Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТЕОС УРХАЕЦИ [Урхайеци; Матфей Эдесский, Матфей из Урфы; арм. ] († 1144), мон., арм. средневек. историк, автор «Хронографии». Род. и жил в Эдессе (ныне Шанлыурфа, Юго-вост. Турция), в последние годы жизни побывал в Кесуне (Киликия; ныне Чакыркююк, Юго-Вост. Турция), погиб, вероятно, во время захвата Эдессы атабеком Мосула Имадом ад-Дином Зенги. М. У. начал писать «Хронографию» в 1113 г. Сочинение состоит из 3 частей, начинается с рассказа о событиях 951 г. и завершается 1137 г. Первая часть, над к-рой автор работал 8 лет, охватывает события до 1051 г. М. У. сообщает, что писал «Хронографию», основываясь на рассказах людей «родившихся давно, слышавших о тех событиях», а также обращаясь к письменным источникам (авторов не называет). Содержание 1-й части во многом близко к сведениям «Хронографии» Акоба Санахнеци, писателя и церковного деятеля XI в. Во 2-й части изложена история до 1105 г. М. У. пишет, что события этих лет совершались в дни «наших отцов», а очевидцем нек-рых был уже он сам. К работе над 3-й частью М. У. приступил после 10-летнего перерыва и, начав повествование с 1102 г., довел его до 1137-го. Во 2-й и в 3-й частях М. У. предстает как очевидец событий, происходивших в его городе, провинции, окружающих регионах, и эти страницы «Хронографии» особенно ценны. Описанные в «Хронографии» почти 2 столетия представляют сложный период. В это время подошло к концу владычество Арабского халифата, мн. области Армении обрели независимость, возникло неск. независимых арм. княжеств, в т. ч. и за пределами Армении; вновь пережила расцвет, затем пала династия Багратидов, страну сотрясали социальные столкновения и феодальные раздоры, Византия опять захватила значительную часть Армении, тюрки-сельджуки заняли М. Азию, в кон. XI в. на Ближ. Восток пришли крестоносцы. М. У. фиксирует события и стремится к их объективному анализу, высказывает свое отношение к ним. Причины утраты армянами государственности он видит не только в действиях внешних сил, но и в несостоятельности представителей власти и духовенства; М. У. обращается также к истории сопредельных стран и народов (Грузия, Кавказская Албания, Византия, Болгария, фатимидский Египет). М. У. использовал письменные источники, в т. ч. (хотя и опосредованно) архивные документы.

http://pravenc.ru/text/2562624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МАСУДИ [Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди; араб. ] (90-е гг. IX в.-сент. 956), арабо-мусульманский литератор, историк и географ МАТТЕИ Христиан Фридрих фон (1744-1811), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та МАТТЕОС УРХАЕЦИ [Урхайеци; Матфей Эдесский, Матфей из Урфы] († 1144), мон., арм. средневек. историк, автор «Хронографии» МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог МЕТРЕВЕЛИ Елена Павловна (1917-2003), советский и груз. ученый, филолог, литературовед, исследователь истории древнегруз. культуры и лит-ры, археограф МИЛЕТИЧ Милетич Любомир Георгиев (1863-1937), болг. филолог-языковед, этнограф, историк, председатель Болгарской академии наук МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ (в ранних источниках - Дасхуранци; Каганкатваци), арм. историк 2-й пол. X в., автор труда «История Албании» (История страны Алуанк) МОЛИВДОВУЛ свинцовая вислая (подвесная) печать для скрепления письменной документации, писем и т. д., имевшая хождение в Византии (с IV по XV в., особенно широко в VI-XIII вв.) «MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA» [лат. «Исторические памятники Германии»], издание материалов (в неск. сериях) по истории Германии в средние века (с V-VI по XV вв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122904_14.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков КУРБАТОВ Георгий Львович (1929-2003), советский и российский историк, д-р исторических наук, специалист в области византиноведения КУЧКИН Владимир Андреевич (род. 30.12.1933), российский историк, источниковед, специалист по истории средневек. Руси ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛЕУНКЛАВИЙ Леунклавий [Лёвенклау, Левенклав; наст. имя Иоганн (Ханс) Амельсбурн] (1541(?) - 1594(?)), нем. ученый, историк. грецист, правовед ЛИТАВРИН Геннадий Григорьевич (1925 - 2009), российский историк, академик РАН, специалист в области византиноведения, славяноведения, истории Др. Руси ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921 - 1996), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962) МАБИЛЬОН Жан (1632 - 1707), франц. бенедиктинец, член конгрегации мавристов, историк, автор трудов по вспомогательным историческим дисциплинам - палеографии и дипломатике МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАСУДИ [Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди; араб. ] (90-е гг. IX в.-сент. 956), арабо-мусульманский литератор, историк и географ МАТТЕОС УРХАЕЦИ [Урхайеци; Матфей Эдесский, Матфей из Урфы] († 1144), мон., арм. средневек. историк, автор «Хронографии» МИЛЕТИЧ Милетич Любомир Георгиев (1863-1937), болг. филолог-языковед, этнограф, историк, председатель Болгарской академии наук МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ (в ранних источниках - Дасхуранци; Каганкатваци), арм. историк 2-й пол. X в., автор труда «История Албании» (История страны Алуанк) МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР ИСКАНДЕР предполагаемый автор «Повести о взятии Царьграда турками», наиболее подробного в древнерусской письменности рассказа о падении К-поля в 1453 г.

http://pravenc.ru/rubrics/122908_6.html

Расширение пределов государства, а также постоянная угроза нового вражеского вторжения требовали создания многочисленной регулярной армии. И царь Давид принял весьма неожиданное решение - переселил в Грузию 40000 половцев (кипчаков) с семьями. Половцы были изгнаны из южнорусских степей киевским великим князем Владимиром Мономахом, и теперь, находясь в стесненном положении, согласились переселиться в Грузию и служить грузинскому царю. Переселение половцев осуществилось в 1118-19 гг., причем царь Давид сам отправился на север, в Осетию, чтобы убедить осетин беспрепятственно пропустить половцев через свои земли. На протяжении всего своего царствования царь одержал множество больших и малых побед над сельджуками. И вот, наконец, в 1121 г. против грузинского царя выступило коалиционное мусульманское войско, во главе которого стоял известный полководец Наджм ад-Дин Ильгази, правитель Багдада. О битве с этим войском грузинский летописец пишет лаконично. Гораздо подробнее упоминания иностранцев: армянского историка XII в. Маттеоса Урхаеци и Готье, канцлера Антиохийского княжества. По их сведениям мусульманское войско насчитывало, соответственно, 560 000 и 600 000 человек (современные историки считают эти числа преувеличенными примерно в два раза). Численность грузинского войска составляла, по канцлеру Готье, 80 000 человек; Маттеос Урхаеци дает более детальные сведения о его составе: 55 600 воинов, из них 40 000 грузин, 15 000 половцев, 500 осетин и 100 франков (по-видимому, имелись в виду крестоносцы). В любом случае, разница в численности войск была весьма существенной, однако грузинское войско одержало полную победу. Не вдаваясь в подробности, приведем слова грузинского летописца: " О том, как бесстрашный царь Давид, сердцем незыблемый, расположил свои рати и как все дела устроил разумно и превосходно, как все совершал спокойно, тихо, искусно и мудро, и как свою рать он защитил без ущерба - обо всем этом не то что мне, но мнится мне, что даже язык самых великих мудрецов мира не сумеет рассказать, как надо " .

http://pravicon.com/info-2129

К фактам, изложенным в «Хронографии», обращаются византинисты и арабисты. Данные, касающиеся событий 1098 г., когда в Эдессе было основано Эдесское графство крестоносцев, высоко оценили специалисты, занимающиеся историей крестовых походов. «Хронографиию» в XII в. продолжил Григор Ерец, изложив события 1137-1163 гг. Сочинение использовал в своей летописи Смбат Спарапет (XIII в). Изд.: Маттэос Урхаеци. Хронография ( (?)). Иерус., 1869; То же. Вагаршапат, 1898; Armenia and the Crusades, Xth to XIIth Cent.: the Chronicle of Matthew of Edessa/Transl. A. E. Dostourian; Forew. K. H. Maksoudian. Lanham (Maryland); L., 1993; Изд. в рус. пер.: Письмо имп. Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III/Пер.: Х. Кучук-Иоаннесова//ВВ. 1903. Т. 10. Вып. 1/2. С. 91-101; Заборов М. А. История Крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 73, 83-86, 108-110, 118-119; Бартикян Р. М. «Хронография» Матфея Эдесского о Грузии и грузинах//Византиноведческие этюды: Сб. ст. Тб., 1978. С. 142-145. Лит.: Зарбаналян Г. История древней армянской литературы. Венеция, 1894 (на арм. яз.); Алишан Г. Айапатум. Венеция, 1901 (на арм. яз.); Газикян А. Новая армянская библиография и энциклопедия армянской жизни. Венеция, 1909. Т. 1 (на арм. яз.); Бартикян P. M. О некоторых византийских терминах в «Хронографии» Матфея Эдесского//ВОН. 1969. 3. С. 72-77 (на арм. яз.); он же. Об имени «Марцэ» в «Хронографии» Матфея Эдесского//ИФЖ. 1973. 2. С. 163-168 (на арм. яз.); он же. «Хронография» Матфея Эдесского и политика Византии в Армении//Античные, византийские и местные традиции в странах Восточного Черноморья: Тез. докл. Всесоюзной конф. Тб., 1975; Хачикян Л. С. Акоб Санаинеци - хронист XI века//Вестн. Ереванского ун-та. 1971. 1. С. 22-48 (на арм. яз.); Абегян М. Х. История древнеармянской литературы. Ер., 1975; Ачарян Р. А. Филологические исследования. Ер., 1976 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армянские средневековые историки об экспансии Византийской империи на Восток в X-XI вв.//ИФЖ. 1978. 2. С. 191-206; Видные деятели армянской культуры, V-XVIII вв.: Сб. ст. Ер., 1982; ODB. Vol. 2. P. 1316-1317; Thomson R. W. The Crusaders through Armenian Eyes//The Crusades from the Perspective of Byzantium and Muslim World/Ed. A. E. Laiou, R. P. Mottahedeh. Wash., 2001. P. 71-82; Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа: С древнейших времен до нач. XIX в. М., 20082. С. 259, 263-264.

http://pravenc.ru/text/2562624.html

334-338 МАТРОНИНСКИЙ (Мотронинский) во имя Святой Троицы монастырь - см. Мотронинский во имя Святой Троицы монастырь МАТТА АЛЬ-МАСКИН [Матта аль-Мескин/Мискин; араб. - Матфей Бедняк/Убогий] (1919-2006), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви 338-340 МАТТЕИ Христиан Фридрих фон (1744-1811), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та 340-341 МАТТЕОС УРХАЕЦИ [Урхайеци; Матфей Эдесский, Матфей из Урфы] († 1144), мон., арм. средневек. историк, автор «Хронографии» 340-341 МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) 342-367 МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ (Швецов Митрофан Кузьмич; 1855-1927), иером., прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых) 371-374 МАТФЕЙ Иванович Александров (1872-1921), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Алоин (1879 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 374-375 МАТФЕЙ Васильевич Казарин (1886-1942), протодиак., сщмч. (пам. 30 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Крицук (1892-1950), прот., сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 375-376 МАТФЕЙ (Банников Михаил Яковлевич; 1881 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Померанцев Михаил Владимирович, 1881 - 1918), архим. , прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополиии в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Неизвестно, сколько времени еп. Стефан был во главе И. е., но не исключено, что следующий известный ишхнели Иларион (I) наследовал кафедру после него. С его именем связаны 2 ишханских памятника: выполненный по его заказу в 973 г. специально для Ишхани выносной крест (ГМИГ) и переписанный с его благословения в кон. X - нач. XI в. большой (331 с.) сборник аскетических произведений (НЦРГ. А 35). Колофоны сборника позволяют установить, что с кон. X в. ишхнели носили титул архиепископа. Других сведений об архиеп. Иларионе (I) в грузинских исторических источниках нет, ученые датируют время его предстоятельства посл. четв. X в. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. В арм. исторических источниках сохранились сведения о некоем еп. Иларионе, который по наущению азнауров (дворян) Тао и влиявшего на них византийского имп. Василия II (976-1025) участвовал в заговоре и убийстве царя Давида III Куропалата ( 1001). Арм. историк XII в. Маттеос Урхаеци , основываясь на сведениях более ранних источников, писал: «Безбожный епископ Иларион снова воспламенился злыми мыслями, вошел в его (царя.- Авт.) комнату и, пока благочестивый Давид спокойно почивал, взял его подушку, наложил ему на лицо, навалился на него крепкой силой и мученически задушил боголюбивого Давида Куропалата». Спустя несколько лет еп. Илариона по приказу имп. Василия арестовали и вместе с азнаурами бросили в море ( Цагареишвили. 1973. С. 198-199; Абдаладзе. 1997. С. 31-37). Исследователи считают, что нельзя отождествлять этого архиерея с архиеп. Иларионом (I); очевидно, речь идет о неизвестном по другим источникам придворном грузинском епископе. После смерти Давида III его владения перешли к Византийской империи . На протяжении более 100 лет большая часть И. е. находилась под властью византийцев и турок-сельджуков. Эти территории были возвращены Грузии при царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

389 Киракос – один из видных вардапетов XII в., ученик Григора Вкайасера. Последнему принадлежала первая основательная редакция древнеармянских сборников, положивших начало армянским четьям-минеям. Киракос в средневековой армянской литературе прежде всего известен как продолжатель дела Григора Вкайасера. Он дополнил и закончил Праздничные минеи (Чашоц) Григора Вкайасера. Об этом свидетельствует имеющая исключительную историческую ценность памятная запись самого Киракоса к Праздничным минеям: «Я, Киракос, убогий ученый и недостойный слуга Божий, уведомляю вас о святом наследии – Праздничных минеях св. церкви и памяти божественных [святых]. Как известно вам, с начала утверждения нашей веры... и [поминовения памяти] всех святых, угодных богу в нашем народе, они до сего дня были в небрежении в писаниях церковных из-за [неурядиц] времени. И великие праздники Креста и Богородицы, мучеников и святых патриархов, [церковных] отцов, отшельников и дев-мучениц были несовершенны и лишены торжественности, и возникали неудобства из-за отсутствия этих речей. И вот св. Дух внушил Григорису, боголюбу и мучениколюбу, и он заново сочинил эти [речи] достойно каждому празднику, [присовокупив] к ним соответствующие псалмы и божественные речи. Но он не завершил все, что было необходимо и достойно празднования. И потому он поручил мне, который постоянно при нем бывал и во всех божественных делах ему был подмогой и опорой, радел о делах духовных и о [памяти] угодников Божьих, не пренебречь после его смерти этим делом, а дополнить [минеи] достойными чтениями, что я и сделал. Ибо Бог обязал нас праздновать их память. Таким образом, 46 праздников установил св. патриарх, а 30 добавил я, презренный, итого [стало] 76 речей, которых, как мы считаем, вместе с [другими] чтениями и мартирологами хватит на целый год...» (Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 270–271). Умер Киракос, как свидетельствует Маттеос Урхаеци, «в 576 г. армянского летосчисления... и похоронен в монастыре, именуемом Дразарк, и монастырь стал называться усыпальницей святых вардапетов, ибо там был похоронен и святой вардапет армянский, которого называют Мегрик». [Маттеос Урхаеци. Хроника. Иерусалим, 1869, с. 460–461].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

318 Филон Александрийский (приблиз. 20 г. до н. э.–50 г. н. э .) – античный философ, представитель иудейско-греческой философии. Оказал влияние на христианское учение. Саркаваг пользовался математическими трудами Филона Александрийского и Никомаха (см.: Г. Петросян. Математика в Армении в древние и средние века. Ереван, 1959, с. 147–156). 320 Этот же эпизод рассказывает Киракос Гандзакеци, только вместо Барсеха у него Степанос, по прозвищу Зомзома (см.: История Армении, с. 114–115). 321 Погос вардапет Таронеци – современник Ованеса Саркавага, был из монастыря св. Лазаря в Муше. По поручению сасунского князя Чортануела написал «Послание против Теофистэса, армяно-ромейского философа». В армянской литературе упоминается как «великий философ», «чудесный муж», «второй просветитель» (см.: Маттеос Урхаеци. Хронография, с. 179–355). 322 Рим – так в тексте. По-видимому, имеется в виду Константинополь. Византия по-армянски именовалась «страной Ромейской». 323 Саргис Харкаци – о нем Р. Ачарян пишет: «Согласно Самвелу Анеци, великий вардапет из Парисоса, сын священника. Его учениками были Иеремия [Андзрев], Хачатур, Григор, Ованес и Самвел Анеци. Умер в 578 г. (1129 г.). Все это другие рассказывают о вардапете Ованесе». В частности, см. случай с Иеремией Андзревиком... из чего следует, что речь идет об одном и том же человеке. Воскян находит, что у Анеци этот фрагмент является интерполяцией, или имя «Саргис» следует читать «Саркаваг». Мецопеци также в числе видных армянских богословов упоминает Саргиса Ахпатеци, который не может быть никем иным, как вардапетом Ованесом Саркавагом, датой смерти которого считается 1129 г. Костанян относит эту дату к 1139 г. (Словарь собственных имен, т. IV. Ереван, 1941, с. 412, 67). 325 Черная гора (по армянски Сеав-леарн)– северо-восточная часть Таврских гор. В XII-XIII вв. славилась множеством армянских, греческих, латинских монастырей. 326 Гора Кармир – в Киликии. На горе Кармир находился Кармир ванк, крупный очаг книжности. См. в предисловии к «Житию Нерсеса Шнорали».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

  001     002    003    004    005