СТАВРОФИЛА. «Не все вмещают слово сие, но кому дано» от Бога (Матф.19. 11). Эту непостижимую для людей истину открывает не «плоть и кровь», но «Отец, Который на небесах» (Матф.16:17).    АНГЕЛ. Так, Бог «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лук. 10:21), т. е. младенствующим злобою. Понимал это Апостол Павел, который был мал в собственных своих очах, а велик в очах Божиих. «я гораздо охотнее, — говорил он, — буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор.12:9, 10). Сравнивая же себя с прочими, он говорит: «Христовы служители? (в безумии говорю я больше». А это преимущество чем он приобрел? Послушай внимательно: «Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]» (2 Кор.11:23—25). Вот чем хвалится избранный сосуд Христов.    СТАВРОФИЛА. Когда я это слышу или читаю, всегда прихожу в великое удивление. И кто не подивится этому непобедимому терпению сердца Св. Апостола, и крепости его души, крепчайшей всякого адаманта? Будучи человеком смертным, он как на знамение Апостольства своего и отличительное свое преимущество указывает на беды, на страдания, тесноту, глад, жажду, мраз, наготу, от чего все люди отвращаются. Кто премудр и уразумеет сие?    АНГЕЛ. Это не совсем сокрыто и небезызвестно миру. Не говорили ли даже и язычники: „творить великие дела и переносить великие страдания свойственно Римлянам?» Огнь искушает злато, а скорби людей мужественных. Доблесть никогда не обнаруживается в отраде. Воины прославляются за свои раны, которые они получили, показывая свое мужество в опасностях. Полководец для защищения опаснейших мест посылает избраннейших воинов. Наставники требуют больших трудов от тех, кто подает более надежды. Равным образом и великие кресты посылаются избраннейшим и достойнейшим воинам Христовым. И кто причисляемый к такому сонму не похвалится о Господе?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8—11). Иной сказал бы, что все сии и другие, какие только есть, дарования Духа составляют как бы тело Его, одно же какое-нибудь из дарований есть перст.    Но не пренебреги воспользоваться в изречении и следующим. Тот же апостол, сказавший: «Все же сие производит один и тот же Дух... как Ему угодно, и о Боге сказал: и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:6). Но если «все... сие производит Бог, как Ему угодно, все... же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно», то как возможна инаковость сущности, где познается тождество действования? Ибо при различных сущностях, по словам самого нечестивейшего Евномия, должны быть различны и действования. Свидетельствуя о том же полномочии и власти, Спаситель сказал: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Об отпущении грехов    Богу свойственно отпущать грехи, как сам Он говорит о сем: «Аз есмь заглаждаяй грехи твоя» (Иса.43:25); и еще: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю» (Иса. 1:18). Д когда Бог, Божий Отрок, Иисус отпустил грехи расслабленному, сказав: «чадо, отпущаются тебе греси твои»: тогда иудеям, которые не признавали Его Богом, показалось, что Он говорит хулу, и они сказали: «Сей хулит» (Матф.9:3); никому не возможно отпущать грехов, кроме единого Бога (Марк.2:5.7). Господь же, дунув на святых Апостолов, сказал: «приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им» (Иоан.20:22.23). Поэтому, если никто не может отпущать грехов, так как сие никому не принадлежит, кроме единого Бога, а Дух Святый отпущает грехи чрез Апостолов; то Дух Святый есть Бог, и имеет одно и то же действование с Отцем и Сыном.     «Научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19), то есть, язычников уверовавших и наученных повелевает крестить во имя Троицы. А Петр иудеям, которые согласились на смерть Христову и раскаивались в этом, сказал: каждый из вас, братия, да покается в грехе своем и в пути лукавом, и «крестится во имя Господа Иисуса», и спасется (Деян.2:38.): потому что Сын может «банею пакибытия» (Тит. 3:5) произвести то же, что производят Отец и Дух. Господь же повелел Апостолам «ждати обетования Отца, еже слышасте: яко Иоаин убо крестил есть в покаяние, вы же имате креститися Духом Святым» (Деян.1:4.5). Поэтому, если Дух Святый может производить в Апостолах то же, что имя Отца и сына производит в уверовавших из язычников, и имя Господа Иисуса — в раскаявшихся иудеях (ибо никто не скажет, что бы Апостолы менее уверовавших из язычников прияли благодати крещения, потому что они прияли благодать в Духе Святом); то почему же Дух, имея то же действование с Отцем и Сыном, не имеет с Ними той же сущности?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

между которыми распределил Господь управление частями мира. Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, — это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, которые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи (Иоан. 8:44), о том, что сначала диавол согрешил (1 Иоан. 3:8), равно и об ангелах его (Матф. 25:41; Откр. 12:7,9), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:2). Но - а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) — показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, случилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, потому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж (Матф. 22:30) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного (Втор. 14:1; Прит. 14:26; Иоан. 1:12). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] (Быт. 4:26), в противоположность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с дочерями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. По второму мнению, грех падших духов состоял в зависти: завистью диавола , говорит Премудрый, вошла в мир смерть (Прем. 2:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Посылая апостолов нести людям Благую весть, Иисус повелел крестить « во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Матф. 28:19 ). Слово имя употреблено в единственном числе и поэтому относится ко всем Лицам триединого Бога. Лишь одно имя относится ко всем Лицам, указывая на единую сущность Божества. Иисус не велел крестить во имена Отца и Сына, и Святого Духа, но « во имя Отца и Сына и Святого Духа». В Евангелии от Иоанна Господь Иисус Христос говорит о взаимоотношении трех Лиц Божества: «И Я умолю Отца , и даст вам другого Утешителя , да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять… Утешитель же, Дух Святый , Которого пошлет Отец во имя Мое , научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан. 14:16–17, 26 ). Читатель сам может просмотреть другие места в Новом Завете, в которых упоминаются Отец и Сын и Дух Святой ( Иоан. 1:32–33; 15:26; 16:13–15 ; Деян. 1:2–4; 2:33; 10:36–38 ; Рим. 8:9 ; 2Кор. 1:21–22; 13:13 ; Гал. 4:3 ; 2Фес. 2:16 ; Тит. 3:4–6 ; Евр. 9:14 ; 1Петр. 1:2 ). Стихи Ветхого Завета в Новом Завете, которые свидетельствуют о Божестве Иисуса Христа В Новом Завете мы находим также ссылки на Ветхий Завет, которые подтверждают вечное Божество Иисуса Христа. Иеговисты эти места истолковывают субъективно и в своем переводе Библии прибавляют к ним объяснительные слова, которые дают понять, что положение иначе. Однако, смотря объективно, нельзя отвергнуть, что эти места Св. Писания в Ветхом и Новом Заветах подтверждают вечное Божество Христа. Многое, что говорится в Ветхом Завете о Боге Иегове, относится в Новом Завете к Иисусу Христу. Вот некоторые параллели между Ветхим и Новым Заветами: – В Ветхом Завете ( Ис. 40:3 ) пророк говорит, чтобы люди приготовили путь Господу (Иегове). В Новом Завете мы видим, что Иоанн Креститель применяет слова Исаии к Христу и этим показывает, что Христос есть Иегова ( Матф. 3:3 ). – В Ветхом Завете Пс. 44:7–8 и Пс. 101:26–28 говорят о престоле и вечности Бога Иеговы. Новый Завет употребляет эти места Св. Писания в отношении Сына Божия Иисуса Христа ( Евр. 1:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Чтобы уподобиться Спасителю, Который пришел в мир с искупительной жертвой, ради исправления грешников. И в своем кругу, мы, как Иисус Христос, должны стать светом, рассеивающим зло, и сеятелями добра. “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Матф.9:13). Чтобы как и Спаситель исправлять грешников, перевоспитывать их и помогать им отойти от грехов, продолжая Его дело улучшения мира людей. “Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив вам пример, дабы мы шли по следам Его” (1Пет.2:21). Чтобы как Бог проявляет заботу о людях, так и мы должны заботиться о ближних, уподобляясь в этом Богу, продолжая Его дело милосердия, любви и добра. Людям “показывай в себе образец добрых дел” (Тит.2:7). Чтобы совершать добрые дела в виде любви к врагам, и живя по правилам добра, стать совершенным, как Отец Небесный, и через добрые поступки стать причастными к Святости Бога, чтобы стать сынами Отца Небесного. “Любите врагов ваших ... да будете сынами Отца вашего Небесного” (Матф.5:43-45). Чтобы из грешника сделать праведника, и через любовь искоренить грехи в душе ближнего нашего, злодея и врага. “Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших” (Иез.33:11). Чтобы победить в сердце грешника зло любовью, гордость покорностью, вражду лаской, неверие доверием. Чтобы совершать добрые поступки и жить по самой высоконравственной в мире христианской морали, и таким образом достигнуть одну из высших степеней нравственного совершенства. “Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.” (Ис.1:17). Чтобы душу ближнего врага подвергнуть спасению и не отдать искусителю, и через добро искоренить в ней зло, с той целью, чтобы для Бога у противостоящего забрать душу грешника. Для того чтобы люди в сражении с противостоящей Богу силой не были побеждены злом. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это служит немалым признаком того, что Он придет не тайно. Заметь же, что Он здесь ничего не говорит о войне, — Он отличает предсказание о пришествии Своем от предыдущего, — но говорит о тех, которые будут стараться прельщать. Одни из них, бывшие при апостолах, многих прельстили: " восстанут лжехристы и лжепророки " , говорит, " и многих прельстят " ; а другие, которые явятся перед вторым пришествием Его, еще хуже будут первых: " и дадут " , говорит, " великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных " . Здесь Он разумеет и антихриста, и тех, которые будут служить ему. О нем и Павел говорит таким же образом. Назвав его " человеком греха, сыном погибели " , присовокупил: " того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих " (2 Фессал. 2:3,9-10). Смотри же, как Христос предостерегает. " Не выходите " , говорит, в пустыню, не входите во внутренние комнаты. Не сказал: отойдите и не веруйте; но: " не выходите и не входите " . Великий будет тогда обман, по причине обольстительных знамений. 3. Сказав, каким образом придет антихрист, то есть, в известном месте, Христос говорит, каким образом и Сам придет. Каким же образом Он придет? " Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы " (Матф. 24:27-28). А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в одно мановение является во всей вселенной, и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних комнатах дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы. Далее Христос говорит о другом знамении: " где будет труп, там соберутся орлы " , показывая этим на множество ангелов, мучеников и всех святых. Потом говорит о страшных чудесах. Какие же это чудеса? " Вдруг, после скорби дней тех " , говорит, " солнце померкнет " (Матф. 24:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

10:1—2). Здесь под образом облака означается Дух, а под морем разумеется вода, при посредстве коих образуется баня крещения, а лучше сказать, даруется великий и прекрасный дар божественного рождения. К тому же, Отец созерцается в Сыне, а Сын отражается во Отце, Дух же Святый от Отца исходит, но и в Сыне пребывает и почивает, как единосущный и равночестный. Таким образом и здесь, как на Иордане, открылась тайна Троицы. Посему, «слышавше ученицы падоша ницы, и убояшася зело» (Матф. 17:6). «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте, и не бойтесь. Возведше очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Матф. 17:7—9).    Итак ты, возлюбленный, разумеешь смысл таинства. Посему никак не оказывайся недостойным благодати Слова и не заслужи своею праздною жизнью лишения небесного и блаженного жития. Но, отвергнув всякую леность души и свою привязанность к вещественному, всецело стремись к лучшему и небесному, уготовляй в Духе для себя чистое и блаженное житие вместе с Словом, дабы тебе достигнуть обожествления и насладиться неизреченными благами. Да водворится в тебе истинная добродетель посредством твоей добродетельной жизни, да откроется в тебе истина — посредством неложного созерцания бытия, а путем мудрости да будет познана тобою Сама Премудрость, в которой «всяческая... состоятся» (Кол. 1:17), и вообще, да прославится в тебе посредством и добродетели, и созерцания Бог, в Троице покланяемый, главная и конечная причина и цель добродетели и умозрения, ради Коего существует все остальное. Велики, значит, дары, данные тебе, человек, если ты станешь стремиться к Богу, и побеждают всякий ум и разумение божественные таинства, касающиеся тебя. Посему не падай, одержимый малодушием, стремись к уразумению себя и не отвергай дара. Внемли голосу, призывающему тебя, не будь неблагодарен за благодеяние и, получивши даром спасение, не выражай неудовольствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5:5), и: благоугожду пред Господем во стране живых (Псал. 114:8). Так говорит те, кои, как мы сказали, полагают, что Иезекииль писал об общем воскресении. Кои же так объясняют это, те не должны осуждать нас за то, что мы, иначе объясняя это место, по-видимому отрицаем воскресение. Ибо мы знаем, что в священных Писаниях находятся гораздо более сильные свидетельства и притом такие, которые не возбуждают никакого сомненения, как например следующее у Иова (19, 26): имать воскресити кожу мою, терпящую сия. И у Даниила (XII, 2): мнози от спящих в землей персти востанут, сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное. И в Евангелии: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне (Матф. 10:28). И апостол Павел [говорит]: Он оживотворит мертвенные телеса ваша живущим Духом Его в вас (Рим. 8:11) и многие другие. Отсюда ясно, что мы не отрицаем воскресения, а утверждаем, что это написано не о воскресении, но под образом воскресении (рег parabolam) изрекается пророчество о восстановлении народа израильского, бывшего в то время пленником в Вавилоне. Мы не представим благоприятного случая (occasionem) и для еретиков, если будем утверждать, что здесь не разумеется общее воскресение. Ибо никогда не был бы приведен образ воскресения для обозначения восстановления народа израильского; если бы не было самого воскресения и если бы не верили в него, как в имеющее быть, так как никто не утверждает неизвестного о том, чего нет. Смысл же всего этого, по нашему мнению, тот, что подобно тому, как представляется невероятным то, что обещается будущее воскресение костей иссохших и истощенных вследствие долговременности, и однако сбудется обещаемое: так и восстановление народа израильского, отведенного в плен и рассеянного по всему миру, хотя и кажется невероятным для тех, коим не безызвестно могущество Божие, однако оно сбудется; ибо, говорит, Я, Господь, сказал [это] и сделаю обещанное Мною. Поэтому и в предшествующем пророчестве, в котором обещается прежнее состояние горам Израилевым, Господь говорит к ним: и обращусь к вам, и вы будете возделываемы и засеваемы, и умножу на вас людей и весь дом Израилев (Выше 36, 9—10), и еще, что дом Израилев, бывший некогда невозделанным, будет жить в земле своей, после того он будет подобным саду наслаждения, и города опустелые и оставленные будут укреплены, и умножится на них дом Израилев, как стадо овец, и прочее, следующее затем, имеет тот же смысл, который теперь высказывается иносказательно и приточно под образом костей иссохших и не имеющих в себе никакой жизненной влаги, во исполнение написанного в Евангелии: у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. “Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей” (1Пет.3:9-10). Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.    Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев.19:18). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.    Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь “воздаст каждому по делам его” (Матф.16:27) и “Который воздаст каждому по делам его” (Рим.2:6). То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как “воздаст человеку по делам его” (Притч.24:12). Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

§ 113. Бог содействует существам мира видимого Эту истину Священное Писание выражает весьма ясно: 1. Когда представляет вообще, что твари видимые суть только как бы орудия силы Вседержителя, а Он собственно действует в них и через них все производит: Господь,., претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь (Амос. 5:8); устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс. 103:3), — огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его (Пс. 148:8), все служит Тебе (Пс. 118:91). 2. Когда подробно указывает следы содействия Его тем или другим тварям видимым, свидетельствуя: а) что Ты послал источники в долины ... , напояешь горы с высот Твоих (Пс. 103:10—13); б) что Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, насыщаются древа Господа, кедры Ливанские (Пс. 103и 16); в) что Он дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс. 146:9), одевает полевые лилии (Матф. 6:28), питает птиц небесных (26); г) что Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их (Пс. 146:4); возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих (Пс. 134:7), и под. Очень конкретно изображали эти истину Отцы и писатели Церкви, например: а) святой Иоанн Златоуст : «когда видишь восхождение солнца или течение луны, когда видишь озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, видишь все то, из чего мир сей состоит, то познавай непрерывное делание Отца — Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45);» б) Лактанций : «не постигая искусства силы Божией в устроении путей звездных, философы сами звезды сочли за животные, как будто они совершают течение свое ногами и по своему произволу, а не произволением и содействием Божиим;» в) святой Афанасий Великий : «мановением и силой правителя и распорядителя вселенной, Бога Слова, вращается небо, движутся звезды, сияет солнце, блуждает луна, согревается воздух, веют ветры, стоят неподвижно горы, волнуется море, и питаются все, живущие в нем...; словом — все оживляется и движется, огонь греет, вода освежает, пробиваются из земли источники, истекают реки, чередуются времена года, падают дожди, наполняются облака, бывает град, снег, лед, летают птицы, ползают змеи, плавают водородные, осеменяется земля и пускает ростки во время свое, возрастают растения и деревья;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010