Беседа 21. О левирате Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по 22-й главе Евангелия от Матфея. Мы рассмотрим две темы: вопрос О левирате (23–30) и вопрос О Боге живых (31–33). В контексте вопроса о левирате мы коснемся такого пагубного явления, как гражданский брак. Но прежде всего мы вспомним прошедшую беседу, в которой мы говорили о необходимости наличия радостного чувства в деле исполнения Закона Божия. Мы рассмотрели отрывок из Книги Второзакония (28, 47–51), где главной причиной наказания иудеев выставляется следующее: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца… будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь». Отсутствие радости и веселья в библейских текстах преимущественно означает потерю или ослабление веры в Мессию (Христа), то есть Евангелие. Ибо само греческое слово «евангелие» переводится, как «добрая весть», «благая весть», «благое слово», или «радостное известие». Поэтому слова «за то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца», надо понимать в контексте слова «Евангелие». И действительно, невозможно исполнить Закон Божий без Радостной Вести, воспринятой сердцем: что наши грехи искуплены Кровью Иисуса Христа, и мы не просто прощены или помилованы – мы «оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева (то есть гнева божественной заповеди – О.С.)» ( Рим.5:9 ); ибо нарушение Закона Божия вызывает правосудный и справедливый гнев Божий. Иудеи и оказались под гневом Создателя, потому что, стремясь исполнить Моисеев Закон своими собственными силами, они не уповали с радостью и весельем на Добрую Весть (Евангелие) о Мессии – Христе Иисусе, за что и оказались в галут – изгнании. Причем, Электронная Еврейская Энциклопедия сообщает: «Этим термином обычно обозначается период со времен разрушения Второго храма», который, как известно всему христианскому миру, был разрушен в наказание за неприятие Радостной Вести о Христе Иисусе. Подлинная Радость (Евангелие) была отвергнута, и теперь исполнение Закона Божия не являлось уже источником счастья и благополучия. Сказано: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» ( Втор.28:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем благовестие Ангела Иосифу: Мф.1:21 . «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Словами: «наречешь Ему имя» Ангел побуждает Иосифа усыновить Богомладенца Иисуса, таким образом сообщив Ему все права своего родословия. Обычно на Востоке имена новорожденным давали их собственные матери, тому в Ветхом Завете масса примеров. Наречение имени отцом в те времена и на Востоке и на Западе означало юридически полное усыновление, или признание отцовства. Так, например, патриарх Иаков усыновил детей Иосифа, своего сына, введя их таким образом в 12 колен Израиля ( Быт.48:5–6 ). Слова: «Он спасет людей Своих от грехов их» – не надо понимать как относящиеся только к представителям еврейского народа. Блаженный Феофилакт пишет: «Народом же израильским называет уверовавших как из среды евреев, так и из среды язычников: ибо ″Израиль″ в переводе значит: зрящий Бога (первый ″Израиль″ – Иаков, узревший Бога в борьбе с Ним, Быт.32:28–30 ); поэтому все зрящие Бога суть израильтяне, хотя бы они происходили из язычников» . Нельзя эти слова – «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» понимать и в том узком смысле, что Христос умер только за тех, которые будут находиться в Раю. Нет! Сын Божий принес именно полноту спасения, и сами уверовавшие в Него первые христиане это отлично понимали. Сказано: «Он есть умилостивление за грехи наши (то есть уверовавших – О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ). Таким образом, никто в День Судный не сможет сказать: «Я погибаю, потому что Христос не омыл мои грехи, не умер за меня». Господь Иисус Христос совершил искупление именно всех грехов и преступлений рода человеческого, как тех людей, которые жили до Его Боговоплощения, так и тех, которые жили во дни Его земной жизни, так и за грехи тех, которые жили и живут после Его Вознесения, – и так до Второго Пришествия. Но реально воспользоваться даром Божьего прощения могут только те, которые согласятся с этим даром Искупления, ответят на призыв Спасения ВЕРОЮ. Сказано: «…верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.19:14 . «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Блаженный Феофилакт, так истолковал данный стих: « Кроме того, ученики полагали, что достоинство их Учителя может унижаться, если будут подносить детей. Но Христос, показывая, что для Него приятнее тот, в ком нет лукавства, говорит: «пустите детей, ибо таковых есть Царство Небесное». Он не сказал: «этих», но «таковых», то есть простых, невинных, незлобных. Посему если и ныне к какому-либо учителю приходят христиане, предлагая детские вопросы, то учитель не должен удалять их от себя, но должен принять их ». То есть мы не можем быть, как дети, умом, но именно чисты, как дети, душою. Сказано: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ); и еще: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк.10:15 ). Но есть и аллегорическое истолкование донного стиха. Латинский учитель Церкви, Иларий Пиктавийский , пишет: « Итак, дети были приведены, но им и препятствовали. Дети – прообраз язычников, которым спасение даровано через веру и проповедь. Но поскольку целью было сначала спасти Израиль, то поначалу ученики и препятствовали детям приближаться к Нему. Действия апостолов объясняются не их собственными намерениями, а, скорее, тем, что они прообразуют будущую проповедь язычникам. Господь говорит, что детям нельзя мешать, «ибо таковых есть Царство Небесное»; язычникам же предстояло через возложение рук обрести благодать и дар Святого Духа ». Слова « пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне » в древней Церкви приводились в обоснование крещения младенцев. И далее мы читаем: Мф.19:15 . «И, возложив на них руки, пошел оттуда». Родители имеют право благословлять детей подобно пророкам и священникам. Причем благословение, полученное от отца, может в корне поменять жизнь ребенка, достаточно вспомнить благословение Исааком Иакова, которого сначала он не хотел благословлять. Равно как и проклятие родителя может полностью изменить жизнь не только ребенка, но и всего его потомства, случай с Ноем и Ханааном, сыном Хама ( Быт.9:25 ). Благословение Израилем (Иаковом) Манассии и Ефрема, даже поменяло степень их родства (48, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.18:4 .  итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; (Ср. Мф.23:12 ; Лк.14:11, 18:14 ). Нельзя думать, что мысли, изложенные в 3-м и 4-м стихах, совершенно тождественны. В 3-м стихе излагается общая мысль, что ученики должны уподобляться детям, т.е. всем свойственным им хорошим качествам. Стих 4 представляется выводом из предыдущего, на что указывает частица ον ( «итак»), указывает на частную черту детского характера, действительно заключающуюся в смирении. Буквально: «итак, кто смирит себя, как это дитя, тот – больший в Царстве Небесном». Мф.18:5 .  и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; (Ср. Мк.9:37 ; Лк.9:48 ). Подробнее излагается этот стих у Луки, самая сокращенная речь – у Матфея. Связь этого стиха с предыдущим объяснить трудно. По нашему мнению, объяснение возможно только при допущении, что в словах Христа «Меня принимает» выражается мысль столько же о Царе, т.е. Христе, сколько и об Его Царстве. При таком толковании в данном стихе можно видеть ответ на последнюю часть вопроса, изложенного в 1-м стихе. Этот вопрос можно расчленить так: 1) кто больше? и 2) кто больше в Царстве Небесном? На первую часть был дан ответ в том смысле, что кто больше, тот должен быть всех меньше, уподобляться дитяти. На вторую часть – в том, что желающий быть больше всех в Небесном Царстве, должен принимать Христа. Таким образом, Царь и Царство здесь как будто не только не разделяются, но отождествляются, и одновременно с этим сообщается ближайшее представление о том, что такое Небесное Царство. Согласно Матфею, это есть принятие (в свою душу и сердце) Христа, но по Марку и Луке – и Пославшего Его Отца. Так и у Иоанна: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Разница в том, что синоптики, говоря о том же, о чем Иоанн, выражают свою мысль в образах. Спаситель не говорит просто «принимает Меня», но «кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает», с прочими добавлениями Марка и Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет» 429 . И далее мы читаем: Мф.24:48–51 . «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Блаженный Иероним пишет: «…так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: “много дней пройдет” и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию » 430 . Здесь показано, что хотя мы считаем себя хозяевами жизни, хотя бы собственной, но в действительности мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Если выполнили волю господина и «господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк.12:37 ). – То есть выполнившие волю Господа примут участие в Мессианском Небесном Пире. Но если раб тот расслабится, перестанет бодрствовать « и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами », то наказание не замедлит. Сказано: « придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ». Да не будет такого с нами! Подводя итог сегодняшней беседы с надеждой на спасение, о которой сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» ( Рим.8:24 ), мы, уповая на слова Сына Божия: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ), восклицаем в ответ на клич Господа «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Спаси вас Христос! Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Под крестом имеются в виду вообще страдания. Выражение это встречается еще у Мф.16:24 . Мф.10:39 .  Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Ср. Мк.8:35 ; Лк.9:24 ). Буквально: «нашедший душу свою... найдет ее». Кроме указанного места, изречение в несколько измененном виде встречается еще в Мф.16:25 ; Лк.9:24, 17:33 ; Ин.12:25 . Мф.10:40 .  Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; Мысль, выраженная в этом стихе, указывает на божественное самосознание Христа, потому что под «Пославшим» нельзя понимать никого, кроме Бога. Она повторяется в различных вариантах у Матфея и в других Евангелиях ( Мф.18:5 ; Мк.9:37 ; Лк.9:48, 10:16 ; Ин.13:20 ). Мф.10:41 .  кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Общий смысл этого выражения довольно ясен. Кто входит в общение с пророками, тот получает такую же награду, какую получают пророки, и кто входит в общение с праведниками, тот получает такую же награду, какую получают праведники. Награда здесь подразумевается, конечно, та, которая дается от Бога. Не материальная какая-нибудь награда, а духовная. Затруднительным здесь является только выражение: «во имя пророка», и: «во имя праведника». Почему не сказано просто: пророка и праведника, а «во имя»? Греческое выражение ες νομα допускает такой перевод: кто принимает пророка за пророка… и праведника за праведника и прочее. Неправильная греческая форма, обязанная своим происхождением евр. «бешем» (Бласс). Иероним перефразирует это выражение так: кто пророка принимает, как пророка, и разумеет его, как говорящего о будущем, тот получает награду пророка. Иудеи, понимавшие пророков в точном смысле, не получат награды пророков. Иначе сказать, во всякой профессии плевелы смешаны с пшеницей. Объясняя тот же стих, Иероним далее спрашивает: «Следовательно и ложных пророков и Иуду мы должны принимать и им предоставлять содержание? Предупреждая об этом, Господь сказал раньше, что нужно принимать не лица, а имена; и награды не будут лишены принимающие, хотя бы тот, кого они принимают, и не был достоин».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.5:20 . «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» «Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя [ Кол. 3:1, 2 ], а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет [акаф. Иис. Сладч., конд. 8]. В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам [ Ин. 14:2 ]. Наше житие на небесах есть [ Флп. 3:20 ]. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное [ Мф. 5:3, 20 ]. Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие [ Лк. 18:16 ]. Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны – Тело и Кровь? Эта цель дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему» т. 2, 300]. Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.» Мф.5:22 . «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.» «Говорим брату: чудак, это равносильно слову – урод, а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней [ Мф. 5:22 ], равно говорящий – подлец, скотина, негодяй, рожа или образина. Осторожным надо быть в словах. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься [ Мф. 12:37 ]» 10]. Мф.5:23 . «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,» Мф.5:24 . «оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» «При молитвах наших за ближних, Господь смотрит на сердца наши: искренне ли мы желаем спасения и всякого блага нашим ближним, как себе; во-вторых, на то, искренне ли мы гнушаемся грехом и любим покаяние и добродетель; в-третьих, на то, любим ли мы искренне Господа и сердечно ли преданы Ему; в-четвертых, не гневаемся ли на ближнего, не враждуем ли. Аще убо принесешь дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: оставь ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф. 5:23–24 ). Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение снисходительное, терпеливое, всепрощающее, полное любви, чтобы Бог простил и нам» 48].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Некоторые под словами: «труды плодов твоих», — разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл, одинаковый с вышесказанным; то есть что человек вначале делает, и каким путем ходит, то впоследствии это или облегчает его участь, или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: «Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». А нерадящие в юности воздыхают в старости своей. 4. Как подражать Богу Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1). Истинные христиане могут подражать Богу особенно исполнением следующих трех Евангельских заповедей: 1. Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд…» «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2. Святой апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 14–16). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души. 3. Сказано в Евангелии от Матфея: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17: 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Стефан ( Деян. 7:5–9 ): «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой». Стефан просил Христа в точности о том же, о чём Сам Иисус просил Бога, находясь на кресте. Это значит, что Христос для Стефана был Богом. Заключение Уильям Бидервулф сделал весьма подходящее в данном случае заключение из разобранных нами свидетельств. Он пишет следующее: «Прочитать Новый Завет и не увидеть, что Иисус считал Себя не просто человеком, – это то же самое, что в безоблачный полдень посмотреть на небо и не увидеть на нём солнца». Приведём также слова «возлюбленного ученика» Иоанна: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан. 20:30–31 ). КОСВЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА Христа О СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОСТИ Во многих случаях Иисус косвенно указал на Свою Божественную сущность. Ниже приведены соответствующие ссылки на Писания. Эта таблица включает и несколько прямых утверждений Иисуса о Своей Божественности. ИИСУС – БОГ Иегова Общий титул или действие Творец Спаситель Воскресающ. мёртвых Пастух Слава Божья Первый и Последний Осия.13:14 Искупитель Твердыня, камень Прощающий грехи Его хвалят ангелы Во всём Ветх. Зав. Ему молятся Творец ангелов Исповедание как Господа Эту таблицу мы позаимствовали из книги «Христос – тема Библии», под ред. Нормана Гейслера, изд-во Мооди Пресс, 1969. Некоторые из этих утверждений, по нашему мнению, нуждаются в дополнительных пояснениях, которым и посвящён настоящий раздел. Он утверждал, что обладает властью прощать грехи ( Мк. 2:5 ), ( Лук. 7:48 ) По еврейским законам отпускать грехи мог исключительно Бог . И действительно, в Евангелии от Марка (2:7) недовольные Христом книжники вопрошают: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» В Евангелии от Матфея (9:5–6) Иисус исцеляет паралитика, отпустив ему грехи. И вновь на Него нападают религиозные вожди.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

7:12); также: “Ты Самарянин и … бес в Тебе” (Ин. 8:48). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни: всякий “кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит” (Мф. 21:44). Здесь Христос представляет двоякую гибель: одну от преткновения и соблазна, — это означают слова: “упадет на этот камень”; а другую, когда подвергнутся пленению, бедствиям и совершенной погибели, — что ясно выразил словами: “того раздавит”. Этим же Он указал и на Свое воскресение. Пророк Исаия говорит, что Он обвиняет виноградник (т. е., народ); здесь же порицает и начальников народа. У Исаии говорит Он: “Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему” (Ис. 5:4)? А у другого пророка: “Какую неправду нашли во Мне отцы ваши” (Иер. 2:5)? также: “Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя” (Мих. 6:3)? Так Он изображал неблагодарность иудейского народа, что они за все Его благодеяния воздали Ему противным! Здесь то же самое говорит с большею силою. Не Сам Он является говорящим: “Что еще надлежало бы сделать … , чего Я не сделал”? Но представляет, что они сами произносят приговор, что все для них было сделано, и тем сами себя осуждают. Слова их: “Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям” — то и означают, что они сами на себя произносят самый строгий приговор. И Стефан укоряет их в этом, особенно нападая на них за то, что они, пользуясь постоянно великим Божиим промышлением о них, воздавали Благодетелю совсем противным; и это самое было ясным доказательством того, что не наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни. То же доказывается и здесь, как притчею, так и пророчеством. Христос не удовольствовался одною притчею, но привел еще два пророчества: одно Давидово, другое — собственное Свое. Итак, что же должны были сделать иудеи, выслушав это? Не поклониться ли Господу? Не удивляться ли Божией о них попечительности, явленной как в древние времена, так и после этого? Если никакое благодеяние не могло их сделать лучшими, то по крайней мере не надлежало ли им вразумиться хотя страхом наказания? Но они не вразумились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010