Апостолы не только предполагают это в своём свидетельстве, но и выражают ясно (Иоан. 19:30), а враждебные Иудеи необходимо предполагают. Всё, что только могли придумать последнее против свидетельства Апостолов, как мы уже заметили, состояло в одном, будто тело Спасителя похищено. И ни под каким видом не осмелились Иудеи распускать молвы, что Христос не умер на кресте; следовательно, смерть Спасителя была столь несомненна и общеизвестна, что разуверять в этом показалось самим врагам Его решительно невозможным. И, точно, её засвидетельствовали многие. Засвидетельствовали воины, которые, пришедши к Иисусу, чтобы перебить Ему голени, не перебили, увидевши Его и без того умершим (Иоан. 19:33). И в частности — тот из воинов, который, для большего удостоверения себя в смерти нашего Спасителя, пронзил копьём Его ребро, из коего вдруг истекла кровь и вода (-34). От одного этого, столь сильного, удара прервалась бы, без сомнения, слабая нить жизни Божественного Страдальца, если бы Он в то время был ещё жив. Засвидетельствовали — сотник, стоявший у креста Христова, и сам Пилат, который не прежде позволил Иосифу Аримафейскому снять с креста тело Спасителя, как уже уверился, что Он действительно умер (Марк. 15:44). Засвидетельствовали, наконец, сами враги, когда пришли к Пилату и просили его приставить стражу к гробу Иисуса: помянухом, говорили они, яко льстец он рече, ещё сый жив, по триех днех востану... (Матф. 27:63); значит, теперь, по их собственным словам, Он был уже мёртв... И если бы в Иудеях оставалось хотя бы малейшее сомнение касательно этого,— ужели бы они не позаботились увериться и обличить свою жертву? Вообще, в продолжение всех первых веков Христианства, никогда не было слышно со стороны врагов его той мысли, якобы Христос не умер на кресте; напротив, и Иудеи и язычники постоянно укоряли Христиан за то, что они боготворят человека, умершего самой позорной смертью.    2) В том, что к гробу Спасителя приставлена была стража Его врагами. Свидетельство об этом Апостолов известно из Евангелия (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

13, 14-17; 15, 18; 27I, 27-29, особенно же пророческие видения Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила), а также обетования самого Иисуса Христа (Матф. 19, 21; 24, 27-29; Лук. 14, 12-14; 18, 29, 30) и многие места из посланий апост. Павла. Главным основанием, на котором христианские хилиасты пытаются утвердить свои представления, служит Апокалипсис, ХХ глава которого, по-видимому, особенно благоприятствовала их страстным ожиданиям близкого наступления земного 1000-летнего царства Христова. Здесь, между прочим, говорится (20, 2-6), что сатана будет связан на " тысячу лет " , что мученики за Христа оживут и будут царствовать с Ним " тысячу лет " . X. особенно был распространен во II веке в церквах малоазийских. Опровергая монтанистов, евионитов и гностика Керинфа, Церковь вместе с тем опровергала и хилиастические воззрения, входившие в учение этих еретиков. То обстоятельство, что X. был составной частью учения еретиков, особенно содействовало его уничтожению между православными. Ревностным обличителем X. был римский пресвитер Кай (ум. около 217 г.). Египетских хилиастов обличал Дионисий, епископ Александрийский, он написал сочинение " Об обетованиях " , лично вел диспут с хилиастами и на соборе 255 г. успел убедить многих из арсеноитских христиан отказаться от X. Из последующих отцов и учителей церкви, ведших полемику с хилиастическими представлениями, особенного внимания заслуживают на Востоке св. Григорий Богослов и св. Ефрем Сирин, на Западе – блаж. Августин. Со смертью блаж. Августина полемика с хилиастическими воззрениями оканчивается; X. слабеет все более и, наконец, почти совершенно исчезает из народного сознания. 11. " Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся " (1 Кор. 15,51-52) Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_47737.html

   Но так как даров Св. Духа, в каких Он сообщается верующим чрез таинство Миропомазания, по исчислению пророка Исаии, седмь: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и, наконец, Дух страха Божия (Ис. 11:2. 3), из которых три преимущественно относятся к просвещению разума. а четыре — к наставлению и утверждению воли в добре (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 73—80): то, в частности, говорится, что таинство Миропомазания -    1) Сообщает нам благодать Духа, просвещающую и вразумляющую нас в истинах веры. И вы помазание имате от Святаго и весте вся, писал христианам св. апостол Иоанн. И вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуйте, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нам (1 Иоан. 2:20. 27). «Сие помазание, наставлял также св. Кирилл иерусалимский новопросвещенных чад Церкви, сохраните непорочно; ибо оно само учит вы о всем (1 Иоан. 2:27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сам помазании любомудрствующего».    2) Сообщает нам благодать Духа, утверждающую и возращающую нас в благочестии. На это указывает св. апостол Павел, говоря: извествуяй (βεβαων, утверждающий) нас с вами во Христа, и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение, Духа в сердце наша (2 Кор. 1:21. 22; 4, 30). Указывал своим слушателям и св. Кирилл иерусалимский: «вы помазаны на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Еф. 6:14. 17). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, исшед, победил супостата (Матф. 4, 1 и далее): так и вы, по святом Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшеся во все оружие Святого Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: вся могу о укрепляющем мя Христе (Фил. 4:13)».    Надобно присовокупить, что Апостолы чрез возложение рук, т. е. чрез таинство Миропомазания сообщали иногда верующим и чрезвычайные дары Св. Духа, каковы: дар языков и пророчества (Деян. 19:8). Но это были действия таинства Миропомазания необыкновенные, соответственно потребностям первенствующей Церкви, а не действия постоянные, соединенные с самым его существом: и в первенствующей Церкви чрезвычайные дарования сообщаемы были не всем, а только некоторым (1 Кор. 12:29. 30), — между тем как возложение рук или Миропомазание считалось необходимым для всех крестившихся, чтобы они могли получить Св. Духа (Деян. 8:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

30. БОГОМАТЕРЬ У КРЕСТА     (Иоанна 19:25:27)    Только один Евангелист Иоанн, как свидетель и даже участник события, рассказывает о том, как Господь Иисус Христос с креста поручил его заботам и попечению Пречистую Матерь Божию. Когда злобные враги насытили свою злобу и стали понемногу отходить от креста, ко кресту приблизились стоявшие до того несколько поодаль Пресвятая Богородица, сестра ее Мария Клеопова, Мария Магдалина и «ученик, егоже любляше Иисус», как обычно называет себя в своем Евангелии св. Иоанн Богослов. С отшествием Христовым из этого мира Пречистая Матерь Его оставалась одна, и некому уже было заботиться о Ней, а потому словами: «Жено, се сын Твой» и ученику: «Се Мати твоя», — Господь поручает Свою Пречистую Матерь возлюбленному ученику Своему. «И от того часа поят Ю ученик во свояси» — с того времени Пречистая Матерь Божия до самой Своей смерти, как свидетельствует и церковное предание, жила у св. Иоанна, который заботился о Ней, как любящий сын. Это особенно важно и знаменательно вот в каком отношении. Протестанты и сектанты, не упускающие случая похулить Пречистую Матерь Божию, отвергают Ее приснодевство и говорят, что после Иисуса у Нее были другие дети, рожденные естественным путем от Иосифа и что это и были те «братия Господни», о которых упоминается в Евангелии. Но спрашивается: если у Пресвятой Богородицы были родные дети, которые несомненно могли бы и должны были бы заботиться о Ней, как о своей Матери, то зачем было бы поручать Ее св. Иоанну Богослову? Надо полагать, что и Пресвятая Дева Мария и св. Иоанн Богослов оставались при кресте до самого конца, ибо св. Иоанн указывает в своем Евангелии, что он сам был свидетелем кончины Господа и всего, что за тем последовало (Иоан. 19:38). 31. СМЕРТЬ ХРИСТОВА     (Матф. 27:45-56; Марк. 15:33-41; Лук. 23:44-49; Иоан. 19:28-37)    По свидетельству первых трех Евангелистов, смерти Господа на кресте предшествовала тьма, покрывшая землю: «от шестого же часа тьма бысть по всей земли до часа девятаго», т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

 Т.е. Каина. Сравнение Евы и Марии почти в тех же словах — у Юстина (Диалог с Трифоном иудеем 100 и Иринея (Против ересей III 22:4; V 19:1). 109  Здесь и ниже следуем чтению ряда рукописей: ex semine ipso вместо чтения Rig. — Oehi.: ex semetipso («из самого себя»). 110  В критических изданиях Н.З. отмечено как версия самого Тертуллиана. Любопытно, что ту же версию приводит и Августин (Исповедь VII 9:14); не исключено и даже весьма вероятно, что они пользовались одним и тем же текстом (или переводом). Общепринятое чтение как раз обратное: «они рождены» — т. е. верующие во Христа. 111  См. Валент. 25. 112  См. Лук. 1:41. 113  Возможно, имеются в виду Лук. 8:28 сл. и подобные места. Но бесы никогда не называли Христа «Сыном Давидовым»; не исключено (хотя и удивительно!), что Тертуллиан путает Лук. 8:28 с Матф. 15:22. 114  Павел не принадлежал к числу 12 апостолов, призванных Самим Христом. 115  В смысле «скептики». Возможно, намек на скептицизм Средней и Новой Академии (III — II вв. д. X.). 116  Non Virgo quantum a partu. Здесь и ниже Тертуллиан допускает ошибку с точки зрения позднейшей католической догматики. Да и в первые века патристики только он отстаивал это мнение. Крупнейшие авторитеты — Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский, Иоанн Хрисостом, Иероним и др. — были склонны признавать непорочность и зачатия, и рождения Христа. Правда, это положение не сразу обрело статус догмата. Первые шаги были сделаны на Эфесском 431 г. Вселенском соборе. По решению Латеранского 649 г. собора Дева Мария считалась непорочной и после рождения Христа. 117  Эти слова отсутствуют в кн. Иезекииля. Возможно, они присутствовали в других ее вариантах, но затем были исключены. Епифаний (Против ересей 30:30) приводит их в связи с учением эвионитов. Не исключено, что Тертуллиан ошибся и имел в виду место из кн. Иова (21:10). 118  См. выше, прим. 2:а также прим. 24 к трактату «О прескрипции…». 119  См. Зах. 12:10; Иоан. 19:37. 120  См. Матф. 5:27—30. 121 См. Дан. 2:35; Мер. 19:10. 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

" Иоанн седмим церквам, яже суть во Асии " – число семь берется обычно для выражения полноты. Св. Иоанн обращается здесь только к семи церквам, с которыми он, как живший в Ефесе, находился в особенно близких и частых сношениях, но в лице этих семи он обращается вместе с тем ко всей христианской Церкви в целом. " От семи духов, иже пред престолом Его суть " – под этими " семью духами " естественнее всего понимать семь главных Ангелов, о которых говорится в Тов. 12:15. Св. Андрей Кесарийский, впрочем, понимает под ними ангелов, управляющих семью церквами. Многие же толковники понимают под этим выражением Самого Духа Святого, проявляющего Себя в семи главных дарах: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (См. Исаии 11:1-3). Господь Иисус Христос называется здесь " свидетелем верным " в том смысле, что Он засвидетельствовал перед людьми Свое Божество и истину Своего учения Своею крестною смертью (по-гречески " мартис " ). " Сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему " – не в собственном смысле, конечно, а в том, в каком обещал это Бог еще избранному народу через пророков (Исход 19:6), то есть сделал нас, истинно верующих, лучшим, святейшим народом, который для других народов – то же, что священник и царь по отношению к остальным людям. " Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная " – здесь изображается Второе славное Пришествие Христово в полном согласии с изображением этого пришествия в Евангелиях (ср. Матф. 24:30 и 25:31; Марк. 13:26; Лук. 21:27 ср. Иоанн. 19:37). После приветствия в стихе этом св. Апостол сразу же говорит о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде для того, чтобы обозначить главную тему своей книги, дабы приготовить читателей к восприятию полученных им о сем великих и страшных откровений (ст. 7). Для подтверждения непреложности и неотвратимости Второго Пришествия и Страшного Суда Божия св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

оценили труды для них пророка и, следовательно, Самого Бога, как ничтожные, как труды раба. Тогда Бог сказал пророку: брось это для горшечника, сию высокую (ирония, конечно) цену, какою Я оценен у них. И взял я, говорит пророк, тридцать сребреников и бросил их в дом Иеговы для горшечника (Зах. 11:11-12). Это пророчество исполнилось в предании Господа Иисуса Христа. Доброго Пастыря своего Иисуса Христа иудеи оценили в 30 сребреников — ценою раба — и на эти деньги купили потом поле у горшечника. 26. ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НА СУДЕ У ПИЛАТА     (Матф. 27:2, 11-30; Марк. 15:1-19; Луки 23:1—25 и Иоан. 18:28, 19:16)    «И связавше Его ведоша, и предаша Его Понтийскому Пилату игемону» — Со времени подчинения Иудеи римлянам у синедриона было отнято право наказывать преступников смертью, что видно и из Иоан. 18:31. Побиение камнями Стефана было самовольным поступком. По закону обвиненные в богохульстве побивались камнями, но иудеи, бессознательно исполняя тем волю Божию, желали предать Господа Иисуса Христа более поносной смерти — распятию на кресте — и с этой целью, после вынесения смертного приговора синедрионом, отвели его к Понтийскому Пилату игемону, т.е. правителю.    Понтий, по прозванию Пилат, был пятым прокуратором, или правителем Иудеи. Он получил назначение на эту должность в 26 г. по Р.Хр. от римского имп. Тиверия. Человек гордый, надменный и жестокий, но вместе с тем малодушный и трусливый, он ненавидел иудеев и, в свою очередь, был ненавидим ими. Вскоре после распятия Христова он был вызван в Рим на суд, заточен в Виенне (в южной Галлии) и там кончил жизнь самоубийством. Прокураторы обычно жили в Кесарии, но на праздник Пасхи для наблюдения за порядком переселялись в Иерусалим.    Подробнее всего о суде у Пилата повествует св. Евангелист Иоанн. Он говорит, что иудеи повели Иисуса в преторию, т.е. судебную палату римского правителя, вероятно, в крепости или близ крепости Антониевой на северо-западе от храма, в которой помещался римский гарнизон. Прикосновение к чему-либо языческому считалось осквернением, а потому они не вошли внутрь, дабы не воспрепятствовать вкушению Пасхи (ясное указание, что Пасха наступала в тот день вечером, и что Христос вкушал Пасху накануне праздника, а принес Себя в жертву, как истинный Агнец Пасхальный, в самый день наступления ветхозаветной Пасхи, бывшей прообразом Его страдания).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

15/28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 16/29 августа. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 20 августа/2 сентября. Малый Совнарком, «заслушав жалобу патриарха Тихона на VIII отдел Наркомюста, постановил: оставить жалобу гр. Белавина (патриарха Тихона) без последствий». 23 августа/5 сентября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 28 августа/10 сентября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Послание патриарха Тихона по поводу закрытия Троице – Сергиевой лавры. («Ныне закрываются ворота Лавры, и гаснут в ней лампады. Что же? Разве мы уже растратили весь свой нравственный запас, как растратили внешнее свое достояние и остались при одном холоде и голоде. Мы носим только имя, что живы, а на самом деле уже мертвы ( Апок. 3:11 ). Уже близятся грозные времена, и, если не покаемся мы, отнимется от нас виноградник – Царство Божие и передастся другим делателям, которые будут отдавать плоды в свое время ( Матф. 21:41 ). Да не будет сего с нами».) 29 августа/11 сентября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 30 августа/12 сентября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 3/16 сентября. Ответ председателя ВЦИК М. И. Калинина на письменное обращение к нему 27 июля/9 августа патриарха Тихона: «Если вы считаете, что упомянутые в Вашем заявлении должностные лица являются нарушителями декретов Советской власти по вопросам отделения церкви от государства, то Вам предоставляется право, как всякому гражданину Советской Республики, привлечь в общем порядке к судебной ответственности независимо от служебного положения тех, незаконные действия коих Вами могут быть доказаны». 6/19 сентября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 7/20 сентября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Письмо председателя ВЦИК М. И. Калинина одному из главных руководителей борьбы с «церковной контрреволюцией» П. А. Красикову по поводу письма патриарха Тихона от 27 июля/9 августа и предполагаемого судебного процесса над патриархом:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Въ отъ пророчества словеснаго. 25 Буквально: вырастаетъ подъ закономъ незаметно. 26 Мощи св. въ времени изъ Халкидона перенесены были въ Константинополь въ церковь, где и находились до Императора Константина Копронима, который, воздвигши противъ иконопочитателей, и противъ иконъ и мощей, приказалъ потопить въ море мощи св. но оне были сохранены, и ныне находятся въ городе, лежащемъ на берегу Мраморнаго моря между Константинополемъ и (Prince Cantemir. Histoire de l’empire Otton. L. 3. cap. 1. 27 писали железными грифелями на досчечкахъ, покрытыхъ воскомъ. 28 То есть, Медею, которая, желая отмстить супругу своему Язону за неверность его къ ней, умертвила двухъ сыновъ своихъ отъ него. 29 креста. 30 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250:not. 37. 31 οιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: γενετς — от рождения. 32 Марк. 3:17. 33 Т. е. единоипостасности божества. 34 ψηλαμενος — букв.: будучи осязаем. 35 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?». 36 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 37 γνσει, Cod. Seg. προγνσει. 38 ατος, но Фотий читает; ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 39 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες. 40 α μ αινμενος; y Фотия: α αινμενος; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: α μ βλεπμενος α αινμενος: не был видим, хотя и являлся (присутствовалъ). См. Исх. 3:4. 41 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 42 νϑρωπιο λγου, Фот. νϑρωπνης σοας — человеческую мудрость. 43 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повиненъ». 44 Ср. Иез: 18:20: сын не понесет вины отца, чему кажущееся противоречие представляет Втор. 5:9: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказывающий детей до третьяго и четвертого рода ненавидяших Меня, устраняющееся тем, что в последнем случае предполагается деятельное и свободно–сознательное причастие детей унаследованным от отцев греховным склонностям и страстям. Так и в Евангелии (Матф. 23:29–35) Господь говорит, что неверующие иудеи сами против себя свидетельствуют, что суть сыновья убийц пророков, так как и сами будут дополнять меру отцев своих совершением таковых же злодейств, а именно: убиения, распятия, мучений, и преследований пророков и мудрых книжников. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Автор: и восполняю то, чего нет (или недостаетъ) из скорбей (т. е. в числе скорбей) Христовых: et repleo, quae desunt pressuratum Christi. 17 Предназначенным, Qui praedestinatus est. Греч. ρισϑντος. 18 De filio suo, ut ex ressurrectione mortuorum. 19 Qui ex quo creatus est, hoc est. 20 Ни у Луки, ни у других евангелистов этих слов нет (см. Матф. 3, 17; Марк. 1, 11; Лук. 3, 22), они взяты из Псал. 2 (ст. 7). Но эта версия Бога Отца при крещении Иисусовом была распространена в древности и, может быть, Тихоний пользовался таким списком Евангелия Луки, где вместо Σ ε υς μου γαπητς, ν σο ηδησα стояло на самом деле: υς μου ε σ, γ σμερον γεγνη σε. 21 Т. е. Церковь, или верующие, и Христос. 22 Автор: si autem vos unum estis in Christo Iesu, т. е. если вы составляете одно во (или о) Христе Иисусе и т. д. 23 Itaque in capite suo filius est Dei; et Deus in corpore suo, filius est hominis. Источник: Тихония Африканца книга о семи правилах для изследования и нахождения смысла св. Писания (Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S. Scripturae intelligentiam).//Журнал «Npuбabлehiя к изданию творений Святых Отцев, в русском переводе» за 1891 год. — М.: Tunorpaфiu М. Г. Волчанинова, 1891. — Часть XLVIII. — С. 184-194. 24 Non cognoverunt. Впрочем, здесь автор переводит посредством cognoscere уже не γιγνσω, как прежде, а οδα и наоборот, novisse, соответствующаго глаголу nescire, употр. при передаче Ис. 45, 5, переводит уже не οδα, как там, а γιγνσω. 25 Calcabunt, будут ступать, ходить. 26 Senior, старейшина, соответственно греческому πρσβυς (у LXX), которое, впрочем, можеть означать и то же, что πρεσβευτς, т. е. посол, посланник, вестник. Ср. слав. ходатай. 27 Quia non valuit arbor navis tuae, inclinaverunt tua vela т. е. так как не выдержало дерево корабля твоего (мачта), наклонились (или повисли) паруса твои и т. д. 28 Tabernacula Cedar, греч. σηνματα Κηδρ, т. е. собственно шатры Кидара. 29 Собственно: котораго Господь разделит на две части, quem Dominus dividit (dividet?) in duas partes. 30

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010