. 9:23–26 ). И его стадо – есть Его Церковь , собранная из всякого колена, языка и племени ( Откр. 5:9–10 ). И Его церковь врата ада не одолеют ( Матф. 16:18 ). Наконец, Почему Иисус дал великое поручение ( Мф. 28:19–20 и Мк. 16:15 ), если Он, как полагают мормоны, собирался лично доставить Свое послание? И что за польза от такого посещения Америки? Согласно Книге Мормона, через 400 лет нефийцы полностью забыли свое писание, и все «истинно верующие» были истреблены. Коренные жители Америки услышали о Христе от христианских миссионеров, у которых была Библия, а не из Книги Мормона. Мормоны также считают, что о Книге Мормона пророчествует и отрывок Иез. 37:15–17 («И было ко мне слово Господне: Ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: «Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним»; и еще возьми жезл и напиши на нем: »Иосифу; это- жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно»). Мормоны заявляют: «жезлы» на самом деле являются свитками, на которых пишется Писание; жезл Иуды – это Библия; жезл Иосифа – это Книга Мормона, а объединение двух жезлов – символизирует соединение Библии и Книги Мормона как взаимодополняющих Священных Писаний. Попробуем рассмотреть, есть ли хоть какие-нибудь основания для такой трактовки. Во-первых, в Масоретском тексте Библии (Ветхого Завета) древнееврейское слово «эц» (переведенное как «жезл») всегда означает дерево, древесину дрова, бревна, лес, палку (Библейская Симфония с ключем к еврейским и греческим словам; Ed Nelson Evangelistic Association) и никогда не используется, даже в переносном смысле в значении свитка или книги.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

179 По получении в Иерусалиме известия о воскрешении Лазаря, первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне, и овладеют и местом и народом нашим... Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня положили убить Его (Иоан. 11:47—48, 50, 53). Очевидно, мотивом этого приговора послужили те именно соображения, на которые мы указываем в тексте своих рассуждений. Ведь римляне уже владели и местом и народом иудейским. Стало быть, члены иудейского синедриона могли опасаться не нашествия римлян, а только возможного примирения иудеев с римским владычеством. Через несколько дней, во время официального суда над Спасителем, первосвященники пригласили некоторых лжесвидетелей и повели свое следствие в другом направлении (Матф. 26:59—66; Марк. 14:55—64), но это следствие было необходимо им не для составления справедливого приговора, а только для оправдание заранее составленного приговора в глазах иудейского народа, почитавшего Спасителя за истинного Божия посланника. 180 У Платона, Phaedo cap. 11. 181 По суждению пифагорейского мыслителя Филолая: «свидетельствуют и древние богословы и прорицатели, что в наказание за что-то душа сопряжена с телом и похоронена в нем, как в могиле» — Климент Александрийский. Строматы, III, 17. 182 У Платона Teaet. Op., ed. Didot, vol. I, p. 135, Phaedo, cap. 29, Civitas vol. II, p. 38, 44. 183 Секст Эмпирик, Pyrron. III, 230, приводит соображение Гераклита: «когда мы живем, мертвы наши души и схоронен в нас, когда же мы умираем, оживают и живут души» — Секст Эмпирик. Пирроновы основоположения, III, 230. 184 Phaedo, cap. 30—31, Phaedr. cap. 28—30. 185 Ibid., cap. 62. 186 Вся сущность философской сотериологии язычества выражается одним положением Платона, что человек, познавший истину, сам по себе достаточен для того чтобы вести хорошую жизнь, и ни в чем другом для этого решительно не нуждается. Civitas, lib. III, p. 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3692...

4:13). И вот едва он вышел из детства и совершил течение пятнадцатого года, его родители, руководясь человеческим разумением, стали делать приготовления к браку; они нашли и невесту, долженствовавшую, по их мнению, понравиться юноше, вели разговоры о брачном ложе, настраивали свадебные песни в честь Гименея. Но сам он, сохранявший до сих пор полную любовь и полное послушание к родителям, тогда только решил отречься от них совершенно, и все свое желание и всего себя предать единому Христу. Он слышал и помнил, что Им было сказано в евангелии: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас» (Матф. 11:28), и в другом месте: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником, и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26—27). Находя несообразным этому касающийся его план родителей, руководясь своим целомудренным разумением, и предпочтя повиноваться более Богу, чем человекам, он оставляет родителей, убегает брака и сладостей супружества, так как в них не замечается надежного и точного блага, а много такого, что может повредить избравшим величайшее из всех благ, Христа; оставляет все: сродников, друзей, ближних, имение, стада, самую родную землю и отечество, берет на себя единственное напутствие спасения — крест, и следует за призывающим и путеводящим Христом.    Поднявшись от восточной страны, он пришел во град Константина, и здесь отыскал монастырь, более других приспособленный к наслаждению молчанием — он был некогда обиталищем божественного Иоанна Златоуста, — именно в то время, когда он украшал патриарший престол, почему и сам украшается его именем (носит его название); сюда-то именно приведя себя, и он (наш Мелетий) предает себя Богу и настоятелю монастыря. Подвергшись довольным упражнениям в предварительных подвигах монашеской жизни, и уже завершая третий год, он облекся в священное монашеское облачение, и стал готовиться к совершеннейшим подвигам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

52 сравни Uoahha XVIII, 10–11 ст.). И в той же самой беседе на тайной вечери, из которой приверженцами светской власти пап берутся выражения о царстве и о двух мечах, Иисус Христос, обличив в учениках стремление к превозношению друг пред другом, ясно высказал, что им должно быть чуждо всякое желание мирского преобладания: «царе языков господствуют над ними, и князья обладают ими, но между вами не должно быть так. Между вами кто хочет быть большим, да будет вам слуга. Так, как и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послускит, и отдать душу свою для искупления многих» ( Матф. ХХ , ст. 25, 26, 28 сравн и Лyku XXII ст. 25–27.) И при всяких других случаях Иисус Христос старался рассеивать в умах учеников своих мечты о мирском владычестве. Между тем ему было бы удобнее, если-бы то нужно было, действовать обратно, т. е. утверждать в учениках своих стремление к мирскому преобладанию. Иудеи ожидали в Мессии земного царя завоевателя. И сами апостолы, до сошествия на них Св. Духа, не были чужды этого предрассудка, и ожидали, что Иисус Христос пришел устроить царство израильское, в котором им придется занять первые места ( Марка Х, 37 . Деен. 1–6). Но Иисус Христос внушал ученикам своим, что им придется пить ту чашу, которую Он пил, и креститься тем крещением, каким Он крестился, т. е. не властвовать над миром, а страдать в мире ( Марк. Х, 35–45 ст.). Римские папы основывают свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, и самые владения свои называют наследием Петра (Patrimonium Petri). Но не говоря уже о том, что папы не имеют за собою никакого исключительного права считаться преемниками и наследниками апостола Петра, нужно спросит, какими же владетельными правами пользовался апостол Петр, и в каком смысле Рим, с принадлежащею к нему областью, может быть назван наследием его?... Апостол Петр также, как и все другие апостолы, не имел на земле и не старался приобретать владений. Мы всё оставили, и последовали Тебе, говорили апостолы Иисусу Христу ( Mamф. XIX. 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   Если верно то, что Иисус Навин прообразует Иисуса Христа (а от этого, похоже, никуда не деться, раз Сам Спаситель толковал применительно к Себе и манну, и скитание в пустыне, и медного змея), тогда в словах напутствия Иисусу Навину должен слышаться отзвук той заповеди, которую «получил от Отца» (Ин.10:18) Его единородный Сын. Сопоставление с Иисусом Навином освещает Евангелие с совершенно неожиданной стороны и объясняет некоторые малопонятные черты в облике Иисуса Христа. Максимализм Его требований к ученикам («Кто... не возненавидит отца своего, и матери... и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» — Лк.14:26), Его внезапная воинственность, столь странно контрастирующая с кротостью и миролюбием («продай одежду свою и купи меч» — Лк.22:36), его пугающая бескомпромиссность в борьбе с грехом («Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» — Матф.5:29) вполне оправданы и объяснимы, если не упускать из виду, что Ему предстояло в духовном плане совершить то, что сделал Иисус Навин: ввести Свой народ в обетованное Царство, сокрушив духом уст Своих (2 Фес.2:8) всю мощь мира, как некогда неопытные в войне и почти нецивилизованные скитальцы сокрушили дуновением в трубы оплот цивилизации хананеев с его исполинским народом (Числ. 13:34) и «укреплениями до небес» (Втор.1:28) — воплощенными обломками несбывшейся мечты строителей Вавилонской башни.    Господь пришел «не судить мир, но спасти» (Ин.12:47), но в самом спасении присутствует уже веяние суда: «На суд пришел Я в мир сей» (Ин.9:39), — слышится уже дыхание апокалиптической катастрофы — того страшного второго пришествия, которое будет сопровождаться невиданными кровопролитиями и бедствиями для всех живых. Царство Небесное вторгнется в бренный мир уже со всею своею властью, и это вторжение будет таким, каким было для незаконных обитателей святой земли вторжение Иисуса Навина.    Иисус Навин являет апокалиптический образ Спасителя, а этот образ разительно отличается от евангельского. Откровение Иоанна — единственная новозаветная книга, в которой Спаситель предстает в виде сверхъестественного ангелоподобного существа, человеческий образ которого едва угадывается за атрибутами могущества и славы («и увидел...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   И они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.    Время означает год. Времена, по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, предъизображают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течении которых святые будут преданы власти антихриста, чтобы были осуждены иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Матф. 24:22). Что эти времена не применимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.    Ст. 26. И воссядет суд, чтобы власть у него была отнята и сокрушена и уничтожена до конца.    Это [сказано] об антихристе, то есть о небольшом роге, говорившем высокомерно, потому что царство его должно быть разрушено на веки.    Ст. 27. Царство же, и власть и величие царственное, которое ест под всем небом, дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все цари будут служит и повиноваться Ему.    Это говорит о вечной власти Христа.    Ст. 28. Здесь конец слова, —    того слова или речи, которое открыл мне Господь в настоящем видении.    Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне, но слово я сохранил в сердце своем. Доселе книга Даниила написана на халдейском и сирийском языке. Прочее, что далее следует до конца книги, мы читаем по-еврейски.    Глава VIII. Ст. 1. В третий год царствования царя Валтасара явилось видение мне. Я, Даниил, после того, что видел в начале...    Видение это было через два года после предыдущего откровения. Ибо то он видел в первый год Валтасара, а это в третий. Поэтому он прибавляет: после того, что видел в начале.    Ст. 2. Видел я в видении моем, когда я был в крепости Сузах, которая находится в стране Еламе, или, как перевел Симмах, в городе, от которого и страна получила название, как вавилоняне от Вавилона и еламиты от Елама, вместо чего LXX перевели: в стране Элимаиде.    Сузы же — это столичный город страны еламитов, в котором Даниил, по истории Иосифа , воздвиг высокую башню, построенную из квадратных мраморных плит и столь большую и красивую, что она и в настоящее время имеет вид новой. В ней погребаются останки мидийских и персидских царей, и стражем или смотрителем и жрецом при этом месте состоит иудей. Когда я был в крепости Сузах. Это не в том смысле, что из крепости состоит самый город, как мы сказали, столичный и весьма богатый, а в том, что он построен так прочно, что имеет вид крепости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в разбираемом изречении Спасителя, Иисуса Христа, (в виде итога к предыдущим словам) говорится о том, что прежде всего надо заботиться о самой душе, потому что душа более значима чем пища и питье для неё, и не надо чрезмерно заботиться о пище, питье и одежде. И как тело более значительно, чем одежда для него, так и душа более значительна пищи. Это утверждение Иисуса Христа обусловлено тем, что человек достигает вечной жизни в Царстве Небесном через заботу о спасении своей души, а не заботами о пище и одежде. Поэтому внимание и забота человека должны быть направлены на достижение спасения души, а не на питье и еду, несмотря на то какими бы вкусными они не были. Потому что привязанность к питью, еде и одежде является признаком того, что человек сосредотачивает свое внимание на бренном и земном (представителем которого в данном случае и есть питье, еда и одежда) и уходит от главного дела в жизни, служения Богу, Который помогает человеку достичь главной цели человеческого существования — спасения души. А служение земным удовольствиям и благам в конечном счете приводит человека к мукам на земле, а также в будущей жизни. “Отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов” (Лук.13:27-28). Поэтому в разбираемых словах Иисус Христос и призывает не увлекаться земным и бренным, в данном случае едой, питьем и одеждой, потому что это всё проходящее. А заниматься главным назначением в жизни человека — служением Богу и спасением своей души. “Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут”...    Продолжая дальше излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” (Матф.6:26). Как нужно понимать эти слова?     В этих словах выражена мысль о том, что если Господь Бог подарил человеку великое чудо — жизнь, дав ему возможность трудиться, неужели Бог, давший большее (то есть жизнь), не позаботится о том, чтобы человек имел и меньшее, в виде пищи, необходимой для жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет: аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Иоан. 10:15; 17:25; Матф. 11:27, Лук. 10:22); бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Иоан. 17:24; 10:18; 5:30); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17—36; 17:4), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и воплотился для нашего спасения (Иоан. 1:14; Евр. 2:14), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа (Иоан. 16:7; 17:18; 20:21; Лук. 24:49), что Сын любит Отца и мир (Иоан. 10:11; 14:31; 15:9), сообщил людям откровение (Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26), дарует блага просящим (Иоан. 14:13), прощает грехи (Марк. 2:9—10) и под. в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает: аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11); бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28; 2:4; 1 Кор. 12:11); вв) деятельность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7,11), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Иоан. 15:26; 16:14), возрождает людей (Иоан. 3:5—8; 1 Петр. 1:3; Тит. 3:5), наставляет их на всякую истину (Иоан. 14:26; 16:13), возвещает будущее (16:13), поставляет пастырей (Деян. 20:28) и под. Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличительное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Более того: эти принципиальные противоположности, по их идеальной сущности, Новый Завет , в конце концов, объединяет и примиряет в Богочеловеке, начинаясь с восприятия истинно человеческой плоти и ее претворения из тела душевного в духовное – в Логосе ( κα λ γος σρξ γνετο – и Слово плоть бысть 25 ) и кончаясь преображением человечества из душевного в духовное, по образу Богочеловека-Спасителя, – из состояния немощно-греховного в состояние совершенное («будьте вы совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть») 26 , когда наконец «Бог будет все во всем» 27 . Христианство есть религия Богочеловечества 28 . Церковь есть Тело Богочеловека 29 , от плоти Его и от костей Его 30 , питающееся Его Плотью и Кровью 31 . Академия духовная или церковная опознает и уразумевает дух и ум Церкви. Наша Академия стоит под «Покровом Пресвятой Богородицы», символизирующим предсказанное пророками радостное «покровительство Бога людям». 32 Наконец и личное мое настроение – в тоне положительно идеального и радостного будущего, а не отрицательно реального и скорбного настоящего. Этими замечаниями я думаю оправдать предмет моей краткой речи. Там на границе нашего отечества, до беснования обезумевший палач антихриста мучить, калечит, бешено рвет на части своими чудовищными орудиями, душит газами, даже отравляет холерною и чумною заразами – дедов и бабок, отцов и матерей, мужей и жен, женихов и невест, даже детей-младенцев. Но я желаю, хотя на малое время, отвлечь взоры от настоящего, «наводнившего землю, бича Божия» 33 и направить их к обетованному «покрову» благодати Божией над человечеством, когда «Бог будет смотреть на землю из жилища Своего, как светлая теплота после дождя, как облако росы после жатвенного зноя» 34 . От бранного пира прожорливой смерти и ненасытного ада 35 предпочитаю в академический праздник звать на «брачную вечерю Агнца и Его Избранной Невесты – Церкви» 36 . Буду говорить о тайне Брака и Церкви во Христе. При чтении или слушании евангельских слов Господа о том, что желающий за Ним следовать должен оставить свой дом и своих присных, обращали ли вы внимание на Матф. 10:34–37 : «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не пришел Я принести мир, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ея и невестку с свекровью ея, – и враги человеку домашние его, – любящий отца или мать более Меня недостоин Меня», – и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня», – и парал. Лук. 12:51–58 : «Думаете ли, что мир прибыл Я дать на земле? – Нет, говорю вам, но разделение, ибо будут отныне пятеро в одном доме разделены, трое на двух и двое на троих разделятся, отец на сына и сын на отца, мать на дочь и дочь на мать, свекровь на невестку и невестка на свекровь». Так в этих местах все тексты, не исключая и нашего церковно-славянского и богослужебного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010