Цараплана — славянское слово. После того, как Эпир был аннексирован Грецией, славянское наименование было заменено греческим, Вассиликон. Славяне долгое время жили в этом регионе, и пребывание их оставило множество следов не только в названиях местностей, но и в словаре. Большинство названий деревьев и рек, лесов и источников — славянские. Мы жили по–восточному. В доме, который освещался керосиновой лампой, не было ни стульев, ни кроватей, только подушки и матрасы, которые вместе с покрывалами расстилались на ночь и вновь складывались по утрам. С наступлением ночи все собирались вокруг очага, сидя «по–турецки»… Семейство патриарха принадлежало к тем крепким средним классам, близким к народу, что составляли силу эллинизма сначала в Византии, где они долгое время противились феодализации, а затем и под оттоманским владычеством. Дед патриарха по отцу разводил баранов. Когда Афины стали столицей нового греческого королевства, он попробовал стать мясником. Это ему удалось, и потому его сын Маттеос смог выучиться на врача. В оттоманской империи почти все врачи были греками. Турки им доверяли. «Здесь, в Стамбуле, — сказал мне патриарх, — они им доверяли всегда. Часто они даже предпочитали их и хранили им верность». Медицина становится наукой, служащей человеку. Это занятие подлинно христианское. Сделать своего сына врачом — для грека оттоманской эпохи было большим и благородным делом. Маттеос поселился в Цараплане. Он был первым врачом, обосновавшимся в этой деревне. В деревне было около пятисот семейств, живущих на гористом плато, овеваемом ветром и занесенном снегом зимой. Мой отец был сельским врачом, и думаю, что врачом хорошим, потому что люди всегда доверяли его диагнозам. Он постоянно разъезжал по окрестным деревням, куда его звали. Мать патриарха была дочерью кожевенного ремесленника, который с несколькими подмастерьями шил обувь. Моя мать была родом из Коницы, эпирского городка побольше Царапланы, насчитывавшего полторы тысячи семейств. Городок процветал благодаря изготовлению так называемых «евзонских» туфель с удлиненными носами, какие и я носил в то время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Таковы жития Григора Нарекаци (автор Нерсес Ламбронаци, XII в.), Нерсеса Ламбронаци (автор Самвел Церуни, XII в.), Мхитара Саснеци (автор Мкртич, XIV в), Мкртича Нагаша (автор Аствацатур, XV в.), Григора Татеваци (автор Маттеос Джугаеци, XV в.) и др. Жития типа памятных записей отличаются целым рядом особенностей – композицией, художественными выразительными средствами, языком, формой отражения действительности. Примечательно, что, как правило, автор – современник героя жития и близко стоящий к нему человек. Отчасти этим и обусловлено наличие части названных особенностей. За исключением Нерсеса Ламброкаци, перу которого принадлежит «Житие Григора Нарекаци», все вышеупомянутые авторы близко знали своих героев. А некоторые жития написаны при жизни «святых» (жития Нерсеса Ламбронаци, Мкртича Нагаша, Мхитара Саснеци). В подобных житиях наблюдается сплетение композиции, характерной для памятных записей, с житийной структурой. То же отмечается в манере изложения – житийное повествование часто переходит в протокольно-документальный рассказ писца. Примечательна особенность памятных записей – это участие автора в качестве одного из действующих лиц жития. В риторических житиях его роль сводится к возвышению, возвеличению своего героя и обычно ограничивается вступлением, т. е. носит формальный характер, обусловленный требованиями жанра. То же самое можно сказать о вышеупомянутых «народных» житиях, где рассказ от первого лица нередко ведется лишь для доказательства достоверности какого-либо чудотворения. Совершенно иное явление наблюдается в житиях-памятных записях. Участие автора в качестве одного из действующих лиц как бы низводит житие до обыкновенной биографии, в которой порой обычные события из жизни героя описаны со всеми подробностями («Житие Нерсеса Ламбронаци»). Если анализ простых повествовательных житий разрешает говорить о проникновении быта, то рассмотрение некоторых житий-памятных записей выявляет уже довольно полную картину его (см. «Житие Мкртича Нагаша»). Если попытаться кратко охарактеризовать эту разновидность житий, то их, видимо, можно считать обыкновенными средневековыми биографиями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Он написал также множество других сочинений, о которых мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют вторым Иоанном Златоустом и Григорием Богословом за то, что он, видя нашу слепоту, поучал всенародно. И даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был грозен и прекрасен. Он строго постился и любил святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза и высокий рост и был так великолепен и столь [щедро] одарен милостями, что [ученики] сравнивали своего вардапета с Господом нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский учитель Григор был исполнен светозарного дара св. Духа. Он стал вторым просветителем армян и совершеннейшим богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами. У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева 622 , Ованес из Ехегнаванка 623 , Галуст из Сюникского селения Вахнду 624 , Акоп Бостаци 625 , Григор Араратеан 626 , Григор 627 и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария Астапатци 628 , Егия Мецопеци 629 , Ованес из монастыря Ваганд 630 , Унан из Шамахи, Ованес из Кармир Капана 631 . И трое из его учеников были из других краев – Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар 632 , Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Гахавежа 633 . [При нем находилось] также множество священников, числом более пятидесяти человек. Он начал обучать их сочинениям внешних философов и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление, чем эллинские философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать посланий апостола Павла и «К тем» Григория Богослова . Настоятелем св. престола апостола Евстафия был кроткий, избранный уже во чреве св. епископ владыка Аракел 634 , вардапет и великий философ, племянник великого армянского вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал все добродетели. И двенадцать [святых] братьев, ученики великого Саргиса, после смерти своего вардапета отправились учиться к великому вардапету Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес, Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос, Карапет и Тума 635 . И он целый год 636 утешал их Божественным писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений неверных покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов, отправился в Арчешскую область. Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре у смиренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со всеми своими учениками вышел встречать [духовного] отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему с учениками отдохновение от многотрудного [пути].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Армянская церковь в Амстердаме. Гравюра XIX в. по рис. худож. Я. де Бейера (XVI в.) Армянская церковь в Амстердаме. Гравюра XIX в. по рис. худож. Я. де Бейера (XVI в.) Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) имеет в Н. 3 церкви (в Алмело, Амстердаме и Маастрихте), а также общины в Арнеме, Ассене, Эйндховене и Дордрехте. Все они находятся в юрисдикции Эчмиадзинского Католикосата. В Н. насчитывается от 10 до 25 тыс. верующих ААЦ. Вследствие усиления торговых связей европ. стран с Ближ. Востоком в XIII-XIV вв. арм. купцы селились в крупных городах Н. (гл. обр. в Брюгге). После падения Киликийского царства приток арм. переселенцев в Н. усилился. В 1479 г. в Брюгге для приема арм. переселенцев был построен странноприимный дом. С кон. XV в. армяне постепенно переселялись из Брюгге в Амстердам, новый центр торговли в регионе. В XVII в. в Амстердаме была основана арм. торговая колония, в к-рой проживали гл. обр. выходцы из г. Нор-Джуга (Нов. Джульфа, ныне в черте Исфахана, Иран), в 1663 г.- 1-я арм. церковь. Арм. купцы в Н. не только оказывали поддержку местной церкви, но и финансировали издание книг на арм. языке. В 1660-1717 гг. Амстердам был центром арм. книгопечатания. При участии нидерланд. печатника Кристоффела ван Дейка (ок. 1606-1669) был создан шрифт для печатания книг на арм. языке. Первую арм. типографию в Амстердаме в 1660 г. основал Маттеос Цареци по указу арм. католикоса Акопа Джугаеци. Книгоиздательская деятельность особенно активизировалась с вовлечением в дело Воскана Ереванци, опубликовавшего в 1666-1668 гг. 1-ю печатную Библию на арм. языке, но приостановилась с его смертью (1674). В 1685 г. один из его учеников, Маттеос Ванандеци, вместе со своими братьями основал в Амстердаме 2-ю арм. типографию. Вскоре к ним примкнули Маттеос Ованнисян и братья Гукас и Микаел Нуриджанян. Поскольку все эти книгоиздатели происходили из села Вананд в Карсской обл., типография осталась в истории под названием «[Типография] Ванандеци». За время существования (до 1717) она выпустила множество ценных книг и учебных пособий; в 1695 г. были опубликованы 1-я печатная карта мира на арм. яз. «Общий атлас мира» (Аматарац Ашхарацуйц) и «История Армении» Мовсеса Хоренаци . Книгоиздатели Ванандеци были в дружеских отношениях с учеными Г. В. Лейбницем , И. Шрёдером и др.; типографию посещал русский царь Петр I Алексеевич .

http://pravenc.ru/text/2565200.html

После двух лет царапланской школы Аристоклес с 1895 по 1899 год учится в Схолархионе, в Конице. Но в 1899 году все оборвалось — и школа, и почти сама его жизнь. Мне было тогда тринадцать лет. Моя мать и я заболели почти одновременно. Я потерял сознание; все перемешалось, и так прошли недели. Когда сознание вернулось ко мне, я стал искать мать. Ее не было рядом. Мой отец сказал мне, что отослал мать в ее семью, в Коницу. «Не могли же мы иметь двух тяжело больных в одно время в одном доме». Я стал дожидаться возвращения матери. Я только начал выздоравливать, меня одолевала страшная усталость. Я был кожа да кости. Однажды зимой я грелся на солнце в углу двора. Входит какой–то человек и спрашивает: «Здесь живет Маттеос Спиру? Ну, знаешь, тот, у которого умерла жена». Так я узнал о смерти матери. Она умерла три месяца назад. Ей было тридцать семь лет. Я так и не оправился от горя. Мне ее всегда нехватает. Моей сестре было десять лет, когда наша мать умерла. И вот, одаренная настоящим мужеством и крепким здоровьем, которое ей так понадобилось в трудной жизни, и тем доверием к Богу, что всегда было ей свойственно, она стала старшей по дому, маленькой матерью. Часто втроем мы поднимались на высокий холм и смотрели в сторону Коницы, как мусульмане перед молитвой обращают лицо к Мекке. Коница — город нашей матери. Только в 1901 году Аристоклес Спиру вернулся к учебе, на этот раз в высшей школе в Янине. В следующем году он решил поступать в богословскую школу в Халки, рядом с Константинополем. Смерть дважды посетила его, его собственная и смерть матери; матери, которую никто не мог заменить. Это мать своей верой и воспитанием заронила в ребенке чувство, что любовь сильнее смерти. Августовским вечером 1968 года служилась всенощная, за которой я не видел патриарха. Обычно он не пропускал ни одной службы и приходил в церковь со звоном колокола. Он появился лишь в момент последнего благословения и спросил меня: «Видали вы здесь мой патриарший трон?» Он повел меня в притвор и показал на скромное кресло под Богородичной иконой, серьезной и светлой. «Совсем рядом с Матерью»,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Многие путешественники едут в Армению только для того, чтобы посетить памятники религиозной архитектуры, и Татевский монастырь - крепость является одним из  заслуживающих внимания. Один из наставников Татевского университета, Маттеос Джугаеци, пишет: «Великий философ армянский Ованес Воротнеци перед смертью повелел Григору Татеваци, именем которого и называется монастырский комплекс, стать во главе великого университета Есаи Ничеци и продолжать его дело как главный наставник Великой Армении». После этого Григору Татеваци не раз приходилось спасаться от орд захватчиков, прятать рукописи в горных тайниках, читать лекции в пути и после ухода погромщиков возвращаться к разоренному очагу. В 1408 году в Мецопском монастыре он основал высшую школу «грамматического и каллиграфического искусства». Григор Татеваци умер в 1409 году и его похоронили в южной стороне церкви Погос-Петроса Татевского монастыря. И сегодня в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина можно увидеть золотой оклад Татевского Евангелия, на котором изображены евангельские сцены и портреты выдающихся татевских ученых - Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци - свидетельство высочайшего класса мастеров - миниатюристов Татевской школы. Вспоминая величие Татевского монастыря,  на недавней конференции к его юбилею глава Сюникской епархии еп. Абгар подчеркнул важность возвращения монастырю прежнего блеска, о создании интернет-сайта о Татеве, о включении его в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он подчеркнул, что могилы армянских святых остались в Западной Армении (территория современной Турции). Лишь к трем - Месропа Маштоца (создателя армянского алфавита), Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци, армяне имеют доступ.  А ведь именно с благословения Григора Татеваци во всем христианском мире впервые был создан крупный образовательный центр. Христианство появилось в Армении еще во II-III веках и в 301 году стало государственной религией.  Первыми проповедниками христианства в Армении были святые апостолы Фаддей и Варфоломей (I в.), принявшие мученическую смерть. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл также Григорий Просветитель, ставший первым католикосом  Армянской Церкви (302-326 гг.), в честь которого Армянская Церковь и получила встречающиеся в литературе названия «Григорианская» или «Армяно-Григорианская». Это условное название вошло в обиход с 1836 года. Благодаря проповедям Григория Просветителя армянский царь Трдат (287-330 гг.) первым принял крещение со своей семьей, после чего христианство было провозглашено официальной государственной религией.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Орудия Страстей нек-рое время хранились в храме Гроба Господня в Иерусалиме, затем их перевезли в Антиохию. В 1098 г. (или 1118) именно здесь благодаря видению осажденные в городе крестоносцы обрели реликвии (гвозди из Честного Креста и св. Копье) и одержали великую победу в битве с мусульманами (Хроника патриарха Михаила Сирийца. 1870. С. 558). Впосл. эти святыни были отправлены в дар визант. имп. Алексею I Комнину (1081-1118) Пемундом (т. е. Боэмундом), одним из наследников киликийского трона. В 1453 г., после взятия К-поля, св. Копье среди проч. ценностей перешло к Мехмеду II, а в 1492 г. его сын Баязид II отправил его в Рим папе Иннокентию VIII, к-рый держал в плену его брата Джема. С тех пор эта реликвия хранится в Ватикане. О копье, найденном в Антиохии крестоносцами, также сообщает арм. историк Матфей Эдесский (Матевос Едесаци или Маттеос Урхаеци; XII в.). Когда в 1098 г. осажденные в Антиохии крестоносцы, получив гарантию безопасности от осаждавших их мусульман, решили сдать город и вернуться на родину, один богобоязненный франк увидел во сне ап. Петра, к-рый сказал ему: «В левой стороне церкви спрятано то орудие, которым нечестивые евреи пронзили непорочное ребро Христа; оно находится перед алтарем. Достаньте его и, используя его в борьбе, вы победите своих врагов, равно как Христос победил сатану» ( Матфей Эдесский. 1991. С. 264-265). Это видение повторялось трижды. О нем рассказали Готфриду Бульонскому, Боэмунду и др. предводителям крестоносцев. Они начали молиться и в указанном месте ц. ап. Петра нашли св. Копье, благодаря чему вскоре крестоносцы одержали важную победу. Согласно Матфею Эдесскому, именно это копье в следующем году было подарено графом Раймундом IV Тулузским визант. имп. Алексею I Комнину (Там же. С. 285). Эта история сохранилась в неск. версиях арм. авторов, напр., Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци (XIII в.). Последний рассказывает, что в 1098 г. гр. Балдуин захватил Эдессу, а в 1099 г. в Антиохии на крестоносцев напали иноверцы, но франкам удалось разгромить 8 тыс. чел., потому что в ц. св. Петра они нашли копье, которым иудеи повредили изображение Христа. При этом из раны хлынули кровь и вода, как это было, когда Л. С. вонзил копье в ребра Спасителя. Это копье чтилось и называлось «боговонзенным», и именно с его помощью крестоносцы уничтожили своих противников, а потом послали копье в дар имп. Алексею I.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

411 Алексий – византийский император (1081–1118 гг.). Н. Акинян, сопоставив сведения жития со сведениями, сообщаемыми Самвелом Анеци, Маттеосом Урхаеци, памятными записями и др., обнаружил в них расхождения. Так, Самвел Анеци переселение Ошина в Киликию относит к 1073 г. (см.: Самвел Анеци. Хроника, с. 117). В памятной записи того времени (см. Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 551) говорится, что Аплгариб поступил на службу к императору Михаилу (1076–1078 гг.). В «Житии Нерсеса Ламбронаци» Аплгариб был послан самодержцем Алексием в области киликийцев. Урхаеци пишет, что Аплгариб был владельцем Паперона в 1078–79 гг. Михаил Сирин, повествуя о событиях 1072–1086 гг., свидетельствует, что Филартос завоевал Мараш, Урфу, Кесун, Антиохию и получил от императора титул севаста и княжение над Тарсом и Маместией. Греческий автор упоминает имя Филартоса в 1078 г., не говоря о титуле севаста и княжении в Тарсе. Видимо, заключает Н. Акинян, автор отождествляет Филартоса и Аплгариба. Скрупулезно проанализировав все эти сведения, он приходит к заключению, что Аплгариб и Ошин поступили на службу к императору в 1073 г., в Киликию были посланы Михаилом VII в 1076 г., Ошин – в качестве вассала Аплгариба (Н. Акинян. Нерсес Ламбронаци, с. 50). 412 Таврские горы – горная цепь на Малоазийской возвышенности и Армянском нагорье (ныне в пределах Турции). 414 Согласно Самвелу Анеци, Ошин «покинул от насилия тачиков наследие свое, именуемое Майреац-джурк, напротив Гандзака, с братом своим Халкамом, матерью и супругой, воинами-князьями и со всей челядью, взяв с собой и перст св. апостола Петра. И прибыл в страну киликийцев». В 1076 г. он становится правителем Ламброна, а с 1085 г., после смерти преемника Аплгариба – Моностраса, стал правителем Тарса, Ламброна н Паперона (см.: Н. Акинян. Нерсес Ламбронаци, с. 52). 415 Эта цифра явная описка переписчика. Акинян, основываясь на Урхаеци, настоящие события относит к 1093 г. Он предполагает, что первоначально в тексте вместо 500 г. армянского летоисчисления был указан 542 год.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

На лит-ру К. А. повлияло и тесное сотрудничество с Вел. Арменией. В эпоху К. А. мн. авторы из Армении уезжали в Киликию (Геворг Лореци, Геворг Мегрик) на учебу (Мхитар Гош, Степанос Орбелян и др.), некоторые - по приглашению киликийских властей. Были авторы и в Армении, к-рые описывали события, происходящие в К. А. или связанные с ней. Напр., вардапет, богослов и экзегет Ованнес Козерн Таронаци (ок. 970 - ок. 1050) кроме научных работ («История Багратидов», «Комментарий календаря» и др.) известен еще и предсказанием, к-рое записано в «Видении», о том, что в 1037 г. тюрки захватят Эдессу и произойдет невероятное землетрясение и затмение и что Армения в течение 60 лет будет находиться под игом тюрок, а через 50 лет с Запада придут франки и освободят Иерусалим и всех христиан. Совр. наука считает, что текст предсказания является более поздней интерполяцией в произведении Ованнеса Козерна. Впосл. «Видение» было включено в «Хронографию» Маттеоса Урхаеци . Уникальные сведения об истории не только Армении, но и К. А., равно как и соседних гос-в кон. XII в., приведены и в «Хронике» Самуэла Анеци. Эпоха К. А. отличается бурным расцветом художественной лит-ры. В арм. поэзии зарождается любовная лирика - стихотворения Костандина Ерзнкаци восхваляют жизнь, любовь, человека, природу, содержат описания пробуждения весны. Достижением эпохи К. А. было формирование и развитие басен, многочисленных сборников наставительных рассказов, притч. Основоположником этих жанров был Мхитар Гош, получивший свое 2-е образование в Киликии. Его продолжателем был Вардан Айгекци. С XIII в. одной из вершин средневек. арм. поэзии стали айрены - четверостишия, а иногда пятистишия со сквозной рифмой, принадлежавшие большей частью анонимным авторам. Темой айренов, как правило, были любовь и разлука, но среди них есть и лирико-философские произведения, к-рые называют айренами раздумий. Довольно большой цикл айренов посвящен скитаниям, родной земле, тяжелой доле странника. Исключительна роль и сборников «Манрусмунк» и «Хазгирк», содержащих историю арм. музыки и муз. нотации.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Продолжая формирование регулярных войск, начатое сразу же после восшествия на престол, царь Давид в 1118-1120 гг. переселил с Сев. Кавказа в Г. 40 тыс. половецких (кипчакских) семей, обязав их поставлять в войско по 1 всаднику от каждой семьи. Т. о., войско уже к 1120 г. насчитывало 60 тыс. чел. Финансовая реформа привела к замене старых монет, визант. чеканки, новыми, мусульм. типа, что в свете оживления торговых отношений с Востоком имело важное значение для Г. Монеты чеканились с надписями на груз., позже на араб. языке и имели хождение в соседних мусульм. странах. Усовершенствовав систему судопроизводства, св. Давид учредил «двор жалобщиков, сведущих в дознании», к-рые разбирали жалобы нуждающихся и пострадавших от насилия лиц и назначали соответствующую компенсацию. Был преобразован челобитный двор (сааджо кари) - высшая судебная инстанция: руководство им возлагалось на чкондидел-мцигнобартухуцеси, он был постоянно действующим органом и рассматривал прошения лиц (как по гражданским, так и по уголовным делам), недовольных решениями судов низших инстанций. Отделенный от гос-ва, он считался независимым учреждением. Последовательные реформы св. Давида привели к экономическому, политическому и военному развитию страны. Правитель ирак. сельджуков султан Махмуд ибн Мухаммад обратился к мусульм. миру с призывом вступить в войну с Г. Численность коалиционного войска, по сведениям арм. историка Матеоса Урхаеци, составила 300 тыс. чел., в то время как Давид Строитель располагал 55,6 тыс. воинов, включая 40 тыс. грузин, 15 тыс. половцев, 500 аланов и 100 европ. рыцарей. Решающая битва произошла 12 авг. 1121 г. у Дидгори и закончилась полной победой грузин. В состав Г. вошла часть Картли, подчинявшаяся до этого тбилисскому эмиру, в 1122 г. Тбилиси вновь стал столицей гос-ва. Проводя политику веротерпимости, св. Давид предоставил неправосл. тбилисцам (мусульманам, армянам-монофизитам, евреям) налоговые льготы. В 1124 г. были освобождены Ширван и Ани. Грузия в начале XIII в. Грузия в начале XIII в.

http://pravenc.ru/text/168205.html

   001   002     003