3) «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». а) Весь закон. «Любить Бога значит любить ближнего, а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей» (св. Златоуст 71 бес. на Ев. от Матф. ч. 3, стр. 218 цит. изд.) Поэтому-то св. апостолы проводили такую тесную связь всех остальных заповедей с заповедью о любви к ближним и между собой. «Любящий другого», говорит напр. св. апостол Павел, «исполнил закон (νμον πεπλρωκε). Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого ( Исх. 20:13–17 ) и все другие заключаются (νακεφαλαιοται –возглавляются, завершаются) в сем: люби ближнего твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). Любовь не делает ближнему зла: итак, любовь есть исполнение (πλρωμα – полнота) закона» ( Рим. 13:7–10 срав. Гал. 5:14  и 1Кор. 13:1,8 ). Св. апостол Иаков называет поэтому же любовь к ближнему «царским законом» (νμον βασιλικν), 2:8). И, в виду такого отношения этой заповеди, к остальным заповедям так изображает взаимную связь между последними: «кто соблюдет (τηρσει) весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (2:10), потому что не имеет совершенной любви. Ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, то все остальное тело ничего не значит» 434 . При этом св. Апостол приводит и самое крайнее основание, связующее все частные заповеди закона во едино – единую волю Законодателя: «ибо сказавший: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь; то ты также преступник закона (ст. 11) 435 . Этим очевидно утверждается истина, а, следовательно, и вечность существа и нравственного ветхозаветного закона с его заповедями в новозаветном толковании его. Этим же объясняется очевидно и то, почему в новозаветном отношении к ветхозаветному закону нравственному многие частные заповеди его вводятся без изменения в новозаветное нравственное учение, так, например, см. Исх. 20:12–17 ; в Мар. 10:19  (сл. Мф. 19:18–19; Луки 18:20 ; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

43. «…Ты, Который возносишь меня от врат смерти…» (Пс. 9:14). Игра в разведчиков Дети играют в разведчиков. Когда они кого-то замечают из своих укрытий, то кричат ему, что он убит. Проигравший выходит из игры. Вот они кричат толстому мальчику: «Коля убит!» – «Ранен!» – отзывается тот. Снова крики: «Коля убит!» – «Опять ранен!» – слышится в ответ. Дети возмущаются: «Да тебя уже давно нет, а ты все еще только «ранен»!». 44. «Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица Моего " ; и я буду искать лица Твоего, Господи.» (Пс. 26:8). Знание и самоотверженность Не бывает: В одной берлоге двух медведей, Добра без награды, Зла без наказания, Знания без самоотверженности. 45. «Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Матф.16:23). Человеческое Если ты думаешь, что ты что-то сделал, значит – ты ничего не сделал, Если ты думаешь, что ты что-то сказал, значит – ты ничего не сказал, Если ты думаешь, что ты что-то понял, значит – ты ничего не понял, Если ты думаешь, что ты что-то услышал, значит – ты ничего не услышал. 46. «…Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). Ловля кролика У одного фермера убежал из вольера кролик. Он метался по двору и не давался в руки. На шум пришел сосед. Вместе с фермером они начали ловить кролика, с двух сторон, прижимая к кустам. Кролик забился в заросли, а сосед полез за ним. Послышался шум борьбы, отчаянное барахтанье и стоны. Затем все стихло. Хозяин кролика, не видя, что произошло в зарослях, и предполагая, что кролик пойман, спрашивает: «Ну, что? Легко было поймать?» – «Да, поймать-то было легко, а вот удержать – трудно», – выбираясь из зарослей, ответил сосед, исцарапанный сбежавшим кроликом. 47. «…Торжествуйте, все правые сердцем.» (Пс. 31:11). Выступление старого профессора Одного старенького профессора любили и студенты, и коллеги. Но особенное признание он получил после одного выступления перед многочисленной аудиторией, где также присутствовали ученые, придерживавшиеся иных научных воззрений. Один за другим, они находили слабые места в докладе профессора и язвительными репликами довели старика до того, что слезы побежали по его щекам. Тем не менее, он нашел в себе силы и прерывающимся голосом поблагодарил коллег за их ценные замечания, пообещав внести их поправки в свою работу. Позже, когда профессор удрученный, шел по коридору, к нему подходили разные люди и пожимали руку. В их глазах он был настоящим победителем.

http://isihazm.ru/1/?id=115

   Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием будем совершать благочестивый поступок, так как в этом мире нет ничего у нас своего, а все есть достояние Божие. “Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него” (1Тим.6:6-7).    Согласно философско-нравственным представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лук.18:24-27).    Богачу трудно попасть в Царство Божие по нескольким причинам. Во-первых богач уже получил все блага на земле, и пресытившись, уклонился от исполнения Закона Божьего, в том числе от подачи милостыни и заботы о ближних и нищих людях. Таких богачей ясно разоблачает Библия и осуждает их. “Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете” (Лук.6:24-25). Во-вторых, богатому трудно достичь спасения, потому что он, увлеченный богатством, не слушает и не исполняет слова Божьего. “Обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно” (Матф.13:22). В-третьих, часто богатые люди, вместо того чтобы исполнять заповеди Божии и прославлять Бога за дарованное им богатство, начинают ублажать себя, то есть тратят свою жизнь только на приобретение удовольствий. “А желающие обогащаться впадут в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” (1Тим.6:9). В-четвертых, по меткому и образному выражению Апостола Павла, многие богатые люди, вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, погрязли в сребролюбии, то есть в накопительстве денег. Они видят смысл своей жизни не в служении Богу, а только в стяжательстве и приобретении денег, за которые они ложно надеются купить все блага. “Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:10).    Поэтому всем людям, в том числе и богатым, рекомендуется вести благочестивый образ жизни. Жить так, чтобы богатство не затмевало их разум, и исполнять заповеди Божии, проявляя любовь к Богу и к ближнему. “Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, в благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание” (1Тим.6:11-12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся, - получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат и вечную радость, то есть вечное блаженство. О третьей заповеди блаженства 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю. Кротцыи - кроткие, незлобивые; яко - ибо, потому что. Кротость есть спокойнее, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей. Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают. Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности. Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека; желает ему исправления; молится о нем и отдает его действия на суд Божий, внимая наставлению Апостола; " Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь " (Римл. 12, 18-19). Высочайший для нас пример кротости - Сам Господь наш, Иисус Христос, молившийся на кресте за Своих врагов. Он и нас учил не мстить врагам, но делать им добро. " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Матф. 11, 29). Кротость покоряет самые жестокие сердца людей, как в этом убеждает нас наблюдение над жизнью человеческою, а подтверждает это вся история гонения на христиан. Христианин может гневаться только на самого себя, на свои грехопадения и на искусителя - диавола. Господь обещает кротким, что они наследят землю. Обещание это означает, что кроткие люди в настоящей жизни силою Божиею сохраняются на земле, несмотря на все козни человеческие и на самые жестокие гонения, а в будущей жизни они будут наследниками небесного отечества, новой земли (2 Петр. 3, 13) с ее вечными благами. О четвертой заповеди блаженства

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

«Движущеся да преселятся сынове его и вопросят, да изгнани будут из домов своих», или, по переводу других, «из развалин своих»; потому что, по сожжении домов и дворов, когда оставались развалины, одни из жителей умерщвлены, а другие отведены пленными. Пс.108:11 .   Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его. Пс.108:12 .   Да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его. «Да взыщет заимодавец вся, елика суть его». А Симмах перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками же разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе. «И да восхитят чуждии труды его». «Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его». Когда же совершится сие, и враги станут делить принадлежащее им: тогда никто не будет их помощником, и дети их не удостоятся пощады. Пс.108:13 .   Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде. «Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его». Ибо не прошло сорока лет, как народ иудейский подвергся конечной гибели. Уже не сами собою управляются Иудеи, не имеют ни собственных царей и князей, ни пресловутой этой столицы, не совершают Богослужения по закону; напротив того изчезло все это, и кивот и скрижали, и изображение Херувимов, и очистилище, и светильники, и жертвенник, и первосвященническая риза, и все прочее, что было у них Богоданнаго и славнаго. Пс.108:14 .   Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится. «Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится». Добродетель отцев многократно служила в пользу и прегрешавшим детям, как Иудеям Авраамова вера, как Соломону Давидово благочестие. Но лукавство отцев увеличивает наказания подобным детям; потому что ни в чем не обретается никакого повода к пощаде. Посему и пророческое слово изрекло сие, а именно, что Иудеи, подвергшись конечной гибели, сверх собственных своих нечестий окажутся еще более мерзкими при воспоминании отеческих злых дел. " Отцами» же называет Пророк предававшихся злочестию в пустыне, и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона. А «матерью» назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние, предать смерти Владыку Христа. Ибо сие изрек Господь в евангелии: «яко да приидет на род сей «всяка кровь» неповинная, «проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго, до крове Захарии», его же убиша между церковию и олтарем» ( Матф. 23, 35 ). За все сие понесут казнь в одно и тоже время.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Деян.5:11 .  И великий страх объял всю церковь и всех слы­шав­ших это. «И великий страх объял всю Церковь » – τν εκκλησαν. Это – первое наименование общества христиан «Церковью». Вторичное указание на чувство страха говорит о его необычайности. От поразительного действия Божией кары, страх, объявший сначала одних свидетелей происшедшего, распространился теперь на «всю Церковь », т.е. на все общество христианское, и на «всех слышавших сие», т.е. вне Церкви находившихся, до слуха которых только доходило это известие. Деян.5:12 .  Руками же Апостолов совершались в народе многие знаме­ния и чудеса; и все единодушно пре­бывали в при­творе Соломоновом. Намереваясь перейти к повествованию о новых гонениях на Апостолов со стороны Синедриона, дееписатель делает несколько общих замечаний о состоянии в это время Церкви Христовой. И прежде всего упоминает о множестве знамений и чудес, совершавшихся не одним Петром, но и вообще Апостолами. Эти знамения и чудеса совершались «в народе», еще не веровавшем во Христа, и, очевидно, для привлечения к этой вере. «Все единодушно пребывали в притворе Соломоновом». Это излюбленное место Апостолов – большая крытая галерея, при главном входе в храм, было очевидно особенно удобным местом для их собраний. Деян.5:13 .  Из по­сторон­них же никто не смел при­стать к ним, а народ про­славлял их. «Из посторонних никто не смел пристать к ним». Так было сильно чувство некоторого благоговейного страха и недоумения пред ними, как необыкновенными людьми, особенно когда видели их в единодушном благоговейно-молитвенном настроении. Деян.5:15 .  так что выносили больных на улицы и по­лагали на по­стелях и кроватях, дабы хотя тень про­ходящего Петра осе­нила кого из них. При многочисленности чудесных исцелений, совершавшихся вообще руками Апостольскими, дееписатель отмечает особую удивительность исцелений Петра, у которого даже тень, осеняя больных, даровала им исцеление. Правда, дееписатель не говорит об этом прямо, но дает достаточно понять из того, что больных выносили на улицу для осенения тенью проходящего Петра. Очевидно, народ убедился в целебной силе тени Петра, и убедился не иначе, как после опытов исцеления от этой тени. Как одно прикосновение к одежде Христа, даже без других действий Христовых, сопровождалось исцелением прикасавшихся ( Матф. 9, 20 и др.), так одно осенение тени Петровой производило исцеление. «Велика вера приходящих, говорит по сему поводу Златоуст, даже больше, чем было при Христе. При Христе не было того, чтобы больные получали исцеление на стогнах и от тени. Отчего же это происходило? От того, что Христос предвозвестил, сказав ( Иоан. 14, 12 ): «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». Так «со всех сторон возрастало удивление к Апостолам: и со стороны уверовавших, и со стороны исцеленных, и со стороны наказанных, и со стороны дерзновения их во время проповеди, и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Думаю, на Земле есть люди, которые отказываются вакцинироваться именно по «духовным» причинам. Например, отшельники или Божие люди, которых «вакцинирует» Бог Своими особыми средствами, но эти люди живут не по законам мира сего и они не будут никого агитировать против вакцинации, не будут подбивать людей выступать против власти, не будут сочинять «конспирологические вероучительные истины» и т.д. иерей Сергей Пометнев 05 января 2022г. 13:35 //Для членов Русской Православной Церкви таким авторитетом, по идее, должен быть патриарх//В идеале, «по идее», все так и должно быть, но это работает только тогда, когда слова и мнение «авторитета» лежат в русле Слова Божьего. Вспомните наставление ап. Павла: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8) Относительно поступка Авраама, как Вы верно заметили, существует несколько святоотеческих мнений. Но, как было показано в настоящей статье, все они, в той или иной мере, не соответствуют общему контексту Священного Писания. Для читателя, в данном случае на «весах» веры, с одной стороны лежит общепринятое, святоотеческое мнение, а с другой, рассуждения не известного священника. По «авторитету» надо согласиться с общепринятым мнением, но… а как тогда быть с Писанием? Как бы, не скорбно это звучало, но, у каждого христианина, свои авторитеты. И вновь обратимся к ап. Павлу: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11,12) Писание, это не плод человеческих измышлений, это откровение Божие, поэтому его не надо «адаптировать», оно универсально и «современно» для всех времен и народов. Оно и должно являться Истинным Авторитетом для всякого человека. Не даром, Спаситель сказал: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос… и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф.23:8-10) Да, в ветхозаветную эпоху не было апокалипсических ожиданий, но у них были другие настроения, они ожидали Мессию.

http://bogoslov.ru/article/6171749

Как же тогда узнаем и тем более поверим,а наипаче осуществим Небесное Православие по Животворящему Духу Любви Моисеева Закона Божия?!. Это же Подвиг Веры Православного Сердца за гранью всего мыслимого и немыслимого на земле,но прекрасно видимого и понимаемого даже без веры на всё Открывающих Небесах! Это воистину Совершенная,Животворящая,Истинная,Православная Вера на уровне Чуда Божия!Святая Вера способная творить любые Чудеса Божии!Вера,рождающая Истинных,Православных Чудотворцев Божиих! Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский: " Россия вновь восстанет,когда в ней разгорится вера. " Ведь " без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно,чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть,и ищущим Его воздаёт. " (Евр.11:6) Таким образом,единственно истинный ключ к Воскресению Погребённой во Втором,Соловецком Гробе Распятой России Успенской Богородицы-это Истинная,Огненная,Православная Вера,основанная на Истинном,Небесном,Открытом,Ясном,Православном Знании или Понимании самой себя!То есть имеющую высшую цель,смысл и предназначение на земле,выражающуюся в стяжании Святого Духа по Закону Божию,домостроительствующего Новый,Истинный Православный Храм Спасения!Аллилуиа!Аминь! Райская Рыбка 2017/08/20, 23:15:29 +++Господи,отвали Камень со Гроба Соловецкого+++ " Ибо кто возвышает себя,тот унижен будет; а кто унижает себя,тот возвысится. Горе вам,книжники и фарисеи,лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.(...) Вожди слепые,оцеживающие комара,а верблюда поглащающие! " (Матф.23:12-13,24 и до конца чудной главы!) ...здесь говорится не о том,что нам,Слава Богу,итак давно известно,как бы не меркнуще устаревшем,а о том,что восходяще обновляющем,неизвестно!.. Ибо Распятая Святая Русь потрясающе пророчески повторяет Христов Путь всё исполнившего и открывшего,для единственно подлинного просвещения и спасения всего человечества греха и смерти,Святого Израиля! И как было при Всеучителе Христе,исполнившим на Кресте и с Чашей,Моисеев Закон Божий,так будет и с Распятой Всепросветительной Святой Русью,исполняющей всё тот же досточудный Моисеев Закон Божий в Таинственном Священнике Мелхиседековом,Иисусе Отчем,только уже в общецерковно-государственном масштабе!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=257...

( Мих. 5,2 ). 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. 8 И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце; и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась нам местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду они возрадовались радостью весьма великою. 11 И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему, и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладон и смирну. 12 И получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Ст. 1–2. Кто такие восточные мудрецы, приходившие на поклонение родившемуся Спасителю? Что такая за звезда, их приводившая? Почему именно по явлению звезды мудрецы узнали о рождении Спасителя? Волхвы, или мудрецы – это ученые люди, особенно те, которые занимались наукою о звездах (Астрономией), по их мнению, всякий человек, живущий на земле, имеет свою звезду на небе, – великий человек большую звезду, незначительный человек малую. Сообразно их мнению, Господь и указал им рождение Спасителя явлением звезды на небе. Мудрецы эти были из Аравии или Персии. Знали они о пришествии Мессии, царя иудейского, по предсказаниям о том пророков, на пр. пророчествовавшего в тех странах некогда Валаама ( Числ. 24,17 ), и по ожиданию Мессии иудеями. Звезда, явившаяся мудрецам, была неестественная: это было особое явление по повелению Божию. Евангелие недели по Рождестве Христове Какое воспоминание соединяется с неделею по Рождестве? В неделю по Рождестве совершается память св. Богоотец, т. е. в сию неделю благодарно прославляются церковью пресв. Богородица и св. праведные Иосиф обрученник, Давид царь и Иаков, брат Господень по плоти , сын Иосифа от умершей жены его. Прославляются: пресв. Богородица, она была орудием воплощения Бога Слова; поименованные святые, они были ближайшими свидетелями воплощения. Какое евангелие сей недели? В нем благовествуется об удалении Иосифа, по повелению ангела, с Богомладенцем Иисусом Христом и Мариею Матерью Его во Египет, – от Ирода, искавшего погубить Богомладенца. Матф. 2, 13–23 , Зач. 4. Мф.2:13 . Когда волхвы отошли: се, Ангел Господень является во сне Иосифу, и говорит: встань возьми Младенца и матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Мф.2:14 . Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью, и пошел в Египет. Мф.2:15 . И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. ( Осии 11,1 ). Мф.2:16 . Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Мф.2:17 . Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Понятия «милость» и «пощада» Библия превращает в принцип поведения всех, наделенных властью выносить вердикты. Ведь самим Господом Богом Соломону открыто не только то, что Господь милостив, но и то, что милость вытекает из самого факта господства: «То самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех» ( Прем.12:16 ). Слово «милость» в тексте Библии часто соседствует со словом «суд» и с понятием, являющимся непосредственным смыслом и призванием суда – «истина»: «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля » ( Пс.32:5 ); «Милость и истина сретятся» ( Пс. 84:11 ); «Милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Пс.88:15 ); «Милость и суд буду петь» ( Пс.100:1 ). На страницах Евангелия воспроизводятся слова Христа, подчеркнувшего «важнейшее в законе: суд, милость и веру» ( Матф.23:23 ). Заметим, что в этой триаде первенство за милостью: «Милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ). Мудрые правители видели являемый им Божий пример, как видел Соломон, обратившийся к Богу словами: «Ты наказываешь с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла» ( Прем. 12:20 ). Сам Господь сказал: «Я милости хочу, а не жертвы» (Оси 6:6). Иисус Христос проповедовал не взыскание своего согласно упомянутым юридическим принципам, а прощение. Своим собственным живым примером Он показывал, что умелым прощением можно возродить человека не только морально, но и физически. Если братство и будет возможным в каком-то сообществе людей, то скорее благодаря прощению и милосердию, нежели неринговой борьбой за право. Готовность к прощению раскрывает в себе русское предназначение к свободе. Прощающий избавляется от обиды, ему нанесенной. Тем самым он не только освобождает грешника от бремени его вины, но и себя – от гнета ненависти к обидчику, тогда как месть продолжает связывать мстителя с преступником и лишает его возможности самоопределения. Поэтому идея прощающей любви неразрывно связана со свободой, а идея отмщения – с зависимостью. Со времен появления христианства сильными, вдохновительными являются те идеи, которые отмечены духом нравственной сострадательности и направлены на защиту слабых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010