Матф. 26, 69–75 ; Марк. 14, 66–72 ; Лук. 22, 54–62 ; Иоан. 18:15–81, 25–27 . В то время, когда происходил суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы, ап. Петр, по неложному слову Христову, троекратно отрекся от Своего Учителя. Повествования об этом находятся у всех евангелистов, но с такими взаимными разностями, что не без труда соединяются в один рассказ. В основу такого соединения должно быть положено единство места, которому по-видимому препятствует то, что Иоанн представляет отречения начавшимися во дворе Анны, там же по-видимому и кончившимися (второе и третие отречение, по ст. 25 гл. 18, были у того же огня, к которому Петр подошел немедленно после первого, ст. 18), а прочие евангелисты, совсем не упоминающие о суде у Анны, излагают дело так, как будто все три отречения происходили на дворе у первосвященника Каиафы ( Матф. 26, 57–58 ). В объяснение сего делается вполне справедливое предположение, что дом Анны находился на одном дворе с доком Каиафы, а посему то, что повествуется об отречениях Петра ев. Иоанном, и то, что рассказывается о них другими евангелистами, происходило в одном и том же месте. Затем последовательный порядок отречений будет представляться в следующем виде. При содействии Иоанна, который бе знаем архиереови (вероятно Каиафе). Петр вошел во двор первосвященника (на котором жил и тесть его Анна). Но вводившая его привратница, по Иоанну 18, 17, сказала ему: еда и ты еси ученик человека сего? Петр отвечал: несмь, и стал к огню, который разведен был служителями ради непогоды и холода. Однако служанка не оставила его и, по ев. Марку, всматриваясь в его лицо, освещенное огнем, теперь утвердительно сказала: и ты был еси со Иисусом Назарянином Галилейским, (Марк. и Матф.), а также и другим говорила: и сей с ним бе (Лук.). Тогда Петр продолжал тоже отречение, говоря: жено, не знаю его (Лук.), не вем, ниже знаю, что ты глаголеши (Матф. и Марк.). Так совершилось первое отречение. Оно началось у ворот и кончилось у огня. Виновницею его была одна и та же служанка, по Иоанну – привратница. Место разведенного огня евангелисты определяют словами: Матф. – вне во дворе, Марк. – во дворе низу, Лук. – посреде двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Потом, когда ученики сказали Ему: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» ( Матф. 16:14 ), и объявили Ему ложное мнение народа, – тогда присовокупил: «а вы за кого почитаете Меня» ( Матф. 16:15 )? Этим вторым вопросом Он побуждает их думать о Нем выше, и дает разуметь, что первое мнение весьма мало соответствует Его достоинству. Для того Он требует от них другого мнения, и предлагает другой вопрос, чтобы они не думали о Нем одинаково с народом, который видел чудеса, превышающие силы человека, и почитал Его человеком, хотя таким, который воскрес из мертвых, как говорил и Ирод. Но Он, отклоняя от таких догадок, говорит: «а вы за кого почитаете Меня», – вы, которые всегда со Мной были, видели Мои чудеса и сами творили через Меня многие чудеса? Что же на это отвечает Петр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском? На вопрос, предложенный всем, отвечает от себя. Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все отвечали на Его вопрос; когда же об их собственном, то Петр не терпит, предупреждает и говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Матф. 16:16 )! Что же сказал Христос? «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это» ( Матф. 16:17 ). Конечно, если бы Петр исповедал Его сыном не в собственном смысле и не от самого Отца рожденным, то это не было бы делом откровения; если бы он почел Его сыном, подобным многим, то его слова не заслуживали бы блаженства. И прежде еще бывшие на корабле, после бури, говорили: «истинно Ты Сын Божий» ( Матф. 14:33 ), однако не были названы блаженными, хотя и истину сказали. Они исповедали Его не таким сыном, как Петр, но признавали воистину сыном подобным многим, даже превосходнейшим многих, только не из самой сущности Отца рожденным. 2. И Нафанаил также говорил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля» ( Иоан. 1:49 ), однако же, не только не называется блаженным, но еще обличается Господом за то, что много еще не досказал истины. Потому Христос и прибавил: «ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» ( Иоан. 1:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Побеждаем ли мы диавольские искушения? «Рцы, да камение сие хлебы будут»  ( Матф. 4, 3 ). «Верзися низу: писано бо есть, яко Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя».. ( Матф. 4, 6 ). «ВСЯ ТЕБЕ ДАМ, АЩЕ ПАД ПОКЛОНИШИ МИ СЯ»  ( Матф. 4, 9 ). «Побеждающему дат ясти от манны сокровен- ныя»  (Апокал. 2, 17) «Побеждающему дам сести со Мною па престоле Моем»  (Апокал. 3, 21). «ПОБЕЖДАЯЙ НАСЛЕДИТ ВСЯ, И БУДУ ЕМУ БОГ, И ТОЙ БУДЕТ МНЕ В СЫНА». (Апокал. 21, 7). Прежде чем выйти на Свое общественное служение человеческому роду, ради спасения его от греха проклятия и вечной смерти, Господь Иисус Христос, после крещения Своего от Иоанна в водах Иорданских, «возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола» ( Матф. 4, 1 ). Чрезвычайно знаменательно было это тройное искушение, которому подверглась человеческая природа Сына Божия, добровольно Им на Себя принятая. И весьма глубокий смысл сокрыт в этих диавольских искушениях, коими враг Божий и враг человеческого рода пытался  отклонить пришедшего в мир Спасителя мира от предстоявшего Ему великого дела спасения людей. Каков этот смысл? Пришедши на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, Господь, конечно, мог бы уничтожить их сразу одним дыханием уст Своих, но надо знать и помнить, что эти дела диавола коренились  в заблуждениях свободной человеческой души. А Господь явился спасти человека,  не лишая его свободы,  этого величайшего дара Божия человеку, созданному не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым безсознательным инстинктом, но  свободной разумной личностью.  Для этого Он избрал путь  медленный и тернистый, путь свободного, добровольного на себя принимаемого, нравственного перерождения людей, который, как путь освобождения от тиранической власти диавола, естественно должен был быть сопряжен  со многими страданиями  – не только для последователей Спасителя-Мессии, но и для Него Самого. Диавол же, не будучи вполне уверен, с Кем он имеет дело («Если Ты – Сын Божий»...), направляя свои искушения против  человеческой  природы Иисуса, и хотел отклонить Господа от этого «узкаго и теснаго пути» (см. Матф. 7, 13–14 ), думая прельстить Его гораздо более  легким  путем, сулившим не страдания, а только славу путем чудотворений в  союзе с ним  – диаволом («Аще пад поклониши ми ся»...). Ведь тогдашние иудеи как раз и мечтали о скором воцарении «Мессии», как  земного  царя, который чудесно явится к ним с неба, и даст им чисто- земное  благосостояние и благоденствие, полное изобилия всяких  земных  благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Апостол Иаков говорит, что по молитве пророка Илии не было дождя три лета и месяц шесть. Так именно читается и в евангелии Луки (4, 25). В третьей же книге царств говорится, что дождя не было три лета (18, 1). Но известно, что в Палестине дождь бывает только дважды в год: в Апреле и Октябре; и, если пред временем дождя, по молитве пророка, не стало дождя на три года; то к этим трем годам, присовокупив предшествующие шесть месяцев бездождия, выдет полных три лета и месяц шесть, как говорит Иаков. И недоразумение само собой уничтожится. Далее замечаем из ст. 18, что земля без орошения ея дождем делается неспособною к произращению плода. Не тоже ли бывает и с человеком, хотя бы и христианином, который а) без благодати Божией неспособен к добрым делам ( 1Кор. 15, 10 ); и б) все могущим о укрепляющем его Иисусе ( Филип. 4, 13 )? Так именно учат и отцы церкви «Будучи сухим древом, говорит Св. Ириней, мы никогда не плодоносили бы без небеснаго свободнаго дождя. Посему необходима нам роса Божия, чтобы мы не были сожжены и не стали бесплодными 200 . Не твое сии успехи, поучал Св. Златоуст, а Божией благодати: скажешь ли о вере? но и она от призывания... 201 Благодать в своих благодеяниях всегда идет вопреди нас 202 . Отделение XIX Иак. 5:19–20 Апостол побуждает заботиться об обращении заблуждающих на путь истины, показывая великую пользу, от сего происходящую, как для себя, так и для обращенных. Ст. 19. Братие, аще кто в вас заблудит ( πλανηθ) от пути истины, и обратит кто его, (20) Да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыает множество грехов. Этими словами Апостол побеждает христиан к высокому подвигу – заботы о спасении ближняго. Христианину нельзя быть равнодушным к собрату, заблуждающему от пути истины. Равнодушие в этом случае навлечет грех на равнодушнаго ( Лев. 19, 17 ). Если обещается награда за любовь к ближнему, выражаемую попечением о материальной стороне его ( Матф. 25, 34–37 ); равным образом угрожается и наказанием за небрежение о материальной стороне его ( Матф. 25, 41–43 ): то тем более достойно награды попечение о душе ближняго, которая оценена ценою крови Иисуса Христа ( 1Петр. 1, 19 ) и которой по сему не стоит весь мир ( Мар. 8, 36 ), – попечение, выражающееся в заботе об обращении грешника, от заблуждения пути его. Успех, от сего происходящий, – спасение души ближняго от смерти, так торжествен, что даже ангелы на небе ликуют об этом торжестве ( Лук. 15, 10 ). Он есть подражение высокому примеру Иисуса Христа, Который нашего ради спасения сшел с небес, дабы взыскать своим примером и учением грешника ( Матф. 9, 13 . Мар. 2, 18 . Лук. 5, 33. 19, 9–10 ) и, взыскавши, спасти бывшаго в погибели ( Матф. 18, 11 ). Эта забота о спасении души человека превосходно выражена в притче о заблудшей овце ( Матф. 18, 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Всем сомневающимся в том, что будет Второе Пришествие Христово. «... Еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит». (... Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит).  К Евреям гл. 10 ст. 37. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися, доколе унынием слезиши; что не помышляеши о страшном часе Смерти? что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?...»  Стихира в неделю Мясопустную. Перед наступлением Великого Поста, в третью приготовительную неделю к нему, именуемую неделей Мясопустной, Св. Церковь живописует пред нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Делает это она, как любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашем спасении, с целью дать нам сильнейшее побуждение к искреннему раскаянию в своих грехах в течение предстоящего Великого Поста. В полном согласии с учением Слова Божия, изложенном в Евангелиях (см Евангелие от Матфея главы 24-я, 25-я, от Марка гл. 13, от Луки гл. 12, 35–59; 17, 22–37 и 21, 8–36 и Иоан. 14, 3 ), в Апостольских Посланиях (см. 2Петр. 3, 1–18 ; 1Иоан. 18–22, 28; 4, 1–3 ; Иуд. 1, 14–15 ; 1Кор. 1, 7–8; 3, 13–15; 15, 20–58 ; 2Кор. 4, 14; 5, 1–10 ; Колос. 3, 4 ; 1Солун. 4, 13–18; 5, 1–11 ; 2Солун. 1, 5–10; 2, 1–15 ; Тит. 2, 11–14 ; Евр. 10, 30–37; 12, 26–29; 13, 14 ) и в Апокалипсисе, церковные песнопения недели Мясопустной внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого  великого и страшного дня Господня  и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступить еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно, – по образному выражение Слова Божия,  «яко тать в нощи»   ( Матф. 24, 43 ; Лук. 12, 39 ; 2Петр. 3, 10 и 1Солун. 5, 2–4 ).. Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелел нам, христианам, Сам Божественный Спаситель наш – Господь Иисус Христос, говоривший неоднократно:  «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет»   ( Матф. 24, 42 ),  «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет»   ( Матф. 24, 44 ). Говоря о неизвестности дня и часа Своего Второго Пришествия ( Матф. 24, 36 ), Господь Иисус Христос, тем не менее, учил распознавать «знамения времен»: указав целый ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, Он заключил: «егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»  ( Матф. 24, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Потом из того же Великого Катехизиса из той же 72-й главы, л. 358 об. и 359: «Вопрос: Кто устави и предаде сия тайны? Ответ: Крещение сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися и апостолом своим повеле крестити (Матф. зач. 116; Марк зач. 6). Святое миро такожде сам Господь предаст, внегда помазася елеом радости паче причастник своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли же святии по повелению Господню возложением рук видимым помазанием мира невидимую благодать Духа Святаго подаяху (Деян. зач. 18 и 42. и ко Евр. зач. 312). Едина и таяжде есть тайна миропомазание и возложение рук. Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лук. зач. 108; Евр. зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местам (к Титу, зач. 300). Брак от Бога поставлен бысть (Матф. зач. 78). От Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан., зач. 6). Есть тайна велия (Ефес. зач. 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8). И тайну покаяния, глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65; Матф. зач. 76). Исповедание грехов преже (читай: пред) апостолы (Деян. зач. 42). Исповедание пред священниками (Посл. Иаков. зач. 57; первое Иоан. зач. 69). Последнее елеосвященне помазание, егоже Сам Господь устави, святый апостол Иаков брат Господень повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания» (Посл. Иак. зач. 57). Там же. ниже, л. 360 об.: «Веждь убо без всякаго сумнения, яко в Церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь». В той же главе, л. 356: «ихже (седмь Таин) Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся и оправдаемся, и всыновление божественное приемлем». В главе 80 той же книги, л. 394 об.: «Вопрос: Чесо ради Господь Бог сия святыя тайны Церкви своей святей предал есть? Ответ: Удобнейшаго ради спасения нашего, получения же ради и восприятия онаго крайняго блаженства, в иеже созданн быхом. (Ниже:) Сих же Таин аще кто по чину Святыя Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайняго блаженства сподобитися не может».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Ст. 17–19. Ев. Марк, повествуя о восхождении Иисуса Христа в Иерусалим (10, 32–34), говорит что Он шествовал впереди (как грядущий на вольное страдание и томимый желанием совершить волю Божию, Лук. 12, 50 ): ученики же (мыслившие человеческое, мечтавшие о земной славе) ужасахуся и вслед идуще бояхуся, ибо слышали от Господа, что не прославление, но поругание и смерть ожидают Его в Иерусалиме. И вот, когда они приближались к Иерусалиму, Господь ( Матф. 20, 17 ), отозвав двенадцать учеников (много народу шло с Ним, но Он хотел одним ученикам поведать о Своих страданиях, смерти и воскресении), сказал им: „вот мы восходим в Иерусалим, и ( Лук. 18, 31 ) совершится все, написанное чрез пророков о Сыне Человеческом, и ( Матф. 20, 18 ) предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и продадут Его язычникам”. т. е. римской власти, „и ( Марк. 10, 34 ) поругаются Ему, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, и ( Матф. 20, 19 ) в третий день воскреснет». К этому кв. Лука прибавляет, что ученики ничесоже от сих разумеша, и бе глагол сей сокровен от них (18:31). Пророчество Господа было ясно для всякого, слова вразумительны и для ребенка, но не понятно и сокрыто было для учеников, к чему эти страдания, смерть и воскресение, почему Учитель их явится в Иерусалиме не в славном виде, а в поруганном. Просьба сынов Зеведеевых Матф. 20, 20–28 ; Марк. 10, 35–45 . Матф. 20 гл. 20 ст. Тогда приступи к нему мати сыну Зеведеову. Не только мать просила, но и сыновья ее, к которым и обращен ответ Господа (22; о просьбе их повествует Марк, даже не упоминая о матери); но мать, живо озабоченная будущностию своих сыновей, была впереди, просила усерднее, умоляла настойчивее и говорила со смелой уверенностью за смущенных и робких детей своих. Чего они просили? Ст. 21. Сидеть одесную царя значит занимать второе место после него, сидеть онную значит быть после него третьим: то и другое означает высшее после царя положение, почесть и власть. Ст. 22. Не веста, чесо просита. Уже сказано, что ученики не разумели, зачем Христу должно пострадать, потерпеть бесславие и смерть; тем более чужда была им мысль о Церкви сраспинающейся, состраждущей и спогребающейся своему Царю в непрерывной и тяжкой борьбе с враждебными Христу силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Патриарх александрийский Феофил посетил однажды Нитрийскую гору. Гора та была местопребыванием многочисленного иноческого общества, проводившего жительство безмолвников. Авва горы был муж великой святости. Архиепископ спросил его: " Что, отец, по твоему мнению всего важнее на пути монашества? " Авва отвечал: " Постоянное обвинение и осуждение самого себя " . Архиепископ на это сказал: " Так! нет иного пути, кроме этого " [ 30 ]. Заключу мое убогое учение о смирении прекрасным учением преподобного Иоанна Пророка об этой добродетели. " Смирение состоит в том, чтоб ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем, без смущения переносить то, что постигнет нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит места тщеславие. Смиренномудрый не должен выказывать свое смирение смиреннословием, но довольно для него говорить прости меня, или помолись о мне. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел: это, как и первое (то есть смиреннословие), ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием, – это приводит в преуспеяние " [ 31 ]. Матф. XI, 29. Слово 21, гл. 3. Филип. IV, 7. Слово 21, гл. III. Слово 38. Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. III. Поучение 2 о смиренномудрии. Блаженный Феофнлакт Болгарский на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. XVIII). Лука, XVIII. Матф. IX, 13. 1-я из утренних молитв преподобного Макария Великого. Каноник. Добротолюбие, ч. 3, книга 1, статья 1. Псал. CXLII, 10. Там же. О законе Духовном, гл. II. Добротолюбия, ч. 1. Матф. IX, 13. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, помысел гордостный. Алфавитный Патерик. Лествица. Слово 4, гл. 23, 24. Ответ 210. Поучение 2. Лук. XVI, 15. Матф. XII, 18, 19. Исаии XLII, 1, 2. 1 Петр. II, 21, 23. Слово 89. Матф. XV, 27 и след. 1 Цар. XXV, 24. Лук. XVI, 15. Алфавитный Патерик. Достопамятные сказания и Алфавитный Патерик. Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 275.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

2. Ту же истину выражает св. Писание, когда свидетельствует, что от свободы человека зависит: а) быть добрым или злым: аще хощете, и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, мечь вы пояст( Ис. 1, 19. 20 ); б) последовать Христу: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет ( Матф. 16, 24 ); в) стремиться к высшему совершенству: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след мене ( Матф. 19, 21 ). 3. Наконец, та же истина выражается и в местах Писания, где добрые дела человека: а) называются его собственными: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела ( Матф. 5, 16 ); тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем ( 1Кор. 15, 58 ; снес. 1Сол. 1, 3 ; Евр. 6, 10 ); б) вменяются ему в заслугу: блюдите себе, да не погубите, яже делаете добрая, но да мзду совершенну восприимете ( 2Иоан. 8 ); кийждо же свою мзду примет по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея ( Матф. 10, 42 ). Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его ( 2Тим. 4, 7. 8 ; снес. Матф. 5, 12 ; 1Кор. 4:5, 15:58 ; Апок. 22, 15 ). 4. Св. Отцы и учители Церкви проповедывали: Св. Кирилл иерусалимский : »Дело Божие насаждать и орошать, а твое приносить плод; дело Божие ниспосылать благодать, а твое принимать и сохранять. Не презирай благодати потому, что дается она туне, но, получив, сохраняй благоговейно» 780 . Св. Григорий Богослов : «Добродетель не дар только великого Бога, почтившего свой образ; потому что нужно и твое стремление. Она не произведение твоего только сердца; потому что потребна превосходнейшая сила. Хотя и очень острое зрение, однакоже видит зримые предметы не само собою и не без великого светила, которое освещает мои глаза и само видно для глаз. И к преуспеянию моему нужны две доли от великого Бога, именно: первая и последняя, а также одна доля и от меня. Бог сотворил меня восприимчивым к добру, Бог подает мне и силу, а в середине и текущий на поприще. Я не очень легок на ногу, но не без надежды на награду напрягаю свои мышцы в бегу; потому что Христос мое дыхание, моя сила, мое чудное богатство» 781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Трудясь, надобно поддерживать слабых.— Слова принадлежат апостолу Павлу (Деян. ап. 20, 35). 228 Праздный да не ест.— ср. II Фессал. 3, 10. 229 Блажен пекущийся о жизни скота своего.— Неточная цитата из Притчи Сол. 12, 10. 230 Плачьте с плачущими и радуйтесь с радующимися...— несколько измененные слова послания апостола Павла римлянам. Рим. 12, 15—16. 231 Взгляните на птиц небесных — они не сеют, не жнут...— Матф. 6, 26. 232 Не заботьтесь о завтрашнем дне...— Матф. 6, 34. 233 ...что будете есть и что пить...— несколько измененная цитата из Матф. 6, 31—32. 234 Ищите прежде всего Царствия Божиего...— неточная цитата из Матф. 6, 33. 235 ...получите сторицей...— ср. Матф. 19, 29. 236 ...те, кто ради Христа и Евангелия...— Марк 10, 30. 237 Модий — мера сыпучих тел, соответствующая приблизительно 9 л. 238 Миля — римская мера длины, приблизительно соответствующая 1,4 км. 239 Вторым Иовом Филарет назван, так как, подобно Иову, продолжал оставаться праведным и славить Бога, когда кончилось его благополучие и на него посыпались несчастия. 240 Наг я вышел...— Иов, I, 21. 241 Императрица Ирина (780—802) была в течение ряда лет регентшей при сыне Константине VI. 242 Авраам — см. примеч. 3. Библия не содержит описания наружности Авраама, но византийская иконописная традиция изображала его почтенным бородатым старцем. 243 Саул — библейский царь. Облик его описывается так: “Не было никого из израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа” (I Царств. 9, 2). 244 Самсон — библейский силач, победитель филистимлян, носил длинные волосы, источник его необыкновенной силы. 245 Иосиф — сын Иакова и Рахили, проданный братьями в Египет и ставший там любимцем фараона, “был красив станом и красив лицом” (Быт. 39, 6). 246 И когда послы императорской мерой стали мерить...— очевидно, послы имели эталон, которому должна была соответствовать избранница. 247 Стратилат — высокий военный чин. 248 Ставракий — военачальник и правая рука императрицы, игравшей в ее правительстве видную роль. 249

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010