Панченко, Успенский, 1983. Панченко А. М,, Успенский Б. А. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. Статья первая//ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. Пекарский. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 1; Т. 2. Переписка Грозного. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. Переписная книга. Переписная книга города Москвы 1638 г. М., 1881. Перетц. Перетц В. Н. К истории польского и русского народного театра. XV–XX. СПб., 1912. Петрей де Ерлезунда. Петрей де Ерлезунда, Петр. История о Великом княжестве Московском/Пер. А. П. Шемякина. М., 1867. Петухов. Петухов В. И. Сведения о скоморохах в писцовых, переписных и таможенных книгах XVI–XVII вв.//Тр. Моск. гос. историко–архивного ин–та. 1961. Т. 16. Письма… Письма русских государей и других особ царского семейства. М., 1848. Т. 1. Платонов. Платонов С. Ф. Из бытовой истории Петровской эпохи. 1. Бенго–Коллегия или Великобританский монастырь в С. — Петербурге при Петре Великом//Изв. АН СССР. Сер 6. Л., 1926. Т. 20. 7–8. ПЛДР, ΧΙ–ΧΙΙ вв. Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века М., 1978. ПЛДР, XII в. Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980. ПЛДР, XIII в. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. ПЛДР, XIV–XV вв. Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. Плюханова. Плюханова М. Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в.//Художественный язык средневековья. М., 1982. Повести о Куликовской битве. Повести о Куликовской битве/Изд. подгот. Μ. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев. М., 1959. Повесть о боярыне Морозовой. Повесть о боярыне Морозовой/Подгот. текстов и исслед. А. И. Мазунина. Л., 1979. Позднеев. Позднеев А. В. Рукописные песенники XVII–XVIII веков: (Из истории песенной силлабической поэзии)//Учен. зал. Моск. гос. заочного пед. ин–та. 1958. Т. 1. Покровский, 1916. Покровский А. А. Древнее псковско–новгородское письменное наследие//Тр. пятнадцатого археол. съезда в Новгороде 1911 года. М, 1916. Т. 2.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

в Минее Четье, пис. Германом Тулуповым в 1627 г. (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 74 об. 129]) и в других рукописях XVII века (Рукописи Ундольск. 293 172 Есть в лаврском Каноннике 1616 года (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 283. Л. 368 и в следованной Псалтири, принадлежавшей архимандриту Дионисию, настоятелю лавры (рукоп. Моск. Дух. Акад. 73. Гл. 80. Л. 958 Кем составлен этот канон трем святителям? Не Гришкою ли Отрепьевым, впоследствии Димитрием самозванцем? По крайней мере, он хвалился чернецу Варлааму, что когда жил в Чудовом монастыре у архимандрита в келье, то «сложил похвалу Московским чудотворцам Петру, и Алексию, и Ионе» (А. э. 2. 64. С. 142 хотя под именем похвалы мог разуметься не канон, а похвальное Слово святителям. Известен и другой канон трем Московским святителям, но писанный несколько позже князем Семеном Шаховским (Рукоп. Моск. Дух. Акад. 201 203 173 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 628. Л. 88 Рукоп. Ундольского. 363. Л. 21 174 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 659. Л. 34 Рукоп. Царск. 397. Л. 322 175 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 164 Рукоп. Царск. 564. Л. 184 Снес.: Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 209–210 176 Опис. рукоп. Румянц. муз. 361. Л. 196 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 694. Л. 82 Рукоп. Ундольск. 380 177 Рукоп. Царск. 563. Л. 486 Рукоп. Ундольск. 329. Л. 82 178 Рукоп. Ундольск. 274, 300, 345 81, 78]; Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 672. Л. 86 об. 179 Сказание Авраамия об осаде Тр.-Сергиева монастыря в первый раз напечатано в 1784 г. в Москве, а потом печаталось несколько раз 180 Петрей. История о вел. княжестве Московском. Ч. 6, в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 418 рукоп. сборн. Тр.-Серг. лавры. 700. Л. 323 181 Отрывок из этого послания Гермогенова напечатан у Сахар. Исследов. о русск. церк. песнопении. С. 11–12. СПб., 1849 182 Сказания современн. о Димитрии самозван. 1. 43–44 Карамз. 11. Прим. 190 183 Петрей. Истор. о вел. княж. Москов., в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 431, 435 Маржерет, в Сказ. современн. о Димитрии самозв. 3. 28–29

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Вопрос, на: Как должнствемъ знаменатис чтнаго и животворщаг крта; втъ. Десною ркою подобаетъ творити кртъ, полага на чел твое три персты, и глати во им ца и тогда низводи рк на персь, тмже бразомъ, и гли, и сна. и тд на десное рамо, глагол: и стаг дха, превод дае до лваго. И егда знаменеши т самаго стымъ симъ крта, подобаетъ совершити словомъ симъ, амин. Ил егда твориши кртъ твой моеши глаголати: Гди сне помилй м гршнаго, амин. 5 . История о великом княжестве Московском, которую собрал, описал и обнародовал Петр Петрей в Лейпциге 1620 года, переведенная на русский язык А. Шемякиным (см. «Чтен. Императорского Общества истории и древностей Российских при Моск. Университете» 1865–1867 г.). Иностранец Петрей, родом швед, который, по его словам, несколько раз бывал в России, еще при Борисе Годунове (1598–1604 г.) и последующих царях до Михаила Феодоровича, послом от своего государя, несколько лет жил между русскими, тщательно наблюдал их веру и обряды, и вносил в свою летопись лишь то, что видел своими глазами, вот как описывает крестное знамение у русских (стр. 401–402): «В домах у москвитян, как бедных, так и богатых, есть живописные образа... При всяком входе и выходе они кланяются и крестятся пред образами.... Особливо, когда идут спать, встают с постели, выходят из-за стола, или из дому, и опять входят в него, они наклоняют голову пред образом и крестятся три раза тремя согнутыми пальцами, большим, указательным и самым длинным». 6 . Описание путешествия в Московию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем Голштинского посольства Адамом Олеарием, переведенное на русский язык и изданное в Императорском Обществе истории и древностей российских (Москва 1870 г.), хранящееся под 344. В этом «Описании» на странице 330 иностранец, между прочим, говорит: «Они (русские) стоят пред образами с непокрытыми главами, ... кладут поклоны и осеняют себя крестным знамением, точно таким образом, как описывает Герберштейн. Они употребляют для этого сложенными три главных перста правой руки, которыми прикасаются прежде к челу, потом к персям, и затем к правому и левому плечу».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

27 Подделанным или переделанным сказание читается в Прологах уже XIV в., – преосв. Макар. Ист. VIII, 118. 29 За такой взгляд на различие перстосложения Артемий и осужден был как за «хулу о крестном знамении». 30 Преосвященный Макарий хочет доказывать значительную распространенность у нас троеперстия до Стоглавого собора словами царя к собору: «христиане крестятся не по существу», – Ист. VIII, 125. Но под «не по существу» должно разуметь не неправильное сложение перстов, а неладное полагание на себе крестного знамения (бессмысленное махание рукой по груди или положение перстов на груди и плечах не в том порядке, в каком следует, против чего у греков писал иподиакон Дамаскин в известном своем слове и о чем у нас Вассиан Косой выражается в одном сочинении, что «крестное знамение на лице не все полно крестили»). Это же должно разуметь у старца Филофея и у других, писавших о крестном знамении до Стоглавого собора. 31 Списков жития преп. Александра, написанных до патр. Никона, когда бы могла быть сделана поправка, известно несколько (см. в Описании рукописей библиотеки Троицкой Сергиевой Лавры выписку нашего места из жития по рукописи 1633 года, 691, л. 196 и в Описании рукописей Хлудова выписку по рукописи первой половины XVII века, – 198 л. 232); вообще неповрежденность чтения приведенного места не может подлежать сомнению. 32 Значения какого-нибудь недоброго умысла, как уже мы говорили прежде, эти старания, конечно, вовсе не имели считая двуперстие за истинное и правильное перстосложение, люди, по совершенно понятным похвальным побуждениям, и предприняли усилия ввести наконец это перстосложение в общее употребление. – Самые эти усиленнейшие старания представляют собою решительное свидетельство в пользу того, что до времени патр. Иосифа троеперстие у нас оставалось и находилось в более или менее значительном распространении. 33 Весьма замечательно, что Петрей и Олеарий, говоря об употреблявшемся русскими их времени (Петрей – первой четверти, Олеарий – второй четверти XVII в.) перстосложении, говорят именно о троеперстии и только о нем одном, как будто бы оно было их единственным перстосложением, – русский перевод первого в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1867 г. кн. II, стр. 402 нач., русский перевод второго ibid., 1868 г. кн. IV, стр. 330.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

312). Петрей далее продолжает: «Так и войдут кумовья с младенцем, а там стоит посредине пола налитая водою купель; возле нее дожидается священник и берет от кумовьев 9 – восковых свечей (которые они должны держать в руках); эти свечи он прикрепляет крестообразно к купели, зажигает и говорит кумовьям, чтобы они три раза обошли за ним кругом купели по солнцу. Он кадит крестообразно купель миррою и ладаном, также и кумовьев. После того подходит к алтарю, берет образ святого Иоанна, распятие, сделанное из золота, серебра, меди, или олова, также миро, соль и маленькие ножницы, и, возвратившись опять к купели, отдает образ пономарю: тот идет с образом впереди, а священник и кумовья с ребенком за ним, и обходят три раза купель с горящими свечами в руках; после того священник начинает читать и освящать воду, берет шесть восковых свечей, прилепленных крестообразно кругом купели, и кадит ее миррою и ладаном. Кадит также и образ, крест, миро – все по три раза и крестообразно» (стр. 425–426). 38 После освящения воды, – как продолжает Петрей, – священник спрашивает: «желает ли дитя быть крещенным? Кумовья отвечают: да»! 39 . «Назовите младенца»! говорит священник; кумовья подают ему записку, на которой написано, какое имя желают дать младенцу. Священник дает ему имя и кладет записку на образ, а образ на грудь младенца, и опять спрашивает: «как назвать младенца»? кумовья отвечают, как назвал его прежде священник и как написано в записке. Тогда священник кладет руки на голову младенца, читает «Отче наш», некоторые молитвы, и опять спрашивает: «какое дать имя младенцу? кумовья отвечают по – прежнему 40 . Священник делает вопрос: верует ли младенец в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго 41 ? «Да»! отвечают кумовья. Тогда священник и кумовья с младенцем поворачиваются спиною к купели; священник спрашивает: «отрекается ли дитя от диавола и всех дел его, всех его аггелов, всяческих других языческих и еретических вер в продолжение всей своей жизни» 42 ? «Да»! говорят кумовья, и плюют с большим отвращением на пол при всяком слове священника 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

752 Куприн А.И. Мой паспорт [: Пасхальное стихотворение в прозе]//Собрание сочинений: В 2–х кн. – СПб., 1911. – Т. 1, кн. 2. С. 99–108. 756 Приведено стихотворение Акинфиева из книги: Рычин Ф.И. Путеводитель по Московской святыне. – 5-е изд. – М., 1890. 759 Сахаров И.П. Сказания русского народа. – 3-е изд. – Т. 1, кн. 1. – СПб., 1841. – С. 92–93. – 25–34–72. 761 Отсюда и далее цитируется по: Радонежский А.Л. Солнышко: Кинга для чтения. 8-е над. – СПб., 1894. С. 4. Рассказ «Мальчик и церковный колокол»). 763 «Солнышко» книга для чтения/Сост. А. Радонежский. – СПб., 1804. – С. 4. Рассказ под заглавием «Мальчик и церковный колокол» (10). 766 Княжевин Д.М. Полное собрание русских пословиц и поговорок, расположенное по азбучному порядку. – СПб., 1822. 768 Красносельский В. Поднятие нового 300-пудового колокола в с. Боронишине Московского у., слитого крестьянами в память государя Императора Александра II//Ярославские епархиальные ведомости. – 1882. – ч. неофиц. – С. 117–118. 769 Живописное описание монастырей и обителей. Издание А.Н. Величкова. – М., 1903. – Вып. 6. – С. 83. 770 Марченко. Приключения русских колоколов, отправленных в Сербию в 1863 г.//«Русская Старина», 1898. Кн. IV. С. 149–153. 773 Петрей де Ерлезунда, Петр. История о Великом княжестве Московском/Пер. А.Н. Шемякина. – М., 1867. – С. 168. 775 Рачинский А.В. Нилова Пустынь в первые полутораста лет ее существования: Исторический очерк по старинным монастырским бумагам. – М., 1876. – С. 8. 780 Бартенев П. Рецензия о первом издании книги Н. Оловянишникова «История колоколов... [Ярославль, 1906/7]»//Русский архив. – 1907. – Кн. 3, 10. – С. 2–3 облож. 784 Серафим (Веснин С.Л.). Письма Святогорца к друзьям своим о Св[ятой] горе Афонской. – Ч. 1. – СПб., 1850. – С. 159–161, письмо 11. Читать далее Источник: История колоколов и колокололитейное искусство/Н.И. Оловянишников ; под ред. А.Ф. Бондаренко. – Изд. 4-е. - Москва : НП ИД «Русская панорама», 2003. - 515 с.: ил., ноты, портр., табл. (Возвращенное наследие: памятники исторической мысли).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Петрей, посланник шведского короля, был в России несколько раз – при Борисе Годунове, в смутное время и при Михаиле Феодоровиче; при последнем государе не раз был в Москве и секретарь голштинского посольства Олеарий. Оба они тщательно наблюдали нравы и обычаи русского народа и беспристрастно излагали свои наблюдения в своих записках. Говоря о религиозном быте русских, первый говорит, что «русские крестятся тремя согнутыми перстами: большим, указательным и самым длинным»..., а второй – что для этой цели они «употребляют сложенными три главных перста правой руки» (Вып. Озер. 2, 383–384). 332 Скрижаль 1656 г. (Сл. отвещ., л. 14 об.), отцы соборов 1666 и 1667 гг. (Собор. Деян., издан. Братст. св. Петра митр., ч. 1, л. 42; ч. 2, л. 6), составитель книги «Жезл правления» (ч. 1, возобл. 21), патр. Иоаким в кн. «Увет духовный» (л. 100, изд. 1791 г.) и митр. Игнатий Сибирский (3 посл., гл. 13) согласно свидетельствуют, что в их время, во второй половине XVII стол., в великой России «мужие поселяне, мнози людие старии» (мужчины и женщины) держались троеперстия «из древнего обычая», «по преданию отцов, дедов и прадедов». Это же подтверждают братья Плещеевы, крестьянин Посошков и иером. Гурий. 333 Так. обр. несомненно, что начиная с третьей четверти XVI ст. до третьей четверти XVII ст. включительно простой народ крестился троеперстно. Однако церковная власть в то же время продолжала настаивать на двуперстии. Доказательством этого служит, во 1-х, «послание Иова, патриарха Московскаго и всея Русии к Грузинскому митр. Николе и всему священному собору Иверския земли». Это послание впервые появилось в печати в 1869 г., в декабрьской книжке Христианского Чтения (стр. 858–893). О перстосложении здесь сказано так: «и молящися креститися подобает двема прьсты; прежь положити на чело главы своея, тоже на перси, потом же на плече правое, таже и левое, съгбение прьсту именует сшествие с небес, а стоящии перст указует възнесение Господне, а три персты равны держати – исповедуем Троицу нераздельну, то есть истинное крестное знамение» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Напротив, они злословили то троеперстное крестное знамение, которое везде и издревле употреблялось между иноземными православными, как видно из перстосложения Мелетия патриарха Антиохийского, из разговора православного грека с латиняном Азимитом 10 , из книги Дамаскина иподиакона, впоследствии митрополита Селунского, из заявленного, еще до рождения Никона, свидетельства Аллатия, латинского писателя, о современных ему греках, из свидетельства о том же грека Христофора, писателя жившего задолго до патриаршества Никона 11 и свидетельства современных Никону православных всех патриархов и многих митрополитов, архиепископов и епископов. Злословили враги Никона то троеперстное крестное знамение, которое употреблялось и у нас издревле, как видно из троеперстного сложения руки преподобного Спиридона просфорника, жившего за пять сот лет до патриаршества Никона и доселе с таким перстосложением почивающего в Киевских ближних пещерах, и как видно по изображению на иконе Корсунской, принесенной за 664 года до патриаршества Никона из Корсуня равноапостольным князем Владимиром и находящейся в Новгородском Софийском соборе, и по изображениям на одном древнем потире, найденном в Киеве и устроенном слишком за четыреста лет до патриаршества Никона, на печати государственной грамоты, положенной за триста двадцать четыре года до Никона, на иконе Ростовских чудотворцев, поднесенной преемнику царя Иоанна Грозного, или же самому Грозному, скончавшемуся за шестьдесят восемь лет до патриаршества Никона, и по изображению в одном уставе, писанном за сорок четыре года до Никонова патриаршества, и хранящемся в Московской публичной библиотеке под 449-м 12 и как открывается из слов иеромонаха Феодосия, священноинока Ошевенского монастыря, нынешней Олонецкой губернии Каргопольского уезда, составителя жития преподобного Александра Ошевенского. В 1567 году, то есть, за сто лет до вопроса о перстосложении при Никоне, Феодосий писал о себе, как он сделался болен и как во время этой болезни усиливался ограждать себя обычным крестным знамением: «три перста верхних едва возмогох вместе содвигнути, еже на лицы своем крестное знамение воображати» 13 . Даже посторонний, следовательно, совершенно беспристрастный, свидетель, один иностранец, живший в России более, чем за пятьдесят лет до Никонова патриаршества, Петр Петрей, писал, что русские его времени «крестились тремя согнутыми пальцами, большим, указательным и самым длинным; крест клали сперва па переднюю часть головы, потом на грудь, за тем на правое плечо, после чего делали сильный удар в грудь» 14 , когда то есть, полагали троеперстно сложенную руку на левое плечо свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Получив донесение Плещеева и Пушкина о событиях в Москве, Самозванец немедленно отправил сюда из Тулы боярина кн. Вас. Голицына, кн. Вас. Рубца-Мосальского и дьяка Богд. Сутупова, которым, по свидетельству летописца, «велел цареву Борисову жену и сына ея убить», а 3-го июня поехали из Москвы в Тулу многие вельможи, чиновники, граждане – все с повинной к Самозванцу. Что касается исполнителей воли Самозванца, они, по прибытии своем в Москву, начали с угодника Годуновых, патриарха Иова: вытащенный, среди священнодействия, из Успенского собора, патриарх, в одежде простого инока, был посажен на телегу и прямо с места отправлен в Старицу, для тесного заключения в одном из тамошних монастырей. Затем повезли в дальние низовые и сибирские города родичей царских: Годуновых, Вельяминовых, Сабуровых и, наконец, дошла очередь до собственной семьи Бориса, юный представитель которой, уже пленник счастливого Самозванца, должен был заплатить жизнью за несколько дней пользования достоинством царским. 10 июня 1605 г., Голицын и Мосальский, сопровождаемые чиновниками Молчановым и Шерефединовым с тремя стрельцами, отправились в дом Борисов, нашли царственных узников грустно сидящими друг подле друга и тотчас же развели их по разным покоям. С царицей Марией Григорьевной злодеи покончили скоро, удушив ее в несколько мгновений; «царевича ж – свидетельствует летописец, – многие часы давиша, яко ж не по младости в те поры дал ему Бог мужество: те ж злодеи ужасошася, яко един с четырьмя боряшеся; един же от них взять его за тайные уды и раздави» 59 . Впрочем, этот отвратительно ужасный род смерти Федора был, может, облегчен несколько, потому что существует еще одно известие, будто «царь Федор нача убийц со слезами молити, чтобы скорою смертию живот его прекратили… един же от убийц взем древо велие и удари Федора по раменам» 60 . Во всяком случае, несчастный Федор умер смертью мученика, и на теле его, выставленном для позора вместе с телом царицы, проживавший тогда в Москве иноземец Петрей явственно видел следы задушения. В то же время из Архангельского собора вытащили нарочно пробитым в стене отверстием гроб Борисов и, несколько дней спустя, все три гроба были зарыты, без всяких почестей, на погосте бедного Варсонофьевского монастыря в Москве, служившего тогда убогим домом, т.е. местом погребения безродных, убогих странников 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Пришла пора окончательно убедиться, что негде искать Руси выхода и избавления, кроме самой себя. IX. Новый вор После того как Новгородская земля подпала под власть шведов, в Псковской земле опять завелось воровское гнездо, и Псков стал также, как и Новгород, бесполезен для дела освобождения Руси от поляков. Еще весною, когда Делагарди только покушался на Новгород, в Иван-городе появился новый Димитрий – вор Сидорка, как его называют русские летописи; по другому известию 120 , это был московский дьякон из церкви за Яузою по имени Матвей. Он прибежал из Москвы сначала в Новгород, там он не мог прельстить никого; на рынке узнали, кто он. Из Новгорода он убежал в Иван-город и там 21-го марта объявил, что он – спасенный Димитрий. Три дня поэтому звонили в колокола и палили из пушек в знак радости, а он рассказывал вымышленную историю своего спасения и свои чудесные похождения. Что было в соседстве и в Псковской земле казацкого, – все это обрадовалось возрождению Димитрия и спешило к нему. Вор завел переговоры со шведским комендантом Нарвы – Филиппом Шедингом. Король, когда ему донес об этом нарвский комендант, послал Петрея, знавшего лично первого Димитрия, узнать, что это за личность. Петрей удостоверился, что этот новый пройдоха не похож на прежних. Тогда по приказанию короля Делагарди запретил Шедингу сноситься с ним. 121 Казачество, сбежавшись к вору в Иван-город, собиралось везти его во Псков. Тогда Псков с своей землей страдал от нападений Литвы. Шесть недель в марте и в апреле стоял под Печорами Ходкевич; отряды его разоряли земли. После семи приступов, Ходкевич отошел, чтобы везти припасы осажденным в Москве соотечественникам. Но только что из Псковской земли ушло войско Ходкевича, как пришла туда шайка Лисовского и стала опустошать вконец и без того уже разоренные окрестности Пскова и Изборска. Псковскою областью правил дьяк Луговский с посадскими; воевод не было. Угрожаемые и от Литвы, и от шведов, и от своих русских своевольных людей под именем казаков, хотевших ввести в город нового Димитрия, в апреле псковичи послали просить помощи и совета под Москву, к воеводам русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010