Патриарх Кирилл: Многотысячные очереди к Дарам волхвов свидетельствуют о горячей вере нашего народа 20 января, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Обращаясь к верующим со словами проповеди, Святейший Патриарх Кирилл привел многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, свидетельствующие о том, что благодать Божия действует на людей, в том числе, посредством материальных предметов. «Ныне явилась благодать Божия» (ср. Тит. 2:11), — говорит в послании к ученику своему апостол Павел. И неслучайны эти слова, потому что благодать Божия через рождение, крещение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Спасителя низведена на род человеческий. Под благодатью мы подразумеваем часть Божественной жизни, Его силу и Его энергию — эта самая Божественная энергия и снизошла на род человеческий через Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что и до пришествия в мир Спасителя благодать Божия выборочно, по молитвам особо вдохновенных мужей, по неизреченному Божественному промыслу отображалась даже на материальных предметах. Известно, что именно так был облагодатствован жезл Аарона, брата Моисея: он расцвел, став для еврейского народа, спасающегося бегством из Египта, символом и знаком, что особая сила Божия почивает на Моисее и Аароне (Числ. 17). А разве не была явлением Божией благодати манна, которой питался род избранный в течение сорока лет путешествия по пустыне (Исх. 16:35)? И когда по велению Божиему была создан первый ветхозаветный храм — скиния, во святая святых, в особое отделение скинии, был помещен ковчег завета, где хранились манна, ниспосланная с неба, и расцветший жезл Аарона (Евр. 9:4). И Ветхий Завет, и особенно Завет Новый исполнены множеством ярких примеров того, как благодать Божия, Божественная энергия, которая питает всю вселенную, но в первую очередь обращена к людям, нисходила на людей через посредство предметов. Так получали исцеление те, кто лишь прикасался к краю одежды Спасителя. Исцелялись те, на кого падала тень проходившего апостола Петра. Исцелялись от прикосновения платков, частиц одежды, исцелялись посредством других физических предметов, в том числе водой, ведь именно так еще при пророке и Предтече Крестителе Иоанне от греховной скверны в водах Иордана освящались люди.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-mnogot...

Патриарх Кирилл о национальном вопросе (+ Видео) У меня как у Патриарха есть много фактов, свидетельствующих о том, что нередко русские православные люди помогают, в том числе материально, строить мечети; так же как и мусульмане помогают строить православные храмы. 13 ноября, 2011 У меня как у Патриарха есть много фактов, свидетельствующих о том, что нередко русские православные люди помогают, в том числе материально, строить мечети; так же как и мусульмане помогают строить православные храмы. «Мы должны отталкиваться от духа мирного, братского соработничества и совместного жительства,» — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в эфире программы «Слово Пастрыря», отвечая на вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга от Георгия Борисовича Веретенникова. «Западная пропаганда, особенно американская, очень гордилась так называемой теорией плавильного котла, в котором переплавляются для чего-то разные нации. А у нас была идея пролетарского интернационализма, провозглашавшая приоритет классового над национальным. Мы видим, что ни та, ни другая теория не осуществились. Как гром среди ясного неба было признание Ангелы Меркель, что 30 лет усилий по встраиванию иностранцев, прежде всего турок, в западную культуру провалились. Ваше Святейшество, каков взгляд Православной Церкви на эту проблему — смешиваться или отделяться?» Благодарю Вас, Георгий Борисович. Это очень важный вопрос, который правильно поставлен и со ссылкой на правильное обстоятельство. Я сразу скажу: не смешиваться и не отделяться. А теперь позвольте развить этот тезис. Да, действительно, идея «плавильного котла» провалилась. Она была связана с самой природой Соединенных Штатов как страны иммигрантов. В Соединенные Штаты ехали люди разных национальностей, разных религий и культур — чаще всего в поисках экономического успеха или спасаясь от притеснений; там жили бок о бок, решали какие-то совместные проблемы, и постепенно эта группа разнокультурной иммиграции стала представлять собой некое общее социальное образование. Правда, нужно сказать, что национальные различия и в Соединенных Штатах никогда не исчезали. Достаточно проехаться по огромному Нью-Йорку, чтобы увидеть наличие разных национальных культур — есть китайский Нью-Йорк, итальянский Нью-Йорк, еврейский Нью-Йорк, англосаксонский и т.д.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-o-naci...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 1. Православие в Эстонии до учреждения Рижского викариатства (1836) Славяне и прибалтийский край Историки и археологи считают, что древние эстонские племена находились, в общем, на одной ступени развития со славянскими племенами, которые обитали в Верхнем Поволжье и Приднепровье и с которыми у них существовали постоянные связи, в середине 1-го тысячелетия после Рождества Христова славяне из верховьев Днепра стали продвигаться к северу, в район реки Великой и Псковского озера. Кривичи заселили территорию, которая вклинивалась на юго-востоке современной территории Эстонии в районы, населенные племенами эстов, что способствовало более тесному их сближению со славянами. На территории между современными городами Тарту, Выру и Ватга найдены каменные захоронения эстонского тина и славянские курганы, распространенные в Псковской области. Эти курганные насыпи встречаются рядом с древнеэстонскими каменными могильниками и в районе Пыльвы, Урвасте, Выру, Рыуге, в них найдены предметы обихода и искусства как славянских, так и эстонских образцов – свидетельства того, что на этих территориях жило бок о бок славянское и эстонское население по крайней мере с середины 1-го тысячелетия после Рождества Христова, то есть с момента, когда в юго-восточной Эстонии появились смешанные поселения 1 . Укрепление и развитие феодальных государственных начал, материальной и духовной культуры у славян шло значительно быстрее, чем у эстов. Одним из основных и решающих факторов, способствовавших этому процессу, было Крещение Руси в 988 г. святым равноапостольным великим князем Владимиром. Вслед за этим событием на Русь пришли священники и монахи из Византии, имевшей высокий уровень развития материальной и христианской духовной культуры. Монахи помимо проповеди Слова Божия несли грамотность, искусство землепашества и огородничества, строительства и ремесел. Православие быстро распространялось на Руси и способствовало укреплению страны. Духовенство, как правило, было грамотнее и выше по уровню развития, чем мирские правители, поэтому играло весьма важную роль советников князей в делах не только веры, но и политики и торговли. Все это в какой-то мере способствовало усилению влияния славян на Прибалтийский край.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Христос в библейских символах Миру, в котором мы живем, присуща немаловажная особенность: все в нем когдато кемто сотворено. А творение всегда неизбежно несет на себе отпечаток личности творца, будь то стихотворение, картина или здание. По сотворенному можно судить о творце, более того, сотворенное является в некотором смысле его «визитной карточкой». Как Христос жил в ветхозаветных пророчествах задолго до того, как пришел на землю, так живет Он и ныне во всем окружающем нас мире. Богословы говорят о «иконичности мира», подразумевая под этим, что мир – большая икона Божия. Сейчас мы рассуждаем не просто о Творце – Всевышнем и Всемогущем Боге, а именно о Христе, и оказывается, что этот мир отражает Христа очень многообразно. Апостол Павел пишет: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит ( Кол.1:16–17 ). Таким образом, мир несет на себе Его отпечаток и является знаком, символом Христа. Что же такое «символ»? Греческое слово συμβλλω означает «связываю», «согласую» и восходит к античным Олимпийским играм. Всем бежавшим на ристалище выдавались белые каменные пластинкисимволы. Прибегавший первым протягивал пластинку судье. Тот разламывал ее на две части, одну из которых оставлял себе, а другую возвращал спортсмену. Естественный излом всегда представляет собой причудливую кривую, подделать которую практически невозможно. Когда подводились итоги соревнований, соперники подходили к судье. Победителем признавался тот, чья половинка пластинки полностью подходила к половинке, оставшейся у судьи. Ныне мы широко используем это понятие. Творение Божие отражает Христа на всех уровнях бытия. Об этом часто рассуждают философы; об этом многократно свидетельствует Священное Писание. Мысленно пройдемся по лестнице тварного бытия от самой низшей до самой высшей его ступени и рассмотрим на каждой из них символы Христовы. Мы покажем, что, как одна половинка таблички по линии разлома подходит к другой, так и наш мир полностью подходит ко Христу Итак, низшая ступень нашего мироздания – мир материальный. Уже в нем мы находим множество символов Христа. Материальный мир молчит, он не думает, ничего не ощущает и, казалось бы, ни к чему не стремится. Это – мир камней и минералов, движущихся атомов и молекул и кристаллических решеток. Тем не менее и он несет на себе отражение Христово. Поговорим о значении библейских символов.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Речь произнесенная при открытии в Харькове сельско-хозяйственной выставки, в присутствии Ее Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Михайловны, сентября 23 дня, 1887 года. Богослужение, совершенное нами при открытии настоящей сельскохозяйственной выставки, свидетельствует, что мы, по милости Божией, свято храним наш церковный и народный обычай – всякое частное и общественное дело начинать молитвою. Иначе и не должен и не может действовать народ, не по имени только христианский, так как христианам заповедано словом Божиим: вся в славу Божию творите ( 1Кор. 10, 31 ). Но это само по себе прекрасное духовное расположение не получит дальнейшего движения, и не оставит по себе благотворных следов, если не будет сопровождаемо с нашей стороны ясным сознанием высших целей и нравственного значения открываемого учреждения. Но могут ли иметь нравственное значение сельское хозяйство и промышленность, занимающиеся предметами вещественными и интересами материальными, т. е. по-видимому, совершенно удаленными от духа и его жизни? Могут и должны иметь, и именно этой связи занятий внешних с внутренними, телесных с духовными и требует христианство , чтобы обработка предметов материальных не была, по выражению одного мыслителя, „простым переваливанием земли с места на место», или, по слову Соломона, напрасною „суетою и томлением духа» ( Еккл. 2, 17 , т. е., подавлением духа и его жизни интересами материальными. И, во-первых, сельское хозяйство ближе и очевиднее, чем всякое другое наше занятие, стоит в зависимости от дождя и солнца, от благорастворения воздуха и от правильного течения жизни в природе, т. е., от Того, Кто солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мат. 5, 45). Поэтому, выставляя на вид просвещенному миру свои успехи в этой отрасли нашей деятельности, мы не должны забывать, что если Господь не благословит земли нашей плодородием и нас самих миром и благоденствием, нам нечего будет и выставить, и нечего торжественно показать в смысле нашего преуспеяния в области сельского хозяйства. Отсюда само собою вытекает нравственное наставление: „не гордись, не хвались, народ христианский, никакими своими усовершенствованиями и успехами, ни в какой области своей деятельности; потому что наименьшая часть успеха принадлежит тебе, наибольшая – Божией помощи и благословению. Утешайся, благодаря Бога, но в чувстве смирения и благоговения пред Подателем всех благ. Прогрессу гордых народов Сам Бог ставит преграды для их вразумления по писанию: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О происхождении Евангелия Факт исторического существования Иисуса Христа невозможно игнорировать еще и по той причине, что осталось множество материальных памятников и свидетельств Его земной жизни. Они находятся в Палестине и называются Святыми местами. В IV веке эти места посетила святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого. Исторически Елену от Христа отделяло чуть менее трехсот лет — примерно столько же, сколько нас отделяет от императора Петра I. Но станет ли сейчас кто-нибудь утверждать, что Петра I не было? И можно ли сочинить о его жизни что-то такое, чего вовсе не было или что шло бы вразрез с известными историческими фактами? Или, напротив, игнорировать какие-то важные события из его жизни? Нет, это совершенно невозможно. Потому что Петр I жил сравнительно недавно и существует множество разнообразных свидетельств о его жизни и эпохе. Исторические тексты и устное предание донесли до нас немало сведений об этом русском царе. И вряд ли среди наших современников найдется хоть один, который усомнился бы в его существовании. Императрица Елена приехала в Палестину, где все еще дышало присутствием Спасителя, где из поколения в поколение передавали детальные подробности Его жития: где и что Он совершал, где умер и был погребен. Святой Елене показывали эти места. И она воздвигла над ними замечательные храмы. Частично дошли до нашего времени построенные по приказу Елены храмы на месте распятия и погребения Спасителя в Иерусалиме и на месте Его рождения в Вифлееме. Частично — потому что много различных бедствий обрушилось на Палестину за минувшие столетия. Но, как бы то ни было, Святая земля с ее памятниками, храмами, местами почитания остается убедительным материальным свидетельством о земной жизни Иисуса из Назарета. Помимо свидетельств историков и писателей, бывших почти современниками Христа, помимо святых мест, доныне сохраняющих атмосферу эпохи, в которую жительствовал на земле Спаситель, существует еще один и притом самый важный источник сведений о Нем. Это жизнеописания Иисуса Христа, составленные Его учениками апостолами.

http://mospat.ru/archive/86420-o-proiskh...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Многие свидетельствовали о прижизненных чудесах Владыки» Режиссёр Иван Душенов рассказал о ходе работы над фильмом, посвященным 90-летию со дня рождения Митрополита Иоанна (Снычева) 21.07.2017 1398 Время на чтение 5 минут 9 октября 2017 года Архиерею Божией милостью, выдающемуся церковному историку Митрополиту Санкт-Петербургского и Ладожскому Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» и издательство «Царское дело» занимаются созданием документального фильма , призванного внести вклад в прославление имени и деяний Владыки. На данный момент народный артист России Александр Михайлов уже почти полностью озвучил свою часть сценария, а поэт и композитор Геннадий Пономарёв согласился озвучить весь основной текст фильма. К съемкам фильма привлечены писатель Александр Проханов, поэт Станислав Куняев, историк Леонид Болотин и многие другие известные деятели. Планируется интервью с несколькими архиереями. Презентации фильма состоятся в Москве и Санкт-Петербурге в октябре 2017 года. О месте и времени будет сообщено позже. Поскольку картина создается на народные пожертвования, авторы фильма обращаются к православным христианам с просьбой оказать посильную материальную помощь. Карта Сбербанка: 4276 5500 6764 4974 Яндекс-кошелек: 4100 168 121 36 66 О ходе работы над фильмом рассказал в интервью «Русской народной линии» оператор, монтажёр, режиссёр картины Иван Душенов . Иван Душенов в архиве Самарской семинарии На какой стадии находится производство фильма? С какими проблемами прошлось столкнуться? Как в целом идёт работа над картиной? Фильм находится на стадии подготовки к монтажу. Собраны все материалы, отсняты почти все интервью, записаны все саунд-треки, в целом всё с Божьей помощью продвигается. Но, конечно же, не без искушений... Какие на данный момент стоят задачи перед создателями фильма? Сроки не срываются? Как можно скорее записать закадровый голос, а именно Геннадия Пономарёва. Запись проходит у него на студии в Туле. Да вот беда, то сценарий не могли согласовать, то Геннадий уезжал, то теперь заболел... Так что просим святых молитв о р.б.Геннадие. Если Бог даст, то к августу будет запись его голоса и можно будет приступить непосредственно к монтажу.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/21/mn...

Композиция задумана как традиционный собор святых, но с особенностями, обусловленными содержанием данной иконы. В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве. Пресвятая Богородице, спаси нас! Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых. Создание иконы было сложной творческой задачей. Число людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно исчисляется сотнями тысяч имен. Поэтому перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов, которые предпочли страдание даже до смерти временным сладостям земной жизни. Вместе с тем, создавая литургический образ, иконописцы должны были средствами живописи явить свидетельство вечной славы, которую святые мученики получили у Господа посредством подвига ради Христа. Невозможно показать сияние подвига святых в вечности средствами иллюзорной живописи, которая показывает лишь временное бытие. Поэтому была избрана древняя каноническая система живописи, выработанная полутора тысячелетним опытом церковного искусства и основанная на знаково-символическом понимании образов, являющих мир в эсхатологическом измерении, как преображенный и освященный космос, как новое небо и новую землю, где праведники пребывают в равноангельском состоянии, “идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная”. Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников, преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом реальность, а лишь как воспоминание, очерченное в основных признаках воспоминаемого события и необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте образов Царствия Небесного. Разумеется, художник не может в материальном образе буквально изобразить то, чего “не видел глаз и не слышало ухо… что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2:9). Поэтому каноническая традиция церковного искусства выработала систему, ориентированную на обозначение бытия через художественно-гармоническое, ритмическое согласование и сочетание знаков, символов и образов, заимствованных из реалий земной жизни, но обозначающих вечность.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

На Никольский собор в Рощино подняты купол и крест, освященные Преосвященнейшим Игнатием декабря 2017 Правящему архиерею сослужил настоятель Никольского храма в Рощино, благочинный Рощинского округа, секретарь епархии протоиерей Дионисий Холодов , наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря игумен Александр (Арва) и сонм клириков епархии. В архипастырском слове и интервью ТК " Союз " Его Преосвященство прокомментировал историческое значение события: " Этому храму несколько больше двух лет. Мы пришли к мысли, что нужно его восстанавливать: некогда он здесь существовал, представляя деревянное зодчество. Но войны, перипетии ХХ века разрушили его… Храм был замечательный. Вот как раз в год 75-летия мы решили его установить, но с учетом современных технических возможностей сделать его решили каменным. Напомню, что в августе месяце этот строящийся храм посетил Святейший Патриарх Кирилл. Он знакомился с ходом строительства. И вот сегодня мое важный момент - поднятие купола и креста на храм. Это свидетельство веры, живущей в нашем народе. Какие бы усилия враг рода человеческого ни прилагал, то, что основано и утверждено Христом, разрушить невозможно. И вот слова Спасителя: " Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее, " - и сегодня актуальны, хоть многие пытаются доказать обратное. Говорят, что кризис, тяжело, но, знаете, кризис с греческого - суд, который может быть разным. Есть Суд Божий, который моет быть либо в оправдание, либо в наказание. Я вижу, что здесь суд в оправдание, и свидетельство тому кресты, поднимаемые сегодня на храм, и наша возрождающаяся жизнь " . Протоиерей Дионисий Холодов также рассказал ТК " Союз " о ходе строительства: " Храм мы начали ставить поздно осенью. Залили фундамент, всю зиму он отстаивался, затем начались работы по кладке. Сейчас идет третий год строительства, и вот мы уже поставляем купол. Впереди еще масса работ. Все они будут связаны с теплоснабжением храма, проводкой воды, штукатуркой и устройством интерьера. Все они достаточно затраты, поэтому, используя возможность обратиться к самой широкой аудитории, приглашаю многих и многих быть участниками этого строительств посредством собственных умений, предоставления материала, а может быть, просто каких-то материальных средств, которые есть возможность преподнести.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

19 октября 2018 года в Москве состоялось итоговое пленарное заседание VIII Общецерковного съезда по социальному служению «Координация социального служения в епархии». С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.      Мы начинаем работу нашего съезда с воспоминания о трагическом событии [в Керчи], которое действительно обожгло души наших людей сопричастностью к горю тех, кто пережил и переживает эту трагедию. Мы молимся об упокоении невинно убиенных. Мы желаем сил душевных и телесных родителям, близким, родным тех, кто был убит. И считаем нашим прямым долгом как молитву об упокоении умерших, так и максимальное оказание помощи тем, кто так или иначе связан с этим страшным событием. Нужно найти возможности оказать и духовную, и, если надо, материальную поддержку. Попрошу Вас, владыка, иметь особое об этом попечение: войти в контакт с епископатом нашей Церкви, несущим служение в Крыму, и выяснить, что еще мы могли бы сделать, чтобы поддержать людей, особенно родителей, переживших такое страшное испытание. Мне хотелось бы начать свою речь со слов благодарности всем вам, а также тем, кто в силу различных причин сегодня не может присутствовать в этом зале, за важную работу, которую вы осуществляете. Отрадно свидетельствовать, что милостью Божией и усилиями многих тружеников социальная деятельность Церкви уже прошла этап становления. Появляются новые центры гуманитарной помощи, структуры помощи наркозависимым, дома для мам, сестричества, во многих приходах созданы ставки штатных социальных работников. Могу судить по городу Москве, как появление такого рода работников меняет характер всей деятельности наших приходов. Что греха таить, еще совсем недавно настоятели не знали даже имена нуждавшихся членов прихода, не знали имена тех, кто одинок, кто нуждается в поддержке. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Конечно, мы не достигли всего, к чему стремимся, но главное, уже сделаны первые важные шаги. Сегодня пришло время обратить особое внимание на качество социальной работы, которая осуществляется в Церкви.

http://pravoslavie.ru/116668.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010