Эти отсеки, скорее всего, были слишком малы, чтобы позволить человеку встать в полный рост, и плохо вентилировались. 37:21. Двор стражи. См. коммент. к Иер. 32:8 . 37:21. Улица хлебопеков. Некоторые пророки упоминают о том, что в Иерусалиме был рынок и ряд районов, где проживали ремесленники (см.: Ис. 7 – белильщики; Иер. 18 – горшечники). Аналогичные моменты отмечаются в египетском тексте «Поучения Хети», где описывается мастерская ткача, работники которой проводили целый день в помещении без доступа воздуха. Двор стражи находился вблизи дворца ( Иер. 32:2 ), а улица хлебопеков, должно быть, поблизости от него. 38:1–13 Брошенный в яму 38:6. Бросили его в яму. Находившаяся во дворе стражи яма была резервуаром для сбора дождевой воды. Поскольку описываемые здесь события происходили на той стадии осады Иерусалима, которая пришлась на дождливые зимние месяцы (в 588–587 гг. до н. э.), отсутствие воды в резервуаре и возможность его использования в качестве места заточения свидетельствует об отчаянной ситуации, в которой оказались жители города. Грязь на дне глубокой ямы, вероятно, не давала Иеремии заснуть, и это могло пагубно отразиться на его здоровье. Поскольку царь боялся казнить Иеремию, он, видимо, рассчитывал на то, что болезнь и плохое питание помогут ему избавиться от пророка (см.: Пс. 78:11 ). 38:7. Ефиоплянин на царской службе. Поскольку «Авдемелех» – еврейское имя («слуга царя»), вероятно, этот человек был либо рабом из Эфиопии, либо свободным гражданином, который поступил на царскую службу. Свободное обращение к стражам Иеремии и царю Седекии, который восседал у городских ворот, означает, что он, с одной стороны, был хорошо знаком с царем, а с другой – что его совет высоко ценился. Термин «евнух» указывает либо на его высокий статус при дворе, либо на то, что он был кастрирован (см. коммент. к Ис. 56:4,5 ). 38:7. Царь сидит у ворот Вениаминовых. Имеются достоверные библейские и археологические свидетельства, указывающие на то, что цари, производя суд, регулярно восседали у ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так, например, в Телль-Дане у ворот, относящихся к железному веку, найдена платформа с каменными подставками для навеса, которая служила местом суда. Авессалом, выступивший против своего отца Давида, обвинял царя в том, что он не сидел у ворот, разрешая тяжбы ( 2Цар. 15:2–6 ). 38:14–28 Иеремия у Седекии 38:14. Третий вход в дом Господень. В данном тексте содержится единственное упоминание этого «третьего» входа в храм. Однако, поскольку Седекия хотел встретиться с Иеремией, не афишируя этого, лучшего места, чем вход в храмовые приделы, которым пользовался сам царь, было не найти. 38:23. Увод в плен жен и детей. Когда город пал, а царь был захвачен в плен, вместе с ним забрали его семью и его непосредственное окружение. Это было страшное время, которое сулило в лучшем случае пленение и изгнание, а в худшем – насилие, пытки и смерть. О том, как вавилоняне обращались с пленными, известно меньше, чем об ассирийцах в подобных ситуациях. 39:1–18 Падение Иерусалима 39:1,2. Хронология. Осада Иерусалима началась в январе 588 г. до н. э. и завершилась проломом стены 18 июля 586 г. до н. э., а храм был разрушен в середине августа того же года. См. коммент. к 4Цар. 25:1–12 . 39:3. Средние ворота. Место, где расположились вавилонские князья после того, как были проломлены стены Иерусалима, упоминается только в этом тексте. В процессе недавних археологических раскопок, произведенных Авигадом (Avigad) в еврейском квартале старого города, обнаружены остатки северной стены и площадка вблизи ворот со следами пожара. Некоторые исследователи считают, что это остатки Рыбных ворот (см.: Неем. 3:3 ). 39:4. Бегство Седекии. Осознав, что Иерусалим пал, Седекия и его придворные покинули город через Южные ворота (вавилоняне сосредоточили главный удар со стороны северной стены; см. коммент. к 31:38), находившиеся вблизи «царского сада», который, вероятно, орошался источниками из Кедронской долины (см.: Неем. 3:15 ). Упомянутые две стены могли составлять часть стены, восстановленной Езекией, когда он строил оборонительные сооружения против угрозы ассирийского вторжения (см.: 2Пар. 32:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9 ученики Иоанновы. Лука говорит, что вопрос задали фарисеи, а Марк включает в число тех, кто завел спор о посте, и фарисеев, и учеников Иоанновых. 9 тогда будут поститься. Иисус объяснил, что ученики не постятся, потому что ними Он, Мессия. Утверждая, что придет время, когда жениха с «сынами чертога брачного» не будет, Иисус с самого начала Своего служения знал, что между первым (искупительным) и вторым (судным) Его пришествием пройдет какое-то время. 9:17 вина молодого в мехи ветхие. Молодое вино бродит и распирает ветхие мехи, грозя разорвать их. Устаревшие стереотипы уже не годны для наступившего Царства. См. Лк. 5,37–39 и ком. 9:18–25 См. Мк. 5,26–34 и ком. Как обычно, Матфей излагает все более сжато, чем Марк и Лука. И история дочери начальника, и женщины, страдавшей кровотечением, и слепого и глухонемого бесноватых указывают на связь между силой Иисуса и верой в Него. Иисус творит чудеса в ответ на веру в Него. 9 вера твоя спасла тебя. Вера спасла терзаемую тяжким недугом женщину, ибо блага Царства даруются тем, кто идет ко Христу, чтобы разрешить свои трудности. 9 свирельщиков и народ. Речь идет о профессиональных плакальщиках, которые помогали родным и близким усопшего выразить горе. 9 не умерла... но спит. Иисус свидетельствует, что Он воскресит девочку. 9:27–31 Полагают, что исцеление двух слепых – это история слепого Вартимея у Марка (10,46–52). Однако Матфей рассказывает об исцелении слепых дважды (20,29–34), что позволяет говорить о двух разных случаях. И Вартимей, и двое слепых выражают свою веру, называя Иисуса мессианским титулом «Сын Давидов». 9:35–38 Этот отрывок подводит итог деяниям Иисуса, о которых говорится в гл. 5–9 (Он учит, проповедует, исцеляет), и служит Введением к гл. 10, в которой говорится о служении. Основанием является Иез. 34,5.6 . Иисус – истинный Пастырь, Который печется о Своих овцах (Ин., гл. 10), а потому Он отождествляется с Господом Богом, о Котором говорит Иезекииль (34,11–16). 9 жатвы много. Жатва часто служит метафорой того, что сделает Бог в конце времен. Жатвы – «много», значит речь идет об урожае, который необходимо снять (см. Лк. 10,2 ). Иисус имеет в виду не столько суд, сколько возвещение Благой Вести, эсхатологическую проповедь, предшествующую суду и побуждающую людей к покаянию и вере. Тем самым, «делатели» (ст. 38) – не ангелы, посланные собрать жатву для суда (ср. 13,49), но, как следует из дальнейшего, – ученики, которые делают то же, что Иисус, провозглашая приближение Царства (10,7). Примечательно, что здесь Он велит им не самим идти как «делателям», а молиться, чтобы Бог выслал работников. Никто не может выйти на жатву, если не будет на то призван Богом. Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

    6:30—44 Пастырь питает свою паству     6:30—34. Жалость Иисуса к «овцам, не имеющим пастыря» (6:34), сопоставима с заботой Бога о Своем народе в Иез. 34:5,15; эта забота подразумевает прежде всего преподнесение людям верного учения (ср.: Иез. 34:4; Иер. 23; Чис. 27:17).     6:35—38. Рыба и, особенно, хлеб были основными продуктами питания в Палестине; мясо ели только по праздникам. Продукты продавались на деревенских рынках, а в Галилее было множество деревень (6:36). Ноздесь действие разворачивается в некотором отдалении от ближайших селений (6:32). Даже в наиболее крупных деревнях население не превышало 3 тыс. человек. Несмотря на то что в Галилее не ощущалось недостатка продуктов питания, накормить такое множество народа представлялось затруднительным. Потребовалось бы истратить сумму, составлявшую средний заработок работника более чем за двести дней (около семи месяцев тяжелого труда).     6:39. Зеленая трава указывает на весеннее время — вероятно, перед Пасхой.     6:40. Слушатели Иисуса были рассажены рядами, как воины в Ветхом Завете или в «Свитках Мертвого моря. Вероятно, так было легче распределять пищу, однако некоторые люди в толпе могли подумать, что Иисус выстраивает их как мессианское войско (ср.: Ин. 6:15). (Марк же отмечает этот порядок, чтобы подчеркнуть огромное число людей, которых предстояло накормить.)     6:41. Обычно перед едой полагалось воздать благодарение за хлеб, и лишь затем преломлять его.     6:42—44. Насыщение пяти тысяч вызывает в памяти чудо дарования манны Израилю в пустыне, и особенно умножение пищи Елисеем (4 Цар. 4:42—44, где также осталась часть продуктов). Выбрасывать остатки считалось расточительством и не одобрялось с точки зрения морали, тогда как представители высшего сословия часто афишировали подобное расточительство.     6:45—52 Хождение по воде     6:45—48. Выражение «хотел миновать их» может напомнить «проведение» славы Божь-1 ей в Ветхом Завете (Исх. 33:19; Иов 9:11), а также хождение Бога «по высотам моря» (Иов. 9:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если Марк с точностью обозначаем место действий Иисуса, то это не дает рассказу Марка особенного преимущества. По Марку 2,1, Иисус, по прошествии нескольких дней, опять возвращается в Капернаум, между тем как Лука не определяет места деятельности Иисуса 5, 15 и т. д. и только не посредственно перед рассказом, заключающимся 12 – 14 ст. замечает, что Иисус был в одном из городов 5, 12. Но есть ли сообразность в том, что по Марку 2, 1 Иисус снова возвращается в Капернаум, тогда как по тому же Марку 1, 38 и Луке 4, 43 Иисус говорит, что Он на то и послан, чтобы обойти и прочие города и возвестить в них Евангелие царствия Божия. Марк еще усиливает замечание Луки, когда говорит о Иисусе ν κηρσσων ες τς συναγωγς ατν ες λην τν Γαλλιαν. Каким же образом Иисус, исцелив только прокаженнего, по выходе из Капернаума, снова появляется в этом городе, между тем, как Он хотел обойти всю Галилею? Лука поэтому не без намерения нигде 5, 1. 6, 11. не называет Капернаума по имени и если вместе с тем Он, во взгляде на описываемую им здесь деятельность Иисуса твердо придерживается прежде установленной точки зрения: то недостаток этого у Марка (Gegentheil Markus) – (т. е. недостаток того или другого определенного взгляда, который бы клал известный оттенок на его повествование) может быть объяснен лишь зависимостью Марка от Луки. И если Лука 6,11 не говорит, подобно Марку, что фарисеи в то уже время держали формальный совет с Иродианами (о убиении Иисуса), а замечает только, что они рассуждали между собою о том, какие меры предпринять им против Иисуса, то это замечание должно быть признано вполне соответствующим тому раннему времени, в которое едва только началась деятельность Иисуса и в которое вражда фарисеев впервые лишь обнаружилась…. 42 Таким образом не находя прямых положительных доказательств своего взгляда, Баур прибегает здесь к доказательствам косвенным – старается представить рассказ Марка менее совершенным, нежели рассказ Луки, найти в нем некоторые несообразности, отсутствие определенного взгляда на события и из всего этого вывести заключение о зависимости Марка от Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

    15:29—32. Присутствовавшие при распятии зеваки нередко поносили осужденных, но эти люди, вероятно, были сторонниками Иисуса (15:26). Многие древние авторы, как и Марк в данном случае, прибегали к иронии, сообщая об истине, непроизвольно исходящей из уст врагов Иисуса (ст. 31).     15:33—41 Смерть Царя     15:33. «Шестой час» начинался перед полуднем, а «девятый» — около трех часов дня.    Иисус умирает во время вечернего жертвоприношения в храме. Рассказы о катастрофах, происходивших в момент смерти благочестивых раввинов, особенно тех, чье ходатайство перед Богом было жизненно важным для мира, встречаются и в иудаистской традиции; но главный смысл этих знамений заключается в том, что суд неизбежен. Тьма предвещала суд в прошлом (Исх. 10:21—23) и будет предшествовать суду в грядущем (Ис. 13:10; Иез. 32:7; Иоил. 2:2,10,31; 3:15; Ам. 5:8; 8:9; Зах. 14:6).     15:34. Возглас Иисуса — это произнесенный по-арамейски текст Пс. 21:2, который иногда читали в это время в храме, но в устах Иисуса эта молитва приобретает особое значение. Первая строка псалма навевает образправедного страдальца и его упование на божественное заступничество. (Иисус, вероятно, произносил псалом по-еврейски, как и записано у Матфея; Марк использует арамейский язык, потому что его читатели лучше понимали по-арамейски. «Элои» по созвучию было ошибочно воспринято как «Илия»; ср.: 15:35,36.)     15:35,36. Представители некоторых течениях иудаизма полагали, что помимо той роли, которую Илия будет играть в конце времен, он, как и ангелы, посылается на помощь благочестивым учителям в трудную минуту.     15:37. Смерть на кресте обычно наступала от удушья: обессилевший человек был не в состоянии поддерживать вес своего тела, и диафрагма настолько сжималась, что дыхание становилось невозможным. Но эти мучения обычно продолжались несколько дней — значительно дольше, чем несколько часов, в течение которых страдал Иисус.     15:38. Святая святых, куда первосвященник мог входить только раз в год, была высшим символом пребывания Бога. Разодранная Богом завеса означала, что отныне Бог доступен вне храма и что старые храмовые порядки осуждаются и упраздняются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3. Всякое благо даровано нам от Господа смотрительно (с особым намерением). Кто так верует, тот не погубит его. 5. Да начальствует над всяким начинанием твоим Начальствующий над всяким благом, чтобы по Богу было начинание твое. 6. Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому. 7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего и ты увидел пользу молитвы, и чтения, опытно уразумеваемаго. 8. Имеющий какое–либо дарование духовное и состраждущий неимущим — сим состраданием хранит свой дар; а кичливый потеряет его, бием будучи помыслами кичения. 9. Уста смиренномудраго говорят истину; и противоречащий ей подобен слуге, ударившему Господа в ланиту. 10. Не будь учеником самохвала, чтоб вместо смиренномудрия не научиться гордости. 11. Не возносись познаниями из Писания (заимствованными), чтоб не впасть умом в дух хулы. 12. Но покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством любопрения, но тем, чем повелевает духовный закон, — терпением, молитвою и непоколебимою  надеждою. 13. Молящийся телесно и не имеющий еще духовнаго разума подобен слепцу, который взывал, говоря: Сыне Давидов, помилуй мя (Марк. 10, 48)! 14. Этот же (такой же) прежде слепый, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл Его сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божиим и поклонился Ему (Иоан. 9, 35—38). 15. Не возносись, проливая слезы в молитве твоей, ибо это Христос коснулся очес твоих и ты прозрел умственно. 16. Только сбросивший по примеру слепаго одежду свою  и приблизившийся к Господу, становится (истинным) последователем Его и проповедником совершеннейших догматов (Марк. 10, 50. 51). 17. Зло (грех) в помыслах обращаемое (с услаждением) огрубляет сердца (окаменяет), а воздержание с надеждою, истребляя зло, умягчают сердце (стирают в порошок). 18. Есть стертие (сокрушение) сердца правильное и полезное, — к умилению его, и есть другое, безпорядочное и вредное, — только к поражению  . 19. Бдение, молитва и терпение находящих (неприятностей, бед, скорбей) суть стертие (сокрушение) не одни раны наносящее, но полезное для сердца, только если не пресечем срастворения  их любоиманием. Пребывающий в них, и в прочем вспомоществуем будет; а нерадящий об них и разсекающий их (отделяющий одно от другаго), во время исхода нестерпимо страдать будет  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

75. Помазание в Вифании (14:3–9) (Мф 26:6–13; Ин 12:1–8; ср. Лк 7:36–50) В Ин 12:1–8, по-видимому, тот же самый эпизод предшествует входу в Иерусалим. Быть может, хронология Ин более точна, так как апостол Марк явно включил отрывок из ст. 3–9 между ст. 1–2 и 10–11, образующими цельное повествование. Лк 7:36–50, несмотря на некоторые сходства с Ин 12:1–8, скорее всего, повествует о другом событии 50 . 3. πιστικς ‘чистого’. Неясное слово: иногда сопоставляется с πιστς ‘верный, точный’ или πιστς ‘питьевой’, или толкуется как искаженное переписчиком название мази σπικτου, ср. в Вульгате nardi spicati. Более вероятно, однако, что это транслитерация арам. pîst’, ‘фисташка’, орех, масло которого использовалось как основа для благовоний. 4. συντρψασα ‘разбивши’ — символ всецелой самоотдачи: послужив своей цели, сосуд больше никогда не мог быть использован. κατχεεν ατο τς κεφαλς ‘возлила Ему на голову’. Ср. Исх 29:7; 1 Цар 10:1; 4 Цар 9:3,6; Пс 132:2. Помазание главы не было исключительной привилегией царей и священников: в Лк 7:46 это всего лишь знак вежливости (ср. Пс 140:5). В Лк 7:38 и Ин 12:3 женщина помазывает ноги Иисуса, но здесь и в Мф — голову. Апостол Марк определенно подразумевает мессианское значение помазания, хотя Сам Иисус упоминает только погребальную церемонию (ст. 8). То, что помазание Мессии совершает женщина, имеет особый смысл. Вспомним, что в соответствии со всеми четырьмя Евангелиями, женщины первыми получили весть о Воскресении, раньше, чем кто-либо из Двенадцати. Ср. отношение к женщине в иудействе (в Талмуде: “Скорее позволительно сжечь слова Закона, нежели передать их женщине” Сот 19а; “Счастлив тот, чьи дети мужского пола, и горе тому, чьи дети женского пола” Кидд 82b; утренняя молитва “Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, что не создал меня женщиной”, которая произносится после аналогичных благодарений за то, что Бог не создал молящегося язычником или рабом). 5. δηναρων τριακοσων ‘триста динариев’ — родительный падеж цены. То, что в Мф 20:2 один динарий — плата за полный рабочий день, дает некоторое представление о стоимости мира.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Характеризация Петра у Марка, как и следовало ожидать, достигается не путем прямого описания его характера, а путем изображения его слов и действий. Петр – человек инициативный (1:36?) и самоуверенный, говорит, когда другие молчат (8:29, 32; 10:28), иногда проницателен (8:29), порой чересчур импульсивен (8:32; 9:5, 6). Однако даже в последних случаях, не понимая Иисуса, Петр демонстрирует любовь к нему и желает добра. Он самоуверенно полагает, что в энтузиастической верности Иисусу ему нет равных (14:29–31). И действительно, в верности Иисусу он демонстрирует больше мужества, чем остальные (14:50, 54), однако дальше его верность вступает в притиворечие со страхом. Испугавшись за себя, он не просто оставляет Иисуса, как другие, но и открыто отрекается от него (14:68–71). Однако верность и любовь к Иисусу одерживают в нем верх и заставляют горько сожалеть о случившемся (14:72) 446 . Этот момент самопознания, когда иллюзорная самоуверенность Петра разлетается в прах, ясно показывает, что Петр – не статический характер, что его психологический портрет подвергается глубоким внутренним переменам, вызванным тяжким опытом и ведущим к новому представлению о себе. Некоторые ученые полагают, что изображение Петра у Марка, с его яркими негативными чертами, полемично по отношению к Петру 447 ; по той же причине полемичным считают и изображение Двенадцати (или учеников в целом) 448 . Ошибочность этой теории подтверждается заботой Марка о том, чтобы поддержать в своих читателях или слушателях симпатию к Петру. В своем рассказе о Петре он определенно не скрывает негативных моментов: предполагается, что слушатели и читатели будут разочарованы и недовольны поведением Петра как в тех двух случаях, когда он заслуживает от Иисуса суровую отповедь (8:33; 14:37–38), так и тогда, когда он заявляет, что не имеет с Иисусом ничего общего, и даже клянется в этом (14:66–72). Сами по себе эти сцены могли бы отдалить читателей и слушателей от Петра, заставить их не сопереживать ему 449 . Однако, как отмечает Томас Бумершайн, Марк прилагает особые усилия, чтобы сохранить и восстановить их симпатии к Петру. В случае, когда Петр неверно понимает мессианство Иисуса (8:32) и слышит от него суровый ответ (8:33), непосредственно перед этим он исповедует Иисуса Мессией (8:29) – из чего читатели и слушатели делают вывод, что Петр хочет добра, а ошибается лишь из-за горячности, «не подумав». Более того: вскоре после этой серьезной ошибки Петра рассказ о Преображении вновь напоминает о нем читателям и слушателям и пробуждает к нему симпатию. Петр делает неуместное предложение построить хижины для Иисуса и его небесных гостей – и Марк тут же поясняет: «Ибо не знал он, что сказать, потому что они были в страхе» ( Мк 9:6 ). Такое проникновение в мысли и чувства Петра «предлагает нам отождествить себя с Петром, чьи чувства изображены как естественные для любого, оказавшегося в такой компании» 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Мк.12:38–40 . Из грозной обличительной речи Господа против книжников и фарисеев, которую ев. Матфей излагает пространно (гл. Мф.23 ), ев. Марк приводит лишь несколько изречений о честолюбии, корыстолюбии и лицемерии этих лживых руководителей народных. – Христианам из иудеев, для которых первоначально писал свое Евангелие ев. Матфей, эта речь Иисуса Христа была и понятна, и интересна, и полезна, как прекрасно характеризующая только что оставленных ими ложных руководителей своей религиозной жизни, образцы которых при том же они постоянно могли иметь перед глазами. Для христиан же из римских язычников, которым первоначально предназначено было Евангелие Марково, эта речь и не имела особенного значения, и мало могла быть понятна: они не знали жизни и характера иудейских законников, да и знать не было нужды. Потому ев. Марк и опускает почти всю речь, приводя из нее весьма немногое, более характеристическое и понятное для христиан из язычников. – «В длинных одеждах», важничая тем пред другими (ср. прим. к Мф.23:5 ). – «Приветствия в народных собраниях» и пр.: см. там же, ст. Мф.23:6–7 . «Поедающие дома вдовиц»: см. там же, ст. Мф.23:14 . – «Напоказ долго молящиеся»: см. там же, ст. Мф.23и Мф.6:5 . Мк.12:41–44 . «Против сокровищницы»: так называлась большая сборная кружка, находившаяся на так называемом «дворе жен» (см. прим. к Мф.21:12 ), в которую народ клал добровольные приношения, назначавшиеся в пользу храма, т. е. на его поддержку и богослужебные принадлежности. Перед праздником Пасхи особенно много собиралось таковых пожертвований, так как был обычай, что перед этим праздником никто не входил в храм, не положив предварительно в эту кружку сколько-либо денег по мере своих средств и усердия. – «Две лепты»: лепта – самая мелкая монета, равняющаяся 1/4 коп.; две таких монеты равнялись ценностью мелкой же римской монете, называющейся от (кодрант равнялся 1/2 коп. и составлял 1/4 аса, 10 ас равнялись динарию– ок. 20 к. с.).– «Эта бедная вдова положила больше всех» и пр.: больше не по количеству положенных денег, но относительно средств ее сравнительно с другими. Прочие подавали то, в чем не имели большой нужды, не отягощая очень себя, не истощая своих средств к жизни, а она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010