Всем сомневающимся в том, что будет Второе Пришествие Христово. «... Еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит». (... Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит).  К Евреям гл. 10 ст. 37. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися, доколе унынием слезиши; что не помышляеши о страшном часе Смерти? что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?...»  Стихира в неделю Мясопустную. Перед наступлением Великого Поста, в третью приготовительную неделю к нему, именуемую неделей Мясопустной, Св. Церковь живописует пред нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Делает это она, как любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашем спасении, с целью дать нам сильнейшее побуждение к искреннему раскаянию в своих грехах в течение предстоящего Великого Поста. В полном согласии с учением Слова Божия, изложенном в Евангелиях (см Евангелие от Матфея главы 24-я, 25-я, от Марка гл. 13, от Луки гл. 12, 35–59; 17, 22–37 и 21, 8–36 и Иоан. 14, 3 ), в Апостольских Посланиях (см. 2Петр. 3, 1–18 ; 1Иоан. 18–22, 28; 4, 1–3 ; Иуд. 1, 14–15 ; 1Кор. 1, 7–8; 3, 13–15; 15, 20–58 ; 2Кор. 4, 14; 5, 1–10 ; Колос. 3, 4 ; 1Солун. 4, 13–18; 5, 1–11 ; 2Солун. 1, 5–10; 2, 1–15 ; Тит. 2, 11–14 ; Евр. 10, 30–37; 12, 26–29; 13, 14 ) и в Апокалипсисе, церковные песнопения недели Мясопустной внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого  великого и страшного дня Господня  и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступить еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно, – по образному выражение Слова Божия,  «яко тать в нощи»   ( Матф. 24, 43 ; Лук. 12, 39 ; 2Петр. 3, 10 и 1Солун. 5, 2–4 ).. Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелел нам, христианам, Сам Божественный Спаситель наш – Господь Иисус Христос, говоривший неоднократно:  «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет»   ( Матф. 24, 42 ),  «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет»   ( Матф. 24, 44 ). Говоря о неизвестности дня и часа Своего Второго Пришествия ( Матф. 24, 36 ), Господь Иисус Христос, тем не менее, учил распознавать «знамения времен»: указав целый ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, Он заключил: «егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»  ( Матф. 24, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Содержание    После воскресения из мертвых Спаситель «денми четыредесятми» являлся ученикам (Деян. 1:3). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это — естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Где же доказательство того, что Он был видим только одиннадцать раз? Это можно видеть из следующего. Первый раз Господь явился Марии у гроба и остальным женам (Мк. 16:9; Иоан. 20:11, 14—17; Мф. 28:5), как и предвозвестил Исаия, призывая жен и говоря: «жены грядущия с позорища приидите» (Ис. 27:11), возвестите нам (Матф. 28:10). Потом он явился Петру (1 Кор. 15:5), после — Клеопе и другому ученику, когда они совершали путь в Еммаус, хотя они и не узнали Его, и в преломлении хлеба, когда Он открылся им (Лук. 24:13—35), затем — десяти, в отсутствие Фомы «сущу позде в день той» (Иоан. 20:19), после — одиннадцати, когда и Фома присутствовал и был в числе учеников (Иоан. 20:26), потом явися боле пятисот братиям единою, как возвещает Павел, добавляя, что «от нихже множайшии пребывают доселе» (1 Кор. 15:6), еще — явился Иакову, как и об этом учит Павел (1 Кор. 15:7), потом — семи при море Тивериадском, т. е. Петру и Фоме и Нафанаилу, Иакову и Иоанну и двоим другим из учеников Его (Иоан. 21:1—2), после — всем Апостолам, т. е. семидесяти (1 Кор. 15:7), далее — на горе Галилейской, «аможе повеле им Иисус» (Мф. 28:16), и наконец, на горе Елеонской, где было и вознесение.    Из евангелистов только один Лука подробно рассказывал о вознесении (Лук. 24:36—52), и он же опять с этого события начал излагать Деяния святых Апостолов (Деян. 1:2—12). Ибо Евангелие Матфея имеет следующее окончание: «Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнишася. И приступл Иисус рече им..: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:16—20). Таким образом евангелист Матфей ничего не прибавляет о вознесении. Марк хотя и упоминает о нем, но как бы мимоходом, говоря: «Господь убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16:19), и не сообщает ни о месте, ни о способе, ни о другом каком-либо существенном признаке столь важного события. Евангелие Иоанна в конце своем не излагает истории вознесения, а только знаменательно прибавляет: «суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг. Аминь» (Ин. 21:25). Таким образом, только один Лука, как сказано, более подробно изложил в конце своего Евангелия историю вознесения и это же событие поставил в начале Деяний святых Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3004...

Слово в неделю Мясопустную Святая церковь посвящает настоящую неделю воспоминанию последнего суда Божия. Заботливая о нашем спасении, она желает пробудить в нас раскаяние в грехах наших и подкрепить слабое усердие наше к подвигам спасительным. Последуем ее голосу. Выслушаем слова Божии о суде великом, о суде страшном. Подвигнем сердце наше к сокрушению. О, как велик сей день — день греха и отмщения Божия! Пусть не обольщают себя мечтами, пусть не питают в душе греха своевольными помышлениями о несбыточности грозного будущего. На пагубу себе говорит своеволие: «где есть обетование пришествия Его?» Неверно слово человеческое, но верно слово Божие: придет день страшного явления Христова, день откровения суда Божия, день великий, день последний, после которого не будет дней (Рим. 2:5; Мф. 13:40, 49). Пусть не спешат грешить, а поспешат каяться. Жизнь — поле, где растет пшеница, растут и плевелы. Не вырывают плевелов по осторожному снисхождению. Придет время жатвы, тогда не пощадят плевелов (Мф. 13:39—40). Не медлит Господь исполнением обещания: Он только терпит и ждет, не придут ли люди в себя, не одумаются ли, не решатся ли оплакать грехов своих горькими слезами раскаяния? Будет суд. Бог сказал о том. Небо и земля пройдут мимо. Не прейдет слово Божие. Пророки Божии возвещали о суде всеобщем (Ис. 34:1—6, 66:16—21; Иоил. 3:7—17; Дан. 7:9—10; Мал. 3:14—18). Псалмы поют о суде вселенной: «Той судити имать вселенней в правду» (Псал. 9:9, 93:23). Апостолы проповедывали: «всем... явитися нам подобает пред судищем Христовым» (2 Кор. 5:10). Сам Сын Божий, столько полный любви и милости к нам, повторял много раз: «приити... имать Сын Человеческий во славе Отца своего со ангелы своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его» (Мф. 16:27). Страшен будет сей день для всех, страшен особенно для отвергших Христа или неисполнивших верности своей Ему. Кто будет судиею на том суде? Господь наш Иисус Христос — Он, Который пролил за нас кровь Свою, вытерпел столько мук за грехи наши, чтобы мы более не жили для греха, — Он, которому обязались служить мы от купели до гроба. О, как страшно будет предстать пред Него нам, столько неблагодарным к Нему! Каково бы то ни было явление Его, оно уже само по себе будет грозно обличать безчувствие христиан. «Тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная» (Матф. 24:30). «Воззрят нань, Егоже прободоша» (Иоан. 19:37; Зах. 12:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2977...

Содержание     «Не умре девица, но спит» (Матф. 9:24).    Празднуем мы ныне, слушатели, со всею Христовою Церковию блаженное преставление блаженныя Девы, родившия Спасителя нашего. Преставление, говорю, и Успение, а не смерть; боюся бо назвать смертию то, чрез что преблагословенная оная Матерь и Дева прешла в живот, преселилась в небесный чертог, которому Себя предуготовила: взошла Невеста к Жениху Своему, Котораго любовию сердце Ея всегда уязвлено было; взошла Матерь к Сыну Своему; взошла и верная раба к Господу Своему; соединилась с радостнейшим блаженных душ ликом, или паче с Самим Богом, Который есть источник неотъемлемыя радости; начала приобщаться безсмертныя трапезы и наслаждаться сладчайшаго вечных увеселений нектара в невечернем дне царствия Христова. Почему благопристойно теперь преблаженную сию Деву и Матерь приветствовать можем оными Давидовыми словами: «Слыши, дщи, и виждь, и преклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея» (Псал. 44:11—12); почему и предстала Ты, Царица, одесную Его в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена.    А когда, увенчанная счастием вечным, Богоотроковица успением Своим святым отдала долг тлению естества человеческаго, то сие возбуждает и нас на память себе привесть, или лучше сказать, всегда в памяти содержать наше, некогда быть имеющее, преставление и будущее прославление праведных, что и мы, которые утверждены упованием непостыдным (Рим. 5:5) о получении живота вечнаго, к сему пути предуготовлять себя должны. Того ради мало ««о будущем нашем блаженном успении побеседуем, разсматривая великое оное сходство, какое есть между сном и смертию и что смерть праведных более покой, нежели смущения и страха в себе заключает, дабы чрез то спокойныя совести увеселить, а страшливыя утешить»«. Ты же, живот наш и воскресение, Христе Спасителю, споспешествуй нам Твоею благодатию, которая и неразумных умудряет, и наши к себе обращает сердца.    Иных, как кажется, малодушных, не токмо самая смерть, но и одно воспоминание оныя смущает и в великий страх приводит. И такие ежели есть христиане, то они чрез сие подобятся язычникам, которые должны были бояться смерти, яко никаковаго известнаго не имеющие упования (1 Сол. 4:13). Но нам истиннейшее Евангелие сей страх разгоняет, и объявляет смерть быть желательну больше, нежели страшну. Ибо блаженнейший Учитель наш, в предложении нашем, о Иаировой дщери говорит, что «не умре девица, но спит», и в другом месте сказал, что «Лазарь друг наш но умре, но успе» (Иоан. 11:11). А сим сну уподоблением показал весьма ясно, что нас смерть не смущает, но как сладкий сон упокоевает. Что бо сна приятнее по трудах, и что сладчайше его же после печали? Но разсмотрим, какое есть между сном и смертию сходство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3839...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Входите тесными вратами...» Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» ( Матф.7:13 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно точке зрения современного православного богословия стихи с 13-го по 27-й считаются эпилогом Нагорной проповеди. Причем этот эпилог имеет свое строение. Первые два стиха, 13-й и 14-й, содержат призыв Иисуса Христа идти праведным путем. С 15-го по 23-й стих содержится предостережение от лжеучителей и лжепророков, которые, имея личину праведности, а суть хищную, уводят людей с праведного пути. С 24-го по 27-й стих содержится завершающее увещевание о том, чтобы человек укреплял свою веру делами. Рассмотрим каждый стих в отдельности. В 13-м стихе Иисус Христос прибегает к доступной и понятной для людей Его времени аллегории. Вот её суть. Во времена Иисуса Христа древние евреи возводили города, которые располагались на возвышенностях или на горах, и которые были окружены высокими стенами. Ворота в город открывались с восходом и закрывались с заходом солнца. Город по сравнению с деревней считался очагом культуры. И вход в город, как в населенный пункт, в котором была лучше и цивилизованней жизнь, украшался широкими, большими и высокими воротами. Городские ворота делались массивными и прочными не только для защиты от врагов. Они являлись символом входа в новую, лучшую жизнь, в иной цивилизованный мир, чем деревня. Во время Иисуса Христа считалось, что жить в городе более престижно, чем в деревне. И правители многих городов украшали свои ворота, делая их роскошными и внушительными, чтобы подчеркнуть отличие жизни в их городе от жизни в деревне и других городах. К воротам вел широкий путь для того, чтобы желающие въехать в город, не сталкивались друг с другом. Но наряду с массивными и пышно украшенными воротами, которые закрывались вечером и открывались утром, в крепостной стене, опоясывающей город, существовала и маленькая низенькая калитка, которую часто называли малые ворота. Эта тесная калитка служила для того, чтобы в экстренных случаях, например ночью, выпустить или впустить гонца со срочным донесением, или для иных, не терпящих отлагательства случаев. К этой калитке вел не широкий путь, а еле приметная узкая тропка. И о калитке и о воротах евреи, жившие во времена Иисуса Христа, были хорошо осведомлены. Поэтому Спаситель мира и использовал в Своей речи аллегорию, связанную с противопоставлением врат тесных (калитки) и врат широких (городских ворот).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Послание к Максиму философу Возлюбленному и истинно желанному сыну философу Максиму Афанасий желает о Господе радоваться. 1) Прочитав писанное тобою ныне, похвалил я благоговение твое, и крайне подивившись безрассудству «не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают» (1 Тим. 1:7), действительно решался хранить молчание. Ибо отвечать о том, что так явно и светозарнее самого света, не иное что значит, как людям беззаконным подавать повод к бесстыдству. Так научены мы и Спасителем. Ибо Пилату, после того, как умыл он руки и дал место клевете тогдашних иудеев, Господь не ответствовал более, вразумлял же паче жену его, чтобы не по слову, но по явлению силы, уверовали, что судимый есть Бог. Не ответствуя также и на суесловие Каиафы, обетованием Своим Господь приводил всех к ведению (Матф. 26:63, 64). Так и я, долго медля и смотря на словопрение бесстыдных людей, едва подвигнут был твоим ревнованием по истине, и не сказал ничего сверх написанного тобою, чтобы противник, убедившись тем самым, что оспаривал, «удержал наконец язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти» (Псал. 33:14). И, о если бы подобные люди не хулили более Пригвожденного к древу, говоря с мимоходившими тогда иудеями: «аще Сын еси Божий, сниди со креста» (Матф. 27:40, Лк 23:35)! Если же и в этом случае не устыдятся они, то постыдись ты, помня Апостольскую заповедь: «еретика человека по первому и второму наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден» (Тит. 3:10, 11). Ибо если отваживающиеся на это или суть язычники, или иудействуют; то пусть крест Христов, как иудеи, почитают они соблазном, а как язычники — безумием (1 Кор. 1:23). Но если выдают себя за христиан, то пусть знают, что распятый Христос есть «Господь славы» (1 Кор. 2:8), что Он «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24). 2) А если сомневаются в том, что Он Бог; то да постыдятся Фомы, который осязал Распятого и именует Его Господом и Богом (Иоан. 20:28); да убоятся самого Господа, Который, по умовении ног ученикам, говорит: «вы глашаете Мя Учителя и Господа: и добре глаголете, есмь бо» (Иоан. 13:13). Но в том же теле, в котором умывал ноги, и «грехи нашя сам вознесе на теле своем на древо» (1 Петр. 2:24). Засвидетельствовано также, что Он — Владыка твари; потому что солнце удержало лучи, земля потряслась, камни распались, и сами распинатели сознались, что распятый «воистинну Божий Сын бе сей» (Матф. 27:51, 54).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2569...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «И кто захочет ... взять у тебя рубашку ...» «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Матф.5:40 ). Для того, чтобы понять смысл этих слов, нужно знать что у древних евреев закон, данный Богом через Моисея предписывал проявлять большое внимание и заботу к бедному человеку. Так, если бедняк под залог отдавал, например, свою одежду, то заимодавец не имел права войти в дом должника своего и должен был стоять на улице, дожидаясь пока вернут ему его залог. Причем заимодавец должен был возвратить залог (например одежду) своему должнику до того, как наступит ночь. «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея [у себя] залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим» ( Втор.24:10–13 ). Однако во времена Христа и раньше это правило милосердия редко исполнялось евреями-заимодавцами, которые забирали себе не выкупленные в срок ценности, отданные под залог, в том числе и одежду, по решению суда. Спаситель советует человеку, не сумевшему выкупить свой залог у заимодавца, отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду. В данной ситуации это делается для того, чтобы не обострять отношения с заимодавцем, избежать суда и выяснить все вопросы с миром, без применения зла. Так надлежит поступать даже если для сохранения мирных отношений и избежания конфликта и ссоры пришлось бы заплатить двойной ценой, отдав рубашку и верхнюю одежду. Как и в ситуации с подставлением второй щеки, Спаситель рассматривает именно тот случай, когда человек виновен в невыплате долга (то есть денег взятых под залог). Именно по этой причине на него хотят подать в суд. И как в ситуации с подставлением второй щеки, Спаситель рекомендует признать свою вину, проявить покладистость и покорность. Этим добрым поступком человек сможет решить конфликтный вопрос мирным путем с отсутствием зла, но с присутствием добрых отношений, для сохранения которых и двойная оплата небольшая цена. Отдаванием рубашки и верхней одежды человек не противится злу, так как не делает никаких действий наперекор или против заимодавца. Но, путем проявления покорности и согласия, побеждает зло (то есть конфликт с заимодавцем) добром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.В. Попов Речь при освящении храма в Свято-Тихоновском монастыре Божиею поспешествующею милостию Православная Церковь все более возрастает и укрепляется в стране сей. В разных местах устрояются православные храмы, образуются приходы, братства, школы, открывается семинария, бурса, сиротский дом. Но все же жизнь нашей церкви здесь не была до сих пор полною: мы не имели учреждения, которое с давних веков является неразлучным спутником православной церкви и составляет её украшение. Разумею монастыри, которыми так богата свято-русская земля. И вот, слава и благодарение Богу! пробел этот ныне восполняется, и мы празднуем днесь открытие Свято-Тихоновского монастыря и освящение первого монастырского храма. Однако, не напрасная ли мечта и трата сил и средств – устроять монастырь с созерцательным, восточным укладом его жизни в стране, насельники которой всему миру известны как люди практических потребностей, внешней деловитости и земного благобыта? Есть ли здесь благоприятная почва для насаждения монашества? И семя его не упадет ли в терние, среди тех, у коих забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно остается бесплодным ( Матф.13:22 ). Но ужели же у здешних людей совсем нет идеальных порывов, стремления к небу, забот о едином на потребу, тоски по внутреннему человеку, одолеваемому суетою житейскою? Не будем спешить с словом осуждения. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем ( 1Кор.2:11 ). Не судите на лица ( Иоан.7:24 ). Есть и здесь души живые, возжадающие Господа и стремящиеся к иному немирскому житию; мы знаем, что среди инославных есть здесь целые общины монашеские. И если туда вступают люди из среды, обычно считаемой за практическую, то можно уповать, что наш монастырь не останется без насельников из русских людей, которые издавна известны любовию и привязанностию к монастырям, стремлением к небесному, небрежением о земном, житейском. Будем уповать, что монастырь наш, ныне малый по числу братии, уподобится зерну горчичному, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Матф.13:31–32 ). Упования и желания сердца моего идут дальше: хотел бы я, чтобы монастырь наш уподобился, по слову Спасителя, закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все ( Матф.13:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   Блаженны чаяния Церквей! Блаженны надежды христиан! Люди, уверовав в Начальника мира (Ис. 9:6), и обогатившись миром, сделались сожителями Ангелов. Христос совокупил дольнее и горнее, соединил бренных с безтелесными. Радуйтесь во Христе! Еще повторяю, радуйтесь: «радуйся зело, дщи Сионя» (Зах. 9:9), Новый Иерусалим, Церковь Божия! Приникни глубже в таниство твоего празднества! Вознесись превыше видимого, чтоб понять духовно (αναγωγικς) то, что совершается чувственно. Для чего Иисус, Который всегда пешешествовал, ныне, и только ныне, возсел на животное, сам восшедши на оное? Для того, чтобы вразумить нас о своем вознесении на крест. Какая это противу-лежащая весь? Без сомнения, противоположный и противный миру образ мыслей, усвоенный себе поселенным прямо рая (Быт. 3:24) человеком, к которому Христос и послал двух учеников, то есть, два свои завета, — завет Ветхий и Новый. Кто эта ослица? Без сомнения, ветхая и прелюбодейная синагога, которая отягчена бременами житейскими, и на которой Христос возседал до некоторого времени. Кто — осленок? Это я, младый и самый необъезженный народ языческий, на которого «никтоже от человек вседе» (Мк.11:2), — ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Моисей, ни Писания, а только сам Бог Слово, возлегший с нами безсловесными в яслях, в Вифлееме, чтобы освободить нас от нашего безсловесия, и потом сделать богословами. Что это за отрешение осленка? Без сомнения, освобождение (нас) от идолослужения и отрешение от кровавых идольских жертв, которое предзнаменовано было прикосновением жены кровоточивой. Кто суть ропщущие на отрешение осленка и говорящие: «почто отрешаета» (Лук. 19:31), «осля привязано» (Матф. 21:2)? — иудеи и демоны. Что это за постилание отроками одежд? Совлечение ветхого человека, и вместе безобразная нагота и пустота синагоги. Кто богословствующие младенцы? Без сомнения, чада верного народа Христовой Церкви. Кто их матери? Купели крещения, возраждающие верных. Что — сосцы матерей? Два завета, которые оба суть наши учители, напаяющие нас млеком духовнымь и небесным. Что такое сошествие Христа с горы Елеонской? Без сомнения, не иное что, как сошествие с неба к нам Бога Слова. Кто — масличные ветви? Души милостивых. Что такое путь? Путь, который хорошо устилают делами добродетелей, совлекаясь ветхого человека. Что — финиковые ветви? Чистые сердца праведных, процветающие как финики, и возвышающияся как кедры Ливанские, насажденные в дому Господнем, процветающие (Псал. 91:13—14) и устремляющияся горе к истинному Финику, без сомнения, одерживая победу над мучителем и адом, от тираннии которых сами освобождены силою победителя Христа. Кто предшествующие? Праведные Пророки. Кто последующие? Апостолы, и мы, вместе с ними уверовавшие из язычников. Что — град? Горний Иерусалим. Что — храм? Царство небесное, из которого Христос изгнал иудеев, как недостойных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010