Но, называясь чадами Божиими, мы вместе с сим становимся и братиями Иисуса Христа распятого, учениками и последователями Его. Но что значит быть братом и последователем Господа Иисуса? – Истинный последователь Христов должен распять плоть свою со страстьми и похотьми, и сам распяться миру; нести крест свой также, как и Христос понес Свой всемирный крест: иначе кто узнает в нас последователей Распятого, когда и единым перстом не хотим прикоснуться к бремени креста, Им на нас возложенному, хотя слышим Его и призывание: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и то Мне грядет ( Марк. 8:34 ), и угрозу: иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин ( Матф. 10:38 ), и заповедь: возмите иго Мое на себе ( Матф. 11:29 ), и общее повеление: образ дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите ( Иоан. 13:15 ). Только дела и жизнь, сообразные с делами и жизнию Христовыми, дают нам право называться Его братиями; и тогда распятый Господь не постыдится нарещи нас Своею братиею пред Богом Отцем и избранными Его Ангелами, когда не постыдимся исповедать Его пред подобными нам человеками, не только устнами, но и сердцем, не только словами, но и благими делами, яко своего Господа, Учителя и Избавителя, и неуклонно последуем стопам Его, радостно прияв на себя поношение Его и благодушно восполняя в душе и теле своем лишение скорбей его. Ибо таково было обетование Его: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех ( Матф. 10:32 ). Итак, слушатели-христиане, звания небесного причастницы ( Евр. 3:1 ), воззванные из тьмы во свет, из области сатанины к Богу ( Деян. 26:18 )! потечем спешно, возлюбленные, на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса ( Евр. 12:1:2 ), потщимся известно наше звание и избрание творити ( 2Петр. 1:10 ); имуще благая обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии ( 2Кор. 7:1 ), – задняя убо забывая, в предняя же простираяся ( Фил. 3:13 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

г) Вместо Матфеева и Маркова: «потому что написано» (пред цитатой из Захарии), фрагмент: «по написанному». д) В самой цитате из Захарии вместо Матфеева: «поражу пастыря и рассеются овцы стада», фрагмент короче и сходно с Марком: «поражу пастыря и рассеются овцы». е) Фрагмент не имеет пророчества Христа, которое у Матфея и Марка помещено вслед за цитатой из Захарии: «но после того как воскресну, предварю вас в Галилее» ( Мф.26:32 ; Мк.14:28 ). ж) Вместо полного и округленного предложения перед словами Петра: «Петр же сказал Ему» (Марк.) или: «отвечав же Петр сказал Ему» (Матф.), во фрагменте стоит придаточное предложение в форме родительного самостоятельного, малоупотребительного в канонических евангелиях вообще, и никогда при изложении речей: «сказавшу Петру», – оборот менее литературный и более свойственный первоначальному наивному рассказу евангельской истории. з) Слова Ап. Петра фрагмент передает в более отрывочной и более приближающейся к обычному разговору форме, чем Матфей и Марк, которые излагают их в полном и закругленном предложении. У Матфея: «если все соблазнятся о Тебе, то я никогда не соблазнюсь», – Марк: «если все соблазняются, но не я», – фрагмент: «и если все, не я». и) И если далее мы читаем у Матфея: «сказал ему Иисус», а у Марка: «и говорит ему Иисус» фрагмент только: «сказал». к) Уже все предыдущие наблюдения, по мнению Гарнака, показывают, что стиль фрагмента, сравнительно с каноническим текстом, отличается большей краткостью и наивностью, меньшей литературностью: несомненный будто бы признак большей оригинальности и древности папирусного текста. Но особенное внимание свое критик останавливает на изложении пророчества Христа о троекратном отречении Ап. Петра. Фрагмент не имеет священно-торжественной (hieratische), как выражается Гарнак, формулы Матвея и Марка, предваряющей пророчество: «истинно говорю тебе». Затем вместо торжественно-поэтического выражение: «πριν ‘αλκτορα φωνσαι – петел возгласит» – фрагмент имеет вульгарное и звукоподражательное: «о’ «αλεκτρυν κοκκξει – петух прокукаречит».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

п. По учению Святых Отцов: а) “он (диавол) с тех пор, как преступлением вошло зло, возъимел свободный вход в душу, чтобы ежедневно разговаривать с ней, как говорит человек с человеком и предлагать ей нелепое;” 1663 б) “и наша брань со врагом, внутрь нас воюющим и противоборствующим, который, оружием против нас употребляя нас же самих (что всего ужаснее!), предает нас греховной смерти;” 1664 в) “он высматривает привычки каждого, примечает наклонности, узнает страсти, и нападает с той стороны, где видит более удобства для себя;” 1665 г) “пользуясь иногда естественно про­исходящими движениями, а иногда и запрещенными страстями, чрез них старается не бодрствующих над собой вводить в свойственные страсти дела;” 1666 д) “во всем и ко всем при­меняется, чтобы этим приноровлением покорить себе, и под благовидным предлогом приготовить им погибель”. 1667 Вообще у Святых Отцов и подвижников, которые по собственному опыту знали козни искусителя, учение об искушениях диавольских излагается весьма подробно и с полною уверенностью в их действительности. 1668 Некоторые из учителей Церкви полагали, что к каждому человеку приставлен один определенный дух-искуситель, точно также, как и ангел-хранитель; 1669 но это было только частное мнение. 2 .2. Он же или его демоны нередко даже вселялись, по допущению Божию, 1670 и вселяются в человека, чтобы его мучить. В этом несомненно убеждают нас Евангельские сказания о бесноватых: а) Сам Спаситель смотрел на бесноватых как на людей, действительно имевших в себе демонов, и потому, когда беседовал с бесноватыми, то направлял слова свои не к людям, но прямо к демонам, называл их ясно духами нечистыми и повелевал им изыти из людей: выйди, дух нечистый, из сего человека ( Марк. 5:8 ; срав. 1:25); дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него ( Марк. 9:25 ). б) Бесы, находившиеся в людях, как существа действительные и отдельные от тех лиц, в которых обитали, узна­вали во Христе Сына Божия, и трепетали Его могущества и вла­сти над ними, взывая: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас ( Матф. 8:29 ; Марк. 5:7 ); и однажды просили Его, чтобы позволил им, когда они выйдут от человека, войти в свиней ( Лук. 8:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Обычай умывать руки в знак своей неповинности (или в неповинных, как по-славянски читаем в псалме 25, (5) имел себе основание в постановлении Моисея, по которому старейшины города, вблизи коего найден труп неведомо кем убитого человека, должны были умыть руки над головою жертвенной телицы со словами: руце наша не пролияша крове сия, – милостив буди (Господи), – да не будет кровь неповинна на людех твоих (Второз. 21, 6–8). Этим обычаем пользуется Пилат, чтобы сложить с себя ответственность за пролитие крови Того, Кого он не переставал считать невинным и Кого научен был женою называть Праведником. Вы узрите. «Вы должны рассудить о том, что вы делаете. Если Он воистину пророк и Сын Божий, то страшны должны быть для вас последствия гнусного убийства. Я уже не буду отвечать за это; отвечайте вы». Ст. 25–26. Кровь его на нас и на чадех наших. Лишь бы получить от прокуратора нетерпеливо ожидаемое утверждение смертного приговора, иудеи соглашаются за все отвечать пред судом небесным, а Пилату обеспечивают безответственность. Они выражают это, как бы так говоря: «если это – Праведник и Сын Божий, то пусть Его кровь, Его убийство, всецело взыщутся с нас и с потомства нашего, подобно тому, как взыскивалась с Каина кровь его брата Авеля. Будь спокоен за себя». Так люди вступали в условие между собою относительно ответа пред судом божественным за убийство Христа, как будто это – суд человеческий, и дело идет о денежном долге или об ответственности за какой-нибудь материальный ущерб. Тогда отпусти им Варраву: Иисуса же бив предаде им, да его пропнут, – собственно говоря: «утвердим приговор синедриона, дал им воинов, для совершения над Христом казни чрез распятие». Крестный путь Господа Матф. 27, 31–32 Марк. 15, 20–21 ; Лук. 23, 26–32 ; Иоан. 19, 16–17 . Старейшины народа и воины Пилата, взявши, Дисуса и наругавшись над Ним, совлекают с Него багряницу, одевают Его в собственные. Его одежды и ведут Εго для распятия на лобное место, по-еврейски Голгофу; оно называлось так от бывших там черепов; это были черепа казненных преступников, потому что Голгофа была постоянным местом казни. На место распятия Господь шествовал, влача орудие распятия, тяжкий, грубо и наскоро сработанный крест. Но Он был истомлен и гефсиманский борением, и бессонной ночью, и страшными истязаниями. Не сострадание, но желание скорее достигнут Голгофы заставило врагов Его захватить Симона, переселенца из Киринеи (на северном берегу Африки), родом – вероятно – иноплеменника, по вере иудейского прозелита, дети которого), Александр и Руф, хорошо были известны ев. Марку (21). Сего задеша понести крест его, когда Симон входил город, возвращаясь с поля ( Матф. 32 , Лук. 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Точно так же недостаточно чисто внешне исполнять 7-ю заповедь закона Божья: «Не прелюбодействуй!» ограждая себя от греха лишь физически. Господь учит, что не только действие, но и мысль, внутреннее вожделение или вожделенный взгляд на женщину — уже преступление. «Любодействует с женою в сердце тот, — говорит св. Афанасий Великий, — кто согласен на дело, но препятствием ему или место, или время или страх перед законом.» Не всякий взгляд на женщину — грех, но взгляд с желанием совершить грех прелюбодеяния. В таких случаях надо проявлять всю решимость к пресечению соблазна, чтобы не пожалеть самого дорогого, чем являются для человека члены его тела: глаз или рука. В данном случае и глаз, и рука указаны Господом, как символ всего драгоценного для нас, чем мы должны пожертвовать ради того, чтобы искоренить страсть и избежать греха. В связи и этим, Господь запрещает мужу разводиться с женой, «Кроме вины любодеяния,» то есть, если она была уличена в прелюбодействии. Ветхозаветный закон Моисея (Втор. 24:1-2) разрешает мужу развестись со своей женой, дав ей разводное письмо, некое письменное свидетельство, что она была его женой, и что он отпускает ее от себя по такой-то причине. Положение женщины было тогда тяжелым. У Евангелиста Марка (10:2-12) Господь говорит, что разрешение разводиться с женой, дано Моисеем евреям «по жестокосердию» их, но изначально было так: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк. 10:9). Брак может быть расторгнут сам собой только в случае прелюбодеяния одного из супругов. Но если «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать»; а равно прелюбодействует и тот, кто «женится на разведенной» (Матф. 5:32). Ветхозаветный закон запрещает употреблять клятву именем Божьим в делах пустых, тем более, во лжи. Третья заповедь закона Божья запрещает упоминание имени Божья всуе, запрещает всякое легкомысленное отношение к клятве именем Божьим. Современные Господу Иисусу Христу иудеи, желая буквально исполнить эту заповедь, вместо этого клялись небом и землей, Иерусалимом, своей головой, и, таким образом, не упоминая имени Бога, все же клялись Им и всуе, и во лжи. Эти-то клятвы и запрещает Господь Иисус Христос, поскольку абсолютно все сотворено Богом, и клясться Его творением все равно, что клясться Творцом, и клясться во лжи все равно, что оскорблять святость клятвы. Христианин должен быть настолько честным и правдивым, чтобы ему верили по одному только его собственному слову, без какой-либо божбы. Но этим, отнюдь, не запрещается законная присяга или клятва в важных делах. Сам Господь Иисус Христос утвердил клятву на суд, когда на слова первосвященника «Заклинаю Тебя Богом Живым» ответил: «Ты сказал,» так как такова была у евреев форма судебной присяги (Матф. 26:63-64). И ап. Павел клянется, призывая Бога в свидетели своих слов (Рим. 1:9, 9:1; 2 Кор. 1:23, 2:17; Гал. 1:20 и др). Запрещена клятва пустая, легкомысленная.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Ибо для того и входили мы в изследование таковых peчehiй, чтобы нам,-если услышим Его спрашивающаго: где лежит Лазарь, и когда, пришедши в пределы Кесарии, вопрошает Он: кого Мя глаголют человецы быти (Матф. XVI:13)? и: колико хлебы имате (Марк. VI:38)? и: что хощета, да сотворю вама (Матф. ХХ:32)?-из сказаннаго прежде всего уразумевать правильный смысл сих изречений и не соблазняться подобно христоборным арианам. И во-первых, сим нечестивым должно сказать следующее: почему думают, что Спаситель не знает? Кто спрашивает, тот не по незнанию непременно спрашивает; напротив того, и ведущему можно спрашивать о том, чтò знает. И действительно, Иоанн о Христе, вопрошающем: колико хлебы имате? знал, что Он не был в неведении, а напротив ведал сие. Ибо говорит: сие же глаго­лаше искушая Филиппа: Сам бо ведяше, что хощет сотворити (Иоан. VI:6). А если знал, чтò творил, то и спрашивал не по неведению, но зная. А по­добно сему, должно понимать и другия таковыя же изречения, именно, когда спрашивал Господь: где лежит Лазарь? или: кого Мя глаголют человецы быти?— спрашивал не как незнающий, но знал то, о чем спра­шивал, ведая, чтò хощет сотворити. А таким обра­зом, ухищрение еретиков немедленно ниспровергается.    Если же еще будут упорствовать в разсужде­нии того, что Христос спрашивал, то пусть слы­шат, что в Божестве нет неведения, а плоти, как сказано, свойственно неведать. И что сие спра­ведливо, то смотри, как Господь, вопрошавший: где лежит Лазарь? когда не был еще на месте, а на­ходился далеко, говорил: Лазарь умре (Иоан. XI:14), и сказывал, где умер. И Кого еретики почитают неведущим, Тот предузнает помышления учеников, ведает, чтò в сердце у каждаго и чтò в чело­веке; а чтò еще важнее, Он один знает Отца и говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне (Иоан. XIV:10). Итак, не для всякаго ли очевидно, что неведение свойственно плоти, Само же Слово, поколику Оно- Слово, знает все и прежде события. Оно, и когда соделалось человеком, не перестало быть Богом, и не избегает человеческаго, потомучто Оно-Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecu сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим Такая душа непременно соделывается причастницей Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь. Ин. 4:23 Ин. 14:6 Ин. 17:17; Кол. 1:16 Ин. 1:1, 3; Кол. 1:16 Ин. 1:14 Ин. 1:18 Ин. 1:16-17 2Пет. 1:4 Ин. 15:26; 16:13 Ин. 15:26 Ин. 14:26 Гал. 4:6 Ин. 16:13 Ин. 16:14-15 Еф. 2:22 Еф. 3:16-17 Ин. 14:6 Рим. 8:16 Гал. 4:6 Ин. 14:6 1Ин. 2:23 Ин. 3:36 1Кор. 12:3 Рим. 8:9 Марк Подвижник. О Законе Духовном. Доброт., ч. 1, гл 2 Быт. 8:21 Матф.7:11; Лк. 11:13 Мф. 10:39 Ин. 8:31-32 Ин. 8:43 Пс. 118:29 Пс. 113:32-34 Пс. 118:63, по объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике Рим. 8:26 Пс. 118:131  Поучение в неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос по исцелении слепорожденного, о чем мы слышали сегодня в святом Евангелии, сказал: На суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут Этих слов Господа не могли равнодушно выслушать гордые мудрецы и праведники мира, каковыми были иудейские фарисеи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Поемше Иисуса и ведоша и, нося крест свой, изыде в глаголемое Лобное место» (Иоан. зачало 6, Глава 19, стих 17. Матф. зач. 112., гл. 27, ст. 32. Марк. зач. 67, гл. 15, ст. 21). 31. Как в старопечатном Октоихе высказывается мысль, что крест Христов, сделан был из трех дерев? «На кипарисе, и кедре, и певге взошел еси, Агнче Божий» (Октоих, Глас третий, среда). 32. Как в старопечатной богослужебной книге высказывается мысль, что крест Христов сделан был из одного дерева? «О треблаженное древо, на немже распяся Христос» (На Воздвижение креста ирмос). 33. Как в Соборнике высказывается мысль, что крест Христов сделан был из одного дерева, из дуба? «О дубе блаженный, егоже царие чтут, властели же и вельможи любят, мужие и жены и все естество, и тварь человеческая стража имать; его же ужасаются беси и диавол трепещет; его же ангели хвалят, небеса благословят и церкви поют на нем распеншагося Господа Иисуса Христа» (Соборник лист. 495). 34. В православной церкви почитается ли крест восьмиконечный? В православной церкви, с одинаковым благоговением, и перед четвероконечным и перед восьмиконечным крестом поют: «кресту Твоему покланяемся, Владыко». 2. О молитвенном, троеперстном сложении руки для крестного знамения 35. Что написано в Соловецкой Челобитной о троеперстном сложении руки для крестного знамения? «В новых книгах напечатано по Дамаскинову преданию: велено нам креститься щепотью, треми персты» (Соловец. челоб. лист. 76). 36. Какое сложение руки для крестного знамения названо в Соловецкой Челобитной щепотью? Щепотью названо в Соловецкой Челобитной троеперстное сложение руки, в котором большой палец соединяется с указательным и великосредним, а безымянный и мизинец пригибаются к ладони. 37. Из чего видно, что щепоть нисколько неукоризненна? Щепотью, то есть первыми тремя перстами, пророки, апостолы и евангелисты держали трости для начертания богодухновенных писаний своих. Щепотью, то есть первыми тремя перстами, священник берет стопку для помазания елеем при крещении и часть Святых даров при совершении Божественной литургии. «Егда влиеши елей в купель, … возьми масла стопкою треми персты и помажи отроча» (При Иноч. потребн. номоканон. Правило 199). «Иерей, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест вверху святаго потиря» (Служебн. 1635 г. лист 134 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

   Поэтому, умолкните, богоненавистники, и не уни­жайте Слова, не отъемлите у Него единаго со Отцем Божества, как у имеющаго в чем-либо нужду, или у неведущаго, чтобы не возвергнуть вам на Христа своих недостатков, как сделали Иудеи, метавшие тогда в Него камнями. Все сие принадле­жит не Слову, как Слову, но свойственно человекам. И как слыша, что он плюну (Иоан. IX:6), простер руку (Матф. VIII. 3), воззвал Лазаря, дей­ствия сии, хотя и совершены они с помощию тела, называем не человеческими, но Божиими,-так, если в Евангелии о Спасителе сказуется что-либо человеческое, то вникая, опять в свойство сказуемаго и находя сие чуждым Богу, приписываем это не Божеству Слова, но Его человечеству. Ибо, хотя Слово плоть бысть, но немощи суть собственность плоти; и хотя плоть стала богодвижима в Слове, но благодать и сила принадлежат Слову. Дела От­чия совершал Он с помощию плоти, и тем не менее видимы также были в Нем немощи плоти. Так Он вопрошал-и воскресил Лазаря; возра­жал Матери, говоря: не у npiuдe час Мой (Иоан. II:4).-u в то же время соделал воду вином, потомучто во плоти был истинный Бог, и Слово имело истинную плоть. Посему, делами давал по­знавать и Себя-Сына Божия, и Отца Своего; а не­мощами плоти показывал, что носит на Себе истин­ное тело, и что оно есть Его собственное.    Поелику же приведено это в ясность, то изсле­дуем и сие изречение: о дни же и о часе никтоже весть, ни Ангели, ни Сын (Марк. XIII, 32 ). Ибо ере­тики, всего более оставаясь в великом о сем не­ведении и омрачаясь при сем смыслом, думают иметь в этом сильный предлог к своей ереси. Но мне кажется, что они, представляя сие в пред­лог и ища себе в этом опоры, снова богоборствуют, как исполины. Ибо Господь неба и земли, Имже вся быша (Иоан. I:3). судится о дни и часе, всеведущее Слово обвиняется ими, как незнающее о дне, ведающий Отца Сын именуется незнающим часа во дни. Можно ли кому сказать что-либо сего малосмысленнее? Или какое безумие можно сравнить с их безумием? Словом произведено все, и годы, и времена, и ночь, и день, и вся тварь; и Зижди­тель именуется незнающим создания! Самая связь речи в представленном месте показывает, что Сын Божий знает день и час, хотя ариане и претыкаются о неведение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

11. Когда мы, на год или на несколько лет удалившись от своих родных, приобретем малое некоторое благоговение, или умиление, или воздержание, тогда суетные помыслы, приступивши, побуждают нас опять идти в отечество для назидания, говорят, и примера и пользы многих, видевших некогда наши беззаконные дела; а если, мы еще богаты даром слова, и имеем сколько-нибудь духовного разума, тогда уже как спасителям душ и учителям, советуют они нам возвратиться в мир, с тем, чтобы мы благополучно собранное в пристанище бедственно расточили в пучине. Постараемся подражать Лоту, а не жене его; ибо душа, обратившись туда, откуда вышла, уподобится соли, потерявшей силу, и сделается неподвижною. Беги из Египта невозвратно; ибо сердца, обратившиеся к нему, не увидели Иерусалима, т.е. земли бесстрастия. Хотя тем, которые в начале, ради младенчественности духовной, оставили своих и успели совершенно очиститься, и можно с пользою возвратиться к ним, в том намерении, чтобы, как сами спаслись, так спасти и некоторых из ближних; впрочем Моисей Боговидец и Самим Богом посланный на спасение единоплеменного рода, претерпел многие беды в Египте, т.е. помрачения в мире. 12. Лучше оскорбить родителей, нежели Господа, потому что Сей и создал, и спас нас; а те часто погубляли своих возлюбленных, и подвергали их вечной муке. 13. Странник тот, кто везде с разумом пребывает, иноязычный среди иноязычного народа. Мы удаляемся от близких наших, или от мест, не по ненависти к ним (да не будет сего), но избегая вреда, который можем от них получить. Как во всех благих делах, так и в сем, учителем нашим есть Сам Христос; ибо видим, что и он многократно оставлял родителей по плоти, и когда некоторые сказали; мати Твоя и братия Твоя ищут Тебе (Марк. 3, 32), благий наш Господь и учитель тотчас показал бесстрастную ненависть к ним, сказавши: мати Моя и братия Моя суть творящие волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Матф. 12, 49). 14. Да будет отцем твоим тот, кто может и хочет потрудиться с тобою для свержения бремени твоих грехов; а материю - умиление, которое может омыть тебя от скверны; братом - сотрудник и соревнитель в стремлении к горнему; сожительницу неразлучную стяжи память смерти; любезными чадами твоими да будут сердечные воздыхания; рабом да будет тебе тело твое, а друзей приобретай в небесных силах, которые во время исхода души могут быть полезными для тебя, если будут твоими друзьями. Сей есть род (т.е. сродство) ищущих Господа (Пс. 23, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010