И второй факт: вопль распятого Иисуса («Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил?», 15:34). Здесь отражена такая степень одиночества и оставленности, которую можно объяснить лишь присутствием тех элементов Страстей, которые лежат за пределами человеческого понимания. Согласно тексту Марка, Страсти как мученический конец трудной дороги на языке богословия именуются «тайной спасения» и не поддаются описанию в какой-либо лингвистической форме. Последнее, высшее и абсолютное событие Страстей – крестная жертвенная смерть Иисуса. Смерть Сына Божьего есть точка, в которой так или иначе сходятся все линии Евангелия от Марка. (А) Как мы уже видели, в начале своего Евангелия Марк уже говорил о замысле фарисеев и иродиан «погубить» Иисуса (3:6). Глагол «погубить» (πολ " εσωσιν) предполагает именно убийство. Впоследствии он будет использован в сходных отрывках: «Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его» (11:18). Тремя главами позже формулировки станут ещё яснее: «И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростыо и убить» (14:1). Глагол ποκτε " ινωσιν недвусмыслен: он означает «убивать, умерщвлять». Речь однозначно идёт об убийстве. (Б) Этот же глагол используется в трёх очень значимых предсказаниях о Страстях: ποκτανθναι (8:31), ποκτενοσιν, ποκτανθε " ισ (9:31) и ποκτενοσιν (10:34). Троякое предсказание из уст Христа прямым текстом указывает на Его казнь в конце страданий. (В) На смерть Иисуса прямо или косвенно намекают и другие перикопы Евангелия от Марка. Один из таких намёков можно усмотреть в описании казни Иоанна Крестителя (6:17–29). Как мы уже отмечали, это событие предвещает смерть самого Иисуса. В разговоре Христа с Иаковом и Иоанном (10:35–40) явно просматривается указание на жертвенный конец. Ещё яснее притча о винограднике (12:1–12), в котором тоже использован глагол ποκτενω, а жертвой убийства становится «возлюбленный сын» (ст. 6). Следует упомянуть и об эпизоде с сосудом мира (14:3–9), где тело Иисуса заранее «помазано» для погребения: здесь снова чувствуется близкое дыхание смерти. И наконец, важнейшие слова на тайной вечери: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (14:24). Эти слова предполагают жертвенную смерть Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Как некогда Бог явился Лавану во сне и велел ему не говорить худого бежавшему Иакову ( Быт.31:24 ), так было и здесь. В ночном саду ещё только пленяют иудеи Иисуса, а во сне уже страдает жена Пилата за Праведника. Ещё Пилат не знает, что ему предстоит судить Иисуса, да и не знает ещё, кто Он, а жена его уже страдает за Него во сне. Что Пилат подспудно чувствовал, видя пред собою обвиняемого иудеями Иисуса, то было открыто его жене во сне. Пред ними был Праведник. И мучился Пилат на судейском месте, и страдала много жена его во сне. Столь велико было страдание её сонное за Иисуса, что просит мужа своего не делать Ему ничего худого. Но худое было сделано. Откровение Божие во сне жене Пилатовой было отвергнуто мужем её. ...А шар Земной всё нёсся в бесконечных просторах Космоса. Страдания учеников Тогда «все ученики, оставив Его, бежали» ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ). Во всех гонениях, невзгодах и бедствиях никогда Иисус не оставлял их, не бежал. А они, оставив Его, бежали. Сбылось предречённое им Иисусом: «Все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф.26:31 ; Мк.14:27 ). Они тогда не поверили этому и не вняли. Заверяли, что никогда не отрекутся от Него. И вот в Гефсиманском саду, где только что, вместо молитвенного бодрствования, они спали, настигло их искушение. Все ученики разбежались. Разбежались, оставив Учителя в смертельной опасности, когда Его с мечами и копьями схватила ночная толпа. Один юноша, видимо, Иоанн Марк, завернувшись по нагому телу в покрывало, последовал за Христом. Значит, не мог страх вовсе заглушить совесть и верность Учителю. Но воины схватили его. И тогда он, оставив покрывало, нагой убежал от них. Оставив покрывало мужества, обнажив свой трусливый страх, убежал. Подобно он ещё раз поступит, оставив Апостолов Павла и Варнаву в их первом миссионерском путешествии одних, а сам вернувшись домой. А тогда разбежались все. Воистину, в Ту Ночь и в Тот День каждый скорбел о своём. При сверхчеловеческих страданиях Учителя учеников постиг ужас и страх за свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мф.21:34 .  Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; (Ср. Мк.12:2 ; Лк.20:10 ). Под посланными рабами понимают пророков. У Марка и Луки единственное число: послал «слугу» или «раба». Мф.21:35 .  виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Ср. Мк.12:3 ; Лк.20:10 ). Феофилакт говорит: «Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая первосвященника». Марк и Лука говорят поочередно о нескольких рабах. Матфей же говорит сразу о многих. Аналогии поведению злых виноградарей можно находить в других местах Писания ( Неем.9:26 ; Мф.23:31–37 ; Евр.11:36–38 ; см. также 3Цар.18:13, 19:14, 22:24–27 ; 4Цар.6:31 ; 2Пар.24:19–22, 36:15–16 ; Иер.20:1–2, 37:15, 38:6 и др.). Мф.21:36 .  Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. (Ср. Мк.12:4–5 ; Лк.20:11–12 ). «Больше» по количеству, но не «более почетных». У Марка и Луки раздельнее и подробнее представлено то, что, так сказать, сконцентрировано у Матфея. Мф.21:37 .  Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Ср. Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Если под хозяином понимать Бога, то эти слова, очевидно, к Нему не вполне приложимы. Здесь представляется как бы ошибка в расчете, неисполнение надежды, незнание истинного характера виноградарей и их намерений. Все это объясняется тем, что здесь «Господь представляет Своего Небесного Отца рассуждающим по-человечески» (Элфорд). Мф.21:38 .  Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. (Ср. Мк.12:7 ; Лк.20:14 ). Выражение «пойдем, убьем его» ( δετε ποκτενωμεν ατν) одинаково с тем, которое встречается в Быт.37:20 (согласно переводу Семидесяти) о намерении братьев Иосифа убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

πτρα). Этимология имени Воанергес, которым Господь нарекает сынов Зеведеевых (ст. 17), недостаточно ясна: евангелист переводит: «сыны Громовы», что может означать или отличавшую их огненную ревность (ср. Лк. Мк.9:54–56 ), или возлагаемое на них служение. Гром считали «голосом Божиим» (ср. недоразумение Ин. Мк.12:28–30 ). Сыны Громовы призваны вещать слова Божии. На Иоанне предуказание, заключенное в переименовании, исполнилось в полной мере. Смысл переименования, вообще, – указать призвание. Понятие апостольства, как мы видели, предполагает особое служение. Какое служение было возложено на Двенадцать? В ст. 14–15 это сказано прямо: «Чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». Они несут служение слова. Они имеют власть над бесами и вообще над господствующей в мире силой зла (ст. 15). Иными словами, они делают то же, что и Иисус. Они и пребывают с Ним. Так, точнее, раскрывается понятие избранного стада. Но тем, которые с Иисусом, противополагаются те, которые в той или иной степени против Иисуса. О них – в последующем отрывке. Мк.3:20–35 Вокруг Иисуса опять толпы народа. Марк дает красочную подробность: скопление такое, что Иисус не имеет возможности вкусить пищу (ст. 20). «И, услышав, ближние Его, пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». Русское выражение «ближние Его» есть перевод греческого ο παρ’ ατο, буквально: «те, которые были с Ним». Кто они? Рассказ имеет два центра. О παρ’ ατο пошли взять Его (ξλθον κρατσαι ατν). В ст. 22–30 речь идет о книжниках, пришедших из Иерусалима. Но в ст. 31 мы снова читаем: «И пришли (точнее: «приходят»; по-гречески стоит Praes. hist: ρχονται) Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его». ρχονται в ст. 31, естественно, возвращает нас к ξλθον в ст. 21. Если так, то состав группы ο παρ’ ατο, достаточно ясен: это – Мать и братья Иисуса. Такое отожествление сопряжено с некоторыми трудностями. Они пошли взять Его, «ибо говорили, что Он вышел из себя» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам“. После омовения ног, совершена была ветхо-заветная пасха с свойственными ей обрядами. Когда совершена была пасхальная вечеря, Господь Иисус Христос взял хлеб (обыкновенный квасной) и, возблагодарив Бога Отца, благословил его, преломил, дал ученикам и сказал: „приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое“. Потом взял чашу с виноградным вином, которое, по обычаю, растворялось водою, и, воздав хвалу Богу, подал ученикам, говоря: „пийте от нея все; сия есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов“. По причащении апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в воспоминание о Нем. Тайная Вечеря окончилась радостных пением торжественных пасхальных песнопений, с которым и вышли Господь и апостолы из Сионской горницы, и пошли по направлению к горе Елеонской. Во время совершения ветхозаветной пасхи и на Тайной Вечери, Господь несколько раз вразумлял Своего предателя. После намека о том, что не все ученики чисты, Он сказал: „истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня“. Ученики пришли в ужас и начали с беспокойством спрашивать: „не я ли, Господи?“ Иуда молчал. Тогда Господь, чтобы сильнее подействовать на ожесточенное его сердце, сказал: „Сын Человеческий идет (на страдания), как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться“. Снова началось волнение между апостолами и посыпались вопросы: „не я ли, Господи?“ Пламенный Петр дал знак Иоанну, который возлежал ближе всех к Иисусу Христу, чтобы он спросил Его о предателе. Иоанн припал к груди Господа и тихо спросил: «кто это?». Господь открыл Своему другу тайну предателя, сказав: „тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам“, и, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. Один Иоанн только понимал значение этого действия, в глазах же других оно было знаком особенного внимания Господа к Иуде. Наконец и Иуда решается прервать молчание и спрашивает Иисуса Христа вместе с другими: „Господи, не я ли?“ – «Ты сказал» – (т. е. – „да, ты“) – отвечает ему Господь. В Евангелии не сказано, удостоен ли был Иуда причащения Святых Таин; но можно полагать 77 , что Господь не лишил Своего предателя и этого высшего знака Своей любви и по принятии хлеба (т. е. после недостойного причащения) вошел в Иуду сатана и окончательно овладел им. Видя его беспокойство, Господь сказал: «что хочешь делать, делай скорей». Иуда тотчас встал из-за стола и вышел вон. И теперь еще никто, кроме Иоанна, не понимал слов Господних, а все думали, что Господь приказывал Иуде или купить что-нибудь к празднику, или подать бедным, так как у него находились общие деньги. § 84. Предсказание апостолу Петру об его отречении. (Мф. 26, 31–35; Марк. 14, 27–31; Лук. 22, 31–40; Ин.13, 33–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк 13:11); апостол Матфей уточняет: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф 10:20). Это первое и единственное у синоптиков обетование Духа верующим. Дух, почивший на Господе в Крещении, распространяется на Его учеников. В Ветхом Завете подобные слова прилагались только к пророкам, посему, по мысли Златоуста, тем самым верующие во Христа возводятся Господом в пророческое достоинство 13 . 12-я глава Евангелия от Матфея содержит последовательно развиваемую тему Духа Святого: В 18-м стихе Иисус в синагоге, зачитывая пророчество Исайи 42:1: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал Положу дух Мой на Него, применяет его к Себе. В 28-м стихе Он объясняет творимые Им чудеса как совершаемые силою почившего на Нем Духа: если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф 12:28); одновременно это ссылка на упомянутое выше пророчество, которое Иисус засвидетельствовал как исполненное на Нем. Наконец, в 31–32-м стихах Господь выносит строгий приговор: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31–32). Таким образом выстраивается единый ряд: Иисус есть Мессия, на Котором почил Дух Божий — чудеса, совершаемые Им, совершаются силою Духа — неверующий чудесам Иисуса и хулящий их Источник приравнивается к богохульнику. В этом стихе Дух очевидно поставляется выше Сына. Златоуст объясняет это применительно к неуверовавшим иудеям, для которых если и не очевидно было Божество, сокрытое под “зраком раба”, то вполне были очевидны деяния Духа Святого, совершаемые Иисусом 14 . Ориген относил хулу на Сына к неверующим, которые совершают это по незнанию и потому могут получить прощение, если раскаются и уверуют, под непрощаемой же хулой на Духа понимал относимое к тем, “кто уже был достоин стать сопричастным Духу Святому и внезапно отступает он Него” (Нач. 1.37), но такое понимание чуждо Евангельскому контексту, особенно если мы обратим внимание на то, как в параллельном месте евангелист Марк специально поясняет (види­мо, донося до нас тем самым толкование апостола Петра) эти слова: Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух (Мк 3:30), и в свете этого толкование Златоустого святителя оказывается более достоверным. Согласно святителю Фотию, “грех не прощается похулившим Духа потому, что они не оставили себе даже того, через что бы удостоились прощения — ведь и прощение грехов дается Духом, как и Спаситель засвидетельствовал (Ин 20:22–23)” 15 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Петра не только не было ничего неверного или сомнительного, но и заключался тот, именно, ответ, какой на вопрос Его должен быть дан и какого Он ожидал, как от Петра, так и других Своих учеников. Наконец, Иисус Христос, ввиду смертного для Себя приговора на судилище иудейском, торжественно засвидетельствовал и, затем, самой смертью Своей запечатлел ту истину, что Он был Сын Божий, так как на заклинание первосвященника – сказать: «Христос ли Он, Сын Божий», Он, не колеблясь, ответил: ты рекл ecu; обаче глаголю (даже скажу) вам: отселе узрите Сына человеческого седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных ( Мф. 26:64 ), и, так как за это признание, сочтенное судьями иудейскими хулой, Он и был приговорен ими к смерти ( Мф. 26:65, 66 ). Апостолы же точно также учили о лице Иисуса Христа, как и Он Сам. Так, евангелисты Матфей, Марк и Лука, передавая другим о том, что во время Крещения и Преображения Христова Бог Отец назвал Его Своим возлюбленным Сыном ( Мф. 3:17; 7:5 ; Мк. 1:11; 9:7 ; Лк. 3:22; 9:35 ), а также, что и Он Сам исповедовал Себя Сыном Божиим ( Мф. 26:64 ; Мк. 14:62 ), конечно, таковым признавали и исповедовали Его и сами. Евангелистом же Иоанном, называющим Христа, то Сыном Божиим Единородным ( Ин. 1:14, 18 ), то Сыном Божиим истинным ( Ин. 5:20 ), с той, именно, целью написано и все Евангелие, да веруют, яко Иисус есть Христос, Сын Божий ( Ин. 20:31 ). Но, будучи истинным Сыном Божиим, а, вместе с тем, и Богом, Иисус Христос, по учению Откровения, был и истинным человеком. Так, Он зачат был ( Лк. 1:31 ; Мф. 1:18 ) и, по исполнении определенного времени, рожден от Пресвятой Девы Марии ( Лк. 2:6, 7 ), став, таким образом, потомком Давидовым и Авраамовым ( Мф. 1:1–16 . Лк. 3:23–38 ), а также родственным по плоти родным Своей Матери ( Мф. 12:47 ). По рождении Своем, был почтен поклонением пастырей Вифлеемских ( Лк. 2:16 ) и восточных волхвов ( Мф. 2:11 ), в восьмой же день обрезан ( Лк. 2:21 ) и, по исполнении дней очищения Материнского, принесен для посвящения Господу во храм ( Лк. 2:22 ), а потом Он возрастал по телу и укреплялся духом, исполняясь премудрости и преуспевая в ней ( Лк. 2:40, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Этот рассказ о спящих Апостолах стоит в ряду ему подобных: И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему ( Мк. 8:31-23 ); Учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись ( Мк. 9:31-32 ) и др. Вот так же и здесь: в эти часы и минуты нужно бодрствовать, а ученики спят… Можно обратить внимание и на то, что это были не просто ученики, а избранные: Петр, Иаков и Иоанн. Ранее именно они удостоились чести быть свидетелями воскрешения дочери Иаира, Преображения. Казалось бы, именно они должны выказать наибольшую чуткость к просьбе Иисуса, но Его покинули и лучшие… Такое поведение усугубляет муки Христа: Он терпит еще и боль, которую доставляют Ему любимые ученики. Место, на котором, по преданию, находились Апостолы, когда их сморил сон. На маленькой часовенке можно прочитать слова Христа: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть».   Арест Иисуса Гефсиманский сад. Иисус молится, ученики дремлют. Вдруг… бряцание оружия, хруст камней под ногами приближающихся людей. Иисус понимает, что час Страстей настал. Он говорит: Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня ( Мк. 14:41-42 ). Из темноты выныривают люди. Один из них – Иуда – отделяется и всматривается в лицо Христа. Затем порывисто восклицает «Рави! Рави!» – «Учитель! Учитель!» – и нервно целует Иисуса (кстати, не в щеку, как многие думают, а в голову; так было принято приветствовать уважаемых учителей). В темную палестинскую ночь такой знак необходим, иначе можно обознаться и арестовать не того. Это знак воинам; уже ничего нельзя переиграть, отменить… Тогда воины возложили на Него руки свои и взяли Его. Так сообщает Марк.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Как желающий построить чувственную башню должен прежде оценить денежные издержки, так и желающий построить умопостигаемую башню, я имею в виду, совокупность добродетелей, должен прежде оценить выносливость в искушениях, дабы, будучи подготовленным, он легче переносил их нападения. Далее и с помощью другого примера Он побуждает их к стойкости. (14, 31) Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Равным образом и на сей раз, как царь, идущий на войну, должен заранее посоветоваться, так и тот должен заранее посоветоваться, в силах ли он с малочисленными евангельскими заповедями противостать сатане, идущему против него с многочисленными бесами, ухищрениями и страстями. (14, 32) Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Прибавил же Он это 555 не с тем, чтобы убеждать тех, которые не в силах выйти навстречу, жить в мире с сатаной, ибо как можно сие с человекоубийцей и душегубцем? Но Он использует вывод из этого примера, как Он поступил и выше. А одновременно и для того, чтобы пристыдить тех, которые расслабились после того, как стали учениками. И таков образ речи, побуждающий к мужеству, что лучше не приступать к делу, нежели приступивши его окончить. И иначе, нынешняя речь – и об истинном ученике. Ведь не отрешившийся (от всего), как учил Христос, не является истинным учеником 556 , [не будучи истинным учеником,] 557 но нося только имя ученика, а приобретши негодные дела, через эти дела он живет в мире с сатаной, выполняя то, что ему любезно. (14, 33) Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Также как и выше, Он клятвенно уверяет, говоря: «Если кто не делает это и это, не может быть Моим учеником». (14, 34) Соль – добрая вещь. Солью Он теперь называет учительное слово. Написал и Марк в конце двадцать седьмой главы: «Соль – добрая (вещь)», и ищи там толкование этого 558 . (14, 34) Но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Такие слова как «Мой раб Моисей» повторяются во всех книгах Библии ( Втор.34:5 ; см. Исх.14:31 ; Чис.12:78 ; И. ; 3Цар.8:53,56 ; 4Цар.18:12, 21:8 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.1:3, 24:6,9 ; Неем.1:78, 9:14, 10:29 ; Пс.104:26 ; Ис.63:11 ; Дан.9:11 ; Мал.4:4 ). Отдельные пророки, такие как Ахия ( 3Цар.14:18, 15:29 ), Илия ( 3Цар.18:36 ; 4Цар.9:36, 10:10 ) и Иона ( 4Цар.14:25 ) – все названы «рабами Господа» или подобным образом. Группы пророков называются «Мои/Его/Твои рабы пророки» («Мои рабы» – 4Цар.9:7, 17:13 ; Иер.7:25, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4 ; Иез.38:17 ; Зах.1:6 ; «Его рабы пророки» – 4Цар.17:23, 21:10, 24:2 ; Иер.25:4 ; Ам.3:7 ; Дан.9:10 ; «Твои рабы пророки» – Езд.9:11 и Дан 9:6 ). Эпитет «раб-пророк» предполагает особенные отношения с Яхве. Второзаконие 32:36 указывает, что «Яхве заступится за Свой народ и пожалеет Своих рабов», а стих 43 замечает: «За кровь рабов Своих отомстит Господь». Со словами, похожими на Второзаконие 32:43 был помазан на царство Ииуй ( 4Цар.9:7 ): «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели» (курсив добавлен). В отношениях раба-пророка с Яхве неотъемлемой частью было наказание тех, кто враждовал с пророками Божьими. Таким же образом, исполнившееся пророчество характеризует взаимоотношения раба-пророка с Яхве. Языком, напоминающим Книгу Второзакония 18:1424,4 Книга Царств 10:10 говорит: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию» (курсив добавлен). Этот и другие отрывки ( 3Цар.14:18, 15:29 ; 4Цар.9:36, 14:25 ) подчеркивают не исполнение слов пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через своих рабов пророков. Рабы-пророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово, которое после исполнения указывало на то, что эти рабы-пророки проповедовали в традиции «пророка, равного Моисею» ( Втор.18:1522 ). В устах «пророка, равного Моисею» были слова Яхве, он говорил по наставлению Яхве (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010