«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжател, который есть идолослужител, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8). «Путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3). «Если не обратитес ь, Он оружие свое изощр и т; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготов и л орудия смерти, стрелы Свои с дела л для сожигаемых» (Пс. 7:13—14). «В дел а х рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешни к и во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18). «Беззаконни к и же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28). «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешни к и от лица Божия» (Пс. 67:3). «Вот, удаляющи еся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27). «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавств у их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23). «Далеко от грешник ов спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155). «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4). «Падут в сет ь свою грешни к и» (Пс. 140:10). «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешник ов истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Спаситель не запрещает здесь, очевидно, продолжительных молитв и молитвословий, а требует только, чтобы они не были пустыми, бездушными, но были искренними и сердечными. Мф.6:8 . Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. «Знает Отец ваш» и прочее. Бог всеведущ и потому знает все наши нужды прежде нашего прошения, как знает все тайное и явное. Это, впрочем, не значит, что мы не должны просить у Бога в молитве того, что нам нужно. Господь Сам говорит: «Просите, и дáстся вáмъ» ( Мф.7:7 ); если чего будете просить в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ) и т. п. Молиться должно «не для того, чтобы известить Его, но для того, чтобы преклонить Его, дабы через непрестанное моление соединиться с Ним, дабы смириться пред Ним, дабы вспомнить грехи свои» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Мф.6:9 . Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое. «Молитесь же так». Господь предлагает лишь образец христианской молитвы, и потому это не значит, что христианин этими только словами молитвы Господней и должен всегда молиться, не употребляя других молитвословий. В ней содержится сущность христианской молитвы, дальнейшие же подробности, очевидно, могут составлять предметы для множества молитвословий, которые действительно составлены в Церкви Христовой и употребляются в таком или другом объеме всеми христианскими народами и вероисповеданиями . «Отче наш». Бог – Отец всех людей, как Творец и первый Виновник происхождения всех людей, как Хранитель всего рода человеческого, и, кроме того, Он Отец всех христиан по особенному благодатному во Христе усыновлению Им всех их ( Рим.8:14–17 ). «Наш». Этим повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего» (Златоуст; ср.: Феофилакт). «Сущий на небесах!» Бог вездесущ, но на Небесах преимущественно сияют Его слава и богатство Его благодеяний, и там Ангелы и избранные Его наслаждаются Его лицезрением, Небеса по преимуществу поведают Его величие и славу, почему Небеса и представляются особенным местом Его присутствия; там и Престол Его ( Ис.66:1 ; Пс.2:4,102:19,112:4 ; Иов.22:12 и далее; Деян.7:55–56 ; 1Тим.6:16 ); оттуда нисходит Дух Святой ( Деян.2:3–4 ); оттуда глас Божий ( Ин.12:28 ) и Ангелы Божии ( Ин.1:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

да приидет Царствие Твое. См. 17,20.21; статью «Молитва». 11 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф. 6,14.15 ; Мк. 11,25.26 . не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1Кор. 10,13 ). 11 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны. 11 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул имя языческого божества ( 4Цар. 1,2 ), которое израильтяне по созвучию воспринимали как «господин навоза», «господин мух» и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк. 3,22 . 11 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14). 11 перстом Божиим. Как и в Исх. 8,19 , это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12,28) сказано: «Духом Божиим», что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки. то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия. 11:21–22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти «князя мира сего». 11 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9,41. 11 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра. 11 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры. 11 как Иона... так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти. 11 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена. 11 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы ( Иона 3,6–10 ). 11 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение «если око твое будет чисто». 11 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Из видения Преображения Господня апостолы вполне убедились, что И. Христос есть тот самый Мессия, Который обещан миру. Но так как на основании буквального понимания пророчества Малахии о предтече Христовом (4 гл. 5 и 6 ст.): Я послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дня Господня у Иудеев было верование, что прежде Мессии должен явиться пророк Илия и приготовить Ему путь, т. е. своею проповедию приготовить людей к принятию Его; то апостолы и спросили И. Христа: как же книжники, т. е. еврейские ученые, законоучители (2:4), говорят, что (глаголют, яко) Илии надлежит прийти прежде Мессии? 11. же вщавъ реч имъ: уб прежде и устроитъ вс: Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё 12. глю же вамъ, к уж и не познаша но сотвориша немъ, восхотша: так и снъ имать пострадати нихъ. но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них 13. Тогда размша учнцы, к кртители реч имъ. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе Правда, Илии надлежит приити (Илия убо приидет) прежде и устроит все (вся). Да он уже и пришел, как Я высказал вам это и прежде (11 гл. 14 ст.) и теперь говорю (глаголю же вам), что Илия уже пришел (уже прийде). Кто же этот Илия? Это Иоанн Предтеча и Креститель Христов. Назван он Илиею потому, что действовал в духе и силе Илии. У Евреев было в обычае называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образу жизни (Злат.). Он (предтеча) предыдет пред Ним (И. Христом) духом и силою Илииною ( Лк. 1:17 ), сказал арх. Гавриил, возвещая рождение Предтечи. Только прибавляет Господь о своем Предтече не узнали (не познаша) его, а поступили с ним, как хотели (сотвориша о нем, елика восхотеша) и пр. Хотя многие из Иудеев и уверовали во Иоанна, как Предтечу Христова, и приняли крещение от него; но вообще-то Иудеи не узнали сущности его служения и великого его назначения: и потому он был ввержен в темницу и убит (14 гл. 1–12). Известно, что убил Иоанна Предтечу Ирод Галилейский за то, что он обличал его в отнятии жены у брата своего Филиппа; но Господь говорит, как будто убил его народ. Блаженный Феофилакт объясняет это так: «народ позволил Ироду убить Иоанна, тогда как мог воспрепятствовать сему, и тем самым сделался убийцею его». Тако и Сын человеческий (Он Христос) имать пострадати (пострадает) от них. Мученическая смерть Крестителя наводит на мысль о мученической смерти Его Самого, и Он пользуется этим случаем сказать об этой смерти апостолам, о чем еще так недавно говорил им (16 гл. 21 ст.). В последнее время Своей земной жизни Иисус Христос часто говорил Своим ученикам о предстоящей Ему искупительной смерти. Зач. 72-е. Исцеление бесноватого Иисусом Христом и новое предсказание Его о Своих страданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.9:14 . Пришед к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Мк.9:15 . Тотчас увидав Его, весь народ изумился, и подбегая приветствовали Его. Мк.9:16 . Он спросил книжников: о чем спорите с ними? И пришед к учеником виде (увидел) народ мног о них (около них) и пр. С этих слов начинается сказание об ицелении бесноватого отрока. Сказание об этом исцелении у еванг. Марка гораздо подробнее, чем у Матфея ( Мф.17:14–21 ). Книжники стязающяся (книжников спорящих) с ними, – с прочими Апостолами, оставленными у подножия Фавора на время Преображения (о книжниках чит. в объясн. 6 ст. 2 гл.). Спор, как видно, происходил из-за того, что ученики Господа не могли изгнать нечистого духа из отрока, приведённого к Нему для исцеления в то время, когда Сам Господь был на Фаворе. Книжники, конечно, рады были этому случаю, и воспользовались им для издевательства над учениками, быть может, даже поносили и Самого Господа, и тем старались повлиять на народ, внушая ему ложные понятия о действиях и учении Христовом. И а6ие (тотчас) весь народ, видев Его (Иисус Христос, сходящего с горы), ужасеся (изумился). Изумился благовременному появлению Господа, потому что теперь Он может легко решить спор. Могло быть и то, что на лице Господа после преображения оставался еще отблеск славы Божественной, подобно отблеску на лице Моисея, после сошествия его с горы Синая ( Исх.34:29–30 ). Это и внушало народу изумление, соединенное с чувством страха; только необычная кротость Господа рассеяла это чувство страшливости, и все, радуясь появлению Господа и изумляясь благовременности появления Его, дерзновенно подбегали и приветствовали (пририщюще целоваху) Его. Что стязаетеся к себе (о чем спорите с ними)? Вопрос этот обращен был к книжникам. Но они, как видно, молчали – молчали и от стыда за то, что так унижали пред народом Иисуса Христа с Его учениками, и от опасения быть посрамлёнными пред Ним, как не один раз это было. Зач. 40. Исцеление бесноватого отрока Иисусом Христом (окончание) и новое Его предсказание о Своих страданиях, смерти и воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Преломив пять хлебов, Иисус Христос отдал их; но куски этих хлебов умножались в руках учеников. Удивительное чудо! И не только их было достаточно для насыщения народа, но остался большой излишек; осталось двенадцать полных корзин, чтобы двенадцать апостолов носили эти корзины и чтобы слугами и свидетелями такого чуда они имели не только свои руки, но и рамена. Марк (Мк.6:41, 43) сказал, что Христос разделил и две рыбы, и что и от них остались куски. Мф.14:21.   Ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей . а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. Это — и увеличение чуда, и похвала народам, что они присутствовали с женами и детьми. Если со всем домом следовали, то всем домом и наслаждались благодеянием. Мф.14:22.   И абие понуди Иисус ученики Своя влезти в корабль и варити Его на оном полу, дондеже отпустит народы. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. Хотя ученики не хотели отлучаться от Него, понудил их войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, под тем предлогом, чтобы, оставшись Самому, отпустить народ, а в действительности же для того, чтобы ученики, имея при себе корзины с оставшимися кусками, на досуге, в Его отсутствие, внимательно рассмотрели эти куски и убедились, что чудо совершено не призрачно. Для этого и осталось их большое количество; ученикам должно было больше других убедиться, как всеобщим учителям, долженствующим отправиться во вселенную. Это — одна причина, почему Он вперед послал учеников. Другая же — та, что Христос желал, как сейчас будет пояснено, один взойти на гору, научая этим, что не всегда нужно находиться с народом, и не всегда избегать его, но то и другое делать с пользою. Поэтому и мы, оставив города с их развлечениями, пешком и беспрепятственно последуем за Христом, ведущим в пустыню, т. е. в тишину и покой, и пребудем с Ним, научающим нас всему спасительному, чтобы постясь в воздержании от страстей, исполниться Божественной благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Смысл евангельского повествования совсем не в физиологии, а в том, что духовная жизнь Иисуса Христа есть жизнь божественная. В таком случае интерес евангельского повествования не теоретический, а практический, – интерес веры. Мы, христиане, живем духовною жизнью и ради нее все блага мира вменяем в ничто, все терпим. Что же? есть ли наша духовная жизнь призрак, который рассеется, или это вечная божественная жизнь? есть ли жизнь Иисуса Христа, от которой истекает наша духовная жизнь, призрачная земная, или вечная небесная жизнь? Вот в чем интерес этого евангельского повествования, вот на какие вопросы оно отвечает 21 . Напрасно возражают, что оно передается лишь у Матфея и Луки, что его нет ни у Иоанна, ни в посланиях Павла. Рождение Христа от Св. Духа предполагается каждою строкою четвертого евангелия, которое свидетельствует, что во Христе Слово Божие стало плотью ( Ин.1:14 ), что Он есть хлеб вечной жизни ( Ин.6:48 ) и пришел для того, чтобы люди имели жизнь ( Ин.10:10 ), что Он и Отец Его одно ( Ин.10:30 ), что в Нем пребывал Отец ( Ин.14:11 ), что Он исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставил мир и отошел к Отцу ( Ин.16:28 )... Апостол Павел не только дает свидетельство, равносильное евангельскому повествованию о зачатии Христа от Св. Духа, но и надлежаще изъясняет это повествование, когда пишет, что Христос родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни ( Рим. 1:34 ), что Христос – Божий, как мы – Христовы ( 1Кор. 3:23 ). Если же евангельское повествование о зачатии Иисуса Христа от Духа Отца имеет интерес не теоретический, а практический, – интерес веры, то и достоверность этого повествования утверждается не на наших физиологических представлениях, а на нашей вере 22 , – не на богословской вере, которую можно иметь и не иметь, а на той живой вере, без которой не может существовать ни один человек. Каждый верует или во внешний мир, или в жизнь духовную, каждый живет своею верою. Для одних внешний мир более реален, чем мир духовный, а для других духовная жизнь более реальна, чем внешний мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Христос на Тайной вечере говорит ученикам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин 14:21). Апостол Иоанн Богослов называет Иуду «не Искариотом», ограждая для читателя его имя от возможной путаницы с предателем Спасителя. Иуда вопрошает Учителя: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин 14:22). Апостол смиренно недоумевает, что именно им, своим ученикам, Господь открывает Себя раньше, чем всему остальному миру. Кем был по профессии? Точно неизвестно, какую профессию имел апостол. Но в «Апостольских постановлениях» , раннехристианском памятнике, Иуда Иаковлев назван именно земледельцем. Был женат? Вероятно, апостол Иуда был женат и имел детей. Это следует из повествования древнецерковного историка Евсевия Кесарийского , который, ссылаясь на Егесиппа (сер. II века), говорит о том, что внуки Иуды, брата Господня по плоти, исповедовали свою веру во Христа перед гонителем христиан императором Домицианом (годы правления: 81–96). Написал послание? Мученичество апостола Фаддея. Нюрнбергская хроника. 1493 Соборное Послание апостола Иуды входит в состав Нового Завета. В начале послания автор сам себя называет: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова». Церковная традиция считает, что автор послания — Иуда, брат Господень, упоминаемый в Евангелии от Матфея и Марка (см.: Мф 13:55; Мк 6:3). Иуда называет себя не по имени отца, а по имени брата, видимо, потому что в общине был высок авторитет апостола Иакова. Несмотря на то, что церковная традиция относит авторство послания к Иуде Иаковлеву, среди исследователей нет единого согласия на этот счет. Где проповедовал? О проповеди и месте кончины апостола имеются различные сведения. Главная проблема заключается в том, чтобы разобраться в жизнеописании апостола Иуды и определить места его благовестия. Некоторые свидетельства говорят, что Иуда Иаковлев проповедовал в Иерусалиме, Иудее и Самарии. Другие источники указывают местом проповеди апостола Эдессу и Месопотамию, а также Арарду, где он и претерпел мученическую кончину и был погребен.

http://blog.predanie.ru/article/iuda-tre...

7); и что будет осужден несправедливо, когда продолжает: во смирении Его суд Его взятся (ст. 8). А прежде Исайи то же говорит Давид, и описывает самое судилище такими словами: “Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его” (Пс. 2:1-2). В другом месте говорит даже и об образе распятия: “Пронзили руки мои и ноги мои” (Пс. 21:17), и со всею точностью изображает наглость воинов: “Делят, — говорит, — ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий” (ст. 19). И еще в другом месте даже говорит, что поднесли Ему уксус: “Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом” (Пс. 68:22). Итак, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? Почему же он не сказал: “Ты ли Тот, Который должен придти” во ад, но говорит просто: “Ты ли Тот, Который должен придти”? Но это было бы еще смешнее прежнего. Говорят: Иоанн для того спрашивал об этом Иисуса, чтобы сошедши в ад проповедовать о Нем. Утверждающим это прилично сказать: “Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы” (1 Кор. 14:20). Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти — суд и наказание. “Во гробе, — сказано, — кто будет славить Тебя” (Пс. 6:6)? Чем же сокрушены врата медные, и стерты вереи железные? Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным, и разрушило владычество смерти. Впрочем это показывает только, что Им сила смерти разрушена, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: “Земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе” (Мф. 11:24)? Этим дано разуметь, что и они, хотя легче, однако же будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако и это их не избавит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде».    Господь сказал: «иди».    Петр вышел из лодки и пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу Христу. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, от страха исчезла вера, и тогда он стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня».    Иисус Христос сразу же протянул ему руку Свою, поддержал его и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, ветер утих.    Ученики подошли, поклонились Иисусу Христу и сказали: «воистину Ты — Сын Божий».    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.14:22-36); от Марка (Мк.6:45-56); от Иоанна (Ин.6:16-21). Исцеление дочери хананеянки    Однажды Иисус Христос пришел в страны Тирские и Сидонские. Там пришла к Нему одна хананейская женщина, по вере язычница, и начала громко кричать: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется».    Желая показать ученикам Своим сильную веру этой язычницы, Иисус Христос не отвечал ей ни слова.    Тогда ученики стали просить Его: «отпусти ее, потому что она кричит и идет за нами».    Но Иисус Христос ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома израилева».    В это время женщина, кланяясь, подошла к Спасителю, припала к ногам Его и просила: «Господи! Помоги мне».    Иисус Христос сказал ей: «дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Так он сказал, потому что евреи называли себя детьми Авраама, детьми Божиими и сыновьями Царства Небесного, а на язычников смотрели, как на псов. Вот, потому Спаситель, как бы намеренно применяясь в этом случае к евреям и приравнивая к псам эту женщину, пожелал показать евреям всю неправильность, несправедливость их отношения к язычникам. Среди язычников Он находил такую сильную веру, какой не находил даже у евреев, названных Им «погибшими овцами дома израилева». Кроме того, этими словами Спаситель указал женщине, что Он должен жить и творить Свои дела, прежде всего, среди евреев, так как они веровали в истинного Бога. А, главное, Спаситель видел верующее сердце этой женщины и радовался, что на ее примере может показать всем людям, какова должна быть вера.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010