Воля к социальному превосходству, по словам Самого Иисуса Христа, несовместима с волей и поступками Самого Бога: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9,35–37 ). Стремление к превосходству делает человека бездушным, нетерпимым и приводит к опасности ввести в соблазн «малых» в Церкви ( Мк.9,38–42 ). Об этой опасности мы много рассуждали в прошлой беседе. Сейчас напомню только, что под «малыми» в Евангелии имеются в виду не дети, но люди неприметные, простые, незначительные, непривилегированные в общине учеников Иисуса. «Соблазнить» же кого-то означает – своим поведением привести человека к такому духовному настрою, что он откажется от веры в Иисуса Христа и от следования за Иисусом. Натурально-эгоистическому устремлению человека к превосходству Иисус Христос противопоставляет заповедь быть «из всех последним и всем слугою» ( Мк.9,35 ). Такой отказ от естественных человеческих стремлений и инстинктивных потребностей к доминированию некоторым может показаться неприемлемым насилием над собственной природой. Ведь для этого требуется, по словам Иисуса Христа, как бы отсечь свою руку или ногу, вырвать свой глаз… ( Мк.9,43–47 ). Последовать такому требованию жертвенного самоочищения ( «осоления», по слову Господа) может быть болезненным, соединено со страданиями: «всякий огнем осолится» ( Мк.9,49 ). Но что стоят эти страдания по сравнению с теми, которые ожидают человека, если он, вопреки ясному указанию Иисуса, проморгает, потеряет свое будущее? Тогда его будет ожидать геенна и «огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает». Марк знал, что именно для Двенадцати, для особо призванных Иисусом в качестве Его самых близких, самых доверенных лиц, именно для них, особо избранных, должно быть весьма болезненно искать не почестей, а неприметности, стремиться не к высокому положению, а к самому последнему месту в «иерархии». Это и в самом деле трудно и может быть даже мучительно. Однако только так они могут осолиться: «всякий огнем осолится» ( Мк.9,49 ). Иными словами, только на этом пути смирения они могут достичь необходимой им чистоты и вкуса. И только так они смогут сохранять между собою мир. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,1–12; Мф 19,3–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Такъ какъ ты препобедилъ (смерть) силою высшаго (естества), то душа твоя, отделившись отъ тела, расторгла обои узы — смерти и ада — могуществомъ твоимъ, Слово (Псал. 15, 10; Деян. 2, 27). Адъ, сретивъ тебя, Слово, огорчился, видя смертнаго обоженнымъ и изъязвленнаго ранами всесильнымъ, и онемелъ отъ сего страшнаго (Ис. 14, 9). Песнь 5–я. Ирмосъ. Увидевъ светь твоего, Христе, милостиво совершившагося между нами, отъ нощи бодрствуя восклицалъ: воскреснутъ мертвые, и востанутъ во гробахъ и все на земле возрадуются (Ис. 26, 19). Ты обновляешь земнородныхъ, Создатель, самъ соделавшись перстнымъ, и плащаница и гробъ являютъ, Слово, присущее тебе таинство; ибо благоименитый Советникъ выражаетъ волю Родителя твоего, въ тебе меня велелепно обновляющаго (Марк. 15, 43–46). ты изменяешь смертное и тленное, делая божественно нетленнымъ и безсмертнымъ принятое на себя (естество): ибо плоть твоя, Владыка, не видела и душа твоя дивнымъ образомъ не оставлена во аде (1 Кор. 15, 42–44; Псал. 15, 10). Произшедши отъ безбрачной и бывъ прободенъ въ ребра, ты чрезъ совершилъ Евы, Создатель мой, Адамомъ, сверхестественно животворнымъ сномъ и жизнь изъ сна и какъ всесильный (Быт. 2, 7–21; 3, 20; 1 Кор. 15, 45). Песнь 6–я. Ирмосъ. Былъ объятъ, но не удержанъ китовыми недрами ибо прообразуя тебя, (Христе), пострадавшаго и предавшагося онъ исшелъ изъ зверя, какъ изъ чертога, а къ страже (гроба твоего) взывалъ: тщетно и напрасно, (Христа) — истинную Милость вы оставили (Матф. 28, 4–11; 2, 9). Умерщвленъ былъ ты, Слово, но не отделился отъ плоти, которую принялъ; ибо хотя и разрушился храмъ твой во время но и тогда было одно лице Божества и плоти твоей, такъ какъ въ обоихъ единъ ты пребываешь Сынъ, Слово Богъ и человекъ 2, 19; 1 Тим.2, 5). Смертоносно для людей, но не для Бога было Адамово: ибо хотя и пострадало перстное существо плоти твоей, но Божество осталось безстрастнымъ; и даже тленное (естество) въ себе ты преобразилъ въ нетленное и открылъ источникъ нетленной жизни въ (Быт. 2, 7; Рим. 5, 12; Кол. 1, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

С момента открытия корпуса сочинений Е. существует 2 т. зр. на его личность. Д. Богданович отождествлял гимнописца с соименным ему буд. Сербским св. патриархом посл. четв. XIV в. (1375 - ок. 1380; 1389-1390), болгарином по происхождению (см. ст. Ефрем , свт., патриарх Сербский), тогда как П. Матеич считал его болг. книжником, представителем тырновской книжно-лит. школы, о к-ром более ничего не известно. Обе версии имеют сильные и слабые стороны, но в целом т. зр. Матеича представляется более предпочтительной. Против версии Богдановича свидетельствует молчание обоих Житий патриарха, в особенности написанного его учеником, еп. Марком Печским (см. ст. Ефрем ), о лит. трудах учителя (хотя еп. Марк мог не знать о сочинениях Е., написанных не позднее 60-х гг. XIV в.). В то же время нет достаточных оснований считать царя, к-рому посвящен молебный канон Е., непременно болгарским, как это делает, исходя из даты списка, Матеич ( Матеич. 1982. С. 42-43), он вполне может быть отнесен и к серб. царю Урошу (ум. в 1371), и к визант. императору. Отсутствие следов бытования произведений Е. в болг. и/или позднейшей славяно-молдав. и восточнослав. (древнерус.) рукописной традиции (ср.: Там же. С. 56) косвенно может указывать на то, что он писал их не в Болгарии и не на Афоне, поскольку корпус текстов афонско-тырновского происхождения в целом хорошо представлен и в рус. и в молдав. списках; нельзя, впрочем, быть уверенным, что такие следы не будут выявлены в дальнейшем. В случае тождества Е. и патриарха хиландарский Канонник, по всей видимости, не является автографом последнего: характер почерка (развитой книжный полуустав - образцы почерка см.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. Сл. 202; Матеич. 1982. С. 260-342) указывает на время значительно более позднее, чем кон. 10-х - 20-е гг. XIV в., когда буд. серб. первосвятитель должен был обучаться грамоте. С большой степенью вероятности писец Канонника отождествляется с Дамианом, переписавшим стишной Пролог (София. БАН. Слав. 74) кон. XIV - нач. XV в. ( Матеич. 1982. С. 13).

http://pravenc.ru/text/182107.html

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://e-vestnik.ru/news/v_krestopoklonn...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

36 5-е поучение аввы Дорофея. 37 В 4-м слове св. Иоанна Лествичник говорит: «Обманулись все те, которые, предавая себя Богу, подумали, что не имеют они нужды ни в каком руководстве. Ибо, кто без помощи наставника вступает в борьбу с духами злобы, тот бывает ими умерщвлен». 38 Итак, самоволие — причина нашего охлаждения и нашей погибели. Душа самовольника мятется, скорбит и не знает куда идет. Скорбит от сознания тщетности своего труда без послушания там, где должно быть полное повиновение и отсечение своей воли. Мятется от укоров совести, ожидая будущей ответственности за всякое слово и дело. И хорошо еще, если сознает, может быть, исправится; несознание при живом теле есть смерть души. 39 5-е поучение аввы Дорофея. 40 Под преуспевшими следует прежде всего понимать старца-руководителя или духовника и настоятеля. 41 Рассеянность, невнимание к себе, пустословие и праздность уничтожают все наши добрые начинания в духовной жизни, а осуждение других еще ввергает нас в осуждаемые или другие пороки. В 10-м слове св. Лествичник говорит: «Если бы человек без покрывала самолюбия увидел свои злые дела, то ни о чем другом не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание самого себя недостанет ему времени». 42 3-е поучение аввы Дорофея. 43 Авва Дорофей говорит: «Совесть называется соперником потому, что всегда сопротивляется злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем, и опять: чего мы не должны делать и делаем, и за это осуждает нас» (3-е поучение). 44 3-й том Русского Добротолюбия. § 1. «Цветособрание» св. Илии Екдика. 45 В славянском языке сказано: знамение. 46 Кто боится искушений, тот или добра не делает, или, сделав добро, совершает большее зло и разрушает прежде сделанное. Св. Антоний великий говорит, что без искушения и никто не спасется. То же утверждает и св. Лествичник в 26-м слове. Посему преподобный Марк подвижник истинной добродетелью считает то, когда после совершения добра человек победит искушение и не впадет в грех. 47 Пока не начнут каяться, сознавать свои грехи, избегать их и, по возможности, угождать Богу подвигами и делами милосердия. Тогда и те у Господа будут в числе избранных, ибо Он всем хочет спасения, всем подает благодать, всех призывает, и все, ищущие Его, обретают у Него милость по мере своего духовного преуспеяния и любви к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра). 10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста). 11) 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа). 12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя). В промежутках между Евангелиями поются антифоны , которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.» И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.» После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец , передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен. Приводим здесь ирмосы этого канона. Песнь первая: К Тебе Утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче. Утро посвящаю Тебе Слову Божию. Оставаясь неизменным, Ты унизил Себя по милосердию [к нам] и бесстрастно снизошел до претерпения мук. Мир подай мне падшему, Человеколюбче. Песнь восьмая: Столп зл обы Богопротивныя Божественнии отроцы обличаша; на Христе же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащаго дланию. Его же вся тварь благословит, славящи во веки. Благочестивые юноши [в Вавилоне] подвергли бесчестию столб с мерзким [идолом], а буйствующее против Христа сборище беззаконных [начальников] замышляет тщетное, намереваясь убить Того, Кто держит жизнь в Своей руке, Кого вся тварь благословляет, прославляя вовеки.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Там сказано, что за Израиль в качестве выкупа отдаются африканские страны Египет, Эфиопия и Савея. А Иисус Христос говорит о том, что Он пришел, чтобы отдать Его собственную жизнь, чтобы избавить многих от гибели, в которую они ввергли себя своим неповиновением и неверностью. Насколько революционно звучало это высказывание Иисуса Христа, мы можем полностью осознать только тогда, когда вспомним о том, что, согласно общим иудейским ожиданиям, грядущий Сын Человеческий должен воссесть на престоле для суда над людьми! Конечно: казалось само собой разумеющимся, что так и должно быть, ибо сильные, наделенные властью всегда возвышаются над прочими. И вот, вопреки этому ожиданию, Иисус говорит совсем иное: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить...!» ( Мк.10,45 ). В этом причина, почему в обществе Иисуса Христа не может быть стремления к первым местам, о которых размечтались Иаков и Иоанн Зеведеевы. Поскольку Он пришел для того, чтобы Своим участием и самопожертвованием спасти людей от власти смерти, по Его следам действительно идут только те, которые живут не за счет других, но живут для того, чтобы дать жизнь и возрождение другим. Исцеление слепого Вартимея. Следование за Иисусом (Мк.10,46–52, Мф 20,29–34: Лк 18,35–43). 46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося/милостыни./ 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. 49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. 50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. 51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. 52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Не без оснований Евангелист Марк после слов Иисуса об отдаче Его жизни для искупления многих и связанным с этим требованием к Его ученикам служить, а не господствовать ( Мк.10,42–45 ) рассказывает об исцелении слепого нищего Вартимея. Ибо даже ученикам Иисуса все еще очень трудно было понять, что только этот путь – истинный. Вставая на путь следования Иисусу, человек всегда будет поначалу «слепым и нищим».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Ибо у Него все живы» (стих 38), т.е. все – которых Он Бог – Ему живы. Если они и умершие, то для людей, по отношению к людям, но не в отношении к Богу. Таким образом, будущее воскресение умерших является естественным и необходимым завершением того жизненного состояния, в котором находятся умершие до страшного суда. Лк.20:39 .  На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. Лк.20:40 .  И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: Лк.20:41 .  как говорят, что Христос есть Сын Давидов, Лк.20:42 .  а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, Лк.20:43 .  доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Лк.20:44 .  Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк.20:45 .  И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: Лк.20:46 .  остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, Лк.20:47 .  которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. «Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди ( Мк.12:32 ). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше ( Лк.10:25 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился. «И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка ( Мк.12:34 ). «Как говорят...» (стихи 41–44). (См. Мк.12:35–37 ). «И когда слушал весь народ...» (стихи 45–47). (См. Мк.12:38–40 ). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Церковное Предание сохранило сведения о П. как об апостоле, чьим основным способом проповеди, однако, была устная речь. В кн. Деяния св. апостолов сохранились 3 его проповеди (Деян 2. 14-36; 3. 12-26; 10. 34-43). Они демонстрируют свободное владение П. устной речью, способность убедительно выражать мысль, четко структурировать содержание. Однако проповеди П., приведенные в Деяниях, не проясняют вопрос о том, был ли он грамотным, и если да, то когда именно он научился читать и писать. О возрасте П. и других апостолов в тот момент, когда они встретились с Иисусом, в Евангелиях ничего не говорится. Однако известно, напр., что у Иакова и Иоанна был жив отец, находившийся в дееспособном состоянии (Мф 4. 21), а у П. была жива теща (Мф 8. 14-15). Согласно церковному Преданию, апостолы пережили Иисуса в среднем лет на 30, причем большинство из них умерли не своей смертью. Исходя из этого, можно предположить, что в момент призвания все они были приблизительно ровесниками Иисуса, а некоторые моложе Его. Призвание П. на апостольское служение Призвание П. на апостольское служение описывают 3 рассказа: один приведен у ап. Иоанна, другой - у ап. Луки, 3-й - у апостолов Матфея и Марка. Чудесный услов рыбы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г. Фото: Fr. Lauerence Lem, O. P./Fliekr Чудесный услов рыбы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Ок. 520 г. Фото: Fr. Lauerence Lem, O. P./Fliekr Согласно Евангелию от Иоанна, П. познакомился с Иисусом не в Галилее , как это может явствовать из повествований синоптиков, а в Иудее, где крестил Иоанн (Ин 1. 35-42). Этот рассказ распадается на 3 эпизода. В 1-м фигурируют 2 ученика Иоанна Крестителя: Андрей и другой, остающийся безымянным. Под последним можно подразумевать Иоанна, автора Евангелия ( Иларион (Алфеев). 2016. С. 513-514). Во 2-м эпизоде Андрей встречается со своим братом. В 3-м П. появляется перед Иисусом, и Иисус дает ему новое имя. О том, что Симон получил от Иисуса новое имя, упоминают и синоптики, но происходит это, согласно их повествованиям, при иных обстоятельствах. Ап. Марк рассказывает о том, как Иисус, будучи в Галилее, «взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать» (Мк 3. 13-14). Поименный список 12 апостолов открывается словами: «поставил Симона, нарекши ему имя Петр» (Мк 3. 16). Ап. Лука упоминает о переименовании Симона также в связи с избранием 12 апостолов (Лк 6. 12-14). Ап. Матфей увязывает наречение Симону нового имени с эпизодом, происходившим в Кесарии Филипповой, когда П. единственный из учеников исповедал Иисуса Сыном Божиим (Мф 16. 13-20).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010