Приведем это заявление полностью: (10 октября 1931) В Политический Красный Крест Легасовой Елены Матвеевны, прожив(ающей) в Ленинграде, Херсонская ул(ица), дом 5/7, кв. 30. по делу профессора Бриллиантова Александра Ивановича , арестованного 10-го июня 1930 г(ода), приговоренного Коллегией ОГПУ к 5 г(одам) ссылки в концлагерь и сосланного 12-го июля 1931 г(ода) в Кемь, а оттуда переведенного и в настоящее время находящегося в 9 отд(елении) СЛАГ ОГПУ на ст(анции) Свирь Мурм(анской) жел(езной) дор(оги). Заявление Умоляю Политический Красный Крест придти на помощь и облегчить участь моего хозяина, проф(ессора) Ал(ександра) Ив(ановича) Бриллиантова, 65 летнего больного человека, находящегося на лесозаготовках на Свири в 30 верстах от п(очтового) о(тделения) Важина, где ему, слабому и старому человеку совершенно не под силу работать с топором в руках и подчас по колено в воде. Я, Елена Матв(еевна) Легасова, прослужила у проф(ессора) Бриллиантова 15 лет домработницей, мне сейчас 64 года, и у него никакой поддержки, кроме меня, нет. 15 лет ходила я за ним, как за малым ребенком, т(ак) к(ак) он, кроме своих книг, не знал ничего и к жизни был совсем не приспособлен, страдал язвой желудка и сердцем, от которого у него сильно отекали ноги. В 1930 г(оду) он был признан инвалидом и вышел в отставку, и мы с ним существовали на 46 руб(лей) 66 коп(еек) его пенсии. Сейчас он погибает на лесных работах мучительной смертью , и я ничем не могу ему помочь, и прошу Красный Крест походатайствовать о переводе его на какую-нибудь канцелярскую работу, чтобы облегчить его последние годы жизни. Елена Легасова. 10/X 1931 г(ода) 14 Спустя полгода после подачи этого прошения – 26 мая 1932 г. крупнейший церковный ученый своего времени, профессор Александр Иванович Бриллиантов , по ходатайству Политического Красного Креста, был досрочно освобожден из лагеря с ограничением проживания сроком на 3 года и поселился в Тамбове, где 1 июня 1933 г. отошел ко Господу. Своего рода научным завещанием будущим корифеям богословской науки могут послужить слова, сказанные А.И. Бриллиантовым о В.В. Болотове , но относящиеся по своей значимости ко всякому вдумчивому, усердному и одаренному труженику церковной науки: «Глубокое богословское образование, широкая филологическая ученость, близкое знакомство с методами точного исследования даже в области наук о природе и стремление внести ту же точность и в другие области, по-видимому, вполне уже обусловливают возможность всестороннего исторического исследования и глубокого и верного понимания прошедшей жизни Церкви. Мы видим ученого, компетентного во всех доступных уму человеческому областях знания и отовсюду могущего брать нужное для своих специальных целей» 15 . Эти же слова по справедливости следует отнести и к самому профессору А.И. Бриллиантову .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Руб. – В пользу бывших воспитанников. Руб. —14— Профессор той же Академии Петр Иванович Цветков Базанова, Юлия Ивановна Кельх, Варвара Петровна (урожд. Базанова) II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященные: Палладий, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Финляндский Владимир, Архиепископ Казанский Ионафан, Архиепископ Ярославский Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский Агафодор, Епископ Ставропольский Александр, Епископ Калужский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений, Епископ Кирилловский Варсонофий, Епископ Симбирский Виссарион, Епископ Костромской Герман, Епископ бывший Кавказский Гурий, Епископ Смоленский Димитрий, Епископ Подольский Дионисий, Епископ Уфимский Иаков, Епископ Чигиринский Иоанникий, Епископ Угличский Иоанн, Епископ Елисаветградский Макарий, Епископ Камчатский Мисаил, Епископ Орловский Нестор, Епископ Дмитровский Никанор, Епископ Архангельский Николай, Епископ Алеутский Павел, Епископ Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас. Ал-еев., Моск. куп. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Бухарев, Иоанн Никол., свящ. Моск. Быстрицкий, Вас. Андреев., свящ. Моск. Ворсонофия, игуменья Хотькова м-ря Виноградов, Иоанн Григ., прот. Моск. Владимирский, Пав. Серг., Стат. Сов. Воронец, Евстафий Никол., пот. двор. Глаголев, Ал-др Иван., Моск. куп. Голубинский, Евг. Евсигн., проф. М. Д. Академии Григорий, Архим., Наст. Моск. Спасо-Андрон. м-ря Грузов, Серг. Феодор. Дашков, Вас. Андреев., Действ. Тайн. Сов. Дружинин, Никол. Никол., Моск. куп., церк. староста М. Д. Академии Ильинский, Ал-др Симеон. Прот. Моск. Исаев, Ив. Петр., Секретарь Университета св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Карякин, Мих. Ив., Моск. куп. Касицын, Дим. Феод., Прот. Моск. Клириков, Ал-др Вас., свящ. Моск. Комаров, Гавр. Матв., Моск. куп. Копьев, Ник. Ал-др., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—526— пришел ученик Моск. Семинарии Никита, шурин Павла Матв. моего двоюродного брата. Только я вышел на свежий воздух, пришел в какое-то исступление, побежал бегом, как бы опасаясь, чтоб меня не воротили в больницу; смеялся, плакал, был весь в конвульсиях. Прибежал к дядюшке, бегаю по комнатам, не могу нарадоваться свободе, плачу и смеюсь. В самом деле больница – ужасное место. При мне умер Иеродиакон из монастыря и еще несколько. Видел солдата, недвижимо лежащего, которого надобно кормить; языка нет. Какая жалость! Спасибо сиделкам; ходят, не гнушаются. Есть строптивые больные; со всеми ссорятся, всеми недовольны. Сестры милосердия тоже попечительны: больных уговаривают, утешают рассказами. Чистота в высшей степени: мне переменяли каждый день рубашки, потому что на ночь мазали какой-то мазью. Я был в церкви. Читал. Побыв немного в Москве и почувствовав себя лучше, я решился ехать в Семинарию и точно, уехал в первых числах Октября. В Семинарии, не смотря на все горести, мне было легче. Я, так сказать, износил свою болезнь. Ректор не хотел, чтоб я далее был Сеньором. Меня поместили в 1-м номере с учениками Богословия, просто, как частного человека. Это мне было слишком прискорбно. Я пожаловался о. Инспектору, и мне дана комната в старшинство, башня, что к Лавре, вверху, где жили ученики Философии и один Богослов. Тут я помирился со своею жизнью. Начал заниматься делами и утешаться дружбою товарищей. В это время я видел удивительный сон: я спал; ночь была месячная. Вижу, растворяется дверь, входит старец с длинною бородою, в белой длинной рубашке – старец лепообразный; подойдя ко мне, он меня слегка толкнул в бок, я проснулся. «Ты спишь», сказал он: «и беспечен, а какие страшные происшествия на земле: люди в возбуждении мятутся; пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах! Скоро зашумят сильнее. Прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только, но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на церковь ! и она будет жестока! а ты спишь и беспечен!» Я ужаснулся от сих речей, сми-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деревянная, с такою же колокольнею. Метрич. книги хранятся с 1800 года. Земли: усад. 3 дес. 1,762 саж., пахот. 22 дес. 1,873 саж., сенок. с лесом 13 дес. 166 саж.; остальная земля неудобна. Причт: 1 свящ. с. жалов. 300 p., псаломщ. – 50 р. и просф. – 16 р. Причт. постройки ветхи и требуют скорого исправления. Есть одноклассное народное училище Министерства народного просвещения (МНП), существующее с 1871 г., 67 учеников. Ярмарки бывают 1 числа каждого месяца, 9 марта и после Пасхи в четверг 9-й недели. Предметы торговли: хлеба разного рода, хоз. снаряды, лошади и скот. Есть Волостное правление. Деревни приходские Вацлавполь в 7 вер., Чернявка 10 вер. и Корчовка 4 вер. Дворов – 247¼, прихожан – 1,958 д. об. п.; р.-кат. 558 д. об. п., немцев около 600 д. об. п., евр. 468 д. об. п. Есть паровая мельница. Колонии немецкие Адамовка и Лодзяновка в 6 вер. и Каролинка в 15 вер. Свящ. – Пётр Влас. Маличовский (с 1849 г.), псаломщ. – Поликарп Матв. Кузминский (с 1860 г.). К этой церкви приписана церковь святой великомученицы Параскевы в деревне Чернявке, но она, по своей ветхости, внутреннему неустройству и совершенному отсутствию утвари, засчитана часовнею; церковной земли при ней нет. 47. с. Рясна (при р. Уше) волости Барашевской, от г. Житомира 90 вёрст, от ближ, почт. ст. Новоград-Волынска 40 вер., от ж.-дор. ст. Полонное 105 вер., от ближ. прихода Белки 7 вер. и Барашевки – 8 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя преподобной Параскевы. Построена в 1771 г. на средства прихожан. Деревянная, при ней и колокольня, построенная в 1867 г. на казённый счёт. В церкви хранятся две иконы: одна – св. Архист. Михаила, а другая – Сошествия Св. Духа на апостолов. Иконы эти крестьяне деревни Яблонца 6 сентября и деревни Неделищ – в Св.-Духов день приносят в свои деревни и там, по их просьбе, священник совершает молебствие с водосвятием. Рясна и Яблонец – имения графини Тышкевич. Церк. земли: усад. 3 дес., пахот. 30 дес. и сенок. 3 дес. На основании эрекции (привилегии), данной бывшим владельцем села Иосифом Богушем 30 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

—735— доброго целым и здоровым на долгую вереницу лет на благое ей и в истинную радость! Слышал я о вашем недомогании. Утешаю себя тою мыслью, что оно – лишь кратковременно и не должно оставить никакого следа в общем благосостоянии укрепленного примерною правильностью образа жизни организма. Старость – жатва молодости. Счастлив хозяин, видящий ниву свою изобилующею добрым, хорошим плодом в такой мере, что нет места плевелам, в самом корне своем заглушаемым изобилием добрых соков! Милость Господня вашими святыми молитвами да почиет над нами!» Из Москвы писал Матв. Ив. Соколов: «Я и жена моя сердечно приветствуем Вас с светлейшим праздником Воскресения Христова. От души желаем Вам возможно лучшего здоровья и во всем благопоспешения. Знали-ли Вы нашего земляка, бывшего протоиерея домовой церкви Генерал-Губернатора, Григория Лазаревича Соколова? В. понедельник на Страстной он почил о Господе и, можете себе представить, на его место Князь избрал себе сельского священника, Константина Петровича Зверева, 417 бывшего учителя детей Гавриила Ивановича Вениаминова. 418 Правда, в своем месте это был образцовый пастырь, любивший своих прихожан, как детей, устроивший там церковно-приходскую школу и заботившийся о ней, как нельзя больше. Но зачем он ему-то понадобился? Два дня отнекивался Батька, наконец, согласился, поставив условием, чтобы на его место был определен его племянник, диакон Кусковской церкви. Странное положение графа Шереметева. От его церкви, в селе Вишняках, берут священника, на место его у графа-же берут диакона». Наконец из Вильны от 29-го марта писал мне Н.А. Сергиевский : «Первый мой пасхальный привет отсюда идет к Вам, глубокочтимый и дорогой сердцу, Высокопреосвященнейший —736— Владыко, Христос воскресе! – Мысленно, с горячею любовью лобызаю Вас пасхальным лобызанием и почтительно поздравляю с светлым праздником Воскресения Христова. Сердце мое исполнено горячих благопожеланий Вашему Высокопреосвященству. Пламенно молюсь за ваше здравие, за ваши силы, за ваши труды на пользу Святой Православной Церкви. Многие и долгие годы да светит свет ваш пред человеки, и да видят ваши добрые и великие дела, наряду с вашими глубокими почитателями, и те, которые в слепоте невольной обретаются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отца Матфея Матв[еевича] Веселовского, бывшего ключаря собора и сослужителя моего, видел я сегодня во сне около пяти часов утра как живого, в фиолетовой камилавке, свежего, здорового; видел и других каких-то священников, певчих, диакона Полетаева. Помянуть отца Матфея сегодня (пятидесятилетие Успенской церкви при городской Думе). Покаяние. [Молитва]. Мы рождением наследуем веру христианскую православную и научены веровать во единого Бога в Трех Лицах, имеем счастье принадлежать к Церкви Православной, единой спасительной, верной руководительнице к Богу и к Царству Небесному, в которой дарованы нам все силы к животу и благочестию [ 2Пет.1:3 ]. Мы род избранный (от всех родов и народов), царское священство, народ святой, люди, призванные в удел Божий, чтобы добродетели возвещать из тьмы нас Призвавшего в чудный Свой свет [ 1Пет.2:9 ]... Мы создания, твари Господа Бога, и над всеми созданиями и тварями един Царь – Господь; Он дал законы и повеления к непременному исполнению всем тварям – словесным 41 и бессловесным, разумным и неразумным, одушевленным и неодушевленным, потому что Он премудр, свят, праведен, всеблаг, неизменен, всемогущ... От исполнения законов благо всем тварям, от неисполнения – беда, безобразие, растление, пагуба... Мы все должны строго повиноваться заповедям Божиим, если хотим быть благополучными, здоровыми, спокойными, благоуспешными, блаженными в вечности, ибо Бог создал нас для вечной жизни с тем, чтобы исполняли Его заповеди, ведущие к правде и святыне и вечному блаженству. 19 марта 92. Доселе своего жестокосердия я не оставил и дерзости рукою: ударил по лицу нищего мальчика (лет ему двенадцать) у дома Кудрявцева за Гостиным Двором за назойливый крик его и нахальное прошение милостыни (как мне казалось), вынужденное, может быть, голодом и вообще нуждой. Каюсь Господу в сем и во многих других грехах моих и милости и прощения прошу. 9 апреля. Пятый день Пасхи. Благодарю Господа, сподобившего встретить в добром здравии и в радости Пасху спасительную, всерадостную и в сей год. На третий день Пасхи заболел желудком от творога со сливками и крайне ослабел. Сегодня совсем здоров. Уха из ершей и манная кашица поправили меня, а главное – милость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С имплицитным посвящением в 1768 г. нового Исаакиевского храма Nempy I мoжho также соотнести надпись на медали, изготовленной к его закладке. Здесь на аверсе размещен именованный портрет Ekamepuhы II, на реверсе же изображение Исаакиевского собора сопровождается надписью «Воздадите Божие Богови а Кесарева Кесареви. Матв. глав. 22. стих 21. 1768 г.» . В результате перестановки слов в цитируемом евангельском тексте (в Мф. 22:21 — «воздадите убо кесарева кесареви: и Божия Богови», также — в Мк. 12:17 и Лк. 20:25) происходит смещение акцента известного новозаветного рассказа о динарии кесаря. Спаситель говорит в первую очередь о монете и не связывает ее (и власть римского императора) с областью сакрального — надпись же на медали переадресовывает слова Христа закладываемому храму и сополагает кесарево некой параллелью Божиему. Казалось бы, в столь прямолинейном переосмыслении данного евангельского эпизода «кесарем» (принимая во внимание церковно-политический контекст рассматриваемого времени) следует считать Ekamepuhy II. Однако подразумевание здесь под «кесарем» в первую oчepeдь Nempa I omчemлubo раскрывается в позднейшем (1786 г.) стихотворении Василия Петровича Петрова, адресованном императрице и сопровождавшем завершенный им перевод «Энеиды» Вергилия. Поэт, конечно же, сопрягает строящийся храм с прижизненным культом Ekamepuhы II, однако далее воспроизводит искаженную евангельскую цитату на медали, именуя «кесаря» Петром! — и лишь затем аналогичным образом говорит о царствующей монархине: «И се уже и храм, великий храм основан, /И мрамор, чем ему рост к небу, уготован. /Соседственно Петру (имеется в виду «Медный всадник». — Н. П.) мы жаждем чудо зреть, /Где жертвам за Тебя, Монархиня, гореть. /Лишь внидем мы во храм, с куреньми фимиама, /Всех прежде за Тебя создательницу храма, /Душ в жаре, пролием молитвенный мы глас, /И милосердое услышит Небо нас: /Услышит, и Твои бесценны дни пробавит, /Услышит, и Тобой впредь вяще нас прославит; /Для веры Твоея ущедрит нас внуша: /Пылает, как свеща, пред Ним Твоя душа. /Тщась Богу Божие, Петру воздать Петрово, /Снискуешь кротостью сияние Ты ново. /Усердна в Праотце возмездница заслуг, /По смерти чтить Его наш молча движешь дух. /Но с камня, кажется, Он сам гласит нам ныне: / Екатеринино воздать Екатерине» .

http://bogoslov.ru/article/6191976

В означенной выше деревянной церкви, к коей пристроена довольно длинная, деревянная же, галлерея, стены украшены картинами разного свяшенного содержания, в итальянском стиле. Так, между прочим, на одной картине изображено исцеление Спасителем расслабленного, с латинскою внизу надписью: Virtus Domini ad sanandum. – В приделе той же церкви над царскими вратами укреплено резное подобие тернового венца Спасителя. Глуховский приход, сравнительно с соседними приходами, очень значителен и по количеству приходских душ (около 800) и по материальным средствам для содержания причта (боле 1000 р). Священник Григорий Александровский 547 , 43 лет, хотя и не первого разряда, но очень дельный и развитой; при добром поведении, отличается и ревностью к проповеданию Слова Божия (сказал в год 12 проповедей). По составленному заранее маршруту, предположено было иметь мне в селе Глухове ночлег; но так как я приехал сюда около 3-х часов пополудни, то останавливаться на ночлег было еше рано, и потому я расположился продолжить свой путь. Между тем свяшенник Александровский, ожидавший меня к себе, на ночлег упросил меня зайти по крайней мере в его дом и благословит его семью. Я с удовольствием исполнил эту просьбу. В доме свяшенника я встретил почтенного 87-летнего старца, родного деда его жены, заштатного свяшенника той же Глуховской церкви, Павла Матв. Дворяшина. – О. Дворяшин, по окончании философского курса в Тверской Д. Семинарии в 1819 г., был рукоположен в диакона, вследствие отношения преосв. Серафима, бывшего архиепископа Тверского (вероятно, присутствовавшего в св. Синоде), преосвященным Антонием, архиепископом Ярославским, а 15-го августа 1820-го года был возведен в сан священника к церкви села Глухова преосвящ. архиепископом Тверским Филаретом, впоследствии московским Митрополитом. – В продолжении сорока двух лет (до 1862 г.) оставался он при одном и том же приходе; с 1862 г. по 1881 г. состоял в заштате; и осенью этого года мирно скончался на 88-м году своей жизни и на 61 году священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Когда кто бывает наедине, то должен молиться устами и сердцем. Если же кто будет на торгу, и вообще вместе с другими, то не следует молиться устами, но одним умом» (Добр. 1,581). Разграничение двух молитв ясно у ап. Павла: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор. 14,15 ). «Молитва духом» у апостола Павла и есть тайная молитва, что видно из дальнейшего: «Ибо, где ты не будешь благославлять духом, то стоящий на месте простолюдин как скажет аминь при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» (там же, 16). Дальше еще яснее: «Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом, чтобы и других наставить» (там же, 14,19). Таким образом, общественная молитва является по необходимости изустной, громкой, словесной молитвой, чтобы быть всем понятной, слышимой всеми. Апостол Павел говорит и в другом месте: «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» ( Ефес. 6,18 ). Совет о молении духом звучит у апостола, как заповедь: «старайтесь со всяким постоянством» ( Ефес. 6,18 ). Молитва умом у апостола – это устная, общественная молитва, как в Церкви. Молитва духом – это тайная, не слышная для других, для окружающих молитва, тайное благодарение. Позднейшая религиозно-аскетическая практика внесла некоторое изменение в обозначение обеих молитв. Первая молитва стала называться «молитвой вслух», просфонической молитвой, а вторая, тайная молитва стала называться «умной молитвой», так как она произносилась без слов, одним умом или в уме. Нил Синайский говорит, что нужно «молиться в духе умом». Исаак говорит об «иной молитве» (сл. 59, 318), в отличии от обычной изустной молитвы. Он различает «душевную» и «духовную» молитву и говорит о последней: «Сие, так называемую духовную молитву в одном месте называют путем, а в другом ведением (наукой), в виде – умным видением» (Сл. 16, 70, о чистой молитве). Отдается предпочтение тайной молитве, и все церковные и аскетические писатели понимают слова евангельские: «войдя в клеть твою, помолись» (Матв. 6, 6), как призыв к тайной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Что расположение Свят. Митрофана к царю было вполне искреннее, но что оно не имело в себе ни тени человекоугодничества и что Святитель, отдавая Кесарево Кесареви, не забывал прежде всего воздавать Божие Богови, – в этом убеждают два факта из его жизни. Под именем первого факта мы разумеем всем известный «пастырский поступок» Свят. Митрофана но поводу статуй, поставленных у царского дворца. Рассказ об этом событии записан по изустным преданиям уже в конце XVIII века. Весьма возможно, что вся драматическая сторона этого рассказа представляет собою позднейшую обработку первоначального краткого известия. Дело происходило, может быть, гораздо проще, чем как оно передается в «Анекдоте» Голикова, и царский гнев, может быть, не был высказан в такой решительной форме. По если мы и признаем все подробности рассказа легендарными, то все-таки остается достоверным самое зерно события – факт размолвки Свят. Митрофана с Петром Великим из-за соблазнительных для народа изображений языческих богов. Равным образом, не подлежит сомнению и то, что Святитель в этом случае выразил готовность ради «простых сердец» пасомых жертвовать своим собственным благосостоянием и расположением к нему царя. Петр Великий, в гневе часто не владевший собой, в спокойную минуту высказал однажды следующую замечательную мысль, достойную великого правителя: «Господь дал царям власть над народами, но над совестию людей властен один Христос». Эта мысль, на время затуманенная гневом в голове Петра Великого, потом вступила в свои права, и статуи были убраны. Другим фактом, свидетельствующим, что Свят. Митрофан из-за расположения к царю не забывал «простых сердец» паствы, служат отношения Святителя к иноземцам. Еще в звании игумена Унженского монастыря Святитель был близок к людям, заявившим себя горячими приверженцами западной культуры (наприм., боярин Богд. Матв. Хитрово). В своей широкой благотворительности в Воронеже он не забывал также и «иноземцов». Все это показывает, что Святитель не разделял старорусского отвращения ко всему чужому, иностранному, и стоял выше узкой национальной исключительности. Но когда в Воронеже стал обнаруживаться религиозный вред от «немецкой слободы», то Свят. Митрофан счел долгом в своем завещании повторить те предостережения, какие сделаны были патр. Иоакимом относительно иноверцев. Не чуждаясь иностранных людей только как «иноземцов», Святитель заповедует удаляться от них, когда они выступают, как «враги Божии и ругатели церковные», как «еретики и иноверцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010