«Добротолюбия» (М., 1792)). В XIX в. (а возможно, и ранее) в З. м. занимались книгописанием, переписывалось Житие основателя обители для паломников и поднесения в дар наиболее важным гостям. Пример такого парадного списка с богатой орнаментикой в стиле барокко и изображением прп. Мартирия на заставке представляет рукопись из б-ки Русского Пантелеимонова мон-ря на Афоне (Слав. 66), выполненная в З. м. в 1853 г. «богомольцем многогрешным Александром Калмыковым»; судя по объему (19 л.), это сокращенная редакция текста (см.: Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of S. Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981. P. 113. 57). Некрополь В годы советской власти в З. м. было уничтожено неск. кладбищ: вне монастырской ограды с каменной часовней, за алтарями храмов, в притворе Иоанно-Богословской ц. В XIX в. внутри ограды были захоронены настоятель З. м. в 1902-1903 гг. архим. Иероним (Иванов Иоанн; 1840/41 - 22 июня 1903); архим. Серапион (Пименов Сергий; 29 сент. 1844 - 10 окт. 1910); благотворительница мон. Анфия (Лазарева Анна Степановна; † 12 марта 1891, на ее средства были изготовлены чугунная плита над погребением митр. Корнилия, серебряная позолоченная лампада у раки прп. Мартирия и железная решетка в Троицком соборе). К 2009 г. обнаружены надгробия архим. Серапиона, с.-петербургского купца А. Е. Телепнёва († 1853) и статского советника и кавалера И. Н. Владимирова († 1857). В притворе Иоанно-Богословской ц. частично сохранилось надгробие настоятеля обители в 1870-1888 гг. архим. Иоанна (Никольского Иакова; 1813/14 - 20 янв. 1888). Архитектура З. м. представляет собой уникальный монументальный ансамбль: все сохранившиеся здания сооружены в 1680-1688 гг. по замыслу митр. Корнилия, к-рый в церковном строительстве придерживался консервативных архитектурных форм. Кроме того, сохранилась исторически сложившаяся окружающая среда, свойственная мон-рю-пустыни. Первоначальные деревянные строения в ограде, в т. ч. 2 храма, построенные при прп. Мартирии, не сохранились.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Немиров Иона Макарович; 15.06.1810, погост Руново Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 12.05.1897, тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архим., миссионер. Род. в семье дьячка ц. в честь Воскресения Господня (не сохр.). Окончил Ярославскую ДС, в 1836 г. был направлен в СПбДА. 7 сент. того же года в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, 3 нояб. рукоположен во диакона. В 1839 г. окончил СПбДА со степенью кандидата. Как слушателя высшего отд-ния академии его рекомендовали в новый состав Пекинской духовной миссии сроком на 10 лет. Согласно рапорту С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) от 15 июня 1839 г., И. сначала отказался от поездки, сославшись на состояние здоровья и бедность престарелого отца, однако позже, вероятно под влиянием деятельности синолога мон. Иоакинфа (Бичурина) , согласился. И. был назначен членом 12-й Пекинской духовной миссии 14 июля 1839 г., 18 нояб. того же года рукоположен во иерея, прибыл в Китай в 1840 г. Быстро овладев с помощью толкового словаря «Кан-си цзыдянь» необходимыми знаниями кит. языка, И. занялся изучением кит. религ. обрядов, связанных с похоронами. Перевел на рус. язык изложение истории Китая до династии Цин «Беглое обозрение китайской империи Ду-Джао» (Б-ка Казанского гос. ун-та. Ркп. 1518). В 1850 г. вернулся в Россию. По дороге в пограничной торговой слободе Кяхте 9 июля того же года передал в дар местному уч-щу кит. языка коллекцию кит. книг (13 наименований). В 1851 г. пожертвовал в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь напрестольный серебряный ковчег, в 1854 г.- 4 фунта 27 золотников шелка в пользу войск, находящихся в Крыму, а в 1859 г.- нек-рые книги в Старорусское ДУ. 23 февр. 1851 г. И. был возведен в сан архимандрита, 21 апр. того же года назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно с 28 мая 1852 по 1 мая 1853 г. исполнял обязанности благочинного мон-рей С.-Петербургской епархии. С 15 июля 1853 г. вместе с архим. свт. Игнатием (Брянчаниновым ; впосл. епископ Кавказский) провел ревизию описей, церковного и ризничного имущества обителей епархии, составил «Археологическое описание древностей, найденных в 1854 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1799; публ.: Игнатий [Брянчанинов], свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 299-366). Совпадение текста и структуры этой рукописи и большей части анонимного издания «История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого монастыря С.-Петербургской епархии» (СПб., 1866) позволяет считать И. главным автором данной книги. В Зеленецкой обители над мощами прп. Мартирия на средства благотворителей И. устроил в 1855 г. медно-серебряную раку с барельефными сюжетами из жития (установлена в 1857).

http://pravenc.ru/text/468737.html

Публичной б-ки за 1898 г. СПб., 1902. С. 188-189). Эпитафия в форме канта была сочинена, очевидно, вскоре после смерти митр. Корнилия и помещена на всеобщее обозрение у его гробницы: «На сие писание умилно взирайте». В «Молитвенном... прошении», написанном 1 окт. 1693 г. и адресованном буд. преемникам на Новгородской кафедре (СПбФИРИ РАН. Ф. 183. 289), митр. Корнилий говорил об особой любви к З. м. и «молил» своих преемников о том, чтобы мон-рь сохранялся «без всякаго умаления твердо и неподвижимо, якоже и при нашем бытии» ( Крушельницкая. 1998. С. 128, 130). Однако вскоре архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) забрал из З. м. архиерейскую ризницу, ок. 350 наиболее ценных икон в окладах, серебряную утварь, 17 книг, 3 колокола. Мон-рь лишился приписных обителей, сел и большей части земельных владений, а в 1698 г. был приписан к Новгородскому архиерейскому дому с обязательством уплаты оброка, причем в мон-ре было оставлено лишь 10 работников. Хозяйство пришло в упадок, мон-рь горел в 1710, 1715, 1727 и 1730 гг. Указом от 20 февр. 1762 г. З. м. был выведен за штат и оставлен на собственном содержании без казенного жалованья. По указу Сената от 1 нояб. 1762 г. в обитель стали направлять душевнобольных. Летом 1765 г., при игум. Иове, З. м. был захвачен группой старообрядцев-самосожженцев, состоявшей из 23 мужчин и женщин. Они изгнали братию и заперлись в З. м., забаррикадировав ворота, разорили ризницу, осквернили гробницы прп. Мартирия и митр. Корнилия, в Троицком соборе рассыпали по престолу запасные Св. Дары, мощи из мощевика, сломали резное распятие, выскребли изображения троеперстия на иконах, повредили 143 книги (Там же. С. 146, 150). Не найдя храмовой иконы Божией Матери «Одигитрия» в серебряном окладе, они пытали монастырского огородника Дмитрия Артынова, чтобы узнать, где спрятана святыня ( Артынов А. Я. Воспоминания крестьянина с. Угодич Ярославской губ. Ростовского у.//ЧОИДР. 1882. Кн. 1. Смесь. С. 82). В Зеленец прибыла рота гренадеров Суздальского пехотного полка.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Данные о наличии у З. м. на 1908 г. несколько меньшей площади - 19 176 дес. земли, возможно, объясняются продажей отдаленной пустоши Плосково в Тихвинском у. Новгородской губ.: ее трудно было возделывать, и местные крестьяне покушались на этот надел. 12 тыс. дес. земли составляли ближние запашки, включая пустоши Буборино и Долгий Нос, остальные сдавались в аренду, как и 2 харчевни. Мон-рь имел 130 тыс. р. капитала (по др. данным, 30 тыс. р.), причем доходы от продажи леса, в частности с дачи «Буборино», к 1905 г. возросли до 12 793 р. (ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 97. Д. 43. Л. 88; Зырянов. 1999. С. 184, 288). В 1901-1902 гг. при З. м. был сооружен кирпичный завод. Обители принадлежал завещанный мон. Анфией 2-этажный деревянный дом с усадьбой в г. Тихвине, большие хутора при с. Буборино с каменным и деревянными домами, конным и «коровьим» дворами, в дер. Васкиничи Тихвинского у. с деревянным 2-этажным домом (1914), Залустовье, Плосково в Пашекожельском погосте Тихвинского у., Венчина, Халези (Халезево) и Валя в Ильинском Сясьском погосте, покосы и рыбные ловли на Ладоге. Настоятели и братия З. м. управляли игумены и строители, с 1771 г.- архимандриты. В 1582-1603 гг. настоятелем был прп. Мартирий (по актам известен как строитель и как игумен); затем - свящ. Иустин, упоминаемый вместе с келарем Порфирием и казначеем Сильвестром в писцовой книге Обонежской пятины за 1620 г.; в 1624 г.- старец Сильвестр, он же был строителем при следующем игумене. После 1624 г. З. м. управлял игум. Закхей, затем - «черный поп» Иосиф, в 1650 г.- строитель Арсений. Из известных церковных деятелей З. м. возглавляли: в 1663-1664 и 1668-1674 гг.- строитель иером. Корнилий (впосл. митрополит); в 1757-1765 гг.- игум. Иосиф (Шаров), бывш. строитель Спасо-Преображенского Валаамского и староладожского Гостинопольского мон-рей. В 1771-1774 гг. настоятельствовал ректор СПбДС архим. Вениамин (Краснопевков ; впосл. архиепископ Нижегородский); в 1774-1782 гг.- ректор СПбДС архим. Иоанникий (Орловский); в 1782-1783 гг.- архим.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Награжден орденами св. Анны 3-й (1844) и 2-й степени (1858) и св. Владимира 4-й степени (1850). Последние годы жизни пребывал на покое в тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , погребен там же. Могила утрачена, сохранилось основание креста с текстом: «Здесь погребен Китайский миссионер, молитвенный старец, архимандрит Иннокентий...», установленное у сев. стены Успенского собора обители. Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 7478; ЯИАМЗ. Ед. хр. 15434. Л. 206-216; Ед. хр. 15542. Л. 498-501. Соч.: Об освящении церкви в с. Верховинах Новоладожского у. С.-Петербургской епархии. СПб., 1876; Путевые впечатления при посещении и поклонении св. местам Палестины в 1872 г. СПб., 1883, 1894; Церковь св. мц. Параскевы, в Верховинах//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 165-166. Лит.: Соколов А. А. Ярославцы, жившие в Китае, или ярославские синологи//Ярославские ГВ. 1872. 3. С. 7-9; 4. С. 11-12; Зеленецкий Троицкий мон-рь//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 491; Строев. Списки иерархов. Стб. 81, 275, 368; Сергий, иером. Летопись старорусского Спасо-Преображенского 1-кл. муж. мон-ря, в к-ром находится чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Новгород, 1896. С. 51-52, 113; Некролог//ЦВед. 1897. 21. С. 719-720; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 170; Троицкий Зеленецкий мон-рь и его основатель прп. Мартирий. СПб., 1912. С. 27; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1; Хохлов А. Н. П. И. Кафаров: Жизнь и научная деятельность: (Кр. биогр. очерк)//П. И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение: (К 100-летию со дня смерти): Мат-лы конф. М., 1979. Ч. 2. С. 10 и др.; он же. Иннокентий (Немиров) в Пекине и Иерусалиме: (К истории Пекинской духовной миссии)//Вестн. Новосибирского гос. ун-та. 2005. Сер. История, филология. Т. 3. Вып. 3: Востоковедение. С. 32-42; он же. Пекинский миссионер архим. Иннокентий (Немиров) и его поездка в Св. землю в 1872 г.//ППС. 2005. Вып. 102. С. 150-162; Шубина С. А. Ярославцы - члены Рос. духовной миссии в Китае//«Минувших дней связующая нить...»: (V Тихомировские чт.). Ярославль, 1995. С. 108-110; Раздорский А. И. Ист.-стат. описания епархий РПЦ (1848-1916): Свод. кат. и указ. содерж. СПб., 2007. С. 570-572.

http://pravenc.ru/text/468737.html

м. хранились 7 напрестольных Евангелий в серебряных и позолоченных окладах; 7 напрестольных сребропозлащенных крестов; 4 комплекта сребропозлащенных богослужебных сосудов; 3 ковчега (серебряный, сребропозлащенный и накладного серебра); сребропозлащенная дароносица; 3 серебряных кадила; 5 митр; 2 наперсных серебряных креста; 10 комплектов воздухов и покровцов; покровы на престол и жертвенник; 2 плащаницы с покровами; 10 парчевых и бархатных священнических риз; 10 подризников; 10 диаконских стихарей с орарями; 6 икон в серебряных и сребропозлащенных ризах и окладах (ЦГИА СПб. Ф. 2280. Оп. 1. Д. 5. Л. 51-142). По описи 1920 г., в ризнице находились 15 напрестольных Евангелий (из них 5 в серебряных окладах); 7 напрестольных сребропозлащенных крестов; 6 сребропозлащенных потиров с дискосами, со звездицами и лжицами; 14 сребропозлащенных тарелочек; 5 сребропозлащенных ковшецов; 3 напрестольных сребропозлащенных ковчега и 1 - накладного серебра; серебряная дароносица; 3 серебряных кадила; 17 наперсных крестов (из них 1 золотой, остальные серебряные и сребропозлащенные); 3 плащаницы; 11 воздухов; 7 икон в серебряных ризах; 3 серебряные лампады, а также подсвечники, покровы, священнические и диаконские облачения (ЦГА СПб. Ф. 639. Оп. 1. Д. 224. Л. 32-36 об.). Серебряные «трапезные» блюда были с надписями, напр.: «Блюдо строителя иеромонаха Филарета Козловского». В книгохранилище были рукописи: Синодик староладожского Никольского монастыря, где были записаны роды Святейшего патриарха Филарета, преподобных Зосимы Соловецкого и Александра Свирского, Новгородских митрополитов Исидора и Макария и др.; книга «в лист», объединявшая службу прп. Мартирию и Житие святого, а также «Летописец Зеленецкого монастыря». В б-ке находились богослужебные книги (напр., Октоих (М., 1715), вложенный в нояб. 1748 в староладожский Никольский мон-рь) и небольшое количество «духовно-назидательных» книг (напр., напечатанные в Киево-Печерской лавре сочинения архиеп. Черниговского Лазаря (Барановича) «Меч духовный» (1666), «Трубы словес» (1679), 4-я ч.

http://pravenc.ru/text/199709.html

11 марта 1920 г. настоятель З. м. архим. Владимир отправил в Усадище-Спасовский волостной исполком копию описи церковного имущества мон-ря, к-рая свидетельствует, что большая часть церковных ценностей еще находилась в обители, в т. ч. посеребренная рака над гробницей прп. Мартирия, напрестольные Евангелия, иконы в серебряных окладах, сребропозлащенные кресты, сосуды и т. п. (Там же. Ф. 639. Оп. 1. Д. 224. Л. 32-36 об.). 28 апр. 1922 г. в З. м. произошло изъятие церковных ценностей. В губфинотдел поступило: серебра 5 пудов 33 фунта 91 золотник, золота 58 золотников 12 долей, медной монеты 5 пудов 32 фунта, бриллиантов мелких 17, аметистов 5, жемчужин 4 (Там же. Ф. 5865. Оп. 1. Д. 311. Л. 22). В описи, составленной в нояб. 1924 г. представителями администрации Волховского уездного исполкома, перечислены оставшиеся в З. м. 5 Евангелий «в серебряных переплетах», 4 креста, из них 2 позолоченных, 3 кадила, ковчег и дароносица, 10 икон с серебряными деталями убранства, складень на гробнице митр. Корнилия в серебряном окладе (Там же. Ф. 7838. Оп. 4. Д. 13. Л. 18). В мон-ре имелось 10 колоколов весом от 1 до 214 пудов. В нач. 20-х гг. XX в. последним настоятелем перед упразднением З. м. стал архим. Иосиф (Харин; † 1965). В 1924 г. в числе братии кроме него состояли 6 иеромонахов и иеродиакон. В 1928-1929 гг. Троицкий собор и Благовещенская ц. бывш. З. м. перешли к иосифлянам. К марту 1930 г. З. м. был окончательно ликвидирован. Решением Волховского райисполкома от 29 апр. 1930 г. по ходатайству «двадцатки прихода Троицко-Зеленецкого монастыря» было дано разрешение на проживание в сторожке при Иоанно-Богословской ц. иеромонаха (Там же. Ф. 1000. Оп. 50. Д. 44. Л. 18). 9 июня 1932 г. коопсельхоз «Зеленец» ходатайствовал о закрытии и передаче ему 2 храмов обители для переоборудования их под клуб и дом отдыха рабочих «Алюминьстроя», «исходя из того, что в церквях постоянной службы не производится и три церкви б монастыря обслуживает 1 иеромонах, который служит не чаще 1 раза в год» (Там же. Л. 10 об.). На заседании Леноблисполкома от 3-11 июля 1932 г. было принято постановление «считать Троицкий собор и Благовещенскую ликвидированными» (Там же. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 382. Л. 48). «В пользование верующим» оставлялась Иоанно-Богословская ц. Собор был переоборудован под клуб, позже перестроена Благовещенская ц., внутреннее убранство храмов полностью утрачено.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче! Молитва преподобному Мартирию, Зеленецкому чудотворцу О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, – ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, – яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, – даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830). исп. Николая Постникова, пресвитера (1931). сщмч. Василия Малинина, пресвитера (1938). мч. Иоанна Чернова (1939). Самое популярное Сейчас в разделе 3235  чел. Всего просмотров 283 млн.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог

http://pravenc.ru/rubrics/121724_64.html

в пустоши в Буборине средние земли три выти». Постриженик З. м. иером. Корнилий в 1665 г. был назначен настоятелем тихвинского Успенского монастыря, но продолжал посещать родную обитель и в 1668 г. по собственному прошению вновь возглавил З. м., в авг. 1674 г. взошел на Новгородскую кафедру. В период его управления епархией мон-рь, прежде находившийся в упадке, благоденствовал. В 80-х гг. XVII в. были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, ограда с надвратной ц. во имя ап. Иоанна Богослова и 4 келейных корпуса. Митр. Корнилий на свои средства украсил храмы «благолепными иконами с венцами и окладами сребропозолоченными», снабдил «крестами, сосудами церковными, Евангелиами и кандилами, и ризницею и всеми богатыми украшениями» ( Крушельницкая. 1998. С. 116). Он увеличил число монастырских колоколов до 15, причем вес самого большого составил 200 пудов. Над погребением прп. Мартирия, к-рое после возведения Троицкого собора оказалось в его подцерковье, по благословению митр. Корнилия поставили каменную гробницу. Обветшавшая Одигитриевская ц. была разобрана, а ее престол и придел свт. Иоанна Златоуста перенесены в церковь ближайшего к З. м. староладожского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По инициативе святителя за пределами З. м. были построены часовня и келья «для збору суммы от проезжающих», хлебные амбары, гостиный двор, риги, харчевня с хозяйственным двором, мельница с 2 поставами и толчея, скотный двор. В обители разводили павлинов, журавлей, гусей, голубей (Там же. С. 118, 164). В дер. Буборино митр. Корнилий построил деревянную ц. во имя прор. Илии (в 1734 перенесена в с. Заболотье (Усадище), в 1835 построена вновь; не сохр.) с садом, с пчельником, с конюшенным и со скотными дворами. В разной степени удаленности от мон-ря были обустроены еще 4 села, обеспечивавшие обитель всем необходимым. Для удобного сообщения к оз. Щало, где находились монастырские рыбные ловли, был проложен 12-километровый канал, на р. Полоне сооружена мельница. Попечением святителя во владение З. м. отошли 8 деревень с пашнями, покосами, лесами и рыбными ловлями, в к-рых проживало ок. 600 крестьян (Мыслино, Дуброво, Ср. Верховина, Бёзово, Безуево, Тарково, Пруди и Дубровка). К З. м. было приписано 4 мон-ря: староладожские Иоанновский (1687), Василиевский (1687) и Гостинопольский и новгородский Нередицкий в честь Преображения Господня (1695) - с деревнями и угодьями. В Вел. Новгороде митр. Корнилий учредил подворья «с хоромным строением»: на Федоровском ручье, в Кожевниках, в Тихвинском посаде на Богородицкой ул. (Там же. С. 122).

http://pravenc.ru/text/199709.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010