К епископу Никандру (Opuscula theologica et polemica 8). PG 91, 96 A, 117 A – 194 117 PG 91, 96 B – 184 73 О двух волях единого Христа Бога нашего (Opuscula theologica et polemica 16). PG 91, 200 A – 188 91 PG 91, 200 B – 184 72 PG 91, 200 C – 183 69 Неустановленные цитаты: 241 318 , 384 216 Пс.- Максим Исповедник Другие главы – см.: Илия Экдик. Разные главы. CPGS 7715, cf. 7694a. ИАБ IV, 1619–1621. V, 86 [PG 90, 1385 A] – 176 29 Марк Подвижник , прп. Духовные слова, II: О думающих оправдаться делами. CPG 6091. 3291/3. Рус. пер.: ИАБ IV, 1334 и 1336 (nota). 33 (по-греч. Добротолюбию и по рус. пер. 35) [SC 445, p. 140 Durand; PG 65, 936 B] – 152 78 Марк Эфесский (Евгеник), свт. Силлогистические главы. TB II, p. 424–425, 12. В изд. В. Гасса целый ряд глав, включая цитируемую, отсутствует (в TB II это не оговорено). Рус. пер. см. в наст. изд. 42 (в наст. изд. 68) [p. 102–103, n. 3 Jugie; σ. 92 (67–68), σημ. 43 Μπολοβιτς] – 167 26 Мелитон Сардский, свт. О Пасхе. CPGS 1092. TLG 1495/1. Рус. пер. А. Г. Дунаева: СДХА, 520–552 (о трёх др. рус. пер. см. там же, с. 516 и 939–941, и в рец., помещенных на сайте А. Г. Дунаева). 9: 58 (Hall) – 239 309 Митрофан, митр. Смирнский. См. о нем: Beck 1959, 543–544 (библиогр.). Канон Троичен (издан в составе Октоиха и Триоди цветной, перечень греч. изд. и соотв. страницы см.: Follieri H. Initia hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. V, pars 1. Citt a del Vaticano, 1966 (Studi e testi; 215). P. 293–294 [под сиглами PaR, PaV, PeR, PeV]). – 282 Глас 2, песнь 5 – 190 102 Глас 4, песнь 8 – 280 532 , 281 535 Михаил Пселл Богословские соч. TLG 2702/12. Opusc. 8a [p. 35: 84–85 Gautier] – 30011 Никифор Григора История ромеев. TLG 4145/1. ИАБ VI, 825–827 (на рус. переведена только первая половина соч. до паламитских споров, есть переизд.). VIII, 8, 2 [vol. 1, p. 329: 2, ed. Bonnae; PG 148, 509 A] – 270 462 XVIII, 6, 5 [vol. 2, p. 899: 19, ed. Bonnae; PG 148, 1160 CD] – 244 329 XXX, 12 [vol. 3, p. 287 sqq. ed. Bonnae; PG 149, 252 B sqq.] – 466 36 Опровержения. 4145/3. ИАБ VI, 833. I, 1, 6, 7 [WBS 12, p. 155: 9–10 Beyer] – 172 3

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Элии Капитолины» найдены статьи: ГЕРМАНИОН 33-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) после ап. Иакова КАПИТОН (II в.), еп. Иерусалимский (Элии Капитолины), 25-й по счету КАССИАН (II в.), еп. Иерусалима (Элии Капитолины) МАКСИМ I еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (сер. II в.) МАКСИМ II еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.) МАРЗАБАН [Мазабан, Мазаван], еп. Иерусалима (Элии Капитолины; 250/1 - 265/6) МАРК I Марк I, 16-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) (ок. 136/7-154/5 или 160/1) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Элии ...

Список Иерусалимских первоиерархов Святой апостол Иаков, брат Господень 1. Иаков брат Господень 62 2. Симеон сын Клеопы 106-107 3. Иуст 111- 4. Закхей — 5. Товия — 6. Вениамин I — 7. Иоаким I — 8. Матфей I — 9. Вениамин II, называемый Филиппом — 10. Сенека — 11. Иуст II — 12. Левий — 13. Ефрем I — 14. Иосиф I — 15. Иуда — 16. Марк 134- 17. Кассиан — 18. Пувлий — 19. Максим I — 20. Юлий — 21. Гай или Гайан I — 22. Симмах — 23. Гай II — 24. Юлиан или Уалис — 25. Капион — 26. Максим II — 27. Антоний — 28. Уалис — 29. Долихиан -185 30. Нарцисс I 185-213 31. Элиос или Зевс 211 32. Германион 211 33. Гордей 211 34. Александр 213-251 35. Мазаван 251-260 36. Именей 260-298 37. Замвда 298-300 38. Ермон 300-314 39. Макарий I 314-333 40. Максим 333-348 41. Кирилл I 350-386 42. Иоанн II 386-417 43. Правлий I 417-422 44. Ювеналий 422-458 45. Анастасий I 458-478 46. Мартирий 478-486 47. Саллюстий 486-494 48. Илья I 494-516 49. Иоанн III 516-524 50. Петр I 524-552 51. Макарий II 552 52. Евстохий 552-564 53. ................. 564-575 54. Иоанн IV 575-594 55. Амос 594-601 56. Исаакий 601-609 57. Захария 609-632 58. Модест 632-634 59. Софроний I 634-638 60. Анастасий II -706 61. Иоанн V 706-735 62. Феодор I 735-770 63. Илья II 770-797 64. Георгий II 797-807 65. Фома I 807-820 66. Василий 820-838 67. Иоанн VI 838-842 68. Сергий I 842-844 69. Соломон 855-860 70. Феодосий 862-878 71. Илья III 878-907 72. Сергий II 908-911 73. Леонтий 912-929 74. Афанасий I 929-937 75. Христодул I 937- 76. Агафон 950-964 77. Иоанн VII 964-966 78. Христодул II 966-969 79. Фома II 969-977 80. Иосиф 980-983 81. Орест 984-1005 82. Феофил 1012-1020 83. Никифор I — 84. Иоанникий 1020-1084 85. Софроний II — 86. Евфимий I -1084 87. Симеон II 1084-1106 88. Савва — 89. Иоанн VIII 1106-1156 90. Николай — 91. Иоанн IX 1156-1166 92. Никифор II 1166-1170 93. Леонтий II 1170-1190 94. Досифей I -1191 95. Марк II 1191- 96. Евфимий II до 1223 97. Афанасий II 1224-1236 98. Софроний III 1236- 99. Григорий I -1298 100. Фаддей 1298

http://pravoslavie.ru/39549.html

(2) Август правил 43 года, Тиберий — 22, Гай — 4, Клавдий — 14, Нерон — 14, Гальба — 1, Веспасиан — 10, Тит — 3, Домициан — 15, Нерва — 1, Траян — 19, Адриан — 21 и Антонин — 21. Далее, царствование Марка Аврелия Антонина, и Коммода составляют вместе 32 года. (3) От Августа до Коммода прошло 222 года, а от Адама до смерти Коммода — 5784 года 2 месяца 12 дней. (4) Некоторые историки излагают хронологию римских императоров так. Юлий Цезарь правил римским государством 3 года 4 месяца и 5 дней. После него царствовал Август 46 лет 4 месяца и 1 день; потом Тиберий — 26 лет 6 месяцев 19 дней; Гай Цезарь — 3 года 10 месяцев и 8 дней; Клавдий — 13 лет 8 месяцев и 28 дней; Нерон — тоже 13 лет 8 месяцев и 28 дней; Гальба — 7 месяцев и 6 дней; Отон — 5 месяцев и 1 день; Вителлий — 7 месяцев и 1 день; Веспасиан — 11 лет 11 месяцев и 22 дня; Тит — 2 года и 2 месяца; Домициан — 15 лет 8 месяцев и 5 дней; Нерва — 1 год 4 месяца и 10 дней; Траян — 19 лет 7 месяцев и 15 дней; Адриан — 20 лет 10 месяцев и 28 дней; Антонин — 22 года 3 месяца и 7 дней; Марк Аврелий Антонин — 19 лет и 11 дней; Коммод — 12 лет 9 месяцев и 14 дней. (5) Таким образом, от Юлия Цезаря до смерти Коммода прошло 236 лет и 6 месяцев. А от Ромула, основателя Рима, до смерти Коммода считается 953 года и 6 месяцев. ( 145 , 1) Следовательно, наш Спаситель родился на 28–м году правления Августа, во время проведения первой переписи. (2) Верность этой даты доказывается сообщением Евангелия от Луки: «В пятнадцатый год при Тиберии Кесаре было слово Божие к Иоанну Сыну Захарии».   И еще в том же Евангелии написано: «Был же Иисус, когда пришел креститься, лет тридцати».   (3) его проповедь продолжалась не более года, ибо сказано: «Год Господа благоприятный проповедовать послал Меня».   Таковы слова пророка и Евангелия. (4) Таким образом, 15 лет жизни Спасителя, пришедшиеся на царствование Августа, и другие 15 лет, падающие на царствование Тиберия, составляют 30 лет, протекшие до дней его страданий. (5) Со дня его смерти до разрушения Иерусалима насчитывают 42 года и 3 месяца; со времени разрушения Иерусалима до смерти Коммода — 128 лет 10 месяцев и 3 дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(2) Август правил 43 года, Тиберий — 22, Гай — 4, Клав­дий — 14, Нерон — 14, Гальба — 1, Веспасиан — 10, Тит — 3, Домициан — 15, Нерва — 1, Траян — 19, Адриан — 21 и Антонин — 21. Далее, царствование Марка Аврелия Антонина, и Коммода составляют вместе 32 года. (3) От Августа до Коммода прошло 222 года, а от Адама до смерти Коммода — 5784 года 2 месяца 12 дней.    (4) Некоторые историки излагают хронологию римских императо­ров так. Юлий Цезарь правил римским государством 3 года 4 меся­ца и 5 дней. После него царствовал Август 46 лет 4 месяца и 1 день; потом Тиберий — 26 лет 6 месяцев 19 дней; Гай Цезарь — 3 года 10 месяцев и 8 дней; Клавдий — 13 лет 8 месяцев и 28 дней; Нерон — тоже 13 лет 8 месяцев и 28 дней; Гальба — 7 месяцев и 6 дней; Отон — 5 месяцев и 1 день; Вителлий — 7 месяцев и 1 день; Веспасиан — 11 лет 11 месяцев и 22 дня; Тит — 2 года и 2 месяца; Домициан — 15 лет 8 месяцев и 5 дней; Нерва — 1 год 4 месяца и 10 дней; Траян — 19 лет 7 месяцев и 15 дней; Адриан — 20 лет 10 месяцев и 28 дней; Антонин — 22 года 3 месяца и 7 дней; Марк Аврелий Антонин — 19 лет и 11 дней; Коммод — 12 лет 9 месяцев и 14 дней. (5) Таким образом, от Юлия Цезаря до смерти Коммода прошло 236 лет и 6 месяцев. А от Ромула, основателя Рима, до смерти Коммода счита­ется 953 года и 6 месяцев. (145, 1) Следовательно, наш Спаситель родился на 28-м году правления Августа, во время проведения первой пере­писи. (2) Верность этой даты доказывается сообщением Евангелия от Луки: «В пятнадцатый год при Тиберии Кесаре было слово Божие к Иоанну Сыну Захарии». (Лк. 3:1.) И еще в том же Евангелии написано: «Был же Иисус, когда пришел креститься, лет тридца­ти». (Лк. 3:23.) (3) его проповедь продолжалась не более года, ибо сказано: «Год Господа благоприятный проповедовать послал Меня». Тако­вы слова пророка и Евангелия. (4) Таким образом, 15 лет жизни Спа­сителя, пришедшиеся на царствование Августа, и другие 15 лет, падающие на царствование Тиберия, составляют 30 лет, протекшие до дней его страданий. (5) Со дня его смерти до разрушения Иеруса­лима насчитывают 42 года и 3 месяца; со времени разрушения Иерусалима до смерти Коммода — 128 лет 10 месяцев и 3 дня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(2) Август правил 43 года, Тиберий – 22, Гай – 4, Клавдий – 14, Нерон – 14, Гальба – 1, Веспасиан – 10, Тит – 3, Домициан – 15, Нерва – 1, Траян – 19, Адриан – 21 и Антонин – 21. Далее, царствование Марка Аврелия Антонина, и Коммода составляют вместе 32 года. (3) От Августа до Коммода прошло 222 года, а от Адама до смерти Коммода – 5784 года 2 месяца 12 дней. (4) Некоторые историки излагают хронологию римских императоров так. Юлий Цезарь правил римским государством 3 года 4 месяца и 5 дней. После него царствовал Август 46 лет 4 месяца и 1 день; потом Тиберий – 26 лет 6 месяцев 19 дней; Гай Цезарь – 3 года 10 месяцев и 8 дней; Клавдий – 13 лет 8 месяцев и 28 дней; Нерон – тоже 13 лет 8 месяцев и 28 дней; Гальба – 7 месяцев и 6 дней; Отон – 5 месяцев и 1 день; Вителлий – 7 месяцев и 1 день; Веспасиан – 11лет 11 месяцев и 22 дня; Тит – 2 года и 2 месяца; Домициан – 15 лет 8 месяцев и 5 дней; Нерва – 1 год 4 месяца и 10 дней; Траян – 19 лет 7 месяцев и 15 дней; Адриан – 20 лет 10 месяцев и 28 дней; Антонин – 22 года 3 месяца и 7 дней; Марк Аврелий Антонин – 19 лет и 11 дней; Коммод – 12лет 9 месяцев и 14 дней. (5) Таким образом, от Юлия Цезаря до смерти Коммода прошло 236 лет и 6 месяцев. А от Ромула, основателя Рима, до смерти Коммода считается 953 года и 6 месяцев. (145, 1) Следовательно, наш Спаситель родился на 28-м году правления Августа, во время проведения первой переписи. (2) Верность этой даты доказывается сообщением Евангелия от Луки: «В пятнадцатый год при Тиберии Кесаре было слово Божие к Иоанну Сыну Захарии» ( Лк. 3:1 ). И еще в том же Евангелии написано: «Был же Иисус, когда пришел креститься, лет тридцати» ( Лк. 3:23 ). (3) Его проповедь продолжалась не более года, ибо сказано: «Год Господа благоприятный проповедовать послал Меня» 148 . Таковы слова пророка и Евангелия. (4) Таким образом, 15 лет жизни Спасителя, пришедшиеся на царствование Августа, и другие 15 лет, падающие на царствование Тиберия, составляют 30 лет, протекшие до дней его страданий. (5) Со дня его смерти до разрушения Иерусалима насчитывают 42 года и 3 месяца; со времени разрушения Иерусалима до смерти Коммода – 128 лет 10 месяцев и 3 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

875 Добродетельный человек, напр., палец поднимает и тем свою добродетель покажет (Diss. II, 11. 17; Fr. 52 и др.). 876 Конечной целью в более точном смысле этого слова для человека, по Эпиктету, является достижение счастья (см. Diss. I, 18. 2; I, 27. 12; III, 7. 15; III, 22. 43; II, 22. 15; III, 3. 2; III, 24. 2; III, 22. 26; III, 4. 10; IV, 6. 11; I, 19. 10; I, 4. 27; IV, 11. 24. Eneb. 31 и мног. друг.). 878 Здесь Эпиктет требует “τν βολησιν συναρμσαι τος γενομνοις, ς μτε τι τν γενομνων χντων μν γνεσθαι, μτε τν μ γενομνων, θελντων μν, μ γνεσθαι”, – чтобы жить без печали и страха (λπως, φβως, ταρχως) и надлежащим образом исполнять свои обязанности – сына, отца, брата и т. п. 879 См. об этом Diss. II, 23. 34; I, 1. 13; III, 9. 11; III, 5. 16; IV, 9. 3; Ench. 1–4. Особенно ясно сказывается презрительное отношение Эпиктета к, так называемым, внешним физическим и материальным благам в Ench. гл. 1–4. 18. 19. 24. 33. 34. 41; Diss. II, 8, 5. IV, 1–76. II, 16. 28. I, 1. 17. IV, 5. 7 и др. 880 См. Diss. 10. 3; IV, 1. 154; IV, 7. 17; I, 13. 5; 1, 19. 9. Euch. 43. 44. 115. Ср. Diss. III, 24. 1. (Бог всех людей создал для добродетели и счастья). III, 22. 76. (о равенстве природы мужчины и женщины). Ср. III, 24. 22. и IV, 11. 35 и др. 881 См. обо всем этом в Diss. II, 22. 35; III, 20. 9; IV, 1. 120; 5. 17. Ench. 42. Dies. IV, 10. 22. Fr. 67; 130. Ench. 33. 9. Diss. 1, 18 и мног. др. 882 Diss. III, 7. 26; II, 20. 20; II, 10. 4; III, 12. 11; IV, 1. 143; II, 10. 7; IV, 5. 33; Each. 32 и др. 883 „Τν ες αυτν ββλια ιβ» (Выдержки из этого сочинения М. Аврелия мы будем приводить по переводу Пл. Краснова. С . Петербург, Изд. А. С. Суворина). 884 В IV, 23 своих «Размышлений», Марк Аврелий об универсе выражается, например, таким образом: «Все из тебя (исходит), все в тебе (заключается), все в тебя (возвращается) (χ σου πντα, ν σο πντα, ες σ πντα. Ср. IV, 23; VII, 9–10 и друг.). 885 О смерти, как естественном явлении природы, не заключающем в себе ничего злого, М. Аврелий говорит также в IX, 3; IX, 21; IX, 35; X. 7; X, 36; XII, 5; XII, 23 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

19 . Анфир (21 ноября 235 – 3 января 236) 20 . Фабиан (236 – 20 января 250) 21 . Корнилий (6/13 марта 251– июнь 253) Новатиан (антипапа) (251 – 268) 22 . Луций I (июнь/июль 253 – 5 марта 254) 23 . Стефан I (12 мая 254 – 2 августа 257) 24 . Сикст II (30 августа 257 – 6 августа 258) 25 . Дионисий (22 июля 259 – 26 декабря 269) 26 . Феликс I (5 января 269 – 30 декабря 274) 27 . Евтихий (4 января 275 – 7 декабря 283) 28 . Гаий (17 декабря 283 – 22 апреля 296) 29 . Маркеллин (30 июня 296 – 24 октября 304) 30 . Маркелл I ( 3068 – 16 января 309) 31 . Евсевий (18 апреля 309 – 17 августа 309) 32 . Мильтиад (Мельхиад) (2 июля 311 – 10 января 314) 2. Признание и начало становления Папства 33 . Сильвестр I (31 января 314 – 31 декабря 335) 34 . Марк (18 января – 7 октября 336) 35 . Юлий I (6 февраля 337 – 12 апреля 352) 36 . Либерий (17 мая 352 – 24 сентября 366) Феликс II (антипапа) (355 – 358; 22 ноября 365) 37 . Дамас I (1 октября 366 – 11 декабря 384) Урсин (антипапа) (366 – 367) 38 . Сириций (15/22/28 декабря 384 – 26 ноября 399) 39 . Анастасий I (27 ноября 399 – 19 декабря 401) 40 . Иннокентий I (22 декабря 401 – 12 марта 417) 41 . Зосима (18 марта 417 – 26 декабря 418) 42 . Вонифатий I (28/29 декабря 418 – 4 сентября 422) Евлалий (антипапа) (29 декабря 418 – 419) 43 . Целестин I (10 сентября 422 – 27 июля 432) 44 . Сикст III (31 июля 432 – 19 августа 440) 45 . Лев I Великий (29 сентября 440 –10 ноября 461) 46 . Иларий (19 ноября 461 – 29 февраля 468) 47 . Симплиций (3 марта 468 – 10 марта 483) 48 . Феликс III (13 марта 483 – 25 февраля/1 марта 492) 49 . Геласий I (1 марта 492 – 21 ноября 496) 50 . Анастасий II (24 ноября 496 – 19 ноября 498) 51 . Симмах (22 ноября 498 – 19 июля 514) Лаврентий (антипапа) (498, 501–505) 52 . Гормизд (20 июля 514 – 6 августа 523) 53 . Иоанн I (13 августа 523 – 18 мая 526) 54 . Феликс IV (12 июля 526 – 20/22 сентября 530) 55 . Бонифаций II (20/22 сентября 530 – 17 октября 532) Диоскур (антипапа) (530.IX.22 – 530.Х.14) 56 . Иоанн II (31 декабря 532/2 января 533 – 8 мая 535)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

174. ЕГО ЖЕ. О Таинстве Миропомазания. – 1984, 11, 79. 175. ЕГО ЖЕ. О Церкви. – 1984, 9, 78. -------- 176. ЛОНГИН АВВА, преп. О плаче. – 1989, 7, 42. -------- 177. МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ , преп. О боголюбивой душе. – 1985, 10, 36. 178. ЕГО ЖЕ. Об общем воскресении. – 1985, 5, 36. 179. ЕГО ЖЕ. О покаянии. – 1987, 3, 77. -------- 180. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК , преп. Краткое толкование на молитву ”Отче наш”, написанное для некоего Христолюбца. – 1986, 7, 69;8, 64. 181. ЕГО ЖЕ. О Богооставленности. – 1984, 3, 39. 182. ЕГО ЖЕ. Тайноводство. – 1987, 4, 68;5, 69;7, 68;8, 66;10, 67. 183. ВЕНЕДИКТОВ И. Преподобный Максим Исповедник и его толкование на Молитву Господню “Отче наш”. – 1986, 7, 66. 184. ЕГО ЖЕ. Толкование на Божественную литургию преподобного Максима Исповедника . – 1987, 4, 67. 185. ЗЯБЛИЦЕВ Г., диак. Богословие преподобного Максима Исповедника . – 1991, 11, 65. 186. МУМРИКОВ А., диак., ВЕНЕДИКТОВ И. Толкование на Божественную литургию преподобного Максима Исповедника . (Богословский аспект). – 1987, 5, 68. -------- 187. МАРК ПОДВИЖНИК , преп. О слове Божием. – 1985, 9, 43. -------- 188. МОИСЕЙ АВВА, преп. О покаянии. – 1985, 10, 77. -------- 189. НИКИТА СТИФАТ , преп. Слово в вопросах и ответах. – 1992, 6, 32. 190. СИДОРОВ А. Путь христианского любомудрия. (О преподобном Никите Стифате ). – 1992, 6, 33. -------- 191. НИКИДИМ СВЯТОГОРЕЦ, преп. О добрых делах. – 1985, 10, 31. 192. ЕГО ЖЕ. О печали. – 1985, 3, 38. 193. ЕГО ЖЕ. Слово о Пресвятом Таинстве Евхаристии. (К 175-летию со времени преставления). – 1984, 2, 31. 194. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ . – 1984, 2, 30. 195. СЕМЕНОВ В., прот. “Невидимая брань” преподобного Никодима Святогорца . – 1995, 12, 67. -------- 196. НИКОЛАЙ КАВАСИЛА . Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. – 1992, 4, 20. 197. М. К. О Николае Кавасиле и его богословском наследии. – 1992, 4, 25. -------- 198. НИЛ СИНАЙСКИЙ , преп. О гордости и тщеславии. – 1984, 4, 32–33. 199. ЕГО ЖЕ. О любви к Богу. – 1984, 2, 71.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Земли поиманных В. Князь поимал на себя. Из монастырей – отобрал земли сначала у богатейших, а потом – у всех новгородских; не тронул монастырей корельских. Не ответ ли здесь, почему не отобраны земли у своеземцев? Потому, что проживая в уездах и обладая не большим количеством земли, они для Uoahha III не представляли особой опасности и потому интереса; потому, что обладая и большею сравнительно с названными собственностью другие жили в далекой какой н. Кореле, где Иоанн III мог их пока оставить в покое. Примечательно, что в уезде напр. Корельском отобранные земли принадлежали именно крупнейшим новгородским землевладельцам, а не малым боярам (Владыка, Казимир, Вас. Балакшин, Марк Панфильев и др.). Подтверждением нашей мысли служит и наблюдение над тем, где больше осталось своеземцев, и над тем, у каких своеземцев участки больше, у каких меньше. Возьмем уезды, близкие к Новгороду – Новгородский, Ладожский, Копорский и Ямской; здесь могли иметь много своих земель новгородцы, – посадники, тысяцкие, житья, купцы; но их земли конфискованы; и остались земельные собственники – своеземцы, у которых земли было в участке главным образом 1 обжа (43 случая); 1 ½ обжы (12 случаев), 2 обжы (40 случаев), 2 ½ обжи (4 случая), 3 обжы (22 случая), 3 ½ обжы (5 случаев), 4 обжи (10 случаев), 5 обеж (12 случаев), 5 ½ обеж (1 случай), 6 обеж (3 случая). В 12 случаях видим 7, 7 ½, 8, 10, 11 и 12 обеж. Нельзя сказать, чтобы участки были велики, и был ли интерес у осторожной Москвы немедленно отбирать их. Но, приходим мы в отдаленные уезды Ореховский и Корельский. И здесь много земель, отписанных на В. Князя; но они принадлежали главным образом крупным землевладельцам; но здесь же не мало земель у собственников средней руки – своеземцев; и им оставлена еще земля, как оставлена она Корельским монастырям. А различие в размерах участков земельных у этих своеземцев большое; правда и здесь есть 7 участков по ½ обжы, 34 – в 1 обжу, 15 – в 1 ½, 19 – в 2,5 – в 2 ½ обжы, 20 – в 3,6 – в 3 ½, 18 – в 4 обжы, 4 – в 4 ½, 9 – в 5 обеж, 4 – в 5 ½, 6 – в 6 обеж; но здесь же мы имеем 42 участка земли своезсмцевой размерами в 6 ½, 7, 7 ½, 8, 8 ½, 9, 9 ½, 10 ½, 11, 11 ½, 14, 14 ½, 15, 16, 18, 24, 20 ½, 21, 24, 26 ½, 33 обжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010