Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать пятую. О смиренномудрии М олю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию ( Ефес. 4:1 ). Апостол Павел, желая утвердить ефессян в вере во Христа, дабы они, принявши оную, не ходили подобно язычникам в суете ума ( Еф. 4:17 ), молит их так жить и действовать, чтобы жизнь и дела их были достойны звания, к которому они призваны, то есть, чтобы жили так, как должно жить христианам. Молю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте. Но, дабы сие достойное христианского звания хождение не породило в них фарисейской гордости, он присовокупляет: со всяким смиренномудрием и кротостию. Слушатели-христиане! Сие наставление апостола Павла, данное христианам ефесской Церкви, достойно и нашего внимания: ибо и мы христиане, а потому и мы должны проводить жизнь со всяким смиренномудрием и кротостию. К сему мы обязываемся и примером и учением Иисуса Христа, Который, будучи сиянием славы Отчия и образом ипостаси Его ( Евр. 1,3 ), унизил Себя до приятия зрака рабия, и, соделавшись подобным нам человеком, смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:6 ), и Который посему и последователям Своим завещал быть таковыми же: Возмите иго Мое на себе, говорил Он им, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ). Но, дабы нам в полной мере возлюбить высокую добродетель смиренномудрия, раскроем в настоящем слове существенные свойства оного и спасительные его для нас плоды. Смирение, в истинном значении сего слова, есть такое свойство человека христианина, по которому он, истребив в себе всякую мысль о своем достоинстве и совершенствах, живо чувствует только свою бедность, немощь и ничтожество. Сия высокая христианская добродетель имеет, подобно прочим, отношение к Богу и ближним, так как лица, пред коими мы должны смиряться, суть Бог и ближние наши. Смиритеся под крепкую руку Божию, убеждает апостол Петр ( 1Петр. 5:10 ). Смиритеся пред Господем, говорит апостол Иаков (гл. 4:6); а апостол Павел повелевает ближнего предпочитать себе: ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще ( Фил. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Глава 8 Зач. 34-е. Благовествование Христово и жены – ученицы Его. Читается во вторник 21-й недели по Пятидесятнице. Лк.8:1 . И бысть посéм, и тóй прохождáше сквозе грáды и вéси, проповедуя и благовествýя цáрствие Бóжие: и обанáдесяте с ним, После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Быст по сем (после сего). Это было после вечери, устроенной для Иисуса Христа у Симона фарисея (Чит. 7 гл. 36–50 ст.). Благовествуя Царствие Божие. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. Царство Божие. (Чит. о нем 4:43.) Обанадесяте (двенадцать) с Ним, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников ( Лк.6:12, 16 ). Лк.8:2 . и жены некия, яже бяху исцелены от духóв злых и недýг: Мариа нарицáемая Магдалина, из неяже бесóв сéдмь изыде, (и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,) Жены некия (некоторые женщины) и пр. Некоторые из женщин, получив от Господа исцеление от разных своих болезней по вере в Него, сделались после того преданными Его ученицами, – следовали за Ним, подобно ученикам из мужей, слушая Его учение, и, как говорится далее (ст. 3), служили Ему имением своим, т. е. служили в обычных житейских нуждах, потому что Господь и общество Его Апостолов и учеников были бедны и потому нуждались и в пище, и в одеянии и т. п. Бяху исцелени (которых Он исцелил) от духов злых. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Мария Магдалина и пр. Она происходила из г. Магдалы, лежавшего на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады (38 ст. Матф. 15:39; 27:56 . Мар. 16:9 ). После совершенного над нею Господом исцеления от беснования, она сделалась усерднейшею последовательницею Христовою, была первою между женами мироносицами, и первая удостоилась, явления Господа по воскресении Его из мертвых ( Ин.21:14 и дал.). Лк.8:3 . и Иоáнна женá хузáня, пристáвника Иродова, и сусáнна, и ины мнóги, яже служáху емý от имений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Об оглашенных (de caticumino). Итак диакон взывает к оглашенным по древнему церковному чину для того, чтобы как иудеи, так и еретики или оглашенные язычники, которые приготовлялись ко крещению и прежде крещения допускались стоять в Церкви и слушать поучения ветхаго и новаго Завета, — а потом диаконы молились за них и священник произносил молитвы (collecta), — после молитвы выходили вон, как недостойные стоять тогда, когда совершалось жертвоприношение, и вне пред притвором простершись на земле слушали великия (священнодействия); попечение об этом возлагалось на диакона или на привратника, дабы он предлагал им выходить и наблюдал, чтобы кто-нибудь недостойный не замедлил в храме, по словам (Писания): не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями (Матф. VII, 6). Ибо что на земле святее совершения тела и крови Христовой? И что нечище пса и свиньи! С ними по сходству можно сравнить того, кто или не очищен крещением или не огражден знамением креста. Духовным образом и нам заповедуется соблюдать молчание у притвора, т. е. чтобы безмолвствуя от шума слов или пороков мы полагали знамение креста на лице своем, дабы не входила похоть чрез зрение, гнев чрез слух, дабы не исходила постыдная речь из уст, и дабы сердце помышляло только о том, чтобы принять в себя Христа. О громкой песни (de Sono). Громкая песнь, которая поется тогда, когда совершается шествие с жертвоприношением, получила начало отсюда: Господь повелел Моисею сделать серебряныя трубы, в которыя бы трубили левиты, когда приносилась жертва, и это служило знаком, по которому народ узнавал, в который час приносилась жертва, и все преклонившись молились Господу, — пока явится огненный столп или облако, — чтобы Он благословил жертвоприношение (Числ. гл. X). А теперь во время шествия к алтарю тела Христова уже не светлыми трубами, но духовными голосами Церковь сладкогласно воспевает преславное величие Христа. Тело Господне относится в ковчегах (turribus) потому, что гроб Господень быль изсечен в скале на подобие ковчега, и там положенное покоилось тело Господне, откуда и воскрес с торжеством Царь славы. А кровь Христова особо приносится в чаше потому, что в таком сосуде было освящено таинство Евхаристии пред тем днем, когда пострадал Господь, как Он сам сказал: ибо сие есть чаша крови Моей, — таинство веры, — за многих изливаемой во оставление грехов (Матф. XXVI, 28). Хлеб же прелагается в тело и вино в кровь, по словам Господа о теле Своем: ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие (Иоан. VI, 55). О хлебе Он сказал: сие есть тело Мое, и о вине: сие есть кровь Моя (Матф. XXVI, 26 — 28). А вода примешивается или потому, что народу надлежит соединяться с Господом, или потому, что из бока Христова на кресте истекла кровь и вода, и чтобы мы одною очищались от нечистоты грехов, а другою приготовлялись к царству небесному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Евангелие от Матф., зач. 36 По 50-м псалме стихира, гл. 6: Преподобнии новомученицы Зилантовы,/поты проливше трудов постнических,/украсистеся и пролитием крове своея,/свидетельствовавшее о Христе даже до смерти./Ныне же дерзновение имуще ко Святей Троице,/молите о душах наших. Ирмосы канона умилительного ко Господу нашему Иисусу Христу, гл. 2: «В о глубине постла …» Песнь 1 Новый Моисей архимандрит Сергий явися, немокренно провед дружину Христову чрез пучину мучения в Небесное Царствие. Соглядавше умы вашими землю обетования с радостью труды постническия понесли есте, и убиение претерпели есте, не на скорби бо взирасте, но на Жениха Христа возлюбленнаго. Утверждашеся завет Ветхий кроплением крови козлей и телчей, вы же обещание Богу утвердисте своею кровию. Богородичен: Всю жизнь мою в лености иждив, ужасаюся о теплохладных изречениях; темже к Твоему притекаю, Пречистая, заступлению. Песнь 3 Кротких и смиренных иноков Зилантовых Господь прослави, преоруженное же безбожное воинство посрами. Силен Бог святых Своих избавляти, обаче благоволи всему миру явити мужество и доблесть новомучеников. Священством украшеннии архимандрит Сергий с Лаврентием и Серафимом, первее безкровную Жертву Подвигоположнику приношаху, ныне же яко жертву сами себя священнодействуют. Богородичен: Всему миру спасения виновная, и мене грешнаго спаси, Пречистая Дево. Седален Сугубо просиявшии преподобием и мученичеством, всехвальный архимандрит Сергий с верною братиею: Лавренитем, Серафимом, Феодосием, Леонтием, Стефаном, Георгием, Илларионом, Иоанном и Сергием, молите Святую Троицу, благодать низпослати совершающим вашу память светло. Слава, и ныне, Богородичен: Афонскую гору уделом Своим избравшая, Мати Дево, и Зилантовой горе буди Игумения и Хранительница. Песнь 4 От святой горы, покровом Божией Матери приосенненой, миру воссияли новомученицы, пети нас подвизающе: «Слава силе Твоей, Господи». Назирают с небесе святии мученицы на подражающих им самоотверженною верою и братскою любовию, скорую помощь подающе своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Местечко Вифания лежало на восточном склоне горы Елеонской в пятнадцати стадиях или 1300 саженях от Иерусалима по Ин. 11:18 1127 . Близь местечка Вифании лежало другое местечко Вифагия, как указано в Евангелии Мк. 11:1 . Имена этих селений означают дом фиников и дом (незрелых) 1128 смокв. Предполагают, что Вифагия лежала восточнее Вифании, которая была ближе к Иерусалиму. Когда св. Иоанн Богослов говорит о веси Марии и Марфы, то ясно, что он имеет в виду известные христианам сказания первых трех Евангелий о приеме Господа в доме Марфы и Марии, из которых первая заботилась об угощении, Мария же благую часть избра ( Лк. 10:38–42 ). И кроме сего Иоанн Богослов напоминает во 2-м стихе о помазании Господа Марией, с явным воспоминанием о сказании Матф. 26и Мк. 14:3 , где помазавшая названа не по имени, а названа жена. При этом мы заметим, что Иоанн Богослов хотя и сам говорит об этом помазании (ниже в гл. 12); но в следующей главе, а потому, указывая на Марию как помазавшую Господа, он здесь упоминает об общеизвестном факте и лишь прибавляет, что «жена» Матфея и Марка есть Мария, сестра Лазаря. Некоторые смешивали Марию, сестру Лазаря, с блудницей, упоминаемой у Ев. Лк. 7:37–48 , которая омывала слезами ноги Господа и мазала их миром. Но такое мнение решительно отвергается Иоанном Златоустом 1129 и с ним согласны все новейшие ученые 1130 . Точно также и Мария Магдалина, упомянутая у Ев. Лк. 8:2 , ничего общего с Марией, сестрой Лазаря, не имеет, и притом нет никаких указаний, чтобы сестра Лазаря была грешница. Во всех параллельных местах трех Евангелий Мф. 26:6 ; Мк. 14и Ин. 12:3–8 говорится об одной и той же личности, помазавшей тело Господне, как Он Сам сказал на погребение; эту личность во всех трех Евангелиях упрекают только за трату дорого стоющего мира; и, – что очень еще важно заметить, Господь не говорит ничего о прощении грехов ее (как Он говорит о блуднице 1131 ), а указует напротив, что где будет проповедано Евангелие, там сказано будет и о ней в память ее. Посему невозможно смешивать Марию, сестру Лазаря, ни с Марией Магдалиной, ни с блудницей, а надобно помнить, что Мария или Мариам было самое употребительное женское имя в Иудее, как имя знаменитой сестры Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Наконец, заповедали им передавать чрез таинственное рукоположение свою божественную власть и иным, нарочито избранным, людям ( 2Тим.2:2 ; Тит.1:5 ), указав и те особенные свойства, коими должны отличаться их преемники ( Тит.3:1–10 , Тим. 1:6 и сл.). В то же время Апостолы запрещали людям, не облеченным законною властью священнодействовать, – восхищать эту власть себе ( Рим.10:15 ; 1Кор. 12:29 ; Евр.5:4–5 ), и всех вообще верующих обязывали и увещевали: повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся; тии бо бдят о душах ваших ( Евр.13:17 ); молим вы, братие, знайте (уважайте) труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их ( 1Сол.5:12– 13 ). – Точно так же, как и Апостолы, учили о пастырях и учителях Церкви, и преемники Апостолов, – мужи (ученики) апостольские и св. Отцы. Все они единогласно утверждают, что пастыри Церкви суть истинные преемники Апостолов, и что они только одни прияли от них законную власть и обязанность быть учителями и руководителями верующих, а все верующие должны слушаться гласа их (Введ. в Пр. Богосл. М. м. м. 298 стр.). Итак, братие, вы видите, что Сам Господь установил в Церкви Своей Апостолов и уполномочил их быть учителями, священнослужителями и духовными управителями. Апостолы в свою очередь передали чрез священное рукоположение свои права и обязанности, по воле Спасителя, своим преемникам – пастырям Церкви, а не предоставили их безразлично всем верующим. С тех пор и до сего времени продолжается, и будет продолжаться до скончания века преемственное рукоположение в сане епископов, как непосредственных преемников Апостолов. Чрез это рукоположение изливается на избранных благодать Св. Духа, а посредством их и на всех верующих. – Самая высшая власть в Церкви, по воле Господа ( Матф. 18:17 ) и по примеру Апостолов ( Деян. 15 гл.), принадлежит собранию пастырей по возможности со всей вселенной, или вселенскому собору. Главные части вселенской Церкви подчинены православным патриархам и Святейшему Синоду, например, церковь Константинопольская подлежит ведению Константинопольского патриарха, а церковь Российская – ведению Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Читается в четверг 21-й недели по Пятидесятнице. Об этом мнении повествуют и еванг. Матфей ( Мф.14:1, 2 ) и Марк ( Мк.6:14, 16 ), первый кратко, а второй несколько пространнее. Еванг. Матфей и Марк вместе с этим сказанием повествуют и о мученической смерти Иоанна Крестителя от рук Ирода; но евангел. Лука, упомянув о сем кратко ранее ( Лк.3:19, 20 ), нигде более не говорит о том. Лк.9:7 . Слыша же Ирод четвертовлáстник бывáющая от негó вся и недоумевáшеся: Занé глагóлемо бе от неких, яко Иоáнн востá от мéртвых: Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; Ирод четверовластник. (Чит. о нем в объясн. 1 ст. 3 гл.) Бывающая от Него вся (все, что делал Иисус), т. е. проповедывал новое учение и творил многие чудеса. Недоумевашеся (недоумевал), кто же Этот (ст. 9); у еванг. же Мафвея и Марка сказано, что Ирод прямо принимал Иисуса Христа за Иоанна: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Епископ Михаил из сопоставления трех сказаний объясняет это разноречие следующим образом: «услышав о необыкновенных делах Господа, Ирод начал говорить, что это – обезглавленный им Креститель воскрес из мертвых и чудодействует (Матф. Мар.). Но узнав, что одни думают, как он, а другие полагают, что это Илия, иные же, что какой-нибудь из древних великих пророков (Мар. Лук.), он пришел в недоумение – кто бы это в самом деле мог быть? Иоанна он обезглавил. И, наконец, решил, что это действительно должен быть Иоанн (Мф. Мр.) Ему представилось, что Иоанн – невинная жертва его безумия из угождения своей жене, – воскрес, чтобы наказать его за преступление. Чтобы рассеять окончательно недоумение, он пожелал видеть Самого Иисуса Христа ( Лук. 9 ст.), конечно, не без страха за себя.» Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Иисуса Христа, о всем, что делал Иисус (бывающая от Него вся), не в начале, а по прошествии немалого времени. Лк.9:8 . от инех же, яко илиá явися: от других же, яко прорóк един от дрéвних воскрéсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010