1:12–14). Видишь ли ты это мужество? Видишь ли дерзновение? Видишь ли твердость души? Видишь ли любомудрие настроения? Видя, что их учитель заключен в темницу и узы, подвергался пыткам и побоям и терпел бесчисленное множество подобных вещей, они не только не смущались и не волновались, но получали еще больше дерзновения, страданиями учителя возбуждались еще к большей ревности в борьбе. «Но, — скажешь ты, — другие падали». Не противоречу и я этому, потому что ввиду всего совершившегося необходимо было многим и пасть; но что я уже говорил и не перестану говорить, скажу и теперь. Все это праведники должны приписывать себе, а не природе вещей. Отходя отсюда, Христос оставил нам такое наследие, говоря: « В мире будете иметь скорбь » ( в мире скорбни будете ) (Иоан. 16:33), и еще: « и поведут вас к правителям и царям » ( и пред владыки же и цари ведени будете ) (Матф. 10:18), и еще: « наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу » ( приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ) (Иоан. 16:2). Напрасно поэтому повсюду указываешь ты мне на соблазняющихся; всегда случалось то же самое. Да и что и говорить об апостолах? Сколько было людей, которые соблазнились у самого креста общего всем нам Господа и, сделавшись более злыми и дерзкими, проходя, издевались над Ним, говоря: « Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста… и уверуем в Него » ( разоряяй церковь и тремя денми созидаяй, спасися сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста и уверуем в Тя ) (Матф. 27:40). И однако они не имели себе извинения в кресте, потому что во всем этом их обвиняет разбойник. И он также видел, как распинали (Христа), и не только не соблазнился, но и получил отсюда больше повода для любомудрия и, победив все человеческое и вознесшись на крыльях веры, любомудрствовал о будущем. Видя Христа оскорбляемым, бичуемым, осмеиваемым, пьющим желчь, биенным, отвергаемым народом, осужденным на судилище, присужденным к смерти, он ничем этим не смутился; но, видя крест и вбиваемые гвозди, видя все издевательства, совершаемые развращенным народом, сам он пошел прямым путем, говоря: « помяни меня во царствии твоем » (Лук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. То же можешь ты познать и из противного. Марфа, за то, что не сказала ничего такого, но противное: " чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог " (Иоан. 11:22) — не только не похвалена, хотя и знал ее Христос и любил, и хотя она весьма пеклась о Нем, но даже была Им обличена и вразумлена, потому что неблагоразумно сказала. " Не сказал ли Я тебе " , так говорил ей Христос, " если будешь веровать, увидишь славу Божью " (Иоан. 11:40)? — обвиняя так ее, как еще не уверовавшую. И опять, когда она сказала: " чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе " , Спаситель, отклоняя ее от такой мысли и научая, что Он не имеет нужды заимствовать что-либо от другого, но Сам есть источник благ, говорит: " Я есть воскресение и жизнь " (Иоан. 11:25), — то есть, Я не ожидаю получения силы, но Сам Собой все совершаю. Потому-то Он и удивляется сотнику, предпочитает его всему народу, удостаивает дара царствия и прочих побуждает к соревнованию ему. А, чтобы ты знал, что Он для того сказал это, чтобы и других научить подобной вере, послушай, с какой точностью евангелист указал на это. " Иисус удивился и сказал " , говорит, " идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры " . Итак, высокая мысль о Нем наиболее всего служит залогом веры, царствия и прочих благ. Христос не только на словах похвалил сотника, но за веру его возвратил ему больного здоровым, и сплетает ему светлый венец, и обещает великие дары, говоря: " многие придут с востока и запада и возлягут " на лоне Авраама и Исаака и Иакова; " сыны царства извержены будут во тьму внешнюю " вон (Матф. 8:11-12). После того, как Спаситель совершил многие чудеса, Он беседует с народом с большей уже свободой. Потом, чтобы кто не почел Его слова за лесть, но чтобы все знали, что сотник точно такого был расположения, говорит: " иди, и, как ты веровал, да будет тебе " (Матф. 8:13). И дело, свидетельствующее о таком расположении его, тотчас последовало: " и выздоровел слуга его в тот час " . То же случилось и с сирофиникиянкой, так как и ей Спаситель сказал: " о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

для иудеев 55 Пс.21:8 .  Вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою Пс.21:9 .  Упова на Господа да избавит его, да спасет его, яко хощешь его (потому что благоволит к нему). Сии слова ты можешь найти в Евангелии Матфея, где говорит: проходящие же злословили Его, помахивая своими головами, и говоря: разрушающий храм, и в три дня созидающий, спаси Себя... Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если благоволит к Нему (если любит Его)( Матф.27:39 ), и в Евангелии от Луки, написавшего сие: стоял и народ и смотрел; насмехались также и начальники с ними сими словами: других спасал, пусть спасет и Себя, если он Христос-избранный Божий ( Лук. 23:35 ) 56 Пс.21:10 .  Яко Ты, еси исторгий мя из чрева Чрез сообщение с мужем разрушаются ключи девства жены; ибо семя вброшенное мужем, естественно разверзает утробу; которая, затворившись содержит семя в себе, доколе младенец не сделается совершенным; а когда он совершится, сия утроба, стесняясь бременем и великостью младенца, разверзается опять и таким образом дает младенцу свободу выйти вон, или родиться. А в отношении к рождению Христа Спасителя надобно сказать, что как зачатие Его было без семени мужеского, так и рождение младенца было сверхъестественное и преславное. Поелику сила Божия извлекла младенца на свет неизреченным образом, не отверзши и не повредивши ключей девства Богородицы. Упование мое от сосцу матере моея! Ты, Боже, говорит, надежда моя от сосцев матери моей, ибо с сего самого времени Я познал надежду мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лице Божеством, как и Евангелист Лука сказал: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростию; и благодать Божия была на Нем ( Лук. 2:40 ) 57 Пс.21:11 .  К Тебе привержен есмь от ложесн Твоему, Отец мой, покрову Я предан, потому что на земли Я не имел отца. От чрева матере моея Бог мой еси Ты Тотчас, говорит, со времени зачатая моего Я познал Тебя Бога моего, будучи научаем, как мы уже сказали, соединенным со Мною Божеством. А слово «от чрева» означает: когда Я находился еще во чреве, или со времени выхода из чрева, или рождения! Пс.21:12 .  Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми об этом говорят божественные Евангелисты Матфей и Марк, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и опять: тогда все ученики, оставя Его, разбежались ( Матф.26:37, 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Если соблюдает знание благочиния и строгость устава; то сменять его излишне, лучше же сказать, трудно и неудобно. Но необходимо, чтобы был у него сотрудник, обязанный понемногу приучаться к должности смотрителя, чтобы когда откроется нужда в преемнике, не прийти нам в затруднение по неимению такого человека. А нередко принуждены бываем приставлять к делу неспособного к должности; от чего по необходимости бывает то, что, по его неопытности и нарушается строгость, и расстраивается должное благочиние. Вопрос 160. С каким расположением обязаны мы услуживать братьям? Ответ. Оказывая им услугу, как бы самому Господу, сказавшему: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25, 40). К приобретению же такового расположения способствует то, чтобы таковы были и принимающее услугу. Почему настоятели должны тщательно заботиться о них, чтобы не поработились чреву и сластолюбие, как плотоугодники, но чтобы, как боголюбцы и христолюбцы, чрез совершенное терпение соделались похвалою для Господа в посрамление дьяволу, как праведный Иов. Вопрос 161. С каким смирением должно принимать услугу от брата? Ответ. Как раб от владыки и с тем смирением, какое показал Апостол Петр, когда прислуживал Господь. В его примере узнаем и опасность, какой подвергаются не принимающее услуги. Вопрос 220. Всякому ли желающему надобно дозволять свидание с сестрами, или: кому, когда и как иметь свидание с сестрами? Ответ. Об этом говорено в правилах, пространно изложенных, — что даже мужчине с мужчиною должно иметь свидания не просто всякому свободно и как случилось, но только тому, кто, по испытании, окажется способным доставить пользу и сам воспользоваться. А если кто помнит Господа, сказавшего: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12, 36); тот боится подобного суда за всякое дело и повинуется Апостолу, сказавшему: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31), и в другом месте: «все сие да будет к назиданию» (14, 26), и не дозволяет себе сделать что либо бездельно и без пользы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И: " делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий " (Пс. 21:17,19). Говоря и о предателе, который еще не родился, он так выражается: " который ел хлеб мой, поднял на меня пяту " (Пс. 40:10). Подобным образом он говорит и о том, что произошло на кресте: " и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом " (Пс. 68:22). 4. Хотите ли, чтобы мы продолжали дальше, или довольно и этого? Я так думаю. Правда, мы этого участка не разработали по всей ширине его, зато проникли в глубину его; а в этом  труда не меньше; притом же мы и опасаемся, чтобы, задержав вас свыше меры, не ослабить в вас ревности. Итак окончим слово надлежащим образом. А каким надлежащим образом? Славословием, подобающим Богу. Но Богу подобает славословие не на словах только, а гораздо более на самых делах. " Так да светит " , сказано, " свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Матф. 5:16). И подлинно, возлюбленный, нет ничего светоноснее доброго образа жизни. Выражая это, и говорит один из мудрых: " стезя праведных - как светило лучезарное " (Прит. 4:18).  Они не только светят самим тем, которые возжигают свет в делах своих, но и руководят на правый путь ближних их. Возлием же елей в эти светильники, чтобы огонь поднялся выше и чтобы свет явился в изобилии. Елей этот имеет не только ныне много силы, но, когда еще жертвы были в употреблении, он много превосходил силу их. " Милости " , сказано, " хочу, а не жертвы " (Ос. 6:6; Матф. 9:13): и совершенно справедливо. Тот жертвенник – бездушный; а этот - одушевленный . Там все, положенное на жертвеннике, делается добычею огня, обращается в пепел, разрешается в золу и пыль, и дым рассеивается в воздухе; здесь нет ничего такого, и плоды здесь другие. Это показывает и Павел. Говоря о богатстве любви к бедным у коринфян, он писал: " ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу " . И потом: " они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам " (2Кор.9:12-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Но так как она была ослеплена своею страстью, и чувства ее были извращены наслаждениями, почему она и позволила во храме всякого рода бесчинства и изгнала оттуда искреннее благочестие, то она не могла и радоваться о Царе, а даже была опечалена, услышав хвалебную песнь. Жених вошел, но нашел Свою невесту преобразовавшеюся в меняльщицу денег. Увидевши это, Он возревновал о доме Отца Своего, каковой дом оказался в пренебрежении: святость его не почиталась, и Он перестал быть храмом. И вошел Он в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих во храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей ( Матф. 21:12 ), припоминая священникам изреченное чрез пророков и говоря, что все это Он делает не неизвестною им силою. Так пишется: „не соделался ли вертепом в глазах ваших разбойников дом сей, над которым наречено имя Мое“ ( Иер. 7:11 )? Христос уверился, что неверующие в Его Отца откажут и Ему во всяком доверии; Он ясно показал им, что благодаря тому, что они не почитают Адонаи, они ненавидят и Его – Христа. Он изобличал их, поскольку Он, ненавидимый ими, исполняет волю пославшего Его Отца. „Отец уже сказал вам чрез пророков: Мой дом да будет домом молитвы, а вы сделали из него место хищения, обмана; вы не слушались Отца Моего; поэтому не принимаете и Меня. Иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Меня“ ( Матф. 10:40 ; Ин. 13:20 ). Что Сын был восхвален, а Отец прославлен чрез пение, это не понравилось старейшинам народным, и они были раздражены против Христа: ибо они ненавидели Отца и на Сына также смотрели страшными глазами; они искали обвинения против Христа в этих прекрасных голосах, которые возвышали Отца вместе с Сыном. Поэтому-то они и приступили ко Христу и сказали: слышиши ли, что сии глаголют? Но Он ответил им: „Я слышу; несте ли чли у пророков: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу“! Такими словами Он объявил, что путь Его возвещен пророками, и что Он идет к пристани, уготованной Ему Отцем, поскольку Свою волю Он сообразовал с волею Своего, прославляемого Им, Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разумеем наши статьи: а) «Христианская любовь, как единственно-истинный принцип человеческих взаимоотношений» (актовая речь) («Христианское Чтение», 1899 г., март); б) «Христианская заповедь о любви – новая заповедь» («Душеполезное Чтение», 1908 г., март, апрель, май, июнь, сентябрь); в) «Не так говорил Христос» («Церковный Вестник», 1912 г., 41) и друг. Последняя статья написана специально против г. Дурново, – по вопросу, ныне нами рассматриваемому: о «любви к ближнему». Правда, писана она до нашего непосредственного ознакомления с книгой г. Дурново, – лишь на основании газетной о ней заметки В. В.Розанова , о чем нами в статье и сказано, – но и теперь, после того, как труд г. Дурново проштудирован нами тщательно от начала до конца, дело нисколько не изменилось в наших глазах: все, что нами там сказано, сохраняет свое значение. А первые две наши статьи дополняют дело. В Евангелии Иоанна Господь говорит: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (15:12).·«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (15:13). »Сие», – настойчиво продолжает Господь, – «заповедую вам, да любите друг друга» (15:17)... Заповедь, заповедую... Кажется, ясно, что Господь учил тому, чего в Его учении г. Дурново не нашел. Он учил не просто «любви к ближнему», но любви до самопожертвования. Образец любви дал Сам Господь («как Я возлюбил вас»), потом вкусивший за нас, из любви к нам, даже крестную смерть. Какая еще другая требуется ясность? «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга·, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга·» (13:34). Исполнению людьми этой заповеди Иисус Христос придавал особенное значение: если люди будут поступать согласно с нею, то уже одного этого будет достаточно для того, чтоб в них узнать именно «учеников» Господних. Эта любовь – характернейший признак таких учеников. Отсутствие ее, следовательно, нагляднее всего убедит наблюдателей, что перед ними кто угодно другой, а только не Христовы ученики. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13:35). На «заповедях»: о любви к Богу и к ближнему «утверждается весь закон и пророки» ( Матф. 22:40 ) (22:37: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим«·, 22:38: «сия есть первая и наибольшая заповедь»·, 22:39: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя») (ср. Марк 12:28–33 ; Лук. 10:25–28 ). Но заповедь Господня о «любви к ближнему» только тогда будет исполнена надлежащим образом, когда любовь наша будет проявляться даже и ко «врагам», когда будем «благословлять проклинающих» нас, «благотворить ненавидящим» нас, «молиться за обижающих и гонящих» нас ( Матф. 5:44 ...). Иначе мы не отличались бы, по слову Господню, от »мытарей " и «язычников» и не уподоблялись бы всеблагому «Небесному Отцу» (5:46,47,45) (сравн. Лук. 6:27,28,32,33,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Странный вопрос. А Вы статью полностью прочитали? Именно Апостольская Церковь и называется сегодня Православной. На западе православных христиан называют ортодоксами. Т.е. когда католики отпали, то для подчеркивания своей " правильности " стали называть себя кафолической(католической) церковью. А остальные так и остались, и стали соответственно называться ортодоксами, т.е. по русски - православными. Александр 23 июля 2015, 22:53 А разве православная церковь существует с Апостольских времен? Мне всегда казалось что православие упускает важность еврейства в христианстве. Девятая глава послания к Римлянам хорошо описывает важность еврейской составляющей. Фролов 2 июля 2015, 17:40 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». От Иоанна 5:24. Владимир Загрунский 8 марта 2015, 21:36 Спаси Господи! Александр 13 февраля 2015, 17:13 Надежда, спаси Господи. Ещё одно объяснение, книги Николая Варжанского: " Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем. Православный ответ : 1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви. 2) Если каждые 2-3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть. 3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве. " Надежда 15 января 2015, 11:37 Спасибо, отличная статья. Получила ответы на многие вопросы. Александр 12 января 2015, 18:03 Светлана, Господь один, истина одна и истинная церковь тоже одна. Разделить ни Господа, ни истину, ни Его церковь на части невозможно. Но возможно отвратиться от Бога, извратить истину и отпасть от церкви. В данном случае Господь Иисус Христос, как Глава церкви, обращается к своим ученикам, т.е. тем верующим, которые исполняют Его Волю. Вспомним: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф. 7:21).

http://pravoslavie.ru/72693.html

4, 5). Но защищать суды Божий — непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). Вопрос 208. Хорошо ли вообще упражняться в молчании? Ответ. Доброта молчания оценивается по времени и по лицу, как научает нас богодухновенное Писание. По времени, когда, например, говорит: «разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Амос.5,13), и еще: «буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Псал.38, 2). По лицу, когда например, Апостол пишет: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи» (1 Кор. 14, 30); и еще: «Жены ваши в церквах да молчат» (34). А иногда невоздержным на язык и неспособным соблюдать правило: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф.4, 29), необходимо совершенное молчание, пока в нем не у врачуются от своего недуга—опрометчивости в словах и не будут в состоянии на досуге узнать, когда, и что, и как должно говорить, «доставляло», по написанному»,благодать слушающим» (Ефес. 4, 29). Вопрос 226. Поелику Апостол говорит: «Злословят нас, мы благословляем; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4, 12. 13); то как должен благословлять укоряемый, или чем утешаться хулимый? Ответ. Думаю, что Апостол здесь вообще учит нас своим примером сохранять незлобие ко всем, и поступающим с нами лукаво воздавать добром так чтобы соблюдалось подобное сему не в рассуждении только укоряющего, но и в рассуждении всякого поступающего лукаво, во исполнение сказанного: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римл.12,21). А слово: утешаться (παρακαλειν), Писание употребляет не в обычном его значении, но в смысле доведения сердца до полного убеждения в истине, как в следующем месте: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Исаии.40,1). И Апостол говорит: «желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим.1, 11, 12). И в другом месте: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2 Кор. 7, 6). Вопрос 273. Какими делами может кто «хулить Духа Святого» (Марк. 3, 29; Матф.12, 31—32)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

(то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.) Тут тоже указывается на неизвестность и внезапность второго пришествия Христова или в частности смерти каждого, о чем было говорено и выше (36–40); а также Господь изображает здесь тяжкое наказание неверному – небрежному и злому рабу – домоправителю, т. е. худому христианину, грешному человеку и нерадивому служителю в Церкви Божией. Растешет (рассечет) его. Рассечение тела пополам, сверху до низу, мечем или пилою было казнию у восточных народов: евреев ( 2Цар.12:31 ; Евр.11:37 ), египтян, халдеев и др. Часть его с неверными положит (подвергнет его одной участи с неверными), у Матфея, с лицемерами. Лицемеры, это – люди худые, развращенные в душе, но старающиеся казаться хорошими, добродетельными ( Матф. 6:2 ). Лицемеры, по слову Христову, подвергнутся тяжкому наказанию. Неверные, это – не принадлежащие к верующей Иудейской церкви, необрезанные язычники. Их загробная участь – тоже гибельная. Одинаковой участи с лицемерами и неверными подвергнется худой раб, т. е. худой христианин и нераскаянный грешник. У Матфея прибавлено: Там будет плач и скрежет зубов. Это – указание на мучение в аду, выражение тяжести сих мучений. (Чит. Мф.8:12 ). Лк.12:47 . Тóй же рáб ведевый вóлю господина своегó, и не уготóвав, ни сотворив по вóли егó, биéн бýдет мнóго: (Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;) Здесь Господь повторяет ту мысль, что небрежный, ленивый раб, подобный таковому рабу в притче о талантах в Евангелии св. Матфея ( Мф.24:24, 30 ), будет жестоко наказан за свое нерадение и леность. Сего раба Господь называет знавшим (ведевый) волю господина своего, но не сделавшим по воле его. Этому рабу далее противопоставляет Господь раба, который, не знал воли господина своего, и сделал достойное наказания (неведевый же сотворив же достойная ранам), и говорит, что и он будет наказан, но меньше (биен будет мало).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010