285 Дьяк монастырский – письмовод, письмоводитель, правитель канцелярии. В данном случае – учитель грамоты в монастыре. 286 «...как говорится в Апостоле» – имеется в виду апостольские послания, входящие в состав Нового Завета. 287 По-видимому, монахи, собравшиеся вокруг преподобного Мартиниана, жили, не подчиняясь монастырскому уставу. Поэтому преподобный счел возможным покинуть их и перейти в Ферапонтов монастырь. 289 В житии повествуется об историческом эпизоде борьбы Дмитрия Шемяки с великим князем московским Василием Темным. 293 «...покупая бисер многоценный, который есть Христос» – имеется в виду евангельская притча Иисуса Христа о жемчужине (Евангелие от Матфея, гл. 13, стихи 45–46). «Многоценный бисер» – жемчуг; в данном случае подразумевается Сам Иисус Христос. 294 Пахомий Серб (1484) – выходец с Афона, духовный писатель, обработавший житие преподобного Сергия Радонежского, создавший житие Никона, ученика преподобного Сергия, а также житие Алексия, митрополита Московского. С 1440 по 1459 г. жил в Троице-Сергиевом монастыре. 296 Святой Афанасий Афонский – родом из Трапезунда, жил в X в. В начале 960 г. удалился на Афон, создал при помощи византийского императора Никифора Фоки обитель. Погиб в 1000 г., когда осматривал купол строящегося собора. Вместе с шестью строителями был погребен обрушившимся куполом собора. 297 Преподобный Симеон Столпник – время его жизни относят к IV в., родом был из Антиохии. Избрал необычный подвиг – он жил на столпе, своеобразной башне, не покидая ее. Основная часть его жизни прошла в «столпничестве». Скончался в 596 г., проведя на столпе в общей сложности около 60 лет. 298 Автор рассказывает о том, как жития святых Ферапонта и Мартиниана не были включены в состав Великих Четьих-Миней, составленных под руководством митрополита Макария. Узнав об этом, монахи Ферапонтова монастыря обратились к митрополиту. В результате были созданы их жития, рассмотрены на одном из соборов, и святые заняли подобающее им место в Четьих-Минеях. 299 По-видимому, на одном из соборов, которые рассматривали жития святых Ферапонта и Мартиниана, было установлено местное почитание. Они становились местно чтимыми святыми. Автор жития подчеркивает, что это не столь важно. Если их чтят в Вологде, значит, будут чтить и по всей Русской земле. Что впоследствии и сбылось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь воспевает: «Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватий, ты поселился на пустынном острове, и в ладье телесной, при кротком дыхании всеоживляющего Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям; молись о душах наших»! 187 «Воссияла весна духовная в стране лютого мороза, когда ты, богомудрый Зосима, руководимый доблестным Германом, проник в незнакомые отоки моря, в селение Савватия, и там собрал множество подвижников, неусыпно прославляющих Господа». 188 Глава V Подвижники и основатели монастырей в конце XV и начале XVI века: преп. Мартиниан и ученик его блаж. Галактион; преп. Макарий Калязинский, Паисий Углицкий, князь Иоанн – Игнатий, Кассиан грек, Савва Крыпецкий, Александр Свирский , Корнилий Комельский и Кирилл Новоезерский. Прежде нежели приступим к изложению общецерковных и соединенных с ними гражданских событий при преемнике Uoahha III , обратим благоговейный взор на подвиги тружеников Божиих, насадителей иночества, основателей пустынных обителей, которые светили, как яркие светильники, среди лесов, болот и дебрей покрытой мраком земли Русской. В стране Белозерской доживал последние дни долгой своей жизни дивный подвижник Мартиниан, ученик преп. Кирилла Белозерского, основатель общежительной обители на безлюдном острове озера Вожа, а после преп. Ферапонта настоятель в монастыре его. Там подал он совет державному слепцу изгнаннику, Василию Темному, искать наследия, отнятого Шемякой, 189 и благодарный великий князь, возвратив снова престол, вызвал Мартиниана к себе и поручил ему игуменство в Лавре чудотворца Сергия. Искренно любя великого князя Василия и желая ему добра, преп. Мартиниан всегда прямо говорил ему правду. Однажды Василий поручил ему уговорить вельможу, удалившегося к Тверскому князю, возвратиться в Москву, и обещал, что тот не только будет прощен, но и получит награду. Боярин послушался преподобного, но, вместо почести, заключен был в темницу. Услышав о том, Мартиниан, немедленно явился к великому князю и сказал ему: «Таков ли праведный суд твой, государь! Ты продал грешную мою душу, лишив свободы того, кому ручался я за свободу душою моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

К посл. четв. XIX - нач. XX в. относится раздаточная икона «Преподобные Ферапонт и Мартиниан» (КБМЗ), к-рая представляет собой приклеенную на доску и покрытую лаком хромолитографию, выполненную в академической манере. Святые изображены на фоне мон-ря. У М. борода средней длины, немного заостренная, короткие волосы, правой рукой он указывает на прп. Ферапонта. В 1904 г. к открытию Ферапонтова жен. мон-ря была выпущена хромолитография с изображением основателей обители в молитве Господу Вседержителю в верхней части композиции. М. представлен старцем с длинной «власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.)» бородой и ниспадающими на плечи седыми волосами. Внизу листа выходные данные: «Дух. ценз. ком. печ. дозв. Москва. 16 сент. 1904 г. Ценз. прот. Петропавлов» (частное собрание). В описаниях Ферапонтова мон-ря в архивных источниках обязательно отмечены иконы с образами основателей на входах (и выходах) в саму обитель, в ее храмы, кельи и даже конюшни. Святые в этом случае выступают в роли вратарников - охранителей строений своей обители. Так, в ц. во имя М. над церковными дверями «в вонную сторону (наружу.- Авт.), в киоте, образ преподобных чюдотворцов Ферапонта и Мартиниана, во облаце Воплощение Сына Божия, на празелени, за слюдой» (Опись 1673 г.; КБМЗ. ОПИ. РК 91. Л. 21 об.). Возле входа в церковь из паперти по сторонам в рост были изображены: «…с правой преподобный Мартиниан, с левой преподобный Ферапонт, вверху Господь Вседержитель…» (НГОМЗ. ОПИ. 10601. Л. 17 об.-19 об.). У входа в надвратную ц. Богоявления (с приделом прп. Ферапонта), на паперти, висела икона «Преподобные Кирилл и Мартиниан Белозерские, Кирилл Новоезерский» (Там же. Л. 79). В соборе Рождества Пресв. Богородицы в описи 1775 г. также зафиксированы на паперти «два образа больших» на холсте - Господа Вседержителя и прп. Ферапонта с М. (РНБ. F. IV. 753. Л. 24). Рядом, в переходах от соборной церкви к Трапезной палате, находилась икона «весьма ветхая» с изображениями Белозерских преподобных Ферапонта, М., Кирилла и Сергия Радонежского, благословляемых Господом Вседержителем «во облаце» (Там же. Л. 28).

http://pravenc.ru/text/2562430.html

3        «И обретя место близ озера Паское зовомо, другое же озеро повыше того Бородавское, промеж их яко же стрелы вержение или мало множае; весьма красно место то и угодно на жительство паче всех мест, и возлюби его блаженный зело». 4        Он скончался 27 мая 1426 года, годом раньше своего друга и собеседника преп. Кирилла Белозерского. 5        «Имя ему бяше Олеша (Алексей) Павлов–дело его бяше книги писать и учить ученики грамотная хитрости, и зело искусен сый таковому художеству. 8        Здесь у А. Н. было сказано: «Когда блаженный Ферапонт внезапно отозван был князем Можайским из своей обители». Нужно иметь в виду, что пр. Мартиниан пришел в Ферапонтов монастырь не сразу после удаления пр. Феранонта, а спустя немалое время даже после кончины его в Можайске. 9        У А.Н. «двадцати лет» Действительно, в рукописном житие стоит «более двадесяти лет», но это, очевидно, описка вместо «дванадесяти». В 1447 преп. Мартиниан был уже игуменом Троицкого Сергиева монастыря. Если отчислить 20 лет назад, получится 1427 год (год кончины преп. Кирилла), но из самого жития видно, что в этом году преп. Мартиниан еще не мог быть игуменом Ферапонтового монастыря. 10        Здесь в рукописном житии, которому следовал А. Н. допущена неточность. Ещё до Фелофея после преп. Мартиниана известны игумены: Герман, Иаким и Логган. У Строева (списки иерархов) Фелофей упоминается игуменом Ферапонтового Монастыря в 1467 г. 13        У А.Н. было добавлено «Филофей» но известно, что Филофей еще с 1471 г. был епископом в Перми 15        Из рода князей Оболенских. «Помянуше доброродие его», – говорится в житии, понеже сродник он бяше великого князя, но и постриженник преп. Мартиниана и ученик; сего ради бяше восхотеша у святого положите и Богу изволишу. 16        Этой главы и следующей нет у А. Н. Муравьева. Содержание их взято из нашей книги: «И. Бриллиантов. Ферапонтов Белозерский монастырь, место заточения патриарха Никона », которая была издана по случаю 500летия монастыря в 1899 г. и давно уже разошлась вся без остатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Согласно житию преподобного, родился он в в деревне Сяме в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель. После обучения, одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Нёс монастырское послушание в хлебне и поварне. В житие написано: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу - словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, «плоть изнуряя, душу же просвещая»«. Мартиниан ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха. Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже. Но отшельничество Мартиниана на Вожже длилось недолго. К нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь, получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского. Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию Можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь. Именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского». Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей с новонабранным войском проходил через белозерские пределы. Великий князь посетил Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Житие рассказывает, что великий князь, получил благословение у святого, и, выслушал его наставления. А вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартиниан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря. Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/17/...

Тело его было похоронено в Тернове, а через год перенесено в Сербию. При перенесении оказалось оно нетленным и источившим множество чудес. В 1596 г. турки сожгли мощи св. Саввы. Преподобный Мартиниан положил начало своим подвигам под руководством св. Кирилла Белозерского. 12-ти лет пришел он к св. Кириллу, прося принять его в монастырь. Св. Кирилл поселил отрока-инока в своей келье. По времени он был посвящен в иеродиакоона, а затем и в иеромонаха. По смерти Кирилла св. Мартиниан удалился было за сто верст от обители на пустынный остров Вожа; но иноки Ферапонтовой Белозерской обители упросили его принять настоятельство над ними, и он, 12 лет управляя обителью, привел ее в цветущее состояние и приобрел себе любовь и уважение не только народа, но вельмож и великих князей. Князь Василий Темный назначил было его настоятелем обители св. Сергия, но он, тяготясь близостью монастыря к столичному городу, снова возвратился в Ферапонтову обитель. Здесь и прожил св. Мартиниан до глубокой старости. Скончался в 1483 г., будучи 86 лет. Через 30 лет мощи его найдены совершенно нетленными, несмотря на то, что гроб был наполнен водой. Преподобный Галактион был учеником св. Мартиниана, (см. выше), жил у него в келье и юродствовал. Св. Мартиниан благословил его юродствовать. За великие подвиги Бог наградил св. Галактиона даром прозорливости. В 1505 г. великий князь Василий хотел покорить Казань, но он сказал братии: «Не покорить ему Казани, а родится у него сын Иван (Грозный), тот покорит». Так и случилось. Св Галактион предузнал свою кончину. Скончался в 1506 г. В этот же день памяти преподобной Евпраксии. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы на Афоне: 1) именуемая Млекопитательница. Первоначально она находилась в лавре Саввы Освященного, близ Иерусалима. Святой основатель лавры, живший в VI в, перед смертью предсказал, что она дарована будет в благословение от лавры св. Савве Сербскому с Афона. Так и случилось. Ей празднуется еще 26 декабря. 2) Акафистная – Хилендарская. Так названа потому, что в 1837 г., во время пожара, читан был перед нею акафист, и она осталась невредимой. 3) Закланная, – такое название получила потому, что однажды запоздавший в церкви экклезиарх и потому не получивший обеда, в гневе, ударил ножом в ланиту Богородицы на ней, и из раны брызнула кровь, а лик покрылся бледностью. Экклезиарх был наказан слепотой и трясением в теле, подобно Каину, но по молитве игумена с братией прощен; лишь дерзкая рука его остается доселе нерастленной и почерневшей. 13-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Последние годы жизни своей прп. Мартиниан настолько уже одряхлел, что ходил в церковь с трудом, опираясь на двух братии. Перед кончиной он сказал: «Отцы и братия! Поступайте во всем, как я поступал, и да пребудут с вами благодать и любовь Божия и Пресвятой Богородицы!» Скончался он, напутствованный Святыми Тайнами, тихо, точно уснул. Святые мощи его обрели нетленными в 1514 г., когда готовили могилу для его ученика — архиепископа Ростовского Иосафа (Оболенского), который долго жил в Ферапонтовом монастыре на покое. Покоится прп. Мартиниан в своем монастыре под спудом, в церкви, посвященной его имени. Там же хранится его икона (подлинный портрет) и ореховый посох. Житие его было написано одним из его учеников. На могиле его творилось много чудес, так, исцелился от проказы Стефан Колечков, золотых дел мастер, принятый в монастырь из жалости; исцелился инок Сильвестр, страдавший болезнью ног; глухонемая и слепая женщина, которая после исцеления сказала: «Чудотворец встал из гроба и осенил меня своим крестом». Другая женщина, одержимая, у самых ворот монастыря воскликнула: «Монах бьет меня деревом!» Потом сказала: «Значит, вы не видели монаха, который меня бил, говоря: „Вы всегда проходите мимо моего гроба и презираете меня! " Вот он уходит!» У могилы она продолжала: «Он уже ушел, он был в черном». Служащий иеромонах осенил ее крестом — она успокоилась и исцелилась. • Кирилло-Белозерский монастырь, в котором с четырнадцати лет подвизался преподобный, и Ферапонтов монастырь, в котором он был настоятелем до отъезда в Москву с вел. князем Василием II Темным (и с 1455 г. по возвращении), входили в состав Новгородской епархии, Расположены они недалеко от г. Белозерска. Ныне Ки-рилло-Белозерский монастырь, находящийся в г. Кириллове Вологодской обл. Ферапонтов монастырь расположен в Кирилловском р-не. (Оба монастыря па территории Вологодской епархии, в Ферапонтовом монастыре возрождена приходская церковная жизнь) • Св. прп. Мартиниан преставился на 86-м году жизни. Честные мощи его были погребены близ церкви Пресвятой Богородицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436787/

И вот, однажды, подумав о себе, с великой верою вошел он в гробницу ко гробу преподобного Мартиниана и начал плакать горькими слезами, прижимаясь к раке святого и молясь, чтобы исцелил он его от этого тяжелого недуга святыми к Богу молитвами, и обещал поработать у гроба его все дни жизни своей в обители Пречистой Богородицы. А дав свой обет, в тот же день пришел он к келарю и стал умолять его и старцев, признавшись, что он не пострижен, но просто так облекся по-иночески ради того, чтобы они его приняли, и умолял совершить над ним пострижение. Келарь же и старцы повелели некоему священнику Симону постричь его и уговорили того взять на себя старческое попечение о нем, и нарекли его именем Сергий. Этот священник долго отказывался и не очень хотел брать на себя попечение о нем, особенно по той причине, о которой мы упомянули. Брат же тот на другой день, бывший воскресеньем, во многой скорби пришел ко гробу преподобного, словно некий залог имея свое обещание. И со многими жалобами и слезами долго молился он, прикладывая свою больную руку к раке святого, этим выказывая болезнь своего сердца. И вот, ночью после того дня, задремав, он увидел, как кто-то, подойдя, пошевелил его и сказал: «Встань и молись». Он от страха проснулся, и не увидел никого, и ощутил безмерную легкость от отсутствия своей болезни, рука же его была завязана тканью. Плоть его сгнила настолько, что одна рана тянулась от мышцы до его пальцев, и в четырех местах виднелись кости, и эта проказа была неизлечимой. Божией же милостью и Пречистой Богородицы и молитвами преподобного отца Мартиниана в один момент оказался он совершенно здоров, никакого не имея изъяна. Отпала, как кора, повязка, и обнажилось тело, чистое, как у маленького ребенка. Старцы же и братия, увидев это и самого того больного совершенно здоровым, сказали игумену, пришедшему тогда из царствующего города. И игумен внимательно проверил это на самом том, с кем это чудо произошло, и мы прославили Бога, и Его Пречистую Богоматерь, и угодника Его, чудотворца Мартиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторым знаменитым учеником преп. Кирилла был святой Мартиниан. Еще отроком пришел он в обитель преподобного, был им принят (около 1409 г.), научен и пострижен и после кончины его немало времени оставался в месте своего пострижении, пока, оставив монастырь Кириллов, не основал на острове озера Воже свою пустынь во имя Преображения Господня. Отсюда преп. Мартиниан, вняв усиленным просьбам иноков Ферпонтова монастыря, переселился в последнюю обитель и, когда скончался там игумен, был избран братиею на место его. Отсюда великий князь Василий Васильевич, зная его высокую жизнь по Бозе, вызвал в настоятели Сергиевой лавры, но он, ревнуя о своем спасении и обители Ферапонтовой, переселился опять на Белоозеро и здесь скончался в 1483 году, января 12 дня. Преп. Мартиниан был любимым учеником преп. Кирилла, ревностным его последователем и строгим исполнителем обычаев и порядков Кирилловой обители. Он, призывая на помощь в молитвах святого отца и помня добрую его жизнь, держал ее на сердце своем как «некую хартию писану» и по ней, как по лестнице доброй, восходил в подвигах добродетели. В Вожеозерском Спасском монастыре 40 он установил общежительный устав по образу Кирилловой обители, а в Ферапонтове и Сергиевой Лавре старался его поддержать и укрепить во всей его чистоте. Его трудами Ферапонтов монастырь стал знаменит между белозерскими и русскими обителями и некоторое время назывался Мартиниановым. Восхваляя подвиги святых отцов Кирилла и Мартиниана, древний повествователь говорит: «Многие от недр оных преподобных отцев вышли епископы, многие игумены и учители, и наставники общим житиям; многие ученики, и братия, и отцы их были прозорливы, многие Божией благодати исполнены и райския пищи сподобились». Преп. Савватий Соловецкий и Мартиниан Белозерский были учениками самого преподобного, от него они восприняли дух строго иноческой жизни. Но и после кончины святого аввы порядки и устав, оставленные им, не искажались в обители и твердо хранились учениками преподобного, не покинувшими его монастырь, и воздвигли многих светильников монашеской жизни, далеко разнесших предания и устав святого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Василий II, свергнутый двоюродным братом Дмитрием Шемякой, был им ослеплен, почему получил прозвище Темного, и сослан в Углич. Шемяка вскоре посетил князя Василия, дал ему в удел Вологду, связав клятвою не выступать против него. Потом Василий Темный отправился на богомолье в Белозерье. Хотя он должен был считаться опальным удельным князем, в белозерских монастырях его принимали с большим почетом, как великого князя Московского и всея Руси. Преподобный Мартиниан встретил его с великой честью и " благонадежна сотвори его утешительными словесы, благословляет его и повелевает идти проживу " . То есть происходит совершенно необычайное событие: клятва, данная князем Шемяке, скрепленная крестным целованием в том, что он не поднимется на борьбу за освобождение престола, была снята о. Василия преподобным Мартинианом и игуменом Кириллова монастыря Трифоном. Шемяка, не поддержанный церковью, потерял сторонников и бежал из Москвы в Галич, затем в Новгород, где " смерть бедную прият " , отравленный своим поваром, как написано в Житии Мартиниана. Когда князь Василий вновь занял московский престол, то призвал Мартиниана в Москву - дать согласие на игуменство в Троице-Сергиевом монастыре. " И тамо, у Живоначальныя Троица много послужили и многия труды показа " . Он был игуменом а лавре и духовным отцом великого князя. В Житии содержится рассказ о бесстрашии Мартиниана перед лицом князя в заступничестве за правду. Однажды Василий II обратился к преподобному с просьбой уговорить боярина, бежавшего к Тверскому князю, вернуться. Мартиниан вернул боярина, взяв на себя поручительство, но Василий велел заковать его. Узнав об этом, Мартиниан сел на коня и поскакал спешно в Москву, явился к князю и сказал с гневом: " Почто еси душу мою грешную продал и послал еси в ад? Почти еси болярина того, иже мною призванного душею моею, оковати повелел и слово еси свое преступил? Не буди мое, грешнаго, благословение на тебе и на твоем княжении! " , - и тут же покинул княжеский дом и Москву. Потеря благословения Мартиниана означала очень многое, князь хорошо помнил, чем это обернулось для Шемяки и " убоялся Бога " . Василий II тотчас снял опалу с боярина и отправился в лавру с покаянием. Игумен с честью встретил его, благословил и сам у князя прощения просил за свое дерзновение, показав тем пример незлобия и смирения.

http://pravicon.com/info-2899

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010