В Ветхом Завете есть и другие места, содержащие упоминания о ростовщичестве. В 14 псалме пророк Давид, изображая человека совершенного, среди его добродетелей перечисляет и то, что он серебра своего не отдает в рост ( Пс. 14:5 ). Также и у пророка Иезекииля праведник, творящий суд и правду «в рост не отдает и лихву не берет» (Иезек. 18:8). Перечисляя беззакония народа, среди прочих грехов этот же пророк называет взимание роста и лихвы (Иезек. 22:12). Толкуя это место, святитель Василий Великий пишет, что пророк «Иезекииль полагает в числе самых важных беззаконий брать лихву и избыток» . Похожая же мысль содержится и в 54 псалме. Описывая город, изобиловавший множеством беззаконий, пророк Давид пишет о нем, что «не оскуде от стогн его лихва и лесть» ( Пс. 54:12 , цитируется по-церковнославянски). Косвенно относящиеся к ростовщичеству наставления есть также и в Новом Завете. В Евангелии от Матфея говорится: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф. 5:42 ). Подобное по содержанию поучение приводит и другое синоптическое Евангелие: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад… И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:30, 34–36 ). Здесь Господь, утверждающий, что ни йота не прейдет из Закона ( Мф. 5:18 ), не только не отменяет ветхозаветные постановления о запрете ростовщичества, но, говоря о займе, устанавливает более высокую нравственную планку. Давая в долг, не только не следует требовать процентов (это уровень Ветхого Завета), но даже и не надеяться на возвращение ссуды: «взаймы давайте, не ожидая ничего». Помимо приведенных отрывков, есть еще одно интересное место в Евангелии, которое косвенно также касается ростовщичества. Речь идет о притче о талантах. В ней Господин, обличая раба, скрывшего в землю данный талант, говорит: «…лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим; и я, придя, получил бы мое с прибылью» ( Мф. 25:26–27 ). Что понимать здесь под отдачей серебра торгующим? Святитель Иоанн Златоуст , толкуя это место в Евангелии, понимает его как повеление отдать деньги в рост: «С денег вещественных Он (Господь — прим. автора) воспретил брать рост… Между тем в духовных дарах Господь обещает потребовать от нас лихвы» . Иными словами, святитель Иоанн допускает только духовное понимание притчи о талантах, и отвергает мысль о ней словно о какой-то «легализации» Господином ростовщичества.

http://azbyka.ru/pravo/articles/rostovsh...

Из сказанного можно видеть, что если бы евангелист хотел при помощи будто бы вымышленного им события подтвердить ветхозаветную цитату из пророка Захарии, то ему не было никакой надобности к осленку прибавлять еще ослицу. Если он передает о событии иначе, то этого требовал от него не пророческий текст, а историческая действительность. Здесь было то, что бывает обыкновенно. Как наша мысль или подтверждается, или исправляется действительностью, так и пророчество может подтверждаться и исправляться ею же. По мысли пророка, должно было бы быть вот что, а в действительности было вот что. Действительность нисколько не противоречила пророчеству, но последнее получило в ней совершенно оригинальное и совершенно непредвиденное подтверждение. Показание Иоанна, что ко Христу был приведен не νος (осел), а маленький ослик ( νριον – Ин.12:14 ), разъясняет все недоумения. Ясно, что это был еще детеныш, маленький ослик, который не отвык от матери. Она нужна была, очевидно, для того, чтобы и его заставить идти. Какого-либо особенно символического смысла здесь, по-видимому, нет. Но сам факт, что Спаситель ехал на молодом необъезженном ослике, весьма интересен и характерен. Как ни величественно было начавшееся в то время около Христа народное движение, Сам Он был так кроток, что ехал не на лошади (как завоеватели) и даже не на большом осле, а на ослике, сыне подъяремной (ср. речи о снаряжении царей Исх.15:1, 4 ; Втор.17:16 ; Пс.19:8 ; Ис.31:1–3 ). Мф.21:6 .  Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: (Ср. Мк.11:4–6 ; Лк.19:32–34 ; Ин.12:13 ). В то время, как все это происходило, в народе разнесся слух о том, что Иисус Христос отправляется в Иерусалим. Сравнивая здесь выражения евангелистов, находим, что в них как бы отражается беспорядочность народного движения, которая обыкновенно бывает в подобных случаях. Одни едут навстречу Спасителю, другие – за Ним и впереди Него. Матфей сообщает только об исполнении учениками повеления Спасителя. Марк и Лука – о разговоре с разными лицами при отвязывании и взятии осленка и ослицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что же касается идолопоклоннического образца, которому ты подражаешь, то и тут абсурдно надеяться, будто благодаря этому ты получишь какое-нибудь преимущество. Ты отказываешься от собственной зримой идентичности, чтобы стать искаженной копией каких-то персонажей, которые сами пребывают в кризисе идентичности, подобно персонажам Ф.М. Достоевского. Церковь учит христиан тому, что надо быть красивым душой, и эта душевная красота отобразится и на теле. Перевела с румынского Зинаида Пейкова Рейтинг: 6.7 Голосов: 311 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Сергей 19 августа 2023, 10:11 Статья как лакмусовая бумажка, показывает, кто есть кто. И объяснять-доказывать что-либо таким " верующим " не имеет смысла. Ибо живут по принципу: " правильно то, что мне нравится, а что там говорит Церковь или Св.Писание - не важно " . Нина Никифорова 29 июня 2017, 14:12 Человек с татуировками, пирсингом, шайбами в ушах и пр. афиширует свои психологические проблемы,отсутствие культуры и интеллекта. Татьяна 23 февраля 2013, 14:50 Отличная статья! Спаси, Господи! Тату, пирсинг, даже косметика - это всего лишь внешнее проявление (симптом) внутренних идолов. Зато окружающим сразу видно с кем они имеют дело. Василий 21 февраля 2013, 21:34 Ну, то что серьги и крашеные ногти - грех, это уже абсурд, однозначно. 21 февраля 2013, 12:54 Без Церкви нет спасения. «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», — говорил святитель Киприан Карфагенский еще в веке. Нельзя портить и уродовать созданное руками Господа. Сам Господь запрещал это (напишу уже приведенную ранее цитату): «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:28). Так если даже ради умершего нельзя этого делать, то как это модно допускать ради развлечения или стремления выделиться (а в действительности из подсознательного желания быть как все)?! И чрезмерное упование на Бога — тоже грех. В Евангелии от Матфея сказано: «Иисус сказал ему [сатане]: написано также: „не искушай Господа Бога твоего“» (Мф. 4:7). Это значит, что мы не должны искушать также и любовь и милосердие Бога, не должны чрезмерно уповать на Его милость: «Нагрешу, попрошу прощения, Господь простит» или «Это же не тяжкий грех, не убийство, не воровство; Бог простит».

http://pravoslavie.ru/46294.html

10) Ибо многих Он исцелил, так что бросались к Нему, чтобы коснуться Его, сколько их имело язвы. 11) И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и вопияли, говоря: 12) «Ты – Сын Божий». И Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. 13) И взойдя на гору, Он позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14) И сделал так, чтобы двенадцать с Ним были; и чтобы Он посылал их проповедовать. 15) И дал им власть исцелять от болезней и изгонять бесов. 16) И дал Симону имя Петр. 17) [Поставил:] и Иакова Зеведеева, и Иоанна, брата Иакова, и нарек им имена Воанергес, то есть «Сыны Грома», 18) и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Хананея, 19) и Иуду Искариота, который и предал Его. 20) И приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба поесть. 21) И, услышав, близкие [Его], вышли взять Его, ведь говорили: «Ибо Он пребывает в исступлении». 22) А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили: «Ибо Он имеет [в Себе] веельзевула, и ибо Он изгоняет бесов силою бесовского князя». 23) И, призвав их, говорил им в притчах: «Каким образом может сатана изгонять сатану? 24) И если царство разделено будет само в себе, не может устоять царство то; 25) и если дом развален будет сам в себе, не может устоять дом тот; 26) и если сатана восстал на самого себя, он разделен и не может устоять, но пришел конец его. 27) Никто не может, войдя в дом сильного, расхитить утвари его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. 28) Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и богохульства, какими бы ни хулили; 29) кто же будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но будет повинен он вечному греху». 30) [Сказал], потому что говорили: «Он имеет нечистого духа». 31) И пришли Матерь Его и братья и, стоя вовне, послали к Нему зовущих Его, 32) и сидел вокруг Него народ. И сказали Ему: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои, находясь снаружи, спрашивают Тебя». 33) И отвечая им, говорит: «Кто матерь Моя и братья Мои?» 34) И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои; 35) ибо кто будет творить волю Божию, тот Мне брат, и сестра Мне, и матерь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

http://www.youtube.com/watch?v=jlDv1HEcft4 " Милосердный Отец " Фавста - Флюра 2016/08/10, 08:06:24 Упокой,Господи,душу новопреставленного раба Твоего схиархимандрита Иеремии,прости ему всякое согрешение вольное и невольное и даруй ему Царствие Небесное. 2016/08/09, 23:18:25 Пусть мертвецы хоронят своих мертвецов. а ты иди за Мной душа Божиящ: Говорит Христос Бог. Настящий День Рождения души человечской, это её Христос Бог и день смерти её тленного тела, тленного плена, тленного гроба. Аминь. Слава Христу Богу за всё. Слава Богу за всё 2016/08/09, 23:14:45 Со святыми упокой, новопреставленного игумена схиархимадрита Иеремия!!! Царствие Небесное, вечная память!!! рБ Ольга 2016/08/09, 22:20:46 !УПОКОЙ ГОСПОДИ+во Царствии Своем блаженнопочившего старца Иериемию со всеми нашими усопшими родными,прости им согрешения вольная и невольная и нас грешных помилуй Господи Иисусе Христе Боже наш молитвами Богородицы,великомученика и целителя Пантелеимона,и всех Святых святыми молитвами+СПАСИ БОЖЕ НАС! +Андрей 2016/08/09, 22:07:01 Светлый старец о.Иеремия моли Бога о нас!!! Дмитрий 2016/08/09, 15:02:07 Помним, любим, ждём!!! Александр 2016/08/09, 14:44:26 Царство небесное !!! В марте был в монастыре. алексей 2016/08/09, 12:39:02 Со святыми упокой ,Господи. душу н.п.схиархимандрита Иеремии! р.б.Людмила 2016/08/09, 11:43:08 У мощей игумена Иеремии читалось Евангелие насельниками обители... Как хорошо-то!!! И он послушал и монахи обители лучше изучили Евангелия. Двойная польза :) Евангелия (всего их 4: от Иоанна, от Матфея, от Луки и от Марка) - это главная книга в нашей жизни и ее надо знать всем... Святые отцы советуют читать Евангелия по 1 главе каждый день... Перед чтением - короткая молитва... Дочитаете до конца книги и потом снова... А в Евангелии почти ничего не говорится о жизни Иисуса Христа в детстве... Эта тема еще ждет своих исследователей :) Я так думаю... Александр 2016/08/09, 11:34:59 Царствие небесное новопреставленному схиархимандриту Иеремии, вечная память! Надежда 2016/08/09, 11:23:13

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2333

Глубоковский Н. Н. Бог-Слово: экзегетический эскиз «пролога» Иоан нова Евангелия (1.1–18)//Православная мысль. 1928. 1. С. 29–121. [Электр. ресурс]:(дата обращения: 24.07.12). Глубоковский Н. Н. Лекции по Священному Писанию Нового Завета/Подг. текста и примеч. В. Пислякова, науч. ред. прот. Л. Грилихеса , предисл. свящ. Д. Юревича . М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2006. Т. 1. 407 с. Глубоковский Н. Н. Святой апостол Лука, евангелист и дееписатель. М.: Моск. подворье ТСЛ, 1999. 202 с. Горский А., прот. История евангельская и Церкви апостольской: В 2 т. Киев: Пролог, 2007. Т. 1: Евангельская история. 299 с. Грилихес Л. , свящ. Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1999. 91 с. Грилихес Л. , свящ. Евангельские притчи и внебиблейские языковые данные//Альфа и Омега. М., 2002. 4 (34). С. 19–28. Грилихес Л. , прот. Христос и самарянка//Альфа и Омега. М., 2003. 4 (38). С. 13–18. Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. М.: ПСТГУ, 2011. 413 с. Дьячков А. Туринская плащаница//Иерусалимский православный семинар. М: Индрик, 2011. С. 23–56. Евангелие от Луки: Комментарий к греческому тексту. М.: Центр библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви, 2004. 276 с. Евангелие от Марка: Комментарий к греческому тексту. М.: Центр библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви, 2004. 124 с. Емельянов А., прот. Введение в Четвероевангелие. М.: ПСТГУ, 2009. Завершинский Г., свящ. Дух дышит, где хочет: Введение в православное учение о Святом Духе. СПб.: Алетейя, 2003. 254 с. (Византийская библиотека). Ианноне Д. Тайна туринской плащаницы: Новые научные данные/Пер. с англ. СПб.: Амфора, 2005. 271 с. Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета: Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса. Изд. 8. СПб.: Воскресение: Лествица: Диоптра, 2002. 911 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

«Для Царствия Небесного изволил страннообразно пожить на земле муж, которого на земле не было больше в рожденных женами (Ср.: Мф. 11:11 ); жил в пустыне, питался самою скудною и суровою пищею; носил одежду также самую грубую (См.: Мф. 3:4 ; Мк. 1:4, 6 ). Так жили и живут доныне смиренные пустынники, оставив все прелести мира – просторное жилище, богатые одежды, вкусные и утучняющие снеди. А мученики отдали себя на все роды мучений, предвидя себе будущее упокоение и нетленные венцы» 182]. " Се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мал. 3:1 ; Мф. 11:10 ; Мк. 1:2 ). Священник есть ангел Господа Вседержителя, который должен уготовлять Господу путь в сердцах людей, в коих Он, Владыка, хочет вселиться и ходить, по Писанию: вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (Ср.: Лев. 26:12 ; 2Кор. 6:16, 18 ). Итак, священник должен вопиять часто: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его ( Мф. 3:3 ; Ис. 40:3 ), то есть право живите, по заповедям Его» 372]. Мф.3:6 . «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» «О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближибося Царство Небесное [ Мф. 4:17 ], приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя [ Мф. 3:6 ], то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов; то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют [ Мф. 12:34 ]. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому так же естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою [мол. Анны, матери Самуила]» т. 1, 190].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

к Римлянам (16:15–23), 53) Онисифор ( 2Тим. 1:16 ), 54) Климент, епископ Римский ( Флп. 4:3 ), 55) Сосфен ( Деян. 17:17 ) 56) Аполлос ( Деян. 18:24–25 ), 57) Тихик ( Еф. 6:21–22 ), 58) Епафродит ( Флп. 11:25 ), 59) Карп ( 2Тим. 4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян. 12:25 ), 62) Зина (Тим. 3:13), 63) Аристарх ( Деян. 19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим. 4:21 ), 65) Трофим ( Деян. 20:4 ), 66) Марк ( Кол. 4:10 ), 67) Артема (Тим. 3:12), 68) Акила ( Деян. 18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 послании к Коринфянам (16:17). Все почти они, мы отчасти уже и указали, были епископами в разных новоустроенных Церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой, например, Дионисия Ареопагита ( Деян. 17:34 ), Симеона Нигера (там же 13:1), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия, и других. О всех подобных благовестниках вышеупомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «Легко усмотрим, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати Апостолам, затем боле пятисот братии единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, когда он писал это». Церковная служба собору семидесяти апостолов в 4 день января установлена в IX веке, когда славный песнописец Иосиф составил и общий канон для всех семидесяти апостолов, и частные для некоторых из них. Обличение фарисеев относительно преданий старцев ( Мф. 15:1–20 ; Мк. 7:1–23 ) Прот. Горский. Из «Евангельской истории» Мф. 15:1–2 ; Мк. 7:1–5 . Иисус Христос не был в Иерусалиме на третьей Пасхе. Так как иудеи искали убить Его, то Он и не хотел ходить по Иудее, а ходил по Галилее. Но фарисеи Иерусалимские, ο π το ερουσαλμ – выражение указывает не на место только, откуда пришли, но и на постоянное местопребывание (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе”. Продолжает ту же тему предваряющих Крест событий паремия из пророка Захарии, как бы въяве описывающая и изъясняющая историю предательства и отчаяния Иуды: …поставиша мзду Мою тридесять сребреник. И рече Господь ко Мне: вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них. И приях тридесять сребреник и вложих их в храм Господень в горнило (Зах 11:12–13). Потрясающе свидетельствует здесь слово пророческое о добровольности страданий Христовых. Он смиряется до того, чтобы сделанное Иудой и первосвященниками со сребрениками приписать Себе (ясно, что за образом пророка стоит Сам Господь Иисус). О том же и более — о грехах всего мира, которые берёт на Себя Христос, — предваряющий паремию прокимен: “Сердце Его собра беззаконие Себе”. А вот апостольское чтение из Послания к Галатам обращено исключительно к славе Креста и нашему приобщению Христу Распятому (Гал 6:14–18). Тем самым мы приуготовляемся к слушанию Матфеева Евангелия о Страстях (Мф 27). Надо сказать, что в чтениях Царских часов Великой Пятницы представлены все Евангелисты, ибо, в отличие от многих других важных событий земной жизни Господа, о важнейшем — Страстях и Воскресении — пишут и Матфей, и Марк, и Лука, и Иоанн. Между прочим мы услышим у Матфея о первоначальной хуле обоих распятых разбойников (о последующем покаянии одного из них будет повествовать Лука, но это на шестом часе). На часе же первом вновь, как и в 21-м псалме прообразовательно, услышим молитву богооставленности, но уже непосредственно из Евангелия: Или, Или, лима савахфани (Мф 27:46). И в этом повторении — свидетельство реальности: что было там и тогда, открывается богослужебно нам здесь и сейчас. Сейчас — когда отошёл час первый Страстей… Наступает третий час, час суда человеков над Богом, возвращающийся, как сказано, судом миру сему. О том — избранные псалмы: Суди, Господи, обидящыя Мя, побори борющыя Мя… да постыдятся и посрамятся ищущии душу Мою: да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии Ми злая… воставше на Мя свидетеле неправеднии… искусиша Мя, подражниша Мя подражнением, поскрежеташа на Мя зубы своими… да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом Моим… да возвеличится Господь, хотящии мира Рабу Его (Пс 34:1–27).

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

Мк.12:33 .  и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Мк.12:34 .  Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. (См. Мф.22:34–40 ). Евангелист Марк в этом разделе несколько отличается от Матфея. Так, он говорит, что к Господу приступил один из книжников, вслушавшийся в прения, которые вели между собой враги Христа (У Матфея он назван «законником из фарисеев»). Не говорит евангелист Марк, чтобы у этого вопрошателя были искусительные намерения (как сообщает Матфей). Может быть, в самом деле книжник, хотевший было искусить Христа, скоро отказался от своего намерения, почему евангелист Марк и не счел нужным упоминать о том намерении. Далее, заповедь о любви к Богу Марк предваряет словами известной еврейской молитвы («шма»), представлявшей собой повторение слов Моисея ( Втор.6:4 ). У евангелиста Марка эти слова Моисея являются основанием требования исключительной любви к Богу: Бог есть единственный Господь или Владыка, следовательно, Ему одному должна принадлежать вся любовь израильтянина. «Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель!» (стих 32). Лучше слово «хорошо» относить к глаголу «сказал», потому что в Евангелии Марка нигде обращение «Учитель» не ставится на втором месте. «Больше всех всесожжений» (стих 33; см. Ос.6:6 ; 1Цар.15:22 ). Это прибавление было весьма важно для читателей Евангелия Марка, христиан из язычников, смущавшихся тем, что у них не было такого храма и такого торжественного культа, какой до 70 года имели иудеи. «Иисус, видя, что он разумно отвечал...» (стих 34). Разумность ответа книжника сказалась не только в его согласии со словами Христа, но и в стремлении точно определить те способности, какими человек должен служить Богу. Именно (по лучшему чтению см. Тишендорф, 8-е изд.), он говорит, что Бога нужно любить сердцем, умом или разумением и силою: он ставит таким образом рассудок ( σνεσις) 13 как орудие любви к Богу, которая действительно должна быть вполне осмысленным подвигом, а не только делом чувства. Однако все же мало для вступления в Небесное Царство одного признания единства Божия и необходимости любви к людям. Нужно еще исполнять эту высшую заповедь: книжнику нужно подойти ко Христу не только как к Учителю, но и как к Спасителю, Который только и может подать ему силы, необходимые для исполнения той величайшей заповеди. А веры-то во Христа как в Мессию, очевидно, у него еще и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010