Профессор Э. Челидзе сообщает также о двух своих ценных наблюдениях относительно дня памяти блж. Диадоха. Во-первых, в грузинском «Синаксаре» прп. Георгия Афонского 11 (†1065) датой памяти блж. Диадоха установлено 5 марта, вместе с памятью прп. Марка Подвижника . Во-вторых, как пишет грузинский эрудит, «Православная Церковь вспоминает святого Диадоха в каноне… в субботу Сырной седмицы вместе с другими отцами-пустынниками» 12 . Руководствуясь первым сообщением Э. Челидзе, мы публикуем ниже древнегрузинский текст и русский перевод фрагмента «Синаксаря» прп. Георгия Афонского, содержащий чтение на 5 марта. Это чтение было издано с сокращениями в грузинском Церковном календаре на 2003 г 13 . в древнегрузинском оригинале и современном грузинском переводе, однако напечатанный текст не содержит упоминания о прп. Диадохе. Из нескольких древних грузинских рукописей, содержащих «Синаксарь» 14 , мне были доступны две: 1) Athous, Iviron, georg. 30 15 , 1071 г., f. 282v–283r; 2) Sinai, georg. 4 16 , XI в., f. 120r–v. Из публикуемого отрывка видно, что в основе грузинского текста лежат сведения «Синаксаря» Константинопольской церкви 17 , которые были переработаны и дополнены грузинским переводчиком с использованием неизвестных ныне агиографических корпусов, откуда, по всей видимости, и была заимствована память блж. Диадоха. Отметим, что синаксарное житие Марка Подвижника основано на сообщении «Лавсаика» Палладия 18 и «Церковной истории» Созомена 19 и в действительности повествует о Марке Келлиоте, подвижнике IV века 20 . 3. Греческая схолия о Диадохе и Марке В упомянутых греческих и грузинских памятниках память блж. Диадоха связывается с памятью прп. Марка Подвижника . Профессор Христу объясняет эту связь тем, что имена Марка и Диадоха стали восприниматься неразрывно благодаря тому, что аскетические сочинения Марка и Диадоха часто соседствовали в рукописях 21 . Своеобразное подтверждение этого предположения содержится в схолии анонимного автора (не позднее XII в.), в которой дается аллегорическое толкование имени и титула блж. Диадоха 22 . Автор схолии придает соседству текстов Марка и Диадоха в рукописях мистическое значение и воспринимает их как единое целое в том смысле, что тексты Диадоха дополняют сочинения Марка. К. Попов издал греческий текст схолии и 41 главу парафраза упомянутого безымянного автора в своей монографии 23 . В Приложении 3 к настоящей статье мы публикуем русский перевод схолии. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

Несколько строк преп. Марку уделил профессор П. С. Казанский в своем труде «Об источниках для истории монашества египетского в IV и V веках». Сказав о близости по духу творений преп. Марка преп. Макарию Великому, он отмечает, что нет данных для определения времени его жизни. Так же, ссылаясь на издателя творений преп. Макария Великого Ж. Флёсса, П. С. Казанский приводит необычное предположение, что если преп. Марк есть тот Марк, о котором говорится в XX главе «Лавсаика», то он может быть одним лицом с преп. Макарием Александрийским. То есть, повествуя о Марке, преп. Макарий Александрийский рассказывал, таким образом, о себе. Профессор Н. И. Барсов в «Очерках из истории христианской проповеди » говорит о близком сходстве слов преп. Марка с сочинениями преп. Макария Великого. При этом Н. И. Барсов ссылается на сочинение «Главы о трезвении», хотя уже в то время авторство этого труда оспаривалось. В результате он делает вывод о том, что оба проповедника жили в одно и то же время и в одном и том же месте, обмениваясь мыслями и пользуясь сочинениями друг друга. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона относит преп. Марка к египетским отшельникам IV века. Отмечается важность для догматического богословия беседы преподобного «О Крещении» за изложение в ней учения о свободе воли. В словаре отмечается, что за это учение Римско-католическая церковь причислила сочинение к числу пелагианских и включила в состав запрещенных книг. Более глубокий анализ сведений о жизни преподобного содержится в работе А. Юрьевского «Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан». Он предполагает, что существовало два преп. Марка писателя. Один, упоминаемый в «Лавсаике», живший в IV веке, писал сочинения нравственно-аскетические, а другой, живший во время несторианского спора, догматико-полемические: «О Мелхиседеке» и «Против несториан». Следует отметить, что труд А. Юрьевского, вышедший в 1900 году, является первым специальным исследованием богословия преподобного в русской патрологии. К обстоятельствам, существенно снижающим качество его работы, относится то, что сочинение «Против несториан» рассматривается вне связи с сочинением «О Мелхиседеке», что не позволяет провести качественный анализ христологической терминологии преподобного в исследуемом творении. Кроме того, рассматриваемое сочинение преп. Марка практически не сопоставляется с творениями других христианских писателей.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Нетленное состояние мощей М. М. саровские монахи засвидетельствовали дважды. В 1833 г., когда при подготовке могилы для захоронения прп. Серафима обнажилась зап. сторона гроба М. М., устроитель могилы, выбив прогнившую сердцевину гроба, удостоверился в нетлении мощей подвижника. В 1903 г. при расширении могилы прп. Серафима и устройстве склепа нетление мощей М. М. засвидетельствовал Тамбовский и Шацкий еп. Иннокентий (Беляев) . После закрытия мон-ря и изъятия мощей прп. Серафима саровские иноки поселились в окрестных деревнях и селах. Среди крестьян, почитавших М. М., распространялось поверье о необходимости открытия мощей преподобного. Подтверждением этому служит письмо адм. отдела г. Краснослободска от 4 июля 1927 г.: «В бывшем Саровском монастыре в дореволюционное время предполагалось к открытию мощей могилы схимонаха «Марка» находящейся рядом с бывшей могилой Серафима Саровского и существующей до настоящего времени. По поводу открытия мощей в то время монахами и духовенством велась соответствующая агитация, каковая с ликвидацией Саровского монастыря и мощей Серафима начала снова распространяться монахами среди населения и рассказами о святости могилы и нетления праха Марка, а поэтому прошу Вашего распоряжения о создании комиссии для вскрытия этой могилы с представителями от населения и об уничтожении могущих быть обнаруженными остатков от гроба и праха именуемого Марка» (Архив ФСБ РМ. Д. 29. Л. 526). Достоверные сведения о вскрытии могилы отсутствуют. Вероятно, мощи схимонаха покоятся на месте захоронения. М. М. прославлен в 1988 г. как местночтимый святой Тамбовской епархии. К 2016 г. на монастырской площади Саровской пуст., над могилами М. М. и прп. Серафима Саровского, восстановлена часовня с надгробием. Арх.: ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 570. Л. 61; ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 108. Л. 581. Лит.: Сергий (Васильев), иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пуст., схимонаха и пустынника Марка. М., 1839; Эльсон И. П. Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской пуст., схимонаха и пустынножителя Марка. М., 1905; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 20083.

http://pravenc.ru/text/2562264.html

Иеромонах Сергий передал жизнеописания прп. Марка и прп. Серафима настоятелю Лавры Антонию (Медведеву), благоговейно почитавшему память о. Серафима, а тот, в свою очередь, познакомил с материалами митрополита Филарета (Дроздова), которому не один раз пришлось вступаться за о. Серафима (особенно во время «дивеевской смуты»). Очевидно, владыка Филарет понимал, что в Св. Синоде могут возникнуть затруднения с житием прп. Серафима . В этом случае он решил частично соединить две книги иеромонаха Сергия: к жизнеописанию старца Марка прибавить духовные наставления о. Серафима. 11 августа 1838 г. он написал архимандриту Антонию: «Духовные наставления лучше цензоровать отдельно, чтобы, в случае затруднения для жития, не затруднить и им дорогу» . Через три месяца, 30 декабря 1838 г., духовные наставления прп. Серафима благополучно прошли через Московский Духовно-цензурный комитет. Их одобрил к печати цензор, ректор Вифанской духовной семинарии (1834–1842) архимандрит Агапит (Введенский), строгий исполнитель монашеского устава, неумолимо преследовавший небрежность в богослужении и выполнении долга. Иеромонах Сергий поместил наставления старца Серафима в конце «Краткого начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839), причем жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления отца Серафима. Признание святости прп. Серафима постоянно встречало сильное сопротивление, начиная с жизни в монастыре и кончая вопросом о прославлении в 1903 г., когда лишь благодаря непосредственному участию государя Николая II вопрос о канонизации был решен положительно. Прп. Серафим был заранее извещен об этих препятствиях и сказал: «Того царя, который меня прославит, и я прославлю». Тем не менее с помощью митрополита Филарета первое жизнеописание прп. Серафима вышло в свет через два года после жизнеописания прп. Марка, в 1841 г. Цензором был все тот же ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит, думается, имевший беседу с владыкой Филаретом. Помимо митрополита Филарета, книгу одобрили митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), епископ Тамбовский Арсений (Москвин) и архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов).

http://bogoslov.ru/article/6192688

В ноябре он ходил уже с одной палкой, а потом и без палки и каждую службу целый год усердно посещал в церкви. Летом путешествовал он в Тихвинский монастырь для поклонения Божией Матери и теперь ходит и работает, как будто никогда не был болен. Другой случай, имеющий отношение к могиле пустынника, сообщила мне одна помещица. Когда она была от роду 12 лет, у ней до того болели глаза, что, наконец, она ослепла, и врачи отказались лечить ее. Тогда мать больной сказала ей: «Дадим, Сашенька, обещание каждый год ездить в часовню Марка, может, Бог, по молитвам пустынника, даст тебе здоровье» – и обещание исполнила. Когда в первый раз посетили они эту часовню и выслушали со слезами панихиду, 12-летняя девочка после панихиды сразу прозрела, и с тех пор видит доселе». В начале XX века в селе Миголощи на месте древнего монастыря были 4 часовни и 2 церкви: старая деревянная – во имя Владимирской иконы Божией Матери (1573 г.) и каменная в стиле ампир с престолом во имя Иоанна Воина (1812 г.). Рядом находилась красивая башня-колокольня. В 30-е годы все святыни села были осквернены или разрушены. Деревянная церковь была разобрана и перевезена в п. Хвойное для постройки здания почты. В 1944 г. была сломана колокольня. Каменная церковь использовалась для нужд колхоза. В 1991 г. в селе Миголощи создана церковная община. Церковь Иоанна Воина передана верующим. В настоящее время идут восстановительные работы. Окормляет храм священник Михаил Ложков. По-прежнему чтят местные жители захоронение Марка-пустынника и приходят к целительному источнику. Сказание о преподобном отце нашем Геннадии Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1520 (1516) h3 и о преподобном отце нашем Никифоре Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1550 (1557) В Олонецкой епархии существует монастырь, называемый Задне-Никифоровской пустынью. Пустынь эта находится в 62 верстах к северо-востоку от Олонца, при озере Важа, среди лесов, в 12 верстах от Александро-Свирского монастыря. Устроение сей обители связано с именами преподобных Геннадия и Никифора, учеников преподобного Александра Свирского : Геннадий освятил место будущей обители продолжительными уединенными своими молитвами, а Никифор – строительными трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как видим, митрополит Филарет предложил раздельное издание жития и духовных поучений старца Серафима. Кроме того, он предлагает, что бы житие преподобного предложила Синоду самая духовная цензура. 20 ноября Очевидно, митрополит Филарет добился определенных успехов в отстаивании книги о жизни старца Серафима. Ему кажется, что дело сдвинулось с мертвой точки: «Ведати подобает вам, отец наместник, что есть надежда видеть напечатанными жития отца Серафима и отца Марка. Только сказание об онемевшем диаконе едва ли не останется в архиве. Я опасался быть неуступчивым в части, чтобы не испортить целого дела... » (ТПЖ. 181). Однако в 1839 году будет издано лишь житие пустынника Марка с присовокуплением духовных наставлений старца Серафима. Житие же последнего так и останется неопубликованным. 30 декабря Духовные наставления преподобного Серафима разрешены к печати Московским духовно-цензурным комитетом. Цензор – ректор Вифанской семинарии, архимандрит Агапит (Д. 419). С. С. Бычков верно отмечает: «Подлинные наставления преподобного, сохранившиеся в бумагах отца Антония (Медведева – В. М.), настолько ярки и необычны, отличаются живым образным и простонародным языком. В неповрежденном виде их сохранилось всего 33. Но и этого достаточно, чтобы понять – то, что публиковалось и публикуется под видом «Наставлений» преподобного, всего лишь пересказ его устных поучений. Чаше всего – это цитаты из Добротолюбия , мало известного в те годы, перемежаемые краткими комментариями преподобного» (ТПЖ. 179). 1839 Без даты Возобновлено строительство Храма Христа Спасителя в Москве (Ст. 375). Автор первого жития преподобного Серафима иеромонах Сергий Васильев назначается казначеем Троице-Сергиевой Лавры и постоянным членом ее собора (ТПЖ. 175). В Троице-Сергиеву Лавру приходит и изгнанный в 1838 году почитатель преподобного Серафима бывший монах Авель Ванюков. Теперь он всего лишь послушник. Выходит в свет книга «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка». В книгу включены духовные наставления отца Серафима (Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

3. Св. мученик Марк пастырь . В правление Диоклетиана некий Магн, игемон Антиохийский, отправился вместе с воинами на охоту. Преследуя какого-то зверя, воины увидели, как подбежал он к Марку пастырю, охранявшему там свое стадо. И стал зверь играть и ласкаться вокруг Божия человека Марка. При виде этого 30 воинов [запросили] у Марка [духовных наставлений], уверовали во Христа и за это немедленно были усечены мечом. Игемон же связал Марка, привел его в город, призвал трех братьев-кузнецов: Александра, Алфея и Зосиму – и приказал им выковать орудия мучений для истязания святого Марка. Однако все эти три кузнеца, разговорившись со святым Марком, приняли Христову веру и отказались выполнять заказ игемона. Градоначальник приговорил их к смерти, повелев влить им в уста расплавленный свинец. А святому Марку после этого отрубили голову и положили ее в храме Артемиды, отчего – Божией силой – тот храм обрушился. 4. Св. мученик Вячеслав (Вацлав), король Чешский . Внук святой Людмилы. Занимая королевский престол, подвизался в вере, подобно великим отцам-пустынникам, утверждая Православие в своем народе. Строго следил за тем, чтобы в судах не пострадал кто-либо невиновный. По ревности к вере и по любви к ближним святой Вячеслав выкупал языческих детей, продававшихся на невольничьих рынках, и тотчас крестил их и воспитывал в христианстве. Перевел Евангелие от Иоанна на чешский язык. Перенес в Прагу мощи св[ятого мученика] Вита и святой мученицы Людмилы, своей бабушки. Его брат Болеслав пригласил его в гости и убил на своем дворе. Сразу после этого Болеслав начал привозить священников-немцев и вводить богослужение на латинском языке. Святой Вячеслав пострадал в 935 году. Его [святые] мощи почивают в Праге. От матери недоброй уродился добрый плод: Князь Вячеслав, что Богу угождал из года в год. Взращен он в вере был святой Людмилой И в благочестье восходил от силы в силу. Как райский крин, облекся в святую чистоту И с юных лет познал небесну красоту. Когда по воле Божьей в Чехии он воцарился,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Новосибирск, 2014. 1 (9). С. 143. Н. И. Бекасова дает сведения о Сергии: «В миру Степан Васильев (1795–1861), отставной губернский секретарь, поступил в Саровскую пустынь в 1818 году, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка (1739–1817) и Серафима. В 1827 году послушник Степан был пострижен в монашество с именем Сергий, в 1830 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1834 году — в сан иеромонаха и в этом же году принят на должность казначея Спасо-Вифанского монастыря, находившегося под управлением Лавры. В октябре 1852 года отец Сергий возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря. В июле 1861 года архимандрит Сергий уволен на покой в Троице-Сергиеву лавру, где в ноябре этого же года мирно скончался» (там же, с. 146). См.: Святитель Филарет, митр. Московский. Письма к Преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1831–1867. В 3-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. Т. I. С. 227. Поскольку в жизнеописании прп. Серафима речь шла о чудесах и предсказаниях, к книге отнеслись достаточно строго. Первенствующий член Священного Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) воспротивился ее опубликованию, так что пришлось не только исключить жизнеописание прп. Серафима, но и вырезать некоторые куски текста из жизнеописания старца Марка. Святитель Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Т. I. С. 292. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М., 1841. Второе издание этой книги было опубликовано так, как и задумывалось: в ней были жития преподобных Серафима и Марка, а также духовные наставления о. Серафима: I.C. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений и начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. Издание второе. М., 1844. Б.п. Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его//Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской.

http://bogoslov.ru/article/6192688

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК (V в.), прп. (пам. 5 марта). Краткие Жития М. в визант. календарных памятниках озаглавлены «Жития прп. Марка Монаха» и представляют собой компиляцию сведений о подвижниках V в. Так, Житие в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) состоит из неск. частей (SynCP. Col. 509-511). В 1-й части говорится о Марке Пустыннике . Во 2-й части приводится рассказ из Лавсаика об исцелении детеныша гиены и о шкуре барана, принесенной ею старцу в знак благодарности ( Palladius. Lausiac. 18). Здесь это чудо, совершённое прп. Макарием Александрийским , приписывается М. В 3-й части говорится о Нитрийском подвижнике Марке, к-рый причащался из рук ангела, а не пресвитера (Ibidem). Марк Нитрийский, известный богословскими познаниями и монашескими добродетелями, помимо Лавсаика упомянут также в сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 304), но эти сведения не привлекались составителями Синаксарей. В заключительной части Жития говорится, что М. прожил 40 лет в миру и 60 лет в монашестве, был невысок ростом, почти не имел волос на голове и бороды. Житие в составе Патмосского списка Типикона Великой ц. (IX-X вв.) содержит более подробные сведения о лит. деятельности Марка Пустынника, затем в нем приводится рассказ из 18-й главы Лавсаика о Марке Нитрийском, где подвижник ведет диалог с диаволом (Ibidem); в завершение описывается чудо об исцелении детеныша гиены (SynCP. Col. 509-510). Житие в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ), главным из которых является Минологий имп. Василия II, близко по содержанию к Житию, представленному в Синаксаре К-польской ц., но оно более сжатое (PG. 117. Col. 337). Это Житие легло в основу славянского перевода Жития прп. Марка Мниха в составе нестишного Пролога ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 175). Житие прп. Марка Монаха в составе стишных Синаксарей (семейство М по классификации Делеэ) содержит тот же набор сюжетов, но с добавлением описания внешности святого (М.

http://pravenc.ru/text/2562168.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010