Аггей, Захария и Малахия жили после плена в Палестине и также сравнительно чистым еврейским языком пользовались; Даниил жил в плену и пользовался арамейским или арамеизированным языком, а Ездра и Неемия после плена в Палестине писали по-арамейски. Отчего такая разность? Оставляем ответ позднейшим библеистам. Как каноническое богодухновенное писание, книга пророка Малахии упоминается Премудрым Сирахом. Так, о пророке Илии Сирах говорит: вписан во обличения на времена, утолити гнев прежде ярости и обратити сердце отчее к сыну и устроити колена Иаковля ( Сир.48:10 ). Это назначение пророка Илии «вписано» в пророчествах книги Малахии (4:5–6). Господь Иисус Христос прилагает к Иоанну Предтече пророчество Малахии: сей бо есть о нем же есть писано: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мф.11 ­­ Мал.3:1 ). Евангелист Марк тем же пророчеством также в приложении к Иоанну Предтече начинает свое Евангелие ( Мк.1:2 ). Архангел Гавриил другими словами того же пророка Малахии характеризует Иоанна Предтечу: и той предыдет пред Ним (Мессией Иисусом Христом) духом и силою Илииною обратити сердца отцем на чада ( Лк.1 ­­ Мал.4:5–6 ). Несомненно, на этом же последнем ( Мал.4:5–6 ) пророчестве Малахии основывалось неоднократное уподобление Иисусом Христом Иоанна Предтечи пророку Илии: аще хощете, той есть Илия хотяй прийти ( Мф.11:14; 17:10 ; Мк.9:10 ). Апостол Павел приводит следующее место из книги Малахии: яко же есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех ( Рим.9 ­­ Мал.1:2 ). Новая западная экзегетическая литература: Vitringa. Observationes sacrae. VI. Reinke. D. Prophet Malachi. 1856. Kohler. Die Weissagungen Maleachis. 1865. В русской литературе есть две экзегетических монографии: Грецов. Книга пророка Малахии. Чтения в Общ. Люб. дух. просв. 1888, июнь-сентябрь, и отдельно: М. 1839 г. П. Тихомиров. Пророк Малахия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1903 г. Последняя очень ценна и по обстоятельному исследованию библиологических вопросов, и еще более по обстоятельнейшей экзегетике всей книги. Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги. Общий вывод из детального обозрения их: подлинность, неповрежденность, богодухновенность и высочайший во всех отношениях их авторитет для христиан. Теперь перейдем к обозрению неканонических книг и отделов, к вопросу об их происхождении и авторитете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но данная фраза относится к настоящей земной жизни, в которой нас Господь призвал молиться за обидчиков, за врагов и за грешников (Лк. 6:28). И св. старец Силуан следовал этой заповеди: « И он действительно молился за всех ». Но после страшного суда праведники примут окончательное суждение Праведного Судии, и уже не будут ходатайствовать перед Ним, преп. Ефрем Сирин говорит об этом: « Тогда-то грешники увидят, что они совершенно оставлены, что всякая надежда для них погибла, и никто не может помочь им или ходатайствовать за них. Тогда-то, в горьких слезах, рыдая, они скажут: " О, сколько времени погубили мы в нерадении, и как обмануло нас наше ослепление! Сам Бог говорил через Писание, и мы не внимали; здесь вопием, и Он отвращает от нас Лице Свое... За минутное удовольствие мы терпим мучение; за нерадение осуждаемся в огонь неугасаемый. Ниоткуда нет нам помощи, всеми оставлены мы - и Богом, и святыми. Для покаяния нет уже времени, и от слез нет пользы. Воззвать бы нам: спасите нас, праведные! Спасите, апостолы, пророки, мученики! Спаси, Честный и Животворящий Кресте! Спаси и Ты, Владычица Богородица, Матерь Человеколюбца Бога! Вопиять бы нам так, но уже не услышат нас; а если и услышат, что пользы? ИБО - КОНЕЦ УЖЕ ВСЯКОМУ ХОДАТАЙСТВУ. В таких терзаниях безотрадного мучения грешники будут отведены в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 48) ». И фраза « Любовь не может этого понести », также относится к настоящему времени, а точнее - к конкретной ситуации, когда монах-пустынник уже в этой жизни предвкушал наслаждение муками иных. И именно на данную мысль последовал совершенно конкретный ответ преп. Силуана, « Любовь не может этого понести », т.е. ты не стяжал любви, если с упоением ожидаешь мучения иных людей, в краткой земной жизни необходимо молиться за спасение всех людей. III. Учение о вечных муках и духовно-нравственный выбор Свт. Марк Эфесский, участвовавший в Ферраро-Флорентийском соборе и представлявший на нём Антиохийскую и Иерусалимскую Церкви, а также являющийся виднейшим членом делегатов от Константинопольской Церкви, сказал: « учение это о восстановлении и конце вечного мучения...

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/13/...

К сказанному присоединю и то, что разве не подлежало Господу заботиться о Своей Матери, подвергшейся соблазну и смущенной неуместными мыслями? Будучи истинным Богом, видя движения сердца и зная глубины, неужели не ведал смущавших Ее, особенно в то время, при честном кресте, мыслей? Итак, зная Ее размышления, Он передавал Ее Своему ученику как наилучшему тайноводцу, могшему прекрасно и в достаточной мере разъяснять глубину таинства. Ведь он был истинный мудрец и богослов, который и берет Ее и отводит с радостью, исполняя всю волю Спасителя о Ней. Ин.19:28–29 .  Посем Иисус, ведый уже, яко вся совершишася, да сбудется Писание, глагола: жажду 1143 . Сосуд стояше оцта [уксуса] полн. Губу же полну оцта, на иссоп [трость] вонзше, принесоша Ему ко устом 1144 Когда исполнилось на Христе все нечестие безбожных иудеев и не оставалось уже ничего для полного проявления невыразимой жестокости, Его плоть в конце опять испытывает нечто ей свойственное и природное. Изнуряемая разнообразными издевательствами, она ощущает жажду. Ведь тяжелые муки способны вызывать жажду, уничтожая влагу в телесных сосудах внутренним и невыразимо сильным жаром и сожигая внутренности страдальца сильным воспалением. Всемогущему Богу Слову нетрудно, конечно, было отстранить и это от Своего тела, но как другое все допустил пострадать добровольно, так и это терпит по добровольному хотению. Итак, просил пить. Они же были столь немилосерды и далеки от любви Божией, что вместо полезного питья подали вредное и самое даже дело любви употребили для увеличения нечестия. В самом деле, подать пить просящему – разве это не представлялось одним из видов любви? Но Богодухновенному Писанию отнюдь невозможно было сказать ложь, как бы от лица Спасителя нашего Христа говорящего о них: «И дали в пищу Мою горечь и в жажду Мою напоили Меня уксусом» ( Пс.68:22 ). Но блаженный евангелист Иоанн говорит, что подали «губку» с уксусом, «на иссоп возложив». Однако ж Лука, не упомянув вообще ни о чем таком, утверждает только, что подали уксус ( Лк.23:36 ). А Матфей и Марк говорят ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ), что губку «возложили на тростник». Ввиду этого, быть может, кто подумает, что Евангелисты разногласят между собою. Но никто из здравомыслящих, полагаю, не допустит подобной мысли. Ведь важно было сообщить вид нечестия, но совсем никакой необходимости не было указывать и образ, каким оно совершалось. Поэтому и божественный Лука не удостоил упоминания образ подания (губки), а говорит только вообще, что Ему, жаждавшему, подали уксус. Но несомненно, что и в столь малых и незначительных частностях Евангелисты не противоречили друг другу, хотя особенно в главном они совпадают и сходствуют, говоря согласно друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Множицею брашася со мною от юности моей; на хребте моем делаше грешницы, продолжиша беззаконие свое» (Пс. 128:2—3). Но я, укрепляемый и руководимый верою, постоянно «к Тебе, Господь мой, возведох очи мои, мои ум и сердце. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс. 122:1—2). Аминь.    Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 13, 14; Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Доброт., ч. 1     «Имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе, якоже светилу, сиящу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших " _    3-е прошение на малой ектений    Лествица. Слово 28-е    Заимствовано из 28-го слова Лествицы    Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 24. Доброт., ч. 2    Никифор Монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца. Доброт., ч. 2    Слово 2-е    Слово о Вере. Доброт., ч. 1    Лествица. Слово 27-е 48. Поучение в тридцать вторую неделю. О Закхее...     «Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19:10).    Возлюбленные братия! Эти, исполненные милосердия слова, слышанные нами сегодня в Евангелии, сказаны вочеловечившимся Богом о грешнике, которого праведный суд Божий нарек погибшим, который взыскан силою и благодатью искупления, внесен и вписан ею в число спасенных.    Грешник — Закхей был мытарем и старейшиною мытарей. Он имел значительное богатство, как упоминает о том Евангелие, намекая этим на средства, которыми приобретено богатство. Мытарями назывались сборщики податей. Соблазнительны деньги! Блеск золота и серебра очаровывает очи Адамова потомка, зараженные греховностью, и где вращаются деньги, туда редко-редко не вкрадывается злоупотребление. Мытари, по большей части, вдавались в лихоимство. Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из совокупления их является расположение к придирчивости, привязывающейся, под предлогом неупустительного исполнения законов, ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающейся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

  Эта речь предлагается как бы от лица самой Церкви и верной души, прославляющей Христа за столь великие дела Его; за обуздание зла и насаждение добродетели, за обручение Себя нашему естеству. Святые отцы относят эти слова и к Богородице, потому что и Она не перестает во все веки благотворить всей твари. Сверх этого, слова: сказываются и от лица Богоматери, почему и поются в богородичных прокимнах перед Евангелием, так как содержат пророчество, на Ней исполнившееся: (Лк. 1:48—49) (Златоуст, Василий В., Палама, Марк Ефесский). 1 В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом 45 Псалом заключает в себе пророчество о сокровенных тайнах при конце мира. Предсказывает же о восстаниях и гонениях на Церковь Христову и на ниспосланную с неба помощь уповающим на Бога (Василий В., Феодорит).   Всякий человек имеет нужду в великой помощи Божией. Но немногие говорят с таким расположением как Пророк, ибо враг вводит людей во многие заблуждения при избрании ими Спасителя, и тогда, во время скорбей, мы готовы к чему-либо другому прибегать, нежели к Богу. (Иер. 17:5) или на что-либо человеческое. Ибо все обманчиво и временно: одно — Бог. Бог не препятствует постигать нас скорбям; но когда они постигли, Он помогает нам, доставляя пользу и опытность. Нужно тщательно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, а когда оно постигло — не малодушествовать, но стоять мужественно, призывая на помощь Бога и уповая на Него (Василий В., Златоуст, авва Моисей).     Говоря о , Пророк не о стихиях говорит, но под именем их разумеет невыносимые опасности. Так должно быть сердце безстрашно и помысел не смущен, чтобы при таком замешательстве устремляться с упованием мысленно к Богу и не поражаться ничем происходящим. А мы не выносим и человеческого гнева (Василий В., Златоуст).     Духа Святаго наполняют и увеселяют (Церковь Божию). и соделал селением (жилищем) Себе Пресвятую Деву Марию. И святые угодники Божий являются также , и в них Сам Бог «почивает». — выражает скорость и незакоснительность божественной помощи (Афанасий, Василий В., Феодорит, Максим Грек).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

XIV 5. 4). Ставленником Помпея на престоле в Иерусалиме стал Иоанн Гиркан II (63-40). Его положение оставалось прочным, пока в Риме всю полноту власти держал в руках Помпей. После гибели Помпея в 48 г. Гиркан поддержал Юлия Цезаря в Александрийской войне, что обеспечило ему сохранение царства. Однако в 40 г. Иерусалим был временно захвачен парфянами, Иоанн Гиркан был свергнут и в Иудее начался передел власти. После неск. лет междоусобных столкновений власть в Иерусалиме перешла к Ироду Великому , к-рый, как прежние цари, поддерживал вассальные отношения с Римом. Его покровителями были Марк Антоний, а после 31 г.- Октавиан Август. Правление Ирода Великого (37-4) совпало по времени с возвышением власти имп. Августа. На фоне всеобщего мира, установившегося по завершении рим. гражданских войн в 31 г., Ирод, поддерживавший теснейшие связи с Августом, получил редкую историческую возможность вкладывать большие средства в развитие своей страны. Управляя большей частью П., Ирод в отличие от предыдущих иудейских царей должен был стать политическим лидером не только иудеев, но и др. семитских народов, греков и римлян, организовав в своих владениях сложный религ. и культурный симбиоз их с иудеями. В этой связи Ирод должен был выступать одновременно и как лидер иудейской общины (перестройка иерусалимского храма), и как политик, приветствовавший дальнейший процесс эллинизации П. Стремясь показать себя с этой стороны, он реализовал очень обширную программу городского строительства в П.: в Иерусалиме, Самарии, Стратоновой Башне (переименована в Кесарию в честь Цезаря) и др. городах. Римская эпоха (I-III вв. по Р. Х.) После смерти Ирода в 4 г. до Р. Х. начался период быстрого упадка иудейской государственности. Его царство с одобрения римлян было разделено сыновьями на 3 части. В 6 г. по Р. Х. римляне низложили царя Ирода Архелая, правителя Иудеи и большей части прежних владений Ирода Великого, и образовали пров. Иудея (см. ст. Израиль древний ). Т. о., от Иудейского царства остались лишь нек-рые поселения на периферии. В состав провинции первоначально не были введены греч. полисы Десятиградие, Галилея, Итурея и Перея. Пров. Иудея входила в состав большой пров. Сирия; ею управлял префект (позднее прокуратор), к-рый назначался из сословия рим. всадников и во всех важных вопросах должен был подчиняться легату Сирии. Митрополия провинции находилась в Кесарии Приморской (Палестинской); Иерусалим фактически потерял столичный статус. Т. о., территория П. оставалась разделена на неск. политических организмов, что отвечало интересам как римлян, так и в значительной степени жителей эллинистических полисов в П. Римляне получили возможность пресекать политическую активность иудеев, заручились поддержкой местных греков, заинтересованных в контроле над иудеями, а также, обосновавшись на побережье, поставили под свое прямое ведение морские торговые коммуникации и внешние связи П. В 6-7 гг. в новой провинции была проведена перепись населения (Лк 2. 2; 3. 23).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«И крепких разделит корысти» (в РБ: «с сильными будет делить добычу»). Мысль здесь та, что язычников, которые прежде были добычей дьявола, находились в его власти, Господь сделает Своим достоянием. Иисус Христос победил этого сильного врага человеческого спасения, «расхитил его дом» и всем бывшим во власти дьявола, даровал свободу. «И со беззаконными вменися» – подразумеваются два разбойника, распятых вместе со Христом, о чём свидетельствует св.ев.Марк (15:27–28). «И Той грехи многих вознесе» (рус. «Он понёс на Себе грех многих») – образное выражение, заимствованное из обряда ветхозаветных жертв о грехе или за грехи ( Лев.5:5–6 ). Приносивший эту жертву обыкновенно полагал свою руку на голову жертвенному животному, исповедуя при этом свой грех, и тем как бы слагал на него ответственность за грех . Применительно к этому обряду, имевшему прообразовательное значение, и Иисус Христос, Себя Самого отдавший в жертву за грехи человеческого рода, называется «Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира». Этот образ речи удерживается и в Новозаветном Писании, где говорится об исполнении данного пророчества ( Еф.2:3 ; Кол.2:13–15 и др.). 53 глава книги Исаии, повествующая о Крестной Смерти и плодах Искупления Господа Иисуса Христа, читается в Великую пятницу на шестом часе и на вечерне. О Помазаннике Господнем и Его Церкви Ис. 61:1–10 Стт. 1–2 содержат пророчество об Иисусе Христе как Помазаннике Господнем, имеющем придти в мир для благовестия людям спасения и для сообщения им благодатных даров Св.Духа. В таком именно смысле объяснено это пророчество Самим Господом Иисусом Христом в Его проповеди в Назаретской синагоге ( Лк.4:16–21 ). Тема стт.3–10 – Церковь Мессии-Помазанника. Слово «Помазанник» является переводом еврейского Машиах (арам. Мешиха), в русской транскрипции – Мессия, по гречески – Христос. С точки зрения исторической последовательности в служении Мессии данное пророчество возвещает об евангельских событиях, предшествующих откровению 52–53 глав. Ст.1–2. Пророк начинает речь от лица Раба Господня Мессии, Который говорит о Себе, как о Помазаннике: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» (рус. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня»). Правильное понимание «Духа Божия» и Лица, на котором Он почил, определяется широким контекстом пророчества, т.е. сравнением его с предшествующими мессианскими местами книги Исаии (11:2; 42:1; 48:16; 49:1–2), из чего ясно видно, что в словах «Дух Господень на Мне» разумеется вся Святая Троица: Бог Отец, ниспосылающий Духа; Сын Божий, воспринимающий Его, и Святой Дух, ниспосылаемый на Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010