П.В. Безобразов Архиепископу херсонскому и таврическому Иннокентию от 2 марта 1848 г. Не знаю, как просить у вас прощения в том, что я до сей поры не писал к вам. Но вы лучше умеете прощать, нежели я просить, и это уменье ваше успокаивает меня и вместе побуждает к исправлению. Исправлюсь, благословите же меня во имя Триединого Бога и удостойте вашим вниманием. Я спешу поведать вам частью продолжение моих наблюдений в Сирии и Палестине, частью некие новости. Без сомнения, вы уже знаете о моем прибытии на Ливан и на святой Сион. Начинаю с первой горы. Ливан все тот же, в снегу и зелени, в морщинах и язвах. Тамошние православные жены ворчат на своих архиереев за то, что они запрещают им носить известный рог на головах. В некоторых деревнях они уже переменили этот головной убор на фески, а в иных еще колеблются или упорствуют в старой привычке. Все ливаногорцы обезоружены турецким правительством. Племя ансариев не ладит с православными жителями гор Аккарских. Марониты и друзы, словно гром и молния, соседятся в одном облаке. Православное племя на Ливане получило небольшой вес политический, которого давно домогалось, ибо оно имеет теперь своих представителей или советников у эмиров маронитского и друзского, между которыми разделена власть управления под бунчуком бейрутского паши. В совете маронитского эмира Хайдара заседают православные Сулейман Шуэри и Шдит Энеи, а в совете друзского эмира Эммина – Ханна Хури и Дагер Бунибген. Я видел их в Бейруте и припоминал слова псалмопевца царя: «воздвигаяй нища от земли». В бытность мою в сем городе почти каждый день собирались эмиры и их советники в доме паши и рассуждали об уравнении поземельных повинностей и сборов на Ливане. Но совет их походил на расстроенные гусли. В Сидоне я застал на одре болезненном тиро-сидонского митрополита Исаию и подал ему святую милостыню. Кажется, он безнадежен и приложится к недавно усопшим собратиям своим, архиепископу эмесскому (в Хомсе) и селевкийскому (в Сайданае). О, Господи Иисусе, Пастыреначальниче! Призри на сиротствующую церковь сирийскую и воздвигни ей, хотя от камений, пастырей добрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Османская империя Мусульм. гос-во эпохи средневековья и Нового времени (ок. 1300-1923); крупнейшее и наиболее могущественное мусульм. гос-во в истории. Его историческое ядро находилось в сев.-зап. районах М. Азии, но в период своего наибольшего расширения О. и. охватывала страны Вост. и Юж. Средиземноморья (М. Азия, Балканский п-ов, Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, часть совр. Марокко), большую часть стран Ближ. Востока (Кавказ, Закавказье, Ирак, Сев.-Зап. Иран, Аравия, Йемен), часть Вост. Европы (Венгрия, Валахия, Молдавия, Трансильвания (ныне Румыния ), Сев. Причерноморье). На ранних этапах истории столицами гос-ва Османов были Бурса (древняя Пруса; 1326 - ок. 1369), Эдирне (древний Адрианополь; ок. 1369-1453), но после захвата Константинополя в 1453 г. он стал неизменной столицей О. и. Основу идеологии и правовых отношений в О. и. на протяжении большей части ее истории составляло вероучение ислама , в к-ром отношение к христ. вере и культуре диктовалось в духе жесткой сегрегации, подчинения христиан как неверных. О. и. вела многочисленные войны с христ. странами; для оправдания этих войн широко использовались идеи джихада, священной войны против неверных. Однако О. и. никогда не ставила перед собой цели уничтожить христ. мир, используя религ. лозунги скорее для пропаганды, нежели в качестве действительной политической программы. На протяжении всей своей истории О. и. управляла не только мусульманами, но и огромным и разнообразным христ. населением, которое составляло в разное время от трети до половины подданных империи. Христ. общество О. и., объединенное в один, а позднее в неск. миллетов , к-рые возглавляли церковные иерархи, за долгие столетия османского правления создало особую разнообразную культуру, сохраняя свои веру, язык, самосознание, традиции. Эпоха О. и. внесла значительный вклад в историю большинства Церквей христ. Востока и так или иначе существенно повлияла на их совр. облик. Под управлением О. и. в течение ряда столетий находились Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская , Грузинская , Болгарская , Сербская Православные Церкви, православные общины Албании , Валахии, Молдавии, Трансильвании, ряд нехалкидонских вост. Церквей ( Армянская Апостольская Церковь , Коптская Церковь , Сирийская яковитская Церковь , Ассирийская Церковь (см. Церковь Востока ), ряд вост. Церквей, находящихся в унии с Римско-католической Церковью ( Мелькитская католическая Церковь , Маронитская католическая Церковь , Халдейская католическая Церковь и др.), общины христиан-католиков Венгрии, Хорватии, Далмации, региона Эгейского м. (бывш. Латинской Романии ) и др. стран.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

После возвращения в Сев. Ливан И. Д. был назначен апостольским визитатором Ливана, однако его дальнейшая миссионерская деятельность была прервана чередой смут и потрясений, охвативших страну. Триполийский паша направил в регион военную экспедицию для сбора больших податей. Спасаясь от нее, христиане бежали в горы. В 1659 г. И. Д. писал в конгрегацию о том, что вынужден был покинуть Сев. Ливан «по причине тирании». В 1660 г. патриарх и мн. христиане снова искали убежища в горах во время военной кампании пашей Триполи и Дамаска против ливанских феодальных кланов Шихаб и Хамада (шиитские шейхи Хамада контролировали области Джуббат-Башарри и Батрун - главную зону расселения маронитов). Жители Ихдина предлагали И. Д. занять вакантную кафедру архиепископа в их селении, но он отказался, и архиепископом был избран его родственник Булус. Военное разорение вызвало весной следующего года голод и эпидемии. В 1661-1662 гг. И. Д. служил в приходе Арда под Триполи; во время смут местная церковь была разрушена. В 1662 г. И. Д. отверг предложение триполийских миссионеров-иезуитов об участии в проповеди христианства среди алавитов, маргинальной шиитской секты, жившей к северу от Ливанских гор, поскольку считал эту миссионерскую деятельность бесперспективной. В 1663 г. патриарх направил И. Д. в Халеб (Сирия) по просьбе местных маронитских старейшин для духовного окормления общины города. В условиях отсутствия в Халебе маронитского епископа И. Д. фактически стал во главе общины. Он учредил школу, где преподавал сир., араб. и итал. языки, вел богословские диспуты с представителями других христианских исповеданий. Тексты проповедей И. Д., как утверждали современники, использовал правосл. Антиохийский патриарх Макарий III (1647-1672). В 1662 г. сиро-яковитский Халебский еп. Андрей Ахиджан, соученик И. Д. по Маронитской коллегии, стал Антиохийским патриархом и принял унию с Римом (см. ст. Сирийская католическая Церковь ). И. Д. активно поддерживал патриарха Андрея в церковно-политической борьбе, однако осуждал тактику римских миссионеров, стимулировавших деньгами переход яковитов в католичество. Летом 1665 г. Конгрегация пропаганды веры предписала И. Д. вернуться для миссионерского служения в Ливан, однако по настойчивым просьбам халебских маронитов он был оставлен в их городе (Послание маронитов Халеба папе Римскому Александру Седьмому: Публ. араб. текста по рукописи из собр. МГУ им. М. В. Ломоносова/Под рук. Д. В. Фролова. М., 2005).

http://pravenc.ru/text/675035.html

Алеппо. Цитадель и центр города ЖМП 11 ноябрь 2015 /  16 декабря 2016 г. 17:00 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 3   " Церковный вестник " продолжает рассказывать о христианских святыхнях Сирии. В двух предыдущих публикациях (см.: ЖМП. 2015. 10) мы рассказали о памятниках искусства и архитектуры восточной части Сирии (государства Мари, знаменитого города Дура-Европос, города Сергиополиса и др.), а также о памятниках и святынях Дамаска и его окрестностей. В новой публикации речь пойдет о северной части Сирии, наиболее насыщенной раннехристианскими памятниками. Большинство их расположено на территориях к западу и юго-западу от Алеппо. PDF-bepcuя. Север Сирии. Алеппо и его окрестности. Монастыри и «мертвые города» Север Сирии давно стал мультинациональным и многоконфессиональным. Кроме основного мусульманского арабского населения (более 70% жителей) здесь живут армяне (в Алеппо), курды, черкесы (к северу и северо-востоку от Алеппо) и многие другие национальности, исповедующие разные религии. Но сложившееся равновесие было нарушено гражданской войной и вторжением боевиков ИГ, подступивших к Алеппо. Еще в 2012 году атаке подверглись резиденции мелькитского и маронитского архиепископов в Алеппо и сам монастырь Святого Симеона. Боевики захватившими северо-восточную часть города, однако западная часть находилась под контролем правительственных войск. В апреле 2015 года был наполовину разрушен армянский кафедральный собор Сорока мучеников, заложенный еще в XV веке. В настояще время правительственными силами установлен контроль над южной частью города, идут бои за северо-восточную часть Алеппо. Алеппо Алеппо считается вторым по значимости городом Сирии, хотя он древнее и больше по площади, чем Дамаск. Уже в III тысячелетии до н.э. под названием Арми он был столицей государства Эбла, а в XVIII–XVII веках до н. э. — столицей аморейского царства Йамхад. В начале III века до н.э. царь Селевк Никатор (бывший телохранитель Александра Македонского) основал здесь греческую колонию, которая называлась Верия. С начала IV beka известны епископы Верии (крестивший Андрея Стратилата епископ Нон, обличитель святителя Евстафия Антиохийского епископ Кир и др.). После захвата города арабами в 637 году здесь продолжало жить много христиан. B XVII веке митрополиты Халеба носили титул Католикоса и занимали в Антиохийской Православной Церкви второе место после Патриарха. Антиохийский Патриарх Афанасий III в 1720 году сделал Халеб своей резиденцией, но уже в 1724 году значительная часть общины попала в унию (создав Мелькитскую католическую церковь) и новым центром арабоправославной культуры стал Бейрут.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ливан возобновляет проект «Академии человека и диалога» 24.02.2020 524 Время на чтение 3 минуты Источник: REGNUM Недавно в Ливане было сформировано и утверждено новое правительство, страна постепенно стала выходить из разразившегося в конце прошлого года масштабного политического и экономического кризиса. В связи с этим в феврале текущего 2020 года по распоряжению президента Ливана генерала Мишеля Наима Ауна возобновлена деятельность поддержанного Генеральной Ассамблеей ООН международного миротворческого проекта «Академия человека и диалога». Эта инициатива предполагает создание в ливанской столице центра по продвижению на международной арене универсальных идеалов миротворчества, гуманизма и толерантности между представителями различных культурно-этнических, религиозных и мировоззренческих групп. Неформальным поводом к созданию «Академии человека и диалога» послужила состоявшаяся в начале 2019 года в Абу-Даби «Глобальная конференция по человеческому братству», по результатам работы которой был принят «Документ о человеческом братстве» подписанный в частности папой Римским Франциском и великим шейхом расположенного в Египте древнейшего и авторитетнейшего университета суннитского мира Аль-Азхар Ахмедом аль-Тайибом. Ливан — это, пожалуй, единственное государство мира, где на уровне основного закона, Конституции, закреплен принцип конфессионального квотирования высших государственных постов. Так, к примеру, должность президента Республики может занимать только христианин-маронит по вероисповеданию, должность премьер-министра — мусульманин-суннит, председателя парламента — мусульманин-шиит, посты заместителя премьер-министра и председателя парламента — православные христиане. Аналогичное соотношение было установлено также и для представительства религиозных конфессий в парламенте, республиканском правительстве, министерствах и аффилированных с государством различных ведомствах. Особо стоит отметить тот факт, что значительная часть генералитета ливанской армии состоит из христиан, а Маронитская церковь является одним из крупнейших собственников земли в стране. Республика Ливан также является одной из самых больших стран Большого Ближнего Востока по проценту населения, исповедующего христианство. Согласно объективным данным, сейчас общее число христиан в стране составляет около 45%, то есть фактически добрая половина населения.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/24/livan_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов , имевшая место в ходе общего обострения мусульмано-христ. отношений на Ближ. Востоке в сер. XIX в. (см. в ст. Антиохийская Православная Церковь //ПЭ. Т. 2. С. 523). Противоречия между этими этноконфессиональными группами накапливались с 1-й трети XVIII в., когда началось массовое переселение маронитских христиан из сев. округов Ливана в населенные друзами центральные и юж. районы. Первоначально друзские феодалы поощряли миграцию шелководов-христиан, привносивших в их владения новые методы ведения сельского хозяйства. Ситуация изменилась в 30-х гг. XIX в., когда в период оккупации Ливана егип. войсками большая часть друзской знати была изгнана из страны, а земли перераспределили между поддержавшими новые власти маронитскими лидерами. Меры, применяемые египтянами по установлению фактического равноправия подданных вне зависимости от их религ. принадлежности, привели к росту политического самосознания местных христ. общин, а раздача маронитам оружия и привлечение ливан. христиан к подавлению антиегип. восстаний друзов превратили маронитское ополчение в мощную военную силу. Ливан. эмир Башир II Шихаб (1788/89-1840), ранее тайно перешедший в христианство, стал открыто участвовать в богослужении, проводимом по маронитскому обряду. Христиане составляли большинство в подчиненных ему войсках и адм. аппарате. Разгром египтян в 1841 г. и последовавшее возвращение в страну друзской элиты, рассчитывавшей восстановить свои феодальные прерогативы, сделали межконфессиональный конфликт неизбежным. Усилению внутриливан. противостояния способствовала политика османских властей, стремившихся восстановить свое влияние в Ливане, и европ. держав, желавших усилить свои позиции на Ближ. Востоке: прежде всего Франции, традиционно поддерживавшей маронитов, и Великобритании, сделавшей ставку на друзов.

http://pravenc.ru/text/180495.html

О Маронитской Церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 22, 23 1999 — 2000 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 22, 23 1999 — 2000 1. Введение Маронитская Церковь, не будучи многочисленной, остается тем не менее одной из самых влиятельных на современном Ближнем Востоке. Более того, иногда проблемы и перспективы христианства в арабских странах односторонне сводят к одним лишь маронитам 1 . Подобное отождествление иллюстрирует значение ливанского христианства и особенно его маронитской составляющей. Рассматривая историю маронитов, необходимо учитывать, что Ливанские горы на протяжении всей своей истории служили убежищем для различных религиозных меньшинств и изгнанников, причем здесь не только сохранялись их традиции и национальная идентичность, но и задерживалось излечение их религиозных болезней. Ливан сегодня — маленькая страна; ее западная часть омывается Средиземным морем, на севере и востоке она граничит с Сирией, а на юге — с Палестинской автономией и Израилем. Столица Ливана Бейрут — один из крупнейших средиземноморских портов. Большую часть страны занимают горные хребты. Ливан играет ключевую роль в жизни Ближнего Востока, являясь перекрестком интересов арабских государств, стран Азии, Европы и Америки. История Ливана — бывшей Финикии — связана в первую очередь с Израилем и Сирией. В ветхозаветную эпоху Ливан славился своими лесами, особенно исполинскими кедрами. В Библии упоминается о ливанских снегах и о плодородии этой страны. На побережье Ливана находились великие финикийские (хананейские) портовые города Тир, Сидон (современ­ная Сайда) и Библос (современный Жбейл). Царь Соломон получал из Тира кедр и другие породы дерева для строительства храма и царскогодворца в Иерусалиме (3 Цар 5:1–18). В церковной истории Ливан связан с сирийскими землями, входившими в юрисдикцию древней Антиохийской Церкви. Сюда же, в земли Кирские, нас приводит и история появления Маронитской Церкви. Территорию современных Сирии и Ливана можно в полном смысле слова считать Святой землей. Здесь происходили многие события, о которых повествуют Евангелие и Деяния Апостольские. “Страны Тирские и Сидонские” посещал с проповедью Сам Господь наш Иисус Христос (Мк 15:21). По дороге в Дамаск, столицу нынешней Сирии, произошло обращение Савла (Деян 9:1–9). С именем святого первоверховного апостола Павла связаны многие доныне сохранившиеся святыни. В апостольские же времена в Антиохии появились первые крупные общины, члены которых впервые стали называться христианами . Сюда в 38–46 годах приходит с проповедью святой апостол Петр, от которого ведут свое преемство епископы Антиохийской Церкви. Уже в первые годы христианской миссии Антиохия Сирийская стала местом споров о сути христианской веры и членства в Церкви. Для разрешения проблемы крещения язычников в Антиохийской общине в 49 году был созван Апостольский Иерусалимский Собор (Деян 15:2–6).

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Патриарх Кирилл: Мы все несем ответственность за христианскую эру человечества Я много говорил с мусульманами по поводу того, что происходит сегодня на Западе, и спросил, действительно ли им тяжело слышать слово Christmas. Мне отвечали: «Нам будет очень плохо, если это слово уйдет из вашей культуры». 16 ноября, 2011 Я много говорил с мусульманами по поводу того, что происходит сегодня на Западе, и спросил, действительно ли им тяжело слышать слово Christmas. Мне отвечали: «Нам будет очень плохо, если это слово уйдет из вашей культуры». 15 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился в Бейруте с маронитским Патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи, сообщает Патриархия.ru. Маронитский Патриарх Бешара Бутрос ар-Раи приветствовал Патриарха Кирилла.  Он ознакомил Святейшего Владыку с вопросами, которые обсуждались в ходе двадцатой конференции католических патриархов Востока, посвященной положению христиан в ближневосточном регионе. Маронитский Патриарх подчеркнул необходимость сотрудничества христиан разных конфессий с целью сохранения христианского присутствия в странах Ближнего Востока. Он также выразил обеспокоенность тем, что события, происходящие в ряде стран региона, могут привести к дестабилизации всего Ближнего Востока. Со своей стороны Предстоятель Русской Церкви отметил, что с большим волнением ступил на многострадальную землю, которая пропитана кровью мучеников за веру с древних времен. «Для нас, русских людей, Ливан — это часть Святой Земли. Так мы воспринимали всегда Ливан в прошлом и так воспринимаем его сегодня», — сказал Святейший Владыка. «Для нас умаление христианского присутствия на этой земле — больше, чем проблема. Это явление вызывает скорбь в сердцах русских православных людей. Думаю, что настало время, особенно в свете происходящих в ближневосточном регионе событий, возвысить наш общий голос в пользу мира и справедливости на Ближнем Востоке, во имя сохранения здесь христианского присутствия», — сказал Его Святейшество. Он отметил, что между Московским Патриархатом и Маронитской Церковью установлены добрые отношения. Маронитская Церковь представляет внутри Католической Церкви древнюю антиохийскую традицию, к которой принадлежали великие отцы Церкви, подвижники, аскеты, церковные мыслители, напомнил Святейший Патриарх Кирилл. «Наше общее святоотеческое, аскетическое наследие может и должно играть важную роль в том числе и в православно-католическом диалоге, — уверен Святейший Владыка.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-my-vse...

Маронитская церковь: Для спасения Ливана нужен «договор чести» Если Ливан не хочет погибнуть, нужно срочно заключить новый «договор чести» между христианскими и мусульманскими сообществами, чтобы вместе устранить все угрозы, которые подрывают существование страны кедров. С таким ультимативным воззванием выступила вчера Маронитская церковь, предложив «Национальную карту», чтобы положить конец парализующей спирали распада, который разрушает страну. 7 февраля, 2014 Если Ливан не хочет погибнуть, нужно срочно заключить новый «договор чести» между христианскими и мусульманскими сообществами, чтобы вместе устранить все угрозы, которые подрывают существование страны кедров. С таким ультимативным воззванием выступила вчера Маронитская церковь, предложив «Национальную карту», чтобы положить конец парализующей спирали распада, который разрушает страну. Текст, состоящий из четырех глав и изложенный на 12 страницах, был вчера передан в печать патриархом Бешаром Бутросом эль-Раи в его резиденции Бкирки. Этот документ является результатом работы, начатой в августе прошлого года, и отражает все беды, поразившие страну. Он был выполнен по инициативе самого патриарха с участием епископов, политиков и маронитских интеллектуалов. «Нынешняя ситуация — очень тяжелая, — заявил патриарх в ходе конференции. — Под угрозой оказалось само существование Ливана. Церковь не может безучастно наблюдать за углублением кризиса». Маронитская церковь не раз выступала с воззваниями к обществу в тяжелые моменты истории Ливана. Так, в 2005 году она потребовала вывода сирийских войск из страны. И на этот раз в первой части документа Маронитская церковь отстаивает свою роль хранителя ливанской идентичности, гаранта нации, которая на Ближнем Востоке, раздираемом сектантством, сможет выжить только при условии мирного сосуществования христиан и мусульман и при наличии диалога между различными конфессиональными сообществами. Поэтому сутью документа является призыв ко всем лидерам христиан и мусульман (шиитам и суннитам) продолжать «верить» в Ливан и заключить новый «договор чести».

http://pravmir.ru/maronitskaya-cerkov-dl...

В ОВЦС прошла встреча митрополита Волоколамского Илариона с Маронитским Патриархом Бешарой 27 февраля 2013 г. 22:53 27 февраля 2013 года в Отделе внешних церковных связей состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с Маронитским Патриархом Антиохийским и всего Востока Бешарой Бутросом кардиналом ар-Раи, прибывшим по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву с официальным визитом. Во встрече приняли участие члены маронитской делегации генеральный викарий Патриарха архиепископ Павел Набиль Сайях, пресс-атташе Патриарха Валид Гайяд, исполнительный директор Всемирного Маронитского фонда Амаль Абу Зейд. Маронитского Патриарха сопровождал также представитель Антиохийской Православной Церкви в Москве архиепископ Филиппопольский Нифон . От ОВЦС во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела игумен Филарет (Булеков) , секретарь по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, секретарь по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, сотрудник Секретариата по межхристианским отношениям диакон Алексий Дикарев. Митрополит Иларион сердечно приветствовал Патриарха Бешару, впервые посещающего Россию и Русскую Церковь. Владыка отметил важное значение визита для развития двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маронитским Патриархатом, особенно в сложный период, который в наши дни переживают ближневосточные христиане. В результате военных конфликтов в Ираке и Сирии христианское население региона стремительно сокращается, и существует опасность, что это может затронуть и Ливан. Между тем опыт мирного сосуществования в Ливане представителей различных христианских Церквей, суннитской и шиитской общин является чрезвычайно ценным и его необходимо сохранить. Особая роль в этом балансе сил по праву принадлежит Маронитской Церкви, к которой относится большинство христиан Ливана. Митрополит Иларион подчеркнул, что Русская Православная Церковь и Российское государство обеспокоены положением христиан на Ближнем Востоке и последовательно выступают за мирное разрешение конфликта в Сирии, оказывая ее христианскому населению гуманитарную помощь. Владыка заверил высоких гостей в том, что Русская Церковь и в дальнейшем будет продолжать делать все от нее зависящее для сохранения христианского присутствия в регионе.

http://patriarchia.ru/db/text/2817775.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010