13. И предвидя это пророческими очами, первозданный [человек] сказал: Она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт 2:23–24). То же самое можно сказать и о муже. И он забывает родителей и отчий дом, чтобы соединиться и прилепиться к той, которая сочетается с ним в этот вечер. И чтобы показать нам значительность этих отношений, в Божественном Писании не [просто] сказано, что он соединится с женой, но что прилепится к жене своей. Но и этого недостаточно, почему и добавляется: и будут два одна плоть . Поэтому и Христос, приводя это свидетельство, сказал: Так что они уже не двое, но одна плоть (Мф 19:6). Он говорит, что происходит такое соединение и соприкосновение, что двое — одна плоть. Скажи мне, какой рассудок сможет осмыслить это, какой разум — постичь совершающееся? Не верно ли сказал блаженный учитель вселенной, что это тайна? И он сказал — не просто тайна, но тайна сия велика (Еф 5:32). 14. Итак, если телесный брак — это тайна, причем великая тайная, то как же достойным образом можно рассуждать об этом духовном браке? И, наконец, рассмотри внимательно, каким образом, поскольку все здесь духовно, происходящее совершается противоположно телесному. В телесном браке никто никогда не согласился бы взять себе жену, если раньше не разузнал о ее благообразии, телесной красоте и не только об этом, но прежде всего о ее материальном благосостоянии. Здесь же ничего такого нет. Почему? Потому что то, что здесь совершается — духовно, и наш Жених, движимый человеколюбием, спешит спасти наши души. И если кто безобразен или отвратителен на вид, если дошел до крайней нищеты, человек низкого происхождения или раб, если отвергнут [людьми], имеет телесные недостатки, если отягощен бременем грехов, то Он не пускается в расследование, не вдается в подробности и не требует ни в чем ответа. Ибо от Владыки 39 — дар, щедрость и милость, и Он просит от нас только одного — забвения прошлого и верности в будущем.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Состояние теплохладности означает безразличие и равнодушие к Богу, к вере, к истине. Горячее состояние – это горение христианской веры и любви. Под холодным состоянием следует понимать враждебность к Евангелию, атеизм, отрицание христианства. Однако даже холодное состояние лучше теплохладности. Уже само резкое отрицание кем-либо христианства свидетельствует, что человек по крайней мере не равнодушен к истине как таковой, что он не сомневается в ее существовании, и, следовательно, способен к ее поиску. Теплохладный же бывает именно равнодушен к истине и не может ее искать по той причине, что не считает это нужным или же вовсе признает ее несуществующей. А ведь Господь, Создатель вселенной, сказал о Себе, что Он есть истина, и потому равнодушие к истине есть равнодушие к Богу.   «извергну тебя из уст Моих» – слова означают отвержение Богом. Теплохладная еда или вода может вызывать отвращение и тошноту. Характерно, что неподалеку от Лаодикии находились известковые источники, из которых текла именно теплая вода, так что слова Господа были очень понятны лаодикийцам. 36 36  Сегодня лаодикийские источники – это известный бальнеологический курорт Памуккале в Турции. Температура истекающих там вод составляет около 36 градусов Цельсия – то есть это не холодная и не горячая, но именно теплая вода. Неподалеку от Памуккале и по сей день можно видеть развалины древней Лаодикии. «извергну» – греческое слово «εμω» более сильное: оно означает «блевать», «выблевывать». В славянском тексте дан точный перевод: «имам тя изблевати». 17 Ибо ты говоришь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " ; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» – это можно понимать не только в смысле материального богатства и благополучия, но также и в смысле, что лаодикийцы считали себя благополучными в отношении духовном. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

16. Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; Этот стих содержит одно из самых важных положений Евангелия от Иоанна: то, что раньше принадлежало лишь Сыну Божию, теперь может перейти к людям. И самый главный дар – это жизнь, которую Сын принёс в избытке: «Я пришел, чтобы жизнь имели и в избытке имели» (10:10). Поэтому пролог говорит о благодати, которая переполняет тех, кто её получил («благодать на благодать»). 17. Потому что Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа. Здесь мы встречаем ещё одну антитезу, которая проходит через всё евангельское повествование: Моисей, который получил закон (7:19), противопоставлен Иисусу Христу и истине, которую Он принёс. Если упоминание благодати содержится лишь в прологе, то истина – это Одна из ключевых тем четвёртого Евангелия. Иисус – Сама истина, Он полностью отожествляет себя с ней: «...Я – путь и истина и жизнь» (14:6), она известна лишь Ему одному (8:45). Мы вправе говорить о конфликте: закон вступает в противостояние с истиной и становится основанием для её отторжения. Иисус объясняет Пилату, что Его приход в мир связан с откровением и распространением истины: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (18:37), а первосвященники, добиваясь от Пилата согласия на распятие Иисуса, объявят, что их требование продиктовано законом: «Ответили ему иудеи: у нас есть закон, и по закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (19:7). Для них всё то, что он говорил о Себе, – явная ложь. Таким образом, борьба закона с истиной в конечном итоге послужила причиной осуждения Иисуса Христа на смерть. Содержание Евангелия от Иоанна отражено в словах, сказанных в заключение Прощальной беседы с учениками: «Я от Бога исшел. Исшел от Отца и пришел в мир и снова оставляю мир и иду к Отцу» (16:27). Итак, главная цель Евангелия – поведать о: • приходе Слова в мир 15 , • Его пребывании в мире 16 • и возвращении к Отцу 17 . Слово приносит в мир жизнь 18 . «Жизнь», или «жизнь вечная», – это жизнь Самого Бога, которая в полноте принадлежит Сыну 19 . В материальном мире жизнь человека зависит от света, воды и пищи, и это представление переносится на духовную реальность. Иисус говорит, что Он даст воду, пьющий которую не возжаждет (4:14), и хлеб, ядущий который не умрёт (6:58). Он свет, разгоняющий тьму (1:5), Пастырь, охраняющий овец (10:11), виноградная лоза, на которой ветви приносят свои плоды (15:1). Все эти самоопределения, которые Мы встретим в евангельских беседах, призваны подчеркнуть единую реальность: Сын Божий приносит жизнь людям 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией. 17. Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений. 18. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими. Мы, христиане, не должны забывать о том, что Бог «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27-29). 19. Семья — естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным. 20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания.

http://patriarchia.ru/db/text/4372074.ht...

19пар.), перенеся на Него все свои надежды, силою любви к Нему уверовали в Его внутреннее живое богосыновство: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Эта духовность и составляла новое в исповедании Петра в отличие от прежней веры учеников. Отделённые от народа Христом, они теперь сами отъединились от иудеев, последовав за Христом в область божественной духовности. Это была священная минута, и Христос Иисус отметил ее святую торжественность. Он сказал Петру в ответ: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ее». Плотью и кровью руководились иудеи, жаждавшие чудес, требовавшие знамений с неба, привязанные всею душою к земле; апостолы же постигли во Христе то духовное небесное благо, которого не может открыть внешнее чудо, служа лишь его символом, постигли силою веры, действующей любовью, отречением от материальной привязанности к чуду. Тогда Христос запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Христос, потому что то и составляло закон самооткровения Христа, что истина Его богосыновства не давалась людям во внешней готовой форме, что к ней человек должен прийти путём внутреннего подвига. Поэтому Сам Христос открывал её иудейскому народу только в такой форме, которая испытывала иудеев и ожесточала их. Сообщённая во внешней готовой форме, эта истина необходимо стала бы откровением внешнего мессианства. Вот почему Он и говорил иудеям: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин. 6:44 ). Торжественность ответа Христа на исповедание Петра достаточно свидетельствует о великом значении события при Кесарии Филипповой. Смертные страдания Христа Иисуса были, как сказано выше, спасительными для человека единственно потому, что это были страдания Сына Божия, что Он был распят врагами, как Сын Божий. Вот почему, как только в иудеях созрело решение убить Его за то, что Он назвал Себя Сыном Божиим, Он оставил иерусалимлян, как уже подготовленных к Голгофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

1, 8). По-еврейски твердь «» – «ракиа», означает дословно «пространство» и в Быт. 1, 6 и 1, 14 употребляется именно в этом смысле. То есть при сотворении мира Господь сотворил и пространство – как бы развернул его: «Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис. 40, 22). Здесь же происходит обратное – Господь сворачивает пространство, как книжный свиток, и это может означать, что наступает конец привычному для нас пространственно-временному миру, что категория пространства, явленная при сотворении материального космоса, или совершенно упраздняется, или же радикально изменяется, уступая место какому-то совершенно другому образу бытия. Выше уже приводилось мнение, в том числе людей науки (комм. на 1, 1),  о том, что представляющиеся нам столь незыблемыми категории пространства и времени являются не более чем иллюзиями. Такой же иллюзией может оказаться и категория материи, о чем также свидетельствуют научные данные. Самое элементарное знакомство со строением атомов, этих кирпичиков мироздания, позволяет в этом убедиться. Действительно, из школьного учебника известно, что каждый атом состоит из ядра и электронов. При этом изображение модели атома в масштабе выглядит следующим образом: если ядром будет футбольный мяч, то электронами будут шарики величиной с бусину, вращающиеся вокруг мяча по окружности диаметром два километра. То есть атом – это почти сплошная пустота. При этом еще следует иметь в виду, что ядро и электроны, из которых состоит атом, отнюдь не являются какими-то шариками из привычной нам твердой материи, но они есть результат взаимодействия волн и полей. Возникает вопрос: где же здесь материя? И если из таких атомов состоит весь материальный мир, то как тут не вспомнить Библейское учение о сотворении Богом мира «из ничего»? Господь вначале «развернул» материальный мир и опять свернет его в конце времен, чтобы воздвигнуть новую вселенную, Новый век, как и говорит о том Писание: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1). Особенно внимательны должны быть рабы к " верным " господам (т.е. христианам). He должно думать, что благочестие служит для прибытка. Кто учит иному и спорит, тот горд и ничего не знает (ст. 3-5 [ 7 ]). Исходя из мысли, что недовольство общественным строем в большинстве случаев покоится на страсти сребролюбия и любостяжания и зависти к богатым и только прикрывается авторитетом евангельских истин о братстве, равенстве и свободе, Апостол предостерегает от любостяжания и внушает быть довольным малым ( " Имея пропитание и одежду, будем довольны тем " . ст. 8). Внешние же материальные блага опасны, ибо часто ведут ко впадению во многие грехи и беды: " ибо корень всех зол есть сребролюбие " (ст. 10). Апостол учит Тимофея быть образцом бескорыстия и нестяжания и увещевать богатых, чтобы они уповали не на богатство свое, но на Бога. " О, Тимофей! храни преданное тебе " , так кончается послание, подчеркивая тем всю важность для веры Апостольского предания, хранимого Церковью (ст. 20). Побуждения к написанию Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание Апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. " Я уже становлюсь жертвою " , пишет в нем Апостол Павел: " и время моего отшествия настало " (2 Тим. 4:6). Co скорбью говорит здесь Апостол о переживаемом им тяжком одиночестве, ибо прочие ученики или оставили его, " возлюбив нынешний век " (4:10) или разосланы им по разным поручениям. Апостол просит Тимофея придти к нему скорее и привести с собою Марка (4:9 [ 1 ], 11 [ 2 ]), а также принести ему некоторые вещи: фелонь, который оставил он в Троаде у Карпа, " и книги, особенно кожаные " (4:13). Таким образом, побуждением к написанию этого послания было желание Апостола Павла, в предчувствии своей близкой кончины, повидаться со своими преданнейшими учениками и преподать им свое последнее предсмертное назидание и завещание. Время и место написания Время и место написания этого послания можно определить по указаниям, которые дает само послание. В нем Апостол пишет: " не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его " (1:8), а также: " благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз " (2:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

20. 1-16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом. VI.6. Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: " Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое " (1 Кор. 9. 7,10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом. Священное Писание говорит: " Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха " (Втор. 24. 14-15); " Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его " (Иер. 22. 13); " Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа " (Иак. 5. 4). Вместе с тем заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах - и делиться с ними плодами труда, " чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих " (Втор. 24. 19-22). Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств. VII. Собственность VII.1. Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношения людей к плодам труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника обычно включают право владения и пользования, право управления и получения дохода, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов собственности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

22. Если же говорится, что Бог знает о Себе то, что Он есть, но не ведает того, что Он не есть, а Господь наш, с точки зрения Вочеловечивания и более грубого учения, не является конечным пределом желания, то Спаситель наш не знал ни " конца " , ни конечного блаженства. Сказано также, что и Ангелы не знают (Мк.13:32), а это означает, что ни созерцание, которое в них, ни логосы их служения также не являются конечным пределом желания. Ибо ведение Ангелов - грубо, по сравнению с [видением] лицея к лицу (1Кор.13:12). Один только Отец знает (Мк.13:32), гласит [Евангелие], поскольку Он Сам есть конец и конечное блаженство. И когда мы познаем Бога не посредством [тусклых] зерцал (1Кор.13:12) и не посредством чуждых [Ему вещей], но когда приступим к Нему, как к Единому и Единственному, то познаем и последний конец [бытия]. Ибо говорят, что Царство Христово есть все [в совокупности] материальное ведение, а Царство Бога и Отца - ведение нематериальное и, так сказать, неприкрытое созерцание Самого Божества. 23. Однако и Сам Господь наш, если смотреть на Него как на Слово [Божие], есть конец и конечное блаженство. Ибо что говорит Он в Евангелии? - И Я воскрешу его в последний день (Ин.6:40). Здесь Он называет " воскресением " переход от материального ведения к нематериальному созерцанию, а " последним днем " именует это [нематериальное] ведение, после которого уже нет другого. Ибо тогда ум наш восстанет и воспрянет к блаженной высоте, где он будет созерцать Единство и Единичность Слова. Но поскольку ум наш одебелился, соединился с перстью земной, смешался с брением и стал неспособным предаваться чистому созерцанию, то он [первоначально] постигает [лишь] действия Творца, руководимый сродными его телу мирами, и познает их, исходя из их результатов. [И так] до тех пор пока, постепенно [духовно] возрастая, он не сможет приступить к Самому Божеству, лишенному Своих покровов. 24. В этом смысле, как я думаю, и сказано: Отец Мой более Меня (Ин.14:28) и не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем (Мф.20:23). Это же означает и то, что Христос передаст Царство Богу и Отцу (1Кор.15:24), поскольку [Христос] есть первенец (1Кор.15:20,23), а не " конец " , согласно более грубому, как я сказал, учению, которое относится к нам, а не к Самому Сыну. А что это так, [свидетельствуют] " Деяния Апостолов " , где на вопрос учеников: Когда восстановишь Ты царство Израилю? - Господь отвечает; Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:6-7). Другими словами, Он говорит, что связанным плотью и кровью недоступно ведение этого Царства. Ибо созерцание этого царства Отец сохранил за властью Своей, называя " властью " тех, кто находится под Его властью, а " своими " - тех, кто не причастен неведению низших вещей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/736/...

3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.  «красный» – дословно «огненный», греч. πυρρς (см. комм. на 6, 4). Цвет напоминает об адском огне, о кровожадности диавола, а также о том, что диавол есть враг, убийца и разрушитель. «дракон с семью головами и десятью рогами» – это сатана, о чем прямо сказано ниже, в ст. 9. Семь голов, может быть, означают семь главнейших демонов, противоположных семи Архангелам (см. комм. на 8, 2) или же семи Духам Божиим (комм. на 1, 4). Кроме того, они могут означать семь основоположных грехов, противопоставленных семи дарам Святого Духа (ср. Ис. 11, 2–3). Диадимы, то есть царские венцы на головах, говорят о претензиях сатаны на царскую власть, противопоставленную власти Бога. Десять рогов свидетельствуют о силе и могуществе диавола в нашем мире – не напрасно Христос называет его князем мира сего – и могут также означать каких-то бесовских князей. Число рогов, кроме того, противопоставлено десяти заповедям закона Божия, против которых воюет диавол.  Образ дракона, конечно, не является настоящим видом диавола. Ангелы, в том числе и падшие, суть духи бесплотные, и потому они  не имеют пространственного вида, какой имеют существа материальные. Дракон – лишь один из тех образов, которые диавол принимает. Почему именно дракон? Потому что дракон – это крылатый змей. Диавол принял вид змея (или действовал через змея), когда научил прародителей преступить заповедь Божию. Крылья же указывают, что диавол – это падший херувим, имеющий ангельскую природу.  4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Под звездами нужно понимать или низверженных с небес вместе с диаволом при его восстании против Бога ангелов, или же отпавших от Церкви, может быть, по причине гонений, христиан. Пророк Даниил, говоря о евреях, отпавших от истинной веры во времена гонений Антиоха Епифана, называет их низринутым «воинством небесным», низринутыми «звездами». Подобные наименования народа Божия можно видеть и в Исх. 7, 4; 1 Цар. 17, 26; Втор. 1, 10. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010