Макарий Египетский, 14, 17.     «Дары и призвание Божие непреложны»:     Макарий Египетский, 19, 2, 3.     Макарий Египетский, 19, 2, 4—19, 3, 1.    «Вольных искушений три суть соборнейшия вины: здравие, богатство и слава» (Илия Екдик. Цветособрание, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 640).    Макарий Египетский, 37, 1.    Ксанфопулы, 16, 10/Добротолюбие славянс.кое. Т. 1. С. 383.    Илия Екдик. Цветособрание, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 640.    «Егда вижду ничимже искушаемых мирян», например, говорит один из преподобных, то понимаю, что «потребы не имать сатана искушатн самоискушаемых, и присно на дольняя влекомых житейскими вещьми» (Иоанн Карпафийский. Слово/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 295).    «Не всяку скорбь находити человеком за грехи мни: суть бо нецыи благоугож-дающии, и искушаемии» (Марк Подвижник. О законе, 174/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 57).    Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 42.    Там же. С. 43.    Ксанфопулы, 15/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 372.    Ксанфопулы, 10/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 384.    «Якоже зле питающимся пользует горькая пелынь: сице злонравным пользу-ет злая страдати» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 55/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 268).    Макарий Египетский, 39, 3.    Иоанн Карпафийский. Главы, 19/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 264.    Исаак Сирин, Слово 49. С. 220.    Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 21; ср.: «Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы и через них, снова обратились к благочестию» (Макарий Египетский, 41, 7).     Макарий Египетский, 39, 1, 8; 55, 2, 9; ср.: Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 94.     Исаак Сирин. Слово 1. С. 2; Слово 21. С. 82.     Исаак Сирин. Беседа 39, 14—15.    «Пребывай в разуме, и не утрудишися во искушениях» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 54/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 268).     Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 31, 43; Исихий Пресвитер. К Феодулу, 75/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 271.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

810 Паисий Святогорец . Т. 4. С. 217. 811 «Человек, который не проходит через испытания, находится вне реальности» (Там же. С. 214). 812 Макарий Египетский , 14, 17. 813 «Дары и призвание Божие непреложны»: 814 Макарий Египетский , 19, 2, 3. 815 Макарий Египетский , 19, 2, 4—19, 3, 1. 816 «Вольных искушений три суть соборнейшия вины: здравие, богатство и слава» ( Илия Екдик . Цветособрание, 8/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 640). 817 Макарий Египетский, 37, 1. 818 Ксанфопулы, 16, 10/Добротолюбие славянс.кое. Т. 1. С. 383. 819 Илия Екдик. Цветособрание, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 640. 820 «Егда вижду ничимже искушаемых мирян», например, говорит одинизпреподобных, то понимаю,что «потребы не имать сатана искушатн самоискушаемых, и присно на дольняя влекомых житейскими вещьми» (Иоанн Карпафийский. Слово/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 295). 821 «Не всяку скорбь находити человеком за грехи мни: суть бо нецыи благоугож-дающии, и искушаемии» (Марк Подвижник. О законе, 174/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 57). 822 Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 42. 823 Там же. С. 43. 824 Ксанфопулы, 15/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 372. 825 Ксанфопулы, 10/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 384. 826 «Якоже зле питающимся пользует горькая пелынь: сице злонравным пользу-ет злая страдати» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 55/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 268). 827 Макарий Египетский, 39, 3. 828 Иоанн Карпафийский. Главы, 19/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 264. 829 Исаак Сирин. Слово 49. С. 220. 830 Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 21; ср.: «Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы и через них, снова обратились к благочестию» (Макарий Египетский, 41, 7). 831 Макарий Египетский , 39, 1, 8; 55, 2, 9; ср.: Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 94. 832 Исаак Сирин . Слово 1. С. 2; Слово 21. С. 82. 833 Исаак Сирин . Беседа 39, 14—15. 834 «Пребывай в разуме, и не утрудишися во искушениях» ( Исихий Пресвитер . К Феодулу, 54/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 268).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

34–36. Эти два стиха сложным образом связаны с различными отрывками Мф и Лк, ср. Лк 12:35–38; Мф 24:42–44=Лк 12:39–40; Мф 24:45–51=Лк 12:42–46; Мф 25:14–30=Лк 19:12–27 и представляет собой “гомилетическое эхо нескольких притч” (Тейлор). Четыре стражи, перечисленные в ст. 35, отражают римский обычай деления ночного времени. 37. Заповедь бодрствования обращена не только к четырем Апостолам, но и к остальным из Двенадцати, к читателям Мк в Римской Церкви и ко всей Церкви на протяжении последних времен. 74. Заговор первосвященников и книжников (14:1–2) (Мф 26:1–5; Лк 22:1–2) Общепризнанно, что повествование о Страстях сложилось в своей целости на самом раннем этапе устного предания. Апостол Марк опирался, скорее всего, на тот вариант этого предания, который бытовал в Римской Церкви (можно предполагать, что к нему непосредственно восходит по крайней мере 14:1–2,10–11,17–21,26–31,43–46,53a; 15:1,3–5,15,21–24,26,29–30,34–37,39,42–46), дополняя его воспоминаниями апостола Петра и, возможно, других очевидцев. 1. πσχα ‘Пасха’, из арам. pîs’, что в евангельские времена должно было произноситься как pas’ — слово, часто используемое в переводе Семидесяти наряду с φασεκ и φασεχ, которые ближе к евр. форме pesa. Здесь и в ст. 12 (второе употребление), 14 и 16 это слово обозначает праздничную трапезу. Первое употребление этого слова в ст. 12 обозначает пасхального агнца, а в Лк 22:1 — праздник в целом. Трапеза происходила между заходом солнца и полуночью 15 нисана (у евреев день начинается с вечера, см. Быт 1:5). τ ζυμα ‘опресноков’. Праздник опресноков (евр. maô t) продолжался с 15 по 21 нисана. См. Исх 12:15–20; 23:15; 34:18; Втор 16:1–8. Поскольку день 14 нисана, в который закалывались жертвенные агнцы, иногда назывался первым днем праздника опресноков, не ясно, от какой даты следует отсчитывать два дня; скорее всего имеется в виду все же 15-е и, следовательно, действие происходит 13 нисана. 2. Если ν τ ορτ ‘в праздник’ означает просто ‘во время праздника’, то можно предположить, что план схватить Иисуса после праздника был изменен в результате предательского предложения Иуды. Однако лучше, как предлагает Иеремиас 49 , переводить ν τ ορτ как ‘в присутствии толпы, собравшейся на праздник’, ср. Ин 2:23; 7:11 и также Лк 22:6 τερ χλου ‘не при народе’.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

«Богословца от словес» Из изборника великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) Изборник великого князя Святослава Ярославича (1073 г.), имеет в своем составе статью «Богословца от словес». Она считается первым отечественным библиографическим памятником вообще, а также первым ставшим известным на Руси списком канонических книг Библии , неканонических книг и апокрифов. Дабы не прельститься ложными книгами, ибо много встречается безумных искажений, прими этот мой отобранный список: Исторических 1 книг первой еврейской мудрости двенадцать. Первое – Бытие 2 , далее Исход и Левит, далее Числа, потом Второзаконие, далее Иисус [Навин] и [Книга] Судей. Восьмая – Руфь, девятая и десятая – Книги Царств 3 , [потом] Паралипоменон, в конце же имеем Ездру. Стихотворных [книг] пять, из которых первая Иов, потом Давид 4 , и далее три [книги] Соломона: Экклезиаст 5 , Песни [Песней] и Притчи. И потом [книги] духа пророческого, [первая объединяет] двенадцать пророков: Осия, Амос, третья же – Михей, потом Иоиль, затем Иона и Авдий, Наум и Аввакум, Софония и Аггей, затем Захария и Малахия. [Вторая – ] Исайя, [далее] названный 6 измлада Иеремия, Иезекииль и Даниил, который благодать. Итак, вначале я указал двадцать две книги, которые соответствуют 7 еврейским буквам. Теперь же считай [книги] Новых таинств. Матфей описал чудеса Христа, Марк же [писал для] Италии, Лука же ахейцам, а для всех [писал] Иоанн, великий проповедник и житель неба. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 общих [посланий], из которых одно Иакова, два Петра, три Иоанна, седьмое же [послание] Иуды. Вот, уже имеешь все, поэтому все кроме них не в числе [истинных книг].   Исидора [Пелусиота список] из 60 [истинных] книг, и сколько вне их [числа]. 1 . Бытие 8 , Исход, Левит, Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус [Навин], 7. Судьи и Руфь, 8. Царств Первая, 9. Царств 2, Царств 3, Царств 4, 12. Паралипоменон, 13. Иов, 14. Псалтирь, 15. Притч, 16. Экклезиаст 9 , 17. Песнь песней, 18. Ездра, 19. Осия, 20. Амос, 21. Михей, 22. Иоиль, 23. Иона, 24. Авдий, 25. Наум, 26. Аввакум, 27. Софония, 28. Аггей, 29. Захария, 30. Малахия, 31. Исайя, 32. Иеремия, 33. Иезекииль, 34. Даниил, 35. Евангелие от Матфея, 36. Евангелие от Марка, 37. Евангелие от Луки, 38. Евангелие от Иоанна, 39. Деяния апостольские, 40. Послание Иакова, 41. Послание Петра первое, 42. Петра второе, 43. Послание Иоанна, 44. Иоанна второе, 45. Его же третье, 46. Послание Иуды, 47. Послание Павла, 48. К Римлянам, его же к Коринфянам первое, 49. Его же послание второе, 50. Его же послание к Галатам 51. Его же к Ефесянам, 52. Его же к Филиппийцам, 53. Его же к Колоссянам, 54. Его же к Солунянам первое, 55 Его же такое же второе, 56. Его же к Тимофею первое, 57. Его же к тому же второе, 56. Его же к Титу, 59. Его же к Филимону, 60. Его же к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/bogosl...

Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адам (с. ...) Цикл состоит из 8 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 26) печатается впервые. Алкион (с. ...) Цикл состоит из стихотворений. Сюжет стихотворения 2 заимствован из «Физиолога». Алкион (заимствовано из греческого) – древнерусское название птицы зимородок. Текст (по списку ГИМ, л. 28 об.) печатается впервые. Анафема (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Анафема (греч.) – отречение, проклятие. Текст (по списку ГИМ, л. 29–29 об.) печатается впервые. 1 Викентий святой – монах Ларинского монастыря (V в.) близ Марселя. Прославился своими обличениями еретиков-несториан, отрицавших божественную природу Христа. Апостола (с. ...) Цикл состоит из 9 стихотворений. Апостолы – согласно Новому Завету, двенадцать учеников Христа. Текст (по списку ГИМ, л. 32–32 об.) печатается впервые. 1 Челюсть осла мертвого Сампсон похитил есть, Филистынов тысящу тою поразил есть… – библейский образ Самсона (церковнослав. форма – Сампсон), ослиной челюстью убившего тысячу воинов-филистимлян (Книга Судей, 15:1–16), здесь используется как символ победы Иисуса Христа над силою дьявола. Арианин (с. ...) Ариане – представители крупнейшего еретического движения в IV веке, последователи учения александрийского священника Ария. Текст (по списку ГИМ, л. 33 об.) печатается впервые. 1 Феодорик краль Африки… – имеется в виду Теодорих I Великий, король остготов (454–526). Безместие (с. ...) Цикл состоит из 5 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 38 об.) печатается впервые. 1 Александр Ликург – легендарный законодатель древней Спарты. В предисловии к первым книгам «Царств» Франциск Скорина называет имя царя Ликурга в числе тех, кому история приписывала составление законов в странах классической древности. 2 Кикерон Иулия кесаря блажаше… – Марк Тулий Цицерон, выдающийся оратор, адвокат, писатель и политический деятель Древнего Рима (106–43 гг. до н. э.), прославлявший в своих речах Юлия Цезаря. 3 Кинна бе имя врагу… – сюжет заимствован из «Римских деяний». Л. Корнелий Цинна – сын консула, родственник и политический противник Цезаря, однако в убийстве последнего (в 44 г. до н. э.) не участвовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

12. Иерей Игорь Якимчук, исполняющий  обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям; 13. Иерей Иоанн Миролюбов, консультант Отдела внешних церковных связей, — секретарь Комиссии; 14. Иерей Петр Чубаров, настоятель единоверческого храма во имя святителя Николая (Санкт-Петербург); 15. Л.М. Севастьянов, сотрудник Отдела внешних церковных связей; 16. Д.И. Петровский, сотрудник Отдела внешних церковных связей. ЖУРНАЛ 43 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости упорядочить практику награждения епископов, клириков и мирян иерархическими и общецерковными наградами Русской Православной Церкви. Справка: На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 3-8 октября 2004 года, было принято «Положение о наградах Русской Православной Церкви», регулирующее порядок награждения епископов, клириков и мирян иерархическими и общецерковными наградами Русской Православной Церкви. Ряд изменений в текст «Положения о наградах Русской Православной Церкви» были внесены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года. На сегодняшний день констатируются регулярные отклонения от соблюдения «Положения о наградах», выражающиеся, в первую очередь, в игнорировании межнаградных сроков при представлении ходатайств о награждении, в несоблюдении порядка и сроков подачи этих ходатайств, а также в обращениях к Патриарху Московскому и всея Руси с ходатайствами о награждении со стороны не уполномоченных на то лиц. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С целью более внимательного изучения ходатайств о награждении, поступающих на имя Патриарха Московского и всея Руси, образовать Наградную комиссию при Патриархе Московском и всея Руси в следующем составе: 1) Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии, — председатель комиссии; 2) Епископ Егорьевский Марк, секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям; 3) Епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;

http://patriarchia.ru/db/text/657505.htm...

Церковное Предание сохранило сведения о П. как об апостоле, чьим основным способом проповеди, однако, была устная речь. В кн. Деяния св. апостолов сохранились 3 его проповеди (Деян 2. 14-36; 3. 12-26; 10. 34-43). Они демонстрируют свободное владение П. устной речью, способность убедительно выражать мысль, четко структурировать содержание. Однако проповеди П., приведенные в Деяниях, не проясняют вопрос о том, был ли он грамотным, и если да, то когда именно он научился читать и писать. О возрасте П. и других апостолов в тот момент, когда они встретились с Иисусом, в Евангелиях ничего не говорится. Однако известно, напр., что у Иакова и Иоанна был жив отец, находившийся в дееспособном состоянии (Мф 4. 21), а у П. была жива теща (Мф 8. 14-15). Согласно церковному Преданию, апостолы пережили Иисуса в среднем лет на 30, причем большинство из них умерли не своей смертью. Исходя из этого, можно предположить, что в момент призвания все они были приблизительно ровесниками Иисуса, а некоторые моложе Его. Призвание П. на апостольское служение Призвание П. на апостольское служение описывают 3 рассказа: один приведен у ап. Иоанна, другой - у ап. Луки, 3-й - у апостолов Матфея и Марка. Чудесный услов рыбы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г. Фото: Fr. Lauerence Lem, O. P./Fliekr Чудесный услов рыбы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г. Фото: Fr. Lauerence Lem, O. P./Fliekr Согласно Евангелию от Иоанна, П. познакомился с Иисусом не в Галилее , как это может явствовать из повествований синоптиков, а в Иудее, где крестил Иоанн (Ин 1. 35-42). Этот рассказ распадается на 3 эпизода. В 1-м фигурируют 2 ученика Иоанна Крестителя: Андрей и другой, остающийся безымянным. Под последним можно подразумевать Иоанна, автора Евангелия ( Иларион (Алфеев). 2016. С. 513-514). Во 2-м эпизоде Андрей встречается со своим братом. В 3-м П. появляется перед Иисусом, и Иисус дает ему новое имя. О том, что Симон получил от Иисуса новое имя, упоминают и синоптики, но происходит это, согласно их повествованиям, при иных обстоятельствах. Ап. Марк рассказывает о том, как Иисус, будучи в Галилее, «взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать» (Мк 3. 13-14). Поименный список 12 апостолов открывается словами: «поставил Симона, нарекши ему имя Петр» (Мк 3. 16). Ап. Лука упоминает о переименовании Симона также в связи с избранием 12 апостолов (Лк 6. 12-14). Ап. Матфей увязывает наречение Симону нового имени с эпизодом, происходившим в Кесарии Филипповой, когда П. единственный из учеников исповедал Иисуса Сыном Божиим (Мф 16. 13-20).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

был левитом по происхождению и «сыном [Петра] в крещении»; он написал Евангелие в Италии, а затем стал епископом в Александрии ( Regul J. Die antimarcionitischen Evangelienprologe. Freiburg, 1969. S. 30, 47-50; cp.: Novum Testamentum Domini nostri Iesu Christi latine secundum editionem sancti Hieronymi/Ed. H. Wordsworth, H. I. White. Oxonii, 1889. Pars 1: Quattuor Evangelia. P. 171-173; см.: Black. 1994. P. 118-125). Сходные сведения о М. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, переведенной на латынь Руфином Аквилейским ( Euseb. Hist. eccl. II 15-16, 24; III 39; VI 14). В Хронике Евсевия-Иеронима под 43 г. сообщается, что М. проповедовал в Египте и Александрии; под 62 г. указано поставление Аниана, преемника М. и «первого епископа Александрии» (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 179, 183. (Eusebius Werke; 7)). Блж. Иероним обобщил сведения о евангелисте в соч. «О знаменитых мужах»: М. был переводчиком ап. Петра в Риме и по его рассказам написал Евангелие, которое ап. Петр одобрил. Впосл. он отправился в Египет и основал Александрийскую Церковь; скончался в 8-й год правления имп. Нерона и был похоронен в Александрии; его преемником стал Аниан ( Hieron. De vir. illustr. 8; подробнее см.: Black. 1994. P. 165-170). Согласно Декрету Геласия, М. был послан в Александрию ап. Петром и принял там мученическую смерть (Decret. Gelas. S. 7, 32, 89, 259). Исидор Севильский воспроизвел сведения о М., заимствованные у Иеронима и других авторов, но подчеркнул, что евангелист скончался естественной смертью ( Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 83//PL. 83. Col. 154). Поминовение М. в лат. традиции совершалось 25 апр., но в самом раннем источнике, Иеронимовом мартирологе, оно указано под 23 сент. (MartHieron. Comment. P. 523-524; cp.: Ibid. P. 209). Начиная с VIII-IX вв. во мн. календарях память евангелиста значится под 25 апр. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis zum 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 813-814.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

41). Господь Сам возвещает приближение предателя (ст. 42). Сцена предательства рассказана подробно (ст. 43–49). Ужас усугубляется тем, что Иуда – один из Двенадцати (это подчеркнуто), усугубляется фактом его поцелуя – вопиющим противоречием формы и содержания, усугубляется словами предателя, обращенными к страже: «Возьмите Его, и, – дополняет Марк, – ведите осторожно» (ст. 44). Иисус открыто высказывает, что была полная возможность взять Его в храме, когда Он учил народ. Его хватают как разбойника: мера уничижения, объясняющаяся только тем, что таким образом исполняются Писания (ст. 48–49). За унизительным арестом – суд у первосвященника (ст. 53–65). Смертный приговор предрешен заранее (ст. 55). Необходимо его обосновать. По закону Моисееву требовалось совпадающее показание двух свидетелей (ср. Втор. Мк.19:15 и Ин. Мк.8:16–18 ). Свидетели нашлись. Мк. называет их лжесвидетелями (ст. 56–57). Они приводят слова Иисуса: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (ст. 58). Русский перевод ст. 59 вводит в заблуждение. Русскому слову «достаточно» соответствует в греческом подлиннике слово ση. σος значит «равный». Евангелист хотел сказать, что два свидетельства оказались не вполне совпадающими, иными словами, что требование закона Моисеева не могло быть удовлетворено. Тогда первосвященник ставит вопрос прямо: «Ты ли Христос, Сын Благословенного» (ст. 60–61)? На этот вопрос Иисус отвечает утвердительно и предсказывает Свое грядущее явление во славе (ст. 62). Самосвидетельство Иисуса первосвященник признаёт достаточным для вынесения смертного приговора (ст. 63–64). Суд заканчивается поношением (ст. 65). Приговор синедриона предрешает поражение Пастыря, о котором Иисус говорил ученикам. Первый удар есть осуждение Его как Мессии. Но Иисус говорил им о предстоящем Своем Воскресении. В ответ на вопрос первосвященника Он возвещает Свое славное пришествие на облаках. Это – слава эсхатологическая, предвосхищаемая, как мы видели, когда говорили о Преображении, славой Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010