Если верно то, что Иисус Навин прообразует Иисуса Христа (а от этого, похоже, никуда не деться, раз Сам Спаситель толковал применительно к Себе и манну, и скитание в пустыне, и медного змея), тогда в словах напутствия Иисусу Навину должен слышаться отзвук той заповеди, которую «получил от Отца» (Ин.10:18) Его единородный Сын. Сопоставление с Иисусом Навином освещает Евангелие с совершенно неожиданной стороны и объясняет некоторые малопонятные черты в облике Иисуса Христа. Максимализм Его требований к ученикам («Кто... не возненавидит отца своего, и матери... и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» — Лк.14:26), Его внезапная воинственность, столь странно контрастирующая с кротостью и миролюбием («продай одежду свою и купи меч» — Лк.22:36), его пугающая бескомпромиссность в борьбе с грехом («Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» — Матф.5:29) вполне оправданы и объяснимы, если не упускать из виду, что Ему предстояло в духовном плане совершить то, что сделал Иисус Навин: ввести Свой народ в обетованное Царство, сокрушив духом уст Своих (2 Фес.2:8) всю мощь мира, как некогда неопытные в войне и почти нецивилизованные скитальцы сокрушили дуновением в трубы оплот цивилизации хананеев с его исполинским народом (Числ. 13:34) и «укреплениями до небес» (Втор.1:28) — воплощенными обломками несбывшейся мечты строителей Вавилонской башни.    Господь пришел «не судить мир, но спасти» (Ин.12:47), но в самом спасении присутствует уже веяние суда: «На суд пришел Я в мир сей» (Ин.9:39), — слышится уже дыхание апокалиптической катастрофы — того страшного второго пришествия, которое будет сопровождаться невиданными кровопролитиями и бедствиями для всех живых. Царство Небесное вторгнется в бренный мир уже со всею своею властью, и это вторжение будет таким, каким было для незаконных обитателей святой земли вторжение Иисуса Навина.    Иисус Навин являет апокалиптический образ Спасителя, а этот образ разительно отличается от евангельского. Откровение Иоанна — единственная новозаветная книга, в которой Спаситель предстает в виде сверхъестественного ангелоподобного существа, человеческий образ которого едва угадывается за атрибутами могущества и славы («и увидел...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Истинные христиане должны поступать, как сказал Апостол Павел: “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор.8:21). Посылая Своих Апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал о том, что “трудящийся достоин пропитания” (Матф.10:10). Посылая семьдесят Своих учеников проповедовать, Спаситель мира сказал такие слова: “трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук.10:7).    Предусмотрительность, заботливость и планирование дел не запрещены нигде в учении Христовом. Наоборот Сам Иисус Христос со Своими учениками имел ящик для денег, позволявших им покупать себе пропитание. То есть факт заботы о своем пропитании говорит о том, что Иисус Христос и Его Апостолы проявляли предусмотрительность, целенаправленные действия и старания о покупке своей пищи. После чудесного насыщения народа хлебами и рыбой, Иисус Христос распорядился собрать оставшиеся куски, очевидно для того, чтобы их сберечь для будущего приема пищи. “И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Иоан.6:12). Этот эпизод из жизни Иисуса Христа также говорит о проявлении Спасителем бережливости, предусмотрительности и заботы, а также о планировании, связанном с дальнейшим применением оставшейся пищи.    Последователи и пояснители учения Иисуса Христа, Его Апостолы, не отрицали труд, а поощряли трудолюбие. Это видно из их собственных слов и поступков. Так, например Апостол Павел трудился постоянно, занимаясь деланием палаток. “По одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток” (Деян.18:3). Более того он отказывался от денег, адресованных лично ему. “Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии” (Деян.20:33-34). “Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас” (2Фес.3:7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вопрос 86. А если кто говорит: «от братства я не беру, сам не даю, но довольствуюсь своим»; как с ним поступить? Ответ. Если не послушается он учения Господа, Который говорит: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Иоан.13, 34); то мы послушаемся Апостола, сказавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13), чтобы не исполнилось сие: «что малая закваска квасит все тесто» (6) Вопрос 87. Позволительно ли всякому ветхую свою одежду или обувь отдавать, кому захочет, по заповеди? Ответ. Отдавать или брать, даже и по заповеди, не всякий может, но тот один, кому по испытании вверено домоправление. Посему и ветхое и новое отдает и принимает он в свое для всего время. Вопрос 89. Поскольку написано: «Богатством своим человек выкупает жизнь (свою)» (Притч.13, 8), а у нас нет сего; то что будет делать? Ответ. Если мы старались и не могли достигнуть сего; то вспомним ответ Господа Петру, который беспокоился о подобном сему и говорил: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? « Господь же отвечает ему так: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф.19, 27. 29, Марк.10, 29). Если же, по нерадению, сего не сделали; то окажем тщательность теперь. А если нет уже ни времени, ни сил; то да у тешит нас Апостол, который говорит: «ищу не вашего, а вас» (2 Кор. 12, 14). Вопрос 90. Позволительно ли иметь ночную одежду, — волосяную, или другую какую? Ответ. Употребление власяницы имеет свое время, потому что употребление власяниц служить не для телесной потребности, но для удручения и смирения души. Поелику же нам запрещено иметь по две одежды, то можно ли допустить употребление кроме упомянутой выше причины, пусть всякий рассудить о том сам. Вопрос 91. Если у брата, который не имеет ничего собственного, попросит кто–нибудь носимого им на себе; что должно ему сделать, особливо, если попросивший наг? Ответ. Просит ли нагой, или человек лукавый, по крайней ли нужде, или из корысти, однажды навсегда сказано, что давать или брать не всякий может, но тот один, кому по испытании поручено смотрение за сим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Впрочем, Он привел в пример смоковницу не только для обозначения времени, — мог бы означить его и другим образом, — но и для подтверждения того, что Его предсказание непременно исполнится. Подобно тому, как необходимо быть первому, так точно и последнему. Да и вообще, Христос, равно как и подражающий ему блаженный апостол Павел, когда говорит о том, что непременно должно случиться, всегда приводит в пример необходимые естественные явления. Вот почему, и беседуя о воскресении мертвых, Он говорит: " если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода " (Иоан. 12:24). И блаженный апостол Павел, подражая Христу, употребляет тот же пример, рассуждая с коринфянами о воскресении: " безрассудный " , говорит он, " то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет " (1 Кор. 15:36). Затем, чтобы ученики вскоре опять не приступили с вопросом: когда это случится? Спаситель напоминает им о приближении этого времени, говоря: " истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет " (Матф. 24:34). Что же Он разумеет под словом: " все это " ? То, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристов, лжепророков, повсеместное распространение евангелия, мятежи, раздоры и все, что, как мы сказали, должно случиться до Его пришествия. Как же Он сказал: " род сей " ? Здесь Он говорит не о поколении, тогда жившем, но о верных. Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: " род ищущих Господа " (Псал. 23:6). Что Христос сказал прежде: " ибо надлежит всему тому быть " , и еще: " проповедано будет сие Евангелие " , то же выражает и здесь, говоря, что все это непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеозначенных бедствий. Разрушится и Иерусалим, и погибнет большая часть иудеев; но рода этого ничто не преодолеет, ни голод, ни мор, ни землетрясения, ни ужасы браней, ни лжехристы, ни лжепророки, ни обольстители, ни предатели, ни соблазнители, ни лжебратья, ни другие подобные искушения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Вся жизнь его должна быть благодарным исповеданием: Умоляю вас, братия, – пишет ап. Павел, – предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Рим. 12:1 ). Христианин нисколько не беспокоится о том, что скажет и как отнесется к нему мир, если вся жизнь его, все движения и все речи будут иметь христианский характер. Ревность к исповеданию Бога не должна иметь своих корней в тщеславии и гордости, она должна быть проникнута смирением и чистотой. Между тем, во времена гонений на христиан некоторые из них самовольно устремлялись к мученичеству, желая, так сказать, похитить у Бога своими руками мученический венец. Исповедание не должно быть и самонадеянным. Печальный пример предоставляет нам ап. Петр, по-видимому, чувствовавший в себе избыток ревности к исповеданию Христа, но сейчас же отрекшийся от Него. Наконец, исповедание должно быть проникнуто любовью. Пример видим в лице ап. Павла, который сказал перед лицом Агриппы: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими как я, кроме этих уз ( Деян. 26:29 ). Грехами, противоположными обязанности исповедания, являются, с одной стороны, безразличие, холодность, а с другой – фанатизм. Клятва Клятва, или присяга, есть один из видов исповедания веры в Бога, как всеведущего Судьи. Она вызвана потребностью общества, в котором существует грех обмана, и, след., есть повод к недоверию и при помощи клятвы хотят сделать более достоверными показания и обещания. Некоторые секты отвергают клятву на основании слов Господа Иисуса Христа из нагорной беседы: Я говорю вам: не клянитесь вовсе... но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Матф. 5:34–37 ; Иак. 5:12 ). Говорят, что этими словами Господь Иисус Христос воспрещает присягу. Но в нагорной беседе Господь изображает идеал царства Божия, мыслимого в его совершенстве; и с этой точки зрения присяга, конечно, должна быть признана неуместной, так как она возникает из недоверия людей друг к другу, между тем, в чистом царстве Божием не может быть недоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Глава 8 Зач. 34-е. Благовествование Христово и жены – ученицы Его. Читается во вторник 21-й недели по Пятидесятнице. Лк.8:1 . И бысть посéм, и тóй прохождáше сквозе грáды и вéси, проповедуя и благовествýя цáрствие Бóжие: и обанáдесяте с ним, После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Быст по сем (после сего). Это было после вечери, устроенной для Иисуса Христа у Симона фарисея (Чит. 7 гл. 36–50 ст.). Благовествуя Царствие Божие. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. Царство Божие. (Чит. о нем 4:43.) Обанадесяте (двенадцать) с Ним, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников ( Лк.6:12, 16 ). Лк.8:2 . и жены некия, яже бяху исцелены от духóв злых и недýг: Мариа нарицáемая Магдалина, из неяже бесóв сéдмь изыде, (и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,) Жены некия (некоторые женщины) и пр. Некоторые из женщин, получив от Господа исцеление от разных своих болезней по вере в Него, сделались после того преданными Его ученицами, – следовали за Ним, подобно ученикам из мужей, слушая Его учение, и, как говорится далее (ст. 3), служили Ему имением своим, т. е. служили в обычных житейских нуждах, потому что Господь и общество Его Апостолов и учеников были бедны и потому нуждались и в пище, и в одеянии и т. п. Бяху исцелени (которых Он исцелил) от духов злых. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Мария Магдалина и пр. Она происходила из г. Магдалы, лежавшего на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады (38 ст. Матф. 15:39; 27:56 . Мар. 16:9 ). После совершенного над нею Господом исцеления от беснования, она сделалась усерднейшею последовательницею Христовою, была первою между женами мироносицами, и первая удостоилась, явления Господа по воскресении Его из мертвых ( Ин.21:14 и дал.). Лк.8:3 . и Иоáнна женá хузáня, пристáвника Иродова, и сусáнна, и ины мнóги, яже служáху емý от имений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Для вас недостаточно и этих трех [преступлений], но вы стоите с мечами вашими, то есть упорствуете в превратных мнениях и готовы на убийства и совершаете мерзости, делая на ложах то, о чем срамно говорить, и оскверняли жену ближнего, то есть церковную жизнь, ежедневно спеша из объятий Христовых похищать обольщенных вами. И делая это, неужели вы думаете, что удержите во владении землю Израилеву? Таковым Бог говорит, что кто живет на развалинах еретических сборищ, тот падет от меча церковного, о котором написано: мечи обоюду остры в руках их (Псал. 149:6). И в Евангелии: не приидох воврещи мир, но меч (Матф. 10:34). И раб, предающийся невоздержанию и праздности, будет рассечен, то есть поражен мечом, и подвергнется одной участи с неверными (Лук. гл. 12). А кто в поле или на равнине, тот будет отдан на съедение зверям, об избавлении себя от которых молит пророк: не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе (Псал. 73:19) . Кто же находится в укреплениях и среди стен, о которых написано: во грады крепки вниде премудрый, и разруши утверждение, на неже надеяшася нечестивии (Притч. 21:22), и пребывает в пещерах, о которых говорится: писано есть: дом Отца Моего дом молитвы наречется; вы же сотвористе его пещеру разбойником (Марк. 11:17; Лук. 19:46); тот умрет от глада слова Божия и от моровой язвы, и вся земля еретиков обратится в пустыню, так что сокрушится гордость их и горы опустеют, — те, кои приписывали себе высокое знание. Они называются горами Израилевыми, потому что под именем Христовым ставят преткновения всем обольщенным, и никто не будет проходить чрез них и не будет в состоянии сказать то, что [сказал] Моисей: мимошед увижу видение великое сие (Исх. 3:3); ибо они обитатели превратных гор, а не странники и пришельцы, чтобы, испытав это, они узнали тогда, что Он Господь, который обратил землю их в пустыню за мерзости, совершавшиеся ими. Далее следует: в тот же именно дев и в то же самое время, то есть в двенадцатом году, в десятом месяце, в пятый [день] месяца, когда прибыл убежавший из Иерусалима и когда пророк говорил к бывшим в земле иудейской и надеявшимся на вечное владение, [Бог] повелевает пророку говорить к народу, находившемуся в Вавилоне и жившему вместе с ним, и обличить льстивое коварство тех, кои желают слушать слова пророка, но не для спасения души, а для услаждения слуха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если, говорит, исповедуем, то получим соответствующее исповеди прощение. Если же бесстыдно скажем, что мы не согрешили, то совершим двоякое зло: покажем себя лжецами и изрыгнем хулу на Бога. Ибо Он говорит чрез пророка: «заплатили Мне за добро злом» (Псал. 34, 12), и сам лично: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня» (Иоан. 18, 23)? Если и при этом мы говорим, что не согрешили: то отвергаем Его слова, которые суть дух и жизнь; ибо сказано: «слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6, 63). ГЛАВА 2 1 Чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. 2 И той очищение есть о гресех наших: не о наших же точию, но и о всего мира. Апостол, зная, что природа наша непостоянна и греховна, что влечение к злу мы всегда носим в себе, что завистник диавол препятствует своими ковами спасению нашему, что посему и примирившиеся уже с Богом чрез исповедь, если живут невнимательно, не избежат греха, внушает теперь, что если бы мы пали после прощения грехов наших, то не должны отчаиваться. Ибо если обратимся, то можем и опять получить спасение чрез посредничество Господа Иисуса Христа; потому что Он, ходатайствуя о нас пред Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Апостол сказал это потому, что писал иудеям, сказал для того, чтобы показать, что благотворность покаяния не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычников, или что обещание это относится не к одним только современникам, но и ко всем людям последующих веков. Иисуса Христа он называет ходатаем за нас, умоляющим или уговаривающим Отца. Это сказано человекообразно и с особенною целию, как и следующие слова: «Сын ничего не может творить сам от Себя» (Иоан. 5, 19). Последнее сказано для того, чтобы не сочли Его богопротивником. А что и Сын имеет власть отпущать грехи, это Он показал на расслабленном (Матф. 9, 6). Также, когда дал ученикам власть отпущать грехи, ясно показал, что Он дает такое право самовластно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И предшествовавшие этим событиям и последовавшие за ними обстоятельства были также неодинаковы. Первое насыщение было в то время, когда Христос по случаю известия об убиении Иоанна Иродом удалился в пустыню ( Мф.14:12,13 ); второе было по возвращении Иисуса из пределов тирских и сидонских к морю Галилейскому ( Мф.15:21,29 ). После первого насыщения ночью во время бури, когда Господь ходил по волнам и спас Петра от потопления, Он с учениками пришел в землю Геннисаретскую ( Мф.14:22–34 ); после второго насыщения Иисус отправился в лодке в пределы Магдалинские ( Мф.15, 39 ); наконец сам Спаситель в речи своей ученикам, сохраненной у того же Евангелиста ( Мф.16:9–10 ), напоминает им о двукратном чудесном насыщении народа. Неужели же это одно событие, только в разных редакциях, когда между ними столько различия? Могут, конечно, утверждать что угодно, но где же твердые основания? IV. Далее, говорят, что писатель первого Евангелия в его настоящем виде по местам повествует не как очевидец, и следовательно он не апостол, что признаки этого есть ясные и прямые. Какие же это признаки? «Сюда принадлежит прежде всего то, что он (писатель Евангелия) часто заставляет Иисуса говорить очень ясно о таких обстоятельствах, которые явились по смерти Иисуса, и говорить так, как сам Иисус не стал бы говорить». Любопытно, что это такое несообразное с временем жизни и речью Иисуса. А вот что: «Иисус говорит например священникам и фарисеям в храме ( Матф. 23:33 ): «змии, порождения эхиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну? Ибо се Я пошлю к вам пророков, мудрых и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город: да придет на вас вся кровь праведная " … Это пророчество заимствовано от судеб первых христиан, следовательно из опыта, бывшего после смерти Иисусовой». 281 Очевидно, это доказательство основано на том, что Христос не мог предсказывать о судьбе своих посланников в таких чертах, в которых эти предсказания сбылись действительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Но если люди питают такое уважение к милостивым и желают им всех благ, то подумай, какую награду, какое воздаяние получат они от человеколюбца Бога. Будем же искать этого богатства, вечно пребывающего, никогда не исчезающего, чтобы, сделавшись великими здесь и прославившись там, достигнуть вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Т.е. возлежал на персях Христа. Беседа 34   " Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? " (Иоан.4:28,29)   1. Продолжение истории самарянки: смирение этой женщины. - 2. Почему Иисус Христос, как и пророки, часто выражал свою мысль посредством сравнений, иносказаний и аллегорий. - Пророки сеяли, апостолы пожинали. - 3. Должно следовать примеру самарянки в исповедании своих грехов. - Люди обычно боятся людей, и не боятся Бога. - Скрывая свои грехи пред людьми, чтобы не быть опозоренными, они не боятся позора пред Богом. - Возвращаться к греху, это значит уподобляться псу, возвращающемуся на свою блевотину. Лучшее средство к исправлению своих пороков - это исследовать каждый из них отдельно, не пропуская ни одного. Необходимость постоянно быть готовым к пришествию Господа.   1. Много нужно нам возбуждать в себе ревности и старания; без того невозможно получить обещанные нам блага. И Христос, показывая это, говорит: " кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " (Матф.10:38); или : " огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся " (Лук.12:49). В обоих случаях Он хочет представить нам ученика горящего, пламенного, готового на всякую опасность. Такова была и жена самарянская. Она так воспламенилась от всего сказанного ей Христом, что оставила и водонос и дело, для которого приходила, и поспешив в город, весь народ увлекла к Иисусу. " Пойдите " , говорит, " посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010