Ст. 26. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же сврю отщетит, у ев. Луки (9, 25) себе же погубив или отщетив. Человек представляется как бы на торжище, где он одно приобретает, выгадывает ( κερδανει), другое продает или теряет. Итак какая для него были бы польза, если бы он приобрел, целый мир, но при этом потерял душу, погубил самого себя ( τν ψυχν ζημιωθ αι не значит «повредить душе», как если бы сказано было ν τ ψυχ ζημ.. ср. 2Кор. 7, 9 , но значит «поплатиться душею», совершенно ее потерять, подобно τντα ζημιθην, ср. Филип. 3, 8 )? Под душою в словах Господа нужно разуметь самого человека (ср. Лук. 9, 25 ) или собственно то, что в человеке живет, мыслит и действует. Как человек может приобрести весь мир и в то же время погубить самого себя? Облачение всем земным может продолжаться лишь до той минуты, когда человек расстанется с землей. С прекращением земной жизни человека может обнаружится, что он ничего не сделал для жизни вечной и небесной, и таким образом, поставив своею целию обладание земными благами, из-за них погубил самого себя: земную жизнь со всеми ее наслаждениями теряет по закону природы, и вечную жизнь теряет по своему небрежению о ней: ему осталось бытие, но не жизнь в евангельском смысле, а смерть, т. е. вечныя страдания. Может ли он возвратить утраченное ценою всего того, чем доселе обладал? Но и он уже не имеет теперь ничего, и Судия его неподкупен: души погубленной ничем не выкупишь, жизни вечной и блаженной не на что приобрести. Что даст человек измену за душу свою? Ст. 27. С мыслию о вечной гибели людей, старающихся сохранить себя или свою душу лишь для этого мира, Иисус Христос соединяет мысль о втором и страшном пришествии Своем, в состоянии прославления. со святыми Своими Ангелами, для того, чтобы каждому воздать по его делам. К этому присоединяются слова Господа, переданные ев. Марком (8, 38) и ев. Лукою (9, 26). Иже бо аще постыдится мене, и моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, т. е., сочтет для себя бесчестным находиться в числе Моих учеников, исполнять Мои заповеди и в частности заповедь об отречение от всего земного и о следовании за Мною путем креста, – то и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми, т.е., как бы сочтет для себя бесчестием в славное и страшное пришествие признать его Своим учеником, следовательно, решительно отречется от него, говоря, что он никогда не знал и не любил его (ср. Матф. 7, 23 ). При этом развратному миру, пред которым лишь безумный может чувствовать стыд, Господь противопоставляет Своих Ангелов, которые так святы, что всякий человек принужден будет устыдиться их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Какая общая черта и черта высокая открывается в сих женах еще прежде, чем принесли оне дорогое миро Спасителю своему! Конечно не малое значило и то, что оне, по словам евангелистов, следовали за Спасителем по Галилеи. Но за великим чудотворцем следовали и толпы народа и о некоторых из следовавших за Ним сказал Он Сам: аминь глаголю вам, ищите Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы (Иоан. 6, 26). Другое дело, когда видим тех же жен при кресте Спасителя, там, где позор и ужас смерти сокрыли от взора людей божественную славу небеснаго посланника. Пастырь поражен, в ужасе разсееваются ученики Его; самый Петр, который обещался умереть с Иисусом, три раза отрекся от Него. Но благоговейныя жены не оставили Иисуса и среди ужасов смерти. Оне следовали за Ним на Голгофу, орошая путь Его слезами сострадания, Оне были с Ним и на Голгофе, не сводили глаз с возлюбленнаго Учителя; иныя издали измеряли страдания Его чувством сострадательным, другия стояли у самаго креста. Ни неистовство черни, ни злоба книжников и фарисеев, ни дерзости воинов не могли удалить их от божественнаго Учителя. Оне смотрели потом, где Его полагаху (Марк. 15, 47) и сидели насупротив гроба (Матф. 27, 61). Жены-подражательницы мироносиц! нежность любви, верность любви — преимущественная принадлежность вашего пола. Посвящай-те же Господу отличие вашего пола, по примеру мироносиц. Не дозволяйте унижать сердца вашего предметами недостойными любви. Будьте верными в любви к Господу. Не волнуйтесь помыслами малодушия при встрече с искушениями: болезнь ли посетит кого из вас, непрывычныя ли перемены быта встретят вас: будьте душею с Господом, которому вы уневестились. Храните сердце ваше обетами, данными Ему; не уклоняйтесь ни мыслями, ни желаниями, тем более делами, от служения, покорности, самоотречения, чистоты, которыя обещались вы сохранять до гроба. Купиша ароматы, да помажут тело Иисуса, или, по повествованию св. Луки, уготоваша ароматы и миро, — приготовили ароматы — сухия благовония, и миро — благовонную масть, то и другое весьма дорогой цены и на какое употребление? да помажут тело Иисуса, чтобы отдать почесть возлюбленному Учителю и Господу своему. Вот для кого надобно жертвовать всем дорогим. Жены мира! учитесь у мироносиц, на что вам надобно делать дорогия издержки. Благовония, дорогия масти, дорогия украшения полезны душе, когда оне употребляются для славы Господа. Иначе чего ждут себе жены, когда благовония их отзываются зловонием страстей и дорогой убор открывает только безобразие души? Чего ждут себе, когда соблазнами губят души невинныя, искупленныя Господом? Пусть помнят, что сказал Господь о подобных женах Сиона: понеже исходиша с высокою выею и помазанием очес и ступанием ног, купно ризы влекущия и ногами купно играющия: Господь открыет срамоту их. И будет вместо вони доброй смрад и вместо пояса ужем (веревкою) препояшешися (Ис. 3, 16. 17. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

„Хула же яже на духа, се есть, на духовная дела Христова и нарицаяй я бесовска, аще не покается, не прощен будет“. Благовестник Матф.: зач: 46 и 47 – И паки: Иудее реша Иисусу, не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты и беса имаши. Иоанна зач. 32. – Взята убо камение Иудее, да ввергнут нань. Иоанна зач: 33. И в другое время взяша же камение паки Иудее, да побиют его, Иоанн: зач: 38. Но и верующих во Христа всех Архиерей и Фарисей проклинаху сице: егда кто от князь верова в онь ( то есть во Христа) или от Фарисей, но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть Иоан: зач: 27. – И он же далее: уже бо бяху сложилися жидове, да аще кто его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет. Иоан: зач: 34. Все же сии злохуления на Христа Спасителя и на божественные его чудотворения происходили от начальнейших властей и пастырей ветхозаветные церкви, да еще к тому и при содержании ересей как то Фарисейские, Саддукейские, Иессейские, и Иеродианские, о чем свидетельствует и Синаксарь в Триоди, в неделю о Мытаре и Фарисее . Бароний в книге 1, на листу 2, в приуготовлении . Хотя же при еретичестве своем столько злохулили Христа Спасителя и его божественны чудеса жидове, однако же дух святый действовал тогда в церкви жидовской чрез существо, по свидетельству Евангельскому и святоцерьковному. Благовестн: Иоан: зач: 40 . Да и Христос Спаситель исцеленных им чудесно посылал ко оному существу для выполнения законных чиноположений, как то о семо свидетельствуется во Евангелии тако: муж исполнь прокажения видев Иисуса, пал ниц моляся ему, глаголя: Господи! аще хощещи, можеши мя очистити, и простер руку, коснуся его, рек: хощу, очистися, и абие проказа отыде от него, и той заповеда ему, ни кому же поведати, но шед покажися Иереови и принеси о очищении твоем, яко же повеле Моисей во свидетельство им. Луки зачало 18. – И еще у него же во Евангелии: сретоша его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча и тии вознесоша глас глаголюще; Иисусе наставниче, помилуй ны: и видев рече им: шедшие покажитеся священником: и бысть идущим им очистишася. Луки зач: 55. Хотя по свидетельству вышеприведенного писания ветхозаветные церкви священство при содержании ересей, а Христа Спасителя толико злохулимое как его так и божественные чудотворения: однако же благодатная сила Святого Духа во Священнодействии чрез сие же священство действовала, и Христос Спаситель оного существа Священнодействии не презирал. Лук: зач: 6, 7 и 8, и не учил презирать, даже до распятия его и раздрания церковные завесы на двое. Матф: зач. 116. Тем паче новоблагодатное священство пребывающее неотступно во исповедании веры святого Апостола Петра (Матф: зач. 67) сего не долженствует делать, как о сем уже говорено было в Показании 2-м.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Женщина прославляет Матерь Христову Одну женщину так поразила беседа Господа, что она не смогла удержать своего восторга и всенародно прославила Господа и Его Пречистую Матерь, Которая с названными братьями Его находилась тут же, только вне дома (см. Матф. 12:46 и Марк. 3:31). По преданию, этой женщиной была прислужница Марфы (Луки 10:38), Маркела, и поэтому на празднике Богородицы отрывок этот всегда присоединяется к Евангелию о посещении Господом Марии и Марфы и читается как одно Евангелие. " Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие " (Луки 11:27), или иными словами: блаженна Та, Которая родила и воспитала такого учителя. Здесь начинается прославление Богоматери в исполнении Ее собственного предречения: " Отныне ублажат Мя вси роди " . Святой Евангелист Матфей указывает, что именно в это самое время Матерь Господа и мнимые братья Его стояли вне дома и послали сказать Ему, что не в силах протиснуться из-за множества окружавших Его. Господь всегда питал нежные чувства к Матери Своей и даже, будучи распятым, беспокоился о Ней и поручил Ее заботам Своего возлюбленного ученика, апостола Иоанна. Но в этот момент, произнося поучения народу, Он показал всем, что исполнение воли Отца Небесного выше Его родственных чувств: " Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь " (Матф. 12:50; ср. Марк. 3:35; ср. Луки 8:21) Упоминаемые здесь братья Иисуса в некоторых местах Евангелия называются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13:54-56). Сопоставляя повествования всех четырех Евангелий, можно увидеть, что матерью всех этих " братьев " Иисуса была Мария Клеопова, которую св. Иоанн называет " сестрой Матери Его " (Иоан. 19:25), Мария Клеопова считалась двоюродной сестрой Матери Господа, поскольку Богоматерь была единственной дочерью Иоакима и Анны. По одному преданию, та Мария была женой Клеопы, который и был отцом " братьев " Иисуса. По другому, эти " братья " были детьми Иосифа-обручника от его первого брака. Приводя два предания в согласие, вполне можно допустить, что " братья " были и детьми Иосифа, и (по закону родственных связей) жены брата его, умершего бездетным, или близкого родственника Марии Клеоповой. Во всяком случае, у евреев " братьями " назывались не только родные братья, но и двоюродные, и троюродные, и близкие родственники вообще.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Минувши субботе, Мария Магдалина и Мария Ияковля и Соломия купиша ароматы (Марк. 16, 1). Кто такия жены были Мироносицы? Св. Марк, между блаженными Мироносицами, указывает прежде всего Марию Магдалину, т. е. урожденную, из галилейскаго городка Магдалы, ту самую, из которой, по его же повествованию, Иисус изгнал седмь бесов (Марк. 16, 9). Итак Мария Магдалина удостоилась особенной благодати от Господа; но она же, по известию евангельскому, платила за благодеяние особенною любовию Господу. Мария Ияковля, вторая мироносица, была, по словам евангелиста, мать Иакова и Иосии, или по выражению св. Марка была материю Иакова малаго и Иосии (Марк. 15, 40). Она вместе с Мариею Магдалиною следовала за Спасителем до самаго гроба (Матф. 27, 56). В повествовании об этом подвиге ея у св. Иоанна называется она Мариею Клеоповою, сестрою матери Иисусовой, — Клеоповою по супругу, который иначе назывался Алфеем: «Иаков малый, сын ея, один из 12 апостолов, называется Иаковом Алфеевым (Матф. 10, 3; Марк. 5, 18)». Саломия, указываемая св. Марком между мироносицами, в повествовании евангелистов оказывается материю сынов Зеведеевых, апостолов Иоанна и Иакова (Матф. 10, 2), знаменитых сынов громовых. По словам св. Марка (15, 40) на распятаго Спасителя смотрела вместе с Мариею Магдалиною Саломия, а по словам св. Матфея (27, 56), то была мать сынов Зеведеевых. Кроме Марии Магдалины и Марии Ияковлевой св. Лука указывает между мироносицами Иоанну и еще других, не называемых по имени. Бяше же, говорит он, Магдалина Мария, и Иоанна и Мария Ияковля и прочия с ними (Лук. 24, 10). Кто была эта Иоанна? Св. Лука пишет что за Спасителем, обходившим города с проповедию и чудесами, следовали не только апостолы, но и жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и недуг: Мария, нарицаемая Магдалина, из нея же бесов седмь изыде, и Иоанна, жена Хузаня приставника Иродова и Сусанна и ины многи, яже служаху Ему от имений своих (Лук. 8; 1-3). Итак Иоанна была жена Хузы; домоправителя Иродова, человека богатаго и почетнаго и она же была из числа жен, исцеленных Господом; она также, как Магдалина, сопутствовала Спасителю во время проповеди Его и будучи столько же признательною, сколько и богатою, охотно употребляла свое имущество на служение Господу. По словам св. Луки не можем сомневаться, что Сусанна, бывшая в числе последовательниц Господа, была и в числе мироносиц, тем более, что, по словам св. Марка (15, 40-41), жены, ходившия за Иисусом в Галилеи и служившия Ему, т. е. те самыя о которых говорит св. Лука, были в Иерусалиме во время распятия Спасителя и с скорбию любви смотрели на распятаго Благодетеля и учителя своего. Затем между прочими мироносицами с полною вероятностию можем поставить Марию и Марфу, сестер Лазаревых, столько любивших Господа. Итак, вот мироносицы, указываемыя евангелистами: Мария Магдалина, Мария Ияковля, Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария и Марфа сестры Лазаревы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

2. У евангелиста Луки Господь представляет тому и примеры, говоря, что Илия приходил не к своим, но к иноземной вдовице, и что Елиссеем исцелен от проказы не другой кто, а иноземец Нееман ( Лук. 4:25,27 ). Израильтяне и благодеяний не получили, и сами добра не делали; а облагодетельствованы и благодетельствовали чужие. Говорит же это Христос, чтобы показать злой их нрав, и то, что обращение с Ним не есть что-либо новое. «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе» ( Матф. 14:1 ). Царь Ирод, отец упоминаемого, а избивший младенцев тогда уже умер. Евангелист не без намерения означает время, но чтобы ты увидел суетность и небрежность государя, который о делах Христовых узнает не вначале, но по прошествии немалого времени. Так-то люди, облеченные властью и величием, мало уважая такие вещи, поздно узнают о них. Но ты познай могущество добродетели: Ирод боится и умершего Иоанна; даже от страха любомудрствует о воскресении. «И сказал», говорит евангелист, «это Иоанн Креститель», которого я умертвил; он воскрес из мертвых, «и потому чудеса делаются им» ( Матф. 14:2 ). Видишь ли, как силен у него страх? Он не смеет и теперь сказать это всенародно, а говорит только своим придворным. Впрочем, самая догадка груба и нелепа. Хотя многие воскресали из мертвых, но ни один не творил таких чудес. Мне кажется, что сказанное Иродом внушено и честолюбием, и страхом. Действительно, душа, не управляемая разумом, часто вмещает в себя смесь противоположных страстей. Так, по сказанию евангелиста Луки, в народе о Христе говорили: это Илия, или: Иеремия, или: один из древних пророков ( Лук. 9:8 ); а Ирод, как бы говоря рассудительнее прочих, называл Его Иоанном. Вероятно же, когда прежде другие признавали Его Иоанном, – так как и это говорили многие, – тогда с самохвальством и кичливостью Ирод отвергал такую молву, говоря: я умертвил Иоанна. Марк и Лука приписывают Ироду слова: «Иоанн, которого я обезглавил» ( Марк. 6:16 ; Лук. 9:9 ). Но когда слухи усилились, то Ирод уже начинает говорить одно с народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

...человек смотрит, на лицо, а Господь смотрит на сердце.— I Царств. 16, 7. 181 ...никому не постигнуть дел человеческих, кроме духа человеческого.— Парафраз. I Коринф. 2, 11. 182 ...не будем никого судить до срока...— ср. I Коринф. 4, 5. 183 Раав — блудница, которая укрыла израильских лазутчиков, посланных Иисусом Навином в Иерихон; при взятии города ее пощадили в награду за это. 184 ...Лазарь... удостоился великого блаженства в лоне Авраама.— Лазарь, согласно Евангелию Луки (16, 20 и ел.) — жалкий нищий, покрытый струпьями и питавшийся крохами со стола богача, за свою праведность ангелами “отнесен был на лоно Авраамово”. Этим образным выражением обозначали место, где после смерти наслаждаются в блаженстве души праведников, так как по своей образцовой жизни родоначальник еврейского народа Авраам был удостоен райского блаженства. Нередко, однако, Авраамово лоно понимается буквально, и тогда древнехристианское искусство изображает загробное существование праведников как сидение на коленях Авраама. 185 Сказание, как показал Г. Узенер (Usener H. Der heilige Tychon. Leipzig — Berlin, 1907, S. 78), ошибочно приписывается перу иерусалимского патриарха Софрония I (634—644); его сюжет использован Иваном Аксаковым в поэме “Мария Египетская” (“Библ. поэта”. Большая сер. Л., 1960). 186 Тайну цареву прилично хранить...— Тов. 12,7. 187 Товит — праведный иудей; из-за своего благочестивого поступка потерял зрение, но никогда не роптал на Бога и был вознагражден. 188 ...получив от владыки своего талант, зарыл его в землю...— намек на евангельскую притчу о рабе, в отличие от своих сотоварищей ни на что не употребившем данный ему господином талант и вызвавшем этим его неудовольствие. Матф. 25, 14—30. 189 ...приготовляет, по слову Соломона, друзей Господа и пророков.— Прем. Сол. 7, 27. 190 Кто не оскверняет плоть и всегда трезвится...— источник цитаты не удалось установить; вероятно, намек на Матф. 5, 8. 191 Авраам — родоначальник еврейского народа, славившийся своей праведностью. 192 ...по имени зовущий своих овец...— намек на Иоанн 10, 3: “И овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени...” 193

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Если же и производимы были им соблазны; то весьма далекие от Иудейских, и не нарушавшие существа веры предписываемой Символом. Из сего следует, что спасительной благодатной силе Святого Духа не возможно в церковных тайнах от действия своего престати, или изменитися, по неложному обещанию Христову. Матф: зач: 67, 116. Луки зач: 95. Коринф: зач: 109. Матф: зач: 101. Галатом: зач: 199. Благовестника Иоанна зач: 27, 2-е Послание Иоанна: зач. 75. Как то о сем обстоятельно доказано в Показании 1-м. И сие есть пятое препятствие, не допущающее меня вступить в ваше согласие. Показание 6. О осуждении священства за вины и о обнажении оного от благодатные силы Святого Духа В книге Кормчей на листе 122, на обороте Карфагенского собора в правиле 12 тако положено: „Епископа в некоторой вине суща, аще не весь собор области тоя, обаче дванадесять Епископове да судят, Пресвитера же шесть, и диакона трие. Толкование. Аще ли на Епископа будет клевета о коем либо гресе, подобает всея области Епископом судити того собором. Аще ли нет мощно всем снитися, обаче дванадесять Епископов да судят, меньше же сего да не будет. Пресвитера же о гресе оклеветаема, им же несть конечное извержение, шесть Епископов да судят, седмый же свой ему Епископ. Диакона же три Епископа, и свой ему Епископ. И тако истязуются вины их, и судимы бывают“. Сего же собора правило 20 и 108, и Цареградского собора поместного правило единое. Кормч: Глава 16 лист 172 на обороте то же свидетельствуют. – Сие же подтверждается в книге преподобного Никона Черниговского в слове 40-м. О мерности чинов церковных. Святый же Анастасий Синайский тако говорит: „Что убо не подлежит ли востязанию церковным правилам священник. Ей , но не тобою той испытается, или истяжется, но от Бога, или множицею и от большего Архиерея. Ты же что пастыря востязаеши, овча сый, что восхищаеши Фарисейски Божие судище и Святительский сан, иже тебе несть вручен, ни от Бога вверен“. И из послания святого Дионисия Ареопагита к Димофилу мниху, отлучившему некогда Иерея от церкве: „Сам убо желанию и яростну слову по достоинству отлучай. Тебе же Божественнии служебницы, и сим Священницы, Священноначальником же Апостоли, и Апостольстии преемницы. И аще где кто и во оных от подобного согрешат, от единочинных святых исправится и не возвратится чин на чине, но кождо в чину и службе своей будет. Толкование: Наречет чин церковный и яко да иночествующим Диакони, и сим Пресвитери и Пресвитером Епископи запрещают; Епископом Апостоли и тех преемницы. Во Апостольских же преемниках от единочинных запрещение; Апостольские же преемники иже ныне Патриархи глаголет“. Так изъясняет Никон Черногорский слова Святого Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

И Апост. Павел, предсказывая явления в мир антихриста, изображает его чертами (2 Солун. гл. 2, ст. 4), сходно с теми, какие у прор. Даниила усвояются Антиоху (гл. 8, ст. 9–12; гл. 11, ст. 28–31; 36–39). прор. Даниила гл. 7, ст. 9–10. Ветхий днями т. е. Вечный (след. Бог). — Подобное человекообразное представления невидимого, беспристрастного и страшного Суда Божия над грешниками находится и в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова (Апок. гл. 4, ст. 1–4 и друг.). ясное и точное мессианское пророчество заключается в третьем пророч. видении Даниила (9 гл.) о 70-ти седминах, имеющих пройти со времени издания указа о построении второго храма (в 453 г. до Р. Хр.) до явления Христа и совершения Им Нового завета. По смыслу данного Даниилу арх. Гавриилом объяснения, со времени указа Кира должно пройти 7 седмин до создания храма; после следующих 62 седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святом. Черты, какими обрисован здесь этот Помазанник, вполне приличествуют именно Иисусу Христу (Ср. гл. 7, ст. 24–27 с Деян. гл. 20, ст. 43; Еванг. от Луки гл. 3, ст. 24; Еванг. от Матф. гл. 11, ст. 16; Еванг. от Луки гл. 24, ст. 25–27; гл. 21, ст. 20). Под седминами можно разуметь только семилетия; ибо только при таком понимании их, между пророчествами Даниила и позднейшей историей будет полное соответствие. Именно 7 первых седмин вполне соответствуют 49 годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города и храма Иерусалимского; следующие 62 седмины=434 годам, которые в соединении с 49 годами первой седмины — 483 годам вполне соответствуют периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому, в 15 год Тиверия. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т. е. чрез 3 1/2 года после того явления, как действительно и было то по сказанию Евангелистов. После этой полседмины должна наступить мерзость запустения на месте святом, т. е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь, указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Еванг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

4) «Далее, – говорит автор «объяснения, – Мария, которую три евангелиста – Марк 15:40,47; 16:1 . Лук. 24, 10 . Матф. 27:56 , – называют матерью Иакова малого и Иосии, у Иоанна в том же случае, ( Ин. 19:25 ), называется сестрой матери Спасителя, Марией Клеоповой. Посему Мария Клеопова и Мария матерь Иакова малого и Иосии – одно и тоже лицо; – Иаков младший и Иосия были те самые лица, которые вместе с другими – Симоном и Иудой называются братьями Господними, Мф. 13:55,56 ; Мк. 6:3 . Посему Мария матерь Иакова и Иосии, – Мария Клеопова есть одно и тоже лицо, только с разными именованиями. Здесь тожество лица Марии матери Иаковлевой, и Марии Клеоповой, выводится из сопоставления известных мест первых трех евангелистов с соответствующим местом четвертого. Но при самом тщательном соображении указанных мест Евангелия Матфея ( Мф. 27:56 ), Марка ( Мк. 15:40,47; 16:1 ) и Луки ( Лк. 24:10 ) с Евангелием Иоанна ( Ин. 19:25 ), хотя и можно предполагать, но еще нельзя с совершенной достоверностью убедиться, что Мария мать Иакова малого и Иосии, и Мария Клеопова, именуемая сестрой Матери Спасителя, – одно и то же лицо. Первые три евангелиста в числе святых жен, бывших свидетельницами крестных страданий, погребения и воскресения Христова, именуют две Марии: Марию Магдалину и Марию Иаковлеву, или Иосиеву: а из евангелиста Иоанна видно, что при кресте Господа Иисуса было три Марии: Мария Магдалина, Мария Клеопова – сестра или родственница Богоматери (потому что родной сестры у Нее или другой дочери у святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны, наверное, не было), и сама Богоматерь – Пресвятая Дева Мария ( Лк. 1:27 ), которую Иоанн не называет по имени. Тут еще возникает вопрос: из двух Марий, кроме Марии Магдалины, упоминаемых евангелистом Иоанном, действительно ли Марии Клеоповой соответствует название Марии Иаковлевой или Иосиевой, которое находим у прочих евангелистов, или же это надобно отнести к самой Богоматери, Пресвятой Деве Марии? – Уместность этого вопроса открывается из того, что под именем Марии Иаковлевой некоторые из древних отцов действительно разумели Пресвятую Богородицу, и это мнение допущено православной Церковью в богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010