Какие должности относятся к наружному Богопочитанию? 1) Исповедывать Бога, то есть, признавать, что Он наш Бог, и не отрицаться от Него, хотя бы за признание Его надлежало пострадать и умереть. 2) Участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном православною Церковью . Кто может быть представлен в пример исповедания веры? В пример исповедания веры можно привести св. мучеников, которые, несмотря на страшные истязания, твердо исповедывали Христа и решались скорее умереть, чем отречься от Бога. Некоторые из христиан за исповедание веры терпели истязания, темничные заключения и потом были отпускаемы мучителями на свободу. Они назывались исповедниками и пользовались великим уважением в церкви. Ради их ходатайства сокращались сроки для крещения оглашенных и принятия в церковь кающихся. Император Константин Великий на первом Вселенском Соборе выразил трогательным образом свое уважение исповеднику Пафнутию, епископу фиваидскому. Он лобызал раны его, которые нанесены были ему во время гонения. Можно ли в настоящее мирное время Церкви исповедывать Бога? Можно и должно. Например: когда слышим хуление на веру, на церковь , не должно сочувствовать таким хулителям и одобрять их даже молчанием, но должно выразить свою веру с такой, или еще большею твердостью, как если бы, например, стали порицать при нас нашего отца или мать. Господь сказал: «всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедую и Я пред Отцем Моим» ( Мф.10:33 ). «А кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Марк.8:38 ). Нельзя ли молиться дома? 1) Можно и должно; но должно и в церкви молиться. Исполнение одной обязанности не освобождает от исполнения другой. 2) В церковной молитве выражается дух взаимной христианской любви: мы чувствуем себя одинокими дома и идем к своим собратиям в церковь . Церковная молитва приучает нас думать не о своих только нуждах, а и о плавающих, болезнующих и других нуждающихся. Этот дух любви угоден Господу. Он сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их.» ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Марк (12, 38) назвал это длинными одеждами (στολαι ), говоря: «блюдитеся от книжник», т. е. берегитесь, «хотящих во одеянии ходити». Подобным же образом сказал и Лука (20, 46).Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах… И не только этими, но и другими мелочами они показывали свое тщеславие. Слушай: Мф.23:6. Любят же преждевозлегания на вечерях, и преждеседания на сонмищих…,также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, потому что на вечерах возлегали, а в синагогах сидели, Мф.23:7. И целования на торжищих, и зватися от человек: учителю, учителю.и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»    Любят приветствия, выражаемые как словами, так и другими внешними знаками. Любят также, чтобы люди называли их учителями, или по-еврейски — равви. Мф.23:8. Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш Учитель, Христос: еси же вы братия есте.А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;    Все другое, относящееся к обличению их, приводил как пустое и не нуждающееся во многих словах для пояснения, а теперь выставляет на вид властолюбие, как причину многих зол, и с большей настойчивостью заботится об его устранении. «Не» «нарицайтес»я, т. е. не желайте страстно называться. А если другие вас называют так, то это не послужит к вашему осуждению. Мф.23:9. И отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех.и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец Который на небесах;    Сказал это не для того, чтобы возбранить нам называть отцами родителей плотских или духовных, а для того, чтобы мы знали, Кто по преимуществу и в собственном смысле Отец ваш. Такой Отец у нас — один Бог на небесах, а отцы плотские и духовные — скорее содействователи и слуги Его в рождении нас. Итак, говорит: отцом себе по преимуществу и в собственном смысле никого не называйте на земле, потому что такой Отец — на небе: один Бог в трех Лицах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.21:8.   Друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути . а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; Ветви эти были от масличных деревьев, так как тогда проходили через Масличную гору. Мф.21:9.   Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову … народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Осанна — слово еврейское и значит иногда — хвала, а иногда — спасение. Здесь же оно выражает: «хвала сыну Давидову». Мф.21:9.   Благословен Грядый во имя Господне…, благословен Грядущий во имя Господне! во имя Господне, т.е. от Господа. Благословен идущий от Бога, благословен посланный Богом. Марк (11, 10) присоединил: «благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида» … Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Они думали, что восстанавливался низверженный престол царства Давидова. Поэтому они с радостью говорят: «И благословенно опять идущее царство праотца нашего Давида, идущее во имя Господне, " - т.е. от Бога. Иоанн (12, 13) говорит: «благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев» . Вероятно, все это было сказано тогда народом, идущим впереди, следующим сзади и выходящим навстречу. Во имя Господне понимают и так: во славе Господней, в звании царя. Мф.21:9.   Осанна в вышних . Хвала в вышних: пусть хвалят и высшие силы, т.е. Ангелы, Бога, пославшего нам царя и восстановившего царство Давида. Лука (19, 38) вместо: «осанна в вышних» сказал: «слава в вышних» . Он же повествует и об учениках, что они говорили: «благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних» , называя миром радость. Обрати внимание на то, как при таком шуме и крике совершенно не объезженный молодой осел шел, однако, смирно, вполне прообразуя повиновение язычников и большую перемену их к благонравию. Мф.21:10.   И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей … И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?: Потрясся, т.е. был испуган, встревожившись криком и приветствиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.21:8. Друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути.а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;    Ветви эти были от масличных деревьев, так как тогда проходили через Масличную гору. Мф.21:9. Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову…народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!    Осанна — слово еврейское и значит иногда — хвала, а иногда — спасение. Здесь же оно выражает: «хвала сыну Давидову». Мф.21:9. Благословен Грядый во имя Господне…, благословен Грядущий во имя Господне!    во имя Господне, т.е. от Господа. Благословен идущий от Бога, благословен посланный Богом. Марк (11, 10) присоединил: «благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида»…Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!    Они думали, что восстанавливался низверженный престол царства Давидова. Поэтому они с радостью говорят: «И благословенно опять идущее царство праотца нашего Давида, идущее во имя Господне, " - т.е. от Бога. Иоанн (12, 13) говорит: «благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев». Вероятно, все это было сказано тогда народом, идущим впереди, следующим сзади и выходящим навстречу. Во имя Господне понимают и так: во славе Господней, в звании царя. Мф.21:9. Осанна в вышних.    Хвала в вышних: пусть хвалят и высшие силы, т.е. Ангелы, Бога, пославшего нам царя и восстановившего царство Давида. Лука (19, 38) вместо: «осанна в вышних» сказал: «слава в вышних». Он же повествует и об учениках, что они говорили: «благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних», называя миром радость. Обрати внимание на то, как при таком шуме и крике совершенно не объезженный молодой осел шел, однако, смирно, вполне прообразуя повиновение язычников и большую перемену их к благонравию. Мф.21:10. И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей…И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?:    Потрясся, т.е. был испуган, встревожившись криком и приветствиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Но суд над Господом совершен был не народом, а римским наместником. Народ настоял только на предании Господа суду, не приговор произнес над Господом, а только обвинил его пред судьями. Глава девятая Ст. 16. «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое (этих слов нет в греческом тексте) отдерет от старого, и дыра будет еще хуже». Мысль верна, но не выражено той образности, той картинности, какая заключается в подлиннике. Αρειν πλρωμα значит: достигать полноты, восполнять, пополнять, вознаграждать. «Никто на ветхую одежду не кладет заплаты из сурового отрезка; потому что он пополняет себя (свою ушивку – αρει τ πλρωμα ατο) от одежды, и дыра бывает хуже прежней». Когда что шьют, то объем материи на сшитой одежде несколько уменьшается: потому что края её ушиваются (идут на шов). Новая заплата, как бы в вознаграждение себя за эту потерю, обыкновенно обрывает вокруг себя старую одежду. Ст. 18. «Дочь моя теперь умирает» (ρτι τελετησεν)... ρτι состоит из ρα и τι=пожалуй что; τελετησεν – аорист=умерла. Русский переводчик, не поняв значения частицы ρτι, передал аорист настоящим временем: умирает. Его смутило то, что евангелисты Марк (5:23) и Лука (8:42) не говорят, что дочь начальника синагоги умерла, но что она была лишь при смерти. Следует читать: дочь моя, пожалуй что, умерла, или по всей вероятности умерла. Ст. 36. «Изнурены и рассеяны» – κλελυμνοι κα μμνοι. Не точнее ли – распущены и заброшены? Глава десятая Ст. 38. «Кто не берет креста своего, и следует за Мною: тот не достоин Меня». Можно подумать, что речь идет о человеке, который следует за Господом, но только не несет креста своего. Греки не любили повторять отрицания (οδν χει – ничего имеет): тогда как, наоборот, мы (русские) можем исказить мысль, если не повторим его. «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня». Глава одиннадцатая Ст. 1. «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим: перешел оттуда учить и проповедовать (μετβη κεθεν το διδσκειν κα κηρσσειν) в городах их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Подобное говорили и все ученики. «Прежде нежели пропоет петух»: пение петухов – первое около полуночи, второе пред утром. Евв. Марк и Лука упоминают о пении петуха двукратном. Итак, по слову Христову, до наступления следующего утра Петр «трижды отречется» от Христа, откажется, что Иисус – Господь и Учитель его, откажется даже от того, что знает Его. Так без помощи Божией слаб бывает даже самый твердый человек. – «Не отрекусь от Тебя»: «Петр прекословит Спасителю, желая показать, что он вполне предан Ему. Освободившись от страха предательства, он, по сильной любви и чувству чести, начал теперь восставать на других и сопротивляться Христу. Впрочем и другие ученики, не испытав еще искушения, по неведению своему обещали то, чего не могли исполнить» (Феофил.). Мф.26:36 . Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. «Место, называемое Гефсимания»: «это был сад на восточной стороне Кедрского потока ( Ин.18:1 ), на западном склоне горы Елеонской, обращенной к Иерусалиму. «Гефсимания» значит жом для выжимания масла; вероятно, потому такое имя дано, что сад был оливковый и здесь приготовлялись оливки и оливковое масло. Можно предполагать, что этот сад принадлежал какому-нибудь расположенному ко Господу владельцу. – «Посидите тут» и пр.: «поскольку ученики неразлучно были со Христом, то Он и говорит им: «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Ибо Он имел обыкновение молиться без них, и сие делал для того, чтобы и нас научить – сохранять во время молитвы безмолвие и покой» (Злат.). Мф.26:37–38 . И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. «Петра и обоих сынов Зеведеевых»: это – три довереннейших ученика. Они были свидетелями славного преображения Господа ( Мф.17:1 и дал.); еще прежде они одни были с Ним при воскрешении дочери Иаира ( Лк.8:51 ); они же удостоены быть свидетелями и Его Гефсиманского подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Подобное прежнему и говорит, и делает, чтобы решительно все напомнить о чуде. Мф.15:37—38.   И взяша избытки укрух, седмь кошниц исполнь. Ядших же бяше четыре тысящы мужей, разве жен и детей . и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. Почему там осталось двенадцать коробов, а здесь семь корзин, между тем как здесь должно бы было остаться больше; здесь было больше хлебов, и меньше ядущих. Златоуст говорит, что, может быть, корзины ( σπυριδες ) были больше коробов ( κοφινοι ), или же было устроено так для того, чтобы различие и неравенство остатков сохранило неизгладимую память о том и другом чуде. И еще иначе: там число коробов сделал равным числу апостолов, а здесь — числу хлебов, научая этим, что для Него легко исполнить то, чего желает. Необходимо и более таинственное понимание относительно тех пяти тысяч и этих — четырех. Пять тысяч — это более несовершенные в добродетели, а четыре — более совершенные. Много и тех, и других, но несовершенных всегда больше, чем совершенных. Едят они возле Христа, т. е. усвояют своим умом духовное учение, — несовершенные усвояют меньше мыслей по слабости своего ума, а совершенные больше вследствие его крепости; остается от несовершенных меньше, потому что они меньше усвояют, а от совершенных больше, потому что они усвояют больше. Это мы высказали более просто и понятно; но другие, пускаясь в тонкости, высказали много мелочных и скучных рассуждений, и не только в настоящем месте, но и при многих других исследованиях, — что мы охотно пропускаем, как причиняющее лишнее беспокойство. Мф.15:39.   И отпустив народы, влезе в корабль . И, отпустив народ, Он вошел в лодку Не пошел сухим путем, чтобы следующие за ним не прославляли Его. Мф.15:39.   И прииде в пределы Магдалински . и прибыл в пределы Магдалинские. Марк (8, 1) говорит, что, тотчас войдя в корабль с учениками Своими, пришел в пределы Далмануфские. Эта страна имела оба эти названия. Глава XVI Мф.16:1.   И приступиша (к Нему) фарисее и саддукее, искушающе просшиа Его знамение с небесе показати им . И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Словосочетание «сыны Божии» в Библии применяется как к людям, достигшим духовного совершенства ( Ин.1:12 ; Мф.5:9 ; Рим.8:14 ), так и к небесным силам: « Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» ( Пс. 88:7 . В книге Иова это выражение отнесено к ангелам (1:6; 2:1; 38:7). Среди них предстал перед Богом и сатана (евр. сатан – противник). В возможности такого события нас убеждают и другие библейские книги, в которых рассказывается о том, как сатана разговаривает с Богом: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» ( Зах.3:1–2 ); «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Мф. 4:3 ; «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» ( Лк. 22:31 . Сатана говорит с Богом «фамильярно» потому, что такова его злобная и неисправимая природа. По Своей премудрости Господь это попускает. Закончится все во Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Отк. 20:10 . Неужели душа будет радоваться в раю, зная что родственники мучаются лютыми пытками? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Прежде всего, решение этого богословского вопроса надо отделить от личных духовно-нравственных переживаний, потому что никто из людей никого не может считать погибшим. Участь каждого, даже прожившего жизнь греховно, для нас тайна. До Страшного Суда она ни для кого окончательно не определена. В истории имеется много примеров, когда по молитвам Церкви и близких людей человек избавлялся от вечного осуждения. Св. мученик Уар, явившись Клеопатре, которая имела особое попечение о его святых останках, сказал ей, что умолил Бога отпустить грехи ее родственникам. Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов , как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них» (Слово второе об очистительном огне). Упомянутый в цитате император Траян (98 – 117) был незаурядным по своим военно-стратегическим и административным дарованиям правителелем, но находился в плену языческих заблуждений. С его именем связано третье гонение на христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хочу дать совет: чтобы не запоминать свои сны, необходимо по пробуждении не пытаться вспоминать, что же нам приснилось. Человеческая память устроена так, что если мы сон утром не воспроизводим в своем сознании, проснувшись, то мы его и не запоминаем. Чрезмерный сон делает человека и ленивым. В Писании сказано: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]» ( Прит.6,10–11 ). Врачи говорят, что для нормального отдыха человеку достаточно и 7–8 часов сна. Все остальное – излишество и вред как для души, так и для тела. ВОПРОС: Как стяжать целомудрие? И как избежать дурных помыслов? ОТВЕТ: Св. Ефрем Сирин учит: «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой». Св. прав. Иоанн Кронштадтский учил: «Если увидишь красивую девушку, или красивого юношу, сразу прославь Бога за эту красоту и подумай, сколь более прекрасны небесные ангелы». Нельзя и слушать о чем-либо предосудительном. Св. Марк Подвижник писал: «Слушатель худого бывает и худым (плохим)». Особенно надо бояться что-либо худое говорить о духовных отцах. Евагрий Монах писал: «Не прислушивайся к речам против своего духовника и не возбуждай против него тех, кто не уважает его, чтобы не прогневался Господь твоими поступками и не изгладил тебя из книги жизни». Один монах отправился из монастыря в город. По дороге ему встретился иудей, который всю дорогу до города ругал настоятеля монастыря. Монах молча слушал, как ругали его игумена. Когда они подошли к городу, жид спросил: «Согласись, что я прав». На что монах ответил: «Может быть…» Когда монах сделал все дела в городе и вернулся в монастырь, навстречу ему вышел старец, который сказал ему: «Ты теперь не монах и не христианин, ибо осудил своего духовного отца». Защищая свои глаза и уши от соблазнов, мы стяжаем целомудрие веры и целомудрие нравов. Обуздывая собственный язык, мы начинаем контролировать и все наше тело. Сказано: «… буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» ( Пс.38,2 ); и еще: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» ( Сир.19,6 ); и еще: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1,26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Утешение бури на море. Здесь ев. Марк добавляет рассказ такими частными чертами, которые делают его живее. Так, он один говорит, что во время бури Иисус спал, возлежа на корме на возглавии (38 ст.), и один передает самые слова, которыми Иисус запретил ветру и морю. По евв. Марку и Луке, Иисус Христос, встав, сначала восстановил тишину на море и затем обратился к ученикам с упреком в маловерии, a по Матфею, Иисус Христос, еще возлежа, упрекает учеников в маловерии, а затем, вставши, воспрещает морю и ветру. Исцеление бесноватого в Гадаринской стране. В то время как евв. Марк и Лука говорят об одном бесноватом, ев. Матфей – о двух. Такое различие в повествованиях можно объяснить тем, что для жителей страны был опасен и свиреп, собственно, один из двух бесноватых, о котором и говорят евв. Марк и Лука. Ев. Марк подробнее других изображает свирепость бесноватого. Евв. Марк и Лука сообщают, что в бесноватом было множество бесов – легион, а ев. Марк определяет и число погибших свиней – около 2 000 (13 ст.). Когда бесноватого Господь исцелил, позволивши бесам войти в свиней, собравшийся ко Христу вследствие вести пастухов народ увидел бывшего бесноватого сидящим у ног Иисуса. Жители города пришли к Иисусу и просили Его удалиться от них, – вероятно, потому что боялись, как бы не испытать от Него еще какой беды. Возвращение И. Христа из гагаринского путешествия в Капернаум (Лук.8:40–56; Мр. 5:21–43; Мф.9:18–34) Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. По ев. Матфею, Иаир говорит Иисусу, что дочь его уже умерла, тогда как по ев. Марку и Луке она была лишь при смерти. Такое разногласие объясняется тем, что первоначально, когда Он уходил из дома, она была еще жива, но потом ему стало известно, что она умерла, и он свою просьбу исцелить дочь переменяет на просьбу воскресить ее. На дороге в дом Иаира произошло исцеление кровоточивой женщины. Она, естественно, стеснялась открыто просить Иисуса о своей нужде, тем более, что болезнь делала ее нечистой по закону; но ее вера была так сильна, что она считала достаточным прикоснуться к одежде Христа, чтобы получить исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010