Пришествие Господа Иисуса на суд будет уже не то, что пришествие Его на землю для спасения нашего. Оно будет величественное и грозное, так что смятенная ужасом вселенная примет новый вид. Сын Божий явится, окруженный сонмом ангелов, в полном величии славы Сына Божия. «Узрят Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою» ( Матф. 24, 30 ), «во славе Отца своего со ангелы своими» ( Матф. 16, 27 ). «И видех, – говорит тайновидец, – престол велик был, и Седящаго на нем»; »от лица Его бежали небо и земля, и не нашлось им места» ( Апок. 20, 11 ). Цари земные и вельможи, наравне с последними рабами, с ужасом и воплем обратятся к горам и камням, и возопиют «падите на ны и покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати?» ( Апок. 6, 16–17 ). Други мои! Может ли мысль обнять славу Бога, являющагося в грозной правде своей? Может ли сердце тесное вместить весь ужас, которым дрогнет вся вселенная от явления сей славы Безпредельнаго? Покайся, омойся слезами, бедная душа моя; обратися ко Господу Богу твоему, да правда сокрушенной веры поддержит тебя бедную в день гнева и откровения суда Божия. Какой суд! Какой всеобъемлющий суд! От земли до ада область его; от людей до духов отпадших все явятся выслушать последнее изречение о вечной, непеременяющейся вечности ( Иуд. 1:6 ; 1Кор. 6, 3 ). Живые и мертвые, язычник и иудей, верующий и неверный, – люди всех времен и всех стран предстанут дать ответ в делах своих ( Матф. 25, 32 ; Рим. 2, 6–12 ; Деян. 10:42, 17:31 ). Как много здесь между нами таких, которые согласятся лучше умереть, чем вынесть обличение в грехе пред подобными себе! Какой же ужас поразит этот лицемерный стыд, или точнее, это нечестивое самолюбие, когда пред целою вселенною откроются дела темныя? Смирись, бедная душа моя, открой искренно посреднику между тобой и Богом грехи твои, чтобы не подвергнуться тебе позору всемирному. Содрогается сердце, трепещет внутренность, когда представим, что там обнаружены будут все тайные и явные дела наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

42. Написано также, говорят: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Прит. 8, 22). Но прежде всего суетно мыслящие не хотят знать самого названия книги. Книга называется «Притчи Соломоновы». А все то, что говорится притчами, не тождественно с силою простого слова. Так в притчах говорит Господь наш Иисус Христос, и мы видим, что эти притчи не так близко соответствуют нашему предположению о смысле их. Подобно есть, говорит Он например, царствие небесное зерну горушичну (Матф. 18, 31). И если мы захотим рассуждать о подробностях по нашему разуму, то очевидно, что царствие небесное есть место пространное, если только должна быть речь о месте том, где Царь есть Бог и Отец, и Бог Слово и Сын Божий, и Святой Дух Божий, где находятся ангелы и архангелы, и воинства духовные, Авраам, Исаак, Иаков и все праведники. Так каким же образом все это уместилось бы в зерне горчичном? А между тем здесь загадочно высказывается образная речь. Посему приточно высказываемое не тождественно с силою простого слова. Уподобляется царствие небесное также и жене, имеющей десять драхм и потерявшей одну, возжегшей светильник и ищущей ее (Лук. 15, 8), — неводу, вверженному в море (Матф. 13, 47), и семени, которое сеется на земле (Матф. 13, 3 и дал.; Марк. 4, 3 и дал.; Лук. 8, 5 и дал.). Но все это сказано загадочно и не тождественно с силою простого слова. К тому же мы не знаем, действительно ли о Сыне Божием высказал то изречение приточник Соломон. Ибо есть разница между Премудростью и премудростью. Так и Апостол говорит: не разуме мир премудростью Бога (1 Кор. 1, 21); и: обуи Бог премудрость мира (ст. 20). И еще говорит: не в мудрости плотской, но в силе Божией (сн. 2 Кор. 1, 12 и 1 Кор. 2, 4). И Соломон именует премудрость, говоря: любитель бых красоты ея, и невестою привел ее к себе (Прем. 8, 2). Иов также знает о премудрости и говорит: премудрость же откуду обретеся? и кое место есть разуму (Иов. 28, 20)? Сказано также: мудрость нищего уничижена, и сам он есть управитель мудрости своей (Еккл. 9, 16). И в тоже время: Единородный есть Премудрость Отца (1 Кор. 1, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Вернувшись в Капернаум, Иисус исцелил женщину, страдавшую кровотечением, и воскресил 12-летнюю девочку ( Марк. 5:21–43 ). Совершается ли подобное в союзе с сатаной? Большинство людей не приняли такое объяснение. Восторг продолжался, поскольку ничего похожего ранее в Израиле не видели ( Матф. 9:27–33 ). 6. ОТВЕРЖЕНИЕ В НАЗАРЕТЕ, Марка 6 Иисус был вторично отвергнут в Назарете. Видя людей как овец без пастыря. Он послал 12 Апостолов проповедовать и исцелять тёмно-красные стрелки от Назарета). Затем Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя ( Матф. 4:12; 14:1–13 ). Смерть Иоанна была предвестием смерти Самого Иисуса, и Он стал завершать Своё публичное служение в Галилее ( Матф. 17:12–13 ). Насыщение пяти тысяч и хождение по воде Иисус удалился с учениками в пустынное место на восток от моря Галилейского близ Вифсаиды ( Лук. 9:10 ). Но толпы пошли за Ним. Вероятно, Иисус пошёл дальше на юго-восток, мимо Вифсаиды. Здесь незадолго до Пасхи ( Иоан. 6:1–4 ) Он чудесным образом накормил более 5 тысяч человек. Люди хотели сделать Иисуса царём ( Иоан. 6:14–15 ); однако чудо означало то, что Его смерть даст жизнь другим ( Иоан. 6:33, 50–51 ). Отправив учеников в сторону Вифсаиды, Иисус отпустил народ и пришёл к ним по морю, идя ночью по воде (белая стрелка). Тесная связь насыщения 5000 с хождением по воде предполагает взаимосвязь значения. Насыщение 5000 было символом смерти Иисуса; хождение по воде – прообразом Его воскресения ( Марк. 6:49–50 ; Лук. 24:37–38 ). Проповедь в синагоге Капернаума, Иоанна 6:22–71 На следующий день Иисус прибыл в Капернаум, где сказал в синагоге проповедь, объяснив насыщение пяти тысяч. Учение о необходимости смерти одного человека за всех даже для учеников было трудно приемлемым. Но Пётр знал, что больше им идти не к кому. Эта проповедь завершила полуторагодичное публичное служение Иисуса в Галилее. Последующие 6 месяцев Он наедине говорил Двенадцати о Своей грядущей смерти и воскресении. Личное служение Иисуса в Галилее 31 по Рождестве Христове Личное служение Иисуса в Галилее длилось около шести месяцев – первую половину последнего года Его жизни на земле. Оно пришлось на летний период между Пасхой и праздником Кущей ( Иоан. 6–7 ). Все шесть месяцев Иисус искал уединения, чтобы объяснить ученикам, что Он пострадает, умрёт и воскреснет из мёртвых. В это время Иисус дважды ходил с учениками в северные, преимущественно языческие регионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И о значения троекратного: паси овцы моя , общие наши божественные отцы единогласно учат, что это не было каким либо предпочтением святого Петра пред прочими апостолами, тем менее его преемников, а просто восстановлением его в сан апостольский, из которого он ниспал чрез троекратное отречение. И сам святой Петр, как видно, точно также понял смысл троекратного вопроса Господа: любиши-ли Мя ; и слов: паче сих ( Иоан. 21, 16 ). Ибо вспомнив слова своя: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся (§ 12), оскорбе, яко рече ему третие: любиши-ли Мя . Но преемники его, для своих целей, принимают это изречение в смысле, слишком для них благоприятном. § 12. Еще Его блаженство говорит (стр. 8 строк. 12) что Господь наш сказал Петру ( Лук. 22, 32 ): Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя и ты некогда обращся, утверди братию твою . Молитва Господа нашего была по тому случаю, что сатана просил (там же ст. 31), да попущено будет ему подвергнуть искушению веру всех учеников, – Господь же позволял ему сделать сие только с Петром, потому особенно, что он высказал слова самолюбия и почитал себя выше других ( Матф. 26, 33 ) аще и вси соблазнятся о Тебе: аз никогдаже соблазнюся ; но это искушение было временное, когда Петр начат ротитися и клятися, яко не знаю человека ( Матф. 6, 74 ), – так слаба природа человеческая, оставленная самой себе! дух бо бодр, плоть же немощна ( Матф. 26, 4 ); – временное, говорим, для того, чтобы потом, пришед в себя и очистившись слезами покаяния, он мог еще более утвердить братьев своих в исповедании Того, которому они не изменяли и не отрекались. О премудрые судьбы Господни! Как божественна и таинственна была на земле последняя ночь Спасителя вашего! Священная та вечеря, – она самая, веруем мы, и ныне совершается ежедневно по слову Господа: сие творите в Мое воспоминание ( Лук. 29, 19 ), и елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет (Павл. 1Кор. 11, 26 ). Братская любовь, с такою попечительностью, заповеданная нам общим учителем: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Иоан. 13, 35 ), любовь, которой рукописание и заветы первые раздрали папы, защищая и принимая еретические нововведения, вопреки тому, что нам благовествовано и что утверждено уставами общих учителей и отцев наших, – та самая, говорим, любовь действует и ныне в душах христианских народов и особенно в руководствующих ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Марта 1877. Общее поздравление. Сестры о Господе и Матери! По принятому обычаю, поздравляю вас со всерадостным праздником Рождества Христова. В этот праздник часто повторяется знаменательная церковная песнь: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Все мы многократно слышим эту церковную песнь, но все ли хорошо понимаем великий смысл и значение оной? Дева днесь Пресущественнаго раждает. Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественнаго Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: пять же бе от них мудры, и пять юродивы ( Матф. 25:21 ), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, так же побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием, как объясняют преподобные Симеон Новый Богослов и Марк подвижник . Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: Аминь глаголю вам, мытари и любодейцы, кающиеся, варяют вы в царствии Божии ( Матф. 21:31 ); мнящиеся же быти сыны царствия изгнани будут во тьму кромешную ( Матф. 8:12 ). И земля вертеп Неприступному приносит. Слова эти показывают во-первых, как бедно приношение человеческое Богу; во-вторых, что для Смирившегося волею до рабьего зрака приятнее жилища и помещения простые и смиренные, и напротив неугодны и неприятны Ему здания роскошные воздвигаемые человеческим тщеславием. Ангели с пастырьми славословят. За что такой чести и славы сподобились простые пастыри? За свое простосердечие и за простой образ их жизни, которую св. Иоанн Златоуст по суровости и лишениям уподобляет житию Предтечи. Ели они только один хлеб и пили из источника воду, где приходилось. А сказано в псалмах: от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу ( Псал. 109:7 ). Кто же питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле. Сказано еще в Евангелии о пастырях, что они беху бдяще п стрегуще стражу нощную о стаде своем ( Лук. 2:8 ). В полунощи пастыри бдели и, когда родился Христос, явились им ангелы и пред ними в воздушном пространстве славословили Господа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лук. 2:14 ). Не могли же ангелы славословить Господа пред спящими и сонливыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Сестры о Господе и матери! По принятому обычаю, поздравляю вас со всерадостным праздником Рождества Христова. В этот праздник часто повторяется знаменательная церковная песнь: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Все мы многократно слышим эту церковную песнь, но все ли хорошо понимаем великий смысл и значение оной? Дева днесь Пресущественнаго раждает. Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественнаго Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: пять же бе от них мудры, и пять юродивы (Матф. 25, 21), т. е. девы неразумныя. Которыя соблюдали только наружное девство, а внутри осквернялись нечистыми помышлениями, так же побеждены были и другими страстями — сребролюбием и тщеславием. Завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием. И вообще невоздержанием, как объясняют преподобные Симеон Новый Богослов и Марк подвижник. Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: Аминь глаголю вам, мытари и любодейцы, кающиеся, варяют вы в Царствии Божии (Матф. 21, 31); мнящиеся же быти сыны царствия изгнани будут во тьму кромешнюю (Матф. 8, 12). И земля вертеп Неприступному приносит. Слова эти показывают, во-первых, как бедно приношение человеческое Богу; во-вторых, что для Смирившагося волею до рабияго зрака приятнее жилища и помещения простыя и смиренныя, и напротив неугодны и неприятны Ему здания роскошныя, воздвигаемыя человеческим тщеславием. Ангели с пастырьми славословят. За что такой чести и славы сподобились простые пастыри? За свое простосердечие и за простой образ их жизни, которую св. Иоанн Златоуст по суровости и лишениям уподобляет житию Предтечи. Ели они только хлеб; и пили из источника воду где приходилось. А сказано в псалмах: от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу (Псал. 109, 7). Кто же питается роскошными снедями и пьет дорогия пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле. Сказано еще в Евангелии о пастырях, что они беху бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем (Лук. 2, 8). В полунощи пастыри бдели, и когда родился Христос, явились им ангелы и пред ними в воздушном пространстве славословили Господа: Слава в вышних Богу. И на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2,14). Не могли же ангелы славословить Господа пред спящими и сонливыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Женщина прославляет Матерь Христову Одну женщину так поразила беседа Господа, что она не смогла удержать своего восторга и всенародно прославила Господа и Его Пречистую Матерь, Которая с названными братьями Его находилась тут же, только вне дома (см. Матф. 12:46 и Марк. 3:31). По преданию, этой женщиной была прислужница Марфы (Луки 10:38), Маркела, и поэтому на празднике Богородицы отрывок этот всегда присоединяется к Евангелию о посещении Господом Марии и Марфы и читается как одно Евангелие. " Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие " (Луки 11:27), или иными словами: блаженна Та, Которая родила и воспитала такого учителя. Здесь начинается прославление Богоматери в исполнении Ее собственного предречения: " Отныне ублажат Мя вси роди " . Святой Евангелист Матфей указывает, что именно в это самое время Матерь Господа и мнимые братья Его стояли вне дома и послали сказать Ему, что не в силах протиснуться из-за множества окружавших Его. Господь всегда питал нежные чувства к Матери Своей и даже, будучи распятым, беспокоился о Ней и поручил Ее заботам Своего возлюбленного ученика, апостола Иоанна. Но в этот момент, произнося поучения народу, Он показал всем, что исполнение воли Отца Небесного выше Его родственных чувств: " Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь " (Матф. 12:50; ср. Марк. 3:35; ср. Луки 8:21) Упоминаемые здесь братья Иисуса в некоторых местах Евангелия называются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13:54-56). Сопоставляя повествования всех четырех Евангелий, можно увидеть, что матерью всех этих " братьев " Иисуса была Мария Клеопова, которую св. Иоанн называет " сестрой Матери Его " (Иоан. 19:25), Мария Клеопова считалась двоюродной сестрой Матери Господа, поскольку Богоматерь была единственной дочерью Иоакима и Анны. По одному преданию, та Мария была женой Клеопы, который и был отцом " братьев " Иисуса. По другому, эти " братья " были детьми Иосифа-обручника от его первого брака. Приводя два предания в согласие, вполне можно допустить, что " братья " были и детьми Иосифа, и (по закону родственных связей) жены брата его, умершего бездетным, или близкого родственника Марии Клеоповой. Во всяком случае, у евреев " братьями " назывались не только родные братья, но и двоюродные, и троюродные, и близкие родственники вообще.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

§ 263. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа-Судии живых и мертвых    Пришествие Господа на землю, как Судии живых и мертвых: вот первое великое событие, которое совершится в последний день мира!    1) Действительность этого будущего, второго пришествия Господа на землю со всею ясностию засвидетельствована в св. Писании. Он сам говорил: приити имать Сын человеческий во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его (Матф. 16:27), и говорил несколько раз, излагая самые подробности своего пришествия (Матф. 24:27—30; 25, 31—42; Марк. 8:38; Лук. 12:40; 17, 24; Иоан. 14:3). Ангелы, явившиеся Апостолам во время вознесения Господа на небо, возвестили им: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте его идуща на небо (Деян. 1:11). Апостол Иуда приводит в своем послании пророчество еще Еноха, седьмого от Адама: се приидет Господь во тмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, имиже нече-ствоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нан грешницы нечестивии (Иуд. 14—15). Другие Апостолы часто напомииали Христианам об этом втором пришествии Господа, то для утверждения их в вере и благочестии (1 Иоан. 2:28; Тит. 2:12. 13), то для удержания их от осуждения ближних (1 Кор. 4:5), то для возбуждения верующих к бодрствованию и постоянной готовности (1 Сол. 5:2—6), то для утешения их в скорбях (1 Петр. 4:13).    2) Образ второго пришествия своего изобразил Господь следующими чертами:    а) Оно будет быстрое и внезапное. Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого (Матф. 24:27; снес. Лук. 17:24). Якоже бысть во дни, Ноевы, тако будет и пришествие Сына человеческого (- 37).    б) Прежде всего, как бы предтечею небесного Судии, явится на небеси Его крест: и тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная (- 30).    в) Вслед за тем увидят земнородные самого Судию, грядущего на облацех небесных, окруженного бесчисленными сонмами Ангелов: и узрят Сына человеческаго, грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою (- 30), со ангелы святыми (Марк. 8:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

    Православный. Я не позволю себе говорить, основываясь на умствованиях человеческих: ибо я не столько дерзок, чтобы утверждать что-нибудь такое, что умолчано в божественном Писании. Но слышу глас св. Павла: «Бог уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о Муже, Егоже предустави, веру подая всем, воскресив Его от мертвых» (Деян. 17:31). Слышу и глас св. ангелов: «сей Иисус такожде паки приидет, имъже образом» ученики видели «Его идуща на небо» (Деян. 1:11). Но они видели ограниченное естество, а не неограниченное. Слышу также, что говорит сам Господь: «узрите Сына человеческаго грядуща на облацех небесных» (Матф. 26:64). Но знаю, что подлежащее зрению людей ограниченно: ибо естество неограниченное недоступно зрению. Кроме того, возсесть на престоле славы и «поставить овцы одесную себе, а козлища ошуюю» (Матф. 25:31—33) показывает также ограниченность.     Еранист. Но отсюда выйдет следствие, что Бог-Слово и прежде вочеловечения не был неограничен: ибо пророк видел Его окруженным Серафимами.     Православный. Пророк видел не существо Божие, но некоторый образ, приспособленный к его приемлемости. Но по воскресении все люди узрят самое видимое естество Судии.     Еранист. Обещавшись ни одного слова не говорить, не подтверждая того свидетельством Писания, теперь предлагаешь мне свои умозаключения.     Православный. Утверждаемое мною я заимствую из Священнаго Писания: ибо пророк Захария говорит: «воззрят нань, егоже прободоша» (Зах. 12:10). Может ли исполниться это пророчество, если распинатели не узнают естества, которое распяли? Также св. победоносец Стефан взывал: «се вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 1:56). Но он видел естество, подлежащее зрению, а не незримое.     Еранист. Все это есть в Писании; но я не думаю, чтобы ты мог показать мне, что духоносные мужи вознесшееся на небеса тело называют телом.     Православный. Слушай, что говорит апостол: «наше жительство на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3:20—21). Отсюда видно, что тело не пременилось в иное естество; но осталось телом, только исполненным Божественной славы и издающим лучи света. Сему-то телу будут сообразны и тела святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2882...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010