Со временем обитель возрастала, в 1917 году там подвизались 31 монах и 45 послушников. Казалось, ничто в тихой провинции не предвещало бури, но старец предсказывал: " Грядет скорбь великая, но через неё очистится народ, переродится. На крови мучеников возрастёт древо святости, от которого будут питаться многие и насытятся " . После революции духовные чада предупреждали старца об опасности, на что он отвечал: " Что они мне сделают? Я монах. Лишат имущества? Я уже заранее отрёкся от него. Осудят на изгнание? Я и без того не принадлежу миру и земле. Лишат жизни? Для меня жизнь только лишения и подвиг борьбы, страдания и вовсе не наслаждение. И я уже и сам всю жизнь свою посвятил Богу. Словом, я монах! Что мне сделают? " Прп. Матфей Яранский. Икона В 1918 году Анно-Пророчицкий монастырь был упразднён, его имущество национализировано. Монастырские насельники вынуждены были разойтись по городам и весям. В бывшей обители остались лишь некоторые из братии, решившие заниматься сельским хозяйством и создавшие товарищество " Опытное поле " . Изгнанный же из монастырского скита отец Матфей одно время находил приют в селе Большая Рудка Шарангской волости Яранского уезда (ныне Нижегородской области), но последнее своё земное пристанище он обрёл в деревне Ершово Беляевской волости, располагавшейся в версте от бывшей монастырской пасеки. Местные жители, глубоко чтившие отца Матфея, построили ему на своей земле небольшую келью-избушку, где он прожил более восьми лет. Молиться старец ходил в Никольскую церковь соседнего села Беляевское . В то время к батюшке за советом и помощью приходило множество людей из разных губерний. Он часто говорил притчами, иносказательно, как будто о ком-то другом, и словно обращался к кому-то другому, но слушающий понимал, к кому обращена эта речь. Так, весной 1925 года к старцу тайно пришел епископ Нектарий (Трезвинский) , только что назначенный на Яранскую кафедру. Отец Матфей смиренно открыл дверь, взял благословение и, когда владыка молился перед иконами, вдруг запел: " Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего… " Так скоро и точно преподобный дал ответ будущему священномученику на все приготовленные им по пути вопросы.

http://drevo-info.ru/articles/13679584.h...

При игуменстве отца Афанасия в обитель вновь потянулись богомольцы, что не могло понравиться властям. А сам отец настоятель, совершая поездки по деревням, учил, а возможно, приводил слова преподобного Матфея Яранского, который на тот момент ушел в уединение в деревне Беляево. Например, известно его пророчество о великой войне и падении советской власти. Все это был прекрасный предлог для окончательного закрытия монастыря, что и произошло вскоре после кончины прп. Матфея Яранского. В 1929 г. Пророчецкий монастырь был закрыт повторно, теперь уже навсегда, но в эти трудные годы обитель воспитала многих молитвенников. Старец прятался в храме за печку и там стоял всю службу, молясь в уединении После закрытия монастыря в 1919 г. о. Матфей с несколькими братьями удалились на бывшую монастырскую пасеку около с. Большая Рудка Шарангской волости Яранского уезда, расположенную в 25 верстах от монастыря. Места эти ранее принадлежали купцам Беляевым и были переданы монастырю вдовою. В благополучные годы монахи здесь держали пасеку. Незадолго до революции на бывшей Беляевской даче стал возводиться скит, но достроить его не успели. В этих постройках и жили теперь монахи. Сам отец Матфей жил в келье, отделенной от общего корпуса, в котором раньше проживало несколько монахов, обслуживавших пасеку. Вскоре большевики отобрали у монахов и эту землю, а дачу разграбили. Жители соседней деревни Ершово построили недалеко от нее для преподобного маленькую избушку, в которой он прожил все оставшиеся годы своей жизни. В двух километрах от деревни стояла деревянная церковь в с. Беляево, куда о. Матфей ходил на службы. Как рассказывают, чтобы быть незамеченным от людей, старец прятался в храме за печку и там стоял всю службу, молясь в уединении. Приходил он всегда первый, а уходил последний. Обновленческий раскол Христос немыслим без Церкви, так и всякий христианин не может спастись и угодить Христу в расколе или в ереси. Граница принадлежности к Церкви — Евхаристическая Чаша. Если человек хочет быть членом Церкви, то он не должен иметь смертных грехов, но должен иметь правую веру, подкрепленную делами, и иметь общение с канонической Церковью.

http://pravoslavie.ru/103850.html

С. Девятова Скачать epub pdf Преподобный Матфей Яранский (1855–1927) Преподобный старец иеромонах Матвей (Швецов) родился 23 мая/4 июня 1855 года в городе Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном, в честь святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского. Его отец, Косма Феодорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых росло шесть детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Косма Феодорович работал мастером цеха башмачников. Благочестивое семейство каждое воскресенье и в праздничные дни посещало Божий храм. Мать и отец любили подолгу молиться дома, и с раннего возраста приучали к этому детей. Маленький Митрофан часто убегал в церковь , где долго молился  в пустом храме. Родители Митрофана были безграмотны, читать и писать ему пришлось учиться самостоятельно.  После внезапной кончины отца  Митрофана мальчика отдали учиться башмачному ремеслу, позже он поступил приказчиком к известному вятскому купцу Столбову, у которого прожил 18 лет. Митрофан, в поисках духовного окормления, познакомился со старцем иеросхимонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки, близ села Филейки. Скоро Митрофан решил удалиться в монастырь для того, чтобы всецело служить Богу, но отец Стефан сказал: «Научись прежде сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией, не принимай свое «я» за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет тебе, как поступать». Митрофан прислушался в совету старца. Летом 1891 года, после блаженной кончины старца,  Митрофан был принят послушником в новый Филейский монастырь.  В годовщину блаженной кончины духовника, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, послушник Митрофан был пострижен в мантию с именем Матфей, в честь преподобного Матфея Прозорливого, Киево-Печерского. 17 ноября 1891 года он был рукоположен в иеродиакона, а 5 апреля 1897 года – в иеромонаха. Наученный еще старцем Стефаном, о. Матфей в совершенстве овладел внутренней сердечной молитвой Иисусовой. Вскоре Господь наделил своего избранника великим даром – прозорливостью.  К подвижнику стали обращаться за советом и утешением страждущие.     

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прп. Матфей (Швецов) Яранский. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Е. Ильинской Прп. Матфей (Швецов) Яранский. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Е. Ильинской Страждущие шли к нему нескончаемым потоком, в последние годы М. старался принять всех. Его посетил и еп. Нектарий (Трезвинский) во время короткого служения на Яранской кафедре. На допросе в ОГПУ 8 мая 1925 г. еп. Нектарий рассказал: «…Перед отъездом из г. Яранска я пешком ходил в починок Ерши, который находится в расстоянии 35 верст от города. Там проживает иеромонах старец Матвей, ходил к нему я просто для того, чтобы посмотреть, как он живет, и отдать свой визит. К нему я пришел полчаса 12 ночи и пробыл до 10 утра, а затем отправился обратно в Яранск» (ГАСПИКО. Ф. Р-6799. Оп. 3. Д. СУ-3930. Т. 1. Л. 25 об.). Согласно преданию, М. предсказал еп. Нектарию предстоящие ему тяжкие испытания и мученическую кончину. Сохранились документальные свидетельства о жизни М. в эти годы. Один из местных советских служащих так описывал М. в воспоминаниях: «Последний раз я встретил Матвея недалеко до его смерти летом 1925 г. Работал я тогда в Яранском лесхозе и при отводе лесосечного фонда переходил с лесниками в другой квартал через хутор Ершово, где была бывшая летняя дача Пророческого монастыря. Матвей сидел на бревнах и вел проповедь перед собравшимся народом, стараясь внушить людям недоверие к новому строю, который он сам глубоко ненавидел. Здесь же тайно от советской власти Матвей совершал церковные обряды. Живя в лесу на границе двух районов, за счет приношения мирян, он чувствовал себя свободно, ведя проповедническую деятельность» ( Уланов И. Правда о «святом» Матвее//Сельские огни: Газ. Кикнур, 1973. 13 нояб.). К кон. 1926 г. М. стал все чаще болеть, с трудом передвигался по келье, но продолжал принимать всех страждущих. С нач. 1927 г. он уже не вставал с постели. После мирной кончины старца в Ершово прибыло множество верующих из ближних и дальних мест, чтобы проводить праведника в последний путь. Похороны М. превратились в многолюдный крестный ход. До Яранска гроб с телом несли на руках под пение молитв. 1 июня растянувшаяся почти на версту похоронная процессия прибыла в Анно-Пророчицкий мон-рь, где еще оставалась часть братии. При стечении народа после заупокойной литии и отпевания в ставшей приходской монастырской церкви процессия с гробом М. направилась в Яранск. Навстречу вышло городское духовенство с иконами и хоругвями. Панихида и всенародное прощание прошли в Троицком соборе, откуда похоронная процессия направилась на городское кладбище, где в Вознесенской ц. была совершена последняя панихида. М., согласно устному завещанию, был погребен в ограде купцов-благотворителей Анны и Василия Беляевых, в 50 м юго-восточнее кладбищенской церкви. Избегавший всю жизнь славы и известности М. завещал написать на надгробии: «Здесь похоронен Матфей-кочегар», что и было исполнено.

http://pravenc.ru/text/2562636.html

1889 г. – освящение Успенского храма во обители св. Стефана. Ноябрь 1889 – апрель 1890 гг. - указы св.Синода об учреждении монастыря в честь св. Александра Невского на Филейке. 29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке. В обители был принят и исполнялся Афонский устав, поэтому этот монастырь именовали " Вятским Афоном " . Церковь св.Александра Невского заложена в 1890 году в день официального открытия обители. До момента открытия монашеская жизнь на сем месте теплилась около трех десятилетий, т.к. еще в 60-е годы XIX века св. Стефан поставил уединенную келию на месте будущей обители и начал здесь свой молитвенный подвиг. Вскоре к нему стали стекаться люди, стремящиеся к спасению души и ищущие духовного руководства. Так возникла община - основа будущего монастыря. 1891 г. – в Филейский монастырь поступил Митрофан Швецов, духовный сын о.Стефана – будущий преп. Матфей Яранский чудотворец. 1891-1899 гг. – годы жительства и духовного возрастания преп. Матфея на Филейке. Преподобный Матфей Яранский родился во граде Вятке в 1861 году. В молодости работал в купеческой лавке, был духовным сыном преп. Стефана Филейского, в 1891 году поступил послушником в Александро-Невскую обитель. Прошел в ней путь от послушника до иеромонаха. Духовно окреп и вырос здесь, и в 1899 году был переведен в Яранский Пророчицкий монастырь, где стал духовником обители. Паломники начала XX в. описывают необычайную устроенность монастырского быта: «монастырь поражает деловитостью и хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною в ограде 2 каменных корпуса и 2 храма. За оградой 2 громадные гостиницы, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора. 30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели.

http://sobory.ru/article/?object=32815

В Яранске молитвенно отметили 95-ю годовщину преставления преподобного Матфея Яранского 30 мая 2022 г. 10:17 29 мая 2022 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день 95-й годовщины преставления преподобного Матфея Яранского, Божественную литургию в Троицком соборе города Яранска (Кировская область) совершили митрополит Вятский и Слободской Марк , митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн . За Литургией архипастырям сослужило духовенство Вятской митрополии . Песнопения исполнил детско-юношеский архиерейский хор Яранской епархии под управлением Марии Кирильчук. За богослужением молились заместитель министра внутренней политики Кировской области Д.С. Иконников, глава Яранского района А.А. Трушкова, глава Яранского городского поселения Н.Н. Зыков, прихожане храмов города Яранска и паломники. Проповедь перед причастием мирян произнес ключарь Троицкого собора иеромонах Давид (Сивер). В конце богослужения Преосвященные владыки совершили славление преподобному Матфею и приложились к его святым мощам. Затем митрополит Марк поздравил верующих с воскресным днем и 95-й годовщиной преставления яранского подвижника. Д.С. Иконников огласил приветственный адрес к участникам торжеств исполняющего обязанности губернатора Кировской области А.В. Соколова. Епископ Паисий поблагодарил архипастырей, прихожан и паломников за совместную молитву в день памяти чудотворца яранской земли. Митрополит Иоанн возглавил крестный ход к часовне в честь преподобного Матфея Яранского на Вознесенском городском кладбище. На месте бывшего упокоения старца владыка совершил молебен. После возвращения крестного хода в собор митрополит Иоанн прочитал молитву преподобному Матфею перед его святыми мощами. Матфей Яранский, подвижник благочестия и почитаемый в народе старец, отошел ко Господу 29 мая 1927 года. 23 ноября 1997 года отец Матфей был прославлен как местночтимый святой Вятской земли. В 2006 году по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа был учрежден крестный ход в память преподобного Матфея, Яранского чудотворца, который начинается 26 мая всенощной службой в часовне деревни Ершово, на месте праведной кончины старца, а заканчивается 29 мая молебном на месте упокоения — в часовне на городском кладбище Яранска . Информационный отдел Яранской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Преподобный Матфей Яранский, чудотворец К 15-летию прославления старца Публикацию подготовил священник Алексий Веретельников Вот уже более 80 лет верующие почитают преподобного Матфея Яранского как народного заступника и скорого ходатая ко Господу за всех его поминающих. И для меня было настоящим чудом – хотя кому-то может показаться и несущественным обстоятельством, – когда я узнал после диаконской хиротонии, что рукополагавший меня владыка Евгений, архиепископ Верейский, был на прославлении угодника Божиего земли Вятской – преподобного Матфея Яранского. А ведь именно преподобному Матфею, «случайно» оказавшись в его часовне, я молился об укреплении свыше накануне своей хиротонии. В жизни нет случайностей, все движет всеблагой Промысл Божий . И святые – это наши верные помощники. Они помогают нам не только молитвами и ходатайством пред Господом, но и своим примером, ибо из земной жизни каждого святого можно почерпнуть для себя много назидательного, потому что жизнь каждого из них есть благовествование Христово, а оно, по слову апостола Павла, «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1: 16). А земная жизнь преподобного Матфея Яранского, чудотворца, пришлась отчасти и на горький период истории нашего Отечества, когда Господь испытывал веру каждого перед угрозой гонений и смерти от богоборческой власти. Еще до войны народным усердием было составлено «Жизнеописание иеромонаха Яранско-Пророчицкого монастыря отца Матфея». Оно повествует о пути святого, хотя многое в его судьбе остается сокровенным. Известно, что преподобный старец Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном – в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Отец Митрофана, Кузьма Федорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Он работал мастером цеха башмачников. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Благочестивое семейство каждое воскресенье посещало храм. Мать и отец любили молиться и дома и с раннего возраста приучали к этому детей.

http://pravoslavie.ru/57635.html

В 1899 году в 10 километрах от Яранска, в имении покойной купчихи Анны Дмитриевны Беляевой, был заложен новый мужской монастырь во имя праведной Анны Пророчицы . Его строителем и настоятелем был назначен иеромонах Нил, человек богоугодной жизни. Он ввёл отправление служб по образцу пустынных монастырей и, подавая пример братии, неустанно трудился сам, несмотря на то, что был слаб здоровьем. В помощь отцу Нилу и был отправлен иеромонах Матфей. Помимо совершения ежедневных богослужений и треб, он исполнял келейные обязанности у больного настоятеля: топил печи, кипятил самовар, следил за чистотой. В 1902 году отец Нил умер. Новому временному настоятелю иеромонаху Пахомию (Кедрову) отец Матфей задолго предсказал получение святительского сана и вместе с этим многие скорби и горести. 12 февраля 1902 года отец Матфей был утверждён благочинным и духовником обители. Отца Пахомия в должности настоятеля сменил постриженик Филейской обители игумен Геннадий. Он уважал старца Матфея и без его совета ничего касающегося обители не предпринимал. При нём на отца Матфея было возложено послушание эконома и казначея монастыря. Свои труды он нёс терпеливо и смиренно, уповая на милость Божию и помня завет преподообного старца Стефана: " Терпением только можно достигнуть мира духовного, войти в пристанище вечного упокоения " . Люди, знавшие отца Матфея в яранский период его жизни, вспоминали, что это был благообразный старец, роста ниже среднего. Он был бледен и худ, но лицо его и в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы - чёрные, позднее с проседью. Глаза, умные, проницательные, пронзали душу человека насквозь. Стремление жить страннически, достигая внутреннего монашества вниманием к себе и молчанием, наложило отпечаток на его поведение. Он постоянно тяготел к уединению, был молчалив, ходил, опустив голову, погружённый в молитву. Пустых разговоров не вёл, избегал шуток и смеха, праздного времяпрепровождения. С посетителем не говорил лишнего, поверхностного, а потому мог казаться неприветливым. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. В употреблении же пищи соблюдал крайнее воздержание, принимая её только затем, чтобы поддержать силы, и оттого в последние годы его часто беспокоили сильные боли в желудке. Утешение и поддержку отец Матфей находил исключительно в молитве.

http://drevo-info.ru/articles/13679584.h...

Старец смиренно относился к гонениям безбожной власти и лишениям, которые он считал попущением Божиим, ниспосланным свыше испытанием за грехи человеческие. Но богоборцы не только открыто боролись с Церковью, они стремились посеять раскол среди священнослужителей и паствы. В 1922 году начинается обновленческий раскол в Русской Церкви. Отец Матфей не мог равнодушно отнестись к происходящим событиям и активной деятельности обновленцев на Вятской земле. Так, в 1924 году обновленцы задумали превратить ежегодно проводимый в епархии крестный ход с чудотворными иконами в триумфальное шествие по Вятской губернии «живой церкви». Но крестный ход, совершенный 13 октября – 20 ноября 1924 года, продемонстрировал торжество Православной Церкви. Народ остался с верными патриарху Тихону священниками, а обновленческих клириков до службы не допустили. Поражение обновленцев во многом было предопределено той огромной разъяснительной работой, которую активно вели среди верующих священники и монахи, не отпавшие от Церкви. Не последнюю роль в этом деле сыграл и отец Матфей. Братия монастыря. Во втором ряду третий слева - о. Нил, четвертый слева - о. Матфей. Сентябрь 1902 г. В это время к батюшке Матфею приходило множество людей, чтобы узнать истину и утвердиться в ней. Он часто говорил притчами, иносказательно, как будто о ком-то другом, и словно обращался к кому-то другому. Но слушающий понимал, к кому обращена эта речь. Так, весной 1925 года к старцу тайно пришел епископ Нектарий (Трезвинский), только что назначенный Святейшим Патриархом на Яранскую кафедру. Отец Матфей смиренно открыл дверь, взял благословение и, когда владыка молился перед иконами, вдруг запел: «Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего…» Так скоро и точно преподобный дал ответ будущему священномученику на все приготовленные им по пути вопросы. Действительно, владыке было суждено пройти через весь ужас сталинских лагерей и принять мученическую кончину в сентябре 1937 года. За советом и помощью к нему шли жители разных губерний – Нижегородской, Костромской, Пермской, из Удмуртии, Татарии, из других мест. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, совершенных старцем.

http://pravoslavie.ru/57635.html

Приводим воспоминания Козловой С.Н. (г. Яранск): «В годы войны моему брату, а ему было лет 15, он учился в средней школе, — вручили повестку в ФЗО, город Киров. Вместе с такими же мальчишками он по 12 часов стоял у станков, голодал, после работы, бывало, тут же на полу засыпал. Не вынес он этого. Пешком добрался до Яранска. А на следующий день — милиционер приходит. Грозит ему тюрьма за побег. Мать в слезах. Помню, всю ночь молилась, молилась. А утром, наспех одевшись, куда-то ушла. Оказывается, на городское кладбище, к отцу Матфею. Молилась, просила защиты, слезно просила спасти сына своего. Я все ждала ее. И вдруг она вбегает в дом. Я вижу, что она вся замерзшая, слова выговорить не может, вздрагивает всем телом. А потом мне одной все рассказала. Оказывается, отец Матфей услышал ее материнское горе. Он ей показался во всем своем величии, в камилавочке. Она поняла, что это чудо. Что он ей поможет. И действительно, на следующий день милиционер пришел и сказал, чтобы сын ехал обратно, судить не будут. Все обошлось, т.к. отец Матфей помог матери. Вот его сила чудотворная. Он окончил ФЗО, и его отправили на фронт. Мать опять молилась отцу Матфею. Отец Матфей помог и тут: брат с войны вернулся. У него была с собой земелька с могилы Матфея». Вспоминает Галина Толстоброва из с. Знаменка: «Жила я тогда в Тонкинском районе Горьковской области, в деревне Николаевской. Было это в 1956 г. Пошли мы весной в лес, и там случайно меня повредило упавшим деревом. Принесли меня домой на носилках без сознания, был ушиблен весь правый бок и поранена голова. Долгое время я была очень плоха, не могла вставать. И вот, когда я стала немного приходить в сознание, навестила меня моя двоюродная сестра. Она посоветовала отслужить панихиду по о. Матфею, я дала обещание и перекрестилась. И когда сделала это, у меня сразу появилось ясное сознание. После того как я окончательно поправилась, съездила в церковь в Яранск, на могилу о. Матфея, и там исполнила свое обещание отслужить панихиду. И еще мой дядя Андрей (сейчас он живет в Перми) рассказывал про себя. Когда он был на войне, молил о. Матфея, чтобы выжить. Пришел с войны цел и невредим, только незначительное лицевое ранение получил».

http://pravoslavie.ru/103850.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010