в год. 30 Словарь Митр. Евгения 1,56 Б. Каменского Достоп. Люд. 1,56. В Библ. Толстого в т. IV. 30, а) Голос Митр. Рост. Арсения против отобрания вотчин у монастырей мар. 6 1763 г. б) V. 40 о преставлении Преосвящ. Арсения. Арсений сперва послан был в Корельский монастырь; в 1766 г. по доносу солдата, посла допроса в Архангельске, был привезен в Москву, где допрошен был Шишковским, и под именем Андрея перевезен в Ревельскую крепость; здесь на окошке весьма тесной своей комнаты вырезал он слова: «благо мне, яко смирил мя еси» – Скончался здесь же 1772 г. 31 Собр. зак. Указ. 1796 г. декаб. 9 (17,624. 17916) б) 18 дек. (18 273), 1798 18 дек. (18,590. 18591). 34 Собр. Зак. Ук. 1801, апр. 3. Александр положил, чтобы духовенство за требы брало вдвое против положенного Екатериною. 35 Указы 22 мая 1801 и 17 мая 1808 г. Ук. 1804 г. 21290), 1807 г. 22,681), 1810 г. (24,246). 37 Собр. Зак. Ук. 1715, июль. 12; 1720 сент. 1; 1721 авг. 23; 1724 июл. 17 и авг. 28; 1726 окт. 30.; 1729 март. 10.; 1730 март. 6; 1731, апр. 3. Льготы состояли в освобождении от податей на три года и в свободе от рекрутской повинности. 39 Собр. Зак. Ук. 1731 апр. 3. В следующем году (1732 г. ук. 3533), воспрещено Татарам обращать в магометанство Мордву, Чувашей, Черемис, Остяков, Вотяков и др. инородцев. Несмотря на то до 1740 г. не видно значительного числа обращавшихся к вере. 41 Собр. Зак. Ук. 1740, сент. 11 (8236). Вместе с Димитрием отправлены были из Москвы два протопопа и 5 человек знающих местные языки. Новокрещающимся повелено раздавать крест, рубашку, обувь; кроме того мужчинам (свыше 15 л.) каждому по 1 р. 50 к., прочим по 50 к. Еще в 1735 г. указом 669б) предписано было завести в казанской губернии четыре школы для крещенных и не крещенных Черемис, Чуваш и Мордвы, с тем, чтобы содержать их на деньги, собираемые в той губернии за венечные памяти. Источник содержания был скудный; потому не много могли сделать и для образования. В 1740 г. крестилась ясачная Мордва деревни Кашкиной арзамаз. уезда. Собр. Зак. ук. 1740 апр. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

П. Шостьина, ординарного профессора А. П. Голубцова, экстраординарных профессоров И. В. Попова и Π. П. Соколова, предоставив этой комиссии право пригласить в качестве сотрудников еще двух лиц: помощника инспектора Академии Н. Г. Высоцкого, хорошо знакомого с составом физического кабинета в прежнее время, и студента IV курса Академии Павла Флоренского, который, как физик по образованию (окончивший курс Московского Университета), может быть полезным в этом деле своими специальными знаниями. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1908 г. Янв. 25. Смотрено». 1614 По изданию: S. Evstathii episcopi Antiocheni In Lazarum, Mariam et Martham homilia christologica, nunc primum edita opera et studio Ferdinandi Cavallera, Paris. 1905, pag. 25–51. 1618 Иер. гл. 32 по евр. 39 по греч. Библии LXX, ст. 41. В греч. LXX чит. так: κα πισκψομαι (нек. приб. ατος) το γαθσαι ατος, слав. и посещу еже ублажити я, но у св. Евстафия согласно еврейскому и другим греческим переводам – Акилы, Саммаха и Феодотиона κα εφραvθσομαι (др. приб. согл. евр. ν ατος или π’ ατος) ν τ γαθοποιεν με ατος, русск. синод.: и буду радоватися о них, благотворя им. Разночтение это может иметь значение для определения так называемой Лукиановской рецензии Ветхозаветной Библии. 1628 Греч. разн. μεθ’ μν , мн. μν μ. . Слав.: да пребудет с вами Арх. и Ал. вм. да будет с вами др. Сав. Асс. и поздн. приб. моего пред отца. Мст. приб. за вы после отца. Гал. Утешителя, как поздн. и тепер. вместо Параклита всех древних и Ал. в век согл. греч. О. А. Мар. Сав. Ал. вм. в веки З. Г. Мир. Ник. 1629 истинъны все, кроме О. Г. Мст. истинъныныи. Приб. весь пред мир Асс. Зогр. Ник. ниже Конст. Ал. и поздн. Вм. ни древн. Вы же согл. другому греч. чт. все Слав. Ал. и тепер. его после знаете. Вм. и древн. Ал. ниже сведает – сведаете (Ник. не ведеть его Ал. точно: у вас – в вас вм. др. в вас в обоих случаях, а Ник. у вас в обоих случаях. Слав. и Кир. чит. μνει см. μενε нек. и σται вм. στν друг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И об Ахааве также сказано: " кто увлек бы " Мне " Ахава " (2Пар.18:19)? Да и самого Себя всегда ставит выше языческих богов – чрез сравнение Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству. Ведь и то самое недостойно, что Он соделался человеком, что принял зрак раба, что произносил уничиженные речи, и облачался в смиренные одежды, – недостойно, если кто станет смотреть на Его величие, но достойно, если кто помыслит о неизреченном богатстве Его человеколюбия. Но есть и другая причина уничиженности Его речей. Какая именно? Та, что Отца знали и исповедывали, а Его не знали. Поэтому Он часто обращается к Отцу, так как Его уже исповедывали, а сам Он как будто еще не был достоин веры, – не по собственной немощи, но по неразумию и слабости слушателей. Поэтому Он и молится и говорит: " Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня " . Ведь если Он, " оживляет, кого хочет " (Иоан.5:21), и живит так же, как Отец, то для чего обращается с молитвой? Но уже время приступить к самому предмету. " отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня " (Иоан.11:41,42). Спросим еретика: от молитвы ли Он получил силу и воскресил мертвого? Как же другое Он без молитвы совершал, говоря, например: тебе говорю, демон, " выйди из него " (Мар.9:25), и еще: " хочу, очистись " (Мар.1:41), также: " возьми постель твою и ходи " (Иоан.5:8), и: " прощаются тебе грехи твои " (Матф.9:2), и говоря морю: " умолкни, перестань " (Мар.4:39)? Да и чем Он будет больше апостолов, если и сам творит чудеса через молитву? Притом и они не все делали по молитве, а часто и без молитвы, призывая имя Иисуса. Если же имя Его имело такую силу, то как Он сам мог нуждаться в молитве? А если бы Он нуждался в молитве, то и имя Его не имело бы силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

17:15–18); по вере принесших расслабленного он не только исцелился, но и получил прощение грехов. Об этом св. Матвей так повествует: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их (то есть принесших), сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:1–2; Мар. 2:5 ). Следовательно, и по вере родителей, восприемников и священнослужителей, совершающих крещение, дети могут получить прощение прародительского греха. В этом случае восприемники, или кумовья, то же, что и приносившие детей ко Христу, по вере которых Он обнял детей, «возложил руки на них и благословил их» ( Мар. 10:13  и 16). 3) Откуда еще видно, что можно и детей крестить? 3) Крещение заменило собой обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворнным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17:10–14 . Лук. 2:21 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? 4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорил апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31:34 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? 5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть, не примет св. Крещения, не может войти в Царство Божье; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? 6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

7) Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы? ... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? И вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи» ( 1Кор. 6:15–20 ). Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом ( Фил. 3:3 ), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божьим, говорит Апостол в другом послании, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). 8) Мы признаем, говорят некоторые сектанты, обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук. 8) Это – неправда, ибо сектанты некоторые обряды, употреблявшиеся во время молитвы Христом и Апостолами, отвергли, а другие, о которых нет и упоминания в Писании, выдумали сами, подтверждая ту истину, что без обрядов немыслима никакая религия. Так, напр., сектанты отвергли благословение руками ( Лк. 24:50–51 ; Мар. 10:16 ), поклоны во время молитвы (Мф. 26:39), употребление при богослужении светильников ( Деян. 20:8 ), употребление фимиама ( Фил. 4:18 ; Отк. 8:3–4 ), особые священнические облачения ( 2Тим. 4:13 ), отвергли вместе с таинствами обряды Покаяния ( Иоан. 20:23 ) и Елеосвящения ( Иак. 5:14–15 ), отвергли установленный Самим Христом перед тайной вечерей обряд омовения ног ( Иоан. 13:4–14 ). Словом, отвергли почти все христианские новозаветные обряды. Зато повыдумали новые, свои, о каких в Писании и помину нет, напр., обряд совершаемый при крещении, когда крещаемого опрокидывают навзничь в воду, сложение на животе рук во время молитвы перед или после принятия пищи, особый обряд брака, обряд наречения имени младенцу, обряд «обновления дома» и другие. Таким образом, говоря, что никаких обрядов не нужно, что нужно молиться только духом, сектанты, отвергнув обряды православной Церкви, ведущие свое начало от самих св. Апостолов, завели у себя свои, ими самими выдуманные, обряды, чем сами поставили себя в противоречие, оправдав на себе слова ап. Павла о подобных им отступниках от веры, которые «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, о чем утверждают» ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

г) Точно так же, если гнетет нас бедность и нужда: небо — богато. д) Точно так же, если мы должны плакать о жалком состоянии мира: слезы осушатся . Кто правит кормилом великого корабля, именуемаго миром? “ А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный ” (ст.24). 1. Причины, побуждающие нас предложить такой вопрос. Вопрос: кто правит кормилом мира? возбуждается в нас при взгляде на нынешний особенный, знаменательный и беспокойный дух времени. а) Если посмотрим на нынешнее время , как оно представляется само по себе, то увидим, что это есть время всеобщего движения и перехода к чему-то другому непонятному и неразгаданному, — время страшной вражды и великих заблуждений и т. д. б) Если посмотрим на то, что в этом времени происходит , то найдем новые поводы к беспокойству и опасениям. а. В каком состоянии находится теперь христианская Церковь вообще? Что она представляет нам в настоящее время, как не “ лодка … на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный ,” — ветер неверия и религиозных прений; ветер ложной религиозной свободы или религиозного космополитизма; ветер не христианской веротерпимости или индеферентизма? b. В каком положении находятся гражданские общества ? Как заботятся здесь о том, чтобы законы имели свою силу? Каковы общественные нравы и жизнь? И что делается для их очищения и облагорожения и т. д. в) Если посмотрим на все это, то не без причины возникает вопрос: кто правит кормилом мира среди этих волн и смятений. 2. Ответ на него. Указав повод к вопросу: кто правит кормилом мира? постараемся также и ответить на него. а) Правящий кормилом мира есть Иисус Христос . Если это так, то никто другой, кроме Него, не может укротить ветры и море (Мф. 8:26 ), и водворить тишину, как в природе, так и в сердцах своих учеников (Марк. 4:39 ). а. Хотя и кажется, будто не Христос правит кормилом , будто Он спит (Мф. 8:24 ), и между тем, как Он спит , возрастает буря за бурей, одна сильнее другой; в этих волнах ученики Христовы действительно находятся в опасности погибнуть (ср. Мф. 8:25; Мар. 4:38 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Как же бы понимать и то, что апостол говорил об Иисусе Христе, что Он пришел в подобии плоти греховной, если бы и мы могли иметь плоть, не оскверняемую никаким грехом ( Рим.8:3 )? Ибо и это о Том, кто Один есть без греха, упоминается, как нечто единственное. Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной; потому что надобно верить, что Он, принимая истинное и целое существо человеческой плоти, принял не самый грех в ней, но подобие греха. Ибо подобие должно быть относимо не к истинности плоти, по превратному понятию некоторых еретиков, а к образу греха. Ибо в Нем была хотя истинная плоть, но без греха, т.е. подобная греховной. То относится к истинности человеческаго существа, а это к порокам и нравам. Он имел подобие греховной плоти, когда, как человек незнающий, заботясь о хлебе спрашивал: сколько хлебов имеете? ( Мар.6:38 ). Но как плоть Его не была подвержена греху, так и душа – неведению. Потом евангелист прибавляет: говорил это Иисус, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать ( Ин.6:6 ). Он имел плоть подобную нашей грешной, когда как бы жаждая просил у самарянской женщины пить; но она не была осквернена греховною нечистотою; потому что, напротив, женщина вызвана была на то, чтобы просить у Него воду живую, которая бы не допускала ей жаждать никогда, но была в ней источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:7 ). Он имел истинную эту плоть, когда спал на корабле; но чтобы плавающие с ним не обманулись подобием плоти греховной, Он, встав, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина (Мф.гл.8). По общей всем участи Он казался подверженным греху, когда говорили о Нем: если бы этот человек был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему; ибо она грешница ( Лук.7:39 ); но Он не имел действительнаго греха, потому что, обличив хульное помышление фарисея, Он тотчас простил грехи женщине. Думали, что Он носит грешную плоть, как и другие, когда, как человек, находясь в опасности смерти и пораженный страхом угрожающих мучений, Он молился: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; и прискорбна есть Моя душа до смерти (Мф.гл.26); но эта скорбь не знала греховной язвы; потому что виновник жизни не мог бояться смерти. Ибо Он говорит: никто не отнимает жизни у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Но любовь небесная как бы не хочет знать того, что люди не воспользуются новыми опытами благости ее и продолжает являть благость, любовь небесная желает, чтобы люди поняли величие новой благости ее и выставляет перед ними это величие, “указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться.” Сын Отца небесного является в притче, как свидетель истины Божьей, как небесный и самый и великий Учитель. Христос Иисус начал служение Свое людям призывом к покаянию и вере. Покайтесь и веруйте в Евангелиет (Мар.1:15): так проповедовал Он. И какой обильный свет небесный принес на землю Сын Божий! Какое чистое, какое высокое, какое всеобъемлющее учение предлагал Он людям! Как сильны были наставления Его! “Никогда не говорил человек, как говорит сей человек,” сознавались даже некоторые из иудеев. И чем же все кончилось? “ Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. ” (ст.38. 39). Здесь притча переходит в пророчество и в пророчество такое, которое открывает не только будущие дела, но и самые тайны сердец. Господь изображает ту печальную действительность, которая открылась спустя несколько дней после беседы. По повествованию святого Иоанна, вот что было спустя дня три. Первосвященники и фарисеи в собрании составили совет о Иисусе: “что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом .” Каиафа решил: “ лучше нам, чтобы один человек умер за людей ” (Иоан. 11:48–50). Видите, что было на сердцах. Боялись того, что великий чудотворец привлечет всех к Себе. Боялись, что потеряют они свое значение в народе, лишатся столь дорогой для них чести и власти останутся без первенства в винограднике Божьем. Господь видит, что происходит в сердцах врагов Его, видит яснее и далее, чем видят они сами. Они прикрывают тревоги кровожадного самолюбия видимой любовью к отчизне — но Господь открывает им, что собственно происходит в глубине их сердец. Он говорит им, что только из своекорыстных побуждений они решаются на убийство: “ убьем его, и наследство его будет наше ” (Лук. 20:14). И на уме нет того у этих людей, что он из пророков, Тот, Кого сами же признают чудотворцем. Изумительное ослепление! Слова: наследство его будет наше — без сомнения слова неумные. Умно ли так думать, если вспомнить, сколько уже пролито святой крови пророков.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

По расположению Иудейской и Иорданской пустынь можно сделать следующее уточнение места, где принял крещение и явился миру Спаситель: нижнее течение Иордана, между Генисаретским озером и Мертвым морем. Здесь река Иордан течет с севера на юг на протяжении 107 километров. Несомненно, что там, где крестился Христос, глубина была достаточной для совершения погружения. О необходимости этого есть подтверждение в Евангелии от Иоанна: А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды (Ин 3:23). Но несомненно и то, что где-то недалеко должна быть переправа, так как выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне (Мк 1:5), а крестил Иоанн на восточном берегу Иордана, по ту сторону от Иудеи, как сказано у Евангелиста Иоанна Богослова: Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28); ср. в церковнославянском: Сия в Вифаваре быша об он пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя; обонпол значит ‘за’, то есть за Иорданом. И в Евангелии от Иоанна сказано: …искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:39–40). Но в Ин 1:28 вызывает недоумение и вопросы само название места, где крестил Иоанн Предтеча и впервые явилась миру Пресвятая Троица. «Вместо имени “Вифавара” (место переправы) в большинстве древних кодексов стоит название “Ви­фа­ния”» 3 . Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова пишет: “Сия в Вифании быша”, но добавляет: “А в исправнейших списках сказано: в Вифаваре. Вифания была не по ту сторону Иордана и не в пустыне, а близ Иерусалима” 4 . В толковании на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского поставлено “Вифавара”, но следует подробная сноска. “Так по одним ркп. у св. Кирилла согл. мног. кодд. и Сир. Но в других ркп. св. Кирилла чит.: Вифания согл. древн. Кодд., лат. Вульг. Сир. (sch и р — текст) и др. мн. Последнему следует Остром. Мар. Зогр. и др. древнеславян., но теперь слав. следует Конст. 1383 г. и позднейшим. У св. Алексия не ясны последние буквы: в вифа.., но по всем признакам надо читать: в Вифании” 5 . Существует объяснение названия “Вифавара”: «дом перехода, палестин. местечко, упоминаемое в Н. З. (Ин 1:28), находится против Иерихона. В некоторых местах Вифавара называется “Вифания заиорданская”» 6 .

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Словом «душа» в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт.1:20 ). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» ( Быт.1:24 ). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» ( Матф.2:20 ). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» ( Мар.3:4 ). 2. В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф.10:28 ). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» ( Матф.10:39 ). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). 4. В Библии слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). 5. В Библии слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). «Душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ). Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010