Подпружные арки почти не выявлены, т. к. они выложены на одном уровне с коробовыми сводами рукавов креста, оканчивающимися лотками со стороны закомар. Угловые компартименты перекрыты сомкнутыми сводами, боковые барабаны глухие. Как и сооруженные при митр. Корнилии соборы Вяжищского Никольского мон-ря (1681-1685) и Знаменский в Новгороде (1682-1688), а также собор Рождества св. Иоанна Предтечи староладожского Иоанновского мон-ря (1695), собор З. м. отличается большими размерами, сложной композицией и своеобразным декором. Возможно, что в этих мон-рях работала одна и та же артель, хотя Троицкий собор (как и Иоанно-Предтеченский) более архаичен, стены толще (в подклете - 2,5 м), и нек-рыми чертами он напоминает новгородские храмы XVI в. Восьмигранные столбы являются «новгородской версией круглых столбов с постаментами, распространенных в зодчестве Московской Руси в храмах, ориентирующихся на интерьер Успенского собора Московского Кремля» ( Седов. 2006. С. 82-83). По мнению исследователя, тип и конструкции 3 соборов митр. Корнилия связаны с архитектурой Ростовской епархии эпохи митр. Ионы (1652-1690), представленной такими памятниками, как собор Воскресенского мон-ря в Угличе (1674-1677), Никольский собор Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря (1677), надвратная ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре (ок. 1680), верхние части Покровского собора Паисиева угличского мон-ря (не сохр.) и собор Спасского на Песках мон-ря в Ростове (80-е гг. XVII в.). Их роднит пятиглавие с центральным световым барабаном и глухими барабанами на сомкнутых сводах в углах, а также невыявленные, слитые со сводами подпружные арки. Принципиально близки к декору ростовских памятников приплюснутые закомары, аркатуры барабанов и наличники окон 3 новгородских соборов. Приведенные аналогии позволяют Вл. В. Седову с большой долей вероятности предполагать сильнейшее влияние зодчества Ростова и разработанного им типа соборного храма на новгородскую архитектуру эпохи митр. Корнилия (Там же. С. 83). «Таким образом, в Троицком соборе Зеленецкого монастыря сочетаются архитектурно-строительный опыт, накопленный в новгородском зодчестве XIV-XVI столетий и в среднерусской архитектуре XVII в.» ( Кондратьева. Архитектурный ансамбль. 1971. С. 12). Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/199709.html

Сергиев И., прот. Моя жизнь во Христе. Полное собрание сочинений. Т. 4. С П б., 1893. С. 26-27. См. подробнее: Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. С. 349-351.//Ср.: Иоанн Лествичник, прп. О памяти смерти. Слово 6 (9). Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 72-73. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Марка (гл. 14). Благовестник. Толкование на святые Евангелия. С П Б., б.г. С. 250. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 50 (451). Творения. Т. 4. Книга первая. СПб., 1898. С. 548. О делении памяти смертной на две духовные силы см.: Василиадис Н. Таинство смерти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 268 – 275. Житие преподобного Антония Великого. Жития святых. Книга пятая. Январь. М., 1904. С. 536.//Ср. так же: Ефрем Сирин, прп. Молитва 38. О памятовании смерти. Творения. Часть 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 454//Ефрем Сирин. Писания духовно-нравственные. 88. О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1897. С. 116-117.//Древний патерик, изложенный по главам. Глава 5 (33). Разные повести к управлению против восстающих на нас браней. М., 1899. С. 81. Иоанн Лествичник, прп. Указ соч. С. 75.//Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 11 (19). О том, что должно всегда бодрствовать. М., 1899. С. 209. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Беседа LXXXVIII. Творения. Т. 2. Книга первая. М., 1889. С. 48.//Тихон Задонский, свт. БeceдaLXXXXIX. Указ. соч. С. 48-49. Феофан Затворник, свт. Урок при гробе ближнего. Размышление и созерцание. М., 1998. С. 206-207.//Примеры памяти смертной из житийной литературы см.: Житие Иоанна Милостивого. Жития святых. Книга третья. Ноябрь. М., 1902. С. 291. Об Иоанне Милостивом: см: Дестунис С. Жития святых. Составлены по Четь-Минеям и другим книгам. Ноябрь. С П б., 1892. С. 63-70).//Житие прп. Мартирия Зеленецкого (Великолуцкого) . Жития святых. Книга восьмая. Апрель. Приложение. М., 1906. С. 362.//Словарь исторический о святых, проставленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. С П Б., 1862. С. 159-160.//Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Нью – Йорк, 1971. С. 57-58.

http://bogoslov.ru/article/2698699

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/121748_10.html

Пустынник опять остался один. Страшное это было место — и от сырого и сурового холода, и от диких зверей, посещавших его, и от бесовских страхований. Однако же преподобного устрашить было нельзя. Он поставил небольшую часовню, поместил в ней принесенные им с собой иконы Пресвятой Троицы и Божией Матери «Одигитрия» и стал подвизаться. Пресвятая Богородица не оставляла его посещениями Своими. Однажды явился ему во сне образ Ее среди моря, и Архангел Гавриил со скипетром в руках велел ему приложиться. Он ступил на воду. Образ стал сейчас же погружаться в воду. На поверхности осталась только ножка Предвечного Младенца. Подвижник взял ее обеими руками и сказал: «Милостивый Создатель, если и придется потонуть, пусть это будет с Тобою!» И точно, буря перенесла его на другой берег, и образ скрылся. Однажды в тонком сне явилась ему Сама Пресвятая Богородица в девичьем образе, как Она была написана на его иконе. Она сидела на лавке и взирала на него, он стоял перед Ней и не мог оторвать взора своего от Нее. Очи Ее были полны слез, готовых излиться на пречистый Ее лик. Вдруг Она стала невидима, а преподобный очнулся. Между тем к нему понемногу собрались братия, и был сооружен дивный монастырь с благолепными храмами. Между благотворителями монастыря были бывший касимовский царь Симеон и известный храмоздатель боярин Феодор Сыров. Прп. Мартирий достиг уже глубокой старости. Он ископал себе могилу, поставил там гроб и проводил там много часов в молитве и слезах. Он скончался 1 марта 1603 г., причастившись Святых Христовых Тайн, светлой кончиной праведника, благословив всю братию. Он оставил после себя записки и наставление братии. Рядом с ним почивает митрополит Новгородский Корнилий (+ 1698), который был иноком в Зеленецком монастыре и составил житие его преподобного основателя. • Память прп. Мартирия, в миру Мины, празднуется 11 нояб., — вероятно, вместе с великомучеником Миной(+ 304), особое почитание которого в Русской Православной Церкви началось после того, как в день его памяти в 1480 г. произошло бегство хана Ахмата от Угры.

http://sedmitza.ru/lib/text/436970/

СПб., 1881. (ОЛДП; Вып. 41); Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии Полоцкой. Полоцк, 1887; Титов А. А. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского. Ярославль, 1892; Житие прп. Прокопия Устюжского. СПб., 1893. (ОЛДП; Вып. 103); Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901; ЖСв. М., 1902-1911. Т. 1-12; ПСРЛ. СПб., 1908-1913. Т. 21. 2 ч.; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Под ред. Д. И. Абрамовича. СПб., 1911; Мансикка В. П. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913. (ПДПИ; 180); Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915; Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162; Успенский сборник XII-XIII вв./Изд. подгот.: О. А. Князевская, В. Г. Демьянова, М. В. Ляпон. М., 1971; ПЛДР. М., 1978-1994. 12 вып.; Повесть о Петре и Февронии/Подгот. текстов и исслед.: Р. П. Дмитриева. Л., 1979; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров и др. СПб., 1993; Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb=Литературные памятники о Борисе и Глебе. Genova, 1993; Свт. Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 1995; Житие Юлиании Лазаревской: (Повесть об Ульянии Осорьиной)/Исслед., подгот. текстов: Т. Р. Руди. СПб., 1996; БЛДР. СПб., Т. Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1; 2001. Т. 2; Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий мон-рь/Подгот.: Е. В. Крушельницкая. СПб., 1998; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999; Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2000; Минеева С. В. Рукописная традиция жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. 2 т.; Житие Антония Сийского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003; Житие Кирилла Новоезерского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003; Житие св. прав. Прокопия Христа ради юродивого Устюжского чудотворца.

http://pravenc.ru/text/182317.html

11. Пятница. Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды. Прп. Феодора Студита, исповедника. Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца. Прп. Мартирия Зеленецкого. Мч. Стефана Дечанского. Служба мчч. Мины, Виктора, Викентия, мц. Стефаниды и прп. Феодора Студита не имеет праздничного знака , совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца, в соединении со службой Октоиха (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Паки нам летняя память...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й; стих: «Многи скорби праведным,/и от всех их избавит я Господь», и стихира мучеников, глас 2-й: «Приидите, любострадальцы...» (см. дополнительную стихиру на стиховне вечерни в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 311). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Видящи Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й . «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Агнца, и Пастыря...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Агнца, и Пастыря...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-24/

1. Понедельник 2-й седмицы. Прмц. Евдокии. Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября). Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 5-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прмц. Евдокии (с 1 марта), глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, солнцезрачная луче...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Кассиана Римлянина (с 28–29 февраля) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Примечание. О чтении Евангелия на часах Великим постом см. ниже. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. Если во вторник 2-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б) : На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-14/

11.                       Арефа(Митренин), присп .: Окт. 24 12.                       Арсений(Дмитриев), прмч .: Н. 20 13.                       Арсений Коневский, прп.: Ин. 12 14.                       БорисОрнатский , мч. М. 31 15.                       Василий Канделябров , сщмч.: Н.20 16.                       Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч .: Ил. 31 17.                       Викторин Добронравов, сщмч .: Д. 15 18.                       Владимир Лозина-Лозинский, сщмч,: Д. 13 19.                       Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 20.                       Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч .: С. 4 21.                       Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.                       Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 23.                       Екатерина Арская, мц .: Д. 4 24.                       Елисавета, вел. кн., прмч .: Ил. 5 25.                       Емелиан Панасевич, сщмч,: Н. 20 26.                       Игнатий (Брянчанинов), Кавказский, еп.: Ап. 30 27.                       Иларион(Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч .: Ил. 11, Д. 15 28.                       Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 29.                       Иоанн Кочуров, сщмч.: Окт. 31 30.                       Иоанн Кронштадтский, прав.: Ин. 1, Д. 20 31.                       Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.                       Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 33.                       Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.                       Карп Эльб, сщмч.: С. 11 35.                       Кира Оболенская, мц. : Д. 4 36.                       Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 37.                       Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24; М, 24 38.                       Лев (Егоров), прмч .: С. 7 39.                       Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 40.                       Мария Лелянова, прмц.: Ап. 4 41.                       Мария, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 42.                       Мартирий Зеленецкий, прп.: Мр. 1; Н. 11

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_15.html

Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого с изображением воскрешения сына Симеона Бекбулатовича. 1857 г. Гравюра. 1883 г. Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого с изображением воскрешения сына Симеона Бекбулатовича. 1857 г. Гравюра. 1883 г. Почитание памяти преподобного в Зеленецком мон-ре несомненно существовало, но у его гробницы служили только панихиды. Самое раннее иконописное изображение М.- поясной образ XVII в., хранящийся в Музее икон в г. Рекклингхаузен (Германия). М. почитался старообрядцами: большинство поздних списков Жития М. находятся в старообрядческих сборниках. Образ М. присутствует в ряду преподобных на старообрядческих минейных иконах за март. Офиц. церковное почитание М. началось в 1747 г. Об этом рассказывает Летописец Зеленецкой обители, известный по единственной рукописи 1-й пол. XIX в., происходящей из б-ки Тихвинского Успенского мон-ря (РГИА. Ф. 384. 3996. Л. 34-62; последние описанные здесь события датируются 1790). Под 1747 г. в Летописце помещено повествование о посещении Зеленецкого мон-ря имп. Елизаветой Петровной . Поклонившись надгробию М., она спросила, какие службы М. совершают в мон-ре. Услышав в ответ, что панихиды, Елизавета распорядилась впредь служить М. по общей Минее. Текст службы преподобному находится в той же рукописи, что и Летописец (РГИА. Ф. 384. 3996. Л. 1-16). Канон взят из общей Минеи с добавлением особых кондака и икоса. Служба также составлена по общей Минее со следующими отличиями: сочинены особые стихиры на малой вечерне и тропарь, на великой вечерне - особые Слава 8-го гласа, лития и стихиры на стиховне, на утрене - особые светилен, богородичен и хвалитные стихиры. В кон. XIX в. на основе данных Жития М. был составлен Акафист прп. Мартирию. Текст сохранился в машинописи (РНБ. СПбДА. А I/275), его автор неизвестен. Акафист не был одобрен церковной цензурой и не вошел в церковный обиход. В 1853 г. над погребением М. в Троицком соборе была установлена серебряная рака, украшенная сценами из Жития преподобного. В 1922 г. раку изъяли вместе с ценной церковной утварью. В 1937 г. обитель была закрыта и возобновлена только в 1991 г. В авг. 1992 г. обрели мощи святого. 24 нояб. 1998 г. их перенесли из Троицкого собора в Благовещенскую ц. и поместили в специально изготовленный ковчег. 24 нояб. 2001 г. Зеленецкий мон-рь посетил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) . 14 марта 2003 г. в обители состоялось празднование 400-летия со дня преставления преподобного. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Соборы Новгородских (установлен ок. 1831, возобновлен в 1981) и С.-Петербургских (установлен в 2000) святых.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010