В 1565, 1566 и 1568-1571 гг. в Вологде жил Иоанн IV Грозный. По его приказу в 1566 г. к юго-востоку от Ленивой площадки заложили новый кремль. В 1568 г. в нем началось строительство собора во имя Св. Софии. До освящения Софийского храма главной в Вологде была ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке, где был погребен еп. Киприан. В новом кремле для Великопермского епископа было построено деревянное подворье; в сер. XVII в. на месте архиерейского двора близ Софийского собора находились храм во имя свт. Стефана Пермского, кельи архиерея, хозяйственные сооружения. С кон. 60-х гг. XVI в. Вологда стала постоянным местом пребывания архиерея, к нач. XVII в. швед. резидент П. Петрей писал, что в Вологде было 4 наиболее важные церкви, «при которых живет епископ», архиерей совершал торжественные богослужения не только в соборе Св. Софии, но и в храме во имя свт. Николая ( Масса, Петрей. С. 185). В результате присоединения Вологды в В. е. вошли крупные мон-ри, в частности Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (основан в XIII в.), Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня (основан в 1371) и др. В 1503 г. в Прилуцкий мон-рь был принесен образ прп. Димитрия Прилуцкого , написанный Дионисием . В Вологде икону встречал еп. Никон. В память об этом событии 3 июня было установлено местное празднование, совершался крестный ход из собора в Прилуцкий мон-рь. В XVI-XVII вв. на территории епархии активно развивалась монашеская жизнь, было основано значительное число мон-рей и пустыней, преимущественно в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах. Обители были небольшими, как правило, они получали земли или ругу от московских вел. князей (обычно располагались на их землях), большая их часть закрылась в 1764 г. Наиболее значительными были Корнилиев Комельский и Арсениев Комельский мон-ри. Собор 1589 г. утвердил перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Кафедра была возведена на степень архиепископии, утвержден титул архиерея - архиепископ Вологодский и Великопермский. Вологодский Софийский дом

http://pravenc.ru/text/155162.html

Таже окаянии, по Борисову приказу, заклаша его ножем безвинно, такова юна и безгрешна суща, в лето 7099. Сами же окаяннии убийцы в то же время мзду своего беззакония восприяша, от народа растерзаны быша». Далее говорится, что Годунов принуждал Нагих свидетельствовать, что будто Димитрий сам закололся, и что Угличане за правое свидетельство преданы различным жестоким наказаниям 10 . Заметим, что старец Герман Тулупов, по свидетельству келаря Симона, биографа пр. Дионисия, был не только книгописцем, но и учителем пр. архим. Дионисия, что не только говорит о его современности убиению св. Димитрия, но подает мысль, не свое ли сочинение, – о убиении св. Димитрия, – поместил он между житиями Святых? Иностранцы Бер 14 , Петрей, Маржерет 15 , Паереле 16 , писатели двух Польских дневников о Самозванце, Жолкевский, бывшие в России при Годунове и Самозванцах; Канцлер Замойский, король Сигизмунд, Шаум, Немец шведской службы, участвовавший в походах шведов в Россию до конца 1613 г. Де-Ту, заимствовавший сведения частию у тех же писателей, частию из других источников, Курляндец Рейтенфельс, живший в Москве при Алексее Михайловиче 17 , также пишут об убиении Димитрия. Маржерет прибыл в Россию спустя год после смерти царевича, Бер – в 1600г ., Петрей – в 1608г. Маржерет был капитаном гвардии Лжедимитрия. Гетман Жолкевский, которого записки о войне Московской отличаются и верностью взгляда на предметы, и беспристрастием, представляет историю смерти Царевича согласно с нашими летописями, даже относительно подробностей дела. Правда, некоторые из этих иностранцев говорят об участи Царевича Димитрия не во всем одинаково. Но на это были свои причины, ныне очень известные. Так Маржерет и Паерле утверждают, что хотя по воле Годунова убит в Угличе Димитрий, но то был не истинный сын Грозного Иоанна, а подложный, и что будто истинный Димитрий спасен был. Это говорят приверженцы Самозванца, которых обличает даже Жолкевский 18 . Исключая из этих известий выдумку, читаем историю об убиении Царевича. Другие разноречия не составляют противоречий. Например, Бер говорит, что Царевича зарезали на том самом месте, где он играл; Де-Ту слышал от разных лиц, что Димитрия подстерегли, когда он сходил с крыльца. Противоречие ли это? Петрей пишет, что будто Царевич вышел на крыльцо по случаю пожара. Но известно, что как скоро узнали о смерти Царевича, произошла большая тревога, – били в набат, многие думали и говорили о пожаре; особенного ничего нет, если Петрей говорит (слова его повторяет и Шаум), что именно по случаю сего пожара вышел Димитрий на крыльцо. Но если бы и не знали, чем объяснить разноречия трех повествователей: в праве ли мы вовсе не верить им? Если мы знаем, что иностранцы решительно приписывают Годунову замысел на жизнь Царевича; что другие из них прямо говорят и об исполнении замысла о сыне Грозного; что большей частью они согласны и в подробностях, то с чего не доверять главному известию их, что Царевич умер от рук злодеев?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И по той причине, — продолжает Петрей, — что никто не должен был получить достоверных сведений о Гришке, а также чтобы не воспрепятствовать его козням (имеются в виду — против Карла IX. — А. Б.), приказал мне король через великого канцлера литовского Льва Сапегу не рассказывать об этом, если Я хочу наслаждаться жизнью. Но ввиду того, что Гришкина невеста собиралась ехать в Россию и справить там свадьбу, иезуиты и некоторые члены сейма заключили между собой соглашение с целью подчинить Россию Польше и устранить Гришку " . Петрей, считавший Дмитрия Ивановича союзником Сигизмунда и потому выступивший против него на стороне Шуйского, не понимал, что сам король участвовал в заговоре. План воцарения Владислава ускользнул от шпиона! Гетман Жолкевский подтверждает, что королевские власти старались тщательно сохранить тайну заговора против московского царя. " В то время, — пишет он, — никто не знал о сем, кроме канцлера литовского, через которого шло это дело " . Однако, по словам гетмана, Юрий Мнишек был осведомлен и о сообщении Безобразова, и о любопытном известии, которое привез в Краков Петр Петрей . " В то время, — сказано в записках, — выехал из Москвы один швед, который привез королю его величеству известие от царицы Марфы, матери покойного Димитрия, что хотя она из своих видов явно и призналась к этому обманщику, но что он не ее сын. Она имела при себе воспитанницу лифляндку по имени Розен, взятую во время Лифляндской войны в плен ребенком. Марфа через нее сообщила сию тайну шведу, желая, чтобы от него узнал король. Этот ее поступок, — объясняет Жолкевский, — был следствием того, что обманщик Растрига хотел вынуть тело ее сына Димитрия из гроба в Углицкой церкви, где он был погребен, и выбросить кости его, как бы ложного или мнимого Димитрия, что ей, как матери родной, было прискорбно; однакож старанием своим она не допустила, чтобы останки сына ее были потревожены " . В то, что царица, открыто признавшая Дмитрия своим сыном и занявшая высочайшее положение при дворе после многих лет опалы, решилась действовать против него и вновь обречь себя на изгнание, поверить трудно, тем более что мнимый сын выполнял все ее прихоти и, как известно, не тронул могилу в Угличе. Но имя Марфы было особенно удобно для политической интриги, поскольку Дмитрий Иванович был весьма склонен ссылаться на ее авторитет в сношениях с Речью Посполитой.

http://sedmitza.ru/lib/text/439608/

– Комментарии. 107 Петрей (Петр Петрей де Ерлезунда; швед. Пер Персон; 15771622) – шведский дипломат, в 16051611 гг. трижды побывал в России, автор труда по русской истории («История о Великом княжестве Московском, происхождении великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедмитриями, и о московских законах, нравах, правлении, вере и обрядах, которую собрал, описал и обнародовал Петр Петрей де Ерлезунда в Лейпциге 1620 г.» – русский перевод вышел в 1867 г.). – Комментарии. 108 Тридентский собор – собрание иерархов и теологов Римско-католической церкви (именуемое католиками XIX Вселенским собором), проходившее с перерывами в г. Триденте (Триенте, Тренто) с 1545 по 1563 г. Лейтмотивом обсуждений и решений собора было противодействие идеологии Реформации. Собор подтвердил латинский перевод Библии («Вульгата») со включенными в него второканоническими книгами. Было принято 16 догматических постановлений, определивших доктринальные позиции католицизма в вопросах вероучения, культа и церковной организации. – Комментарии. 109 Стоглавый собор – церковно-земский собор, проходивший в феврале – мае 1551 г. в Москве, при участии Ивана Грозного, представителей высшего православного духовенства и Боярской думы. Название происходит от состава принятого на этом собрании соборного уложения из 100 глав, содержащих решения по различным вопросам церковной и государственной жизни (о нравственном состоянии духовенства и мирян, о порядке богослужения, о венчании и браке, о церковном суде, о церковном землевладении и проч.). – Комментарии. 110 Первые три рецензии большею частью лестные для автора: все они признают за ним «весьма добросовестное изучение предмета по источникам и материалам, какие дает русская и иностранная церковно-историческая литература или какие представляют нам рукописи библиотек: Синодальной, Московской, С.-Петербургской и Казанской Духовных академий. Первая из рецензий выражает «величайшую благодарность за разбор этих рукописей». Четвертая рецензия, написанная в «Вестнике Европы» крайне своеобразно и резко, согласна с предшествующими в том, что «программа сочинения выполнена автором с большим ученым аппаратом».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Непосредственно перед тем, как Петрей сообщил в Кракове о " признании " Марфы, русский посол Афанасий Иванович Власьев говорил королю и панам — членам Рады (государственного Совета) от имени своего государя: " По благословению матери нашей великой государыни царицы и великой княгини всея Руси (Марии) Феодоровны, в иночестве Марфы Феодоровны, (мы) венчались на царство через святейшаго патриарха царским венцом и диадемой " . Также и о женитьбе " мы били челом и просили благословения у матери нашей великой государыни, чтобы она для продолжения нашего царскаго рода благословила нас, великого государя, вступить в законный брак, а взять бы нам, великому государю, супругу в ваших славных государствах, дочь Сандомирскаго воеводы Юрия Мнишка " . Сказанного достаточно, чтобы заключить, что за спиной Петра Петрея стоял Василий Шуйский. Агент Карла IX не отправился бы в Польшу с дискредитирующим царя сообщением, если бы свержение Дмитрия Ивановича осуществлялось в пользу королевича Владислава. Петрей мог решиться на небезопасную интригу против не вполне дружелюбного к Швеции московского государя, лишь получив гарантии, что тайный претендент на престол будет союзником Карла против Сигизмунда. Шуйский это обещал и выполнил, к тому же он, в отличие от Петрея, знал, какое значение придается царице Марфе в посольском наказе Власьеву. Как и поляки, Петрей не мог не учитывать, что свержение признанного народом Дмитрия Ивановича вызовет дестабилизацию обстановки в России и, вполне вероятно, новый виток гражданской войны. Если бы шпион знал о предложении заговорщиков призвать на московский престол Владислава, он мог бы уверенно догадаться, что воцарение Шуйского будет означать войну России с Речью Посполитой. Но и без того он не случайно так радовался, описывая отправление иезуитов с вооруженной шляхтой в Москву в свите Марины Мнишек " с целью подчинить Россию Польше и устранить Гришку " , приговаривая: " Что могут иезуиты возразить против этого? Не они ли организовали эту кровавую баню? "

http://sedmitza.ru/lib/text/439608/

312). Петрей далее продолжает: «Так и войдут кумовья с младенцем, а там стоит посредине пола налитая водою купель; возле нее дожидается священник и берет от кумовьев 9 – восковых свечей (которые они должны держать в руках); эти свечи он прикрепляет крестообразно к купели, зажигает и говорит кумовьям, чтобы они три раза обошли за ним кругом купели по солнцу. Он кадит крестообразно купель миррою и ладаном, также и кумовьев. После того подходит к алтарю, берет образ святого Иоанна, распятие, сделанное из золота, серебра, меди, или олова, также миро, соль и маленькие ножницы, и, возвратившись опять к купели, отдает образ пономарю: тот идет с образом впереди, а священник и кумовья с ребенком за ним, и обходят три раза купель с горящими свечами в руках; после того священник начинает читать и освящать воду, берет шесть восковых свечей, прилепленных крестообразно кругом купели, и кадит ее миррою и ладаном. Кадит также и образ, крест, миро – все по три раза и крестообразно» (стр. 425–426). 38 После освящения воды, – как продолжает Петрей, – священник спрашивает: «желает ли дитя быть крещенным? Кумовья отвечают: да»! 39 . «Назовите младенца»! говорит священник; кумовья подают ему записку, на которой написано, какое имя желают дать младенцу. Священник дает ему имя и кладет записку на образ, а образ на грудь младенца, и опять спрашивает: «как назвать младенца»? кумовья отвечают, как назвал его прежде священник и как написано в записке. Тогда священник кладет руки на голову младенца, читает «Отче наш», некоторые молитвы, и опять спрашивает: «какое дать имя младенцу? кумовья отвечают по – прежнему 40 . Священник делает вопрос: верует ли младенец в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго 41 ? «Да»! отвечают кумовья. Тогда священник и кумовья с младенцем поворачиваются спиною к купели; священник спрашивает: «отрекается ли дитя от диавола и всех дел его, всех его аггелов, всяческих других языческих и еретических вер в продолжение всей своей жизни» 42 ? «Да»! говорят кумовья, и плюют с большим отвращением на пол при всяком слове священника 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

683 Подделанным или переделанным сказание читается в Прологах уже XIV в., – преосв. Макар. Ист. VIII, 118. 685 За такой взгляд на различие перстосложения Артемий и осужден был как за «хулу о крестном знамении». 686 Преосвященный Макарий хочет доказывать значительную распространенность у нас троеперстия до Стоглавого собора словами царя к собору: «христиане крестятся не по существу», – Ист. VIII, 125. Но под «не по существу» должно разуметь не неправильное сложение перстов, а неладное полагание на себе крестного знамения (бессмысленное махание рукой по груди или положение перстов на груди и плечах не в том порядке, в каком следует, против чего у греков писал иподиакон Дамаскин в известном своем слове и о чем у нас Вассиан Косой выражается в одном сочинении, что «крестное знамение на лице не все полно крестили»). Это же должно разуметь у старца Филофея и у других, писавших о крестном знамении до Стоглавого собора. 687 Списков жития преп. Александра, написанных до патр. Никона, когда бы могла быть сделана поправка, известно несколько (см. в Описании рукописей библиотеки Троицкой Сергиевой Лавры выписку нашего места из жития по рукописи 1633 года, N 691, л. 196 и в Описании рукописей Хлудова выписку по рукописи первой половины XVII века, – 198 л. 232); вообще неповрежденность чтения приведенного места не может подлежать сомнению. 688 Значения какого-нибудь недоброго умысла, как уже мы говорили прежде, эти старания, конечно, вовсе не имели считая двоеперстие за истинное и правильное перстосложение, люди, по совершенно понятным похвальным побуждениям, и предприняли усилия свести наконец это перстосложение в общее употребление. – Самые эти усиленнейшие старания представляют собою решительное свидетельство в пользу того, что до времени патр. Иосифа троеперстие у нас оставалось и находилось в более или менее значительном распространении. 689 Весьма замечательно, что Петрей и Олеарий, говоря об употреблявшемся русскими их времени (Петрей – первой четверти, Олеарий – второй четверти XVII в.) перстосложения, говорит именно о троеперстии и только о нем одном, как будто бы оно было их единственным перстосложением, – русский перевод первого в Чтен. Общ. Ист. и Древв., 1867 г. кн. II, стр. 402 нач., русский перевод второго ibid., 1868 г. кн. IV, стр. 330.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

прот. Моск. Придворного Благовещенск. собора Н. Д. Извекова//Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии: в 4 т., 1904–1911. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1906. Т. 2. С. 268. Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским./Пер. с араб. Г. Муркоса. Издание четвертое. М.: Издательство Общество сохранения литературного наследия, 2019. Петр Петрей де Ерлезунд. История о Великом княжестве Московском//Чтения в Импе-раторском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1867. Апрель-Июнь. Книга вторая. М.: Университетская типография, 1867. Рабинович М. Г. Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М.: Наука, 1986. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник, 1998. Челобитная Никиты (Пустосвята). Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей//Материалы для истории раскола за первое время его существования в 9 т.//под ред. Н. Субботина. М.: Редакция «Братство св. Петра митрополита». Т. 4. Ч. 1 М.: 1878.   Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество: опыт историко литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в Греческой и Русской церквах до XVII века включительно/Репр. воспр. изд. 1899 года. М., 2013. С. 208–209. Там же. С. 210. Там же. С. 240. Там же. С. 350. Там же. С. 350. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка//Институт лингвистических исследований РАН. СПб., 2000. С. 1122. Рабинович М. Г. Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М., 1986. С. 105. Там же. С. 105. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество… С. 208. Там же. С. 105. Петр Петрей де Ерлезунд. История о Великом княжестве Московском//Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете.

http://bogoslov.ru/article/6193987

Вопрос, на: Как должнствемъ знаменатис чтнаго и животворщаг крта; втъ. Десною ркою подобаетъ творити кртъ, полага на чел твое три персты, и глати во им ца и тогда низводи рк на персь, тмже бразомъ, и гли, и сна. и тд на десное рамо, глагол: и стаг дха, превод дае до лваго. И егда знаменеши т самаго стымъ симъ крта, подобаетъ совершити словомъ симъ, амин. Ил егда твориши кртъ твой моеши глаголати: Гди сне помилй м гршнаго, амин. 5 . История о великом княжестве Московском, которую собрал, описал и обнародовал Петр Петрей в Лейпциге 1620 года, переведенная на русский язык А. Шемякиным (см. «Чтен. Императорского Общества истории и древностей Российских при Моск. Университете» 1865–1867 г.). Иностранец Петрей, родом швед, который, по его словам, несколько раз бывал в России, еще при Борисе Годунове (1598–1604 г.) и последующих царях до Михаила Феодоровича, послом от своего государя, несколько лет жил между русскими, тщательно наблюдал их веру и обряды, и вносил в свою летопись лишь то, что видел своими глазами, вот как описывает крестное знамение у русских (стр. 401–402): «В домах у москвитян, как бедных, так и богатых, есть живописные образа... При всяком входе и выходе они кланяются и крестятся пред образами.... Особливо, когда идут спать, встают с постели, выходят из-за стола, или из дому, и опять входят в него, они наклоняют голову пред образом и крестятся три раза тремя согнутыми пальцами, большим, указательным и самым длинным». 6 . Описание путешествия в Московию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем Голштинского посольства Адамом Олеарием, переведенное на русский язык и изданное в Императорском Обществе истории и древностей российских (Москва 1870 г.), хранящееся под 344. В этом «Описании» на странице 330 иностранец, между прочим, говорит: «Они (русские) стоят пред образами с непокрытыми главами, ... кладут поклоны и осеняют себя крестным знамением, точно таким образом, как описывает Герберштейн. Они употребляют для этого сложенными три главных перста правой руки, которыми прикасаются прежде к челу, потом к персям, и затем к правому и левому плечу».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

в Минее Четье, пис. Германом Тулуповым в 1627 г. (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 74 об. 129]) и в других рукописях XVII века (Рукописи Ундольск. 293 172 Есть в лаврском Каноннике 1616 года (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 283. Л. 368 и в следованной Псалтири, принадлежавшей архимандриту Дионисию, настоятелю лавры (рукоп. Моск. Дух. Акад. 73. Гл. 80. Л. 958 Кем составлен этот канон трем святителям? Не Гришкою ли Отрепьевым, впоследствии Димитрием самозванцем? По крайней мере, он хвалился чернецу Варлааму, что когда жил в Чудовом монастыре у архимандрита в келье, то «сложил похвалу Московским чудотворцам Петру, и Алексию, и Ионе» (А. э. 2. 64. С. 142 хотя под именем похвалы мог разуметься не канон, а похвальное Слово святителям. Известен и другой канон трем Московским святителям, но писанный несколько позже князем Семеном Шаховским (Рукоп. Моск. Дух. Акад. 201 203 173 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 628. Л. 88 Рукоп. Ундольского. 363. Л. 21 174 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 659. Л. 34 Рукоп. Царск. 397. Л. 322 175 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 164 Рукоп. Царск. 564. Л. 184 Снес.: Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 209–210 176 Опис. рукоп. Румянц. муз. 361. Л. 196 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 694. Л. 82 Рукоп. Ундольск. 380 177 Рукоп. Царск. 563. Л. 486 Рукоп. Ундольск. 329. Л. 82 178 Рукоп. Ундольск. 274, 300, 345 81, 78]; Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 672. Л. 86 об. 179 Сказание Авраамия об осаде Тр.-Сергиева монастыря в первый раз напечатано в 1784 г. в Москве, а потом печаталось несколько раз 180 Петрей. История о вел. княжестве Московском. Ч. 6, в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 418 рукоп. сборн. Тр.-Серг. лавры. 700. Л. 323 181 Отрывок из этого послания Гермогенова напечатан у Сахар. Исследов. о русск. церк. песнопении. С. 11–12. СПб., 1849 182 Сказания современн. о Димитрии самозван. 1. 43–44 Карамз. 11. Прим. 190 183 Петрей. Истор. о вел. княж. Москов., в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 431, 435 Маржерет, в Сказ. современн. о Димитрии самозв. 3. 28–29

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010