Пусть поднимаются волны, — потопить корабль Иисусов они не в силах. Чего, скажи мне, боятся нам? Смерти ли? « Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение » (Фил. 1:21). Ссылки ли, скажи мне? « Господня — земля и что наполняет ее » (Пс. 23:1). Отнятия ли имущества? « Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести » (1 Тим. 6:7). И все страшное в мире для меня презренно, а благоприятное смешно. Я не боюсь бедности, не желаю богатства, не страшусь смерти, не желаю жить, разве для вашего преуспеяния. Поэтому я и нынешнее, вспоминая, и убеждаю вашу любовь сохранять мужество. Никто не может разлучить нас; что Бог сочетал, то человек разделить не может. Если жене и мужу сказано: « И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает » (Матф. 19:5, 6); если ты не можешь расторгнуть брака, — то тем более можешь ли разрушить Церковь Божию? Ты восстанешь на нее, не имея возможности повредить Тому, против кого враждуешь. Войною против меня ты делаешь меня более славным, а собственную силу разрушаешь; « Трудно тебе идти против рожна » (Деян. 26:14). Острия ты не притупишь, а ноги обагришь кровью; так и волны не разрушают камня, а сами превращаются в пену. Нет ничего, человек, сильнее Церкви; прекрати войну, чтобы тебе не разрушить своей силы, не вноси войны в небо. Если ты воюешь с человеком, то и побеждаешь, или бываешь побежден; а когда воюешь с Церковью, то победить тебе невозможно, потому, что Бог сильнее всех. « Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его » (1 Кор. 10:22)? Бог утвердил: кто осмелится поколебать? Ты не знаешь могущества Его. « Призирает на землю, и она трясется » (Пс. 103:32); повелевает, и колеблющееся утверждается. Если Он утвердил колебавшийся город, то тем более может утвердить Церковь. Церковь сильнее неба: « небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут » (Матф. 24:35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и самому страждущему. Посему как в рассуждении тела знающие имеют некоторые признаки недугов сокровенных и неощутительных страждущему; так и в рассуждении души, хотя грешник не чувствует собственного недуга, должно верить Господу, Который ему и тем, кто с ним, утвердительно сказал, что «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лук. 6, 45); потому что, хотя злой человек не редко притворно говорит или делает нечто доброе, но доброму невозможно притворяться в чем–нибудь худом. Ибо сказано: «пекитесь о добром» не только пред Господом, но и «перед всеми человеками» (Рим. 12, 17). Вопрос 31. Ужели вовсе не позволительно смеяться? Ответ. Поелику Господь осуждает смеющихся «ныне» (Лук. 6, 25); то явно, что верному никогда нет времени смеха, и особенно при таком множестве бесчествующих Бога «преступлением закона» (Римл. 2, 23) и умирающих во грехе, о которых надобно болезновать и плакать. Вопрос 40. Если брат оскорбит брата; то как должно исправлять его? Ответ. Если оскорбил он, как Апостол, который сказал: «опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» (2 Кор. 7, 9); то не оскорбивший имеет нужду в исправлении, но оскорбленный должен показать в себе свойства «печали по Богу» (10). Если же оскорбил в том, что само по себе безразлично; то пусть оскорбивший припомнит, что сказал Апостол: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь» (Римл.14, 15), и познав таковой грех, пусть исполнит сказанное Господом: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что–нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5, 23—24). Вопрос 41. А если оскорбивший не соглашается принести извинение? Ответ. Должны мы исполнить над ним то же, что сказал Господь о согрешившем и не покаявшимся: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 57. Если кто имеет неисправимый недостаток и от частных осуждений делается хуже, то не лучше ли оставить его в покое? Ответ. О сем и в другом месте сказано, что согрешающих должно обращать с терпением, употребляя показанный Господом способ. Если же кому, как Коринфянину, для обращения его недостаточно будет осуждения и выговора многих; то на такого надобно смотреть, как на язычника. Но оставлять осужденного Господом никому ни в каком случае не безопасно, ибо Господь сказал, что лучше, потеряв один глаз, или одну руку, или одну ногу, войти в царствие, нежели, пощадив какой член, всему быть ввержену в геенну огненную, где— плачь и скрежет зубов (Матф.5, 29. 30); и Апостол свидетельствует, что «малая закваска квасит все тесто» (1 Кор. 5, 6). Вопрос 64. Поскольку Господь наш Иисус Христос говорит: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф.18,6. Лук.17, 2); что значит соблазнять? Или как остеречься сего, чтобы не пало на нас столь страшное осуждение? Ответ. Соблазняет, кто преступает закон словом или делом и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнять волю Божию, как Петр Господу, сказав: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» — за что и услышал: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16, 22–23); или кто настраивает мысль немощного к чему–либо запрещенному, по написанному апостолом, который сказал: «Ибо если кто–нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» — и присовокупляет к сему: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы, не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 10, 13). Соблазн же бывает от многих причин. Ибо соблазн или происходит по вине соблазняющего, или случается самому соблазняемому быть виною соблазна; и в них опять бывает сие различно, иногда по злонравию, а иногда по неопытности или того, или другого; бывает и то, что при правом преподавании слова делается более видимым злонравие соблазняющихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пс.115:4 .   Чашу спасения прииму и имя Господне призову. «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Посему надлежит безтрепетно принять за Него и смерть, и сим воздать за многоразличныя благодеяния. Ибо «чашею спасения» Пророк нарек смерть за благочестие. Так именует ее Господь; ибо говорит: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» ( Матф. 26, 39 ). И чете Апостолов, просивших общения во царствии, сказал так: «можета ли пити чашу, юже Аз имам пити» ( Матф. 20, 22 )? Посему и здесь, как говорит Пророк, мужественные и доблестные подвижники благочестия сами себе советуют сделать тоже. Исполняют же сие обещание пред очами единоплеменников, чтобы и их поощрить к подобной ревности. Потом Пророк показывает плод такой смерти. Пс.115:5 .   Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Пс.115:6 .   Дорога в очах Господних смерть святых Его! «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Честна пред Господем смерть преподобных Его». А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима? Пс.115:7 .   О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои. «О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея». Посему, если претерпим оную достойную удивления смерть, то честь и хвалу приимем от Бога, и оставим по себе приснопамятную славу. А если, преодолев врагов, разсыплем их полчище; то принесем Владыке благодарственную песнь, признавая свое рабство и хвалясь тем, что прияли оное от предков. Ибо принужденные раболепствовать людям иногда величаются тем, что имели у себя свободных предков; а добровольно послужившие Богу признаются, что рабство сие прияли от предков, справедливо будучи уверены, что таковое рабство – величайшая для них слава. «Растерзал еси узы моя». Освободил Ты меня от многих и разных бедствий. Пс.115:8 .   Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. Пс.115:9 .   Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Пс.115:10 .   Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия. «Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме». А избавившись от бедствий, не буду не признателен за благодеяния, но воздам Тебе жертву хвалы, принесу в дар благодарственную песнь в присутствии всех единоплеменников, чтобы и они получили от того пользу. Совершу же словесное сие священнодействие во храме, посвященном Имени Твоему. Посему и отсюда можно дознать, что и при имевшем еще силу законе, кто более духовно вникал в закон, те безсловесным жертвам предпочитали жертвы словесныя, предобразуя сим новый завет. Надлежит знать, что и всем добропобедным мученикам приличествует тот и другой псалом; потому что таже цель у тех и других. Ветхозаветные претерпели досточудную смерть за закон и законоположника; и новозаветные предпочли настоящей жизни кончину ради Спасшаго их и сокрушившаго смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24) «Мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (1Кор. 4:10) «Правда полезна для того, кому ее говорят, и вредна для того, кто ее говорит, поскольку он вызывает к себе ненависть от слушателя» Блез Паскаль. Мысли Господин Премьер-министр, члены Правительства, господин Председатель Парламента, члены парламентского большинства и господин Президент! Сказать, что я очень сожалею о том, что пишу вам данное письмо, — значит, ничего не сказать! То, что даже сам Михаил Саакашвили и его «Национальное движение» не посмели сделать грузинскому народу, то сумели сделать вы в сговоре с ними на Светлой седмице. Вы единогласно приняли закон, который грузинский народ единогласно же и отвергает Вы начали это черное дело в Великую Среду Страстной седмицы, когда Иуда предал Христа, и закончили его в месяц цветения роз . Когда Родина должна была благоухать розами, вы наполнили вашу житницу вонью бурьяна . Вы единогласно приняли закон, который грузинский народ единогласно же и отвергает, и таким образом сделали один из самых антидемократичных законодательных шагов в истории страны. Принятым законом вы запретили народу называть разврат развратом, нелюдей — нелюдями, запретили осуждать самое постыдное в поведении человека, пригрозив за это сажать людей в тюрьму с ликвидацией их собственности и дела. Вы осуществили неслыханное посягательство на вековые правила общественной жизни, в которых сами воспитывались, сделали это под флагом каких-то европейских горе ценностей, с жалкой покорностью выполнили приказ из-за рубежа и не заступились за многовековые нравственные нормы собственной страны. А сейчас в кулуарных беседах заявляете, что «сделали это так — для отвода глаз Европы», что на самом деле «ваше сердце вместе с народом». Вы уйдете с этими вашими раздвоенными сердцами, а этот закон останется и сотворит в стране беду, если мы не предпримем меры сейчас же! Ваше ожидание, что на этом фундаменте вы в будущем построите что-то доброе в Грузии, обречено на провал, ибо «всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф. 7:26–27).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/7...

будьте мудры, как змеи (Матф. 10, 16); правде, когда учит: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лук. 6, 31); целомудрию, когда сказывает: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Матф. 5, 28). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.   Евангелистов четыре: из них двое, Матфей и Иоанн, были из числа двенадцати, а другие двое, Марк и Лука, из числа семидесяти. Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его, как носится слух, Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие спустя десять лет по вознесении; Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Говорят, что ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию, Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно ли они написаны, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, дополнил, что в них было опущено, и о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии пространнее. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он бого-духновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, то есть, не Бог. Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти: ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверят, что Христос от Давида.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Посмотрим и далее, что говорит Божественный Евангелист. Когда Господь вошел в храм, приступили к Нему хромые и слепые, и Он исцелил их. Видевши же первосвященники и фарисеи чудеса, которыя Он сотворил, и детей, восклицающих и говорящих: осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне ( Матф. 21:14–15:9 ), – не вынесли чести, оказанной Ему: посему, приступив к Нему, сказали: „слышишь ли, что они говорят“ ( Матф. 21:16 )? Как бы так они говорили: и Ты не огорчаешься тем, что Тебя прославляют, как Бога? Тебе не прискорбно слышать от невинных (младенцев) хвалы, приличные единому Богу? Разве Бог не открыл в древности чрез Пророка: славы Моей никому не дам ( Ис. 42:8 )? И как Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом ( Ин. 10:33 )?“ Что же отвечал на это Долготерпеливый, Многомилостивый и Медленный на гнев ( Иак. 1:19 )? Он останавливает безумных, Своим ответом укрощает ярость их, напоминает и Сам о словах Писания, приводит из него свидетельства о настоящем событии, и не отказывается спрашивать их самих. „Разве вы, говорит Он, никогда не слыхали того, что сказал Я чрез Пророка: «в тот день узнаете, что Я – тот же, Который сказал: вот Я ( Ис. 52:6 )? – и еще: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя ( Пс. 8:3 )? Враги эти – вы, которые слушаете закон и читаете пророков, а Меня, законом и пророками возвещенного, отвергаете. Под видом благочестия, вы думаете, что защищаете славу Божию; и не разумеете, что ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего ( Ин. 15:23 )! Я изшел от Отца и пришел в мир ( Ин. 16:28 ). Моя слава есть слава Отца Моего. Таким образом, эти бессмысленные, быв изобличены Спасителем нашим Богом, перестали прекословить, так как истина заградила уста их; но они предприняли другой безумный умысел, составили против Него заговор. Мы же будем воспевать: велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум его неизмерим ( Псал. 146:5 )! Ибо все это совершилось для того, чтобы Агнец и Сын Божий, Который взял на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ), добровольно пострадал для нашего спасения, чтобы Он обращен был как бы в предмет купли, и покупатели положили тридцать сребреников за Того, Кто животворящею Своею кровью искупил мир, и чтобы Пасха наша, Христос, был заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ), дабы те, которые окропляются драгоценною Его кровью, и которых уста, как верхи дверей, запечатлеваются ею, могли избегать стрел губителя, и дабы пострадавший плотью Христос, по тридневном воскресении, принял от всех тварей, вместе с Отцем и Святым Духом, равночестное и равномерное поклонение. Ибо пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп. 2:10 ), воздавая Ему славу во веки веков. Аминь 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   В Новом Завете указывается и на то, каким должен быть человеческий суд. “Не судите по наружности, но судите судом праведным.” (Иоан.7:24). Но наряду с упоминанием о человеческих судах, в Библии говорится и о суде Высшем, суде Божьем. “Все мы предстанем на суд Христов” (Рим.14:10). Указывается о том, каким будет этот Высший суд. “И судим был каждый по делам своим.” (Откр.20:13).    Таким образом, в словах Спасителя “не судите, да не судимы будете” говорится об обличении и злословии, но не отменяются суды, как частные так и государственные, и запрещается человеку во время суда (осуждения порока) применять к ближнему враждебность и злобу. И рекомендуется проявлять к нему милосердие и сострадание. А суд (в смысле изобличения порока и греха) применять только для того, чтобы исправить заблудшего и устранить грех. “Ибо каким судом судите, таким будете судимы”...     “Ибо каким судом судите, таким будете судимы” (Матф.7:2). Эти слова развивают и уточняют мысль Иисуса Христа, высказанную Им в предыдущей фразе. Если в 1-м стихе сформулирован вывод “не судите, да не судимы будете”, то во 2-м стихе этой главы дается обоснование (аргументация) этого вывода. То есть говорится о том, почему не судящий других людей человек, никогда не будет судим. Потому что по закону воздаяния Божьего к человеку непременно вернутся его же действия, проявляющиеся в жизни через ситуацию, обусловленную предыдущими поступками человека. И если человек в настоящее время судит кого-то, то таким же судом в будущем будут судить и его.    Иными словами, по закону воздаяния Божьего, как человек поступает с другими людьми, так поступят люди и Бог с ним. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15). Таким образом, разбираемые слова нужно понимать как указание на то, что в жизни господствует закон воздаяния Божьего, и что нужно помнить о нём и учитывать действие этого закона при совершении поступков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Люди, любящие созданное Богом больше, чем Самого Бога, своей привязанностью к земным ценностям зачеркивают первостепенное значение служения Богу. “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Матф.10:37). Люди, не соблюдающие покаяние. Потому что без покаяния человек не осознает своей греховности и не просит Бога в молитвах о прощении своих грехов. А не прощенные грехи не дают возможности попасть в Царство Небесное. “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1Иоан.1:9). Люди, не принимающие святого причастия. Потому что человек, не принимающий Кровь и Плоть Господню, не попадет в Царство Небесное. “Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” (Иоан.6:53). Люди, не преодолевшие в себе греховных вожделений. Так как человек, сумевший победить в себе порочные желания, не допустит совершения греховного поступка. На такого человека Бог взирает, как на победителя греховной природы и покровительствует ему. “Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном” (Откр.21:7). Люди, нарушающие Закон Божий, совершают грех. А грех не дает попасть в Царство Божее. “Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” (Матф.19:17). Люди, приносящие вред и творящие зло, служат не Богу, а злому духу. Поэтому и не войдут в Царство Небесное. “Но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).” (1Пет.3:12). “Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут” (Пс.33:22). Люди, не любящие ближних и не заботящиеся о них, нарушают заповедь Божью о любви к ближним, и поэтому не попадут в Царство Божие. “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками” (Рим.12:17). Люди, не проявляющие к другим людям любви и сострадания. “Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф.4:32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В предоставление этого Спаситель предоставляет тебе притчу, показывая не только что должно просить, но и о чем должно просить. “Если между вами такой человек, который когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень”. Так, если ты не получаешь, то не получаешь потому, что просишь камня. Хотя ты и сын, но это ещё не довольно к получению. Напротив это-то самое и препятствует тебе получить, чтобы ты будучи сыном просишь полезного. Не проси ничего мирского, но всегда духовного и непременно получишь. Отчего же, скажешь, я не получаю и тогда, когда прошу духовного? Конечно оттого, что ты или не со тщанием ударяешь в двери или сделал себя недостойным к принятию просимого или скоро перестал просить. Но ты опять скажешь, для чего же Спаситель не сказал чего должно просить? Но Он уже все сказал прежде” (Святой Иоанн Златоуст, “Беседы на Матфея, 23 гл.).     «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31-33). “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди...”...    Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Матф.7:12). Как нужно понимать эти слова?    Слово “итак” говорит о том, что в этих словах содержится вывод из всего вышесказанного ранее. В 11-м стихе слово “итак” указывает на вывод, который делается из содержания стихов с 7-го по 10-й. В 12-м стихе слово “итак” указывает на то, что содержащийся в этом стихе вывод относится не только к 11-му стиху, но и ко всей предыдущей речи Спасителя, в которой говорилось об отношении людей друг к другу. Поэтому 12-й стих содержит в себе одну из главных мыслей Нагорной проповеди, призывающую людей жить в мире, любви и взаимном согласии друг с другом. Эта мысль являлась основным содержанием в проповедях Ветхозаветных пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010