Обойтись без такого сбора средств было невозможно ни тогда, ни сейчас. Проповедь Евангелия, совершение богослужений, пастырская забота о прихожанах – всё это требует времени, усилий, подготовки. Если мы хотим прийти в храм и застать там священника, он должен получать зарплату, иначе он будет вынужден искать пропитания себе и своим домашним где-то ещё. Как и церковный хор, и другие люди, работающие в Церкви. Более того, само здание Церкви требует отопления и текущего ремонта. Любое сообщество, в котором есть работники, занимающиеся его делами «на полную ставку», ищет возможности для финансирования – продает символику или литературу, собирает пожертвования, принимает помощь спонсоров. Даже если это сообщество идейных атеистов. Часто говорят о том, что Господь Иисус изгнал торгующих из храма. Но при храме находилась совсем не книжная лавка. Дело в том, что подать на храм принималась только в определенной валюте, и менялы, сидевшие в храме, наживались на искусственно задранном обменном курсе. Животное, предназначенное в жертву согласно ветхозаветному обычаю, должно было быть «без порока», и то, которое приносил верующий, легко было забраковать, чтобы втридорога продать ему «правильное». Именно эта «благочестивая мафия», давно вызывавшая возмущение людей, и была изгнана «бичом из веревок». Что же до пожертвований на храм, то Господь одобрил бедную вдову, которая положила в сокровищницу две лепты, «все пропитание своё»: «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мар.12:41–44 ). Требовать, чтобы Церковь никак не прикасалась к деньгам, – значит требовать, чтобы Церкви не существовало. Если же вы опасаетесь, что ваши деньги попадут к людям недостойным, найдите достойного священника, которому вы доверяете, и помогайте ему. Великая возможность участвовать в деле Божьем

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Словом «душа» в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт.1:20 ). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» ( Быт.1:24 ). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» ( Матф.2:20 ). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» ( Мар.3:4 ). 2. В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф.10:28 ). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» ( Матф.10:39 ). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). 4. В Библии слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). 5. В Библии слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). «Душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ). Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Так, совершенно не видя света, вышедшего из его недр, Израиль тем не менее сделался ходячим факелом, освещающим из века в век небесное лицо Мессии, и его собственное ослепление, предсказанное пророками, сделалось поразительным доказательством божественного посланничества Иисуса Христа. Слава и честь Сыну человеческому может быть воздаваема различными средствами. Разве сами бесы своим мучением и своей злобой не провозглашают святости и величия Бога? Израиль, проявив полное упрямство и подвергшись проклятию и наказанию, тем самым свидетельствует в истории человечества, что Иисус был более чем человек. Если бы в лице этой великой жертвы иудеи убили лишь праведника, то они не подверглись бы столь страшному и продолжительному наказанию. Но иудейский народ обагрил свои руки кровью Богочеловека, и этой крови он не может смыть во век. Несчастный! Он богохульствует еще и теперь, но клеймо богоубийства, зияющее на его челе, свидетельствует лишь о свышечеловеческом достоинстве Того, Кого он нечестиво поносит. « Сие сказал Исаия ,»— прибавляет евангелист Иоанн, — « когда увидел славу Его, и говорил о Нем » (Иоан.12:41). Вот почему стало невозможным, чтобы исполнение такого пророчества в состоянии было умалить торжество Иисуса Христа или замедлить его. Впрочем, не весь Израиль отверг своего Мессию. Даже и из начальников, как с видимой радостью замечает евангелист Иоанн, « многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию ;» (Иоан.12:42–43) но во всяком случае, искра уже зажглась в их душе и, с наступлением должного часа, пламя веры Христовой может охватить весь народ. И действительно, после осенения благодатью Святого Духа, ближайшие последователи Христа из избранного народа, будучи до того боязливыми и малодушными, поднялись, как львы, и вырывая, так сказать, из рук палачей еще рдеющий кровью крест, они прошли с ним по всей вселенной, повторяя слова уверовавшего сотника: « истинно Человек Сей был Сын Божий !» (Мар.15:39) Основанное ими общество, сделавшееся Церковью, было истинным Израилем божественных обетований.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Хотя было много поместных церквей, св. Иоанн выбрал семь общин передней части малоазийского полуострова, где проходила проповедь апостолов Павла и Иоанна, чтобы через них узнал остальной христианский мир. «Это сделал ради седмеричного числа, означающее таинственно все церкви, а также по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи церквах, которым шлет свое приветствие» (святитель Андрей Кесарийский ). Сколько будет церквей при кончине мира, Священное Писание нам не открыло. Христос воскрес в субботу, или в воскресенье? иеромонах Иов (Гумеров) В святом Евангелии прямо сказано: Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине ( Мар. 16:9 . Суббота у евреев была седьмым днем. По прошествии ее начинался первый день недели – воскресение. Есть свидетельство и в книге Деяний св. Апостолов: Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых ( Деян.10:40–41 ). Спаситель мира был распят в пятницу, следовательно, третий день приходится не на субботу, а на воскресение. Можно ли толковать притчу о слепорожденном как веру ранних христиан в реинкарнацию? Идея о реинкарнации полностью противоречит библейскому учению. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение( Евр.9:27–28 ). В приведенной цитате подчеркнуты слова, которые как в Ветхом, так и в Новом Завете составляют богословский стержень учения о жизни и смерти человека – однажды умереть. Через все священные книги проходит представление о человеке как образе и подобии Божием, о единственности и неповторимости каждой человеческой индивидуальности. С этим несовместима вера в перевоплощение его в другое человеческое существо. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? ( Иов. 14:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР ЭДЕССКИЙ [Кийоре Эдесский] , восточно-сир. богослов, писатель-литургист (VI в.). Судя по прозвищу, род. в Эдессе (ныне Шанлиурфа, Турция). В 30-х гг. VI в. обучался в богословской школе Нисибина под рук. Мар Абы I , буд. католикоса Церкви Востока, и Фомы Эдесского . Затем переехал в школу Селевкии-Ктесифона , либо последовав за Мар Абой (ок. 538), либо в результате временного закрытия Нисибинской школы по указу перс. шаханшаха Хосрова I (ок. 540/41 г.: Vööbus. 1965. P. 156–157). Вероятно, здесь получил ученое звание «доктора», которое часто стоит при его имени в рукописях. После смерти Мар Абы (552) К. Э. перенес его тело в г. Хира (Хирта), где построил мон-рь и основал богословскую школу. Возможно, это произошло не сразу, поскольку в сохранившейся биографии Мар Абы рассказывается о первоначальном перенесении его тела в мон-рь в Селевкии (Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’unprêtre et de deux laïques, nestoriens/Éd. P. Bedjan. P.; Lpz., 1895. P. 271). К. Э. известен прежде всего как автор 6 литургических трактатов, к-рые относятся к числу немногих сохранившихся и притом наиболее ранних образцов сир. жанра (букв.— повод, причина, обоснование, введение; проповедь, дающая богосл. объяснение того или иного литургического события). Цикл из 8 объяснений был начат Фомой Эдесским, написавшим трактаты о Рождестве Христовом и Богоявлении. Завершая после его смерти (ок.543) этот труд, К. Э. составил объяснения, посвященные Великому посту, Пасхе, Страстям Христовым, Воскресению, Вознесению и Пятидесятнице. Впосл. этот цикл был дополнен еще 5 трактатами др. авторов и в таком виде бытовал в Церкви Востока под названием «Объяснения праздников домостроительства» (все сохранившиеся рукописи восходят к ныне утраченной Siirt. 82, XVI в.; подробный анализ сборника: Baumstark. 1901). По словам К. Э., в основе его трактатов лежат объяснения, дававшиеся устно учителями Нисибинской школы, в первую очередь, вероятно, Мар Абой. Трактаты К. Э. являются важным свидетельством того, как богосл. система еп. Феодора Мопсуестийского , которой в целом следует автор, применялась в сфере литургического богословия. Они также отражают один из этапов в развитии учения о Евхаристии в Церкви Востока и дают информацию о восточно-сир. литургической практике VI в.

http://pravenc.ru/text/1840135.html

Да и женщина оная, страдавшая кровотечением ( Мф.9:20 , Мар.5:25 , Лук.8:43 ), прикоснувшаяся не к какому либо пречистому Его члену, а к краю одежды, исцелилась от кровотечения, по благодатной силе, исшедшей не от одежд, а от всесвятой оной плоти, которой оне служили покровом, почему и оне иногда бывали участницами святыни, – и той женщине достаточно было одной веры и одного прикосновения к одежде, чтобы от того получить благодатный дар исцеления. Другие между тем, прикасавшиеся не только к одеждам, а иногда и к самой святой плоти, никакой пользы от того не получили, потому что не по вере, а как к обыкновенной плоти прикасались. И огонь имеет свойство освещать, но здравый глаз, а если у кого повреждено зрение, то и солнечные лучи, и оне, даже в самый полдень, нисколько не приносят ему пользы. Так у и нас, тогда как одни по чистосердечной вере получают просимое и от священных икон и от простого иногда призывания святых, другие, не имея веры, даже и приходя к священным гробницам их, нисколько от того не получают помощи. Ясное же доказательство Его силы и власти в том, что Он воскресил умершего не молитвою и призыванием Бога, а собственным Своим повелением, потому что и Илия воскресил мертвого ( 3Цар.17:21 ), воскресил и Елисей ( 4Цар. 4, 33 ), но после того, как оба принесли Богу продолжительную и усердную мольбу о том. Христос же мой, выставляя Себя тем самым, Который чрез них тогда оживил умерших, единым повелением по власти Своей и другие чудеса совершает и возвращает жизнь умершему, – и не сему только, но и дочери Иаира ( Мар.5:41 ); и что еще больше, и самому Лазарю, который четыре дня лежал по смерти во гробе, начал разлагаться и смердеть ( Ин.11:89 ); а вместе и показывая, что Он сам Своею силою и властью изначала и от века усопших воскресит в пакибытии ( Мф.19:28 ). Итак, прикосновение животворной руки и Божественное то повеление тотчас подали жизнь лежащему; а он, поднявшись, стал говорить. Хотя в припадках великих болезней и видим, что речь прекращается и самое владычественное (ум) повреждается, так что едва течением времени и некоторыми приемами и искусством окружающих больному возвращаются чувствительность и способность говорить, но этот силою Повелевавшего оттрясши не только мертвенность, а и всякое иное повреждение природы, оказался вместе и живым, и чувствующим, и говорящим, что было действительными признаками возвращения к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

7472. ПРОКОФЬЕВА И. Конференция продолжается. – 1984, 4, 42. 7473. ВЫСТУПЛЕНИЕ митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия, члена правления Советского фонда мира, на Всесоюзной конференции Советского фонда мира. (Москва, 31 января 1984 года). – 1984, 5, 54. 7474. МЕЖДУНАРОДНАЯ конференция “круглый стол” религиозных деятелей и экспертов о запрещении использования космического пространства в военных целях – “Космос без оружия” (2–4 апреля 1984 года): 1. Коммюнике. – 1984, 6, 33. 2. Вступительное слово митрополита Минского и Белорусского Филарета на открытии конференции “круглый стол” 2 апреля 1984 года. – 1984, 6, 36. 3. Всупительное слово председателя конференции “круглый стол” митрополита Делийского и Севера Павла Мар Григория. – 1984, 6, 39. 4. Доклад “круглого стола”. – 1984, 6, 42. 5. Прокофьева И. За мирный космос. (Дневник “круглого стола”). – 1984, 6, 48. 7475. ОБРАЩЕНИЕ Общественной комиссии Советского комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир, к участникам Стокгольмской конференции по укреплению мер доверия, безопасности и разоружению в Европе. – 1984, 7, 50. 7476. МЕЖДУНАРОДНАЯ конференция “круглый стол” богословов и экспертов на тему “Новые опасности священному дару жизни и наши задачи”. Москва, 11–13 февраля 1985 года: 1. Вступительное слово митрополита Минского и Белорусского Филарета на открытии конференции “круглого стола”. 11 февраля 1985 года. – 1985, 4, 37. 2. Доклад председателя конференции “круглый стол” митрополита Дели и Севера Павла Мар Григория “Остановите тьму в полдень-спасите жизнь”. – 1985, 4, 41. 3. Заявление. – 1985, 4, 46. 4. Коммюнике. – 1985, 4, 46. 5. Прокофьева И. Религиозные деятели против угрозы “Ядерной зимы”. Дневник “круглого стола”. – 1985, 4, 52. 7477. ВСТРЕЧА и заявление ученых и религиозных деятелей-участников международной конференции в Белладжо. – 1985, 7, 47. 7478. СЕССИЯ Президиума Всемирного Совета Мира в Москве. Нет “звездным войнам”! (Призыв к народам мира). – 1985, 8, 46. 7479. Л.К. Трагедия Хиросимы не должна повториться. – 1985, 8, 53.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью. „1892. мар 18. В Совет Академии для зависящих распоряжений“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 14 марта текущего года, за 1126: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 7 сего марта за 136, в коем, изъясняя, что Совет Московской духовной академии в заседании своём 24-го минувшего февраля на вакансию ординарного профессора исправляющим означенную должность избрать экстраординарного профессора названной академии, магистра богословия, Петра Казанского , занимающего кафедру истории философии, а экстраординарным профессором доцента той же академии, магистра богословия Иерофея Татарского, занимающего кафедру теории словесности и истории иностранных литератур, ходатайствует об утверждении Казанского и Татарского в означенных званиях. Приказали: Экстраординарного профессора Московской духовной академии, магистра богословия Казанского и доцента той же академии, магистра богословия, Татарского, избранных Советом Московской духовной академии первого – в звание исправляющего должность ординарного профессора, и второго – в звание экстраординарного профессора, утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства, в означенных званиях со дня избрания Совета, т. е. с 24 минувшего февраля; о чём, для зависящих распоряжений, Вашему Преосвященству послать указ“. Определили: Об утверждении П. Казанского в звании и. д. ординарного профессора Академии и И. Татарского в звании экстраординарного профессора внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений“. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью. „1892. мар. 19. В Совет Академии к исполнению“ —41— указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 марта текущего года за 1160: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 13 минувшего февраля за 117, журнал Учебного Комитета, 52, с заключением Комитета, по представлению Вашего Преосвященства о результатах произведённого в 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, «второй том» принадлежит тому же, кому и первый. И все же, разберем по порядку доказательства подлинности новооткрытых текстов «второго тома». Прежде всего следует сказать о том, что Беседы из 2-го тома преподобного Исаака полностью или частично содержатся в общей сложности в девяти известных сегодня науке рукописях 119 . Если учесть, что творения некоторых Отцов (не говоря уже о сочинениях многих античных авторов) дошли до нас в одной-двух рукописях, то само по себе такое количество рукописей, содержащих писания из 2-го тома преподобного Исаака, является веским доказательством в пользу принадлежности этих писаний Исааку. Нельзя не упомянуть, что сирийские рукописи, содержащие известный нам корпус «Слов подвижнических», заканчиваются следующей ремаркой: «Окончилась, при помощи Божией, первая часть учения мар Исаака инока» 120 . Рукописи, содержащие новооткрытые тексты преподобного Исаака, напротив, начинаются со слов: «Начинаем переписывать Второй том мар Исаака, епископа Ниневийского». Таким образом, в сирийской рукописной традиции 2-й том мыслится как продолжение 1-го. Следует также сказать о том, что сочинения преподобного Исаака уже в древности существовали в разных редакциях и разных переводах, в которых его Слова нумеровались по-разному. Древние источники упоминают то о пяти, то о семи «томах» преподобного Исаака (причем неясно, сколько Слов входило в один том). Впрочем, если мы учтем, что древний арабский перевод сочинений преподобного Исаака включал в себя четыре книги, содержавшие в общей сложности 122 Слова 121 , а сирийский текст «Слов подвижнических» содержит лишь 82 Слова, можно предположить, что около 40 Слов не вошли в сборник. Приняв во внимание, что новооткрытый 2-й том преподобного Исаака включает в себя 41 Беседу 122 , мы можем с достаточной долей вероятности утверждать, что дошедшие до нас два тома сочинений преподобного Исаака на сирийском языке соответствуют его 122 Словам в арабском переводе и составляют весь корпус написанных им произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, «второй том» принадлежит тому же, кому и первый. И все же, разберем по порядку доказательства подлинности новооткрытых текстов «второго тома». Прежде всего следует сказать о том, что Беседы из 2–го тома преподобного Исаака полностью или частично содержатся в общей сложности в девяти известных сегодня науке рукописях  . Если учесть, что творения некоторых Отцов (не говоря уже о сочинениях многих античных авторов) дошли до нас в одной–двух рукописях, то само по себе такое количество рукописей, содержащих писания из 2–го тома преподобного Исаака, является веским доказательством в пользу принадлежности этих писаний Исааку. Нельзя не упомянуть, что сирийские рукописи, содержащие известный нам корпус «Слов подвижнических», заканчиваются следующей ремаркой: «Окончилась, при помощи Божией, первая часть учения мар Исаака инока»  . Рукописи, содержащие новооткрытые тексты преподобного Исаака, напротив, начинаются со слов: «Начинаем переписывать Второй том мар Исаака, епископа Ниневийского». Таким образом, в сирийской рукописной традиции 2–й том мыслится как продолжение 1–го. Следует также сказать о том, что сочинения преподобного Исаака уже в древности существовали в разных редакциях и разных переводах, в которых его Слова нумеровались по–разному. Древние источники упоминают то о пяти, то о семи «томах» преподобного Исаака (причем неясно, сколько Слов входило в один том). Впрочем, если мы учтем, что древний арабский перевод сочинений преподобного Исаака включал в себя четыре книги, содержавшие в общей сложности 122 Слова  , а сирийский текст «Слов подвижнических» содержит лишь 82 Слова, можно предположить, что около 40 Слов не вошли в сборник. Приняв во внимание, что новооткрытый 2–й том преподобного Исаака включает в себя 41 Беседу  , мы можем с достаточной долей вероятности утверждать, что дошедшие до нас два тома сочинений преподобного Исаака на сирийском языке соответствуют его 122 Словам в арабском переводе и составляют весь корпус написанных им произведений. Сравнение арабского перевода Слов преподобного Исаака с греческим, проведенное еще в XVIII веке, показывает, что греческий перевод соответствует 2–й и 3–й книге из арабского перевода  ; следовательно, материал, вошедший в арабские книги 1–ю и 4–ю, остался вне поля зрения греческих переводчиков. Опять же, наиболее вероятным представляется предположение, что они по своему составу приблизительно соответствуют новооткрытому сирийскому 2–му тому  . Имеются неопровержимые текстологические доказательства принадлежности обоих томов одному автору. Прежде всего, две Беседы из 2–го тома идентичны двум Словам из 1–го тома, а именно, Беседа 16–я из 2–го тома соответствует Слову 54–му из 1–го тома  , а Беседа 17–я из 2–го тома соответствует Слову 55–му из 1–го тома  .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010