В XV веке прославился строгой жизнью и подвигами преп. Илларион, основатель и игумен обители Озерецкой на реке Желчь (Гдов. уезда) в пустынях Сорокового бора. Он имел немало подражателей своему безмолвию, которые и положили вместе с ним основу его обители. В XVI веке прославился преп. Феофил, основатель пустыни сего имени, по выражению надписи у раки его, чудотворец новгородский и Санкт-Петербургский. Мощи сподвижника его, преп. Иакова, почивают и ныне под спудом в селе, под названием Феофилова пустынь. В XVII столетии прославился преп. Мартирий, основатель Троицкого Зеленецкого монастыря, в 1602 году почивший о Господе. Еще при жизни, он чудесным образом исцелял сына бывшего царя казанского, названного во св. крещении Симеоном, и жившего в городе Тверь. Кроме личных трудов и подвигов, преп. Мартирий отличался даром поучения и добродетелью милосердия к ближним. В монастыре на озере Черменецком с XV века была чтима явленная икона св. Иоанна Богослова, давшего имя сей обители. Православные прибегали с мольбой к святым источникам благодати, и получали от них утешение в помощь. В псковской летописи (стр. 194) рассказывается следующее чудесное событие. «В лето 1558, гневом Божиим, 11 мая загорелся и весь сгорел немецкий город Ругодив (т. е. Нарва). Пожар, как сказывают, произошел от того, что какой-то чудак варил пиво и образ св. Николая Чудотворца под котел подкинул. Город сгорел, а образ соблюлся цел. Наш воевода Алексей Баскаков с товарищами, выйдя из Ивангорода, взял Нарву, немцев и чудь выпустил из города, и среди пепла нашел целыми образ пресв. Богородицы Одигитрии и св. Николая Чудотворца. Подняв эти иконы, духовенство совершало с ними крестные ходы и служило пред ними молебны в Ивангороде, Нарве и в окрестностях. В Новгороде эти иконы встречены были у скудельницы архиепископов Пименом со всем освященным собором, при великом множестве бояр и граждан. А на Москве царь и митрополит со всем освященным собором, и с боярами и все народное множество так же встречали (их) за городом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ (Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128873_3.html

Четвертый корпус у северной стены, составляя часть ея, трехэтажный крытый железом, на 15 саженях длины и 4 саженях ширины. В низах находятся кладовые и погреба, над ними швальни, хлебные амбары и проч. Это тот самый корпус, в котором раскольники предали себя пламени. Часовни Зеленецкого монастыря расположены в разных местностях. Каменная часовня, с куполом и фронтоном на Ионийских колоннах, находится близ монастыря и сооружена архимандритом Кириллом. В ней помещены несколько старых икон – Одигитрии, Печерской Божией Матери, препод. Мартирия, Зосимы и Савватия и трех новгородских святителей. На старой дороге в деревню Усадище, не далеко от монастыря, находится деревянная часовня. В ней можно видеть, замечательную, по древности, икону Страшного Суда, которая есть точная копия с Тихвинской. Близ деревянной часовни стоит открытый четырех-угольный навес (сень), совершенно русского рисунка, на четырех резных столбиках. Эта, в настоящее время, полуистлевшая часовенька была устроена с незапамятных времен, под находившимся тут крестом, поставленным, по преданию, на первом месте водворения препод. Мартирия в Зеленой пустыне. На земле имеются заросшие следы древнейшей дороги, пролегавшей прямо отсюда чрез мхи. У этой часовенки 3 февраля 1747 года, в проезд императрицы Елизаветы Петровны из Тихвина и по выезде из посещенной ею Зеленецкой обители, лошади ее берлина (экипаж), первоначально замявшиеся у часовни преподобного, тут вторично замялись и остановились, не повинуясь никаким понуждениям, пока государыня не послала в обитель просить молитв с обещанием милостыни в 1,000 р. На высоком берегу р. Сяси, где устроен паром для переезда на дорогу к обители, в 8½ верстах от монастыря, устроена деревянная часовня. Часовня эта очень ветха и в ней помещены несколько весьма ветхих и небогатых икон. На дороге от р. Волхова к Гостинопольской пристани, чрез так называемое Заболотье, в 3 верстах от обители, находится маленькая часовня в честь св. пророка Илии, построенная в 1835 году. От дороги, до нынешних св. ворот, проложена аллея из лип и берез, а вправо и влево от нее зеленые куртинные лужки, огражденные палисадом во все протяжение этого фаса стены, около которой устроена дорожка для прогулки вокруг всего монастыря, обведенная не широким рвом, чрез который переброшен от аллеи мост с железными красивыми перилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В таком положении оставил Зеленецкий монастырь преподобный Мартирий, скончавшийся в 1603 году, подвижническая и благочестивая жизнь которого заслужила благоговейное уважение со стороны раскольников 237 . Раскольники отнеслись с глубоким уважением к памяти Мартирия. Имя его внесли в Помянник, употребляемый в дни поминовения умерших и поставили его рядом с великими русскими праведниками, положившими основание многим цветущим русским монастырям, с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими и другими. Едва прошло одиннадцать лет по представлении преподобного Мартирия, как настала тяжкая для отечества година, «егда взяты быша царствующий град Москва порубежными иноземцами-поляками, а Новгород варягами, и Тихвинская обитель осаждаема бе от варяг же и многое терпяше от них утеснение». Тяжелые годы 1612 и 1613, как время внутренних смут и внешних вторжений, всегда будут памятны русским. Узнав об ожесточении, с каким войска Делагарди, изведывая, так сказать, все закоулки страны, усиливались уничтожить всякую святыню православную, иноки Зеленецкие не могли и помышлять, чтоб трудность перехода чрез мхи и болота, отстранила опасность от пустыни их. Собрав заблаговременно церковные и все нужнейшие монастырские вещи, они сокрыли их в лесах, окружавших Зеленый остров, а сами разошлись по дальним волостям и обителям, до которых враг не скоро и не легко мог достигнуть. Неприятель не замедлил явиться в опустелый монастырь. Не находя людей, он обратил гнев свой на строения монастыря и уничтожил и разграбил все, что оставалось в обители. Шведы превратили в пепел находившиеся в нем тогда восемь деревянных келий и всякое имущество и строение вне монастыря; только голые и задымленные стены каменной церкви остались свидетелями ярости врага и указателями места, где был дом Божий и где почивает святый основатель его – Мартирий. По воцарении Михаила Феодоровича, в 1613 году, когда настала желаемая тишина в земле русской, святые обители стали подниматься из пепла. Начальник обители Зеленецкой, монашествующие, бельцы и работники мало по малу собрались со всех концов горестного рассеяния к Зеленецкому острову. Застучали секиры по лесам пустыни, закипел труд, при призывании на помощь молитв преподобного и все позженное врагом: кельи настоятельские и братские, ограды, рабочие избы, скотный двор, амбары, было устроено в течении двух лет, и притом несравненно обширнее и лучше прежнего. Вскоре обитель наполнилась хлебом, домашним, рабочим скотом и всеми потребностями и деньгами, в изобилии от щедрых дателей. Обычным порядком началось опять богослужение, снова стал раздаваться колокольный звон в пустыне и возгласилось пение и молитвословие. Так рассказывает о восстановлении Зеленецкого монастыря местный монастырский летописец; но иначе говорит об этом очевидец тогдашних опустошений Новгородского края Мина Лыков 238 . В его писцовой книге Обонежской пятины, под 7128 (1620 г.) годом, положение Зеленецкой обители описывается следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

•  Память прп. Мартирия, в миру Мины, празднуется 11 нояб., — вероятно, вместе с великомучеником Миной(+ 304), особое почитание которого в Русской Православной Церкви началось после того, как в день его памяти в 1480 г. произошло бегство хана Ахмата от Угры.   •  Упоминаемый в житии Свято-Троицкий монастырь, официально называемый Троице-Сергиев, расположен в г. Великие Луки (совр. Псковская обл.). В этой обители преподобный принял постриг и в течение 7 лет был келарем. По благословению своего духовного отца Боголепа прп. Мартирий сам стал наставником для принявшего иноческий постриг с именем Авраамий боярского сына Афанасия. По совету преподобного Авраамий отправился на моление в Тихвинский монастырь, где и остался. Видение огненного столпа над Тихвином, полученное во сне прп. Мартирием, побудило прп. Авраамия отправиться подвизаться в тех краях.   •  Тихвинский Богородицкий монастырь относился к Новгородской епархии (совр. Ленинградская обл., Санкт-Петербургская епархия). Послушание в этом монастыре преподобный проходил вместе со своим учеником Авраамием. Тот показал прп. Мартирию место его подвижничества, где был основан Зеленецкий Троицкий монастырь. Обитель прп. Мартирием основана в местности, называемой Зеленый остров (на территории совр. Волховского р-на Ленинградской обл.).   •  Благотворитель монастыря касимовский царь Симеон — это касимовский хан Симеон Бекбулатович, крещеный татарин, ставший на некоторое время, в 1574 г, вел. князем всея Руси по приказу Иоанна Грозного.   •  Митрополит Корнилий, написавший житие преподобного, был одно время игуменом Зеленецкого монастыря, потом митрополитом Казанским, митрополитом Новгородским и умер на покое в обители прп. Мартирия.   •  Прп. Мартирий Зеленецкий прославился даром исцелений и почитается также кик Великолукский чудотворец (по месту рождения и начала монашеского подвига). Праведная Иулиания Лазаревская (+ 1604) Память ее празднуется 2 янв. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Таким образом при самом вступлении в пустыню, когда Мартирий призывался освятить своею жизнью и нетлением в ней, ему дарована была благодать прозорливости, о которой, конечно, не мог уже не разглашать при всяком случае крестьянин Иосиф. Сам Иосиф время от времени приносил Мартирию пищу. Раз Иосиф, будучи болен, решил дать на помин о себе ржи преподобному Мартирию. Но выздоровел и забыл о своем решении. Тогда во сне он увидел огненный столп над Зеленецкой пустыней, из него простертую руку, рассыпающую на землю огненные искры. Видение устрашило Иосифа, он пришел к преподобному с раскаянием и привез рожь. Но пустынник не имел жернова, не был в состоянии превратить ее в муку, а затем в хлеб, и попросил Иосифа продолжить свою милость — смолоть рожь и печь из муки хлебы, что тот и исполнил. Жестоко, многоболезненно было житие Мартирия в этой дикой и угрюмой пустыне. Однако ни дикость места и суровость холодных здесь испарений, ни лишения в самонужнейшем, ни дикие звери этой местности, ни козни врага не могли поколебать доблестного воина Христова, в котором не было ни робости, ни уныния. Ископав себе сперва малую ямину, а вскоре поставив и часовенку в прославление и благодарение Господа и Пресвятой Богородицы, Мартирий беспрерывным славословием стал оглашать и освящать пустыню, которая безжизненностью своей доселе пугала народ. Здесь он удостоился снова видеть во сне образ Богоматери. Ему представилось море, а на нем плавает икона Богоматери, подобная явившейся ему. Посмотрел он на правую сторону и увидел близ иконы Архангела со скипетром, как пишется Гавриил на иконе «Благовещения Пресвятой Богородицы». Архангел приглашает подвижника приложиться к образу, и он после колебаний вступил в воду. Образ стал тотчас погружаться в море и на поверхности осталась только ножка Спасителя. Преподобный взял ножку обеими руками и начал плакать со слезами: «Милостивый Светодавче, если и придется потонуть, пусть это будет с Тобою». И тот же час как бы некоторая буря перенесла образ через море, поставила подвижника на берегу, и образ скрылся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Из Твери преподобный Мартирий продолжал свой путь в Москву, чтобы испросить царское утверждение основанному им монастырю. Благочестивый царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, вступивший на русский царский престол в 1584 году, сочувственно отнесся к просьбе преподобного Мартирия. Последовала жалованная грамота в 7103 (1595) году, из которой видно, что братии Зеленецкого монастыря «повелено дати, по государевой грамоте, к монастырю три выти земли, и им дано две выти, а за третью выть дано им для их бедности и для монастырского строенья, на ладан и на вино церковное, на службы, на Ладожском озере ко Птинову носу Дубенский проход и Рябковский станок весь с пожнями и с рыбными ловлями и со всеми угодии». Такое царское пожалование, по которому монастырь получил в двух вытях 28 четей земли и богатые рыбные ловли, было весьма значительным приобретением для монастыря. Преподобный Мартирий достиг между тем глубокой старости и, приготовляясь к смерти, ископал себе глубокий ров, поставил там своими руками устроенный гроб и проводил возле того гроба много часов в молитвах, слезах и размышлениях. Это делал он и для себя, и было тут назидание спасающимся. Наконец, уразумев час радостного отшествия своего от временной жизни в вечную, созвал он братию на последнее прощание и умолял возлюбленных о Господе чад своих иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он, недостойный, верно уповал на Нее, завещал им пребывать неотступно в обители, быть в трудах благодушными и неленостными и в молитвах усердными. Особенно увещевал быть благими, щедрыми, милостивыми, приветливыми ко всем приходящим в обитель, напоминал слова Спасителя: будите милосерды, якоже и отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36). Увещевал преподобный братию не оставлять свой монастырь, помня, что можно везде спастись, живя с верой. Не советовал подвижник братии хлопотать об обогащении обители земельными вкладами, разрешая принимать от государя лишь милостыню на поминовение. Итак, поучив их пути спасения, преподобный объявил, что, отходя телом, духом пребудет всегда с ними, просил, чтобы избрали иного из среды себя пастыря, а не наемника, и заверил, что «если милость Господня на нем обрящется, то об отходящих от жизни в обители сей он имеет желанно и любезно молить Владыку, да спасет и успокоит души их; для живущих же все потребное, благое и спасительное в болотной и уединенной обители сей да умножится дивно, как в самой честной и славной».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Тропарь, глас 5 . Наготою телесною и терпением обнажил еси вражия коварствия, обличая неподобное его деяние: зельне стражда солнечный вар и нуждныя великия студени, мраза и огня не чул еси, Божиею помощию покрываемь, Максиме премудре. О верою творящих память твою честно, и усердно притекающих к раце мощей твоих, моли избавитися от бед и падения избежати. Ноемвриа 11 и марта 1. Молитва преподобному Мартирию, Зеленецкому чудотворцу. Из службы О пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши ныне к тебе приносимое моление наше: вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и ко Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас недостойных рабех, живущих в ней, еяже ты просветитель еси и начальник, богособранному же твоему братству помощник и заступник присно являешися: яко да твоим предстательством и молитвами невредими на месте сем пребудем, от бесов же и злых человек не наветовани и от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отвсюду приходящым во святую обитель твою и молящымся тебе с верою и покланяющымся раце мощей твоих, во еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных: и о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашым буди, еже отпуститися нам согрешением нашым и молитвами твоими, святе, избавитися нам от вечнаго мучения и сподобитися Небеснаго Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 2 От юности, богоблаженне, Христа возлюбив, Отечество оставил еси, и всех мipckux мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси: отнюдуже увидев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную, желательне ю обрел еси, и в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу. Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати благочестивейшему императору нашему Николаю Александровичу на враги победы и душам нашым велию милость. Ноемвриа 12. Молитвы святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому Молитва 1, чтомая в церкви Исидоровскаго дома убогих, во граде святаго Петра

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

И надевать платье черное; Не упала у нас звезда со неба, Не потухла у нас свеча воску ярого, Не извели твоего любимого царевича, А и молода Федора Иваныча, Он свдит теперь в моем новом тереме, За дубовым столом хлеба кушает, А и белу лебедь рушает, О твоем горе сокрушается; Повели ему стать пред твои очи царские! Как возговорит тут православный царь, Православный царь Иван Васильевич: Ну, спасибо тебе, Никита Романович! Воротил ты нам семя царское, Мне любимого царевича А и молода Федора Иваныча, А за то тебе чем пожаловать. Будь отныне ты Воротынский князь На святой Руси в веки вечные… Глaba IX В Ярославль. — Казнь преступника. — Странный случай. — Село Кой. — Каменные бабы. — Смех и горе. — Дворец царевича Димитрия в Угличе. — Нет больше Мартирия образным монахом. — Мартирий, настоятель Филиппо-Ирапской пустыни. — Бедность этой обители. — Мартирий у Федула Громова. — Собранные пожертвования. — Письма Мартирия. — Монастырь в «Зеленецком болоте». — Воспоминания о моем деде. — Разорение Зеленецкого монастыря в XVIII веке раскольниками. — Я свидетель случая с покойным Государем Александром Николаевичем. — В московском театре. — Продажа жемчуга. — Рядский селадон. В следующем 1827 году на общем совете моей матери и опекунов положено было на лето ехать в Тихвин с зятем Гаврилом. После праздника нашего (Крещенья) зять поехал в Ярославль за покупкой несколько тысяч польских лопаток для тихвинских купцов Николая и Якова Ивановых Каллистратовых, которые заведовали постройкой и ремонтом шлюзов по тихвинскому водяному сообщению; Каллистратовы дали на это зятю немало денег. С ним ездил в Ярославль и я. Там остановились в нумере при трактире Ивана Ивановича Рослова. Трактир этот был на том месте, где стоит ныне большой дом Пастухова, близ церкви Рождества Богородицы. Рослов был крестьянин Ростовского уезда, деревни Кладовиц. В Ярославле мы были зрителями наказания кнутом одного работника мясника, бывшего до этого безукоризненной нравственности и заподозренного в убийстве ярославского купца на Волге.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Потому, узнав о Мартирии, с особенным жаром стремились в его пустыню искренние подвижники. И было чему учиться у строгого отшельника. Мартирий построил часовню и кельи с оградой. Узнал о преподобном и благочестивый Новгородский боярин Феодор Сырков; его усердием построен был в Мартириевой пустыни храм Благовещения, а братия упросили старца принять на себя сан священства и начальство над ними с званием игумена. Это было не позже 1570 г. В этом году благотворитель Мартириевой обители боярин Сырков, построивший на своё иждивение до 12 монастырей и снабдивший их доходами, приял за любовь свою к Господу венец мученический, – умерщвлённый царём Грозным. В Зелёную пустыню с любовью приходили близкие и дальние – слушать наставления преподобного Мартирия. Но блаженному Мартирию в его глуши долго пришлось бороться с нуждами и бедностью. В писцовой книге 1582 г. читаем: «в Михайловском погосте на Ладожском погоре монастырь называемый Зелёная пустынь, на острове, вновь строится в чёрном лесу. В монастыре церковь живоначальной Троицы, другая церковь – Благовещение с трапезой, обе деревянные; в монастыре игумен Мартирий и 12 старцев; ограда вокруг монастыря – деревянная; за монастырём двор коровий и конюшенный; пашни нет» 8 . Как видите, богатство – не великое. Мартирий терпел нужды и рос в жизни духовной. По слову Апостола, от скорби рождалось в нём терпение, терпением приобреталась опытность, опытностью образовалась надежда, та надежда, которая никого не оставляет в стыде ( Рим.5:3–4 ). Вот что рассказывает преподобный о небесном утешении, посетившем его. «Спал я в своей келье, в чулане, пишет он, и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе: благолепна, была Она на вид: и не видел я между людьми такой красивой девицы; умилённа лицом и прекрасна; брови чёрные, нос средней величины, нагнутый (похил). На голове у неё был золотой венец, и украшенный разноцветными каменьями. Невозможно человеческому уму постигнуть красоты Её, ни выразить языком. Сидит же в келье моей, на лавке, в большом углу, где стоят иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010