380 Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов, 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000. С. 126. 382 Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов, 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000. С. 127. 384 Раевский Л., прот. Открытие в Ленинграде Высшего Богословского института.//Христианин. 1924. 2–3. С. 31–33. 385 Раевский Л., прот. Открытие в Ленинграде Высшего Богословского института.//Христианин. 1924. 2–3. С. 34–36. 387 Чуков Н. К., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. [Вып.] 15. М.-СПб. 1994. С. 549. 390 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 454–455. 391 Гончаров Г. 7–8. Искра обновленческой идеи.//Голос православного студента. Машинописный журнал студентов Ленинградского Богословского института. 1927. 7–8. С. 16–21. Частное собрание. 405 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 455. 409 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 455. 410 Шилов Л. А. Титлинов Борис Васильевич.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 586. 411 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М. 1996. С. 464–465. 412 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви.//Соловьев И. В., сост. «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики.) М. 2002. С. 454. Читать далее Источник: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)/[прот. В. Сорокин]. – Изд. Князь-Владимир. Собор. – Санкт-Петербург : Тип. ИД Русская Симфония, 2005. - 734, с.: ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грациан 367–383 гг. Валентиниан (II) Младший 375–392 гг. Магн Максим 383–388 гг. Флавий Виктор 384–388 гг. Евгений 392–394 гг. Феодосий (I) 379–395 гг. Западная Римская империя Восточная Римская империя Гонорий 395–423 гг. Аркадий 395–408 гг. Константин (III) 407–411 гг. Феодосий (II) 408–450 гг. Был провозглашен императором в Британнии, правил в Галлии, оспаривал власть у Гонория Приск Аттал 409–410; 414–415 гг. Провозглашен императором по приказу Алариха в 409–410 гг. на севере Италии; в 414 г. провозглашен императором вторично в Галлии, оспаривал власть у Гонория. Констанций (III) 421 г. Иоанн 423–425 гг. Валентиниан (III) 425–455 гг. Петроний Максим 455 г. Маркиан 450–457 гг. Авит 455–456 гг. Майориан 457–461 гг. Лев (I) 457–474гг. Либий Север (III) 461–465 гг. Антемий 467–472 гг. Олибрий 472 г. Глицерий 473–474 гг. Непот 474–475 гг. Лев Младший 474 г. Ромул Августул 475–476 гг. Зенон 474–491 гг. Василиск 475–476 гг. Марк 475–476 гг. Марциан 479 г. Леонтий 484–488 гг. Анастасий 491–518 гг. Юстин (I) 518–527 гг. Юстиниан 527–565 гг. Юстин (II) 565–578 гг. Тиверий (II) 578–582 гг.   Западная Римская империя Восточная Римская империя Маврикий 582–602 гг. Фока 602–610 гг. Ираклий 610–641 гг. Константин (III) 641 гг. Ираклеон 641 г. Констант (II) 641–668 гг. Константин (IV) Погонат 668–685 гг. Юстиниан (II) 685–695 гг. Леонтий 695–698 гг. Тиверий (II) 1448 [Апсимар] 698–705 гг. Юстиниан (II), во второй раз 705–711 гг. Филиппик Вардан 711–713 гг. Анастасий (II) [Артемий] 713–715 гг. Феодосий (III) 715–717 гг.   Папы римские с I в. н. э. до Григория Великого (Включая антипап, то есть тех, кто считался впоследствии незаконными претендентами на папский престол) Петр, апостол Лит 67–76 Клет (Анаклет) 76–88 Климент I 88–97 Эварист 97–105 Александр 105–115 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Гигин 136–140 Пий I 140–155 Аникет 155–166 Сотер 166–175 Элевтерий 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Калликст I 217–222 Ипполит 217–235, антипапа Урбан I 222–230 Понтиан 230–235 Антер 235–236

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

– Толкование на молитву Господню. Греч, текст: PG 90, 872–909; Maximi Confessoris Expositio orationis Dominicae/Ed. P. van Deun. Turnhout, 1991 (Corpus Christianorum. Series Graeca 23). – Трудности к Иоанну. Греч, текст: PG 91, 1061А-1417С. Марк Подвижник , прп. – О духовном законе. Греч, текст и франц. перевод: Marc le Moine. Traités I/Texte critique et trad, de G.-M. De Durand. Paris, 1999 (Sources chrétiennes 445). P. 74–128. – О святом Крещении. Греч, текст и франц. перевод: Marc le Moine. Traités I/Texte critique et trad, de G.-M. De Durand. Paris, 1999 (Sources chrétiennes 445). P. 296–396. – О тех, которые думают оправдаться делами. Греч, текст и франц. перевод: Marc le Moine. Traités I/Texte critique et trad, de G.-M. De Durand. Paris, 1999 (Sources chrétiennes 445). P. 130–200. – Послание к иноку Николаю. Греч, текст и франц. перевод: Marc le Moine. Traités II/Texte critique et trad, de G.-M. De Durand. Paris, 2000 (Sources chrétiennes 455). P. 106–154. – Прение схоластика с аввою Марком. Греч, текст и франц. перевод: Marc le Moine. Traités II/Texte critique et trad, de G.-M. De Durand. Paris, 2000 (Sources chrétiennes 455). P. 26–92. – Против несториан (о Воплощении). Греч, текст и франц. перевод: Marc le Moine. Traités II/Texte critique et trad, de G.-M. De Durand. Paris, 2000 (Sources chrétiennes 455). P. 252–314. – Слово о покаянии. Греч, текст и франц. перевод: Marc le Moine. Traités I/Texte critique et trad, de G.-M. De Durand. Paris, 1999 (Sources chrétiennes 445). P. 214–258. Мефодий Олимпийский , свщм. – О Воскресении. Греч, текст: Methodius von Olympus. Schriften I/G. N. Bonwetsch. Erlangen, Leipzig, 1891. – Пир десяти дев. Греч, текст и франц. перевод: Méthode d’Olympe. Le Banquet/Éd. H. Musurillo, trad. V.-H. Debidour. Paris, 1963 (Sources chrétiennes 95). Никифор Уединенник, прп. – О трезвении и хранении сердца. Греч, текст: PG 147, 945–966; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι 1976. Τ. Δ». Σ. ι8–28. Никита Стифат , прп. – Житие святого Симеона Нового Богослова .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Олибрий. Тремисс. 472 г. Аверс. Реверс [Лат. Olybrius; Аникий Олибрий], имп. Зап. Римской империи (апр. 472 - 23 окт., по др. данным, 2 нояб. 472). О. принадлежал к римской сенаторской аристократии. Предположительно был внуком консула 395 г. Аникия Гермогениана Олибрия и Аникии Юлианы, к-рая, овдовев ок. 410 г., переехала с дочерью Деметриадой в Палестину, где стала покровительницей лат. монахов и состояла в переписке со мн. видными богословами: блж. Августином, прп. Иеронимом Стридонским и Пелагием. Однако из корреспонденции Аникии Юлианы следует, что Деметриада сохранила девство и не имела детей. Сведения о сыне Аникии также отсутствуют. Поэтому выдвигались предположения, что О. мог быть не внуком, а племянником Аникия Гермогениана, т. е. сыном одного из его братьев: Пробина, консула 395 г., или Петрония Проба ( Mommaerts, Kelley. 1992. P. 119-120). Последний был младше своих братьев. Он был консулом в 406 г., а в 412-414 гг. занимал пост комита священных щедрот (comes sacrarum largitionum) при дворе имп. Гонория (395-423) (CTh. VIII 4. 24; CJ. VIII 16. 8; XI 48. 15; 59. 13; 62. 11). Визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский ( Procop. Bella. III 5) и Евагрий Схоластик ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) ограничиваются указанием на то, что О. был человеком знатного сенаторского происхождения. О. был женат на младшей дочери имп. Валентиниана III (425-455) - Плацидии. Однако неизвестно, был ли брак заключен в Риме до захвата вандалами (455), в Карфагене, куда Плацидию увезли вандалы, или уже после ее освобождения, в К-поле. Формулировки наиболее близких к описываемым событиям историков Идация и Приска неоднозначны. Из них следует только, что к 461/2 г. брак был уже заключен ( Priscus Panites. P. 103-104; Hydat. Chron. Vol. 1. P. 166). Иоанн Малала (VI в.) и прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.) утверждают, что бракосочетание состоялось в Риме до 455 г. ( Ioan. Malal. Chron. P. 288-289; Theoph. Chron. Р. 109-110). Евагрий ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 7) и вслед за ним церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 11) писали, что брак был заключен в К-поле после того, как Плацидия и ее мать, Лициния Евдоксия, были освобождены кор. вандалов Гейзерихом по требованию имп. Вост. Римской империи Льва I (457-474) и им было разрешено выехать в К-поль (462).

http://pravenc.ru/text/2578307.html

Правила о порядке выборов в городские избирательные собрания. Стр. 315–316. Вопрос о переводе Евангелия на малорусский язык. Свящ. Николай Боголюбов. Стр. 317–318. Совещание о веротерпимости. Стр. 318–319. Некролог миссионера Каллиника Картушина. Стр. 319–320. К чествованию бывшего екатеринбургского епархиального миссионера А. И. Обтемперанского. М. Сушков. Стр. 448–449. Эмиграция закавказских сектантов в Америку. А. Платонов. Стр. 450–452. Ещё о единоверческом епископе. (Письмо в редакцию). Протоиерей Илья Легатов. Стр. 452–453. Из Екатеринославской губернии. (Письмо в редакцию). Православный. Стр. 453–455. Открытое письмо г. С. Апраксину. Свящ. Григорий Булгаков. Стр. 455. Неудачный поп (из м. Ветки, Могилев. губ.). Григорий Дрибинцев. Стр. 455–457. Вопросы церковной жизни в журналах и газетах.– Совет “Дух. Вестн. Груз. Экзарх.” духовенству – Что делать приходскому духовенству в настоящие судные дни?– Архиепископ Никандр Литовский о ближайшей задаче приходского духовенства.– “Костр. Епарх. Ведомости”– об оживлении приходской жизни.– Епископ Константин Самарский о пастырских собраниях.– К вопросу об организации епархиальных съездов духовенства.– Целесообразный порядок обсуждения вопросов на пастырских собраниях.– “Тамбов. Епарх. Ведом”.– од ежедневной церковно-общественной газете.– К реформе «Епарх. Ведомостей».– Воззвание “Полоцк. Епарх. Вед.” к читателям.– Миссионерские съезды в Казани и Одессе.– К вопросу о внутренней миссии (архиеписк. Никандр; Владикавк., Екатеринославск., Минские Епарх. Ведом.).– Редкий деятель миссии ( И. П. Новиков).– Достойный пастырь-миссионер.– Закавказские кружки ревнителей Православия. Из речи еписк. Константина о миссии.– Прот. И. Стрельбицкий – о кружках любителей Православия.– Псаломщики-миссионеры в Симбирской епархии.– Успехи миссионеров в Орловской епархии.– Батумское братство доселе в проекте.– Голоса крестьян о задачах пастырства.– Современное религиозно-нравственное состояние русского народа.– Слухи о старообрядческом патриархе.– Старообрядцы у кв. П. Д. Святополк-Мирского.– Рост австрийского толка.– Старообрядческие нигилисты.– Правда о воронцовских молоканах.– Молоканская газета.– Возвращение сектантов из ссылки.– Молоканское общественное богомолье.– Фантастическое заявление и др. Стр. 737– 751.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имп. Майориан. Гравюра. 1754 г. (архив Халтон фотоагентства Getty) [Лат. Maiorianus; Флавий Юлий Валерий Майориан], император Зап. Римской империи (1 апр. 457 - 2 авг. 461). Согласно панегирику Сидония Аполлинария в честь М. (458) ( Sidon. Apol. Carmina. 5), дед М. по материнской линии был магистром в начале правления имп. Феодосия I (379-395), отец был доместиком при Флавии Аэции, полководце имп. Валентиниана III (425-455). М. начал военную карьеру в Галлии при Аэции. Ок. 448 г. он нанес поражение королю салических франков Хлойону (Хлодиону) у дер. Викус-Елена близ Атребат (ныне Аррас, Франция). М. принимал участие в битве на Каталаунских полях в 451 г., где Аэций с помощью союзников одержал победу над гуннами Аттилы. После этого М. покинул военную службу и нек-рое время жил как частное лицо. Сидоний объясняет причину отставки М. враждебностью к нему жены Аэция. После убийства Аэция осенью 454 г. М. был вызван в Рим, где получил титул комита доместиков и по приказу имп. Валентиниана принял командование армией, прежде подчинявшейся Аэцию. По сообщению хрониста Иоанна Антиохийского ( Ioan. Antioch. Chron. Fragm. 201//FHG. Vol. 4. P. 614-616), после убийства имп. Валентиниана в марте 455 г. его вдова Евдоксия пыталась возвести на престол М., но Петроний Максим против ее воли женился на ней и провозгласил себя императором. Этот рассказ находит подтверждение и в некоторых намеках Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. 5.312), однако о вражде между Максимом и М. ничего не известно. В 456 г. М., пользуясь поддержкой Рицимера, с которым был дружен с юности, возглавил мятеж против имп. Авита (455-456), ставленника галльской аристократии. М. и Рицимер осадили Авита в Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) и принудили сдаться, после чего Авит был поставлен епископом Плаценции. Имп. престол некоторое время оставался вакантным, и М. формально признавал власть вост. имп. Маркиана (450-457) и имп. Льва I (457-474). 28 февр. 457 г. имп. Лев I назначил М. магистром армии на Западе, а Рицимеру даровал титул патрикия. 1 апр. того же года М. был провозглашен цезарем в Равенне. По мнению Сидония Аполлинария, это было сделано по желанию имп. Льва I (Ibid. 5.388). Однако к кон. 457 г. отношения с Востоком осложнились. 28 дек. 457 г. М. был провозглашен августом войсками в Равенне и утвержден сенатом. 1 янв. 458 г. он получил звание консула. На Востоке новое положение М. не было признано. Законодательные акты имп. Льва в это время не содержат имени М. как соправителя. М. поначалу не признал себя консулом, но уже весной того же 458 г. начал объявлять себя соправителем Льва I, указывая его имя в своих новеллах.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Начало: «Благословение иерея имрек святого имрек сыну моему имрек якоже о Святем Дусе, что исповеда пред Богом своя согрешениа моему смирению»; 211) молитва о иже в пут(ь) шествовати и по водам плавати с умилением (452): «Благоутробне и человеколюбче Господи иже неизреченныы милосердием милуя и призываяй всех еже ко спасению; 212) молитва к Господу нашему за царя и за князя и за вся христианы (452 об–453): «Владыко Господи человеколюбче помилуй и заступи и спаси и сохрани от всякыя скорби»; 213) подобает ведати како поются антифоны егда в коей обители два храма святых един почитаем а другий преобидим и презираем (453 об.– 453); 214) о запоне святого алтаря когда отверзается (454); 23 5) припевы в всякую неделю и на вся праздникы (454 об.–455); 216) Филофия патриарха Царя града прокимны дневныя през всю седмицу (455); 217) катавасия егда поется молебен коему-любо святому (455 об.–456); 218) преподобного отца нашего Феодора игумена Студийс об останцех церковных правило и манаканон (456 об.– 461); 219) чин бываемый на произведение иконома или келаря (461–462); 220) о больнице и о странноприимстве и о старых и о больных (462–463); 221) преподобного отца нашего Стефана о бдении всенощных еже в Святую неделю и в праздникы Господския (463–464); 222) правило святых отец в Халкидоне на 5-м сборе собравшихся 165 об обидящих святыя церкви (464); 223) известно рассудихом указание иже в смогласнице гласовом и утренним евангелиям воскресным и апостолом и евангелиям иже на литургиях иже начинаются чести от недели Всех Святых (465); 224) тропари вокресныа и богородичны и ипакои и прокимны воскресны на утрении и пред евангелием и инии прокимны апостолом и аллилугиям и евангелиам на литургиах недельных осми гласов (465 об.–468 об.); 225) тропари и кондаки дневныя и сказание иже на литургиах прокимоном и аллилугиам и причастном всея седмица (468 об.–470); 226) тропари воскресны иже поются по Непорочных во вся недели всего лета (470 об.–471); 227) светилны дневныа (471–472); 228) пениа троична их же поем в великий пост и в прочая посты (472–473 об.); 229) подобает ведати како поются антифоны по вся дни идеже несть манастыря в мире живущим (473 об.–474); 230) подобает ведати како длжно есть иерею отпусты творити на кийждо день чрез всю седмицу и праздники всего лета (474–477); 231) молитва над кутиею в память святых малых праздник (477): «Господи Боже вседержителю сотворивый небо и землю и море»; молитва другая над кутиею глаголема в праздничныя дни и в память святых нарочитых егда же доспеет помянухи имя коегождо праздничныи и богородичны и помянути ея противу нарочитым святым (477–478), – та же, чхо в 869 на л

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Capitula состоят из авторитетных суждений пап Иннокентия и Зосимы, определений Карфагенского собора 418 г., одобренных папой Зосимой, двух ссылок на литургическую практику, а также комментариев самого Проспера. Затем около 450 г. Проспер написал капитальный труд под названием De vocatione omnium gentium (“О призвании всех народов”, в двух книгах, PL 51, 647–722) 10 , в котором он, по-види­мому, также под влиянием святителя Льва Великого, сделал еще большие уступки и смягчил крайности августиновского учения о благодати и предопределении. Этот трактат посвящен Божиему домостроительству, вплетенному в ткань истории человечества, которую Проспер разделяет на три периода — до закона, под законом и под благодатью. После этого Проспер уже не искал новых решений данной проблемы. Его последние сочинения представляют собой компиляции. Так, он составил Liber sententiarum exoperi busst. Augustini delibatarum (“Сборник изречений, извлеченных из сочинений святого Августина”, PL 51, 427–496), который включает 392 изречения, заимствованных частью из ранее написанного Проспером Комментария на Псалмы, частью — взятых из сочинений Августина. Впоследствии изречения 22, 222, 226, 160 и 297 были включены в 9, 14, 15, 16 и 18 правила II Оранжского собора 529 г. Кроме того, Проспер попытался переложить часть этих изречений в дистихах; так появились Epigram mata exsententiisst. Augustini (“Эпиграммы из изречений Августина”, PL 51, 497–532). Наконец, Проспер составил Chro­nicum (“Хронику”, PL 51, 535–606) которая представляет собой сокращенный вариант хроники блаженного Иеронима с некоторыми добавлениями (в частности, с указанием консулов для каждого года, начиная с момента Крестной смерти Спасителя) 11 , и охватывает время от сотворения мира до 455 г. Хроника Проспера подвергалась трем редакциям: первой — в 433 г., второй — в 445 г. (Chronicon vulgatum) и третьей — в 455 г. (Chro­nicon integrum). В 455 г. Проспер участвовал в споре о праздновании Пасхи. Скончался он в том же году или немного позже 12 . II. Учение о свободе воли, благодати и предопределении Прежде всего следует отметить, что учение Проспера о свободе воли, благодати и предопределении в целом является продолжением и развитием августиновского учения. Однако этот тезис нуждается в уточнении. Начав как безусловный последователь Августина, Проспер впоследствии изменил свою позицию в сторону смягчения крайностей августинизма. Исследователи выделяют три этапа в эволюции его взглядов: первый — этап непримиримой полемики (до 432 г.), второй — первых уступок (432–435 гг.) и третий — еще больших уступок и примирения со своими оппонентами (после 435 г.) 13 . По-видимому, изменение позиции Проспера в споре с галльскими монахами объясняется умиротворяющим влиянием на него папы Льва Великого, близкого друга преподобного Иоанна Кассиана. Разница между учением Проспера первого и второго периода не столь значительна, поэтому мы рассмотрим их вместе. 1. Непримиримая полемика и начало уступок

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

В вводной статье к публикации главных разночтений издания 1881 года и Пантелеимоновской рукописи, полагаемых наиболее близкими неизвестному оригиналу, отец Василий (Гролимунд) сделал значительные уточнения. Он отметил, что текст фрагмента, изданного отцом Рошко, принадлежит сокращенной версии 1882 года. Эта версия, по мнению исследователя, не зависит от издания 1881 года (Василий, 1989б, с. 301–302). Особый интерес представляют опубликованные 9 фрагментов Пантелеимоновского списка (Разночтения, 1989), которые из-за недоступности Пантелеимоновского списка являются единственным источником для его характеристики. Итак, в результате проведенных изысканий исследователям удалось установить, что ни рукопись, ни печатные издания не содержат первоначального текста «Искателя непрестанной молитвы» архимандрита Михаила. Тем не менее, существующие представления о происхождении текста и взаимоотношении редакций можно дополнить, если обратиться к трем новым спискам рассматриваемых рассказов. Две близкие рукописи рассказов странника происходят из Оптиной пустыни: Опт 455 (ОР РГБ, ф. 214, 455) из библиотеки Оптиной пустыни (прежний номер: отд. 1, 65) и Опт 456 (ОР РГБ, ф. 214, 456) из библиотеки Скита Оптиной пустыни (прежний номер: отд. 1, 239) 1 . Рукописи имеют название: «Рассказ странника, искателя молитвы» (автор не указан). Третья рукопись, близкая к Пантелеимоновской рукописи, насколько можно судить по ее опубликованным фрагментам, находится в архиве профессора архимандрита Киприана (Керна) (Париж, Сергиевский богословский институт, архив профессора архимандрита Киприана [Керна], А-57, старый шифр: 47–2–1). Рукопись называется: «Рассказ странника (о Иисусовой молитве)», автором ее, как указано на обложке, является игумен Тихон Вышенский (согласно краткому описанию, название и автор в Пантелеимоновской рукописи не указаны [Василий, 1989а, с. 319]). Предварительный анализ известных рукописных и печатных текстов позволяет выделить 5 основных редакций: 1 .    Редакция, к которой принадлежат списки Опт 455 и Опт 456 (назовем эту редакцию – Оптинской, по месту хранения рукописей).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Есть песнопения на погребение епископов, пресвитеров (больше всего), диаконов, клириков, благочестивых собратьев и сестёр – монахов и монахинь, праведников, подвижников, наставников, отцов и матерей семейств, юношей, детей, странников... В этих песнопениях Святой призывает молиться за отшедших в мир иной, а их, в свою очередь, просит предстательствовать у Престола Божия за ещё воинствующих на земле; в сердца скорбящих он вселяет надежду на милость Спасителя, напоминает им о краткости земного пути и обращает их к Страшному Суду, к жизни нескончаемой. Так «на кончину подвижника» Преподобный рассуждает: «Не о том плачем, что упокоился ты, ибо смерть праведных есть упокоение. Но печалимся о себе самих, ибо лишились своего попечителя... Молись и проси о всех нас, чтобы сподобиться нам зреть тебя в брачном чертоге и вместе с тобой возрадоваться и насладиться блаженством в Небесном Царстве» (4, 399,403). Чтобы ярче высветить ту или иную мысль, Преподобный прибегает к форме диалога между почившим и провожающими его. Особенно трогательна в этом роде прощальная беседа епископа с паствой: «В дальний отхожу путь, помолитесь, чтобы в мире совершить мне шествие свое». – «В неопасный путь отходишь ты, отец наш, добрые дела твои восходят с тобой ко Господу твоему... Царство уготовано тебе, блаженный отец. Господь твой, Которого возлюбил ты, введет тебя в оное...» – «Увы! Страшен мне суд правды, потому что суд ее строг и нелицеприятен.» – «Горе неверным, отрицавшимся от Христа, а ты, отец наш, блажен, потому что исполнял волю Его... Беспорочно проводил ты жизнь свою, чист пост твой, чиста молитва твоя, щедра милостыня твоя...» – «У Тебя, Иисусе, ищу прибежища: избавь меня от мучений и даруй мне вкусить блаженство во свете.» – «Возлюбленный тобой Иисус, Которого заповеди соблюдал ты, сторицей воздаст за труды твои... Тебя, отец наш, ожидает венец за дела твои, вместе со святыми насладишься ты радостью и будешь блаженствовать на небесах» (4,421–422). В целом ряде погребальных песнопений говорится на специальные темы, касающиеся последних судеб человечества: бренность человеческого естества (4, 455–456), бренность земной жизни (4, 487–491), памятование смерти (4, 454–455), чувствования умирающего (4,464), разлучение души с телом (4,492, 529), величие человека при его сотворении и уничижение при смерти (4, 493–494), надежда на воскресение в смертный час (4, 503–505), кончина умершего с твёрдой верой в воскресение мертвых (4,505–508), спор сатаны и смерти (4, 491–492), изъяснение притчи о десяти девах (4, 469–472), воскрешение Лазаря, как удостоверение во всеобщем воскресении (4, 462– 464), победа Христа Спасителя над смертью (4, 434–437, 464–465), исповедание надежды воскресения (4,428–429), день общего воскресения (4, 458–459), воскресение и Суд (4, 386–393);..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010