Ист.: Описание о российских святых. С. 49; Сказание о святых иконописцах// Сахаров И. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. Кн. 2. Прил. С. 14; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 380; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 444-455. Лит.: Ф. П. Жизнь прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, с прил. крат. истории Антониева мон-ря. Новгород, 1862; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1863. Июнь. С. 100; Собко Н. П. Словарь русских художников. СПб., 1893. Т. 1. С. 143; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10: Июнь. С. 141-142; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 184; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. 2 (12). С. 203-205; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 49; Т. 2. С. 398-399. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/114732.html

Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 297-298; Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. Новгород. СПб., 1846. С. 122-124; СИСПРЦ. С. 38-39; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 54; Тихомиров П. , прот. Житие прп. Арсения Новгородского. Новгород, 1891; Филарет (Гумилевский). ЖСв. Июль. С. 81-84; Зверинский. Т. 2, 866; Т. 3, 1379; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Июль. С. 152-155; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 59; Голубинский. Канонизация святых. С. 156; Панченко А. М. Смех как зрелище// Лихачев Д. С. , Панченко А. М. , Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984; Каган М. Д. Житие Арсения Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 331-335; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 243-244. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография. В Каликинском иконописном подлиннике (БАН. Двинское собр. 51. Л. 260об., кон. XVIII в.) облик А. Н. описан под 8 мая: «Подобием рус, брада тупее Николины, в схиме, ризы преподобническия, мантия многошвенна, ряска дичь». Изображение А. Н. сохранилось на прориси с иконы XVIII в., в составе 68 Новгородских святых, предстоящих иконе Софии, Премудрости Божией,- с непокрытой головой, в 4-м ряду правой группы, на 2 иконах Новгородских чудотворцев работы свящ. Георгия Алексеева, 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); также на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева - в монашеском одеянии, с куколем на голове и короткой, немного кудрявой бородой, между прп. Тихоном Луховским и прп. Сергием Валаамским ( Маркелов. Т. 1. С. 399, 455). Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 454-455. Т. 2. С. 60-61. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/76310.html

Куопио), происходящие из Валаамского мон-ря и церкви в Тохмаярви (Финляндия)). Широкое распространение подобной иконографии связано с общерус. канонизацией А. К. и возрастанием паломничества в мон-рь. Образ А. К. помещен на иконах Собора Карельских святых, 1876 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио), кон. XIX - нач. XX в. (из иконостаса семинарского храма в г. Куопио), где представлен в центре 3-го ряда, с Коневской иконой Божией Матери в руках; также на прориси с иконы XVIII в., в составе 68 Новгородских чудотворцев, предстоящих иконе «София Премудрость Божия»; на прориси с иконы 1814 г. старообрядческого иконописца Петра Тимофеева - в числе 189 рус. святых ( Маркелов. Т. 1. C. 399, 455). В иконописных подлинниках облик А. К. обычно уподоблялся внешности преподобных Сергия Радонежского , Иосифа Волоцкого , Ефрема Сирина : «Сед, брада Сергиева, аки Иосиф Ламский» (Софийский подлинник. С. 18. 10 сент.); «Сед, брада тупая Сергиева, в схиме, риза преподобническая, мантия многошвенна, ряска дичь» (РНБ. Погод. 1931. Л. 30об. 8 сент., 20-е гг. XIX в.); «Сед, плешив, аки Иосиф Ламский брадою и ризою, в руке свиток» (Там же. Л. 31об. 10 сент.); «Рус, брада аки у Ефрема Сирина» (Там же. Л. 213об.). Лит.: Историко-статистическое описание Рождественского Коневского мон-ря (С.-Петербургской епархии). СПб., 1869; Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873; Акафист прп. Арсению Коневскому чудотворцу. Выборг, 1924, 1995р [изображение на обл.]; Aaltosen W. Ikoninäyttely. Turku, 1968. Fig. 70; USA: N 200-Vuotisjuhliin Osallistunut Ikonikokoelma. Kesäkausi, 1977. N 16, P. 40. Il. P. 41; Konevitsan Luostarin muistro, 1393-1978. Pieksämäki, 1978. N 129; Den Ortodoxa Kyrkans heliga Föremål/Åbo stads hist. museum 9.6.- 29.7. Kuopio, 1979. N 21. P. 10-11; Konevitsan Luostari/Toimittanut Jorma Heikkinen. Helsinki; Pieksämäki, 1983. Р. 92-102; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 93. Pl. 76. Р. 31, 68, 101, 108, 115; Толстой М. В. История Русской Церкви. М., 1991 [прорись на с. 221]; Русские монастыри: Искусство и традиции: Кат. выст. СПб., 1997. С. 153. Цв. илл.; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 454-455. Т. 2. С. 60.

http://pravenc.ru/text/76296.html

кнг. Иулиания, Новоторжские. Икона. 1797 г. (ТКГ) Образ Е. часто вводился в композицию «Собор Новгородских святых», особенно на ранних иконах, в частности на «старинной» иконе с образом Софии, Премудрости Божией, «в ризнице Черниговской кафедры», в 3-м ряду ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Предположительно Е. (или прп. Ефрем Перекомский) представлен в правой группе на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26). Его изображение в куколе, с небольшой бородой находится в 3-м ряду левой группы (3-й слева, надпись: «пр Eфpeмiu») на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54). Е. написан на иконах «Новгородские чудотворцы» свящ. Георгия Алексеева 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ), на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, XVIII в.- 1-м к центру в 4-м ряду справа ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619). В составе Собора русских святых образ Е. введен во 2-й ряд правой группы преподобных на поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК, надпись: «прп(д)б Ефремъ hobomopжckiu»); 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - со свитком в правой руке, надпись: «п ефремъ новгород(и)»; 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Е. показан в 6-м ряду 5-м справа с моделью храма в руках, наименован новгородским («Прп(д) Ефремъ Нов(г)о»). Святой представлен дважды, в правой группе преподобных в 1-м и последнем рядах на иконе 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/182089.html

XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) Е. написан средовеком, со свитком в левой руке, в 4-м ряду крайним слева. Е. изображен среди Тверских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве). Рисунок для Миней МП, выполненный прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной, представляет Е. в рост, в схиме, с куколем на голове, с небольшой кудрявой бородой, в молении (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 148). В храмах Тверской епархии находится много икон Е. (как правило, с моделью храма в руке), написанных в кон. XX - нач. XXI в. В частности, во Введенской ц. новоторжского Борисоглебского монастыря почитается аналойный прямоличный образ Е. с частицей св. мощей, на др. иконе святой представлен в рост, вместе с прп. Аркадием, предстоящим Спасу Нерукотворному. Е. изображается также в совр. композициях Собора Тверских святых (обычно в 1-м ряду 2-м справа, с моделью храма на покровенной руке), напр. на иконах нач. 90-х гг. XX в. из тверского собора Св. Троицы («Белая Троица»), 2001 г. из кафедрального тверского Воскресенского собора. Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. 59, 539, 540; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 238-241, 398-399, 454-455, 618-619; Т. 2. С. 108-109; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 437. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/182089.html

— Отец имеет такой вид, сказала я, точно одна часть его души уж примирилась с вечностью, другая же тоскует. Шел третий час. Андрюша спал на диванчике, не раздеваясь. Было тихо — тишиною деревенской зимней ночи, при далеком и загадочном беге луны в зеленоватых облачках. Ее свет дымно-голубой ложился по полу, ломался на диване и печальной, смутной бледностью одел мальчика моего. Я обняла Маркела. — Вот, и отдых! — Да… ты знаешь… я ведь… очень дедушку любил… а теперь… рад… он, тово… освободился… за него рад… Георгиевский заложил нога за ногу. — Николай Петрович избрал лучшее. Я неизменно чувствую, как он теперь недосягаем. — Знаешь, да… надо Псалтырь достать… у меня есть, наверху… будем над дедушкой читать… тово… если мы любим, и поможем ему… ведь нелегко душе теперь. — Из всех нас настоящий верующий — Маркел. Электрон… и мистик. — Это ничего не значит… электрон. Истина одна… С какого конца подойти. — Будем читать по-очереди, — сказал Георгий Александрович. — мне трудно счесть себя христианином, но я христианство уважаю. Думаю, что не былоб кощунством… Маркел улыбнулся. — Я знаю… вы… Сенека… Но к Сенеке церковь хорошо… относилась. И Маркел поднялся. Грузным своим телом, с осторожностью, чтобы не разбудить Андрюшу, двинулся, но сильно скрипнул половицей. Андрюша встрепенулся. — Не надо, не надо, — забормотал, — я через речку иду, зачем держите, не держите… Маркел неуклюже, нежно к нему наклонился. — Спи, спи… это я. Андрюша приподнялся, бледный со сна, в лунном свете, обнял его. — Папочка, да… и мама тут? Я подошла, тоже его поцеловала. Он сейчас же повалился. И вздохнул, зевнул. — Дедушка умер. Да, я знаю. Он сказал это так просто и печально. Тотчас же заснул. Маркел пошел к себе наверх, за Псалтырем. Георгий Александрович недвижно сидел у окна, и лунный свет недвижно серебрил серебряные его усы. Мы молчали. — Друг, о чем вы думаете? Он взял руку мою. — Когда мы вблизи смерти, мы ведь склонны размышлять с повышенной позиции. Особенно, если вот как сейчас, дело идет о вас… О той, рядом с чьей жизнью протекло столько моих годов… — Он прислонил лоб к моей ладони. — В неразделенной нежности.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

Да от себя же Преосвященный архиепископ Маркел отослал в софейскую домовую казну, что у него было для береженья поставлено по челобитью Пречистинской пустыни из Заоникиива лесу строителя старца Феодосья их монастырских серебряных денег триста восмьдесят три рубли да медных двести дватцать пять рублев. А те денги в их монастырском ларце за иво архиепископлей печатью указал Преосвященный архиепископ Маркел в софейскую казну (Л. 3 об.) тот ларец поставить для береженья же Софейского дому и своему казначею старцу Исайе да диаку Лукъяну Аленину. И по архиепископлю указу казначей старец Исайя и диак Лукъян Аленин тот ларец з денгами в Софейскую казну принял, поставил. Да он же , Преосвященный архиепископ Маркел Вологодцкий и Белозерский, приказал словесно взять по смерти своей свой же келейной подголовок, а в подголовкесвоем сказал серебряных денег келейных сто рублев да медных двести (Л. 4) шестьдесят рублев дватцать два алтына две денги. А те денги приказал по своей смерти на выносе в помин по своей душе священником и нищим роздать в милостыню.   (Л. 5) В келье Преосвященного архиепископа Маркела в крестовой с приходу Божия милосердия образов Деисус с празниками на тринатцати цках. Другой деисус с празниками же на левой стене с приходу на одиннатцати цках. Оба деисусы в киотех писаны на золоте. У обоих деисусов перед Спасовым образом по подсвещнику по медному. Да у деисуса же, кой с приходу у окна, образ Пречистой Богородицы Одигитрия. Образ Видение преподобнаго Сергия Радонежского чюдотвороца. (Л. 5 об.) Обе иконы пядницы писаны на золоте.   Да в крестовой же келье от дверей против архиепископля места деисус на трех цках, цки пядницы, в киоте, писан на золоте. Да в келье же на архиепископле месте ковер кизылбашской цветной неболшой. Да подушка отласная травчатая светло-вишневая. Да войлок обшит сукном лазоревым, подножной маловетх. На другой лавке с правой и (Л. 6) с левой руки две попоны волоских, ветхи. Да килим полосатой ветх. Да налой деревянной, на чем правило говорят, а в него кладут книги. Наверху на налое положено сукно лазоревое, ветхо.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

«Моляися со извержеными сам такожде осужден будет».– Правило 11-е Святых Апостолов без толкования; ср.: «Моляися со извержеными сам такожде осужден будет. Толкование. Аще кто молится, рекше, аще служит презвитер в церкви с презвитером, егоже епископ изверже от сана, да извержен будет и сам» – Кормчая 1653, 3. К текстам этих правил патриарх Никон трижды обращается в «Возражении», когда доказывает царю Алексею Михайловичу, что «государю неподобно есть несведомых приимати и присылати к нам чрез божественные заповеди и святыя правила», имея в виду газского митрополита Паисия Лигарида – Никон 1982, 555 – 556, 605, 645 – 646. ...аще некий брат лихоимец будет или хищник – с таковыми ниже ясти. – Ср.: 1Кор. 5:11 . ...яко лихоимцы и хищницы не внидутъ во Царство Небесное... – Ср.: 1Кор. 6:10 . ...а иже не внидут во Царствие Небесное, всяко повинни будут вечней муце. – Ср.: Мф. 25:46 . ...яко и тимпан... – Тимпан – бубен, барабан, литавра – даль 4, 405. Л. 156 ...Маркелу архиепископу... – Архиепископ вологодский Маркел (16 января 1645 г. – 22 марта 1663 г.) был назначен архиепископом до занятия Никоном патриаршей кафедры – Цурново 1892, 104; Архиереи 1996, 612. Он присутствовал при поставлении Никона в митрополита Новгородского 11 марта 1649 г. – Макарий 1996, 360, 433; Шушерин 1997, 32, 216. 6 июля 1652 г. в селе Воздвиженском Маркел участвовал в богослужении перед мощами митролита Филиппа, устроенном возвращавшимся из Соловецкого монастыря митрополитом Никоном – ДР 3, 320. Маркел принимал участие в Соборе 1654 г. об исправлении богослужебных книг и обрядов, и его подпись есть под «деянием» Собора – ГИМ, Синодальное собр., 379, л. 34 об. – 39 об. В 1655 г. патриарх Никон послал Маркелу три богомольные грамоты: 23 января о совершении молебствия по случаю рождения царевны Анны Алексеевны – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 442; ДАИ 4, 120 – 121 Вол. акты, 121 20 июля о пребывании в посте и молитве, дабы Бог воссоединил церкви и даровал победу над врагами – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 455; 23 июля о молебном пении «о победе на супостаты» – Вол. акты, 121 В 1657 г. патриарх Никоя дал архиепископу Маркелу несколько жалованных грамот – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 498, 499; ДАИ 4, 147 – 149 107/I, II); Вол. акты, 121 138). Имя архиепископа Маркела фигурирует в документах «дела» Никона: он в числе других, кому было поручено, делает выписки из церковных правил для применения их к оставлению престола Никоном; его подпись стоит под определением Собора 1660 г. – дело 1897, 54, 72, 109; Полознев 2000, 44 – 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тот же самый образ чувствования выражают Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов, когда описывают опыт «Царствия Божия внутри нас». Проследим этапы этого пути, как представляют его Отцы церкви. «Когда достигнет оного ведения истины, вследствие движения в нем уразумения тайн Божиих, — пишет Исаак Сирин, — тогда любовию поглощается и оный телесный человек Когда писал я это, персты мои неоднократно останавливались на хартии, и не мог я терпеть от сладости, вторгавшейся в сердце мое и заставлявшей умолкнуть чувства Любовь есть порождение ведения» (Исаак Сирин 1911. Слово 38; 159—160). Исаак Сирин посвящает свои наиболее проникновенные «Слова» любви безмерной, безграничной в истинном ее понимании; любви, которая берет начало от ощущения в себе Божественного присутствия. Этой любовью преподобный Исаак Сирин охватывает не только человека, но «всякую тварь» без исключения, даже самую отталкивающую. Схожую безмерную любовь испытывает Маркел. Исаак определяет ее как «трепет души перед Райскими Вратами». «Метанойя, — пишет Каллистос Вейр, — буквально означает изменение нашей перспективы, новый образ видения самих себя, других и Бога». По наблюдению Феофана Затворника, «до тех пор, пока комната погружена в темноту, не заметна грязь. Но, если ее хорошо осветить, то будет видна каждая пылинка». Подобным же образом можно описать и нашу душу. «Только когда свет проникает в нашу жизнь, мы доподлинно начинаем понимать, что в нашем сердце есть ложь» (Вейр 1994; 48). Умирающий Маркел не испытывает бесполезного чувства вины. Он открыт безграничной любви и благодарности, когда говорит, что «плачет от веселья, а не от горя». Его «просьба о прощении даже у Божиих» — свидетельство этой невыразимой любви. Синтез пережитого Маркелом содержится во фразе, которую старец вспоминает в переломный момент своей жизни: «Воистину всякий пред всеми за всех виноват, не знают только этого люди, а если б узнали — сейчас был бы рай!» (14, 270). Во второй части романа Достоевский вверяет разным героям — Зосиме в его поучениях, Алеше (глава «Кана Галилейская»), Мите (глава «Гимн и секрет») — углубление и проведение в жизнь открытия Маркела: оно является фундаментальным в том внутреннем процессе, который ведет к обретению рая в нас самих. Маркел открывает в себе это состояние в обычные весенние дни, озаренные сознанием неизбежности смерти, которая, как это уже было описано Мышкиным в романе «Идиот», обладает способностью продлевать настоящее почти до превращения его в бесконечность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Я даже не воздержался при этих словах дьякона и воскликнул: — Фу, какая глупость! — Нет-с, вы еще насчет глупости подождите, — останавливает рассказчик, — почему же это веди означает что «Викторыч», когда имя мое Еремей, а фамилия Козявкин? Ведь это с их стороны ничего более как одна глупая забывчивость, что сколько лет со мною священнодействуют, а не знают, как их дьякона зовут! А между тем как вы, сударь, полагаете? — воскликнул дьякон, становясь в наполеоновскую позицию, — что из того воспоследовало? На третий день благочинный приехал, уговаривал отца Маркела, что, мол, по вашему сану, хоша бы и точно такое дело было, так его нельзя оглашать, потому что за это вы сана лишитесь. Но отец Маркел: «Пускай, говорят, я лучше всего решусь, а этого так не пожертвую». Позвали нас в консисторию. Отец Маркел говорит: «Я ничего не боюсь и поличное с собою повезу», и повезли то бельишко с собою; но все это дело сочтено за глупость, и отец Маркел хоша отослан в монастырь на дьячевскую обязанность, но очень в надежде, что хотя они генерала Гарибальди и напрасно дожидались, но зато теперь скоро, говорит, граф Бисмарков из Петербурга адъютанта пришлет и настоящих русских всех выгонит в Ташкент баранов стричь… Ну пусть, но ведь это еще, может, пока один разговор такой… А я страждую и всего уже больше как на тридцать овец постраждовал. А за что? За соседскую глупость, а меж тем, если этак долго эти приходы не разверстаются у нас, всё будут идти прокриминации, и когда меня в настоящем виде сократят, мне по торговой части тогда уж и починать будет не с чем. Вот что, Орест Маркович, духовное лицо у нас теперь в смущение приводит. Глава пятьдесят третья Так помаленьку устраиваясь и поучаясь, сижу я однажды пред вечером у себя дома и вижу, что ко мне на двор въехала пара лошадей в небольшом тарантасике, и из него выходит очень небольшой человечек, совсем похожий с виду на художника: матовый, бледный брюнетик, с длинными, черными, прямыми волосами, с бородкой и с подвязанными черною косынкой ушами. Походка легкая и осторожная: совсем петербургская золотуха и мозоли, а глаза серые, большие, очень добрые и располагающие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010