Августина и Боэция . Седулий Скот составил сборник выдержек и цитат из «Истории Августов» (Historia Augusta; IV в.), «Комментариев на «Сон Сципиона»» (Commentarium in Ciceronis Somnium Scipionis) Макробия (V в.), военных трактатов Вегеция и Фронтина, сочинений Цицерона и Валерия Максима. Библиотекарь аббатства Корби пресв. Хадоард подготовил тематический сборник, где собрал выписки на сюжеты из сочинений Цицерона, Саллюстия, трактата Марциана Капеллы , комментариев Сервия к «Энеиде» и Макробия на «Сон Сципиона». В каталоге б-ки мон-ря Райхенау упомянут сборник, куда вошли тексты по истории, грамматике (включая раздел о стихосложении с немногочисленными выдержками из античных поэтов), арифметике, музыке, астрономии, геометрии, риторике, диалектике, географии, трактат Фавентия об архитектуре, а также трактат Псевдо-Апулея о целебных травах. Др. сборник из той же б-ки включал фрагменты сочинений Боэция «Наставления в арифметике», Псевдо-Боэция «О геометрии», Алкуина о диалектике и риторике, поэма об астрономии «Явления» древнегреч. поэта Арата из Сол, трактат о медицине и др. Круг учебных текстов был более или менее ограничен, поэтому во мн. сочинениях каролингской эпохи, написанных в разное время и в разных местах, нередко встречаются одни и те же цитаты из древних авторов. Реформы королевской власти, направленные на развитие системы образования, дали результаты. Для IX в. можно констатировать достаточно высокий уровень грамотности, по крайней мере в среде аристократии, связанной с королевским двором или др. центрами каролингской культуры. Клирики и монахи владели латынью значительно лучше своих предшественников VII - 1-й пол. VIII в., их язык отличался правильным употреблением грамматических конструкций и относительным богатством лексики. Авторы кон. VIII - IX в. широко пользовались лексикой, почерпнутой из сочинений античных писателей. Библиотеки, скриптории К. в. характеризуют формирование и укрупнение б-к при кафедральных соборах, мон-рях, появление частных книжных собраний, а также зарождение масштабной системы копирования, обмена и продажи рукописей.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Донат был не плохим, хотя и не самым блестящим, ритором и грамматиком своего времени. Но его подлинного значение для последующей истории в том, что именно он стал домашним учителем одного благородного юноши, который прославится как выдающийся отец Христианской Церкви. Учеником Доната, обессмертившим имея учителя, был Евсевий Софроний Иероним, больше известный как Блаженный Иероним Стридонский (342 - 420). Даже, несмотря на то, что позже Иероним намеренно отвергал классическую римскую литературу как отражающую в себе языческий мир, его собственная Латынь и христианские тексты, несут на себе печать глубокого познания классических авторов. Именно античное образование Иеронима позволило ему  сделать самую большую работу своей жизни - перевод-редакцию Священного Писания на латинский язык, знаменитую Вульгату. Ирония судьбы заключается в том, что именно эти два человека, языческий учитель и его ученик христианин, стали базовыми авторами для всего латинского Запада на многие последующие столетия. «Ars minor» Доната и «Editio Vulgate» Иеронима стояли бок о бок на полках средневековья. Вторым текстом, уцелевшим с античных времен и имевшим огромное влияние на средневековое образование, был трактат Марциана Капеллы «De nuptiis Philologiae et Mercurii» (с лат. «О браке Филологии и Меркурия»). Известный философ, ритор, юрист, Марциан жил в V веке и был известен как автор стихотворной энциклопедии, посвящённой обзору семи свободных искусств. Они представлены в аллегорических образах юных невест: Грамматики, Риторики, Диалектики, Геометрии, Арифметики, Астрономии и Музыки.  Этот дискурс, в общем-то, языческого автора также стал основной для каролингской школы. Уже в следующем столетии, около 540 года, выдающийся римский писатель и учёный, государственный деятель эпохи правления Теодориха Великого, короля остготов в Италии, Магн Аврелий Кассиодор (485 - 580) выведет формулу двух столпов, на которых будет зиждиться фундамент всего средневекового образования: сохранение классического языка,  классической культуры, и институт монашества, в контексте которого эта культура и язык живут и черпают новые силы.

http://bogoslov.ru/article/312950

В Кордове почитание мучеников укрепилось после обретения их мощей в ц. Сан-Педро (с 2006 малая базилика), построенной на рубеже XIII и XIV вв. на месте древней ц. Трех святых. При раскопках 21 нояб. 1575 г. была обнаружена плита с фрагментарной надписью, в которой упоминались древние мученики Фавст, Марциал, Ацискл и Зоил; под плитой были обнаружены многочисленные человеческие останки. Кордовский еп. Бернардо де Фреснеда известил об этой находке историка Моралеса, который привлек к ней внимание испан. кор. Филиппа II . В 1577 г. папа Римский Григорий XIII признал мощи К. м. подлинными и разрешил выставить их для почитания ( Simonet. 1897-1903. P. 776-778). В результате исследования (1998) выяснилось, что среди 450 костей находятся останки по меньшей мере 19 взрослых и 5 детей; бóльшая часть этих останков могла принадлежать людям, жившим в IX в. ( Fern á ndez Due ñ as. 2004). В 1673 г. при ц. Сан-Педро было основано братство в честь К. м. (ныне братство Милосердия и св. мучеников), на средства к-рого в сер. XVIII в. построили капеллу в честь мучеников. С 1791 г. мощи К. м. хранятся в серебряном реликварии, установленном за алтарем капеллы ( Raya Raya. 2005). Празднование в честь обретения мощей К. м. совершается 21-23 нояб. В XVII в. в Кордове распространилось почитание св. Евлогия; частицы мощей Евлогия и Леокриции, доставленные в 1737 г. из Овьедо, были помещены в ц. св. Рафаила ( Aranda Doncel. 2008). Ист.: Eulogius. Memoriale sanctorum//CSMA. T. 2. P. 363-459; idem. Documentum martyriale//Ibid. P. 459-475; idem. Liber apologeticus martyrum//Ibid. P. 475-495; idem. Epistulae//Ibid. P. 495-503; Albarus. Indiculus luminosus//CSM. T. 1. P. 270-315; idem. Vita Eulogi//Ibid. T. 1. P. 330-343; Samsonis Apologeticus//Ibid. T. 2. P. 506-659; Aimoinus. De translatione SS. martyrum Georgii monachi, Aurelii, Nataliae ex urbe Corduba Parisios// Fl ó rez E. España Sagrada. Madrid, 1792. T. 10. P. 532-565; Vita Iohannis Gorziensis//MGH. SS. T. 4. P. 337-377; Pasionario Hispánico/Ed. A. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1955. T. 2; Le calendrier de Cordoue/Éd. R. P. Dozy. Leiden, 19612; Le Martyrologe d " Usuard: Texte et commentaire/Éd. J. Dubois. Brux., 1965; Мухаммад ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Будучи от природы наделенным повышенной художественной восприимчивостью, Августин много внимания уделил в своих богословско-философских сочинениях практически всем видам искусства, которые позже были обозначены в европейской культуре как «изящные искусства», т. е. искусству в современном понимании этого термина. При этом следует помнить, что античность, а вслед за ней и Средние века наделяли термин «искусство» (tevcnh, ars) существенно иным значением, чем то, в котором он употребляется в наше время. Практически все отрасли духовной и предметно-практической деятельности человека назывались в позднеантичный период artes. В античности наметилось и деление искусств на свободные (artes liberales) и служебные (artes vulgares). К последним относились искусства, требующие физических усилий, к первым – сугубо духовные. Во II в. Гален считал высокими искусствами риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, грамматику и музыку как теоретическую дисциплину математического цикла. К служебным искусствам относились все ремесла. Живопись, скульптура и архитектура автоматически попадали в низший разряд, хотя уже Гален полагал, что изобразительные искусства могут быть отнесены и к свободным искусствам 208 . Служебные искусства рассматривались как имеющие утилитарное назначение, а свободные – служащими для удовольствия. В V в. в энциклопедическом трактате уроженца Карфагена Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия» приводится система семи свободных искусств, которая, будучи усовершенствованной Боэцием и Кассиодором, стала традиционной для Средних веков 209 . Свободные искусства подразделялись на «тривий», включавший грамматику, риторику, диалектику и «квадривий», состоявший из музыки, арифметики, геометрии и астрономии. К служебным, или «механическим», искусствам (artes mechanicae) относили в этот период музыку, как исполнительское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, различные ремесла. Таким образом, «свободные» искусства состояли в основном из научных, с современной точки зрения, дисциплин, а «механические» включали в свой состав ремесла и те искусства, которые Новое время отнесло к разряду «изящных». Поэтому, как справедливо отмечает современный автор, средневековая философия искусства представляла собой или «эпистемологию», или «технологию» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предметы преподавания в школах разделялись на две большие группы: artes liberales (иначе saeculares или mundanae litterae) и scriptura sacra или sacra pagina. Сначала изучались artes liberales, равделявншея на trivium (грамматика, риторика и диалектика) и quadrivium (арифметика, музыка, геометрия и астрономия). При изучении их строго соблюдалась последовательность, хотя некоторые из них иногда и не преподавались в школах. Только по окончании quadrivium’a приступали обыкновенно к изучению богословия, потому что на светские науки смотрели как на подготовительную ступень к богословию 80 . Так Алкуин, главный организатор школьного дела при Карле Великом, говорит в своем грамматическом трактате, что в юности должно упражняться в изучении светских наук, и только по достижении более зрелого возраста, когда разовьются и окрепнут духовные силы и в частности способность понимяния, следует приступать к изучению Свящ. Писания 81 . Ту же мысль он выражает в письме к ирландским монахам (Epist. 225), говоря, что „в основу обучения детей с самого раннего возраста (quasi fundamentum tenerae infantium aetati) должна быть положена грамматика и прочие светские науки, чтобы они могли как бы по ступеням мудрости восходить на высоту евангельского совершенства. Педагогической систем Алкуина следовали Рабан Мавр, Вальфрид Страбон, все школы бенедиктинцев и многие другие школы. Обучение чтению производилось большей частью по книгам Свящ. Писания и в частности по Псалтири. Богословия, как науки, в школах собственно не было. То, что преподавалось в них под именем sacra pagina или scriptura sacra, состояло обыкновенно в изучении важнейших отделов (и в частности перикоп или церковных чтений) из Библии по латинскому переводу (вульгате), извлечений из свято-отеческих проповедей (postilla, sc. verba textus), молитв и литургии Григория Двоеслова по служебнику (missale). Некоторые отрывочные сведения богословского характера сообщались и при изучении светских наук. Изучение светских наук происходило по энциклопедиям и отдельным руководствам (Марциана Капеллы, Доната, Диомеда, Присциана и др.), составленным большей частью по сочинениям древних греческих и римских писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Слово Menippaea – прилагательное «Мениппова», которое вместе с существительным satura (смесь) было взято как заглавие огромного сборника Варрона, где по примеру эллинистического писателя Мениппа Гадарского были свободно перемешаны стихотворные и прозаические пассажи серьезного и несерьезного свойства. Варрона читали много, его пример стимулировал возникновение еще нескольких произведений римской литературы, форма которых является смешанной – отчасти стихи, отчасти проза: это «Апоколокинтосис» Сенеки, знаменитый «Сатирикон» Петрония, «Свадьба Меркурия и Филологии» Марциана Капеллы, но и абсолютно серьезное «Утешение философией» Боэция. Насколько мы можем судить, их в древности «мениппеями» не называли. Лишь в конце XVI в. словосочетание «Мениппова сатира» было обновлено группой ученых французских памфлетистов, озаглавивших так свое публицистическое сочинение, направленное против Лиги и по античному примеру перемешивавшее стихи и прозу 374 . Словосочетание употреблялось и на этот раз, в сущности, так же, как и у Варрона, – оба раза это было не обозначение жанра, а заглавие, отсылавшее к образцу: Варрон хотел сказать, что следует примеру Мениппа, французские авторы – что следуют примеру Варрона. Лишь филологи новейшего времени заговорили без всяких оговорок о «мениппее» как жанре, «геносе» 375 . Как известно, глубокомысленные размышления М.М. Бахтина возвели слово «мениппея» в ранг важнейшей историко-литературной универсалии, более того, историко-культурной категории, если не понятия из области философской антропологии. Получилось нечто в вышей степени яркое, интересное, но отрыв от античного словоупотребления, уже начатый в профессиональной сфере классической филологии, завершился окончательно. Оказывается, например, что «жанр» мениппеи возник еще до Мениппа 376 и что единственная конкретная особенность формы, которую имел в виду Варрон, – свободное чередование стихов и прозы – совершенно не является необходимым признаком мениппеи 377 . У Бахтина мениппея предстает как некая стихия духа («…Например, от отдельных образов и эпизодов «Эфесской повести» Ксенофонта Эфесского явственно веет мениппеей» 378 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Во II в. Гален считал высокими искусствами риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, грамматику и музыку как теоретическую дисциплину математического цикла. К служебным искусствам относились все ремесла. Живопись, скульптура и архитектура автоматически попадали в низший разряд, хотя уже Гален полагал, что изобразительные искусства могут быть отнесены и к свободным искусствам . Служебные искусства рассматривались как имеющие утилитарное назначение, а свободные - служащими для удовольствия. В V в. в энциклопедическом трактате уроженца Карфагена Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия» приводится система семи свободных искусств, которая, будучи усовершенствованной Боэцием и Кассиодором, Стала традиционной для Средних веков . Свободные искусства подразделялись на «тривий», включавший грамматику, риторику, диалектику, и «квадривий», состоявший из музыки, арифметики, геометрии и астрономии. К служебным, или «механическим», искусствам (artes mechanicae) относили в этот период музыку, как исполнительское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, различные ремесла. Таким образом, «свободные» искусства состояли в основном из научных, с современной точки зрения, дисциплин, а «механические» включали в свой состав ремесла и те искусства, которые Новое время отнесло к разряду «изящных». Поэтому, как справедливо отмечает современный автор, средневековая философия искусства представляла собой или «эпистемологию», или «технологию» . Все искусства ведут свое происхождение от разума, который составляет лучшую часть божественного творения, и соответственно несут в себе в той или иной форме черты разумности. В «рациональности» (rationabilis) искусств усматривает Августин их главную ценность. Последовательность возникновения «дисциплин» и их характеристики сложились у Августина под влиянием Варрона и неоплатонизма. В трактате «О порядке» (De ord. II, 12,35-15,43) он рисует красочную картину создания искусств разумом. Разум человека, наблюдая следы божественного разума (т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Лукреций продолжает традицию всеохватывающих сочинений «О природе», соединяя философские поиски собственно первоначал вещей, определяющих сущность природы (что точно выражается понятием «rerum natura»), единую концепцию природы (natura) с изложением конкретных знаний естественнонаучного характера 39 . Исидор внешне сохранит это триединство, правда, до предела его упростив и схематизировав и придав ему иное – христианское «идеологическое» обрамление. Однако сам принцип «тройственного» подхода к изучению природы сохранит свою значимость для средневековья, способствуя на его исходе легализации и развитию опытного знания. Выражение «rerum natura» как обозначение мироздания, всего сущего встречается и у других римских авторов, например у Цицерона и Цельса 40 . В системе римского мышления сформировалась самостоятельная ветвь, которую Сенека назвал «philosophia naturalis». Стоицизм с его идеей саморазвития мира и космологизмом, служащими основой этики, пустил прочные корни на римской почве. И хотя в римском стоицизме натурфилософская проблематика была оттеснена на периферию морально-этической, она все же не была забыта. Эпикуреец Лукреций и стоик Лукан 41 были в числе самых любимых авторов Исидора Севильского . Об этом свидетельствуют многочисленные цитации и реминисценции их сочинений и концепций. Это особенно заметно в трактате Исидора «О природе вещей», названием которого автор, думается, сознательно вписал себя в римскую традицию «philosophia naturalis». Эта традиция была представлена не только собственно философскими сочинениями. Одним из ее высших достижений была «Естественная история» Плиния Старшего. Ее элементы являлись необходимой частью энциклопедических сочинений, например, Варрона, Квинтилиана, Светопия («Prata» которого, возможно, послужила моделью для Исидоровых «Этимологии» 42 ) или на исходе античности Марциана Капеллы. Космологические проблемы, природа мироздания и весь спектр связанных с ними вопросов занимали важное место в комментариях Сервия, Халкидия или Макробия, вероятно также известных Исидору Севильскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

956 В гексге tripudiis – священный танец. исполнявшийсяу древних римлян во время процессий: позднее tripudium получил значение «ликование». 962  Евлогий постоянно использует лексику времен Рима для описания современных ему событий. Назар – евнух, фаворит эмира, известный исторический персонаж. 963  Очевидно, имеется в виду пятничная молитва мусульман. так как ниже говорится, что казнь состоялась в пятницу. 965  В данном случае речь идет о т.н. семейном монастыре, насельниками которого были главным образом члены одной семьи, как женщины, так и мужчины. Практика семейных монастырей была широко распространена в вестготской Вступление в них обязывало всех членов семьи жить раздельно, общаться (за исключением маленьких детей) только по разрешению аббата. Прамеч. M В.Рыбиной. 971 Житие Нунилоны и Алодии сохранилось также в другом сборнике, публикуемом в книге (см.: Испанский Пассионарий). Многие исследователи добровольных мучеников оставляют без внимания историю Нунилоны и Алодии, так как мученичество сестер. которое Евлогий включил в свое сочинение, не связано с событиями в Кордубе. Текст Евлогия – самый ранний из всех известных нам вариантов их жития. 975 Церковь трех святых (кордубских мучеников Фауста, Януария и Марциала начала IV в.). Игравшая роль кафедрального собора города после начала строительства кордубской мечети в 785 г. на месте церкви святого Викентия. была одной из немногих. которая располагалась в черте городских стен. В конце XIII – начале XIV вв. на развалинах церкви трех святых была построена церковь св. Петра. В 1575 г. в подвале этой церкви были обнаружены останки. В 1577 г. папа Григорий XIII признал эти мощи подлинными и разрешил выставить их для почитания. С 1791 г. мощи мучеников хранятся в серебряном реликварии, установленном за алтарем капеллы. 977  Исследователи считают. что ее имя до крещения было Наталия, под этим именем она упоминается в другом источнике сер. IX в. «De translatione ss. martyrum Georgii monachi, Aurelii, Nataliae ex urbe Corduba Parisios» (см.: Рыбина M.B. Традиция и практика имянаречения христиан мусульманской Кордовы//Вестник МГОУ. Сер. «История и политические науки». 2014. С.35). Под этим именем совершается ее память 27 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воспринимаемый через греков и по-гречески, гуманистически истолкованный А., к-рого Рафаэль в «Афинской школе» изобразил с «Этикой», оказывается одной из главных фигур античности, заново открываемых Зап. Европой в эпоху Возрождения. Но против А. и засилья логики (силлогистики) выступают гуманисты Лоренцо Валла, Рудольф Агрикола и Эразм Роттердамский, они стремятся противопоставить схоластическую философию идеалам античной пайдейи (Цицерон, Квинтилиан) и возвратиться к классической грамматике и риторике. При этом Агрикола обращается к текстам самого А. и излагает их на изящной цицероновской латыни, во Франции лат. парафразы А. предпринимает Ж. Лефевр д " Этапль. Вместе с тем против метафизического наполнения логической проблематики в пользу чистой логики выступают Вивес, Низолий, Дж. Бруно и открывают тем самым путь критике А. с позиций новоевроп. науки. Ю. А. Шичалин А. и философия Средневековья На лат. Западе самостоятельная рецепция А. затруднялась тем, что его трактаты не были переведены на латынь. Во времена каролингского Возрождения логика, входившая в общеобразовательный тривиум (см. Artes liberales ), ориентировалась на учение А. (благодаря таким позднеантичным учебникам, как «De ordine» Августина, «Брак Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы), однако сами аристотелевские тексты оставались малочитаемыми. Лишь с наступлением II тыс. по Р. Х. получают распространение отдельные части «Органона», а именно «Категории» и «Об истолковании» в переводах Боэция. Вместе с его же комментариями к этим сочинениям и переводом «Введения» Порфирия они составили «старую логику» (logica vetus), к-рая в течение XI в. превращается в основной школьный учебник. Об аристотелизме как таковом не может быть еще речи, но Абеляр († 1142) уже именует А. «проницательнейшим из всех философов». К сер. XII в. становятся известны и др. части «Органона», получающие наименование «новой логики» (logica nova). Самые ранние переводы принадлежат Якову Венецианскому, в 1128 г. он перевел с греч. обе «Аналитики», «Топику» и «О софистических опровержениях». Ученик Абеляра Иоанн Солсберийский († 1180), восхищаясь новооткрытыми текстами, одним из первых прозывает Стагирита «Философом». К концу века корпус логических сочинений А. (logica antiqua) уже воспринимается как фундамент, на к-ром должно выстраиваться здание «современной логики» (logica moderna). Этот взгляд находит отражение в «Трактате» Петра Испанского († 1230), важнейшем для последующих поколений пособии по логике.

http://pravenc.ru/text/76004.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010