Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ (МАСКАЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография 1935 г. Иаков Маскаев. 1901 год Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и чистоты православия и той любви народа и духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в Оренбургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патриарха оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой». Так как попечение об Оренбургской епархии в то время было поручено архиепископу Челябинскому Серафиму (Александрову) , владыка Иаков направил к нему письмо с объяснением всех обстоятельств дела и получил ответ о спорности в каноническом отношении его хиротонии. Получив такой ответ, епископ Иаков немедленно подчинился высказанному суждению и прекратил совершение богослужений. 26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Святейшему Патриарху, но в вагоне поезда в Оренбурге был арестован сотрудниками ОГПУ и возвращен ими в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался встретиться с Патриархом, но снова был арестован и после краткого пребывания в заключении освобожден. Ввиду сложившегося положения, 5 августа 1923 года было вновь созвано собрание священнослужителей Орских церквей с участием представителей приходских советов и заслушано сообщение владыки о его безуспешных попытках достичь Патриарха. Собрание постановило: «...С епископом Иаковом в молитвенно-евхаристическое общение войти; просить его озаботиться получением от Патриарха Тихона соответствующей грамоты свидетельствующей о его епископском достоинстве». 3 сентября 1923 года епископ Иаков отправил прошение патриарху, в котором он изложил все обстоятельства дела и добавил: «Смиренно прошу не считать меня как карьериста... а если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня недостойного и грешного, исповедую верность " до смерти " Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кормило коей в стране нашей Освященный Собор передал Вашему Святейшеству, рабски, как негодный раб, прошу, Ваше Святейшество, принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду без благословения Вашего Святейшества... Снизойдите, Ваше Святейшество, к моей мольбе и исполните мою слезную просьбу.... Согласно извещения архиепископа Серафима о спорности и неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя запрещение и теперь службу не служу».

http://drevo-info.ru/articles/15567.html

29 янв.- 1 февр. 1923 г. под председательством еп. Аристарха прошло епархиальное собрание духовенства и мирян, созванное для обсуждения повестки предстоящего обновленческого собора. В постановлениях собрания ярко проявилась двойственная, «полуобновленческая» позиция архиерея и вслед за ним - большей части духовенства. С одной стороны, делегаты постановили признать ВЦУ «временным до Поместного Собора административно-распорядительным органом». Собрание признало необходимость ряда реформ в церковном строе, но выразило мнение, что «проводить их правомочен только Собор». Большинством голосов были приняты резолюции, поддерживающие второбрачие духовенства и введение белого епископата, а также необходимость богослужебной реформы, причем делегаты проголосовали за немедленное введение в Оренбургской епархии устава-минимума всенощного бдения и литургии. С др. стороны, большинство собрания признало незаконным захват епархиальной канцелярии летом 1922 г. Делегаты заявили о нелегитимности уполномоченных ВЦУ, о неприемлемости двоевластия в епархии (епископ и уполномоченный), в связи с чем постановили немедленно, не дожидаясь собора, учредить в помощь архиерею Орское викариатство . 31 янв. 1923 г. викарным епископом избран прот. Иаков Маскаев (см. Иаков (Маскаев) , сщмч.). Решения собрания вызвали резкую реакцию лидеров оренбургского обновленчества: «Аристархом были приглашены административно высланный из Петрограда иеромонах Лев Егоров и священник Седых, который допускал контрреволюционные замечания на съезде, а Аристарх опять безмолвствовал… Съезд этот впоследствии телеграммой ВЦУ был объявлен распущенным, как контр-революционный, и постановления его - незаконными» (Там же. Л. 37). Прот. Иаков Маскаев по настоянию еп. Аристарха выехал в Москву, где 19 марта по пострижении в монашество был рукоположен во епископа 2 архиереями канонического поставления, пребывавшими в расколе: председателем обновленческого ВЦУ «митрополитом Московским и всея России» Антонином (Грановским) и бывш. Оренбургским архиеп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) . Хиротония была признана в епархии.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Но в июле 1936 года в Малышев Лог прибывает другой священник, 50-летний Иоанн Алексеевич Фавстрицкий. С ним попадья, Прасковья Петровна, и двое детей — 10-летний Женя и 13-летняя Вера. Старшие — два уже женатых сына и замужняя дочь — живут в Барнауле, работают на меланжевом комбинате. У нас пока нет ни одной фотографии отца Ивана, даже детской… даже расстрельной. Помнят, что он был высок ростом, у него была темнокудрявая буйная грива волос — в мать, как и у двух его братьев; был он порывистый, и всегда носил рясу, хотя в ту пору это было уже вызовом. «Батюшка, ну ты хоть подстригись, что ли, чуть-чуть», — пробовала уговорить его матушка, но он твердо отказывался. Неужели в 1936 году неясно, что храм обречен, что священническое служение невозможно и даже смертоносно? Вряд ли… Что же занесло тебя, отец Иван, в чужое село, где не было у тебя ни друзей, ни знакомых, к закрытому храму? Протокол допроса: «Задания от епископа Иакова не получал»      «Скажите, обвиняемый Фавстрицкий, по чьей рекомендации или вызову вы прибыли в с. Малышев Лог?» — спросит его позже следователь. «В село Малышев Лог я прибыл по назначению Барнаульского архиерея». — «Скажите, Фавстрицкий, вы были лично знакомы с Барнаульским архиереем?» — «Личного знакомства с Барнаульским архиереем у меня не было, видел я его только один раз, когда получал назначение в Малышев Лог». В тот осенний день 1937 года, когда в следственном деле Ивана Алексеевича Фавстрицкого будут записаны эти вопросы и ответы, архиепископ Барнаульский Иаков (Маскаев) будет уже расстрелян в Барнауле. А в 2000 его прославят как священномученика среди прочих новомучеников и исповедников Русской Церкви. Свмч. Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский      В 1930 году епископ Иаков уже был осужден и получил 3 года лагерей. Одним из основных пунктов обвинений было то, что он учил отстаивать предназначенные к закрытию церкви. «Маскаев советует приезжим к нему священнослужителям, монашкам и церковникам организованно не допускать закрытия церкви…»

http://pravoslavie.ru/98518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 13.10.1879, Уральск - 29.07.1937, Барнаул), сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Барнаульский. Из крестьянской семьи. По окончании в 1901 г. Оренбургской ДС рукоположен во иерея к церкви с. Зобова Оренбургского у. и губ. Его трудами в селе было построено новое здание храма, в соседней дер. Воронино открыта церковноприходская школа. С 1913 г. состоял членом епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва. Был возведен в сан протоиерея. Вошел в состав Оренбургского ЕУ. Стал известен как один из самых щедрых жертвователей в епархии на благотворительные нужды. Награждался набедренником (1905) и камилавкой (1915). В 1918 г. овдовел. В 1919 г. спас неск. жителей с. Зобова от расстрела белыми войсками. Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. В янв. 1923 г. на состоявшемся в Оренбурге собрании духовенства и мирян избран кандидатом на замещение новообразованной Орской викарной епископской кафедры. В связи с тем что в это время высшая церковная власть была захвачена обновленцами, назначение прот. И. Маскаева викарием Оренбургской епархии было утверждено обновленческим Высшим церковным управлением. 19 марта по пострижении в монашество он был хиротонисан в Москве во епископа Орского. Хиротонию возглавил один из лидеров обновленчества, еп. бывш. Владикавказский и Моздокский Антонин (Грановский ; в расколе «митрополит Московский»). Впосл. И. воспринимал свою хиротонию от обновленческих архиереев (хотя и канонического поставления) как следствие своей «малоопытности и недоразумения» и сохранял верность Патриарху. 10 мая того же года Оренбургский еп. Аристарх (Николаевский) в связи с отбытием в Москву поручил И. временное управление епархией. Вскоре, однако, обновленческий Высший церковный совет назначил на Оренбургскую кафедру «архиепископа» Андрея Соседова. И. отказался от общения с ним и переехал в Орск. Вернувшийся в Оренбург еп. Аристарх был арестован и отправлен в ссылку, а затем перешел в обновленчество. Духовенство и прихожане Орска, не признавая обновленческого Высшего церковного совета и «архиепископа» Андрея Соседова (в кон. 1923 выдворен из епархии), высказывали сомнения и относительно законности хиротонии И.

http://pravenc.ru/text/200207.html

Один из членов приходского совета городского собора показал: «...Оставшийся представитель всей этой кучки Иаков Маскаев играет видную роль среди обиженных советской властью кулаков, монашек и антисоветского элемента. К нему часто и много ездят из сел монашек и священнослужителей, кои, получив должное внушение и наказ, какой точки придерживаться, возвращаются обратно в села. Мне, например, известно со слов, или вернее из разговоров, отдельных лиц о том, что Маскаев советует приезжим к нему священнослужителям, монашкам и церковникам возбуждать соответствующие заявления перед вышестоящей советской властью на мероприятия советской власти на местах и организованно не допускать закрытия церкви...» 4 марта 1930 года следователь допросил владыку, задавая вопросы в соответствии с показаниями лжесвидетелей. Владыка ответил: «В городе Балашове я проживаю с 15 марта 1929 года и служу в качестве епископа Балашовской епархии. За время нахождения меня в Балашове я близких знакомых, с которыми бы я поддерживал постоянное знакомство, не имел и не имею. В гостях я ни у кого не бывал, а также и у меня никогда никто не бывал. В отношении обращения ко мне со стороны верующих граждан о содействии их ходатайствам по вопросу незакрытия или вновь открытия церквей могу сказать следующее. Ко мне неоднократно являлись как члены коллектива верующих, так и члены церковного совета и просили у меня совета, как и перед кем им ходатайствовать, чтобы у них не закрывали церковь или, когда церковь была уже закрыта, вновь открыть, согласно желания верующих, на что я им предлагал обращаться согласно указания митрополита Серафима в окружной административный отдел... Но подобные обращения ко мне были очень редки, а в большинстве случаев верующие, помимо и не извещая меня, сами непосредственно обращались по соответствующим инстанциям... Я знаю, что в городе Балашове проживает много монахинь, но я лично ни с одной из них не знаком и у меня на квартире таковые никогда не были. Кроме случаев, когда они приходили с заказом к дочери по шитью. В отношении двух монахинь, которые живут при соборе, могу сказать, что я их лично знаю плохо, знаю, что одну из них зовут Наталия, а другую, просфорню, даже и звать не знаю. Две эти монахини лично у меня на квартире не были, и о церковных делах я с ними никогда не говорил.

http://drevo-info.ru/articles/15567.html

«Мне, как бывшему священнику Преображенской церкви и бывшему благочинному города Балашова, хорошо известно, что кафедральный собор города Балашова являлся центром контрреволюционной церковной организации... Квартиру епископа Иакова Маскаева стали посещать черносотское духовенство, реакционные церковники и монашествующий элемент не только города Балашова, но и окрестных сел и районов за получением советов и обмена мнениями. Последний же, являясь вдохновителем контрреволюционной своры, в своих беседах и советах определенно восстанавливал посещающих его квартиру и подстрекал их против проводимых советской властью мероприятий. Так, примерно в мае 1924 года, в разговоре со мной по вопросу закрытия Преображенской церкви и положения коллектива сказал: " Гонения на Православную Церковь растут с каждым днем; несмотря на издаваемые законы, советская власть их сама же и нарушает, заточили сотни невинных отцов духовных, грабят и разоряют народное имущество и преследуют верующих вплоть до заточения по тюрьмам, вот плоды завоеваний русским народом свободы " . Он же, Маскаев, в беседе с приехавшими крестьянами, примерно в сентябре 1929 года, по вопросу хлебозаготовок говорил: " Тяжелое настало время для народа, советская власть — власть рабоче-крестьянская, а своими мероприятиями разорила крестьянство, обобрала, что называется, дочиста, какой же крестьянин после этого скажет, что ему нужна советская власть " . Маскаева очень часто и много посещает монашек, коих он настраивал для обработки местного населения, особенно в защиту церквей на случай кампании по закрытию последних, благодаря чему никому небезызвестно то, что, наряду с проводимыми кампаниями по закрытию церквей в округе, имелся ряд случаев открытых выступлений верующих против закрытия, вплоть до оказания сопротивления представителям советской власти и общественным работникам, как-то: в селе Андреевки Аркадакского района, в селе Мача Тамалинского района, в селе Репно-вершины Балашовского района и так далее. Во время произнесения одной из проповедей в соборе Маскаев, призывая верующих к сплочению для защиты религии, произнес: " Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придет время и вы возрадуетесь " ».

http://drevo-info.ru/articles/15567.html

Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Будучи допрошен, епископ Иаков виновным себя не признал. 13 ноября 1925 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к лишению права проживания в семи губернских городах и губерниях сроком на два года. Административную ссылку епископ был отправлен отбывать в город Самару, где со­трудники ОГПУ впоследствии составили на него следующую ха­рактеристику: «Упрямый, настойчив, категорически отказался выполнять наши поручения и на явки не являлся . Как епи­скоп среди верующих, и особенно среди монашествующих лиц, пользуется авторитетом и имеет на них влияние». После ареста епископа Иакова его дети остались без средств к существованию, и в храмах города священники благословили во время богослужения устраивать тарелочные сборы на «архи­ерейских детей», причем дети сами иногда ходили с тарелочкой, и люди охотно им жертвовали. 13 ноября 1927 года ОГПУ разрешило епископу выехать с ме­ста ссылки и поселиться там, где он пожелает, но въезд в Москву и Московскую область ему был запрещен. В 1928 году владыка Иаков был назначен епископом Осташковским, викарием Твер­ской епархии. В Осташкове он прослужил около года и 6 февраля 1929 года был назначен епископом Балашовским, викарием Сара­товской епархии. В 1928 году в Балашове была арестована большая группа ду­ховенства, в 1929 году ОГПУ снова принялось собирать сведения о священнослужителях и верующих города, готовя новые аресты. Вскоре было арестовано пятнадцать человек – священнослужите­лей, монахинь и мирян. Среди них 13 февраля 1930 года был аре­стован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Балашове. В ОГПУ стали вызываться для допроса один за другим свиде­тели. Некоторые из них показали, что епископ Иаков, «являясь враждебно настроенным по отношению к советской власти, име­ет тесную связь с монашествующим элементом и реакционными церковниками, с коими ведет беседы на дому, где он прожи­вает; его квартиру очень много посещает не только городских церковников, но и приезжих, коим он дает советы для борьбы с мероприятиями советской власти и высказывает свое недоволь­ство таковыми, так, например, в одной из проповедей в кладбищенской церкви Маскаев говорил: „Для нас, верующих, настало невыносимо тяжелое время, власть всюду нас притесняет; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба; храм Божий – это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого“. Маскаев с приездом в Балашов объеди­нил черные силы церковников из монашествующего, торгового и чиновничьего элемента и является вдохновителем их в борьбе с советской властью».

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Случалось, что органы власти препятствовали принесению покаяния. Так, принявший от обновленцев архиерейский сан Иаков (Маскаев) пытался выехать из Оренбурга в Москву для принесения покаяния, но был задержан органами ОГПУ. В отчаянии он писал патриарху: «Если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня, недостойного и грешного, исповедую верность «до смерти» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Как негодный раб, прошу Ваше Святейшество принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду без благословения Вашего Святейшества». Иаков (Маскаев) был принят в сане архиерея, а свою верность Церкви он впоследствии засвидетельствовал ревностным служением и мученической кончиной. Восстановление церковной жизни шло на фоне очередного кризиса среди обновленцев. Летом 1923 г. из ВЦС вышел В. Красницкий. Был уволен и епископ Антонин (Грановский). В знак протеста раскольник отказался от предоставленного ему обновленцами звания «митрополита» и стал вновь именоваться епископом. Видя начало своего упадка, обновленцы пытались срочно восстановить свое положение. В августе 1923 г. они образовали «Синод», председателем которого стал «митрополит» Евдоким (Мещерский), а членами – в основном архиереи старого рукоположения. Евдокимовский синод объявил о роспуске «Живой церкви», «Церковного возрождения» и «СОДАЦ», предпринял попытки объединения с Православной Церковью. Правда, через некоторое время раскольники начали ставить и свои условия, например, удаление на покой патриарха. В окружении Святейшего возможность переговоров расценили по-разному. Временный Патриарший Синод поддержал идею диалога с Евдокимом (Мещерским), однако большинство архиереев полагало, что с обновленцами нужно не договариваться, а принимать их в Церковь как раскольников. Такой позиции придерживался проживавший в Даниловском монастыре архиепископ Феодор (Поздеевский) , а также ряд видных иерархов – митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Пахомий (Кедров) и др. Патриарх Тихон иронично именовал эту группу архипастырей «Даниловским синодом» или «конспиративным синодом», однако к их мнению прислушивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Иаков (Маскаев), еп. Осташковский, среди духовенства Осташкова. Сщмч. Владимир Рясенский - 2-й слева в верхнем ряду. Фотография. 1928 г. Иаков (Маскаев), еп. Осташковский, среди духовенства Осташкова. Сщмч. Владимир Рясенский - 2-й слева в верхнем ряду. Фотография. 1928 г. Федорович Рясенский (1891, г. Осташков Тверской губ.- 4.12.1932, Сибирский ИТЛ), сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.. Из семьи священника. По окончании Тверской ДС был рукоположен во иерея к церкви в с. Спас-Есеновичи Вышневолоцкого у., 2 сент. 1916 г. переведен в храм погоста Волго Осташковского у., в 20-х гг. служил в Знаменском храме в Осташкове. Неоднократно В. вызывали в ЧК, где требовали прекратить проповеди, всякий раз он отвечал отказом. Летом 1930 г. В. был арестован как один из тех, кто принимал деятельное участие в церковной жизни города, заключен в тюрьму в г. Вел. Луки. В тюрьме священника жестоко мучили, но он остался тверд в своем исповедании - не отрекся от Бога, не признал себя виновным в вымышленных преступлениях, никого не оговорил под пытками. Особое совещание при Коллегии ОГПУ 26 дек. 1930 г. приговорило В. к 5 годам ИТЛ. 30 янв. 1931 г. В. был отправлен в Сибирский ИТЛ (Мариинск), скончался в лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 21108-С. Лит.: Тверские ЕВ. 1916. 37/38. С. 407; Дамаскин. Т. 3. С. 421-425. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/159002.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010